Активизация познавательной деятельности студентов-кораблестроителей на практических занятиях в яхтенной школе
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хрунков
С.
Н.,
Сандаков
М.
Ю. Активизация познавательной деятельности студентов-кораблестроителей на практических занятиях в яхтенной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 2 (февраль). – С.
66–70. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13038.htm.
Аннотация. В статье раскрыты принципы активизации познавательной деятельности учащихся высшей школы по направлению «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» при проведении практических занятий в яхтенной школе «ПАРУС» при ФМиАТ НГТУ. Раскрыты содержание практических занятий и показана их роль в активизации познавательной деятельности студентов-кораблестроителей.
Ключевые слова:
кораблестроение, яхта, яхтенный рулевой, парусный спорт, организация обучения, практические занятия
Текст статьи
Хрунков Сергей Николаевич,кандидат технических наук, декан факультета морской и авиационной техники ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им.Р.Е.Алексеева», г. Нижний Новгородkhrunkov@mail.ru
Сандаков Михаил Юрьевич,старший преподаватель кафедры инженерной графики факультета морской и авиационной техники ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», г. Нижний Новгородgraphics@nntu.nnov.ru
Активизация познавательной деятельности студентовкораблестроителей
на практических занятиях в яхтенной школе
Аннотация. В статье раскрыты принципы активизации познавательной деятельности учащихся высшей школы по направлению «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» при проведении практических занятий в яхтенной школе «ПАРУС» при ФМиАТНГТУ. Раскрыты содержание практических занятий и показана их роль в активизации познавательной деятельности студентовкораблестроителей.Ключевые слова: кораблестроение, яхта, яхтенный рулевой, парусный спорт, организация обучения, практические занятия.
Проблема пассивной позиции студентов высшей школы при проведении практических занятий в последние десятилетия стала еще более актуальной, чем это было ранее. Среди причин пассивности студентов можно отметить отсутствие ответственности за выполненную работуили условный (учебный) характер такой ответственности. Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся являетсяих вовлечение в профессиональную деятельность на условиях полной самостоятельности и ответственности за выполненную работу [1].Приказом ректора университета №132 от 06 июня 2008годапо согласованию с федерацией парусного спорта Нижегородской области и с Государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС) главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС) России по Нижегородской области при факультете морской и авиационной техники НГТУ созданаяхтенная школа «ПАРУС». Начиная с 2008 года, в яхтшколе «ПАРУС» ведётся подготовка яхтенных рулевых второго класса для плавания по внутренним водным путям.Организация школы «ПАРУС», как каждое событие, имеет свою историю. На факультете морской и авиационной техники, а в прошлом кораблестроительном факультете, всегда присутствовал дух покорения водных просторов. Наши студенты во время прохождения плательных практик бывали в различных точках земного шара, практикуясь на разных судах.Студенты факультета бороздили Атлантику, совершали рейсы в порты Западной Европы, ловили рыбу в суровых водах Баренцева моря, трудились на буксирах Дунайского пароходства, поднимались на мачты и реи учебнопарусного судна легендарного барка «Крузенштерн», бывали на Каспии, на Амуре, на Енисее, на Онеге, на Ладоге, во всём Волжском Бассейне. Совместно с военной кафедрой совершали шлюпочные походы. Студентыи сотрудники факультета принимали активное участие работе парусной секции во время летнего отдыха в спортивнооздоровительном лагере «Ждановец», бороздя воды Горьковского водохранилища на двухместных швертботах «Кадет». Среди выпускников нашего факультета есть ведущие яхтсмены Нижегородской области.Сам Р.Е.Алексеев, чьё имя носит наш Нижегородский государственный технический университет, активно занимался яхтенным спортом долгие годы. Уже много лет на акватории Горьковского водохранилища проходит парусная регата на кубок Р.Е.Алексеева, являющаяся с 2009 года одним из этапов первенство России по парусному спорту. И это очевидно, что на факультете морской и авиационной техники работает яхтенная школа «ПАРУС».В настоящее время вопросы дипломирования экипажей парусных судов постановление ПравительстваРФ №251 от 24 марта 2009 года переданы в ведение Минтранса. Министерство транспорта Российской Федерации разработало и утвердило «Положение о дипломировании…» (приказ Минтранса РФ №185 от 22 октября 2009года). Распоряжением Росморречфлота№АД145Р от01 июня 2010 года разработан и утвержден порядок реализации процедуры дипломирования экипажей парусных судов. На факультете морской и авиационной техники НГТУ была выполнена большая организационная работа по подготовке проведения занятий со слушателями школы [2]. Целью подготовки рулевого спортивного парусного судна в морских районах (50 миль удаления от места убежища)и для плавания по внутренним водным путям является получение устойчивых знаний и практических навыков кандидатов для прохождения квалификационных испытаний и получения удостоверения на право управления спортивными парусными судами определенного класса, района и условий плавания. Подготовка рулевого спортивного парусного судна разделяется на теоретическую часть, которая может проводиться в аудиториях и на судне, а также на практическую подготовку на судне. Была разработана и согласована с Речным учебнометодическим центром (головная организация Минтранса по контролю подготовки рулевых парусных судов) рабочая программа подготовки рулевого спортивного парусного судна, которая включает в себя ряд тем для теоретических занятий:–устройство яхт;–элементы аэродинамики и гидродинамики яхт;–основы кораблевождения;–безопасность и экология на воде;–управление парусной яхтой;–правила парусных гонок;–тактика парусных гонок;–основы метеорологии;–судовые работы;–правила плавания по внутренним водным путям;–двигатели и движитель яхт;–судовое электрооборудование;–основы морского права.Любое начинание лишено успеха без коллектива квалифицированных специалистов. В яхтенной школе «ПАРУС» сложился творческий преподавательский коллектив, в который входят опытные с многолетним стажем спортсменыпарусники и представители профессорскопреподавательского состава НГТУ. Реализация разделов рабочей программы подготовки: теория и устройство судна, управление судном, эксплуатация судна, правила соревнований, и практическое обучение обеспечиваетсяинструкторами, имеющие действующие дипломы не ниже яхтенного капитана прибрежного плавания, а именно:1.Кирилловых Владимир Николаевич–яхтенный капитан, председатель квалификационной комиссии Федерации парусного спорта Нижегородской области, заместитель директора яхтшколы «ПАРУС».2.Осокина Наталья Николаевна –яхтенный капитан, тренер по парусному спорту, директор детскоюношеской спортивной школы по парусному спорту, инструктор яхтшколы «ПАРУС».3.Кирилловых Дмитрий Николаевич –яхтенный капитан, чемпион СССР по парусному спорту, ветеран парусного спорта, инструктор яхтшколы «ПАРУС».4.Голованов Юрий Николаевич –яхтенный капитан, ветеран парусного спорта, инструктор яхтшколы «ПАРУС».Реализация остальных дисциплин осуществляется как инструкторами, имеющими действующие дипломы не ниже яхтенного капитана прибрежного плавания, так и лицами, имеющими высшее профессиональное морское или профильное образование, а именно:1.Хрунков Сергей Николаевич –кандидат технических наук, доцент, декан факультета морской и авиационной техники НТГУ, директор яхтенной школы «ПАРУС» при НГТУ.2.Грамузов Евгений Михайлович –доктор технических наук, заведующий кафедрой «Теория корабля и гидромеханика» на факультете морской и авиационной техники НГТУ, инструктор яхтшколы «ПАРУС».3.Мирясов Георгий Михайлович –капитан первого ранга ВМФ России, доцент кафедры «Электрооборудование судов» на факультете автоматики и электромеханики НГТУ, инструктор яхтшколы «ПАРУС».4.Карпович Алексей Игоревич –старший инспектор ГИМС при МЧС России, председатель экзаменационной комиссии ГИМС, инструктор яхтшколы «ПАРУС».Практическая подготовка включает в себя отработку практических навыков поуправлению судном. Отработка практических навыков по управлению судном производится на спортивном парусном судне по методике, утвержденной в яхтшколе «ПАРУС». Проведение практических занятий в яхтшколе поставлено на должном уровне. Слушатели школы проходят практику на борту действующих яхт(рис.1), в акватории судового рейда Нижнего Новгорода и на просторах Горьковского водохранилища. В практических занятиях задействованы следующие капитаны с яхтами:–Голованов Ю.Н., яхта «Золотица».–Кирилловых Д.Н., яхта «Мечта».–Кирилловых В.Н., яхта «Боцман».–Нуждов Н.В., яхта «Посейдон».Привлекаемые яхты относятся к классам «швертбот» и «компромисс», что обеспечивает их низкую осадку и возможность в любой момент подойти даже к необорудованному берегу, в отличие от килевых яхт. Для самостоятельного управления слушателями привлекаются и малые суда, класса «Кадет»(рис.2). Все яхты оборудованы спальными местами, по четыре спальных места на каждой яхте. Оборудование яхт обеспечивает возможность автономного плавания до 15 суток, включая приготовление горячей пищи(рис.3). Рис. 1. Основное учебное парусное судно –яхта «Золотица»
