Духовно-нравственное воспитание учащихся через реализацию проектной деятельности по подготовке и празднованию Дня Победы
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Драченкова
О.
А. Духовно-нравственное воспитание учащихся через реализацию проектной деятельности по подготовке и празднованию Дня Победы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 2 (февраль). – С.
31–35. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13031.htm.
Аннотация. Работа посвящена описанию опыта духовно-нравственного воспитания детей через реализацию проектной деятельности на тему «Книга Памяти» и «Дети войны». Работа раскрывает этапы, направления, содержание подготовки и празднования Дня Победы в школе. Представляемый опыт может быть востребован во внеурочной деятельности любого образовательного учреждения, в детских домах творчества, в центрах дополнительного образования, воскресных школах. Проект можно реализовать с учащимися начальной школы и среднего звена.
Ключевые слова:
духовно-нравственное воспитание, проектная работа, празднование дня победы, книга памяти, внеурочная деятельность
Текст статьи
Драченкова Ольга Александровна,педагог дополнительного образования, учитель основ православной культуры МОАУ «Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского», г. Кировsludnovchane@yandex.ru
Духовнонравственное воспитание учащихся через реализацию проектной деятельности по подготовке и празднованию Дня Победы
Аннотация. Работа посвящена описанию опыта духовнонравственного воспитания детей через реализацию проектной деятельности на тему «Книга Памяти» и «Дети войны». Работа раскрывает этапы, направления, содержание подготовки и празднования Дня Победы в школе. Представляемый опыт может быть востребован во внеурочной деятельности любого образовательного учреждения, в детских домах творчества, в центрах дополнительного образования, воскресных школах. Проект можно реализовать с учащимися начальной школы и среднего звена.
Ключевые слова: духовнонравственное воспитание, проектная работа, празднование Дня Победы, Книга Памяти, внеурочная деятельность.
Содержание данного проекта разработано в соответствии с рекомендациями Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России[1], в которой сказано, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание. Социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного,творческого, инициативного, компетентного гражданина России»,и на основе концепции воспитательной работы Вятской православной гимназии.Актуальность работы состоит в том, что от нас все дальше и дальше уходит время Великой Отечественной войны 19411945 годов. Ветерановучастников войны осталось очень мало и в современной школе редкостью стали беседы с ними, участие в празднике Дня Победы. А те, кто был во время войны ребенком это уже прабабушки и прадедушки учеников начального звена. На нашвзгляд, не теряя времени,необходимо находить людей, которые помнят войну, чтобы от них дети узнали, что пережила наша страна в те годы. Информационный поток формирует зачастую искаженный образ войны 19411945 годов и нивелирует подвиг нашего народа. Что может сделать школа, чтобы не прервалась живая связь поколений? Как сохранить и передать современным детям память о подвиге нашего народа? Попытаемся ответить на эти вопросы.Цель работы: сохранить и передать современным детям живую память о Великой отечественной войне и сформировать понимание, что мы празднуем в День Победы.Задачи:1)познакомить с особенностями жизни людей в тылу в годы войны;2)дать представление о Великой отечественной войне через исследование военных судеб родственников участников войн;3)развивать умение и навыки работы с разными историческими источниками, проводить семейные исторические исследования, оформлять собранный материал, представлять полученный материал в виде сценария исторической реконструкции;4)развивать творческие способности через оформление страниц «Книги Памяти», декораций для придуманного сценария исторической реконструкции;5)формировать патриотизм, сострадание и милосердие в общении с пожилыми людьми, сотрудничество, ответственность, умение работать в коллективе.Идею может реализовать классный руководитель на базе своего класса;учитель истории, педагогорганизатор на общешкольном уровне, педагог дополнительного образования на кружке или студии, педагог воскресной школы на базе прихода. Хорошо, если данный проект объединит несколько педагогов, и каждый будет отвечать за свое направление: ктото за «Книгу Памяти», ктото за сценарий «Дети войны» и т.п. Можно реализовать данные проекты по отдельности, т.к. они являются самодостаточными. Работа является долговременной, идет по двум направлениям и осуществляется в несколько этапов.Первое направлениесоздание «Книги Памяти». Девиз: «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».Отметим следующие этапы работыв этом направлении.1.Озвучивание и проработка идеи создания «Книги Памяти» среди педагогов.2.
На родительских собраниях, в детском коллективе актуализировать данную идею и совместно принять решение провести семейное историческое исследование на тему «Как война коснулась моей семьи». Один из основных акцентов в беседах с учащимися честно жить, защищать Отечество, трудиться во время войны это подвиг, скорее даже подвижничество,и поэтому, человека,жившего во время войны,можно назвать героем, хотя у него может небыть орденов и медалей. Дети могут сами придумать свою медаль, награду для того, о ком собрали материал. Сроки выполнения и форма представления материала оговариваются сразу.3.Объявляется конкурс на лучшую обложку для «Книги Памяти». 4.
