Обеспечение особенностей преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в современном педагогическом вузе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лапшина И. В., Зарубина Р. В. Обеспечение особенностей преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в современном педагогическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 2 (февраль). – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13037.htm.
Аннотация. В статье авторы анализируют вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с учетом того, что безопасность захватывает все сферы бытия человека. Кроме того, в статье указывается, что важнейшей составляющей педагогического процесса является психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации студентов к профессиональной деятельности и что специфика преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом вузе должна отличаться от преподавания ее в вузах других направлений подготовки.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лапшина Ирина Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры естествознания и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрог ira_lapshina@mail.ru

Зарубина Римма Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры естествознания и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрогr.zarubina@yandex.ru

Обеспечение особенностей преподавания дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности»в современном педагогическом вузе

Аннотация. В статье авторы анализируют вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» с учетом того, что безопасность захватывает все сферы бытия человека. Кроме того, в статье указывается, что важнейшей составляющей педагогического процесса является психологопедагогическое сопровождение процесса адаптации студентов к профессиональной деятельности и что специфика преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом вузе должна отличаться от преподавания ее в вузах других направлений подготовки.Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, учебный процесс, процесс адаптации, культура безопасности.

Предметом нашего исследования является процесс обучения в Таганрогскомгосударственном педагогическоминституте(ТГПИ)имени А.П. Чехова учебной дисциплине«Безопасность жизнедеятельности»(БЖД)и выявление закономерностей этого обучения. Известно, что в конце 80х годов появились первые исследования педагогического характера, затрагивающие вопросы изучения основ и принципов преподавания безопасности жизнедеятельности. Одним из основателей в этой области научного знания стал РГПУ им. А.И.Герцена, в котором открылся факультет по подготовке учителей БЖД. Научная и общественная деятельность ученых (С.В.Белова, О.Н.Русака, В.П.Соломина, К.Р.Малаяна, Л.А.Михайлова, И.А.Щеголева) позволила оценить значимость проблем безопасности в современном мире, а также сформулировать первичные теоретические и методологические подходы к определению значимости преподавания дисциплин «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательной школе и «Безопасность жизнедеятельности» в вузах и колледжах. На сегодняшний день уже разработана значительная идеологическая база, направленная на обоснование замыслов, связанных с процессом формирования безопасности личности в современных условиях развития цивилизации. Это работы С.В.Белова, В.Д.Манькова, Л.А.Михайлова, М.М.Настерова, Э.М.Ребко, О.Н.Русака, А.В.Сельницкой, В.П.Соломина, В.Н.Пряхина, М.М.Туркевича, М.И.Фалалеева, Р.М.Юсупова и др.Не случайно, что многие современные исследователи указывают на необходимость разрабатывать в первую очередь инновационные концепции современного образования в педагогическом университете. Здесь можно сказать о работах таких исследователей как: И.С.Батраков, С.В.Белов, В.И.Богословский, Г.А.Бордовский, М.С.Бургинеи др.С позиции эмпирического подхода в данной работе мы можем опираться на собственный педагогический опыт (И.В.Лапшина–опыт работы пять лет и Р.В.Зарубина семь лет в ТГПИ имени А.П. Чехова). В соответствии с этим нами на практике реализуется организация профессиональной подготовки учителя безопасности жизнедеятельности.Можно утверждать, что специфика преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в современном педагогическомвузе должна учитывать весь диапазон проблем современности, так как безопасность захватывает все сферы бытия человека. Сегодня педагогический процесс, связанный с чтением лекционного материала и проведением практических и семинарских занятий должен опираться на национальный компонент. Россия –это многонациональное государство со своей культурой и традициями, поэтому в учебном процессе преподаватель БЖД обязан учитывать, что в наши дни его аудитория это микромир со студентами, которые в свою очередь являются представителями полиэтнического общества «скрепленного русским культурным ядром» [1]. Вследствие этого можно утверждать, что дисциплина БЖД направлена на изучение широкого диапазона потребностей общества в обеспечении техногенной, социальной, экономической, криминальной и других видов безопасности, а также должна быть ориентирована на формирование мировоззрения молодого человека. Следует заметить, что важнейшей составляющей педагогического процесса является психологопедагогическое сопровождение процесса адаптации студентов к профессиональной деятельности. Кроме того, подготовка учителей должна быть направлена на воспитательные, диагностические, корректирующие и консультативные функции. Совершенно ясно также и то, что учебный процесс современности должен быть ориентирован на развитие у студентов качеств личности безопасного типа и способствовать формированию научногуманистического миропонимания окружающей действительности.Еще одним существенным фактором учебного процесса является обеспечение его научнометодической литературой, в соответствии со спецификой педагогического вуза. Несмотря на то, что сегодня мы имеем в наличии хорошо проработанную как на теоретическом, так и на практическом уровне, базу специализированных литературных источников, в этом направлении есть свои проблемы. Нельзя не согласиться с тем, что сегодня большинство учебников и учебных пособий направлено на рассмотрение широкого диапазона вопросов, связанных с опасностями (естественными, антропогенными,техногенными и пр.) а также рассмотрены вопросы техносферной безопасности (в частности учебник С.В.Белова –«Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность)», 2010 год). В учебниках хорошо раскрыты вопросы, связанные с защитой человека и природы от различных видов опасностей, и проанализированы аспекты, ориентированные на мониторинг и контроль не только в масштабе нашей страны, но и с позиций глобалистики. Также есть серьезные наукоемкие разработки с позиций взгляда наБЖД как на проблемное поле, не только специалистов в области обеспечения безопасности, но и военных аналитиков и экспертов МЧС.Следует отметить, что вопросы, связанные с обеспечением безопасности человека интересуют философов, политологов и правоведов, причем не одну сотню лет. Бесспорным является то, что значимость сферы, связанной с обеспечения безопасности общества на современном этапе, является приоритетным направлением государственной политики. Вместе с тем, специфика преподавания дисциплины БЖД в педагогическом вузе должна отличаться от преподавания ее в технических вузах. Поэтому возникает проблема в области преподавания, связанная с тем, что изданные в настоящее время учебники и учебные пособия направлены на подготовку специалистов технических профилей, а не учителей. Таким образом, сложность самого учебного процесса заключается еще и в том, что в педагогическом вузе обучаются в основном студенты гуманитарии. Поэтому внедрение в учебный процесс, например, системного подхода, позволяющего дать целостную картину того или иного изучаемого феномена, наталкивается на некоторый пробел, связанный со сложностью восприятия студентами круга исследуемых вопросов. За неимением соответствующей литературы по всему кругу изучаемых вопросов студент нашел выход –Интернет. Сегодня следует признать, что доступ к Интернету есть фактически у каждого студента, как технических вузов, так и гуманитарных. Однако восприятие студентами Интернета в качестве литературного источника, на наш взгляд, представляется несколько ошибочным, хотя нельзя преуменьшать значение Интернета для современного человека. Судьба каждого человека все больше зависит от того, насколько он способен своевременно получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию в повседневной жизни: в труде, учебе, в быту, на досуге. В современном мире возрастает значимость информационной культуры, и студенту требуются навыки взаимодействия с информационной средой, умение использовать ее возможности. Выпускник вуза должен научиться новым методам работы с информацией, новым технологиям, формам общения, так как это предупреждает нравственные, психологические издержки, сопровождающие жизнь современного общества.Рабочая программа по дисциплине БЖД педагогического вуза направлена на рассмотрение вопросов, связанных с защитой человека в различных условиях жизнедеятельности. Необходимо научить студентов жить в современном мире в условиях техносферы, а также правильному поведению, созданию высококачественной комфортной и травмобезопасной жизнедеятельности во всех ее проявлениях. Однако при этом необходимо учитывать специфику отдельно взятых профилей вуза (это будущие учителя русского языка, учителя иностранных языков, учителя информатики и т.п.). В учебном процессе изучаются также вопросы, связанные с обеспечением защиты человека от естественных и техногенных опасностей. Рассматриваются проблемы связанные с масштабным влиянием негативных опасностей на человека и природу, и анализируются данные этих влияний. Это и вопросы, связанные с обеспечением антитеррористической деятельности образовательного учреждения, ЧС социального характера и др. Таким образом, ряд тем не требуют непосредственной адаптации под специфику отдельно взятых специальностей.Тем не менее, при этом есть вопросы, связанные с изучением глобальных чрезвычайных ситуаций (ЧС)и ЧС социальнополитического характера, и они требуют учета специфических особенностей каждой в отдельности взятой специальности вуза. Более того, интернеттестирование, в которое сегодня вовлечен наш институт, требуетподготовки студентов с позиции получения ими знания в области круга вопросов, связанных с юридическим обеспечением БЖД, национальной безопасности и обеспечением гражданской безопасности в целом. Например, для студентов факультета иностранных языков (специальности перевод и переводоведение) возникает необходимость в рамках дисциплины БЖД пояснять вопросы, связанные с обеспечением безопасности с позиции этнической, национальной, социальной принадлежности коммуникантов. Кроме того, возни кает необходимость объяснения специфики безопасного поведения в рамках культурной дистанции в области, связанной с конфликтом культур (культурным шоком). Ясно, что студенты, которые проходят практику за рубежом, в инокультурной среде, должны иметь в первую очередь представленияо безопасном поведении в данной среде. Причем, хотелось бы еще указать на то, что в учебниках, адаптированных под данное проблемное поле, должны быть рассмотрены не только теоретические аспекты, связанные с обеспечением безопасности, но и приведены практические рекомендации по поведению студентабудущего педагога в инокультурной среде. А студенты факультета информатики и управления нуждаются в знаниях по правовым основам информационной безопасности, состоянии информационной безопасности РФ и основных задачах по ее обеспечению, методах и средствах защиты электронной информации, видах и источниках угроз информационной безопасности РФ, поэтому считаем необходимым корректировать рабочие программы по БЖД применительно к каждому профилю подготовки.Можно отметить и следующий аспект, поясняющий особенность преподавания дисциплины БЖД студентам педагогического вуза, который связан с выявлением адаптационных индикаторов у студентов (с учетом того, что это неспециализированное учебное заведение) на уровне практического применения. Так, в случае возникновения ЧС ситуации в учебном заведении, связанной с пожаром или с захватом в заложники. В ходе проведенного нами исследования со студентами специальности «Безопасность жизнедеятельности» были выявлены семь индикаторов –«лампочек». В ситуации «пожар», как и в ситуации «заложник» активными становятся следующие «лампочки»: психологическая готовность, физическая готовность, целевой автоматизм действий, отрицательное эмоциональное состояние (страх), ситуативный индикатор (реакция на ситуацию), заражение. Вследствие «зажигания» всех индикаторов проявляется седьмой, главенствующий –«высокий адаптационный барьер», которым должны обладать специалисты (старшекурсники и учителя ОБЖ). Этот индикатор включает в себя активацию все прочих индикаторов и объединяет их функции в единый процесс приспособления к сложившейся экстремальной ситуации. Действительно, все представленные нами индикаторы работают в исследуемых экстремальных ситуациях, однако проявляется их активность в разной степени и последовательность их включенности в работу также различна.Результат таков: в ходе проведенного исследования выявлено, что процесс адаптации в целом динамичен. Активная позиция старшекурсника по направлению БЖД (учителя ОБЖ) позволяет ему не только активно приспособиться за короткий временной период к сложной (экстремальной) ситуации, но и оказать помощь попавшим в беду людям. Студент старших курсов кафедры естествознания и безопасности жизнедеятельности должен уметь в экстремальной ситуации проявить гибкость, вариативность, находчивость и смелость при одновременном критичном отношении к ситуации. Также нами выявлена следующая закономерность: в наши дни повышается уровень значимости оценки экстремальной ситуации старшекурсником (учителем ОБЖ) с точки зрения нравственных категорий и законности. В современном обществе возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку студентов к безопасной жизнедеятельности,то есть выживания в опасных чрезвычайных ситуациях, формирования привычек здорового образа жизни, предохранения от опасных болезней, профилактики профзаболеваний. Бесспорно, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит обра зованию. В настоящее время инерционность образования представляет собой определенную помеху при быстротечных и кардинальных изменениях информационного общества, происходящих за непродолжительные интервалы времени, которая задерживает адаптацию человека к новым опасностям.Чтобы преодолеть эту инерционность системы образования и воплощение в жизнь идеи опережающего образования разработан курс БЖД, целью которого является формирование у студентов осмысленного и ответственного отношения к своему здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях, а также умения оказывать помощь себе и другим людям [2].Предмет БЖД имеет свои особенности: он переводит все теоретические знания студентов в область практики. Это единственный интегрирующий предмет в современном вузе, который позволяет построить проектную деятельность наряду с преподавателем физики, математики, химии, биологии физической культуры.Являясь компонентом общечеловеческой культуры, культура безопасности должна стать одной из основных целей процесса воспитания. Устойчивое развитие общества и государства невозможно без изменения сложившегося мировоззрения каждого студента. Важнейшим направлением этого процесса в вузе является формирование культуры безопасности жизнедеятельности. Формировать еенеобходимо в детском возрасте, а закреплять и совершенствовать на протяжении всей жизни.Исходя из современных требований, основными целями курса БЖД являются: формирование и развитие у студентов высоких моральнопсихологических качеств, психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям, бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью, образу жизни, любви к своей Родине, готовности к ее защите. Не менее важно воспитание у студентов уверенности в эффективности мероприятий, проводимых в интересах сохранения здоровья, предупреждения вредных привычек, успешной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций,а также убежденности в необходимости принимать в них посильное участие, путём умения оказывать первую медицинскую помощь.

Отдельные знания, умения и навыки, связанные в единую образовательную область БЖД и полученные в вузе, помогут формировать новую «ключевую компетенцию» студентов важнейшую для сохранения жизни в XXI веке. Система таких «ключевых компетенций» позволит выпускникам вузов обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою деятельность с точки зрения собственной безопасности и безопасности общества. Нынешним студентам, а в будущем преподавателямнеобходимо научиться передавать эти знания и навыки другим, быть проводниками здорового образа жизни. А научить их этому должны в вузе.Основные задачи обновления структуры и содержания курса БЖД определяются исходя из условий обеспечения индивидуальной безопасности каждого члена общества, национальной безопасности страны, безопасности всего человечества в XXI веке, из оценки имеющегося содержания высшего образования, а также в соответствии с направлениями модернизации образования России.Образ жизни во многом зависит от профессии, которую выбрал студент. Но профессия учителя занимает в жизни общества особое место. Именно роль учителя ОБЖ особенно важна, потому что ученик встречается с развернутой системой этических взглядов и нравственных качеств личности, таких как честность, ответственность, толерантность, гуманистичность, умение дружить, быть членом коллектива, защитником Родины. И в трудную минуту ему нужны знания, полученные именно на уроках ОБЖ. В последние годы существует тенденция, которая заключается в том, что выпускники педагогическихвузов не хотят идти работать в школы. Это создало нехватку специалистов по различным предметам, в том числе по безопасности жизнедеятельности. В связи с тем, что в 1991 году в учебный план школ был введён курс ОБЖ, школы оказались в сложной ситуации, вопервых, в связи с отсутствием квалифицированных специалистов в данной области, вовторых, сотсутствием учебных и методических материалов. Наилучшим выходом из создавшейся ситуации является обеспечение школ квалифицированными кадрами, подготовленными в педагогических вузах, а также качественная переподготовка педагогов в системе повышения квалификации с учетом специфики курса ОБЖ. У нашего института, и в частности, на кафедре естествознания и безопасности жизнедеятельности, есть опыт в повышении квалификации учителей ОБЖ Неклиновского района Ростовской области. Для них факультетом повышения квалификации совместно с кафедрой были организованы недельные курсы по БЖД. В программе переподготовки доценты кафедры читали лекции по правовым и законодательным основам БЖД, религиозным аспектам безопасности, о видах и источниках угроз информационной безопасности РФ, об информационных рисках и их анализе, о национальной безопасности и здоровье и др.В заключение хотелось бы сказать, что разработанных, научно аргументированных и результативных моделей организации подготовки учителей, решающих эту задачу, недостаточно.Рассматривая возможности высшего образования в области безопасности жизнедеятельности и сравнивая их с реальной организацией профессионального образования в педагогических учреждениях, можно сделать, вывод, что существующая система нуждается в адаптации к новым условиям в связи с изменениями, происходящими в современном обществе, и подготовке учителя безопасности жизнедеятельности, в частности.

Ссылки на источники 1.Путин В.В. Россия: национальный вопрос. –URL: http:www//putin2012.ru/#article.2.Теорияи методика обучения безопасности жизнедеятельности / Л. А. Михайлов, Э. М. Киселёва, О. Н. Русак и др.;под ред. Л.А. Михайлова. –М.: Издательский центр «Академия»,2009. –288с.

LapshinaIrina,Ph.D., associateprofessorofnaturalscienceandlifesafetyFGBOUVPO"TaganrogStatePedagogicalInstitute named after Chekhov", Taganrogira_lapshina@mail.ru

Zarubina Rimma,

Ph.D., associate professor of natural science and life safety FGBOU VPO "Taganrog State Pedagogical Institute named after Chekhov", Taganrogr.zarubina@yandex.ru

Providing Teaching Discipline "Safety" in the modern pedagogical universityAnnotation. In this paper the authors analyze the issues related to the learning process in the pedagogical university discipline "Safety" taking into account the fact that the security captures all aspects of human existence. In addition, the article states that the most important component of the educational process is a psychoeducational support for the process of adaptation of students to the profession, and that the specifics of teaching the subject to life safety Pedagogical University has is different from teaching it in schools other areas of training.Keywords:life safety, the training process, the adaptation process safety culture.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»