Рис.2.Флот, привлекаемый для массовых практических занятий
Учащиеся школы отрабатывают элементы управления парусными яхтами под чутким руководством капитанов. Для сдачи зачёта по практике необходимо приобрести навыки в работе с рулём, рангоутом и такелажем парусной яхты, согласно следующим задачам.
1.Команды, подаваемые при швартовых операциях.2.Команды при работе с парусами. Порядок постановки и уборки парусов.
Рис.3.Оборудование камбуза на яхте
3.Взятие и отдача рифов на косом парусе.4.Названия швартовых концов. Кранцы.5.Подготовка судна к выходу в море. Подготовка судна к дальнему плаванию.6.Выбор оптимальной площади парусности.7.Безопасные приемы работы с якорем.8.Безопасные приемы работы с парусами.9.Безопасные приемы работы при швартовых и буксирных операциях.10.Маневренные характеристики моторного судна.11.Управление судном в море на различных курсах. 12.Лавировка, выбор оптимального курса, раскладка галсов.13.Повороты оверштаг и через фордевинд.14.Поворот через фордевинд со спинакеромилигеннакером.15.Маневрирование при отходе от причала (подходе к причалу) при различном направлении ветра и течения.16.Маневрирование при постановке и съемке с якоря. Постановка на бочку.Выбор места якорной стоянки, подготовка якоря, выбор длины якорного каната, томбуйбуйреп, контроль положения судна на якоре. Расчистка якоря.18.Стоянка при сильном ветре и волнении, повышение держащей силы якоря.19.Работа со шлюпкой (тузом) –спускилиподъем, буксировка, стоянка у борта, перевозка людей.20.Управление судном в море под двигателем. Влияние винта на управляемость на переднем и заднем ходу. Особенности управления на малых глубинах, на сильном течении, на волнении.21.Маневрирование судна под двигателем: отходилиподход к причалу, постановкаили съемка на якорьилибочку, управление на малых глубинах.22.Движение под парусами и мотором. Использование парусов для улучшения управляемости парусномоторного судна.23.Маневр «человек за бортом»на разных курсах и под двигателем.Не всегда и не у всех получается выполнить необходимые упражнения на яхте с первого раза, но светит солнце, дует ветер, рядом в кокпите сидят такие же ученики парусного дела, и лодка плывёт (рис. 4)…
Рис.4.Оказание помощи при постановке парусов
Рис.5.Парусный похода до Васильсурска выпускников яхтенной школы «ПАРУС» при ФМиАТ НГТУу Макарьевского монастыряЗа время работы яхтшколы «ПАРУС» семьдесят три человека прошли парусное обучение(рис.5), и получили удостоверение парусного рулевого второго класса, приобщились к прекрасному занятию парусным спортом. В итоге, слушатель, освоивший программу подготовки рулевого спортивного парусного судна, должен обладать следующими компетенциями:–планировать плавание;–выполнять маневры при управлении парусным судном;–вести предварительную, исполнительную прокладку, контролировать и определять место судна;–получать и использовать навигационную и гидрометеорологическую информацию;–предотвращать столкновения с другими судами и гидротехническими сооружениями;–распределять обязанности и организовывать несение вахты экипажа;
Сандаков Михаил Юрьевич,старший преподаватель кафедры инженерной графики факультета морской и авиационной техники ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», г. Нижний Новгородgraphics@nntu.nnov.ru
Активизация познавательной деятельности студентовкораблестроителей
на практических занятиях в яхтенной школе
Аннотация. В статье раскрыты принципы активизации познавательной деятельности учащихся высшей школы по направлению «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» при проведении практических занятий в яхтенной школе «ПАРУС» при ФМиАТНГТУ. Раскрыты содержание практических занятий и показана их роль в активизации познавательной деятельности студентовкораблестроителей.Ключевые слова: кораблестроение, яхта, яхтенный рулевой, парусный спорт, организация обучения, практические занятия.
