От концепции к науке: сферология
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Петров
В.
П. От концепции к науке: сферология // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2012. – №4 (Апрель). – С.
66–70. – URL:
http://e-koncept.ru/2012/1246.htm.
Аннотация. В статье представлена концепция сферологии. Сферология – зарождающаяся наука о становлении и сущности сфер общественной жизни как её системообразующих институтах.
Ключевые слова:
общество, сфера общественной жизни, системообразующий институт жизни общества, базовая форма общественной деятельности, общественные потребности
Текст статьи
Петров Вадим Петрович,доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и политологииФГБОУ ВПО «Нижегородскийгосударственныйархитектурностроительныйуниверситет», г.Нижний Новгородvadpetrov@gmail.com
От концепции к науке: сферология
Аннотация. Встатье представлена концепция сферологии. Сферология –зарождающаяся наука о становлении и сущности сфер общественной жизни как еѐ системообразующих институтах.Ключевые слова:общество, сфера общественной жизни, системообразующий институт жизни общества, базовая форма общественной деятельности, общественные потребности.
В философии, социальных науках имеется немало проблем, требующих своего предметного разрешения. Одной из таких концептуальных проблем является проблема сферирования общественной жизни. Она непроста, как в теоретическом, так и в практическом планах. Это вызывает несомненный научный интерес к ней и в то же время некоторую настороженность в новационном построения сфер общественной жизни. Автор, выстраивая сферную концепцию жизни общества, в основу положил диалектический метод и с его помощью попытался оценить всю глубину общественных процессов, обусловленных потребностями, потенциалом и деятельностью общества.Само понятие «сферы»имеет естественнонаучное происхождение: сфера –этоподобиеокружности. В математике под сферой понимается множество точек трѐхмерного евклидова пространства, находящихся на данном положительном расстоянии (радиус сферы) от данной точки (центра сферы). Одним из первых теоретиков, кто применил понятие сферы в других областях знании, был французский мыслитель Эдуард Леруа (1870–1954 гг.). В научный оборот им было введено понятие ноосфера, который впоследствии использовал его соотечественник Т. Шарден (1881–1955 гг.). Применял его российский учѐный В. Вернадский (1863–1945 гг.), у которого теоретические построения ноосферыбазировались на понятийном поле биосферы. Не вдаваясь в подробности отмечу, здесь важен сам факт широкого научного применения понятия сфера.Термин сферав общественных науках закрепился в ХХ веке. В советский период это относится ко второй половине столетия. В это время в теоретическом обороте применялось понятие сфер общественной жизни, которое базировалось на марксистских суждениях об экономических, политических, социальных и духовных доминантах бытия. Сам термин сфера, применительно к жизни общества, не конкретизировался, в силу чего он свободно использовался научным сообществом, тем более, весьма вольно трактовался на административнобытовом уровне. В широком обиходе применялись по сути однозначные понятия «сферы» или «области», при оценке общественной деятельности, что затрудняло сущностное определение этого явления. За рубежом, прежде всего, в социологической школе П. Сорокина –Т. Парсонса, тоже имелись теоретические построения, в которых использовался термин сфера, но без какихлибо отдельных комментариев, просто как факт: экономическая сфера, политическая сфера.Непосредственные суждения о сферах общественной жизни были сделаны нижегородским философом Л. Зеленовым в 70х годах прошлого столетия. Сферыжизни общества представлялись как единство потребностей, способностей, деятельности, отношений и институтов. Изначально им выделялось семь, позднее обосновывалось восемь сфер общественной жизни: экономическая и экологическая, управленческая и педагогическая, научная и художественная, медицинская и физкультурная. Это была теоретическая новация в понимании сферного построения общественной жизни и еѐ структуры.Автор, проанализировав имеющиеся теоретические сферные построения общественной жизни, в разных интерпретацияхих состава и качества: «социальная и экономическая сферы», «политическая, экономическая, социальная и духовная сферы», «материальная, духовная и социальная сферы»; «производственная, коммуникативная, познавательная, оценочная, художественная сферы» и другие, пришѐл к выводу, что они требуют существенного уточнения, так как весьма сложно понять, что же лежит в основе типологии сферного построения общественной жизни и что составляет сущность понятия «сферы жизни общества». В этих целях в научный оборот введено понятие «базовой формы общественной деятельности». Базовая форма общественной деятельности –способ еѐ существованияи выражения содержания. Она исторически опосредована, является тогда, когда потребности общества соответствуют его потенциалу и осуществляется функциональная взаимосвязь видов профессиональной деятельности. До этого момента многочисленные виды деятельности, развивающиеся внутри общества, представляют индивидуальный характер, зарождается ремесло, становятся профессии. На их основе начинает развиваться общественно необходимая деятельность, которая и определяет возможность становления сфер жизни общества как еѐ системообразующих институтов со сложившимися вместе с ней структурами, обладающими собственными функциями, целями и задачами, нормами и принципами, традициями и культурой. Трансформация профессиональной деятельности в общественную, т.