К определенному сроку результаты представляются в виде страницы для «Книги Памяти», на которой творчески отражены результаты исследования с рисунками, ксерокопиями документов, рассказами, сочинениямирассуждениями и т.д.5.Подводятся итоги конкурса по обложке для «Книги Памяти».6.Собранные страницы сшиваются, склеиваются, формируются в книгу.7.Презентация «Книги Памяти» на празднике, посвященном Дню Победы.8.В православной школе, в воскресной школепо желанию и возможностям, составляетсяобщая заупокойная записка с именами воинов, тыловиков, детей войны и служится панихида в День Победы.9.Книга может храниться в школьной библиотеке, в музее. Следующие поколения учеников могут формировать второй том, третий и т.д. Выполненные работы дети могут представлять на конференциях, конкурсах, фестивалях как индивидуальный исследовательский проект.Совместное творчество детей и родителей благотворно влияет на семью. В результате дети погружаются в мир семейных реликвий, преданий,может быть, впервые узнают имена некоторых родственников. Ребенок чувствует себя причастным к истории Отечества через родных, научается помнить и благодарить своих предков, ценить свои «корни», включается в православную традицию поминовения усопших. Эта деятельность вносит вклад в формирование и сохранение связи поколений и есть надежда, что, став взрослыми, дети расскажут своим потомкам о Великой Отечественной войне через призму своего рода.Второе направлениеработы создание спектакля исторической реконструкции на тему «Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны».Этапы работыв этом направлении могут быть следующими.1.Определение круга людей, бывших в годы войны детьми, у которых учащиеся будут собирать воспоминания.2.Сбор воспоминаний о жизни в военные годы. Воспоминания могут быть переданы в любой форме: в личной беседе, в письменном виде. Для облегчения работы можно разработать анкету.3.Изучение собранных воспоминаний и составление сценария исторической реконструкции «Дети войны».4.Распределение ролей, репетиции, создание декораций, подбор реквизита.5.Выступление на празднике, посвященном Дню Победы,с приглашением людей, на основе воспоминаний которыхсоставлен сценарий.Педагог, исходя из особенностей образовательного учреждения, сам определяет количество участников данного проекта. В нашей гимназии этот проект родился на основе особенностей местной истории. Первоначально гимназия располагалась в здании бывшей церковноприходской школы, в советское время в нем была начальная школа № 9. В этой школе всю жизнь проработала известная вятская учительница Апполинария Николаевна Тепляшина(18791976годы). Она была выпускницей Вятской Мариинской женской гимназии, еще до революции работала в церковноприходской школе. У неё не было семьи семьёй стала школа, ученики. Всю жизнь она хранила Евангелие, подаренное на выпускном вечере духовником Мариинской гимназии. В своем педагогическом служении Апполинария Николаевна являла традиции православной педагогики, была подвижницей и несла детям евангельскую любовь. Ее ученики до сих пор собираются, называютсебя «тепляшинцами», в день ее рождения 19 декабря в музее Народного образования проводится вечер памяти А.Н.Тепляшиной, на котором выступают наши педагоги и учащиеся. Один из ее учеников писатель, председатель Российского Детского фонда Альберт Анатольевич Лихановпосвятил своей учительнице повесть «Крестная». Это она покупала в те голодные годы на свои деньги таблетки витамина «С», единственное, что можно было купить без карточек, и раздавала своим ученикам в классе: на серебряной ложечке каждому в рот, чтобы при ней съели. А когда кончались деньги, заваривала в ведре витаминный напиток из хвои, жутко горький, и ребята его пили. Она ходила вместе с почтальонкой по домам учеников, когда та несла похоронки, чтобы разделить горе, поддержать. Профессионализм А.Н.Тепляшиной был отмечен и советской педагогикой: она награждена двумя Орденами Ленина самой высокой наградой того времени, имела звание Заслуженного Учителя РСФСР. В нашем городе учреждена премия для учителей начальных классовимени Апполинарии Николаевны Тепляшиной за доброту,материнскую заботу и профессионализм.Сейчас наша Вятская православная гимназия располагается в здании бывшей Вятской женской Мариинской гимназии, где училась Апполинария Николаевна. В классах висят ее портреты, ей посвящен стенд гимназического музея. «Тепляшинцев» мы приглашаем на гимназические праздники,и само общение с людьми этого поколения несет огромный воспитательный потенциал. Однажды за теплым, душевным праздничным чаепитием мы попросили учеников Апполинарии Николаевны написать воспоминания о жизни, учебе в годы войны. Воспоминания были написаны, собраны, и на их основе родился сценарий исторической реконструкции «Дети войны». Педагоги других образовательных учреждения могут творчески преобразить сценарий и наполнитьматериалом, собранным их детьми для «Книги Памяти», либо по воспоминания бывших учеников школы, либо по воспоминаниям пожилых прихожан.Ниже приводим сценарий исторической реконструкции «Дети войны», созданыйпо воспоминаниям Марионеллы АлександровныЭсауловой, Ирмы СергеевныМиловой, Марии ИвановныФильяновой,ВалентиныФоминых, Виктора Матанцева и других учеников А. Н.Тепляшиной.
Действующие лица:учительница Апполинария Николаевна Тепляшина(А.Н.); ученики: Марионелла, Люся, Ирма, Маша, Володя, Алеша; солдат Виктор.Необходимый реквизит: керосиновая лампа, чайник, стаканы, несколько поленьев, мужские зимние рукавицы, большой портфель, маленькие круглые булочки, тетради, противогаз, карта СССР, имитация хлебных карточек, котелок, консервная банка с фитилем, консервная банка с алюминиевой ложкой, модель танка Т34, шали, валенки, фотоаппарат,стол, стул для учительницы, 23 парты для учеников.Монологи детей, обращенные к зрителям, можно читатьна фоне музыкального сопровождения.На сцене стол для учительницы, 23 парты со стульями, ширма с окном, заклеенным газетными полосами, на другой ширме карта СССР (на столе учительницы заранее приготовлены булочки, противогаз, тетради).Звучит голос Левитана объявление о нападении Германии на СССР.Входит А.Н., в руках чайник,керосинка, на плечах шаль. Ставит на свой стол, зябко поводит плечами, кутается плотнее в шаль, греет руки об чайник:Какой холод.Садится проверять тетради. Взяв очередную тетрадь, начинает говорить:Маша.… Какая умница. Мама на заводе сутками работает, девочка как взрослая все по дому делает сама, и в школе хорошо занимается, и раненым носки аккуратнее всех штопает… Ее старший брат Илья,мой ученик,погиб на фронте в 42ом.Марионелла. Вот стрекоза, не унывает, хоть ни одежды, ни обуви, ни еды. В нашей школе на втором этаже госпиталь, раненые солдаты любят, когда она к ним прибегает, всегда их развеселит, во всех концертах участвует. Недавно ее с подружками мальчишки снежками обкидали по дороге в школу. Мальчики успели прибежать до звонка, а девочкиопоздали и страшно боялись зайти в класс. Потом вошли с такими испуганными лицами, а мальчишки хихикают над ними.Алеша самый маленький в классе. Однажды я попросила его отнести школьные булочки заболевшей ученице. Он по дороге их съел и долго плакал потом, что не выдержал, не донес. А.Н. открывает очередную тетрадь, достает из нее засушенный цветок.Люся Иванова. В одном из писем отец прислал ей засушенный цветок. А через несколько дней они получили похоронку «Погиб смертью храбрых в боях за Родину». Люся, когда узнала, упала в обморок. С тех пор ее мучают головные боли… Война, страшная война, что ты с нами делаешь! Когда кончится война?!Забегает девочка в обнимку с большим портфелем в мужских рукавицах.Марионелла: Здравствуйте,Аполлинария Николаевна!А.Н.:Здравствуй, Марионелла! Замерзла? Тебе ведь далеко бежать.Марионелла: Немножко. Смотрите, я портфель как маленького ребенка несла, в папиных рукавицах его никак не ухватить.Заходят Люся, Володя, Ира:Здравствуйте, мы принесли по полену!Володя: Будет чем печь топить.А.Н.:Да, дети, надо будет вам каждый день приносить из дома по полену, чтобы в классе было теплее. Входит грустный, заплаканный Леша, тихо говорит: Здравствуйте.А.Н.:Здравствуй, почему ты такой заплаканный, Алеша?Алеша: Я карточки потерял. (Все ахают.)Мама говорит, мы с голоду умрем.Утирает рукавом слезы.
К нему подходит Люся: Не плачь, приходите к нам сегодня ужинать.Ира:А завтра к нам!Володя: У всех по очереди будете питаться.А.Н.:Не переживай, чтонибудь придумаем.Люся, обращаясь к зрителям, держит в руках карточки и 300 граммовржаногохлеба: Наши ребята никогда в беде не оставят. Весной все газоны и клумбы в городе, поля вокруг засаживают картошкой и капустой. Нам засадить надо было 6 соток, а моя мама сломала ногу. Мы с ней плакали, тоже думали, что умрем с голоду. Но все пришли и помогли нам посадить картошку. Дни тогда стояли очень жаркие, страшно хотелось пить. Мы с сестрой напились из болотца и заболели. А карточки я крепко сжимаю в руке, обязательно в рукавице, мама так научила, чтобы не потерялись. В очереди за хлебом приходится стоять 23 часа. В день дают на нас детей по 300 граммов хлеба. Постоянно хочется есть. Когда кончится война?А.Н.:Начинаем урок военного дела. Дети рассаживаются за парты.Володя: А где Георгий Иванович?А.Н.:У вашего военрука началось осложнение после старой раны. Продолжаем тему «Защита от отравляющих веществ». Вспомните, какие отравляющие вещества вы изучали?Марионелла: Иприт.Ира: Люизит.Володя: Хлорацетофенон.А.Н.:Правильно. Сегодня мы будем учиться одевать противогаз. Показывает его детям, может показать плакат с противогазом.Входит Маша: Извините за опоздание, можно войти?А.Н.:Входи. Что случилось Маша?Маша, обращаясь к зрителям, держит в руках записку ибанку (маленький котелок): Я живу рядом с пристанью и железной дорогой. На пристань привозят раненых в госпитали. Солдатам очень хочется сообщить родным о прибытии в родной город. Один из них просил унести записку своей жене на улицу Большевиков. Я согласилась. Жена так обрадовалась… и заплакала. Поцеловала меня, сказала: «Спасибо. Жалко, угостить тебя нечем». Потом я вернулась к поезду и сказала раненому, что унесла записку, а он мне вынес баночку супа я была очень рада.У нас всегда голодные глаза. Когда кончится война?!А.Н.:Перемена. Послушайте объявление: со следующей четверти будем учиться не в третью смену с 7 вечера, а в первую с 7 утра.Ира, обращаясь к зрителям, держа в руках керосинку консервную банку с фитилем: Я боюсь темноты. В 7 вечера и в 7 утра по улице приходится идти ощупью, потому что не горит ни одного фонаря, не светится ни одно окно. Необходима светомаскировка от фашистских самолетов они долетали до Нижнего Новгорода. По утрам и вечерам в школе и дома все в полумраке толькосвечи и керосинка, читать трудно, а хочется. Чтение отвлекает от голода. Я мечтаю сидеть вечером в ярко освещенной комнате! Когда кончится война?! А.