Проблема пассивной позиции студентов высшей школы при проведении практических занятий в последние десятилетия стала еще более актуальной, чем это было ранее. Среди причин пассивности студентов можно отметить отсутствие ответственности за выполненную работуили условный (учебный) характер такой ответственности. Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся являетсяих вовлечение в профессиональную деятельность на условиях полной самостоятельности и ответственности за выполненную работу [1].Приказом ректора университета №132 от 06 июня 2008годапо согласованию с федерацией парусного спорта Нижегородской области и с Государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС) главного управления Министерства чрезвычайных ситуаций (МЧС) России по Нижегородской области при факультете морской и авиационной техники НГТУ созданаяхтенная школа «ПАРУС». Начиная с 2008 года, в яхтшколе «ПАРУС» ведётся подготовка яхтенных рулевых второго класса для плавания по внутренним водным путям.Организация школы «ПАРУС», как каждое событие, имеет свою историю. На факультете морской и авиационной техники, а в прошлом кораблестроительном факультете, всегда присутствовал дух покорения водных просторов. Наши студенты во время прохождения плательных практик бывали в различных точках земного шара, практикуясь на разных судах.Студенты факультета бороздили Атлантику, совершали рейсы в порты Западной Европы, ловили рыбу в суровых водах Баренцева моря, трудились на буксирах Дунайского пароходства, поднимались на мачты и реи учебнопарусного судна легендарного барка «Крузенштерн», бывали на Каспии, на Амуре, на Енисее, на Онеге, на Ладоге, во всём Волжском Бассейне. Совместно с военной кафедрой совершали шлюпочные походы. Студентыи сотрудники факультета принимали активное участие работе парусной секции во время летнего отдыха в спортивнооздоровительном лагере «Ждановец», бороздя воды Горьковского водохранилища на двухместных швертботах «Кадет». Среди выпускников нашего факультета есть ведущие яхтсмены Нижегородской области.Сам Р.Е.Алексеев, чьё имя носит наш Нижегородский государственный технический университет, активно занимался яхтенным спортом долгие годы. Уже много лет на акватории Горьковского водохранилища проходит парусная регата на кубок Р.Е.Алексеева, являющаяся с 2009 года одним из этапов первенство России по парусному спорту. И это очевидно, что на факультете морской и авиационной техники работает яхтенная школа «ПАРУС».В настоящее время вопросы дипломирования экипажей парусных судов постановление ПравительстваРФ №251 от 24 марта 2009 года переданы в ведение Минтранса. Министерство транспорта Российской Федерации разработало и утвердило «Положение о дипломировании…» (приказ Минтранса РФ №185 от 22 октября 2009года). Распоряжением Росморречфлота№АД145Р от01 июня 2010 года разработан и утвержден порядок реализации процедуры дипломирования экипажей парусных судов. На факультете морской и авиационной техники НГТУ была выполнена большая организационная работа по подготовке проведения занятий со слушателями школы [2]. Целью подготовки рулевого спортивного парусного судна в морских районах (50 миль удаления от места убежища)и для плавания по внутренним водным путям является получение устойчивых знаний и практических навыков кандидатов для прохождения квалификационных испытаний и получения удостоверения на право управления спортивными парусными судами определенного класса, района и условий плавания. Подготовка рулевого спортивного парусного судна разделяется на теоретическую часть, которая может проводиться в аудиториях и на судне, а также на практическую подготовку на судне. Была разработана и согласована с Речным учебнометодическим центром (головная организация Минтранса по контролю подготовки рулевых парусных судов) рабочая программа подготовки рулевого спортивного парусного судна, которая включает в себя ряд тем для теоретических занятий:–устройство яхт;–элементы аэродинамики и гидродинамики яхт;–основы кораблевождения;–безопасность и экология на воде;–управление парусной яхтой;–правила парусных гонок;–тактика парусных гонок;–основы метеорологии;–судовые работы;–правила плавания по внутренним водным путям;–двигатели и движитель яхт;–судовое электрооборудование;–основы морского права.