е. системообразующую для жизни общества длительный эволюционный процесс. Не всякая профессиональная деятельность способна стать системообразующей для общественной жизни, а только та, без которой общественное функционирование и развитие не может быть всесторонним и целостным.В частности, в сфере экономической жизни существует немало видов профессиональной деятельности, существование которых объективно необходимо для неѐ самой, но в масштабах всего обществе, его всестороннего жизнеобеспечения, не может быть базовым. Это относится ко многим видам профессиональной деятельности в добывающей или перерабатывающей промышленности и в ряде других отраслей экономики. Аналогично можно посмотреть на сферу обороны: обеспечение потребности общества в надѐжной вооружѐнной защите требует системного подхода к развитию Вооружѐнных сил и обороннопромышленного комплекса. Однако исторически развивались как самостоятельные виды сухопутные войска, военноморской флот и т.п., но они по отдельности не могли быть системообразующими для всей сферы обороны как института общественной жизни. В силу этого,становление той или иной сферы жизни общества обусловливалось общественными потребностями и наличествующим потенциалом, способным обеспечивать функциональную необходимость возникающего института для всего общества. Можно сказать: сфера общественной жизни становилась как самостоятельный системообразующий институт жизни общества на основе базовой формы общественной деятельности, исторически обусловленной потребностью целостного функционирования и развитияобщества.Сферы жизни общества, как самостоятельные системообразующие институты общественной жизни, представляют функционально взаимосвязанныйсостав базовых форм общественной деятельности: экономической, оборонной, научной, художественной, медицинской и т.п., внутри которых наличествуют и развиваются различные виды профессиональной деятельности. Например, сфера (системообразующий институт) экономикивключает производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг по всему экономическому спектру профессиональной деятельности:в добывающей и перерабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве (животноводство и растениеводство), в торговле и финансах и т.п. Становление сферы экономической жизни общества на основе базовой формы общественной деятельности имеет непростую историю, начиная с первобытнообщинного общества, когда зарождался характер экономических отношений посредством первично хозяйственной деятельности. Параллельно с хозяйственными отношениями выстраивались отношения защитного порядка –оборонные, которые были объективированы деятельностью по отражению возможного и реального нападения со стороны соседних племѐн, а с рабовладельческого общества –потребностями зарождающегося государства. Функционально хозяйственная (включая ремесленную) и оборонная деятельности требовали научных знаний –становилась сфера науки. Потребности этих базовых форм общественной деятельности требовали подготовленных кадров –возникали системообразующие для жизни общества отношения, применительно к педагогикеи управлению. Необходимость образного отражения действительности требовало художественного и художественноприкладного еѐ закрепления –зарождался институт искусства. Целесообразность укрепления здоровья, поддержания хорошей физической формы закономерно вводило в систему общественной жизни медицинуи физическуюкультуру, а потребности обеспечения внутренней и внешней безопасности общественного развития объективировали сферу общественной безопасности,как базовой формы общественной деятельности, раскрывающейся в специфике еѐ профессиональной деятельности: полицейской, судебноправовой, специальной, охранной, разведывательной, дипломатической, таможенной и т.п., обеспечивающей защиту личности, еѐ прав и достоинства, общественное спокойствие. Сфера этой деятельностираспространяется на пресечение наркотрафика, борьбу с терроризмом, коррупцией, взяточничеством, бандитизмом, хулиганством, шпионажем, национальным и религиозным фанатизмом и т.п. Индустриальный уровень развития науки и техники обусловил мощное воздействие их на природу. Человек, обладая этим потенциалом, существенно изменил естественное пространство планеты –потребовалась предметная работа в этом направлении, обеспечивающая сохранение окружающей среды, еѐ восстановление и развитие, а также защиту самого человека от аномальных природных факторов, что обусловило становление такого системообразующего института общества, как экология[1]. Таким образом, выстраивается система десяти сфержизни общества(рис.1), действующая на сегодняшний момент, –экономика и экология, управление и педагогика, наука и искусство, медицина и физическая культура, оборона и общественная безопасность. Взаимосвязь всех означенных системообразующих институтов жизни общества функциональна и какоелибо игнорирование, недооценка либо гипертрофированное субъективное выделение одного из этих институтов будет означать нарушение системной связи и целостности общественной жизни, что рано или поздно приведѐт к общему дисбалансу общественного развития. Поэтому каждый системообразующий институтжизни общества, представляя базовую форму общественно необходимой деятельности, требует предметного подхода при разработке концепций, стратегий, программ, доктрин общественного развития. Кроме того, необходимо помнить, что общество –это специфический организм, который, функционируя, порождает новые потребности, одной из которых становится область космонавтики. Сегодня мы реально стоим на пороге космической деятельности как базовой для общества: освоено околоземное пространство, осуществлены полѐты на Луну, сделаны запуски космических аппаратов на Венеру и Марс, созданы и используются мощные телескопы, строятся новые космодромы, разработаны программы по освоению ближнего и дальнего космоса, созданы космические группировки, космические войска и т.п. Через несколько десятилетий, не говоря о столетиях, без космической деятельности обществу, человечеству уже не обойтись. Так что в недалѐкой перспективе произойдѐт становление ещѐ одной сферы общественной жизни –сферы космонавтики, которая на сегодняшний день являет область профессиональной деятельности, системообразующие признаки будут присущи ей, скорее всего, в следующем столетии.
Э–экономикаЭк–экология У–управлениеП–педагогикаН–наука И–искусствоМ–медицинаФК–физическая культураО–оборона
ОБ–общественная безопасность
Рис. 1. Десять системообразующих институтов жизни общества –сфер общественной жизни
Становление каждой сферы общественной жизни как системообразующего института жизни общества имело объективный исторический характер. Это проявлялось в том, что в определѐнный момент действительности становилась предметная областьчеловеческой деятельности: хозяйственная, защитная, познавательная, знахарская, художественная и т.п. Она постепенно приобретала базовый статус, структурно совершенствовалась, конкретизировались цель и задачи, появлялись принципы и нормы, закреплялись традиции, формировалась собственная культура. Это способствовало еѐ применению и развитию в масштабах всего общества, т.е. выводило на уровень сферы общественной жизни с присущим ей содержанием. Гносеологически каждая сфера жизни общества –функциональное образование, институционально отражающее целевые общественные потребности с опорой на наличествующий потенциал. Существующее понятие области общественной жизни –видовой компонент, закономерно функционирующий внутри сферы жизни общества, зачастую возникающей гораздо ранее неѐ самой, но не являющийся определяющим для целостного развития всего общества. Если обратиться вновь к сфере экономики (на начальном этапе –хозяйственной деятельности), которая во многом предшествовала всем остальным, так как способствовала удовлетворению первостепенных естественных человеческих потребностей, то современная экономическая деятельность как базовая форма деятельности включает в себя множество видов деятельности –промышленную, предпринимательскую, сельскохозяйственную, торговую, ОБЭЭкУПНИОФКМфинансовую. В целом экономика соотносится с ними как общее с единичным.Поэтому сфера жизни обществапредставляетсистемообразующий институт общественной жизни, который соответствует потребностям и потенциалу общества, структурно связывая их для обеспечения прогрессивной общественной динамики. Суть системообразующего института жизни общества –сферы общественной жизни –заключается в том, что он является необходимым базовым функциональным элементом жизни общества, без которого его прогрессивное развитие просто невозможно. Общество –это закономерная функциональная связь всех сфер его жизни: экономики и экологии, управления и педагогики, науки и искусства, медицины и физкультуры, обороны и общественной безопасности[2]. Сферологиякак новая отрасль знания имеет характерные атрибуты науки:предмет(о котором шла речь выше), категориальный аппарат(состоящий из собственных понятий и понятий ряда социальногуманитарных наук), законы(существенные, устойчивые, необходимые, повторяющиеся многообразные связи общественной жизни), методы(они междисциплинарные, но с устойчивой собственной тенденцией проявления), функции(представляют практическую роль сферологии: государственнометодологическую, менеджерскую, познавательную, прогностическую).
Ссылки на источники1.Петров, В.П. Философия: курс лекций. –М.: ВЛАДОС, 2012. –552с.2. ПетровВ.П. Социальнофилософский анализ особенностей формирования личности современной России: монография. –Н.Новгород: ННГАСУ, 2011. –109с.
Vadim Petrov,Doctor of philosophy, professor, head of the department of philosophy and political science at the Nizhny Novgorod State Architectural University.Nizhny Novgorodvadpetrov@gmail.comAbstract.This article introduces the concept of sphereology. Sphereology –the nascent science of the formation and nature of the spheres of public life as the backbone of its institutions.Keywords:society, the sphere of public life, systemically important institutions of society, the basic form of social activity, social needs,
От концепции к науке: сферология
Аннотация. Встатье представлена концепция сферологии. Сферология –зарождающаяся наука о становлении и сущности сфер общественной жизни как еѐ системообразующих институтах.Ключевые слова:общество, сфера общественной жизни, системообразующий институт жизни общества, базовая форма общественной деятельности, общественные потребности.
В философии, социальных науках имеется немало проблем, требующих своего предметного разрешения. Одной из таких концептуальных проблем является проблема сферирования общественной жизни. Она непроста, как в теоретическом, так и в практическом планах. Это вызывает несомненный научный интерес к ней и в то же время некоторую настороженность в новационном построения сфер общественной жизни. Автор, выстраивая сферную концепцию жизни общества, в основу положил диалектический метод и с его помощью попытался оценить всю глубину общественных процессов, обусловленных потребностями, потенциалом и деятельностью общества.Само понятие «сферы»имеет естественнонаучное происхождение: сфера –этоподобиеокружности. В математике под сферой понимается множество точек трѐхмерного евклидова пространства, находящихся на данном положительном расстоянии (радиус сферы) от данной точки (центра сферы). Одним из первых теоретиков, кто применил понятие сферы в других областях знании, был французский мыслитель Эдуард Леруа (1870–1954 гг.). В научный оборот им было введено понятие ноосфера, который впоследствии использовал его соотечественник Т. Шарден (1881–1955 гг.). Применял его российский учѐный В. Вернадский (1863–1945 гг.), у которого теоретические построения ноосферыбазировались на понятийном поле биосферы. Не вдаваясь в подробности отмечу, здесь важен сам факт широкого научного применения понятия сфера.Термин сферав общественных науках закрепился в ХХ веке. В советский период это относится ко второй половине столетия. В это время в теоретическом обороте применялось понятие сфер общественной жизни, которое базировалось на марксистских суждениях об экономических, политических, социальных и духовных доминантах бытия. Сам термин сфера, применительно к жизни общества, не конкретизировался, в силу чего он свободно использовался научным сообществом, тем более, весьма вольно трактовался на административнобытовом уровне. В широком обиходе применялись по сути однозначные понятия «сферы» или «области», при оценке общественной деятельности, что затрудняло сущностное определение этого явления. За рубежом, прежде всего, в социологической школе П. Сорокина –Т. Парсонса, тоже имелись теоретические построения, в которых использовался термин сфера, но без какихлибо отдельных комментариев, просто как факт: экономическая сфера, политическая сфера.Непосредственные суждения о сферах общественной жизни были сделаны нижегородским философом Л. Зеленовым в 70х годах прошлого столетия. Сферыжизни общества представлялись как единство потребностей, способностей, деятельности, отношений и институтов. Изначально им выделялось семь, позднее обосновывалось восемь сфер общественной жизни: экономическая и экологическая, управленческая и педагогическая, научная и художественная, медицинская и физкультурная. Это была теоретическая новация в понимании сферного построения общественной жизни и еѐ структуры.Автор, проанализировав имеющиеся теоретические сферные построения общественной жизни, в разных интерпретацияхих состава и качества: «социальная и экономическая сферы», «политическая, экономическая, социальная и духовная сферы», «материальная, духовная и социальная сферы»; «производственная, коммуникативная, познавательная, оценочная, художественная сферы» и другие, пришѐл к выводу, что они требуют существенного уточнения, так как весьма сложно понять, что же лежит в основе типологии сферного построения общественной жизни и что составляет сущность понятия «сферы жизни общества». В этих целях в научный оборот введено понятие «базовой формы общественной деятельности». Базовая форма общественной деятельности –способ еѐ существованияи выражения содержания. Она исторически опосредована, является тогда, когда потребности общества соответствуют его потенциалу и осуществляется функциональная взаимосвязь видов профессиональной деятельности. До этого момента многочисленные виды деятельности, развивающиеся внутри общества, представляют индивидуальный характер, зарождается ремесло, становятся профессии. На их основе начинает развиваться общественно необходимая деятельность, которая и определяет возможность становления сфер жизни общества как еѐ системообразующих институтов со сложившимися вместе с ней структурами, обладающими собственными функциями, целями и задачами, нормами и принципами, традициями и культурой. Трансформация профессиональной деятельности в общественную, т.е. системообразующую для жизни общества длительный эволюционный процесс. Не всякая профессиональная деятельность способна стать системообразующей для общественной жизни, а только та, без которой общественное функционирование и развитие не может быть всесторонним и целостным.