Использование современных интернет-сервисов для визуализации индивидуальных данных студента

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кулешова Д. И., Мозгалева П. И., Замятина О. М. Использование современных интернет-сервисов для визуализации индивидуальных данных студента // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 2 (февраль). – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13036.htm.
Аннотация. В статье проводится анализ интернет-сервисов, позволяющих осуществлять мониторинг достижений и профессионального роста студентов с целью использования выбранного сервиса при оценке компетенций учащихся.
Раздел: Педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям)
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кулешова Дарья Игоревна,студенткаVкурсаФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томскkuleshovadi@mail.ru

Мозгалева Полина Игоревна,эксперт отдела элитного образования ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томскmpi@tpu.ru

Замятина Оксана Михайловна,кандидат технических наук, начальник отдела элитного образования, доцент ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г. Томскzamyatina@tpu.ru

Использование современных интернетсервисов для визуализации индивидуальных данных студента

Аннотация. В статье проводится анализ интернетсервисов, позволяющих осуществлять мониторинг достижений и профессионального роста студентов с целью использования выбранного сервиса при оценке компетенций учащихся.Ключевые слова: визуализация, мониторинг достижений и профессиональноличностного роста студентов, интернетсервис, LinkedIn, HeadHunter, ResumUp.

Информационные технологии стали неотъемлемой частью современной образовательной системы. На ITрынке широко представлены программные средства, в том числе интернетсервисы, позволяющие осуществлять мониторинг достижений и профессиональноличностного роста студентов на всех этапах обучения.При проектировании эффективной образовательной среды и организации проектной деятельности в Национальном исследовательском Томском политехническом университете возникли трудности в оценке компетенций студентов, их достижений, а также при проведении сравнительного анализа профессиональноличностных портретов обучающихся.Таким образом, возникла необходимость во внедрении в систему «Личный кабинет» интернетсервиса, позволяющего выполнять вышеперечисленные функции [1].В настоящее время на рынке ITтехнологий уже существует несколько решений поставленной задачи. Для определения наиболее подходящегобыл проведен обзор рынка и охарактеризованы представленные на нем интернетсервисы. В частности, были рассмотрены LinkedIn, HeadHunter и ResumUp.Данные сервисы предоставляют пользователям возможность создания и размещения резюме, являются платформой для связи работодателей с соискателями.Вышеперечисленные функции присутствуют в рассматриваемых сервисах в разной степени реализации. Кроме того, каждый сервис имеет свои базы резюме, вакансий, работодателей, свои средства взаимодействия между пользователями.С точки зрения рассматриваемой проблемы, важными критериями оценки сервиса являются:–возможность созданияили размещения материалов, позволяющих оценить компетенции студентов и их достижения (портфолио);–возможностьвизуализации портфолио;–возможность размещения в системе вакансий в проблемноориентированных проектах;–возможность групповой работы над проектом;–возможность предоставления только подтвержденной информации.По данным критериям были проанализированы вышеперечисленные интернетсервисы.LinkedIn(linkedin.com) –сервис, созданный в 2003 году, профессиональная социальная сеть. Первое и главное ее назначение –осуществлять поиск работодателей и персонала. Также в ней можно общаться в группах, объединяющих людей по профессиональным интересам [2].Преимущества:–возможность регистрироваться на основе профилей Facebookи Twitter;–возможность управлять общедоступной информацией о пользователе, как о профессионале (профайлом); –простой и понятный интерфейс для полного заполнения резюме;–возможность добавлять уже существующее резюме. В этом случае вся информация из добавленного файла заполняет соответствующие поля в профиле;–возможность оставлять рекомендации другим пользователям;–возможность находить и быть найденным (представленным по рекомендации) потенциальным руководителем проекта;–возможность создавать и совместно управлять проектами, собирать данные, делиться с заинтересованными пользователями;–возможность находить новые ориентированные проекты и единомышленников;–возможность получать новые идеи в процессе общения с пользователями;–возможность находить среди внутренних связей помощь для решения задач;–возможность публиковать и распространять списки реализуемых проектов [3].