Деятельность воспитателя санаторной школы-интерната по формированию у подростков представлений о ценности здоровья и здоровом образе жизни

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жилина Л. Я., Пирожкова И. В. Деятельность воспитателя санаторной школы-интерната по формированию у подростков представлений о ценности здоровья и здоровом образе жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 1 (январь). – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13016.htm.
Аннотация. Авторы статьи отмечают усиление негативных тенденций в современном российском обществе: рост насилия, увеличение числа неблагополучных семей, детская и подростковая преступность, значительное ухудшение здоровья детей. Обосновывается значение и описывается опыт работы воспитателя санаторной школы-интерната по созданию здоровьесберегающей образовательной среды и формированию у подростков представлений о ценности здоровья и здоровом образе жизни.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Жилина Людмила Яковлевна, кандидат педагогических наук, доценткафедры педагогики и психологии личностиФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова», г. Таганрог

ludmila.zhilina@mail.ru

Пирожкова Ирина Владимировна,воспитательсанаторной школыинтерната № 18, г. Таганрог

Деятельность воспитателя санаторной школыинтернатапо формированиюу подростковпредставлений о ценности здоровья и здоровом образе жизни

Аннотация.Авторы статьи отмечают усиление негативных тенденций в современном российском обществе: рост насилия, увеличение числа неблагополучных семей, детская и подростковая преступность, значительное ухудшение здоровья детей. Обосновывается значение и описывается опыт работы воспитателя санаторной школыинтернатапо созданию здоровьесберегающей образовательной среды и формированию у подростков представлений о ценности здоровья и здоровом образе жизни.Ключевые слова: санаторная школаинтернат, здоровьесберегающая образовательная среда,здоровый образ жизни, дезадаптация, социализация.

Социальноэкономические реконструкции современного российского общества привели не только к демократизации общества, но и к усилению негативных проявлений, связанных с ростом насилия, увеличением числа неблагополучных семей, детской и подростковой преступностью, значительным ухудшением здоровья детей. Ежегодно около 200 тысяч детей и подростков пополняют ряды воспитанников школинтернатов санаторного типа. Совокупность переживаемых ими соматических, психологических и социальных проблем отрицательно сказывается на процессе их адаптации к условиям школыинтерната, последующей жизни в социуме. Процессы социальной адаптации, социализации во многом связаны с проблемой здоровьяили болезни. Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Болезнь может стать причиной устойчивых отклонений в поведении. Длительное инфекционное или соматическое заболевание нередко становится биологической предпосылкой изменения личности, источником задержки общего и психического развития. Несмотря на формальное единство цели, специалисты указанных учреждений чаще всего действуют автономно, их воздействия не образуют целостной технологии, преследующей цели социализации воспитанников, оказания им помощи в самореализации и самоактуализации. В нашей работе исследовательской базой для наблюдательной и опытноэкспериментальной практик явились воспитанники санаторной школыинтерната №18 для детей, нуждающихся в длительномлечении г. Таганрога Ростовской области.

Для того, чтобы раскрыть сущностное значение понятия «здоровьесберегающая образовательная среда», обратимся к определению понятий «здоровье», «болезнь», «здоровый образ жизни». Впервые понятие «здоровье» было сформулировано Всемирной организацией здравоохраненияв 1940 году.1.Здоровье–это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни [1, с. 4].2.Здоровьесберегающая образовательная среда –это сохранение и укрепление здоровья путем активного включения в здоровьесберегающий процесс не только специалистов (медиков, психологов, педагогов), но и учащихся с целью пропаганды здорового образа жизни и профилактики дезадаптивных форм поведения; здоровьесохраняющая образовательная среда характеризуется построением воспитательного и учебного процесса, способствующего не только сохранению, но и укреплению здоровья детей [2, с. 17].3.Здоровый образ жизни –это индивидуальная система поведения человека, направленная на рациональное удовлетворение врождённых биологических (пищевая, двигательная, познавательная и так далее) и социальных (работа, дом, семья и так далее) потребностей, вызывающая положительные эмоции (радость) и способствующая профилактике болезней и несчастных случаев, то есть полное физическое, психическое и социальное благополучие [3, с. 97]. В современной педагогике уже накоплен опыт использования здоровьесберегающих технологий в общеобразовательных учреждениях [4], однако опыт обучения основам здорового образа жизни в учреждениях интернатного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, изучен недостаточно. В рамках нашего исследования проанализируем специфику работы воспитателя санаторной школыинтернатапо формированиюу подростков представленийо ценности здоровья и здоровом образе жизни.Работа в санаторной школеинтернате ведется в двух приоритетных направлениях.–создание условий для успешного овладения учащимися образовательной программой в соответствии с государственным стандартом и обеспечение им свободного развития;–подготовка детей с ослабленным здоровьем к самостоятельной жизни. Восстановление здоровья рассматривается как первоочередное условие социализации и жизненного самоопределения [5,с. 15].В школеинтернате учащиеся находятся круглосуточно под постоянным присмотром и контролем со стороны взрослых. Дети,вызывающие особую тревогу воспитателей и учителей, постоянно нарушающие дисциплину и режим санаторной школыинтерната, замеченные в курении и употреблении алкоголя и наркотических средств, ставятся на внутришкольный дисциплинарный учёт.С целью преодоления дезадаптации учащихся в условиях здоровьесберегающей образовательной среды в школеинтернате изучаются личные дела детей, проводятся медикопедагогические совещания, малые педагогические советы, а также существует постоянная взаимосвязь учителя и воспитателя.Анализ научной литературы и наш многолетний опыт работы показали, что при организации воспитательного процессадолжны учитываться следующие условия:

контроль заорганизацией учебновоспитательного процесса со стороны администрации и врача школыинтерната;

применение программ обучения, индивидуализированных по содержанию, темпам обучения, формам и методам работы в зависимости от особенностей и состояния здоровья детей;

наличие системы работы по формированию представлений о ценности здоровья и здоровом образе жизни (профилактика вредных привычек, половое воспитание, использование средств физического воспитания);

соблюдение воспитанникамирежима санаторной школыинтерната;

регулирование учебных нагрузок. Детский контингент школыинтерната составляют школьники инфицированные туберкулезом. При малых и затихающих формах туберкулёза, вследствие длительности заболевания и явлений интоксикации значительно снижаются компенсаторные возможности организма подростков. Истощаемость психической деятельности отрицательно сказывается на развитии и проявляется в дефектах познавательных процессов: снижении объёма памяти, внимания, умственной работоспособности. Адаптация к условиям школыинтерната осложняется недостатками в развитии способности эмоциональной саморегуляции инегативным жизненным опытомдетей.Исходя из указанных выше проблем, мы ставили перед собой следующие задачи.1.Создание доброжелательного микроклимата, благоприятных условий для сохранения, укрепления здоровья и гармоничного развития воспитанников.2.Оказание помощи в получении знаний, развитииучебной мотивации, заботе о своем здоровье.3.Выявление одаренных детей, обладающих уникальными физическими и творческими способностями, содействие в их полномраскрытии.4.Формирование негативного отношения к вредным привычкам, активнаяпропаганда здорового образа жизни.Осуществляя превентивную и оперативную помощь детям в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, эффективной деловой и межличностной коммуникацией мы руководствовались следующими принципами ворганизации воспитательного процесса:

безусловное принятие индивидуальности ребенка;

ребенок несредство, а цельпедагогической деятельности;

при оценке уровня актуального развития и воспитанности ребенкаучитывать динамику его личностных изменений, избегать сравнения со сверстниками;

признание своих педагогических ошибок;

в главном –единство; в споре –свобода; во всём –любовь [6]. Важным направлением деятельности педагога школыинтерната является психологопедагогическая диагностика, которая способствует выявлению детских проблем. Для этогов начале учебного года нами составляются карты проблем учащихся. В картах на основе наблюдений, индивидуальных бесед, данных полученных в результате анкетирования и объективных тестов отмечались проблемы детей по следующим параметрам: состояние здоровья; владение бытовыми навыками (соблюдение режима, аккуратность, навыки самообслуживания);учебная деятельность; трудовая и общественнополезная деятельность, общение со взрослыми (родителями, учителями, воспитателями); межличностное общение со сверстниками; отношение к самому себе.Большую помощь воспитателю в изучении состояния здоровья детейоказывают медицинские работники и психолог учреждения. Четыре раза в год в октябре и январе проводятся медикопсихологопедагогические совещания с обсуждением вопросов оздоровления детей, индивидуальных особенностей каждого воспитанника. На совещаниях доводятся до сведения педагогов результаты углубленных осмотров детей, даются рекомендации по их реабилитации; совместно с педагогами решаются вопросы выбора профилей трудовой подготовки и профориентации детей, их участия в трудовой деятельности.

Анкетирование детей показало, что часто не все подростки способны оценить состояние своего здоровья. Нами было выявлено противоречие: данные объективных медицинских тестов подтверждают наличие проблемы со здоровьем у 100%детей, в то время как 30%школьников считают себя здоровыми. Было предложено вести «Календарь здоровья», в котором ученик три раза в течение дня отмечал свое субъективное самочувствие: утром, днем и вечером. Синим кружком –отличное, зеленым–недомогание, красным –плохое. Так подросток самостоятельно контролирует свое физическое состояние, не обращаясь к врачу, а воспитатель, осуществляя наблюдение, регулирует умственную и физическую нагрузку, информирует учителей и других работников учреждения, вступающих во взаимодействие с ребенком,а при необходимости прибегает к помощи медицинских работников учреждения. Анализ «Календаря здоровья» показал, что после зимних каникул, одиннадцать человек (55%) из двадцати жалуются на самочувствие, это говорит о нерациональной организации режима дня или отсутствии такового в домашних условиях. Пребывание ребенка в условиях школыинтерната, соблюдение режим дня, сбалансированное питание, прогулки на свежем воздухе дают положительные результаты –у шестерых детей (30%) самочувствие улучшилось к концу первой недели после каникул. Ребята сами обращают внимание на состояние своего здоровья, сами контролируют его, а воспитатель берет на заметку. Так недомогание детей контролируется на первом этапе.Совместно с медицинским персоналом, учащимися, входящим в школьное самоуправление (секции «Жизнь и здоровье»,«Физкультура и спорт»)в отряде проводится большая профилактическая работа по пропаганде здорового образа жизни: беседы о личной гигиене, контроль за ее соблюдением каждым воспитанником, антиалкогольная и антиникотиновая пропаганда, разъяснение социальных и физиологических последствий наркомании, предупреждение несчастных случаев, травм, простудных, инфекционных заболеваний.Например, тематические беседы: «Укрепляй здоровье смолоду», «Влияние алкоголя на нервную систему», «Табак –яд медленного действия», «Вредно ли пиво?», «Здоровье нации –проблема XXI века», «Профилактика воздушнокапельных инфекций» и другие. В научной литературе часто упоминается и подчеркивается высказывание Н.Г.Чернышевского о том, чтофизическоесовершенство человека –это не дарприроды,а следствие его целенаправленного формирования[7].Под девизом «Здоровье –богатство во все времена» в отряде проведены воспитательные часы: «Путешествие на поезде «Здоровье», «Кожа –зеркало здоровья», открытый воспитательский час в форме КВН «Мое здоровье», с целью приобщения ребят к здоровому образу жизни, стремлению укреплять свое здоровье и развивать физические способности, воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.К заботе о здоровье детей подключаем и родителей, проведя с ними групповые и индивидуальные беседы. Например: «Вредные привычки у детей», «Нецензурная брань –это тоже болезнь», «Здоровье ребенка в руках взрослых».В отряде постоянно работает стенд под рубрикой «Это должен знать каждый», который пропагандирует здоровый образ жизни, режим дня и его значение для здоровья человека.Школьный отряд после семьи –это ближайшая среда, в которую попадает ученик.Воспитанник в первый же день обращает внимание на эстетику быта в школеинтернате, со вкусом оформленные жилые помещения: удобную расстановку новой мебели,картины, свет, тепло, комнатные растения –чуткие хранители безопасности и покоя детей. Все это создает психоэмоциональный комфорт в отрядных помещениях с согласия и часто по инициативе самих детей. Ежедневно, через продуманную организацию самообслуживания, воспитанники приучаются соблюдать порядок в спальнях: красивая заправка постелей, чистота в тумбочках и шкафах, влажная уборка всюду при обязательном проветривании. Труд формирует эстетические вкусы и санитарногигиенические навыки оздоровительного процесса.Режим санаторной школыинтерната –один из главных психотерапевтических факторов и путей коррекции самочувствия детей: соблюдение режима питания и отдыха, проведение утренней гимнастики, точечного массажа, физкультминутки во время самоподготовки, прогулки на свежем воздухе, подвижные игры, оздоровительная ходьба. Такая организация среды, минимизирует последствия заболевания и способствует укреплению здоровья. Во время «тихогочаса» в проветренных спальнях, в спокойной обстановке мы используем элементы аутотренинга: с закрытыми глазами мысленно дети проговаривают: «Я устал, мне нужно отдохнуть», или предлагаем помечтать, пофантазировать. Расслабляясь, дети засыпают. Так происходит настраивание школьника на заботу о своем здоровье. В исключительных случаях медики разрешают продолжить тихий час, или же дают дополнительный день отдыха. К каждому воспитаннику подход индивидуальный.Проведение утренней гимнастики под музыку поднимает настроение, а звучание спокойной мелодии перед самоподготовкой снимает напряжение, успокаивает ребят –это позитивный настрой на продолжение учебного процесса –выполнение домашнего задания. Помимо этого ежедневно в отряде проводится утренняя зарядка с обязательным точечным массажемс включениемшкольников группы самоуправления из секции «Физкультура и спорт».Во время оздоровительной ходьбы, после гимнастики и других физических упражнений предлагаемдыхательные упражнения: «Чудонос», «Ветерок».У детей к концу дня устают глаза, поэтому на самоподготовке всегда провидим гимнастику для глаз –это упражнение на расширение зрительнопространственной активности (дети «пробегают» глазами по заданной траектории).В отряде у многих воспитанников поставлен диагноз: нарушение осанки. Предлагается упражнение «Равновесие» (сидя или стоя): «Удержи предмет на голове (дневники, тетрадь), считая до десяти.А для снятия общего или локального утомления иногда в течение дня проводятся упражненияэнергизаторы: «Найдите и коснитесь», «Эстафетаразминка», «Разведчик».Рекомендации по изменению двигательного режима школьников,упражнения для проведения физкультминуток предлагает Е.В.Советова. Мыиспользовали их на самоподготовке [8]. Во внеурочное время для физического развития учащихся всегда открыты двери спортивного и тренажерного залов. Доброй традицией в школе стало проведение общешкольных спортивных праздников «День здоровья», соревнований по теннису, баскетболу, пионерболу, футболу.Для подростков мнение сверстников может оказаться более значимым, чем мнение взрослых. Учитывая особенности подросткового возраста, в здоровьесберегающий процесс мы стали включать воспитанников отряда. Например, Аланпринимал активное участие в спортивной жизни школы, интересовался спортивными событиями города, страны и мира. Этот интерес школьника мы использовали для пропаганды здорового образа жизни и профилактики дезадаптивных форм поведения.Алан рассказал сверстникам о таганрогской футбольной команде «Торпедо» и это послужило поводом для того, чтобы другие мальчики отрядаувлеклись футболом, стали смотреть футбольные матчи по телевизору, играть в футбол на спортивной площадке, а в плохую погоду –в настольный футбол. Как следствие этого школьники стали меньше курить, уменьшилось бесцельное времяпровождение. В свободное время ребята отряда соревнуются в силе, ловкости по армрестлингу, отжиманию.Чтобы еще больше заинтересовать учащихся процессом физического саморазвития и с целью убедить ребенка в том, что он сам должен беспокоиться о своем здоровье, контролировать его, мы ввели «Карточки здоровья» на каждого школьника. Анализ состояния здоровья детей показал снижение заболеваемости острыми респираторными заболеваниями с начала учебного года по настоящее время на 41,5%. При поступлении в школуинтернат в отряде из девятнадцати школьников курили семь человек (36%). Для подростков, стремящихся избавиться от вредных привычек, решением администрации школы был организован стимулирующий фонд: поездки на каток, в плавательный бассейн. После таких поездок ребята делились впечатлениями со сверстниками в отряде. Количество курящих школьников уменьшилось до21%(отказались от курения четверо из семерых школьников).

В данной статье мы описали лишьодно из направлений деятельности воспитателя санаторной школыинтерната в работе с тубинфицированными подростками и не даем рекомендаций, поскольку каждый конкретный случай требует анализа и учета множества психологопедагогических условий.

Ссылки на источники1.Формирование здорового образа жизни российских подростков /Под ред. Л.В.Баль, С.В.Барканова. –М.: ВЛАДОС, 2002.–192 с.2.Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. –М: Московский психологосоциальный институт,2004.–240 с.3.Здоровье и среда обитания населения Таганрога: информационный бюллетень. –Таганрог: Центр Госсанэпиднадзора, 2001.4.Валеология:справочник школьника/Сост. С.Н.Заготова. –Ростов/на Дону:БАРОПРЕСС, 2001.–44 с.5.Быкова В.П. Организация учебновоспитательного и оздоровительного процессов в общеобразовательной санаторной школеинтернате:автореф. дисс.…канд.пед.наук. –Новосибирск, 1998. –20 с.6.Советова Е.В.Оздоровительные технологии в школе. –РостовнаДону:Феникс, 2006. –288 с.7.ТрещеваО. Л., МуллерА. И., ШтучнаяЕ. Б., МироненкоЕ. Н. Курс лекций по физической культуре: учебное пособие. –Омск, 2006.–213 с. 8.СоветоваЕ.В.Указ. соч.

Zhilina Lyudmila,

Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor of the Chair of Personal Pedagogy and Psychology of A.P.Chekhov Taganrog State Pedagogical Instituteludmila.zhilina@mail.ruPirozhkova Irina,tutor ofsanatorium boarding school№ 18, TaganrogActivity educator sanatorium boarding school on the formation of adolescents understand the value of health and healthy lifestylesSummary.The authors of the article prove the topicality of the research by pointing out stronger negative tendencies in the contemporary Russian society: violence rise, increased number of dysfunctional families, juvenile delinquency and severe deterioration of young people‱s health. Inthe article the authors justifythe importance and describe the experience of a sanatorium boarding school tutor in creating a healthsaving educational environment and developing teenagers‱views on value of health andhealthy lifestyle.Keywords:sanatorium boarding school, healthsavingeducational environment,healthy lifestyle,disadaptation,socialization.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»