Применение метода проектов при изучении информатики студентами экономических и юридических специальностей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Матвеев Г. А. Применение метода проектов при изучении информатики студентами экономических и юридических специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №4 (Апрель). – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1245.htm.
Аннотация. Проводится анализ возможностей и трудностей применения метода проектов и, более обще, студенческой научной работы при изучении информатики студентами экономических и юридический специальностей. Дается оценка трудозатрат преподавателя, необходимых для проведения этого вида работ. Приводится пример студенческой работы, выполненной в MS Excel.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Матвеев Геннадий Александрович,кандидат физикоматематических наук, доценткафедры гуманитарносоциальных дисциплинТульскогофилиалаНОУ ВПО «Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы»,г. Тулаmatv062ny@yandex.ru

Применение метода проектов при изучении информатики студентами экономических и юридических специальностей

Аннотация. Проводится анализ возможностей и трудностей применения метода проектов и, более обще,студенческой научной работы при изучении информатики студентами экономических и юридический специальностей. Дается оценка трудозатрат преподавателя,необходимых для проведения этого вида работ. Приводится пример студенческой работы, выполненной в MSExcel.Ключевые слова:студенческая научная работа, метод проектов, трудозатраты преподавателя,MSExcel.

Дисциплина «Информатика» в своем становлении и развитии переживает немало трудностей, характер которых быстро меняется. Лет 15‬20 назад, одной из основныхпроблем была нехватка оборудования,и приходилось учить информатике по «бумажнобезмашинной технологии». При этом основное внимание уделялось изучению теоретических разделов,таким, например, как понятие и способы измерения информации; системы счисления; форматы записи чисел в ЭВМ и работа с ними; основы программирования. Затем, с появлением некоторого количества ЭВМ в учебных заведениях, акцент сместился на более глубокое изучение какоголибо языка программирования. С появлением персональных компьютеров в учебных аудиториях была осознана необходимость изучения распространенных компьютерных технологий. С изменением образовательных целей в этой дисциплине, менялись методы и технологии обучения. В последнее время, с развитием Интернета, акцент, в том числе и с подачи руководителей государственных и образовательных структур, делается именно на эту часть компьютерных технологий. В результате такого подхода большинство молодых людей считает себя грамотным пользователем, умея осуществлять примитивный поиск в Интернете; работать с электронной почтой; набирать текст и, конечно, зная несколько компьютерных игр.Опыт преподавания на экономических и юридических специальностях (особенно студентамзаочникам) говорит, что часто преподавание информатики в вузе приходится начинать с нуля,‬с восполнения знаний, умений и навыков школьного уровня. При этом нетак важно, чему их учили в школе, а важно как... Функции школы, в том числе и средней и высшей,состоят не только и даже не стольков том, чтобы дать специальный опыт, а в том, чтобы выработать последовательное методическое мышление.Для реализации этого при преподавании информатики подходит метод проектов. В настоящее время, когда число компьютеров и в учебных заведениях и дома у студентов стало достаточно большим, появилась реальная возможность применения этого метода. При изучении информатики, на наш взгляд,вначале необходимо научить использованию информационных технологий для решения практических задач. И лишь потом можно изучать теоретические разделы. Но и здесь уместно усомниться в необходимости излишне глубокого их изучения студентами всех специальностей, подобно тому,как весьма сомнителен эффект при изучении математики (по крайне мере, студентами нематематических специальностей) по книгам Бурбаки.Применение технологий проектного обучения для этого потенциально очень эффективно. Суть метода проектов ‬стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний [1‬3].Студент в процессе работы над проектом постигает вопросы моделирования реальных процессов, объектов и т.д., проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов. Необходимо рассматривать проблему, взятую из реальной жизни, знакомую и значимую для студента, проблему, для решения которой ему необходимо применить не только полученные знания, но и новые, которые предстоит приобрести. Преподаватель может подсказать новые источники информации или просто направить мысль учеников в нужную сторону для самостоятельного поиска. Но в результате студенты должны в немалой степени самостоятельно или совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, как правило, из разных областей,и получить реальный практический или теоретический результат.Естественно, что применение этого метода встречается с определенными трудностями, которые состоят втом, что: −студентов, которых интересует разработка профессионально интересногопроекта, сейчас очень мало. Чаще всего это студентызаочники, которыевидят некоторые проблемы, задачи, требующие решения на своей работе. Но, к сожалению, они физически не располагают необходимым бюджетом времени, да и уровень их знаний в области информационных технологий требует большого времени и внимания преподавателя. Студенты же дневной формы обучения (особенно на первом курсе обучения, на котором и изучается информатика и информационные технологии), чаще всего недавние выпускники школ, плохопредставляют задачи из реальной жизни и способы их решения;−на реализацию реального проекта, который только и может быть интересным,преподавателю часто не выделяется необходимого времени. Действительно, на контрольную работу отводится0,3 часа на студента; на руководство научноисследовательской работой студентов: подготовку работ студентами для участия вконференциях, конкурсах, в публикациях, индивидуальную научную работу со студентами, руководство и проведение занятий в научных студенческих кружках ‬до20 часовв год на студента, участвующего в этой работе. Реально время, необходимое на подготовку работы по информатике (не буду говорить про другие дисциплины), которую не стыдно представить на конференцию, конкурс, опубликовать в научной печати, по крайней мере, на порядок больше. Именно поэтому студенческая научная работа в передовых вузахмира [4] (UniversityofCambridgeUnitedKingdom, HarvardUniversityUnitedStates, MassachusettsInstituteofTechnology(MIT), YaleUniversity, UniversityofOxford, МГУ, МФТИ, и др.) выполняется в реальных научных подразделениях или организациях, к которым студенты прикрепляются на время обучения. В большинстве же вузов России за два последних десятилетия утеряна даже та практика, которую в СССР проходили студенты на реальном производстве. Проекты по информатике могут быть различного уровня и назначения, например, групповые, используемые для объяснения нового практического материала; реализуемые студентамив качестве курсовых, дипломных проектов (в идеале проект в развитии от курсового до дипломного). Естественно, что и затраты времени на их разработку и оформление будут в этих случаях различными. Каковы они у преподавателя при работе над исследовательским проектом? Приведенные выше нормативные цифры затрат времени явно не отражают реальность.Действительно, работанадпроектом [5,6, 7]включаетопределенныеэтапывыполненияпроекта, которые в укрупненном виде можно представить так.

1.Проблемноцелевой этап (примерные расходы времени преподавателя 25‬50 часов на проект).Прежде чем, начнется работа над проектом, научный руководитель должен ответить на ряд вопросов.Для чего создается и чем вызвана необходимость данного проекта? Кто и как в дальнейшем будет использоваться данный проект? Каким должен быть проект для того, чтобы отвечать полностью поставленным задачам?Кто будет создавать проект? Какие из необходимых им для реализации проекта знаний, умений и навыков студенты имеют сейчас, будут иметь к моменту исполнения определенного требуемого вида работы?Как лучше распределить обязанности среди членов команды, если исполнителей несколько?То есть на первом этапе осуществляются выбор проблемной области, постановка задач, определяется конечный вид создаваемого программного продукта, его назначение и круг пользователей, происходит формирование состава проектной команды и распределение обязанностей. При этом соблюдается главный педагогический принцип: как можно полнее учесть интересы студентов, как можно ближе подойти к волнующим их проблемам, подобрать посильную задачу. Этот этап завершается формулировкой темы проекта и определением вида его завершенной формы, написанием краткой аннотации проекта [8].Итак, на первом этапе необходимо:−выбратьстудентов итемы, обсудитьглавныеидеи, целиизадачи(чтоузнаютичемунаучатсяпозавершенииработынадэтимпроектом);−в идеале, создать группу студентов для работы над проектом;−обсудитьстратегиюдостиженияпоставленных целей; −организоватьработустудентовназанятииивовнеурочноевремя;

−структурироватьпроектсвыделениемподзадачдляопределенныхгруппучастников проекта,подобрать и изучитьнеобходимыематериалы;−провести планирование работы, выделить этапыиихзадачи(подзадачи);

−распределить задачи междустудентамисучетомихинтересов;−сформулировать уточненные темы проекта и определить его вид в завершенной форме, планируемыерезультатыиспособыихрешения,оформления.

2.Разработка технического задания (примерные расходы времени преподавателя 50‬100 часов на проект).На данном этапе предполагается:−отбор содержания;−определяется примерный объем проекта;

−производится его предельная детализация;

−прописываются роли каждого участника проекта;

−сроки исполнения ими каждого вида работы;

−этап завершается составлением технического задания.Практическая работа. Собственноработанадпроектом.Координация работ, если проект выполняется в группе (примерные расходы времени преподавателя 75‬150часов на проект).

На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях, а также значительных усилий от руководителя проекта по координации деятельности участников проекта и постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ. На долю научного руководителя при организации курсового проектирования выпадает не только роль человека, способного грамотно сформулировать задачу, определить функции каждого, но еще и выступить в роли идейного вдохновителя и организатора будущих побед студента. Дело научного руководителя помочь ему приступить к практической реализации проекта. Для этого необходимо тщательно спланировать собственные учебные занятия, снабдить студента дополнительной литературой и всем необходимым.4.Предварительная защита (примерные расходы времени преподавателя 15‬30 часов на проект). На данном этапе осуществляется:−просмотр бетаверсии создаваемой программы;

−выявляются недоработки;

−намечаются пути устранения выявленных недостатков;

−производится доводка ‬отладка программного продукта;

−готовится его документация. Здесь первая задача научного руководителя ‬организовать процесс выявления недостатков, поиск и устранение так называемых «глюков». Для этого необходимо самому протестировать созданный программный продукт вдоль и поперек, после чего отдать его для ознакомления своим коллегам.Необходимо заранее ознакомить студента с предъявляемыми требованиями к оформлению работы, оценить представленное ими содержание и внешний вид описания. Обучающемуся наверняка потребуется помощь при написании пояснительной записки, при оформлении технической документации к проекту.5.Подведениеитогов.Защита проектов. Подготовка работы на конференцию, конкурс, к публикациив научной печати (примерные расходы времени преподавателя 15‬30часов на проект).На этом этапе производится:1)защита работы участниками проекта;

2)готовятся рецензии и отзывы на представляемую программу;

3)создается ее описание;

4)дается оценка проекту в соответствии параметрами внешней оценки проекта:−значимости выдвинутых проблем, адекватности их изучаемой тематике; −корректности используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; −активности каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; −характеру общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; −необходимости и достаточности глубины проникновения в проблему; привлечения знаний из других областей; −доказательности принимаемых решений, умение аргументироватьсвои заключения, выводы; −эстетики оформления результатов проведенного проекта;