Н.:Дети, давайте уточним ваше дежурство. Кто сегодня в госпитале кормит тяжелораненых и моет полы?Марионелла и Маша: Мы!А.Н.: Кто разводит малышей из детского сада по домам?Володя и Леша: Мы!А.Н.: Кто укладывает посылки с подарками к Новому году бойцам на фронт?Люся и Ира: Мы!А.Н.:Хорошо. Ну, а сейчас готовьтесь к завтраку. Сначала хвойный отвар. Разливает из чайника по кружкам.Леша:Он горький!А.Н.:Зато в нем много витамина С. Вы растете, вам он необходим. Люся:А завариха будет?А.Н.:Конечно. Дежурные по классу, раздайте булочки.Марионела раздает булочки.Маша, обращаясь к Алеше: Ты чегона булочку садишься?Алеша: Открою тебе секрет: когда булочка расплющится, она становится больше!Маша: Ой, я так же сделаю.Марионела, обращаясь к зрителям, держит свою булочку в руках: 1 сентября ктото сказал, что в школе будут давать белые булочки. Я так обрадовалась! Ведь в магазинах нет ничего из белого хлеба. Я представила, что это «французские» булочки с поджаренным ароматным гребешком, как у батона. И была разочарована, увидев эти маленькие белые комочки. Но все равно они такие вкусные! Когда кончится война?!Марионелла, Маша и Люся, обращаясь к А.Н.: Можно мы пойдем новогодний концерт для раненых готовить? Уходят.Володя говорит Леше и Ире: А сегодня на пристань опять привезли помощь от американцев огромные цистерны патоки, наверное, будут по бочкам разливать. Пойдем?Ира:Конечно. Надо другим сказать.Леша:А может сушеную картошку просыплют?Володя, обращаясь к зрителям, держит в руках ложку и консервную банку: Когда патоку разливают по бочкам, бывает, она проливается на землю. И тогда мы с ребятами ложками собираем ее прямо с земли в банки, а сушеную картошку собираем в мешочки. Приносим все это домой и мамы очень рады. Когда кончится война?!А.Н.:Ребята, а вы слушали вчера и сегодня сводки с фронтов?Дети:Да.А.Н.:Ана карте отметили?Дети:Сейчас отметим. Дети начинают отмечать на карте продвижение наших войск.Алеша выходит на передний план к зрителям, держа в руках модель танка: В нашем городе делают танки Т34. Мы с ребятами любим бегать на загородное шоссе и смотреть, как идут танки: грохоча гусеницами, колонной, прямо на вокзал, а с вокзала на фронт бить фашистов! Мой папа танкист. Я молюсь, чтобы он выжил. Когда кончится война?!Все уходят со сцены. Звучит голос Левитана о взятии Берлина. Затем музыка «Весна 45 года».Входит радостная А.Н.: Кончилась война!Срывает с окон светомаскировку.Входит солдат с чемоданчиком: Здравия желаю, Аполлинария Николаевна!А.Н оборачивается к нему.Солдат: Узнаете?А.Н. подходит, всматривается:Витя, … живой. Как ты, откуда?Солдат: Прямо сфронта к вам.А.Н. целует его в лоб. Держит за плечи:Совсем богатырь стал.Вбегают дети, одетые полетнему, удивленно останавливаются.А.Н.:Познакомьтесь, дети, это мой ученик ВитяМатанцев. Он вернулся с фронта. Кстати, сидел за той партой, где сейчас сидит Вова.Солдат Виктор: Аполлинария Николаевна, а можно я посижу у вас на уроке?А.Н.:А проказничать не будешь? Все смеются. Ну что, ребята, разрешим?Дети хором: Да!Солдат Виктор: А давайте на память сфотографируемся!Звучит музыка. Артисты рассаживаются для фотографирования лицом к зрителям, солдат надевает свою фуражку Алеше, все улыбаются, замирают для снимка.Из зала ктонибудь фотографирует старинным фотоаппаратом со вспышкой.Конец.
Содержание духовнонравственного воспитания в Вятской православной гимназии определятся основными ценностями православной традиции. «Традиция в педагогическом пространстве представляет собой возможность усвоения, присвоения учеником совместно пережитого и нажитого прежними поколениями опыта, через который будет происходить его личностное становление, а также способности воспроизводства, порождения этого опыта. Через традицию ученик осознает реальное единство человеческого сообщества во времени и реально вступает в отношения духовного наследования» [2].Духовнонравственному воспитанию подрастающего поколения в рамках православной традиции посвящены труды доктора педагогических наук, профессора Самарской духовной семинарии, игумена Георгия (Шестуна). Освоить традицию, по мнению о. Георгия, «это значит приобрести искусство соразмерять опыты собственной жизни, здесь и сейчас совершающейся, с духовными, ценностными ориентирами, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Это значит войти в традицию, стать ее носителем, «своим среди своих», познать действенность смыслов и ценностей традиции, практически испытать их энергию и созидательную власть» [3]. То есть, необходима не только информация о прошлом, но и освоение живых образцов действия, идеалов, завещанных отцами [4]. На наш взгляд, представленный опыт внеклассной работы проектная деятельность по узнаванию, восстановлению и передаче исторического опыта прежних поколенийраскрывает творческий потенциал детей и способствует живому соприкосновению с нашей исторической традицией.
Ссылки на источники1.Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.URL:http: //www. standart.edu.ru›catalog.aspx?CatalogId=985.2.Священник Сергий Гомаюнов. Традиции как метод организации познавательной деятельности в православной школе// Традиции православной педагогики в контексте истории: Становление школы: Сборник докладовпедагогической конференции/Под ред. свящ. С. Гомаюнова. Киров, 2003. С. 40.3.Захарченко М.В., игум. Георгий (Шестун). Введение в традицию как цель образования.URL:http://www.portalslovo.ru/pedagogy/37905.php.4.Игумен Георгий (Шестун). О проблеме духовнонравственного воспитания личности в школе.URL:http://www.portalslovo.ru/pedagogy/37893.php.
Drachenkova Оlga,Teacher of additional education, the teacher of the fundamentals of the Orthodox culture of Vyatskaya Pravoslavnaya gymnasium in the name of St. Triphon Vjatsky, Kirov (Kirov Region).sludnovchane@yandex.ruSpirituallymoral education of students through the implementation of project activities on preparation and celebrating of the Victory DayAbstract. This paper describes the experience of spiritual and moral education of children through the implementation of the project activities on the "Book of Memory" and "Children of War." The work reveals the steps, direction, training and maintenance of the Victory Day celebrations in school. Experience seems to be in demand in the extracurricular activities of any educational institution in the orphanages of creativity, Education Center, Sunday schools. The project can be implemented in primary school pupils and middle managers.Keywords: spiritualmoral education, project work, the celebration of the Victory Day, the Book of Memory, extracurricular activities.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
Духовнонравственное воспитание учащихся через реализацию проектной деятельности по подготовке и празднованию Дня Победы
Аннотация. Работа посвящена описанию опыта духовнонравственного воспитания детей через реализацию проектной деятельности на тему «Книга Памяти» и «Дети войны». Работа раскрывает этапы, направления, содержание подготовки и празднования Дня Победы в школе. Представляемый опыт может быть востребован во внеурочной деятельности любого образовательного учреждения, в детских домах творчества, в центрах дополнительного образования, воскресных школах. Проект можно реализовать с учащимися начальной школы и среднего звена.
Ключевые слова: духовнонравственное воспитание, проектная работа, празднование Дня Победы, Книга Памяти, внеурочная деятельность.
Содержание данного проекта разработано в соответствии с рекомендациями Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России[1], в которой сказано, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание. Социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного,творческого, инициативного, компетентного гражданина России»,и на основе концепции воспитательной работы Вятской православной гимназии.Актуальность работы состоит в том, что от нас все дальше и дальше уходит время Великой Отечественной войны 19411945 годов. Ветерановучастников войны осталось очень мало и в современной школе редкостью стали беседы с ними, участие в празднике Дня Победы. А те, кто был во время войны ребенком это уже прабабушки и прадедушки учеников начального звена. На нашвзгляд, не теряя времени,необходимо находить людей, которые помнят войну, чтобы от них дети узнали, что пережила наша страна в те годы. Информационный поток формирует зачастую искаженный образ войны 19411945 годов и нивелирует подвиг нашего народа. Что может сделать школа, чтобы не прервалась живая связь поколений? Как сохранить и передать современным детям память о подвиге нашего народа? Попытаемся ответить на эти вопросы.Цель работы: сохранить и передать современным детям живую память о Великой отечественной войне и сформировать понимание, что мы празднуем в День Победы.Задачи:1)познакомить с особенностями жизни людей в тылу в годы войны;2)дать представление о Великой отечественной войне через исследование военных судеб родственников участников войн;3)развивать умение и навыки работы с разными историческими источниками, проводить семейные исторические исследования, оформлять собранный материал, представлять полученный материал в виде сценария исторической реконструкции;4)развивать творческие способности через оформление страниц «Книги Памяти», декораций для придуманного сценария исторической реконструкции;5)формировать патриотизм, сострадание и милосердие в общении с пожилыми людьми, сотрудничество, ответственность, умение работать в коллективе.Идею может реализовать классный руководитель на базе своего класса;учитель истории, педагогорганизатор на общешкольном уровне, педагог дополнительного образования на кружке или студии, педагог воскресной школы на базе прихода. Хорошо, если данный проект объединит несколько педагогов, и каждый будет отвечать за свое направление: ктото за «Книгу Памяти», ктото за сценарий «Дети войны» и т.п. Можно реализовать данные проекты по отдельности, т.к. они являются самодостаточными. Работа является долговременной, идет по двум направлениям и осуществляется в несколько этапов.Первое направлениесоздание «Книги Памяти». Девиз: «Нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».Отметим следующие этапы работыв этом направлении.1.Озвучивание и проработка идеи создания «Книги Памяти» среди педагогов.2.
На родительских собраниях, в детском коллективе актуализировать данную идею и совместно принять решение провести семейное историческое исследование на тему «Как война коснулась моей семьи». Один из основных акцентов в беседах с учащимися честно жить, защищать Отечество, трудиться во время войны это подвиг, скорее даже подвижничество,и поэтому, человека,жившего во время войны,можно назвать героем, хотя у него может небыть орденов и медалей. Дети могут сами придумать свою медаль, награду для того, о ком собрали материал. Сроки выполнения и форма представления материала оговариваются сразу.3.Объявляется конкурс на лучшую обложку для «Книги Памяти». 4.
