Тематические плакаты как средство формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Машковцева Л. М. Тематические плакаты как средство формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №4 (Апрель). – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1239.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. В образовательных учреждениях реализуется система обучения по вопросам безопасности жизнедеятельности, начиная от дошкольного учреждения и заканчивая послевузовской профессиональной подготовкой. Эта система нацелена на подготовку детей к безопасному поведению в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях. Формирование представлений о безопасности жизнедеятельности осуществляется с помощью различных средств: пример взрослых и сверстников, решение нравственных ситуаций, художественная деятельность, а также с помощью плаката.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Машковцева Лариса Михайловна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. КировLariskin1@yandex.ru

Тематические плакаты как средство формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. В образовательных учреждениях реализуется система обучения по вопросам безопасности жизнедеятельности, начиная от дошкольного учреждения и заканчивая послевузовской профессиональной подготовкой. Эта система нацелена на подготовку детей к безопасному поведению в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях. Формирование представлений о безопасности жизнедеятельности осуществляется с помощью различных средств: пример взрослых и сверстников, решение нравственных ситуаций, художественная деятельность, а также с помощью плаката.Ключевые слова:безопасность, безопасность жизнедеятельности, первичные представления детей, тематические плакаты, специфика работы с плакатом.

С началом XXIвека человечество входит в период грандиозных социальных и культурных перемен, называемых учѐными «глобальной революцией». На смену первым двум «волнам цивилизации» –аграрной и индустриальной –приходит «третья волна» –постиндустриальная. Она характеризуется тем, что созданные человеком технологии достигли мощности, сопоставимой с мощностью геологических процессов: человечество вышло в космос, информационно и экономически интегрируется. Но самая важная характеристика постиндустриальной –эпохи заключается в том, что возникла необходимость обеспечить безопасность человека от его собственной жизнедеятельности [1].Обеспечение безопасности человеческих сообществ касается каждого и требует разумных общих действий.Чтобы реализовать собственный потенциал и достичь благополучия, человеку необходимо заботиться об индивидуальной безопасности: вести здоровый образ жизни, уметь ориентироваться в опасных ситуациях, защитить себя и своих близких в сложившихся обстоятельствах.Сущность понятия «безопасность» раскрываютмногие педагоги и психологи, филологи. Так, С.И. Ожегов

определяет «безопасность» как положение, при котором не угрожает опасность комунибудь, чемунибудь [2].Психолог Роберт Артур объясняет безопасность как ощущение доверия, невредимости, отсутствие страха или тревоги, особенно в отношении удовлетворения собственных настоящих (и будущих) потребностей [3].До недавнего времени безопасность человека, будучи его коренной потребностью, обеспечивалась на основе здравого смысла. Многим до сих пор представляется, что проблема безопасности не требует специального изучения каждым: «Всѐ окружение человека, мол, с самого его рождения учит его правилам безопасного поведения»[4].В настоящее время понятие безопасность жизнедеятельности включает: ‒безопасность в бытовой среде;‒безопасность в производственной среде;‒безопасность жизнедеятельности в городской среде (селитебной зоне);‒безопасность в окружающей природной среде;‒чрезвычайные ситуации мирного и военного времени [5].Наука о безопасности –интегративная дисциплина, еѐ исследования носят комплексный характер, поэтому факты и закономерности, обнаруженные в результате этих исследований, должны обязательно трактоваться с системных позиций [6].Предметом науки о безопасности является безопасность человека как биосоциального объекта во всѐм многообразии угроз в динамичных природных, техногенных и социальных условиях, особенно создаваемых им самим как субъектом. Человек для нас –самое ценное и уязвимое, но и наиболее опасное для себя и среды обитания, создание на Земле [7].Таким образом, можно определить, что представление о безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения, определяется нами как потребность человека защитить себя и своих близких от опасных ситуаций в окружающей действительности и предотвратить их последствия.Сейчас, как никогда раньше, словабеспокойства: «Не бегай!», «Осторожно!», «Не трогай!» наиболее концентрированно отражают настроение родителей, которые испытывают постоянную тревогу за детей, отправляя их в детский сад, школу, отпуская просто погулять на улице, посылая в магазин за покупками, даже оставляя одних дома. Как уберечь своего ребѐнка от хулиганов, обманщиков, насильников, как предупредить уличные, транспортные, технические и другие травмы? На эти и другие вопросы, касающиесяжизни и здоровья детей, один из ответов может быть таким: уберечь, спасти, защитить можно воспитанием [8].Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особенно мы волнуемся за наших детей. Перед взрослыми встаѐт задача подготовить ребѐнка к встрече с различными сложными, опасными жизненными ситуациями.Следовательно, образование и воспитание молодѐжи в области безопасности должны носить целенаправленный, системный и непрерывный характер, начиная с дошкольного возраста. Но при этом очевидно, что фундамент нового мировоззрения людей в виде научных знаний о современном комплексе проблем безопасности может быть заложен только в школе. На фундаменте науки о безопасности можно затем эффективно обучать молодѐжь в профессиональных учебных заведениях. Только с помощью этого можно в конечном итоге добиться преобразования общества, что необходимо для его выживания и дальнейшего развития.При этом исследования Н.Н. Авдеевой,О.Л.Князевой, Р. Б.Стѐркиной и других отмечают, что анатомические, типологические, психологические и психические особенности развития детей уже старшего дошкольного возраста позволяют говорить об их готовности к восприятию и усвоению представлений о безопасности жизнедеятельности, о способности адекватно реагировать на сложную ситуацию, оказать первую медицинскую помощь себе, сверстнику, взрослому [9].Таким образом, возраст 5–6 лет наиболее подходит для формирования представлений о безопасности жизнедеятельности, так как дети данного возраста более осознанно воспринимают окружающую действительность и ответственнее подходят к принятию решения.Ряд исследователей, таких как М.А.Васильева, Л.А. Венгер,Т.Н. Доронова, В.И.Логинова

определили, что в содержание представлений о безопасности жизнедеятельности старших дошкольников должно входить следующие: правила уличного движения; техника безопасности работы с огнѐм, электроприборами, острыми, колющими и режущими предметами; телефонные номера полиции, пожарной службы и скорой помощи; знания о домашних и диких животных, их повадках; об окружающих предметах в быту и природе; о себе самом; о здоровом образе жизни [10–13].Но наиболее полно содержание данных представлений отражено в методическом пособии Н.Н. Авдеевой, О.Л Князевой, Р.Б. Стѐркиной«Безопасность» (2011г.). Они формируются у детей по следующим шести направлениям.1.Ребѐнок и другие люди (несовпадение приятной внешности и добрых намерений; опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми; ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого; ребѐнок и другие дети, в том числе подростки; «чужой» приходит в дом; ребѐнок как объект сексуального насилия). 2.Ребѐнок и природа (в природе все взаимосвязано; загрязнение окружающей среды; ухудшение экологической ситуации; бережное отношение к живой природе; ядовитые растения; контакты с животными; восстановление окружающей среды). 3.Ребѐнок дома (прямые запреты и умение правильно обращаться с некоторыми предметами; открытое окно, балкон как источники опасности; экстремальные ситуации в быту). 4.Здоровье ребѐнка (здоровье –главная ценность человеческой жизни; изучаем свой организм; прислушаемся к своему организму; о ценности здорового образа жизни; о профилактике заболеваний; о навыках личной гигиены; забота о здоровье окружающих; о болезнях; врачи –наши друзья; о роли лекарств и витаминов; правила оказания первой помощи). 5.Эмоциональное благополучие ребѐнка (психическое здоровье; детские страхи; конфликты и ссоры между детьми). 6.Ребѐнок на улице (устройство проезжей части; «зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов; дорожные знаки для водителей и пешеходов; правила езды на велосипеде; о работе ГИБДД; правила поведения в транспорте; если ребѐнок потерялся на улице) [14].В связи с тем, что ведущим видом мышления дошкольника является нагляднообразное, по мнению М.В.Гомезо, представления детей дошкольного возраста будут значительно богаче по содержанию, если при их формировании используются наглядные образы: игрушки, сюжетные картинки, а также тематические плакаты. К сожалению, последние применяются намного реже, чем другие средства, а ведь мысль, заложенная в плакате, выражается при помощи изображений и текста, тесно связанных между собой. Важнейшим достоинством плаката является оперативность отклика на те или иные события, он не может быть вялым, будничным, заурядным. Используя яркие примеры, он или обращается с призывом или обличает. Он должен восприниматься с большого расстояния, бросаться в глаза [15].В этот возрастной период знания об образах определѐнной группы представлений обобщаются. Свойства конкретных предметов переносятся с одного предмета на другой. В результате образы и свойства становятся обобщѐнными и умственные действия тоже. Конкретные образы и свойства превращаются в модели, с помощью которых дети учатся выделять отвлечѐнные свойства предмета: форму, величину, цвет, расположение в пространстве, представления о времени, о числе, о целом и части и т.д. Опираясь на положения материалистической философии, Я.А.Коменский утверждал, что «ничего нет в интеллекте, чего бы не было прежде в ощущениях». Исходя из этого, он в основу познания и обучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрыл принцип наглядности. О наглядности при обучении говорили и до Я.А.Коменского, например, педагогигуманисты эпохи Возрождения, но именно он первый стал понимать наглядность не только как зрительное восприятие вещей и явлений, но и как восприятие их с привлечением всех органов чувств [16].Исходя из всего вышесказанного, следует, что детям 5–6 лет легче решать ситуацию, не случившуюся в реальной жизни, а лишь устно, проговаривая еѐ за персонажей, опираясь на наглядное изображение на демонстрационной картине, то есть на плакате.На плакатах по безопасности жизнедеятельности чаще представлены различные проблемные ситуации, в которых может оказаться ребѐнок. Такие картины дают широкие возможности для формирования у дошкольников первичных представлений о безопасности жизнедеятельности, позволяют познакомить детей с окружающим миром, а также с правилами поведения в опасных ситуациях, помогают расширить и уточнить словарь, поработать над образным строем речи и над развитием связной речи, заняться совершенствованием навыков языкового анализа [17].Рассмотрим общие принципы использования плакатов в учебновоспитательном процессе дошкольного учреждения.1. Начинать работу целесообразно, вывешивая тот или иной плакат на видном месте, например в раздевалке, чтобы его могли рассмотреть не только дети, но иродители. 2. Плакат можно повесить в группе, где дети будут знакомиться с ним подробнее.3. Педагогу не обязательно самому проявлять инициативу, подводить детей к какомулибо плакату, заводить беседу с ними и объяснять содержание нарисованного. Наиболее выгодной может стать такая позиция взрослого: внимательный наблюдательисследователь, который включается в беседу в нужный момент и ненавязчиво пытается продолжить обсуждение вместе с детьми по возникшим у них вопросам.