Недостатки:–можно написать любую, неподтвержденную информацию;–сравнительно небольшой круг поиска среди пользователей в базовой бесплатной версии;–сложность составления правильного резюме. Система не составляет полноценного резюме за пользователя. Поэтому у новичков могут возникнуть определенные проблемы [4].Таким образом, руководствуясь обозначенными вышекритериями, можно сделать вывод, что интернетсервис LinkedInне удовлетворяет им в полной мере. Он позволяет размещать информацию, необходимую для анализа профессиональноличностных портретов обучающихся, находить существующие проблемноориентированные проекты и присоединяться к работе над ними, обсуждать проектную деятельность в группах. Но с другой стороны ресурс не гарантирует достоверность предоставленной информации. Также не выполняется один из важных критериев отбора –отсутствует возможность визуализации данных.HeadHunter(hh.ru) –это онлайнсервис для работодателей и соискателей, который предоставляет компаниям профессиональные инструменты поиска и подбора персонала, а кандидатам –одну из самых качественных в российском интернете базу вакансий. Один из крупнейших российских рекрутинговых вебсервисов HeadHunter был запущен в 2000 году [5].Преимущества:–возможность регистрироваться на основе профилей МойМир и Одноклассники;–возможность работы с обширной базой качественных резюме и предложений работы;–возможность подтверждать достижения документально;–удобный пользовательский интерфейс, позволяющий быстро и эффективно использовать основные функции сервиса;–возможность оперативного контакта работодателя и нанимателя;–возможность видеть, кто интересовался резюме пользователя. Также сервис сам предлагает вакансии, которые подходят к резюме пользователя [6].Недостатки:–большой поток информации рынка труда. По этой причине информация, предоставляемая анализатором рынка по запросу пользователя (поиску резюме или вакансии), может восприниматься как неточная и часто не приниматься во внимание [7].Исходя из критериев анализа, можно сказать, что данный интернетсервис имеет необходимые базовые возможности, например, предоставление информации, позволяющей проводить оценку компетенций студентов и их достижений. Важным преимуществом сервиса является возможность документального подтверждения информации. Однако на HeadHunterнельзя «работать в команде», т.е. отсутствует функция группового обсуждения проекта. Также данные из портфолио нельзя визуализировать.Применительно к рассматриваемой проблеме, модель данного сервиса можно использовать, как базу, в которой будут храниться резюме/портфолио студентов и куда руководители проектов смогут добавлять вакансии в своих проектах. Также студенты могут искать среди многочисленных предложений, размещенных в системе, сторонние проекты, в которых они хотели бы принять участие.ResumUp(resumup.com) –ресурс, позволяющий создать личный профиль, в котором хранятся достижения и резюме. Резюме составляется и выводится в визуализированной форме. Ресурс работает в режиме бетатестирования. Является стартапом русских разработчиков во главе с Евгением Барулиным. Был запущен в августе 2011 года[8].Преимущества:–регистрация на основе аккаунта Facebook и некоторых других социальных сетей, на основе email;–составление резюме облегчается (особенно это важно для тех, кто никогда не составлял резюме) за счет интуитивно понятного интерфейса и графического заполнения;–можно посмотреть результаты работы в текстовой форме;–присутствуют все стандартные разделы резюме;–можно простроить пошаговое продвижение по карьерное лестнице;–сервис советует, какие знания нужно получить, какие личностные качества развить и т.д. для получения определенной должности;–можно сохранять результаты работы сервиса (резюме) в формате PDF (текстовый файл) или в формате PNG (изображение);–на форуме можно найти ответы на часто возникающие вопросы [9].Недостатки:–отсутствует возможность регистрации на основе профиля ВКонтакте (существенный минус, потому что подавляющее большинство русскоязычных пользователей сети Интернет имеют аккаунт с большим количеством полезной на данном ресурсе информации именно в этой социальнойсети);–отсутствует возможность прикрепления подтверждения в виде дипломов, сертификатов;–отсутствует возможность сохранения текстового варианта резюме в формат .doc;–частичный перевод интерфейса на русский язык создает некоторые сложности при использовании ресурса;–инфографика отображает не все выбранные варианты, например, в разделе языковых навыков отображается только дваязыка, а выбрать можно три и более;–отсутствует возможность редактирования информации в текстовом формате;–при перегруженности временной шкалы данными, информация сложно воспринимается визуально;–интерфейс доступен только в двух языковых вариантах: русском и английском;–сервис находится на стадии бетатестирования [10].