Любое начинание лишено успеха без коллектива квалифицированных специалистов. В яхтенной школе «ПАРУС» сложился творческий преподавательский коллектив, в который входят опытные с многолетним стажем спортсменыпарусники и представители профессорскопреподавательского состава НГТУ. Реализация разделов рабочей программы подготовки: теория и устройство судна, управление судном, эксплуатация судна, правила соревнований, и практическое обучение обеспечиваетсяинструкторами, имеющие действующие дипломы не ниже яхтенного капитана прибрежного плавания, а именно:1.Кирилловых Владимир Николаевич–яхтенный капитан, председатель квалификационной комиссии Федерации парусного спорта Нижегородской области, заместитель директора яхтшколы «ПАРУС».2.Осокина Наталья Николаевна –яхтенный капитан, тренер по парусному спорту, директор детскоюношеской спортивной школы по парусному спорту, инструктор яхтшколы «ПАРУС».3.Кирилловых Дмитрий Николаевич –яхтенный капитан, чемпион СССР по парусному спорту, ветеран парусного спорта, инструктор яхтшколы «ПАРУС».4.Голованов Юрий Николаевич –яхтенный капитан, ветеран парусного спорта, инструктор яхтшколы «ПАРУС».Реализация остальных дисциплин осуществляется как инструкторами, имеющими действующие дипломы не ниже яхтенного капитана прибрежного плавания, так и лицами, имеющими высшее профессиональное морское или профильное образование, а именно:1.Хрунков Сергей Николаевич –кандидат технических наук, доцент, декан факультета морской и авиационной техники НТГУ, директор яхтенной школы «ПАРУС» при НГТУ.2.Грамузов Евгений Михайлович –доктор технических наук, заведующий кафедрой «Теория корабля и гидромеханика» на факультете морской и авиационной техники НГТУ, инструктор яхтшколы «ПАРУС».3.Мирясов Георгий Михайлович –капитан первого ранга ВМФ России, доцент кафедры «Электрооборудование судов» на факультете автоматики и электромеханики НГТУ, инструктор яхтшколы «ПАРУС».4.Карпович Алексей Игоревич –старший инспектор ГИМС при МЧС России, председатель экзаменационной комиссии ГИМС, инструктор яхтшколы «ПАРУС».Практическая подготовка включает в себя отработку практических навыков поуправлению судном. Отработка практических навыков по управлению судном производится на спортивном парусном судне по методике, утвержденной в яхтшколе «ПАРУС». Проведение практических занятий в яхтшколе поставлено на должном уровне. Слушатели школы проходят практику на борту действующих яхт(рис.1), в акватории судового рейда Нижнего Новгорода и на просторах Горьковского водохранилища. В практических занятиях задействованы следующие капитаны с яхтами:–Голованов Ю.Н., яхта «Золотица».–Кирилловых Д.Н., яхта «Мечта».–Кирилловых В.Н., яхта «Боцман».–Нуждов Н.В., яхта «Посейдон».Привлекаемые яхты относятся к классам «швертбот» и «компромисс», что обеспечивает их низкую осадку и возможность в любой момент подойти даже к необорудованному берегу, в отличие от килевых яхт. Для самостоятельного управления слушателями привлекаются и малые суда, класса «Кадет»(рис.2). Все яхты оборудованы спальными местами, по четыре спальных места на каждой яхте. Оборудование яхт обеспечивает возможность автономного плавания до 15 суток, включая приготовление горячей пищи(рис.3). Рис. 1. Основное учебное парусное судно –яхта «Золотица»
Рис.2.Флот, привлекаемый для массовых практических занятий
Учащиеся школы отрабатывают элементы управления парусными яхтами под чутким руководством капитанов. Для сдачи зачёта по практике необходимо приобрести навыки в работе с рулём, рангоутом и такелажем парусной яхты, согласно следующим задачам.
1.Команды, подаваемые при швартовых операциях.2.Команды при работе с парусами. Порядок постановки и уборки парусов.
Рис.3.Оборудование камбуза на яхте
3.Взятие и отдача рифов на косом парусе.4.Названия швартовых концов. Кранцы.5.Подготовка судна к выходу в море. Подготовка судна к дальнему плаванию.6.Выбор оптимальной площади парусности.7.Безопасные приемы работы с якорем.8.Безопасные приемы работы с парусами.9.Безопасные приемы работы при швартовых и буксирных операциях.10.Маневренные характеристики моторного судна.11.Управление судном в море на различных курсах. 12.Лавировка, выбор оптимального курса, раскладка галсов.13.Повороты оверштаг и через фордевинд.14.Поворот через фордевинд со спинакеромилигеннакером.15.Маневрирование при отходе от причала (подходе к причалу) при различном направлении ветра и течения.16.Маневрирование при постановке и съемке с якоря. Постановка на бочку.Выбор места якорной стоянки, подготовка якоря, выбор длины якорного каната, томбуйбуйреп, контроль положения судна на якоре. Расчистка якоря.18.Стоянка при сильном ветре и волнении, повышение держащей силы якоря.19.Работа со шлюпкой (тузом) –спускилиподъем, буксировка, стоянка у борта, перевозка людей.20.Управление судном в море под двигателем. Влияние винта на управляемость на переднем и заднем ходу. Особенности управления на малых глубинах, на сильном течении, на волнении.21.Маневрирование судна под двигателем: отходилиподход к причалу, постановкаили съемка на якорьилибочку, управление на малых глубинах.22.Движение под парусами и мотором. Использование парусов для улучшения управляемости парусномоторного судна.23.Маневр «человек за бортом»на разных курсах и под двигателем.Не всегда и не у всех получается выполнить необходимые упражнения на яхте с первого раза, но светит солнце, дует ветер, рядом в кокпите сидят такие же ученики парусного дела, и лодка плывёт (рис. 4)…
Рис.4.Оказание помощи при постановке парусов
Рис.5.Парусный похода до Васильсурска выпускников яхтенной школы «ПАРУС» при ФМиАТ НГТУу Макарьевского монастыряЗа время работы яхтшколы «ПАРУС» семьдесят три человека прошли парусное обучение(рис.5), и получили удостоверение парусного рулевого второго класса, приобщились к прекрасному занятию парусным спортом. В итоге, слушатель, освоивший программу подготовки рулевого спортивного парусного судна, должен обладать следующими компетенциями:–планировать плавание;–выполнять маневры при управлении парусным судном;–вести предварительную, исполнительную прокладку, контролировать и определять место судна;–получать и использовать навигационную и гидрометеорологическую информацию;–предотвращать столкновения с другими судами и гидротехническими сооружениями;–распределять обязанности и организовывать несение вахты экипажа;