В частности, в сфере экономической жизни существует немало видов профессиональной деятельности, существование которых объективно необходимо для неѐ самой, но в масштабах всего обществе, его всестороннего жизнеобеспечения, не может быть базовым. Это относится ко многим видам профессиональной деятельности в добывающей или перерабатывающей промышленности и в ряде других отраслей экономики. Аналогично можно посмотреть на сферу обороны: обеспечение потребности общества в надѐжной вооружѐнной защите требует системного подхода к развитию Вооружѐнных сил и обороннопромышленного комплекса. Однако исторически развивались как самостоятельные виды сухопутные войска, военноморской флот и т.п., но они по отдельности не могли быть системообразующими для всей сферы обороны как института общественной жизни. В силу этого,становление той или иной сферы жизни общества обусловливалось общественными потребностями и наличествующим потенциалом, способным обеспечивать функциональную необходимость возникающего института для всего общества. Можно сказать: сфера общественной жизни становилась как самостоятельный системообразующий институт жизни общества на основе базовой формы общественной деятельности, исторически обусловленной потребностью целостного функционирования и развитияобщества.Сферы жизни общества, как самостоятельные системообразующие институты общественной жизни, представляют функционально взаимосвязанныйсостав базовых форм общественной деятельности: экономической, оборонной, научной, художественной, медицинской и т.п., внутри которых наличествуют и развиваются различные виды профессиональной деятельности. Например, сфера (системообразующий институт) экономикивключает производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг по всему экономическому спектру профессиональной деятельности:в добывающей и перерабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве (животноводство и растениеводство), в торговле и финансах и т.п. Становление сферы экономической жизни общества на основе базовой формы общественной деятельности имеет непростую историю, начиная с первобытнообщинного общества, когда зарождался характер экономических отношений посредством первично хозяйственной деятельности. Параллельно с хозяйственными отношениями выстраивались отношения защитного порядка –оборонные, которые были объективированы деятельностью по отражению возможного и реального нападения со стороны соседних племѐн, а с рабовладельческого общества –потребностями зарождающегося государства. Функционально хозяйственная (включая ремесленную) и оборонная деятельности требовали научных знаний –становилась сфера науки. Потребности этих базовых форм общественной деятельности требовали подготовленных кадров –возникали системообразующие для жизни общества отношения, применительно к педагогикеи управлению. Необходимость образного отражения действительности требовало художественного и художественноприкладного еѐ закрепления –зарождался институт искусства. Целесообразность укрепления здоровья, поддержания хорошей физической формы закономерно вводило в систему общественной жизни медицинуи физическуюкультуру, а потребности обеспечения внутренней и внешней безопасности общественного развития объективировали сферу общественной безопасности,как базовой формы общественной деятельности, раскрывающейся в специфике еѐ профессиональной деятельности: полицейской, судебноправовой, специальной, охранной, разведывательной, дипломатической, таможенной и т.п., обеспечивающей защиту личности, еѐ прав и достоинства, общественное спокойствие. Сфера этой деятельностираспространяется на пресечение наркотрафика, борьбу с терроризмом, коррупцией, взяточничеством, бандитизмом, хулиганством, шпионажем, национальным и религиозным фанатизмом и т.п. Индустриальный уровень развития науки и техники обусловил мощное воздействие их на природу. Человек, обладая этим потенциалом, существенно изменил естественное пространство планеты –потребовалась предметная работа в этом направлении, обеспечивающая сохранение окружающей среды, еѐ восстановление и развитие, а также защиту самого человека от аномальных природных факторов, что обусловило становление такого системообразующего института общества, как экология[1]. Таким образом, выстраивается система десяти сфержизни общества(рис.1), действующая на сегодняшний момент, –экономика и экология, управление и педагогика, наука и искусство, медицина и физическая культура, оборона и общественная безопасность. Взаимосвязь всех означенных системообразующих институтов жизни общества функциональна и какоелибо игнорирование, недооценка либо гипертрофированное субъективное выделение одного из этих институтов будет означать нарушение системной связи и целостности общественной жизни, что рано или поздно приведѐт к общему дисбалансу общественного развития. Поэтому каждый системообразующий институтжизни общества, представляя базовую форму общественно необходимой деятельности, требует предметного подхода при разработке концепций, стратегий, программ, доктрин общественного развития. Кроме того, необходимо помнить, что общество –это специфический организм, который, функционируя, порождает новые потребности, одной из которых становится область космонавтики. Сегодня мы реально стоим на пороге космической деятельности как базовой для общества: освоено околоземное пространство, осуществлены полѐты на Луну, сделаны запуски космических аппаратов на Венеру и Марс, созданы и используются мощные телескопы, строятся новые космодромы, разработаны программы по освоению ближнего и дальнего космоса, созданы космические группировки, космические войска и т.п. Через несколько десятилетий, не говоря о столетиях, без космической деятельности обществу, человечеству уже не обойтись. Так что в недалѐкой перспективе произойдѐт становление ещѐ одной сферы общественной жизни –сферы космонавтики, которая на сегодняшний день являет область профессиональной деятельности, системообразующие признаки будут присущи ей, скорее всего, в следующем столетии.