Проанализировав интернетсервис ResumUp, можно увидеть, что он в большей степени направлен на работу с информацией, позволяющей оценивать компетенции студентов, их достижения, а также проводить сравнительный анализ профессиональноличностных портретов обучающихся, и в меньшей степени –на групповую работу над проблемноориентированными проектами.Таким образом, сделав обзор основных интернетсервисов, занимающихся поднятой проблемой, мыможемсделать следующие выводы. На данный момент нет сервиса, который подходит для решения поставленных задач в полной мере. В большей степени, на наш взгляд, подходит ResumUp, т.к. только он позволяет визуализировать достижения пользователя, с одной стороны, и создать полноценное резюме в текстовом формате –с другой. Но в то же время в нем отсутствует возможность, которая присутствует, например, на HeadHunter, а именно, подтверждать достижения пользователей документально.На данный момент в Национальном исследовательском Томском политехническом университете уже несколько лет успешно реализуется проект «Личный кабинет», в котором студент может видеть личную информацию, расписание занятий, успеваемость и т.д. Преподаватель же на портале имеет возможность оценивать студентов, выкладыватьполезную информацию, материалы по занятиям и т.д. [11]. Именно в этот портал и планируется внедрить систему, которая будет осуществлять мониторинг достижений и профессиональноличностного роста студентов на всех этапах обучения.Планируется, что преподаватель будет иметь возможность размещать информацию о будущих проектах и количестве студентов, аспирантов и т.д., которые потребуются для работы над проектом. Также руководитель проекта будет указывать критерии отбора и требования к кандидатам. Таким образом, он будет размещать на портале своеобразную «вакансию».Студент в свою очередь сможет разместить в системе портфолио, своего рода «резюме», в котором будут указаны его научные и профессиональные достижения. Портфолио будет представлено в двух видах: текстовом и визуализированном. Студент сможет вносить поправки, обязательно подтверждая их документально. Он будет иметь возможность самостоятельно подавать заявку на участие в какомлибо проекте, либо получать приглашение от руководителя проекта.С помощью сервиса ResumUp, который будет внедрен в электронный портал, преподаватели посредством проведения сравнительного анализа профессиональноличностных портретов обучающихся будут иметь возможность пригласить подходящего учащегося в команду проекта.Также информация, размещенная с помощью данного сервиса на портале, будет полезна оргкомитетам, которые проводят конкурсы на получение различных стипендий и грантов. Большая часть информации, которую требуется предоставить на соискание стипендии или гранта, уже будетсодержаться в портфолио в компактном виде.Таким образом, в заключение можно сказать, что для решения проблемы хранения и представления в удобном виде информации о научных и профессиональных достижениях студентов, а также извещения студентов о существующих проектах наиболее подходящим был признан интернетсервис ResumUp. Он позволяет не только создать полноценное резюме, но и представить всю информацию в визуализированном виде. Также в нем есть возможность увидеть профессиональноличностный рост учащегося, его цели.После внедрения данного сервиса значительно упростится процесс подачи документов на соискание стипендий и грантов и обработка этих заявок оргкомитетами.

Ссылки на источники1.Корпоративный портал Томского политехнического университета. –URL: portal.tpu.ru.2.LinkedIn. –URL: linkedin.com.3.Там же.4.Там же.5.HeadHunter. –URL: hh.ru.6.Там же.7.Там же.8.ResumUp. –URL: resumup.com.9.Там же.10.Там же.11.Корпоративный портал Томского политехнического университета.Указ. ист.

KuleshovaDaria,student, NationalResearchTomskPolytechnicUniversity, Tomskkuleshovadi@mail.ruMozgaleva Polina,Expert of Elite Engineering Department National Research Tomsk Polytechnic University, Tomskmpi@tpu.ruZamyatina Oxana, PhD, Head of Elite Engineering Department National Research Tomsk Polytechnic University, Tomskzamyatina@tpu.ruVisualisationof personal student data with the use of modern internet servicesAbstract.This paper analyzes the web services, allowing carries out monitoring of achievements and professional development of students in order to use the chosen service in assessing the competence of students.Keywords:visualization, monitoring of students’ achievements and professional development, Internetservices, LinkedIn, HeadHunter, ResumUp.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»