После того как дети рассмотрели плакат и послушали стихи, целесообразно предложить им показать и назвать все происходящее на картине действие, а также попросить, чтобы ребѐнок предложил вариант как бы он поступил в данной ситуации. После чего необходимо проанализировать увиденное на картинеи предложенное ребѐнком. Может ктото из детей пожелает рассказать о какойто ситуации, случившейся с ним или с его знакомыми; можно заранее побеседовать с родителями воспитанников, чтобы во время работы над картиной наводящими вопросами помочь детям рассказать о случившемся. Беседа с родителями необходима и для того, чтобы своими вопросами в процессе работыс плакатом не нанести психологическую травму ребѐнку [18].Таким образом, тематический плакат для детей дошкольного возраста –это яркое, красочное изображение достаточно крупного размера, на котором изображены какието образы, сюжеты или проблемные ситуации. Умелое использование плакатов оказывает большую помощь в работе детского сада по формированию представлений о безопасности у детей дошкольного возраста. Использование плакатов расширяет и углубляет знания детей об окружающем мире. В силу того, что плакат стимулирует внимание детей, мыслительные операции, такиекак наблюдательность, анализ и синтез, с помощью него детям легче воспринимать сложные, опасные ситуации, в которых они не принимают участия. С помощью плакатов и бесед по ним дети имеют возможность сравнить опасную обстановку и безопасную, увидеть и оценить поведение детей, запомнить алгоритм действий при опасности, с помощью наглядности получить какуюто полезную информацию. Перед детьми развѐртывается такая проблемная ситуация, которая демонстрирует все опасности, и дошкольники, опираясь на наглядность, анализируя и оценивая действия героев, дальнейшие последствия выясняют для себя многие понятия, а в частности, что такое безопасность, опасность, как предотвратить опасность, как нужно вести себя, если оказались в чрезвычайной ситуации и т.д.

Ссылки на источники1.СапроновВ. Человечество должно стать обществом, которым управляет разум // Народное образование. –2000. –№8. –С.13–18.2.ОжеговС.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / Под ред. Н.Ю.Шведовой. –М.: Рус. яз., 1986. –797с.3.Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б.Г.Мещериков, В.П.Зинченко –СПб.: Прайм –ЕВРОЗНАК, 2004. –672с.4.Педагогическое наследие/Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. –М.: Педагогика, 1989, –416 с. 5.БелаяК.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников –М.: МозаикаСинтез, 2011. –64 с.6.СапроновВ. Состояние научных разработок в области безопасности // ОБЖ. –2001. –№6. –С. 18–21.7.Там же.8.КозловаС.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учеб. пособие для студентов в сред. спец учеб. завед. –М.: Академия, 1998. –160с.9.КнязеваО., АвдееваН., СтѐркинаР. Безопасность: учеб.пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей: учебнонаглядное пособие для детей дошкольного возраста. –М.: ДетствоПресс, 2011. –144 с.10.ЛогиноваВ.И., БабаеваТ.И., НоткинаН.А. и др.Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. –СПб.: ДетствоПРЕСС. –2004. –244 с.11.Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.–М.: Воспитание дошкольника, 2004. –208с.12.ВенгерЛ.А., ДьяченкоО.М. и др. Программа «Развитие»: основные положения/Под ред. Н.С.Варенцовой, О.М.Дьяченко. –М.: Новая школа, 1994. –64с.13.ДороноваТ.Н., ГербоваВ.В., ГризикТ.И. и др. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада. –М.: Просвещение, 2010. –111с. 14.Козлова С.А. Указ. соч.15.ГомезоМ.В., ДомашенкоИ.А. Атлас по психологии: информметод. материалы к курсу «Общ. психология»: учеб. пособие для студентов пед. институтов. –М.: Просвещение, 1986. –272с.16.КазанцевГ. Безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях // ОБЖ. –2001. –№ 9. –С.14–15.17.СмирновА.Т., ФроловМ.П., ЛитвиновЕ.Н. и др.Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.–М.: АСТ: Астрель, 2001. –173 с.18.Там же.

MashkovtsevaLarisa,Ph.D.,assistant professor ofpedagogy and methodology ofpreschool and primaryeducation,the Vyatka StateUniversity of Humanities,Kirov.Lariskin1@yandex.ruClassified advertisement as a means of shaping of principles of personal and social safety among elder preschoolersAbstract. The article focuses on the problem of shaping ofprinciples of personal and social safety among elder preschoolers. An educational system concerning the principles of personal and social safety is widely spread among all the educational organizations, from preschool institution to the graduates training. This is system is aimed at preparing of children to safe conduct in both daily life and emergency situations.Shaping of principles of personal and social safety is realized with the help of various means: examples of adults and peers, coping with moral problems, art activities, and which is more, posters.Keywords:safety, personal and social safety, children initial views, classified advertisement, specificity of the instructional wall sheet usage.