Э–экономикаЭк–экология У–управлениеП–педагогикаН–наука И–искусствоМ–медицинаФК–физическая культураО–оборона
ОБ–общественная безопасность
Рис. 1. Десять системообразующих институтов жизни общества –сфер общественной жизни
Становление каждой сферы общественной жизни как системообразующего института жизни общества имело объективный исторический характер. Это проявлялось в том, что в определѐнный момент действительности становилась предметная областьчеловеческой деятельности: хозяйственная, защитная, познавательная, знахарская, художественная и т.п. Она постепенно приобретала базовый статус, структурно совершенствовалась, конкретизировались цель и задачи, появлялись принципы и нормы, закреплялись традиции, формировалась собственная культура. Это способствовало еѐ применению и развитию в масштабах всего общества, т.е. выводило на уровень сферы общественной жизни с присущим ей содержанием. Гносеологически каждая сфера жизни общества –функциональное образование, институционально отражающее целевые общественные потребности с опорой на наличествующий потенциал. Существующее понятие области общественной жизни –видовой компонент, закономерно функционирующий внутри сферы жизни общества, зачастую возникающей гораздо ранее неѐ самой, но не являющийся определяющим для целостного развития всего общества. Если обратиться вновь к сфере экономики (на начальном этапе –хозяйственной деятельности), которая во многом предшествовала всем остальным, так как способствовала удовлетворению первостепенных естественных человеческих потребностей, то современная экономическая деятельность как базовая форма деятельности включает в себя множество видов деятельности –промышленную, предпринимательскую, сельскохозяйственную, торговую, ОБЭЭкУПНИОФКМфинансовую. В целом экономика соотносится с ними как общее с единичным.Поэтому сфера жизни обществапредставляетсистемообразующий институт общественной жизни, который соответствует потребностям и потенциалу общества, структурно связывая их для обеспечения прогрессивной общественной динамики. Суть системообразующего института жизни общества –сферы общественной жизни –заключается в том, что он является необходимым базовым функциональным элементом жизни общества, без которого его прогрессивное развитие просто невозможно. Общество –это закономерная функциональная связь всех сфер его жизни: экономики и экологии, управления и педагогики, науки и искусства, медицины и физкультуры, обороны и общественной безопасности[2]. Сферологиякак новая отрасль знания имеет характерные атрибуты науки:предмет(о котором шла речь выше), категориальный аппарат(состоящий из собственных понятий и понятий ряда социальногуманитарных наук), законы(существенные, устойчивые, необходимые, повторяющиеся многообразные связи общественной жизни), методы(они междисциплинарные, но с устойчивой собственной тенденцией проявления), функции(представляют практическую роль сферологии: государственнометодологическую, менеджерскую, познавательную, прогностическую).
Ссылки на источники1.Петров, В.П. Философия: курс лекций. –М.: ВЛАДОС, 2012. –552с.2. ПетровВ.П. Социальнофилософский анализ особенностей формирования личности современной России: монография. –Н.Новгород: ННГАСУ, 2011. –109с.
Vadim Petrov,Doctor of philosophy, professor, head of the department of philosophy and political science at the Nizhny Novgorod State Architectural University.Nizhny Novgorodvadpetrov@gmail.comAbstract.This article introduces the concept of sphereology. Sphereology –the nascent science of the formation and nature of the spheres of public life as the backbone of its institutions.Keywords:society, the sphere of public life, systemically important institutions of society, the basic form of social activity, social needs,