Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чеглакова Л. С. Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №4 (Апрель). – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1233.htm.
Аннотация. В статье определены роль и значение деловых игр в подготовке студентов экономических специальностей, представлены основные группы игр, а также условия эффективного применения данных методов во время организации учебно-познавательной деятельности студентов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чеглакова Лариса Сергеевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и маркетинга ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировlarisa_s_76@mail.ru

Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей

Аннотация. В статье определены роль и значениеделовых игр в подготовке студентов экономических специальностей, представлены основные группы игр, а также условия эффективного применения данных методов во время организации учебнопознавательной деятельности студентов.Ключевые слова:деловая игра, учебный процесс, игровое имитационное моделирование, экономические дисциплины.

Современный лавинообразный рост числа научноисследовательских и учебнометодических разработок представляет собой неизбежное следствие трансформации российской системы высшего профессионального образования в области экономики, вызванной изменяющимися запросами рынка труда, особенно в сегменте трудоустройства молодых специалистов.К числу основных требований работодателя относятся не только фундаментальная профессиональная подготовка соискателя, но и обладание имцелым комплексом личностныхи профессиональных компетенций, навыков практической деятельности, способность к быстрому обучению, в том числе самосовершенствованию, склонность к применению в трудовой деятельности инструментов бенчмаркинга, лучших практик из других профессиональных областей.Требования к современным дисциплинам, преподаваемым в высших учебных заведениях, предполагают применение как традиционных, так и инновационных методик обучения, способствующих формированию у студентов необходимых для успешной профессиональной деятельности практических навыков работы.Достижение поставленных задач предполагает, наряду с классическими лекционнымиисеминарскимизанятиями, широкое внедрение в учебный процесс различных форм самостоятельной работы слушателей. В числе последних особое место занимает такая интерактивная методика обучениякак деловая игра, используемая в качестве основной формы организации практической работы студентов. Данная профессиональноориентированная технология отражает качественные изменения в современной системе высшего образования, которая нацелена на овладение студентами профессиональными и коммуникативными компетенциями наряду с активным творческим участием в обсуждении изучаемого материала, индивидуализации и дифференциации учебнопознавательной деятельности.В настоящее времяв мире используется более 2000 деловых игр. Экспериментальное игровое моделирование стало интенсивно развиваться с середины 50хгодов. Первые игры были разработаны в США (1955 г.,"Rand Corporation", 1958 г.,Американская ассоциация управления). Распространяются и внедряются деловые игры в Англии, Канаде, Японии, Франции, Германии, Польше и т.д.[1].В нашей стране в 1966 г. была создана первая крупномасштабная игра «Реформа», в 1968 г. деловая игра «Астра» (Ленинградский финансовоэкономический институт).Были созданы несколько научных центров по разработке теории и практики деловых игр (Москва, СанктПетербург, Киев, Новосибирск, Челябинск и др.), постоянно проводятся семинары по активным методам обучения.Деловые игры являются одной из наиболее эффективных форм решения практических задач обучения специалистов. Выступая как динамические модели упрощенной действительности, они позволяют имитировать реальные ситуации из практики будущей профессиональной работы студентов, реализуя различные сценарии построения процесса принятия решений и взаимодействия между контрагентами. При этом создаваемая имитационная модель требует немедленного решения поставленной задачи, развивая и укрепляя знания и навыки студентов, приобретенные на всех этапах обучения.Б.Г. Ананьев,один из основоположников отечественной психологической науки, пишет, что игра занимает ведущее место в социальном формировании человека, как субъекта познания и деятельности. В искусственно воссозданных условиях человек проигрывает разные жизненные и производственные ситуации, что является необходимым для его развития, изменения его социальных позиций, ролей в обществе, для формирования профессиональных интересов, потребностей и навыков. Французский ученый Р. Калуа в своей работе «Структура и классификацияигр» определяет общие характеристики, согласно которым игра свободна (у участника нет никаких обязательств), изолирована во времени и пространстве, регламентирована правилами, в ней создается и поддерживается высокое эмоцианальноинтеллектуальное напряжение участников через систему управления их взаимодействием [2].В реальной действительности круг необходимых для жизни и работы знаний постоянно расширяется, а возможности их усвоения не беспредельны. Важнейшей задачей поэтомустановится не только умение отбирать необходимые знания, систематизировать их, но и умение преобразовывать эти знания, приближать их к сегодняшним жизненным и профессиональным ситуациям, практике, к реальной профессиональной деятельности. Это означает, что деловая игра как метод активного обучения, помогают в теоретическом и практическом аспекте подготовки специалистов.Игра как метод обучения позволяет как бы «прожить» определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии. Деловые игры позволяют моделировать различные производственные ситуации, проектировать способы действий в условиях предложенных моделей, демонстрировать процесс систематизации теоретических знаний по решению определенной практической проблемы.Профессиональная деятельность специалистов экономического профиляносит достаточно многообразный характер, поэтому применение деловой игры в подготовке специалистов в области экономики, поможет активизировать процесс обучения и связать его с будущей профессиональной деятельностью.Исследователи установили, что при лекционной подаче материала усваивается 20% информационного материала, в то время как в деловой игре 90% [3].Введение и широкое применение деловых игр в ВУЗах позволяет уменьшить время, отводимое на изучение некоторых экономических дисциплин на 30–50% при большем эффекте усвоения материала. Этот фактор является очень существенным для более частого применения деловых игр в условиях обучения при постоянном временном дефиците.Итак, оценивая роль деловых игр в подготовке и переподготовке экономических кадров можно выделить следующие параметры:‒применение в деловых играх моделей реальных социальноэкономических систем позволяет максимально приблизить процесс обучения к практической деятельности руководителей и специалистов;‒принятие управленческих решений в деловых играх осуществляется ее участниками, которые выполняют определенные роли, а поскольку интересы разных ролей не совпадают, то решение приходится принимать в условиях конфликтных ситуаций;‒проведение деловых игр является коллективным методом обучения,в результате игры формируется коллективное мнение при защите мнения своей группы игроков и критики других групп;‒в деловых играх специальными средствами создается определенный эмоциональный настрой игроков, помогающий активному включению обучаемых в решение изучаемой проблемы.В игровом имитационном моделировании широко представлены деловые игры. В.Я.Платов рассматривает основные характерологические признаки имитационных методов активного обучения [4].1.Метод анализа конкретных ситуацийзаключается в том, что обучаемым предъявляется ситуация, связанная с некоторым моментом функционирования конкретной ситуации социальноэкономической системы. Задача обучаемых –коллективное принятие управленческого решения в конкретной ситуации. Для активизации занятия могут быть организованы группы, каждая из которых предлагает свой вариант решения (в виде рецензии или публичного защиты). Итог подводит преподаватель, проводящийзанятие.Характерологическим признаком анализа конкретной ситуации являются:‒наличие модели социальноэкономической системы, состояние которой рассматривается в некоторый дискретный момент времени;‒коллективная выработка решений;‒многоальтернативность решений;‒единая цель группы при выработке решений;‒наличие системы группового оценивания деятельности обучаемых;‒наличие управляемого эмоционального напряжения обучаемых.Применение метода анализа конкретных ситуаций целесообразно в тех случаях, когда рассматривается отдельная, относительно сложная организационная, экономическая или управленческая задача, правильное решение которой заранее известно преподавателю. За ним остается последнее слово при подведении итогов.2.Ролевые игры.Втаких играх обычно отрабатывается умение руководить людьми. До 40% всех вопросов, решаемых руководителем, относится к управлению коллективом, то есть успех руководства зависит от умения руководителя взаимодействовать с другими людьми. Для проведения игры необходимо моделировать управляющие системы, входящие в структуру конкретных социальноэкономических систем. Среди участников игры при разборе предлагаемых ситуаций распределяются роли, которые могут носить групповой характер. Задача игры–выработка для исполнителя каждой роли на каждом игры оптимальной стратегии поведения.Характерологические признаки ролевых игр:‒наличие модели управляющей системы, включенной в конкретную социальноэкономическую систему;‒наличие ролей;‒различие ролевых ценностей участников игры, исполняющих разные роли (компетентность);‒взаимодействие ролей;‒наличие общей цели у всего игрового коллектива;‒многоальтернативность решений;‒наличие системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры;‒наличие управляемого эмоционального напряжения.В отличие от анализа конкретных ситуаций в ролевых играх:‒необходимо наличие модели управляющей системы;‒решение,принятое обучаемым,воздействует только на управляющую систему, а не на объект управления;‒комплексмодель управляющей системы носит динамический характер, гдеесть ролевое общение, в котором общение может зависеть от хода общения между партнерами.3.Имитационные игры–это игры с разной целевой направленностью, для которых не свойственны некоторые из перечисленных характерологических признаков ролевых игр:‒втакой игре может быть только одна роль, тиражируемая каждым участником, который,в свою очередь,готовит свое решение;‒отсутствиемоделиуправленческой системы и объектауправления, остается только модель среды, в которой необходимо принять решение. Здесь моделируется деятельность конкретных руководящих работников или специалистов;‒отсутствие конфликтной ситуации.4.Организационнодеятельностные игры.Кклассу этих игр можно отнести: проблемные ролевые игры, проблемноориентированные деловые игры, апробационнопоисковые игры, инновационные игры. Эти игры применяют при решении сложных социальнопроизводственных задач, когда требуется объединение усилий специалистов разных направлений. Игра базируется на основе предъявляемой игрокам исходной информации о состоянии реальной социальноэкономической системы. Далее идет выработка, обсуждение и принятие решений по управлению указанной системой. В таких играх чаще решаются вопросы не оперативного управления, а разработкипрограммы управления. В игре выявляется комплекс проблем по управлению социальноэкономической системой и пути решения этих проблем. В организационнодеятельностных играх обычно рассматриваются кризисные для системы состояния, обеспечивающие повышенную мотивацию участников игры и выработкурешений, выводящих систему из кризиса. Для проведения игры целесообразно привлекать специалистов разных направлений, несущих в игре различныефункции (группа обеспечения, консультанты, руководители групп и другие). Организационная задача руководителя –координация коллективной деятельности участников игры, их личностное и межгрупповое общение на всех этапах решения проблемы. В организационнодеятельностных играх принципиально не закладывается безусловное решение проблемы, иногда игра может заканчиваться иотрицательным результатом.При использовании деловых игр процесс обучения максимально приближен к реальной деятельности предпринимателя, руководителя и специалиста в условиях рыночных отношений. Все участники игры охвачены игровым процессом, активно работают над разрешением проблемных и конфликтных ситуаций. В деловой игре наиболее ярко проявляется коллективизм, дух корпоративности, коммуникабельность, вырабатывается коллективное мнение и в то же время способность отстаивать собственное мнение. Сама обстановка деловой игры заставляет еѐ участников быть активными, сопереживать действию игры.Цель игры–активизация профессиональной деятельности и закрепление знаний обучающихся, приобретенных при изучении данной темы.Основная задача–выработка навыков принятия практического решения на игровых этапах «создания» и «развития деятельности» предприятия.Деловая игра –это групповое упражнение по выработке последовательности решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.При разработке деловой игры можно выделить следующие этапы.1.Постановка проблемы. 2.Определение типа по назначению (для обучения, в исследовательских целях, для принятия решений, проектирования, по кадровым вопросам).3.Выделение целей конструирования.4.Анализ главных закономерностей –связей, отношений, в моделируемой деятельности, исходя из проблемы, лежащей в основе игры. 5.Выделениеигровыхединици функций. На основе этой работы создается сценарный план, и продумываются игровые события.6.Созданиеперечнярешений, которые могут принимать игроки. На данном этапе определены основные точки, на которых базируется простая игра. 7.Формулировка правил, распределение ролей среди игроков. 8.Формулировкасистемы штрафов и поощрений, определение критериев выигрыша. Результаты игры могут быть очевидны,ивыраженыколичественно, амогут оцениваться экспертами.Игровое моделирование ситуаций является важным инструментом при формировании мышления у студентов в процессе изучения экономических дисциплин. Актуальны вопросы рассмотрения рыночной ситуации при принятии управленческих решений в условиях конкурентного рынка. При этом, безусловно, необходимо уметь учитывать и анализировать целый ряд вопросов рыночной конъюнктуры, начиная от анализа товаров и предоставляемых услуг и кончая особенностями психологического влияния характера принимаемых решений на производственные коллективы. К сожалению, ни одна моделируемая коллективная деловая игра не может рассматривать достаточно большое число факторов одновременно и при этом сохранять реальный масштаб времени. Более того, каждая деловая игра все равно не полностью задействует весь поток обучаемых, выводя лидеров на первые роли и оставляя «в тени» отстающих, слабо подготовленных студентов. Помощью в этом может стать использование компьютерных деловых игр в процессе обучения. В рамках компьютерных деловых игр анализируется обычно многофункциональная социальноэкономическая система, в которой основные управляющие системой факторы –это идеализированные инструменты рыночного воздействия.На данный момент в обучении можно использовать компьютерные деловые игры наиболее известных российских и зарубежных разработчиков: компаний«Ижица», г. Пенза (игры «Брокер», «Рынок» и др.);КОББИ, г. Москва («Маркетинг», «Экономический анализ» и др.);«Инфорт» г. Москва («Бизнескурс»);«ИНРЭКОЛАН» совместно с Владимирским университетом («Управление супермаркетом»);ФондаХайнц Никсдорфа, Германия («Никсдорф Дельта»). Студенты факультета экономики ВятГГУ уже знакомы с деловой игрой«Никсдорф Дельта» –это интерактивная компьютерная деловая игра, для использования которой необходимы знания основ маркетинга, планирования, управления производством, финансового анализа и других экономических дисциплин. Это имитационная модель деятельности предприятия. Она позволяет применить на практике и проверить профессиональные знания в области управления предприятием в условиях конкуренции и воспроизводит развитие рыночной ситуации в течение нескольких лет. Система «Никсдорф Дельта» рекомендована Министерством образования РФ к использованию в высших учебных заведениях при подготовке специалистов в области экономики и менеджмента. В игре могут участвовать до шестикомандконкурентов. Они продают три различных продукта на 4хрынках. Задачей каждой фирмыкоманды (как правило, состоящей из трехучастников) является принятие экономически оправданных решений по всем важным вопросам управления предприятием с учетом его положения на рынке. К этим вопросам относятся: маркетинг и ценообразование, инвестиции, закупки и складское хранение, научные исследования и обеспечение качества продукции, кадровая политика, управление финансами и пр. Все эти компоненты связаны между собой и оказывают влияние друг на друга. Одновременно каждая команда должна постараться прогнозировать развитие рыночной ситуации и решения других участников игры. Для успешного участия в этой деловой игре требуется наличие определенного объема знаний по экономике и управлению предприятием. Положительным моментом следует отметить такой факт, что в течение ряда лет студенты нашего факультета, принимая участие в Региональной студенческой олимпиаде по экономическим специальностям, занимали первые места в этойделовой игре. Вторым положительным моментом в области внедрения интерактивных методов обучения на нашем факультете является то, что уже с 2009 года студенты специальностей «Коммерция» и «Маркетинг» в соответствии с учебными планами знакомятся с компьютерной деловой игрой «БИЗНЕСКУРС: Корпорация плюс». Курс предназначен для ознакомления студентов экономических специальностей, как наиболее современным методом тренинга при стратегическом управлении предприятиями. В процессе прохождения тренинга студент руководит открытым акционерным обществом. В игре большое внимание уделяется вопросам стратегического менеджмента: выбору направления долгосрочных и инвестиций и источников их финансирования, согласованию дивидендной и эмиссионной политики и т.д. Вопросы учета, финансовой отчетности и налогообложения отражены в деловой игре в строгом соответствии с российским законодательством. Данный курс дает уникальную возможность комплексного изучения основных дисциплин, связанных с финансами предприятий. Программа «БИЗНЕСКУРС: Корпорация плюс» получила гриф Минобразования РФ ирекомендованав качестве учебного пособия для высших учебных заведений экономического профиля.Таким образом, деловые игры помогают развить навык анализа и принятия управленческого решения, системный и стратегический взгляд на проблему, развивают способность адекватной самооценки и оценки конкурентных возможностей. Использование компьютерных деловых игрв системах обучения дает возможность обучаемому лицу побывать в роли управленца, развить в себе культуру работы в команде, усвоить, закрепить и научиться применять на практикеполученный им материал. Сегодня использование современных компьютерных средств в системах обучения становится все более распространенным, так как существенно повышает эффективность профессионального обучения.

Ссылки на источники1–3.АлексеевА. А.,ДягилеваН.В.Игровое моделирование процесса принятия маркетинговых решений с использованием ПЭВМ // Энциклопедия маркетинга.–URL: http://www.marketing.spb.ru/read/m2/001.htm.4.ПлатовВ.Я. Современные управленческие технологии. –М.: Издво «Дело», 2006. –384 с.

Cheglakova Larisa,The candidate of economical sciences, associate professor of commerce and marketing chair The Faculty of Economics Federal state budgetary educational institution of the higher professional training Vyatka State University of Humanities, Kirovlarisa_s_76@mail.ruApplication of business games in preparation of economic profiles expertsAbstract. The given article determines the role and meaning of business games in preparation of economic profiles experts. It presents the basic groups of games as well as conditions of the effective application of these methods in the organization of students’ educational and informative activity.Keywords:business game, academic process, game imitating modeling, economic disciplines.