Взаимодействие семьи и образовательных учреждений в организаторской деятельности педагога

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Микерова Г. Г. Взаимодействие семьи и образовательных учреждений в организаторской деятельности педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №3 (Март). – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1232.htm.
Аннотация. В статье приводятся различные формы взаимодействия семьи и образовательных учреждений и описываются наиболее значимые аспекты его эффективности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Микерова Галина Жоршовна,доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образованияФГБОУ ВПО«Кубанский государственный университет», г.Краснодарmykerova8@mail.ru

Взаимодействие семьи и образовательных учреждений в организаторской деятельности педагога

Аннотация. В статьеприводятся различные формы взаимодействия семьи и образовательных учреждений и описываются наиболее значимые аспекты его эффективности.Ключевые слова:взаимодействие, формы взаимодействия семьи и образовательных учреждений, совместная деятельность детей и родителей.

Важной психологической категорией организаторской деятельности педагога является «взаимодействие»,которое является формой развития, обоюдного изменения, способом освоениякультурного наследия, средствомвоспитания. Взаимодействие осуществляется в процессе совместной деятельности и общении. В любом взаимодействии одна сторона активнее другой, этим обусловлена руководящая, организующая роль педагогов (в скрытой или открытой форме) в процессе взаимодействия с воспитанниками и их семьями. Однако направляющая позиция одних не предопределяет пассивность других. Часто именно воспитанники существенно влияют на деятельность педагогов, стимулируют пересмотр педагогических позиций и установок, дают толчок для педагогического мастерства. Взаимодействие педагогов и воспитанников и их семьями зависит от характера отношений в педагогическом коллективе и определяется особенностями этих взаимоотношений в коллективе. Ведущая цель взаимодействия –развитие личностей взаимодействующих сторон, их взаимоотношений, развитие коллектива и реализация его воспитательных возможностей. Основными характеристиками взаимодействия являются: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимные действия, взаимовлияние. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены [1]. Сущность взаимодействия помогает раскрыть такие его характеристики, как срабатываемость и совместимость. Срабатываемость–феномен, характеризующий совместную деятельность людей с точки зрения еѐ успешности: количества, качества, скорости, оптимальной координациидействий партнеров, основанной на взаимном содействии. Совместимостьхарактеризуется максимально возможной удовлетворенностью партнеров друг другом, значительными эмоциональноэнергетическими на взаимодействие, высокой когнитивной идентификацией. Для совместимости ведущим является эмоциональный компонент взаимодействия. При оптимальной срабатываемости главным источником удовлетворения взаимодействием является совместная работа, при оптимальной совместимости этим источником служит процесс общения. Показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:‒по взаимопознанию –объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечения; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;‒по взаимопониманию –понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и воспитанниками; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;‒по взаимоотношениям –проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность еѐ результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициональному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность воспитанников;‒по взаимным действиям –осуществление постоянныхконтактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость, координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;‒по взаимовлиянию –способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания [2].

В общем плане о развитии взаимодействия участников можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних ивнутренних связей, осуществлению преемственности.Формы и методы взаимодействия семьи и школы в свете введения Федеральных государственных стандартов включают целый комплекс основных его характеристик, которые обеспечивают как обучающее, так и коррекционное воздействие. Методы коррекции в работе педагогов предполагают изменения отношений родителей к процессу обучения и воспитания их детей, и в частности формирования различных видов их универсальных учебных действий (УУД). Партнерские отношения семьи и школы в формировании УУД учащихся нацелены на повышение психологопедагогической компетентности родителей, которая заключается в:‒овладении родителями информацией о роли потребности у детей в общении с близкими взрослыми и сверстниками для формирования гармоничной личности; ‒расширении и содержательном обогащении видов совместной деятельности ребенка и родителей;‒повышении культуры общения родителей и детей; ‒организации условий для осознания родителями особенностей своего эмоционального отношения к ребенку, родительских чувств; ‒развитии форм сотрудничества и кооперации в отношениях с ребенком, формировании внутрисемейного доверия.Однако разнообразие форм и методов еще не всегда обеспечивает успех. Основная и главная задача родителей –сделать школу своим союзником, единомышленником, создать демократичный стиль отношений со школой.Организация взаимодействия семьи и образовательных учреждений зависит от организаторской деятельности педагогов, взаимоотношений родителей и учителя, желания родителей сотрудничатьсо школой, опираясь на ее помощь и поддержку. Родители и педагоги –воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда педагоги и родители станут союзниками. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с семьей дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания. Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с семьей должны показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий.Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.Педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни воспитанников, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично педагог может вовлечь остальных родителей, опираясь на родителейединомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи. Одно из родительских собраний целесообразно посвятить проблеме сотрудничества педагогов и родителей в воспитаниидетей, что поможет выявить определенные формы взаимодействия. Они будут основными способами организации их совместной деятельности и общения. Особо действенным является сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия семьи и педагога. Так обсуждение какойлибо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях. Наиболее распространены следующие коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей: родительское собрание, родительский лекторий, конференции по обмену опытом, вечер вопросов и ответов, диспут, встречи. Между тем, часто педагоги останавливаются только на одной из них –родительских собраниях[3].Хотяродительские собрания–основная формавзаимодействия семьи и педагога, педагог должен уметь правильно проводить их: классный руководитель организует деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может педагог вести сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям, где родительский комитет или очередная группа родителей (совет дела) обсуждают ход собрания, выбирают ведущего, определяют варианты решения вопросов, выносимых на собрание. Таким образом, собрания не сводятся к монологу педагога, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников собрания –включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается провести целевое наблюдение за поведением детей, а полученными результатами поделиться на собрании. Родительский лекторийспособствует ознакомлению родителей с вопросамивоспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в организации и проведении занятий. В определении тематики и планировании также участвуют родители, а педагог помогает им в этом. Если приглашаются специалисты, то родители и педагог (организаторы занятия) предварительно обговаривают с ним круг волнующих родителей проблем, продумывают способы привлечения и активизации участников занятий.Конференция по обмену опытом воспитаниядетей может быть тематической. Еѐ проведение целесообразно, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает родителей, а информация для них звучит более убедительно.Вечер вопросов и ответовпроводится после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и взаимоотношениях с ними. Диспут–размышление по проблемам воспитания –одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Участники диспута, разбившись на группы, могут сами сформулировать наиболее интересные вопросы, а затем отобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести на коллективное обсуждение. Такой способ позволяет включить всех в поиск наиболее правильного решения вопроса,помогает родителям занять определенную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов совету дела, педагогу или комуто из родителей, нужно подготовить заключительное сообщение. Предметом подобных обсуждений, дискуссий могутбыть конкретные ситуации из жизни класса, семьи, просмотренные вместе спектакли, кинофильмы. Встречис администрацией, учителями класса, социальными педагогами, психологами и др. целесообразно проводить ежегодно.Групповые формы взаимодействия педагогов и родителейобусловлены разной степенью подготовленности родителей к воспитанию детей в семье, спецификой их профессиональной деятельности, характером участия родителей в организации воспитательной работы, неодинаковой ролью, выполняемой ими в семье, индивидуальными особенностями учащихся, трудностями семейного общения. Особо важной формой является взаимодействие педагога с родительским комитетом, который может быть постоянным или сменным. Члены родительского комитета могут распределить роли, обязанности, функции как по организации работы с родителями, так и с детьми, определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной работе в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью педагоги организуют специальные встречи с отцами детей, проводят конференции, консультацииразмышления.Одна из главных задач педагога в организаторской деятельности с семьей –это создание условий для развития отношений родителей и детей. Основным средством еѐ решения является совместная деятельность родителей и детей, которая может быть организована в различных формах.Например, известны формыпознавательной деятельности:общественные смотры знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Предмет, тему и методику общественного смотра знаний воспитанники, родители и педагоги определяют совместно. Педагог составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, корректируя отношения между участниками. Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.День открытых уроковпроводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. Приглашаются все родители, либо определенная группа. В этот день учителя в нетрадиционной форме проводят уроки, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности учащихся. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы уроков, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы. Турнир знатоковможет быть проведен между родителями и учащимися, либо создаются смешанные семейные команды. Количество групп соответствует количеству туров. Каждая группа является организатором одного тура и участников всех остальных. Турнир может проводиться по одной теме, например «Турнир знатоков поэзии» или по разным темам, при этом тему может выбирать сама группа.Среди форм совместной деятельности родителей и детейв процессе взаимодействия семьи и образовательных учреждений выделяются формы трудовой деятельности:оформление кабинетов, трудовой десант по благоустройству и озеленению школьной территории, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни воспитанников и их родителей, сбор макулатуры и создание классной библиотеки. Они способствуют сплочению не только коллектива воспитанников, но и неформальному общению родителей и детей, их срабатываемости. В процессе взаимодействия семьи и образовательных учреждений используются формы досуга:совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей; просмотр, обсуждение фильмов, спектаклей, статей из Интернета; соревнования, конкурсы, КВНы. Особенно ценными формами досуговой деятельности родителей и детей являются домашние клубы выходного дня.В домашних клубах выходного дня родители организуют деятельность групп воспитанников, сформированных с учетом интересов и симпатий. Это могут быть –подготовка к праздникам, обучение различным специальным умениям, разговоры по душам, встречи с интересными людьми. Родительские школы по интересам организуются родителями для небольшой группы воспитанников. На занятиях, которые проводятся дома, дети не только приобретают конкретные трудовые умения и навыки, но и учатся общаться друг с другом, со взрослыми вне школы. Семейные конкурсы: «Папа, мама я –читающая семья», конкурсы семейных газет, альбомов, конкурс хозяек; «Папа, мама я –спортивная семья»; конкурс «Мужчины на поверке»–соревнование между мужчинами –отцами и мальчиками класса, способствуют развитию взаимопознания, взаимопонимания, взаимоотношения во взаимодействии семьи и образовательных учреждений [4].Следует отметить, что рассмотренные формы взаимодействия семьи и образовательных учреждений не новы. Между тем, в связи с модернизацией системы образования, введением федеральных государственных стандартов следует многие из них «оживить» и активно использовать в практике организаторской деятельности педагогов.

Ссылки на источники1–2.Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: учеб.пособие /Под ред. Д.И. Фельштейна. –М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. –332 с. 3.Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. –М.: МарТ; Ростов н/Д: МарТ, 2004. –353 с.4.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: учеб.методич.пособие. –М., Ростов н/Д: Учитель, 2000. –192с.

Mikerova Galina,The doctor of the pedagogical sciences, managing chair of pedagogics and an elementary education technique, the Kuban state university, Krasnodarmykerova8@mail.ru The interaction of family and educational institutions in the organizational activities of the teacherAbstract. This article describes the various forms of interaction between family and educational institutions, and describes the most important aspects of his performance.Keywords:interaction, forms of interaction between family and educational institutions, joint activities for children and parents.