К определенному сроку результаты представляются в виде страницы для «Книги Памяти», на которой творчески отражены результаты исследования с рисунками, ксерокопиями документов, рассказами, сочинениямирассуждениями и т.д.5.Подводятся итоги конкурса по обложке для «Книги Памяти».6.Собранные страницы сшиваются, склеиваются, формируются в книгу.7.Презентация «Книги Памяти» на празднике, посвященном Дню Победы.8.В православной школе, в воскресной школепо желанию и возможностям, составляетсяобщая заупокойная записка с именами воинов, тыловиков, детей войны и служится панихида в День Победы.9.Книга может храниться в школьной библиотеке, в музее. Следующие поколения учеников могут формировать второй том, третий и т.д. Выполненные работы дети могут представлять на конференциях, конкурсах, фестивалях как индивидуальный исследовательский проект.Совместное творчество детей и родителей благотворно влияет на семью. В результате дети погружаются в мир семейных реликвий, преданий,может быть, впервые узнают имена некоторых родственников. Ребенок чувствует себя причастным к истории Отечества через родных, научается помнить и благодарить своих предков, ценить свои «корни», включается в православную традицию поминовения усопших. Эта деятельность вносит вклад в формирование и сохранение связи поколений и есть надежда, что, став взрослыми, дети расскажут своим потомкам о Великой Отечественной войне через призму своего рода.Второе направлениеработы создание спектакля исторической реконструкции на тему «Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны».Этапы работыв этом направлении могут быть следующими.1.Определение круга людей, бывших в годы войны детьми, у которых учащиеся будут собирать воспоминания.2.Сбор воспоминаний о жизни в военные годы. Воспоминания могут быть переданы в любой форме: в личной беседе, в письменном виде. Для облегчения работы можно разработать анкету.3.Изучение собранных воспоминаний и составление сценария исторической реконструкции «Дети войны».4.Распределение ролей, репетиции, создание декораций, подбор реквизита.5.Выступление на празднике, посвященном Дню Победы,с приглашением людей, на основе воспоминаний которыхсоставлен сценарий.Педагог, исходя из особенностей образовательного учреждения, сам определяет количество участников данного проекта. В нашей гимназии этот проект родился на основе особенностей местной истории. Первоначально гимназия располагалась в здании бывшей церковноприходской школы, в советское время в нем была начальная школа № 9. В этой школе всю жизнь проработала известная вятская учительница Апполинария Николаевна Тепляшина(18791976годы). Она была выпускницей Вятской Мариинской женской гимназии, еще до революции работала в церковноприходской школе. У неё не было семьи семьёй стала школа, ученики. Всю жизнь она хранила Евангелие, подаренное на выпускном вечере духовником Мариинской гимназии. В своем педагогическом служении Апполинария Николаевна являла традиции православной педагогики, была подвижницей и несла детям евангельскую любовь. Ее ученики до сих пор собираются, называютсебя «тепляшинцами», в день ее рождения 19 декабря в музее Народного образования проводится вечер памяти А.Н.Тепляшиной, на котором выступают наши педагоги и учащиеся. Один из ее учеников писатель, председатель Российского Детского фонда Альберт Анатольевич Лихановпосвятил своей учительнице повесть «Крестная». Это она покупала в те голодные годы на свои деньги таблетки витамина «С», единственное, что можно было купить без карточек, и раздавала своим ученикам в классе: на серебряной ложечке каждому в рот, чтобы при ней съели. А когда кончались деньги, заваривала в ведре витаминный напиток из хвои, жутко горький, и ребята его пили. Она ходила вместе с почтальонкой по домам учеников, когда та несла похоронки, чтобы разделить горе, поддержать. Профессионализм А.Н.Тепляшиной был отмечен и советской педагогикой: она награждена двумя Орденами Ленина самой высокой наградой того времени, имела звание Заслуженного Учителя РСФСР. В нашем городе учреждена премия для учителей начальных классовимени Апполинарии Николаевны Тепляшиной за доброту,материнскую заботу и профессионализм.Сейчас наша Вятская православная гимназия располагается в здании бывшей Вятской женской Мариинской гимназии, где училась Апполинария Николаевна. В классах висят ее портреты, ей посвящен стенд гимназического музея. «Тепляшинцев» мы приглашаем на гимназические праздники,и само общение с людьми этого поколения несет огромный воспитательный потенциал. Однажды за теплым, душевным праздничным чаепитием мы попросили учеников Апполинарии Николаевны написать воспоминания о жизни, учебе в годы войны. Воспоминания были написаны, собраны, и на их основе родился сценарий исторической реконструкции «Дети войны». Педагоги других образовательных учреждения могут творчески преобразить сценарий и наполнитьматериалом, собранным их детьми для «Книги Памяти», либо по воспоминания бывших учеников школы, либо по воспоминаниям пожилых прихожан.Ниже приводим сценарий исторической реконструкции «Дети войны», созданыйпо воспоминаниям Марионеллы АлександровныЭсауловой, Ирмы СергеевныМиловой, Марии ИвановныФильяновой,ВалентиныФоминых, Виктора Матанцева и других учеников А. Н.Тепляшиной.
Действующие лица:учительница Апполинария Николаевна Тепляшина(А.Н.); ученики: Марионелла, Люся, Ирма, Маша, Володя, Алеша; солдат Виктор.Необходимый реквизит: керосиновая лампа, чайник, стаканы, несколько поленьев, мужские зимние рукавицы, большой портфель, маленькие круглые булочки, тетради, противогаз, карта СССР, имитация хлебных карточек, котелок, консервная банка с фитилем, консервная банка с алюминиевой ложкой, модель танка Т34, шали, валенки, фотоаппарат,стол, стул для учительницы, 23 парты для учеников.Монологи детей, обращенные к зрителям, можно читатьна фоне музыкального сопровождения.На сцене стол для учительницы, 23 парты со стульями, ширма с окном, заклеенным газетными полосами, на другой ширме карта СССР (на столе учительницы заранее приготовлены булочки, противогаз, тетради).Звучит голос Левитана объявление о нападении Германии на СССР.Входит А.Н., в руках чайник,керосинка, на плечах шаль. Ставит на свой стол, зябко поводит плечами, кутается плотнее в шаль, греет руки об чайник:Какой холод.Садится проверять тетради. Взяв очередную тетрадь, начинает говорить:Маша.… Какая умница. Мама на заводе сутками работает, девочка как взрослая все по дому делает сама, и в школе хорошо занимается, и раненым носки аккуратнее всех штопает… Ее старший брат Илья,мой ученик,погиб на фронте в 42ом.Марионелла. Вот стрекоза, не унывает, хоть ни одежды, ни обуви, ни еды. В нашей школе на втором этаже госпиталь, раненые солдаты любят, когда она к ним прибегает, всегда их развеселит, во всех концертах участвует. Недавно ее с подружками мальчишки снежками обкидали по дороге в школу. Мальчики успели прибежать до звонка, а девочкиопоздали и страшно боялись зайти в класс. Потом вошли с такими испуганными лицами, а мальчишки хихикают над ними.Алеша самый маленький в классе. Однажды я попросила его отнести школьные булочки заболевшей ученице. Он по дороге их съел и долго плакал потом, что не выдержал, не донес. А.Н. открывает очередную тетрадь, достает из нее засушенный цветок.Люся Иванова. В одном из писем отец прислал ей засушенный цветок. А через несколько дней они получили похоронку «Погиб смертью храбрых в боях за Родину». Люся, когда узнала, упала в обморок. С тех пор ее мучают головные боли… Война, страшная война, что ты с нами делаешь! Когда кончится война?!Забегает девочка в обнимку с большим портфелем в мужских рукавицах.Марионелла: Здравствуйте,Аполлинария Николаевна!А.Н.:Здравствуй, Марионелла! Замерзла? Тебе ведь далеко бежать.Марионелла: Немножко. Смотрите, я портфель как маленького ребенка несла, в папиных рукавицах его никак не ухватить.Заходят Люся, Володя, Ира:Здравствуйте, мы принесли по полену!Володя: Будет чем печь топить.А.Н.:Да, дети, надо будет вам каждый день приносить из дома по полену, чтобы в классе было теплее. Входит грустный, заплаканный Леша, тихо говорит: Здравствуйте.А.Н.:Здравствуй, почему ты такой заплаканный, Алеша?Алеша: Я карточки потерял. (Все ахают.)Мама говорит, мы с голоду умрем.Утирает рукавом слезы.
К нему подходит Люся: Не плачь, приходите к нам сегодня ужинать.Ира:А завтра к нам!Володя: У всех по очереди будете питаться.А.Н.:Не переживай, чтонибудь придумаем.Люся, обращаясь к зрителям, держит в руках карточки и 300 граммовржаногохлеба: Наши ребята никогда в беде не оставят. Весной все газоны и клумбы в городе, поля вокруг засаживают картошкой и капустой. Нам засадить надо было 6 соток, а моя мама сломала ногу. Мы с ней плакали, тоже думали, что умрем с голоду. Но все пришли и помогли нам посадить картошку. Дни тогда стояли очень жаркие, страшно хотелось пить. Мы с сестрой напились из болотца и заболели. А карточки я крепко сжимаю в руке, обязательно в рукавице, мама так научила, чтобы не потерялись. В очереди за хлебом приходится стоять 23 часа. В день дают на нас детей по 300 граммов хлеба. Постоянно хочется есть. Когда кончится война?А.Н.:Начинаем урок военного дела. Дети рассаживаются за парты.Володя: А где Георгий Иванович?А.Н.:У вашего военрука началось осложнение после старой раны. Продолжаем тему «Защита от отравляющих веществ». Вспомните, какие отравляющие вещества вы изучали?Марионелла: Иприт.Ира: Люизит.Володя: Хлорацетофенон.А.Н.:Правильно. Сегодня мы будем учиться одевать противогаз. Показывает его детям, может показать плакат с противогазом.Входит Маша: Извините за опоздание, можно войти?А.Н.:Входи. Что случилось Маша?Маша, обращаясь к зрителям, держит в руках записку ибанку (маленький котелок): Я живу рядом с пристанью и железной дорогой. На пристань привозят раненых в госпитали. Солдатам очень хочется сообщить родным о прибытии в родной город. Один из них просил унести записку своей жене на улицу Большевиков. Я согласилась. Жена так обрадовалась… и заплакала. Поцеловала меня, сказала: «Спасибо. Жалко, угостить тебя нечем». Потом я вернулась к поезду и сказала раненому, что унесла записку, а он мне вынес баночку супа я была очень рада.У нас всегда голодные глаза. Когда кончится война?!А.Н.:Перемена. Послушайте объявление: со следующей четверти будем учиться не в третью смену с 7 вечера, а в первую с 7 утра.Ира, обращаясь к зрителям, держа в руках керосинку консервную банку с фитилем: Я боюсь темноты. В 7 вечера и в 7 утра по улице приходится идти ощупью, потому что не горит ни одного фонаря, не светится ни одно окно. Необходима светомаскировка от фашистских самолетов они долетали до Нижнего Новгорода. По утрам и вечерам в школе и дома все в полумраке толькосвечи и керосинка, читать трудно, а хочется. Чтение отвлекает от голода. Я мечтаю сидеть вечером в ярко освещенной комнате! Когда кончится война?! А.Н.:Дети, давайте уточним ваше дежурство. Кто сегодня в госпитале кормит тяжелораненых и моет полы?Марионелла и Маша: Мы!А.Н.: Кто разводит малышей из детского сада по домам?Володя и Леша: Мы!А.Н.: Кто укладывает посылки с подарками к Новому году бойцам на фронт?Люся и Ира: Мы!А.Н.:Хорошо. Ну, а сейчас готовьтесь к завтраку. Сначала хвойный отвар. Разливает из чайника по кружкам.Леша:Он горький!А.Н.:Зато в нем много витамина С. Вы растете, вам он необходим. Люся:А завариха будет?А.Н.:Конечно. Дежурные по классу, раздайте булочки.Марионела раздает булочки.Маша, обращаясь к Алеше: Ты чегона булочку садишься?Алеша: Открою тебе секрет: когда булочка расплющится, она становится больше!Маша: Ой, я так же сделаю.Марионела, обращаясь к зрителям, держит свою булочку в руках: 1 сентября ктото сказал, что в школе будут давать белые булочки. Я так обрадовалась! Ведь в магазинах нет ничего из белого хлеба. Я представила, что это «французские» булочки с поджаренным ароматным гребешком, как у батона. И была разочарована, увидев эти маленькие белые комочки. Но все равно они такие вкусные! Когда кончится война?!Марионелла, Маша и Люся, обращаясь к А.Н.: Можно мы пойдем новогодний концерт для раненых готовить? Уходят.Володя говорит Леше и Ире: А сегодня на пристань опять привезли помощь от американцев огромные цистерны патоки, наверное, будут по бочкам разливать. Пойдем?Ира:Конечно. Надо другим сказать.Леша:А может сушеную картошку просыплют?Володя, обращаясь к зрителям, держит в руках ложку и консервную банку: Когда патоку разливают по бочкам, бывает, она проливается на землю. И тогда мы с ребятами ложками собираем ее прямо с земли в банки, а сушеную картошку собираем в мешочки. Приносим все это домой и мамы очень рады. Когда кончится война?!А.Н.:Ребята, а вы слушали вчера и сегодня сводки с фронтов?Дети:Да.А.Н.:Ана карте отметили?Дети:Сейчас отметим. Дети начинают отмечать на карте продвижение наших войск.Алеша выходит на передний план к зрителям, держа в руках модель танка: В нашем городе делают танки Т34. Мы с ребятами любим бегать на загородное шоссе и смотреть, как идут танки: грохоча гусеницами, колонной, прямо на вокзал, а с вокзала на фронт бить фашистов! Мой папа танкист. Я молюсь, чтобы он выжил. Когда кончится война?!Все уходят со сцены. Звучит голос Левитана о взятии Берлина. Затем музыка «Весна 45 года».Входит радостная А.Н.: Кончилась война!Срывает с окон светомаскировку.Входит солдат с чемоданчиком: Здравия желаю, Аполлинария Николаевна!А.Н оборачивается к нему.Солдат: Узнаете?А.Н. подходит, всматривается:Витя, … живой. Как ты, откуда?Солдат: Прямо сфронта к вам.А.Н. целует его в лоб. Держит за плечи:Совсем богатырь стал.Вбегают дети, одетые полетнему, удивленно останавливаются.А.Н.:Познакомьтесь, дети, это мой ученик ВитяМатанцев. Он вернулся с фронта. Кстати, сидел за той партой, где сейчас сидит Вова.Солдат Виктор: Аполлинария Николаевна, а можно я посижу у вас на уроке?А.Н.:А проказничать не будешь? Все смеются. Ну что, ребята, разрешим?Дети хором: Да!Солдат Виктор: А давайте на память сфотографируемся!Звучит музыка. Артисты рассаживаются для фотографирования лицом к зрителям, солдат надевает свою фуражку Алеше, все улыбаются, замирают для снимка.Из зала ктонибудь фотографирует старинным фотоаппаратом со вспышкой.Конец.
Содержание духовнонравственного воспитания в Вятской православной гимназии определятся основными ценностями православной традиции. «Традиция в педагогическом пространстве представляет собой возможность усвоения, присвоения учеником совместно пережитого и нажитого прежними поколениями опыта, через который будет происходить его личностное становление, а также способности воспроизводства, порождения этого опыта. Через традицию ученик осознает реальное единство человеческого сообщества во времени и реально вступает в отношения духовного наследования» [2].Духовнонравственному воспитанию подрастающего поколения в рамках православной традиции посвящены труды доктора педагогических наук, профессора Самарской духовной семинарии, игумена Георгия (Шестуна). Освоить традицию, по мнению о. Георгия, «это значит приобрести искусство соразмерять опыты собственной жизни, здесь и сейчас совершающейся, с духовными, ценностными ориентирами, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Это значит войти в традицию, стать ее носителем, «своим среди своих», познать действенность смыслов и ценностей традиции, практически испытать их энергию и созидательную власть» [3]. То есть, необходима не только информация о прошлом, но и освоение живых образцов действия, идеалов, завещанных отцами [4]. На наш взгляд, представленный опыт внеклассной работы проектная деятельность по узнаванию, восстановлению и передаче исторического опыта прежних поколенийраскрывает творческий потенциал детей и способствует живому соприкосновению с нашей исторической традицией.
Ссылки на источники1.Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.URL:http: //www. standart.edu.ru›catalog.aspx?CatalogId=985.2.Священник Сергий Гомаюнов. Традиции как метод организации познавательной деятельности в православной школе// Традиции православной педагогики в контексте истории: Становление школы: Сборник докладовпедагогической конференции/Под ред. свящ. С. Гомаюнова. Киров, 2003. С. 40.3.Захарченко М.В., игум. Георгий (Шестун). Введение в традицию как цель образования.URL:http://www.portalslovo.ru/pedagogy/37905.php.4.Игумен Георгий (Шестун). О проблеме духовнонравственного воспитания личности в школе.URL:http://www.portalslovo.ru/pedagogy/37893.php.
Drachenkova Оlga,Teacher of additional education, the teacher of the fundamentals of the Orthodox culture of Vyatskaya Pravoslavnaya gymnasium in the name of St. Triphon Vjatsky, Kirov (Kirov Region).sludnovchane@yandex.ruSpirituallymoral education of students through the implementation of project activities on preparation and celebrating of the Victory DayAbstract. This paper describes the experience of spiritual and moral education of children through the implementation of the project activities on the "Book of Memory" and "Children of War." The work reveals the steps, direction, training and maintenance of the Victory Day celebrations in school. Experience seems to be in demand in the extracurricular activities of any educational institution in the orphanages of creativity, Education Center, Sunday schools. The project can be implemented in primary school pupils and middle managers.Keywords: spiritualmoral education, project work, the celebration of the Victory Day, the Book of Memory, extracurricular activities.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук