Состояние проблемы развития социально-коммуникативной компетентности в образовательном процессе современного вуза
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Трофименко
М.
П. Состояние проблемы развития социально-коммуникативной компетентности в образовательном процессе современного вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2012. – №11 (Ноябрь). – С.
71–75. – URL:
http://e-koncept.ru/2012/12159.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования социально-коммуникативной компетентности в образовательном процессе современного вуза на примере подготовки учителей русского языка и литературы с дополнительной специальностью «Иностранный язык». Материал публикации представляет результаты анализа учебного плана специальности, констатирующей диагностики сформированности рассматриваемой компетентности, делается вывод о необходимости изменения способа подготовки для формирования социально-коммуникативной компетентности, не расширяя содержательную составляющую.
Ключевые слова:
профессиональная подготовка, социально-коммуникативная компетентность, государственные стандарты, модель обучения
Текст статьи
Трофименко Марина Павловна,старший преподаватель кафедры иностранных языков ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет», г. Нижневартовскmtrophimenko@mail.ru
Состояние проблемы развития социальнокоммуникативной компетентности в образовательном процессе современного вуза
Аннотация.В статье рассматривается проблема формирования социальнокоммуникативной компетентности в образовательном процессе современного вуза на примере подготовки учителей русского языка и литературы с дополнительной специальностью «Иностранный язык». Материал публикации представляет результаты анализа учебного плана специальности, констатирующей диагностики сформированности рассматриваемой компетентности, делается вывод о необходимости изменения способа подготовки для формирования социальнокоммуникативной компетентности, не расширяя содержательную составляющую.Ключевые слова:социальнокоммуникативная компетентность, профессиональная подготовка, государственные стандарты, модель обучения.
Социальнокоммуникативная компетентность представляет собой значимую и относительно самостоятельную подсистему в структуре профессиональной компетентности современного специалиста и проявляется во взаимодействии педагога с различными субъектами образовательного пространства. Особое значение социальнокоммуникативной компетентности в своих исследованиях подчеркивает Е.А.Шумилова, считая, что данное понятие не сводится только к коммуникативным способностям или к социальной осведомленности педагога. А. К. Маркова пишет, что только высокий уровень сформированности социальнокоммуникативной компетентности позволяет учителю переструктурировать всю систему ранее приобретенных знаний и «перекодировать новые знания таким образом, чтобы формировать у своих учащихся дифференциально, социально, аутопсихологические компоненты усвоения этих знаний, т. е. чтобы усвоение этих знаний стало средством развития их способностей!» [1]. Вместе с тем, сложившаяся в настоящее время система педагогического образования не всегда способна в полной мере обеспечить реализацию новой концептуальной основы подготовки педагога, ориентированной в стратегическом плане на реализацию наукоемкой, личностной, субъективной, деятельностной, индивидуальнотворческой парадигмы образования. Одной из задач нашего исследования является анализ современного состояния проблемы формирования социальнокоммуникативнойкомпетентности в современном вузе у студентов педагогических специальностей. Вопросами подготовки педагога в вузе занимались И. Ю. Алексашина, И. С. Батракова, Л. Н. Бережнова, В.А.Бодров, Л. Г. Брылева, В. В. Горшкова, А. И Жилина, В. И Загвязинский, С.П.Иванова, В. И Козырев, Л. Ф. Колесников, И. А. Колесникова, Н. В. Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, Н. Ф. Радионова, В. А. Сластенин, Н. Н. Суртаева, Г. С Сухобская, П.И.Третьяков, А.П. Тряпицына, Ю. Г. Фокин и др. В. А. Сластенин отмечает, что подготовкапедагога –это непрерывный процесс, который осуществляется на протяжении всей профессиональной деятельности. Вузовская подготовка должна предполагать, что «сегодня» мы готовим педагога «на завтра». Содержание высшего профессионального образования определяют государственный заказ, государственные стандарты и образовательные программы. Данные документы были нами проанализированы с точки зрения возможности формирования социальнокоммуникативной компетентности у студентов. Это позволило сделать следующие выводы: профессиональная подготовка специалистов по направлению «Русский язык и литература»с дополнительной специальностью «Иностранный язык» в системе высшего профессионального образования достаточно основательная в области формирования коммуникативной, профессиональной и специальнопрофессиональной компетенцийили компетентностей. Вместе с тем, очевидно, что должного акцента на формировании социальнокоммуникативной компетентности нет, но содержательный аспект образовательного процесса в вузе имеет соответствующийресурс для формирования рассматриваемой компетентности. Проблема ее формирования актуализируется и при анализе не только содержания образования, но и механизмов и ресурсов ее формирования у студентов, поскольку увеличение часов за счет введения факультативов или спецкурсов по формированию социальнокоммуникативной компетентности не представляется целесообразным, и, следовательно, имеет смысл рассматривать и модернизировать организацию образовательного процесса, что является следующей задачей нашего исследования и не рассматривается в данной статье.Как отмечает в своей работе С. А. Смирнов, самой распространенной моделью обучения в российском образовании является модель «конвейера» [2]. Эта классическая модель оформилась на базе европейского (немецкого) университета и является самой массовой моделью в условиях массового мирового образования. Она доминирует практически во всех вузах нашей страны. Данная модель ориентирована прежде всего на передачу твердых и глубоких знаний классических образцов из наук и искусств. Развитие образования в этой модели выстраивается как все большее умножение учебных текстов, расширение и усложнение учебных программ. С появлением очередной научной дисциплины появляется новый учебный предмет. По меткому определению автора, «студентна входе проходит отбор, затем проходит по этому конвейеру как по цепочке, и на выходе выпускается как специалист, знающий и прослушавший тот или иной курс».«Будучи доминирующей, модель конвейера становится тормозом в организации и развитии эффективной системы образования», –пишет С. А. Смирнов Очевидно, что в современном образовании, тем не менее, нарабатываются альтернативные концепции, теории, подходы, технологии, апробируются новые идеи. Вместе с тем, опрос преподавателей, по данным С.А. Смирнова, по вопросу, что Вы используете, чтобы повысить эффективность учебного процесса, показал следующие результаты:–обновление и переработка базового курса –26,1%;
–подготовка нового курса –22,4%;–новый спецсеминар –10,4%;–новый практикум –7,0%;–новые формы контроля –15,2%;–новые методические приемы –17,8%. Безусловно, вопросы совершенствования организации образовательного процесса в вузе не остаются без внимания. Так, в рамках модернизации российского образования обсуждаются и внедряются стандарты третьего поколения. Анализ содержания базовых компетентностей в проекте нового образовательного стандарта позволяет нам констатировать, что перечень предлагаемых компетенций –есть суть социальнокоммуникативной компетентности. Так, из 33 представленных в проекте стандарта показателей компетентностей, 23 являются показателями социальнокоммуникативной компетентности, что составляет 70% от числа перечисленных показателей, что доказывает актуальность, необходимость и востребованность формирования данной компетентности у студентов педагогических специальностей. Вместе с тем, как уже отмечалось, обновления содержания и нормативноправовой базы образовательного процесса в вузе для формирования социальнокоммуникативной компетентности недостаточно, поскольку расширения содержания образовательных дисциплин в целом не предполагается и, следовательно, необходима модернизация организации самого образовательного процесса.Итак, анализ действующих учебных планов, организации учебного процесса и образовательных программ позволил нам сделать следующие выводы.Вопервых, предлагаемые в Государственном стандарте образовательные дисциплины в целом имеют достаточный потенциал для эффективного формирования социальнокоммуникативной компетентности будущих учителей.Вовторых, проблемными полями в формировании названной компетентности остаются компетенции социального взаимодействия, социальные компетенции, компетенции личностного самосовершенствования (эгокомпетенция, самоидентификация), толерантная компетенция, правовая компетенция, социопрофессиональная компетенция.Втретьих, организация учебного процесса в современном вузе попрежнему имеет традиционный характер, что не способствует формированию социальнокоммуникативной компетентности на этапах поведенческого и креативнодеятельностного освоения. Следовательно, в рамках нашего исследования подтверждается необходимость формирования социальнокоммуникативной компетентности через реализациюдополнительного педагогического воздействия (в нашем случае –методическая система) в образовательном процессе вуза.Таким образом, теоретический анализ источников по проблеме, анализ нормативноправовой базы, анализ содержания современного педагогического образования позволил нам обосновать методологическую основу и перейти к экспериментальной оценке реального состояния сформированности социальнокоммуникативной компетентности студентов педагогических специальностей. Оценка сформированности социальнокоммуникативной компетентности студентов педагогического направления вуза осуществлялась в процессе констатирующего эксперимента, в ходе которого были предложены анкета, самооценка, тест. В эксперименте приняли участие 120 студентов с первого по пятый курс гуманитарного факультета университета.Определение средней арифметической по совокупности параметров сформированности социальнокоммуникативной компетентности позволяет констатировать следующее: средний показатель высокой степени сформированности представляется достаточно низким и равен 9,4%. Обобщенный показатель достаточной степени развития социальнокоммуникативной компетентности равен 28,6%, недостаточная степень развития –25,8%. Таким образом, исходя из теоретического и практического анализа, можно констатировать недостаточный уровень сформированности знаний, содержания, опыта, отношения и рефлексии по всем структурносодержательным компонентам социальнокоммуникативной компетентности, и, следовательно, невысокий уровень развития данной компетентности всовокупности показателей. Вместе с тем, очевиден высокий показатель (90%) готовности студентов к процессу формирования и развития всех компонентов социальнокоммуникативной компетентности, что обеспечивает эффективность реализации замысла педагогического эксперимента на дальнейших этапах.Теоретический анализ психологопедагогической литературы и нормативноправовой документации по организации учебного процесса в современном вузе, констатирующее исследование реального состояния проблемы формирования социальнокоммуникативной компетентности позволило нам разработать диагностическую систему оценки сформированности данной компетентности и провести констатирующее исследование, оценив уровень сформированности социальнокоммуникативной компетентности у студентов гуманитарного факультета университета. Мы получили следующие результаты, представленные в таблице (табл.1).Таблица 1Оценка констатирующего уровня сформированности социальнокоммуникативной компетентности
КурсКритерийМотивационноценностныйСодержательнокогнитивныйОперационнотехнологическийИндивидуальноличностного развитияРегулятивнорефлексивныйПервый 100%24%16%20%12%Второй 96%36%20%24%12%Третий 84%48%36%56%33%Четвертый и пятый 78%56%56%67%48%
В таблице (табл. 2)представлены результаты констатирующего этапа эксперимента по оценке сформированности структурных составляющих социальнокоммуникативной компетентности студентов, принявших участие в эксперименте.Из основных предложенных в опроснике составляющих социальнокоммуникативной компетентности, студенты не в должной мере готовы к актуализации проблемы формирования компетенции гражданственности и компетенции здоровьесбережения, вероятно считая, данные компетенции сформированными. Вместе с тем, их волнует эмоциональноволевая регуляция данных компонентов, что говорит о неготовности практической реализации данных компетенций. Это также подтверждается невысоким процентом положительного отношения к процессу формирования данных компетенций и опыта их использования. Готовность к формированию остальных компетенций составила 100%, что подтверждается недостаточными знаниями о содержании компетенции общения, компетенции социального взаимодействия, социопрофессиональной компетенции и всех остальных, исключая компетенцию здоровьесбережения. Невысокие показатели и опыта использования знаний о компетенциях, исключая компетенции общения (88%) и социального взаимодействия (88%). Это, вероятно, связано со спецификой организации образовательного процесса вуза, где на занятиях формируются знания о данных компетенциях, а в ходе педагогических практик студенты имеют недостаточную возможность реализовать эти знания. К сожалению, большинство студентов считают педагогическую практику достаточной формой для формирования опыта реализации компетенций. Оценка сформированности социальнокоммуникативной компетентности по всем критериям позволила определить ее совокупный уровень из расчета, что набранные проценты от 0 до 30% характеризуют адаптивный уровень, от 30% до 60 –репродуктивный, от 60% до 80% –эвристический, от 80% до 100% –креативный. Результаты представлены в таблице (табл. 3).Таблица 2Сформированность социальнокоммуникативной компетентности
Компоненты социальнокоммуникативной компетентностиОриентировочный критерийГотовность к актуализации компетентностиЗнания (когнитивная основа компетентности)Опыт использования знаний (умения)Положительное отношение к процессу, содержанию и результату компетентностейЭмоциональноволевая саморегуляцияКомпетенция общения100%52%88%100%75%Компетенция социального взаимодействия100%48%88%100%100%Социопрофессиональная компетенция100%29%54%100%100%Компетенция самоидентификации, саморазвития и самосовершенствования100%47%55%75%88%Социальнопсихологическая компетенция100%58%30%100%100%Социальные компетенции100%34%39%100%100%Компетенции гражданственности67%55%43%65%88%Компетенции здоровьесбережения52%78%65%65%100%
Таблица 3Уровни сформированностисоциальнокоммуникативной компетентности
КурсУровеньАдаптивный уровеньРепродуктивный уровеньЭвристический уровеньКреативный уровеньПервый 100%–––Второй 76%24%––Третий –100%––Четвертый и пятый –64%26%–
Итак, теоретический анализлитературы, нормативноправовой документации, констатирующее исследование проблемы сформированности социальнокоммуникативной компетентности студентов педагогических специальностей современного вуза позволяет нам сделать вывод о необходимости и актуальности формирования данной компетентности у студентов. Также нами определены основные критерии и показатели социальнокоммуникативной компетентности, уровни формирования ее основных структурнофункциональных компонентов, что, безусловно, позволит обосновать и экспериментально проверить педагогические условия и модель формирования социальнокоммуникативной компетентности у студентовфилологов в процессе профессионального обучения.
Ссылки на источники1.Маркова А. К. Психология профессионализма. –М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. –308 с.2.Смирнов С. А.Практикуемые модели социальногуманитарного образования // Библиотека «Методические материалы для преподавателя культурологии». –URL:mailto:smir@online.nsk.su.
Trofimenko Marina,Senior teacher, Department of Foreign Languages of Nizhnevartovsk State University of Humanities, Nizhnevartovskmtrophimenko@mail.ruProblems of SocioCommunicative Competence Development within the Educational Process of Modern Educational InstitutionsAbstract. The article deals with the problem of sociocommunicative competence formation within the educational process of modern universities: the case of training of Russian language teachers with the additional specialization «the Foreign teacher». The article describes the results of the speciality syllabus analysis, the results of confrontive tests of the competence. The author comes to the conclusion that the way of training should be changed without syllabus altering.Keywords: Sociocommunicative competence, vocational training, national educational standards, learning model.
Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»
Состояние проблемы развития социальнокоммуникативной компетентности в образовательном процессе современного вуза
Аннотация.В статье рассматривается проблема формирования социальнокоммуникативной компетентности в образовательном процессе современного вуза на примере подготовки учителей русского языка и литературы с дополнительной специальностью «Иностранный язык». Материал публикации представляет результаты анализа учебного плана специальности, констатирующей диагностики сформированности рассматриваемой компетентности, делается вывод о необходимости изменения способа подготовки для формирования социальнокоммуникативной компетентности, не расширяя содержательную составляющую.Ключевые слова:социальнокоммуникативная компетентность, профессиональная подготовка, государственные стандарты, модель обучения.
Социальнокоммуникативная компетентность представляет собой значимую и относительно самостоятельную подсистему в структуре профессиональной компетентности современного специалиста и проявляется во взаимодействии педагога с различными субъектами образовательного пространства. Особое значение социальнокоммуникативной компетентности в своих исследованиях подчеркивает Е.А.Шумилова, считая, что данное понятие не сводится только к коммуникативным способностям или к социальной осведомленности педагога. А. К. Маркова пишет, что только высокий уровень сформированности социальнокоммуникативной компетентности позволяет учителю переструктурировать всю систему ранее приобретенных знаний и «перекодировать новые знания таким образом, чтобы формировать у своих учащихся дифференциально, социально, аутопсихологические компоненты усвоения этих знаний, т. е. чтобы усвоение этих знаний стало средством развития их способностей!» [1]. Вместе с тем, сложившаяся в настоящее время система педагогического образования не всегда способна в полной мере обеспечить реализацию новой концептуальной основы подготовки педагога, ориентированной в стратегическом плане на реализацию наукоемкой, личностной, субъективной, деятельностной, индивидуальнотворческой парадигмы образования. Одной из задач нашего исследования является анализ современного состояния проблемы формирования социальнокоммуникативнойкомпетентности в современном вузе у студентов педагогических специальностей. Вопросами подготовки педагога в вузе занимались И. Ю. Алексашина, И. С. Батракова, Л. Н. Бережнова, В.А.Бодров, Л. Г. Брылева, В. В. Горшкова, А. И Жилина, В. И Загвязинский, С.П.Иванова, В. И Козырев, Л. Ф. Колесников, И. А. Колесникова, Н. В. Кузьмина, Ю.Н.Кулюткин, Н. Ф. Радионова, В. А. Сластенин, Н. Н. Суртаева, Г. С Сухобская, П.И.Третьяков, А.П. Тряпицына, Ю. Г. Фокин и др. В. А. Сластенин отмечает, что подготовкапедагога –это непрерывный процесс, который осуществляется на протяжении всей профессиональной деятельности. Вузовская подготовка должна предполагать, что «сегодня» мы готовим педагога «на завтра». Содержание высшего профессионального образования определяют государственный заказ, государственные стандарты и образовательные программы. Данные документы были нами проанализированы с точки зрения возможности формирования социальнокоммуникативной компетентности у студентов. Это позволило сделать следующие выводы: профессиональная подготовка специалистов по направлению «Русский язык и литература»с дополнительной специальностью «Иностранный язык» в системе высшего профессионального образования достаточно основательная в области формирования коммуникативной, профессиональной и специальнопрофессиональной компетенцийили компетентностей. Вместе с тем, очевидно, что должного акцента на формировании социальнокоммуникативной компетентности нет, но содержательный аспект образовательного процесса в вузе имеет соответствующийресурс для формирования рассматриваемой компетентности. Проблема ее формирования актуализируется и при анализе не только содержания образования, но и механизмов и ресурсов ее формирования у студентов, поскольку увеличение часов за счет введения факультативов или спецкурсов по формированию социальнокоммуникативной компетентности не представляется целесообразным, и, следовательно, имеет смысл рассматривать и модернизировать организацию образовательного процесса, что является следующей задачей нашего исследования и не рассматривается в данной статье.Как отмечает в своей работе С. А. Смирнов, самой распространенной моделью обучения в российском образовании является модель «конвейера» [2]. Эта классическая модель оформилась на базе европейского (немецкого) университета и является самой массовой моделью в условиях массового мирового образования. Она доминирует практически во всех вузах нашей страны. Данная модель ориентирована прежде всего на передачу твердых и глубоких знаний классических образцов из наук и искусств. Развитие образования в этой модели выстраивается как все большее умножение учебных текстов, расширение и усложнение учебных программ. С появлением очередной научной дисциплины появляется новый учебный предмет. По меткому определению автора, «студентна входе проходит отбор, затем проходит по этому конвейеру как по цепочке, и на выходе выпускается как специалист, знающий и прослушавший тот или иной курс».«Будучи доминирующей, модель конвейера становится тормозом в организации и развитии эффективной системы образования», –пишет С. А. Смирнов Очевидно, что в современном образовании, тем не менее, нарабатываются альтернативные концепции, теории, подходы, технологии, апробируются новые идеи. Вместе с тем, опрос преподавателей, по данным С.А. Смирнова, по вопросу, что Вы используете, чтобы повысить эффективность учебного процесса, показал следующие результаты:–обновление и переработка базового курса –26,1%;
–подготовка нового курса –22,4%;–новый спецсеминар –10,4%;–новый практикум –7,0%;–новые формы контроля –15,2%;–новые методические приемы –17,8%. Безусловно, вопросы совершенствования организации образовательного процесса в вузе не остаются без внимания. Так, в рамках модернизации российского образования обсуждаются и внедряются стандарты третьего поколения. Анализ содержания базовых компетентностей в проекте нового образовательного стандарта позволяет нам констатировать, что перечень предлагаемых компетенций –есть суть социальнокоммуникативной компетентности. Так, из 33 представленных в проекте стандарта показателей компетентностей, 23 являются показателями социальнокоммуникативной компетентности, что составляет 70% от числа перечисленных показателей, что доказывает актуальность, необходимость и востребованность формирования данной компетентности у студентов педагогических специальностей. Вместе с тем, как уже отмечалось, обновления содержания и нормативноправовой базы образовательного процесса в вузе для формирования социальнокоммуникативной компетентности недостаточно, поскольку расширения содержания образовательных дисциплин в целом не предполагается и, следовательно, необходима модернизация организации самого образовательного процесса.Итак, анализ действующих учебных планов, организации учебного процесса и образовательных программ позволил нам сделать следующие выводы.Вопервых, предлагаемые в Государственном стандарте образовательные дисциплины в целом имеют достаточный потенциал для эффективного формирования социальнокоммуникативной компетентности будущих учителей.Вовторых, проблемными полями в формировании названной компетентности остаются компетенции социального взаимодействия, социальные компетенции, компетенции личностного самосовершенствования (эгокомпетенция, самоидентификация), толерантная компетенция, правовая компетенция, социопрофессиональная компетенция.Втретьих, организация учебного процесса в современном вузе попрежнему имеет традиционный характер, что не способствует формированию социальнокоммуникативной компетентности на этапах поведенческого и креативнодеятельностного освоения. Следовательно, в рамках нашего исследования подтверждается необходимость формирования социальнокоммуникативной компетентности через реализациюдополнительного педагогического воздействия (в нашем случае –методическая система) в образовательном процессе вуза.Таким образом, теоретический анализ источников по проблеме, анализ нормативноправовой базы, анализ содержания современного педагогического образования позволил нам обосновать методологическую основу и перейти к экспериментальной оценке реального состояния сформированности социальнокоммуникативной компетентности студентов педагогических специальностей. Оценка сформированности социальнокоммуникативной компетентности студентов педагогического направления вуза осуществлялась в процессе констатирующего эксперимента, в ходе которого были предложены анкета, самооценка, тест. В эксперименте приняли участие 120 студентов с первого по пятый курс гуманитарного факультета университета.Определение средней арифметической по совокупности параметров сформированности социальнокоммуникативной компетентности позволяет констатировать следующее: средний показатель высокой степени сформированности представляется достаточно низким и равен 9,4%. Обобщенный показатель достаточной степени развития социальнокоммуникативной компетентности равен 28,6%, недостаточная степень развития –25,8%. Таким образом, исходя из теоретического и практического анализа, можно констатировать недостаточный уровень сформированности знаний, содержания, опыта, отношения и рефлексии по всем структурносодержательным компонентам социальнокоммуникативной компетентности, и, следовательно, невысокий уровень развития данной компетентности всовокупности показателей. Вместе с тем, очевиден высокий показатель (90%) готовности студентов к процессу формирования и развития всех компонентов социальнокоммуникативной компетентности, что обеспечивает эффективность реализации замысла педагогического эксперимента на дальнейших этапах.Теоретический анализ психологопедагогической литературы и нормативноправовой документации по организации учебного процесса в современном вузе, констатирующее исследование реального состояния проблемы формирования социальнокоммуникативной компетентности позволило нам разработать диагностическую систему оценки сформированности данной компетентности и провести констатирующее исследование, оценив уровень сформированности социальнокоммуникативной компетентности у студентов гуманитарного факультета университета. Мы получили следующие результаты, представленные в таблице (табл.1).Таблица 1Оценка констатирующего уровня сформированности социальнокоммуникативной компетентности
КурсКритерийМотивационноценностныйСодержательнокогнитивныйОперационнотехнологическийИндивидуальноличностного развитияРегулятивнорефлексивныйПервый 100%24%16%20%12%Второй 96%36%20%24%12%Третий 84%48%36%56%33%Четвертый и пятый 78%56%56%67%48%
В таблице (табл. 2)представлены результаты констатирующего этапа эксперимента по оценке сформированности структурных составляющих социальнокоммуникативной компетентности студентов, принявших участие в эксперименте.Из основных предложенных в опроснике составляющих социальнокоммуникативной компетентности, студенты не в должной мере готовы к актуализации проблемы формирования компетенции гражданственности и компетенции здоровьесбережения, вероятно считая, данные компетенции сформированными. Вместе с тем, их волнует эмоциональноволевая регуляция данных компонентов, что говорит о неготовности практической реализации данных компетенций. Это также подтверждается невысоким процентом положительного отношения к процессу формирования данных компетенций и опыта их использования. Готовность к формированию остальных компетенций составила 100%, что подтверждается недостаточными знаниями о содержании компетенции общения, компетенции социального взаимодействия, социопрофессиональной компетенции и всех остальных, исключая компетенцию здоровьесбережения. Невысокие показатели и опыта использования знаний о компетенциях, исключая компетенции общения (88%) и социального взаимодействия (88%). Это, вероятно, связано со спецификой организации образовательного процесса вуза, где на занятиях формируются знания о данных компетенциях, а в ходе педагогических практик студенты имеют недостаточную возможность реализовать эти знания. К сожалению, большинство студентов считают педагогическую практику достаточной формой для формирования опыта реализации компетенций. Оценка сформированности социальнокоммуникативной компетентности по всем критериям позволила определить ее совокупный уровень из расчета, что набранные проценты от 0 до 30% характеризуют адаптивный уровень, от 30% до 60 –репродуктивный, от 60% до 80% –эвристический, от 80% до 100% –креативный. Результаты представлены в таблице (табл. 3).Таблица 2Сформированность социальнокоммуникативной компетентности
Компоненты социальнокоммуникативной компетентностиОриентировочный критерийГотовность к актуализации компетентностиЗнания (когнитивная основа компетентности)Опыт использования знаний (умения)Положительное отношение к процессу, содержанию и результату компетентностейЭмоциональноволевая саморегуляцияКомпетенция общения100%52%88%100%75%Компетенция социального взаимодействия100%48%88%100%100%Социопрофессиональная компетенция100%29%54%100%100%Компетенция самоидентификации, саморазвития и самосовершенствования100%47%55%75%88%Социальнопсихологическая компетенция100%58%30%100%100%Социальные компетенции100%34%39%100%100%Компетенции гражданственности67%55%43%65%88%Компетенции здоровьесбережения52%78%65%65%100%
Таблица 3Уровни сформированностисоциальнокоммуникативной компетентности
КурсУровеньАдаптивный уровеньРепродуктивный уровеньЭвристический уровеньКреативный уровеньПервый 100%–––Второй 76%24%––Третий –100%––Четвертый и пятый –64%26%–
Итак, теоретический анализлитературы, нормативноправовой документации, констатирующее исследование проблемы сформированности социальнокоммуникативной компетентности студентов педагогических специальностей современного вуза позволяет нам сделать вывод о необходимости и актуальности формирования данной компетентности у студентов. Также нами определены основные критерии и показатели социальнокоммуникативной компетентности, уровни формирования ее основных структурнофункциональных компонентов, что, безусловно, позволит обосновать и экспериментально проверить педагогические условия и модель формирования социальнокоммуникативной компетентности у студентовфилологов в процессе профессионального обучения.
Ссылки на источники1.Маркова А. К. Психология профессионализма. –М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. –308 с.2.Смирнов С. А.Практикуемые модели социальногуманитарного образования // Библиотека «Методические материалы для преподавателя культурологии». –URL:mailto:smir@online.nsk.su.
Trofimenko Marina,Senior teacher, Department of Foreign Languages of Nizhnevartovsk State University of Humanities, Nizhnevartovskmtrophimenko@mail.ruProblems of SocioCommunicative Competence Development within the Educational Process of Modern Educational InstitutionsAbstract. The article deals with the problem of sociocommunicative competence formation within the educational process of modern universities: the case of training of Russian language teachers with the additional specialization «the Foreign teacher». The article describes the results of the speciality syllabus analysis, the results of confrontive tests of the competence. The author comes to the conclusion that the way of training should be changed without syllabus altering.Keywords: Sociocommunicative competence, vocational training, national educational standards, learning model.
Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»