Информационные коммуникационные технологии как средство повышения качества образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Преображенская С. Г. Информационные коммуникационные технологии как средство повышения качества образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 4 (апрель). – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13079.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к содержанию понятия «качество образования» и возможности его повышения средствами информационно-коммуникационных технологий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Преображенская София Григорьевна,аспирант кафедры методик дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет», г. Нижневартовск

sofiavovinfo@gmail.com

Информационные коммуникационные технологиикак средство повышения качестваобразования

Аннотация.Встатье рассматриваются подходы к содержанию понятия «качество образования»и возможности его повышения средствами информационнокоммуникационных технологий.Ключевые слова: образование, «качество образования», информационнокоммуникационные технологии.

Понятие «качество образования» в начале 90х годов ХХ века впервые в России появилось в Законе «Об образовании» (1992 и 1996 годы) в статье о государственном контроле за«качеством образования», чтопородило большое количество различных практик такого контроля, инициировало разработки соответствующих теоретических концепций, превратившись в основной фактор устойчивого возрастания интереса ученых к данной проблеме.Анализ дефиниции «качество образования» позволяет выделить широкое и узкое толкование данного понятия [1]. В узком смысле, рассматривается как категория, характеризующая результат образовательного процесса: уровень сформированности общетеоретических знаний, практических умений и навыков выпускников: уровень интеллектуального развития, нравственных качеств личности; особенности ценностных ориентации, определяющих мировоззрение; активность и творческое отношение к действительности, проявляющееся в деятельности. Качество образования в широком смысле предполагает подход к образованию как социальнопедагогическому процессу и рассматривается как совокупность характеристик этого процесса: реализации его целей, современных технологий, а также условий, необходимыхдля достижения положительных результатов [2].В обобщенном виде качество образования определяется как совокупность его свойств и их проявлений, способствующих удовлетворению потребностей человека и отвечающих интересом общества и государства.В энциклопедии профессионального образования под редакцией С.Я. Батышева под качеством образования понимается интегративная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть названный процесс и каким целям он должен служить.В работе С. Е. Шишова и В. А. Кальней «Мониторинг качества образования в школе» качество образования рассматривается как социальная категория, определяющая состояние, результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп) в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.Качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержания образования, форм и методов обучения, материально –технической базы, кадровогосостава и т.п.Профессор М. М.Поташник предлагает понимать качество образования как соотношение цели и результата, как меры достижения целей, притом что цели (результаты) заданы только операционально в зоне потенциального развития школьника.На современном этапе сложилась многоплановая система определения понятия качества образования, в которой можно выделить два основополагающих подхода: философский и педагогический. Основополагающими характеристиками философского подхода являются: неотъемлемость, совокупность внешних и внутренних признаков, определенность относительно объекта[3]. Считается, что категория «качество» впервые была подвергнута анализу ещё Аристотелем в IVвеке до н.э. По Аристотелю качества –особенности предмета, определяющие егоцельность и строение и проявляющиеся с большей или меньшей интенсивностью [4].В основе педагогического подхода доминантами становятся определенные целевые установки и результаты. Так, понятие «качество образования» интерпретируется с позиций:–личностноориентированного подхода, основой которого является направленность образования на формирование образа обучающегосявыпускника, отвечающего социальным потребностям общества, государства (В.П.Панасюк) и региона (В.С.Долгунов). В этом случае образование призвано на основе соотнесения целей и результатов посредством знаниевой парадигмы (В.М.Полонский) и развития компетенций (С.Б.Шишов, В.А.Кальней) обеспечивать потенциальное развитие личности обучающегося (М.М.Паташник, М.А.Тарасов, Д.Ш.Матрос и др.);–системного подхода, компонентами которого являются знания, умения и навыки обучающихся, показатели личностного развития, отрицательный эффект образовательного процесса, компетентность учителей и руководителей школы, престиж школы в социуме (В.И.Загвязинский);–комплексного подхода, «синтезирующего все этапы становления личности, условия и результаты учебновоспитательного процесса», а также реализующегося в качестве критерия эффективности деятельности образовательного учреждения, соответствия [5].Так или иначе, качество образования определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного, материальнотехническую базу, кадровый состав и т. п., которые обеспечивают развитие компетенций обучающихся [6].Таким образом, категория «качество образования» –сложная интегративная характеристика, которую можно трактовать в категориях совершенства (степени достижения) или соответствия целевым установкам [7].Развитие категории качества в настоящее время связано с новой квалитативной парадигмой А.И. Субетто. Её теоретической основой являются взаимодействие качества и количества с учётом его экстенсивной и интенсивной сторон, принципы и закономерности системогенезиса качества. Эти принципы и положения подробноосвещены В.П.Панасюком, при этом качество рассматривается как категория науки, включающая теорию качества, теорию измерения и оценки качества, а также торию управления качеством [8].В настоящее время предлагаются разнообразные пути решения проблемы качества образования. Вопервых, различают (О.Е. Лебедев, А.Н. Майоров, М.В. Рыжаков, С.Е. Шишов, В.А. Кальней и др.) качество образования как процесса и качество образования как его результата. Исходя из этого, качество образовательного процесса (уровень его организации, адекватность методов и средств обучения, квалификация преподавателей и т.д.) само по себе еще не гарантирует качества образования в целом, так как его цели могут не в полной мере соответствовать новым потребностям общества. Вовторых, вомногом меняется смысл понятия «образовательные результаты». В современной педагогической психологии и дидактике оно определяется как возрастание мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности, которые в совокупности составляют готовность к решению значимых для нее проблем.Развитию мотивационного потенциала (ценностных ориентации, потребностей и интересов) соответствуют личностные образовательные результаты, операциональных ресурсов (освоенные способы деятельности) –метапредметные. Когнитивные возможности (знания) соотносятся, как правило, с предметными результатами образования. Совокупность этих результатов можно охарактеризовать в рамках принятого сейчас в мировой образовательной практике компетентностного подхода. Они представляют собой ключевые компетенции [9].В контексте современных представлений о цели образования как развитии компетентностей ребенка (т.е. его готовности к решению новых задач и действию в ситуации неопределенности) актуальными для дошкольников и подготавливающими к включению в новую –школьную –жизнь, являются данные характеристики: развитие познавательной активности, мышления, коммуникативных способностей символических способностей (воображения и игры). Наиболее традиционными для современных способов оценки качествадошкольного образования являются показатели качества образовательных условий в частности, в первую очередь рассматривается качество реализации образовательной программы[10]. Система оценки качества образования в России начала создаваться не так давно, еще не сформировано единое концептуальнометодологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Проблемы определения качества образования возникают при выборе конкретного аспекта образования для его оценки, возможных подходах к его измерению [11]. Критерии качества образования только тогда станут реальными ориентирами для обучения и воспитания детей, когда они институциализируются, т. е. будут переведены в показатели и встроены в реальную систему оценки качества работы и образовательного учреждения/ организации и конкретного педагога, станут основанием для принятия управленческих решений [12].Модернизация российского образования имеет своей целью повышение его качества, достижение новых образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества [13]. Современное общество все более приобретает черты информационного, появляются новые требования, как к человеку, так и к его образованию в широком смысле этого слова: к его личностным и профессиональным качествам, творческим, креативным возможностям, его знаниям и умениям оперировать ими, постоянно их обновлять, расширять и производить новые. В информационном обществе образование человека протекает в условиях информационного, информационнообразовательного пространства и информационнообразовательной среды. Информационное пространство –это пространство создания, хранения, переработки и использования информации. Оно включает в себя информацию, средства ее производства, хранения и передачи, методы и технологии работы с информацией.Термин «информационнообразовательное пространство» подчеркивает, что цель использования информации в нем –образование личности [14].В настоящее время правительства большинства стран прилагают значительные усилия для модернизации систем образования на основе применения новейших технологий [15].Внедрение информационнокоммуникационныхтехнологий(ИКТ)в образовательный процесс не столько насущная необходимость, сколько осознанный процесс технологизации рутинных процессов с целью высвобождения творческой энергии личности современного общества. Информационнокоммуникационные технологии проникают в образование извне через быт, культуру и производственную среду. Ответный процесс овладения технологиями в образовательной среде распространяется все шире, отвечая запросу времени [16].Применение ИКТ в системе образования актуализирует их коммуникативную составляющую. Проникновение компьютерных телекоммуникаций в сферу образования инициировало развитие новых образовательных технологий, когда техническая составляющая образовательного процесса приводит к сущностному изменению образования. Развитие компьютерных телекоммуникаций в образовании инициировало появление новых образовательных практик, что в свою очередь способствовало трансформации образовательной системы в целом. Границы образовательной сферы, локализованные институциональными, временными и пространственными рамками были значительно расширены за счет внедрения телекоммуникационных технологий в образовательный процесс.Компьютерные телекоммуникации развиваются в нескольких направлениях: либо они частично используются в образовательном процессе, либо образование реализуется дистанционным путем[17]. Как показывают проведенные психологопедагогические и дидактические исследования (Я.А. Ваграменко, А.А. Кузнецов, Е.И. Машбиц, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.В. Рубцов, О.К. Тихомиров и др.), методики обучения на основе ИКТ способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д.[18].Современные технологии расширяют возможности восприятия информации посредством органов чувств, используя познавательную способность воображения, эмоциональное и эстетическое воздействие, которые будут играть важнейшую роль при разработке учебных программ нового поколения[19]. С помощью программных средств можно представлять на экране в различной форме учебную информацию:–инициировать процессы усвоения знаний, приобретения умений илинавыков учебной или практической деятельности;–эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж, повторение;–активизировать познавательную деятельность обучаемых; –формировать и развивать определенные виды мышленияОбучающие программы, которые включают в себя тексты, фотографии, аудиои видеоинформацию, компьютерные программы и базы данных принято называть мультимедийными продуктами. По силе информационного воздействия сегодня на всех этапах образования одно из первых мест занимают мультимедийные продукты. В настоящее время мультимедиа на CDROMстановится таким же необходимым и распространенным атрибутом деятельности организаций и учебных учреждений, как и книги, слайды, аудиоили видеокассеты. Причем эта информация на диске не хранится обособленно. Для каждого мультимедийного продукта разрабатывается сценарий и интерфейс с привлекательным дизайном, продумывается система гиперссылок и поиска, позволяющая быстро получить необходимую информацию, а при необходимости и распечатать ее. Недаром этот самый современный вид информационных технологий получил название мультимедиа –что означает синтез различных видов информации. Мультимедийные продукты являются составляющими в современном обучении. Особенно это важно в гуманитарном и художественном образовании, так как становятся доступными элементы произведения искусств, музыка в исполнении выдающихся мастеров, музейные ценности [20].Обозначим основные дидактические требования, предъявляемые к информационнокоммуникационным технологиям в образовании с целью повышения эффективности их применения в образовательном процессе:–мотивированность в использовании различных дидактических материалов;–четкое определение роли, места, назначения и времени использования электронных образовательных ресурсов и компьютерных средств обучения;–ведущая роль преподавателя в проведении занятий;–введение в технологию только таких компонентов, которые гарантируют качество обучения;–соответствие методикикомпьютерного обучения общей стратегии проведения учебного занятия;–учет того, что введение в комплект учебных средств электронных образовательных ресурсов, компьютерных обучающих программ требует пересмотра всех компонентов системы и изменения общей методики обучения;–обеспечение высокой степени индивидуализации обучения;–обеспечение устойчивой обратной связи в обучении и др.Применение общедидактических принципов обучения и реализация обозначенных требований к использованию в образовательном процессе ИКТбудет способствовать повышению качества подготовки. В силу этого следует рассматривать их в контексте целей образования и научного осмысления практики образовательной деятельности, исходя из принципов целесообразности и эффективности использования ИКТ в учебном процессе [21].Таким образом, уникальная роль, которую ИКТ играют в улучшении качества образования, основана на их способности эффективно способствовать выполнению как необходимых, так и достаточных условий для обеспечения качества образования. Современный уровень развития ИКТ значительно расширяет доступ к образовательным и профессиональным ресурсам,значительно облегчает доступ к международным ресурсам в области образования, науки и культуры[22].Говоря об определении качества образования в сфере использования ИКТ,образуются несколькогрупп индикаторов.1.Нормативное обеспечение использования ИКТ в образовании.2.ИКТ в учебных планах и программах.3.Аппаратное обеспечение образовательных учреждений.4.Доступность системного и программного обеспечения образовательного5.назначения.6.Доступ к Интернету и средствам глобальной коммуникации.7.Повышение квалификации преподавателей и уровня владения новыми технологиями[23].Методологически и культурологически точное внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу и освоение знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества. Современные ИКТ позволяют повысить качество обучения, что даст возможность человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Умение использовать информационные средства дает возможность получать необходимые знания по цифровым источникам как сегодня, так и в будущем.

Энергичное и отрефлексированное внедрение этих технологий в образование является важным фактором реформирования системы образования, отвечающей потребностям процесса развития традиционной системы образования в свете требований прогрессивного конкурентноспособного общества и сотрудничества в глобальном социуме [24].Однако ошибочно было бы думать,что применение ИКТ само по себе повысит качество образования. Система индикаторов качества образования не может рассматриваться без связи с рядом экономических аспектов, включающих такие параметры, как нагрузка преподавателей, учебное оборудование, поддержка инновационных процессов. Для эффективного использования возможностей ИКТ педагогам и методистам необходимо развивать и исследовать такие области современной науки, как компьютерная психология, компьютерная дидактика и компьютерная этика, а также активно применять новые знания на практике. Важно помнить, что, несмотря на все многообразие источников информации и образовательных методик, преобразующих информацию в знания, существует только один путь превращения знаний в образование. Эта трансформация совершается в сознании человека. При этом имеет место чрезвычайно интересное и сложное взаимодействие сознания человека с киберпространством. В результате взаимодействия формируется и развивается человеческая личность. Вот почему нет и не может быть двух одинаковых образований, как не бывает двух одинаковых людей, ибо личность каждого человека уникальна [25].В заключенииотметим, чтоглавное стратегическое направление образовательной политики России в настоящее время –это комплексная и глубокая модернизация системы образования, повышение его качества. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXIвека, социальным и экономическим потребностям развития страны, личности,общества, государства [26].Информационные и коммуникационные технологии играют значительную роль в развитии современного образования. Однакорешение о целесообразности применения новейших технологий в связи с повышением качества образования следует принимать с учетом общих стратегических целей развития образования. Использование ИКТ при обучении и создание образовательных сетей являются непременными условиями дальнейшего развития образования [27].

Ссылки на источники1.Никокошева Н. Г. Некоторые подходы к определениюпонятия «качества образования». –URL: http://journals.uspu.ru/i/inst/pedobraz/ped2008/ped2(3)2008_4.pdf.2.Караваева О. В. Социальнопедагогический аспект проблемы качества образования в системе дополнительного образования детей//Теоретическиеи методологические проблемы современного образования: Материалы международной научнопрактической конференции 29–30 декабря 2010 г.–М., 2010. –C. 70–73.3.Фоменко О. Е. Теоретические проблемы определения концепта «качество» в муниципальном образовательном пространстве//Теоретические и методологические проблемы современного образования: Материалы международной научнопрактической конференции 29–30 декабря 2010 г.: М., 2010. –C. 213–216.4.НикокошеваН. Г. Указ. соч.5.Фоменко О. Е. Указ. соч.6.Караваева О.В. Указ. соч.7.НикокошеваН. Г. Указ. соч.Там же.9.Информационнообразовательная среда как фактор повышения качества образования. –URL: http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=1326&showentry=12022.10.Критерии качества (результативности) дошкольного образования. –URL: http://www.eurekanet.ru/ewww/info_print/13082.html.11.Фоменко О. Е. Указ. соч.12.Критерии качества... Указ. соч.13.Информационнообразовательная среда…Указ. cоч.14.Иванова Е.О. Тенденции развития образования в условиях информационного общества. –URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2011_2pp/06.pdf.15.Кинелев В.,Коммерс П., Коцик Б. Использование информационных и коммуникационных технологий в среднем образовании // Информационный меморандум.–Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2005.16.Коммуникационные технологии в образовательном процессе информационного общества. –URL: http://screen.ru/ikt/goncharov03.html.17.Современные ИКТ и их роль в системе образования. –URL: http://ido.tsu.ru/other_res/ep/filosof_umk/text/t5_1.htm.18.Информационнообразовательная среда…Указ. cоч.19.Кинелев В.и др. Указ. соч.20.Применение информационных технологий в образовании. –URL: http://screen.ru/ikt/panasenko02.html.21.Современные ИКТ... Указ. соч.22.Кинелев В.и др.Указ. cоч.23.Там же.24.Коммуникационные технологии... Указ. соч.25.Кинелев В.и др.Указ. cоч.26.Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты. –URL: http://www.pedlib.ru/Books/1/0208/index.shml#book_page_inner.27.Кинелев В.и др.Указ. cоч.

Preobrazhenskaya Sofia,graduate student of preschool and primary education HPE "Nizhnevartovsk State University for the Humanities," the Lithuanian city of Nizhnevartovsksofiavovinfo@gmail.comInformation communication technologies as a tool to enhance quality of educationAbstract. This article observes approaches to the content of the concept of “quality of education” and to opportunities of its improving by means of information communication technologies.Keywords:education, “quality of education”, information communication technologies.

Рекомендованокпубликации:ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук.