Психолого-педагогическое содействие в профессионально-личностном самоопределении старшеклассников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вдовина С. А., Вдовина Е. А. Психолого-педагогическое содействие в профессионально-личностном самоопределении старшеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 4 (апрель). – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13065.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам осуществления психолого-педагогического содействия педагогами школы в профессионально-личностном самоопределении старшеклассников. Авторы предлагают поэтапную реализацию тактики содействия, описывают средства содействия.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Вдовина Светлана Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт имени П. П. Ершова», г. Ишимsav1157@mail.ru

Вдовина Екатерина Андреевна,старший преподаватель кафедры методики преподавания физики, технологии и предпринимательства ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт имени П. П. Ершова», г. ИшимEk.Vdovina86@yandexl.ru

Психологопедагогическое содействие в профессиональноличностном самоопределении старшеклассников

Аннотация. Статья посвящена вопросам осуществления психологопедагогического содействия педагогами школы в профессиональноличностном самоопределении старшеклассников. Авторы предлагают поэтапную реализацию тактики содействия, описывают средства содействия.Ключевые слова: профессиональноличностное самоопределение старшеклассников, психологопедагогическое содействие, рефлексия, диагностика.

Педагогическийпроцесс должен обеспечить учащимся ряд важнейших жизненных свойств, среди которых выделяютспособность к выбору, к рефлексии; способность не только усваивать знания, а искать их жизненный смысл; способность к преобразованию действительности, самосовершенствованию; личностному и профессиональному самоопределению. Такая установка меняет характер педагогической деятельности, которая в содержательном плане превращается в педагогическую поддержку.Жизнь требует от учащихся умений выбирать сферу профессиональнотрудовой деятельности, ориентируясь при этом на потребности общества и свои собственные профессиональные предпочтения, на возможности самоопределения. Самоопределение выступает как явление, как процесс, механизм развития личности и соотносится с такими понятиями, как «выбор», «поступок», «принятие решения», и одновременно как состояние субъекта (результат сделанного выбора), связанное с выявлением границ своего собственного Я, собственного места в окружающем мире, обретения системы смыслов, позиции, характеризующих отношение человека к обществу и самому себе. Самоопределение –это важный механизмформирования личностной зрелости, связанный с осознанным выбором человеком своего места в социуме.Сторонники идеи самоопределения считают, что ребенок –это индивидуальность, которая всегда стремится реализовать свой потенциал. Условно можно выделить следующие основные типы самоопределения: профессиональное, социальное, жизненное и личностное. Личностное самоопределение в педагогических словарях трактуется как процесс и результат осознанного выбора личностью собственных целей, позиций и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах. Для процесса личностного самоопределения свойственны: –невозможность формализации полноценного развития личности; –не «комфортные» в житейском представлении условия, а, напротив, непростые обстоятельства, позволяющие проявиться в сложных условиях позитивным личностным качествам человека, а возможно и способствовать их развитию [1].Сущностная характеристика профессионального самоопределения связана с поиском и выявлением личностного смысла в выбираемой, осваиваемой или уже осуществляемой трудовой деятельности, а также в нахождении смысла в самом процессе самоопределения. Концепция профессионального самоопределения и предпрофессиональной подготовки представлена обширным опытом российских исследователей, среди которых выделяются работы Е. А. Климова, Е. Ю. Пряжникова, Э.Ф.Зеера.Современные психологопедагогические науки видят возможности самоопределения личности в сфере приоритетных ценностей: в выявлении своего места в обществе, будущей профессии, определении смыслов и целей своей жизни, формировании жизненных принципов, убеждений и личностных идеалов. Самая главная цель самоопределения это постоянное формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному развитию (профессиональному, личностному, социальному) [2].Таким образом, профессиональноличностное самоопределение –это процесс и результат осмысленного выбора и утверждения личностью своей субъектности в конкретных профессиональножизненных ситуациях.Субъектность определяется Н. Е.Щурковой как «разная мера способности быть субъектом», т. е. человеком –носителем сознания, отношений, способным отдавать себе отчет в собственной жизни [3, с. 359], то есть профессиональноличностное самоопределение –это осознаваемый человеком выбор своего места в социуме; способность человека строить свою жизнь и переосмысливать свою сущность. Именно в юности человек стремится к самоопределению и как личность, и как будущий профессионал. Задача школы –помочь в этом учащимся, поэтому особой сферой профессиональнопедагогической деятельности является педагогическая поддержка. Под педагогической поддержкой понимается процесс определения совместно с ребёнком его интересов и способов преодоления возникающих проблем, мешающих самостоятельно достигать ожидаемых результатов в различных сферах жизнедеятельности [4].Г.К. Селевко определяет психологопедагогическую поддержку как помогающее процессу формирования личности школьника внимание к его способностям решать проблемы и содействие определенному напряжению физических и духовных сил в процессе разрешения возникающих проблем [5].Педагогическая поддержка предполагает тактическое многообразие. Способствуя самоопределению старшеклассников педагогу целесообразно использовать тактику содействия, реализуя ее,он в качестве главной ценности оставляет для ребёнка условия, при которых усваивается истинный смысл самоопределения как ответственности за самостоятельно сделанный выбор. Педагог демонстрирует школьнику взаимосвязь между его «хочу», «могу», «надо», «делаю», «отвечаю». Кредо тактики содействия по мнению Н.Н. Михайловой, С.М. Юсфина, Е.А.Александровой не противоречит общей целевой направленности педагогической поддержки –создать условия для становления в ребенке субъекта жизнедеятельности. Содействие очень близко по семантике термину «способствовать» и означает «быть причиной становления, помогать становлению».Таким образом, психологопедагогическое содействие –деятельность, помогающая в профессиональноличностном самоопределении старшеклассников, которое связано с осмыслением общественной и личностной значимости профессионального выбора.Следовательно, содействие заключается в том, что педагог помогает старшекласснику осознать смысл и важность осуществляемого выбора, то есть способствует тому, чтобы стать субъектом своего профессионального выбора. Содействие может осуществляться в двух формах:непосредственной и опосредованной. Оказание непосредственной помощи связано с решением проблем, возникающих у учащихся, она осуществляется индивидуально. Опосредованная помощь организуется в коллективной форме, включающей старшеклассников в активную совместную деятельность. Этапы реализации опосредованной педагогической помощивключают диагностику, профориентационнуюпомощь и рефлексию.1.Диагностический этап. Его назначение –помощь ребёнку в самопознании и самопонимании. Самопознание невозможно без осознания и оценки ребёнком своего образа жизни, самоанализа своего внутреннего мира. Итогом самопознания являются новые знания о себе. Старшеклассники плохо знают и требования к человеку привлекающих его способностей, и собственные возможности, поэтому педагогпсихолог помогает им в изучении профессиональных склонностей, намерения.

Для этого используются следующие методики:–тест «МОПИН», который позволяет определить степень выраженности профессиональных интересов;–анкета «Ориентация» оценивает желания испытуемого заниматься определенной деятельностью и степень его способности к этойдеятельности;–«Банк достижений ученика», в нем фиксируются и профессиографически анализируются достижения ученика;–тест «Матрица выбора профессии» даёт возможность определить предполагаемые профессии, соответствующие интересам и склонностям субъекта;–опросник «Профессиональные намерения». В анализ включаются: жизненные планы испытуемых, увлечения и профессиональные намерения, знания о профессии, оценка своей пригодности к профессии, эффективность профориентационной работы;–методика Е.А. Климова «Дифференциальный диагностический опросник», которая позволяет оценить выраженность профессиональных склонностей в соответствии с пятью типами профессий;–тест «Мотивы выбора профессии» позволяет определить преобладающий вид мотивации (внутренне индивидуально значимые мотивы, внутренне социально значимые мотивы, и др.);–тест Д. А. Леонтьева (тест смысложизненных ориентации –СЖО)состоит из двух групп субтестов: 1) смысложизненныеориентации –цель в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализаций; 2) локус контроля –внутренний локус контроля, уверенность в способности осуществлять контроль в собственной жизни.На этом этапе у школьников должны развиваться мотивы самоопределения, доминантная установка на самосовершенствование в той или иной области.2.Профориентационная помощь. Традиционно наша школа занималась профориентационной работой, заключающейся в профессиональном просвещении, профинформировании, профпропаганде. Профессиональная помощь отличается тем, что её главная цель формирование субъекта профессионального самоопределения. Субъекта отличает прежде всего способность к рефлексии. Феномен рефлексии является приоритетным феноменом человеческой субъективности. Рефлексия проявляется как осознание самости разной глубины и степени, это особая способность человека, позволяющая ему превратить свои мысли, эмоции, действия, самого себя в предмет рассмотрения (анализа и оценки) и необходимого преобразования. Профориентационная помощь осуществляется классным руководителем в сотрудничестве со школьным психологом по трём направлениям: информирование (беседы, экскурсии, встречи со специалистами), активизация профессиональноличностного самоопределения (профориентационные игры, тренинги, студийные занятия), самоанализ (портфолио, банк достижений ученика, сочинения «Я в будущем», «Моя профессиональная карьера» и др.). Профориентационные игры обычно организуются в работе с учащимися старших классов. При проведении игр педагог не должен навязывать свое мнение необходимо показывать свою поддержку участникам, проявлять эмпатию. Организуя их реальное взаимодействие, создавать необходимые условия для возможности самовыражения всех школьников класса [6].Ещё одной формой, активизирующей профессиональноличностное самоопределение, является тренинг. В. Г. Пузиков определяет тренинг как самую эффективную технологию по обучению конкретным навыкам и умениям [7]. Можно также сказать, что тренинг –это форма специально организованной деятельности общения. Чтодаёт тренинг: помогает участникам лучше узнать себя, свои черты и индивидуальные особенности, иначе увидеть себя и других, раскрыть свои личностные потенциалы, научиться управлять собой и своим поведением. Студийные занятия представляют собой комплексную форму организации жизнедеятельности старшеклассников, которая всегда начинается с актуализации обсуждаемых проблем и заканчивается рефлексией, показывающей степень их осмысления школьниками. Примером может служить студия по теме «Мы взрослые?!», позволяющая старшеклассникам осмыслить значимость профессионального выбора, его соответствие личностным качествам. 3.Рефлексивный этап. Рефлексией заканчивается любое мероприятие: студийное занятие, тренинг, профориентационная игра.Рефлексивная деятельность помогаетшкольнику осознать свою неповторимую индивидуальность и предназначение, которые «высвечиваются» из анализа его деятельности и ее продуктов.В рамках технологии индивидуального рефлексивного воспитания под рефлексией понимают «критическое осмысление школьником собственных действий в ситуациях «после событий», необходимое для того, чтобы учиться на своем жизненном опыте. Тактика содействия актуализирует процессы рефлексии и выхода за привычные способы действия и мышления ребёнка. Рефлексия необходима не такдля констатации освоенного, как для осознания того, почему не смог выявить препятствия в своей жизнедеятельности. Она создаёт почву для развития способности осознания самого процесса принятия самостоятельных решений. Таким образом развивается способность старшеклассника быть не только субъектом желаний («Я хочу, чтобыбыло так») и действия («Я делал то, что хотел»), а субъектом, оценивающим свой результат («Я это получил») и сопоставляющим его с запланированной целью («Я получил это, а задумывал то»). Рефлексируя, старшеклассник способен создавать свою профессиональную Яконцепцию как систему представлений о себе: о своих профессиональных смыслах, возможностях, перспективах. Рефлексию у старшеклассников И.И.Дереча связывает с анализом смыслов собственныхпоступков, оценкой этих поступков [8].Широко известны методики, позволяющие визуализировать рефлексивный анализ: «Дерево настроения», «Рефлексивная мишень», «Шкалирование». Эффективным средством рефлексии является портфолио. Назначение портфолио, по мненииюИ.М.Кунгуровой, заключается в познании личностных качеств, необходимых для самопознания и самосовершенствования.Механизм рефлексии, заложенный в портфолио,связан с осмыслением событий через призму установок, ценностей, предпочтений [9].Непосредственная помощь педагога. Этот вид помощи связан с решением проблем, возникающих у учащихся в ситуации выбора будущей профессии, способа поведения, если этот выбор чемто затруднен и др. Примером может служить проблема старшеклассника, родители которого хотят, чтобы он получил экономическое образование, а он мечтает о карьере спортсмена. В наиболее сложных случаях к решению проблемы подключается психолог, оказывающий консультативную помощь старшеклассникам. Н.С. Пряжников считает, что психолог решает четыре группы задач: –информационнопросветительские; –диагностические; –эмоциональной поддержки учащихся;–оказания помощи в ситуации выбора и принятия решений.Педагогупсихологу надо вооружить старшеклассника средствами для самостоятельного решения своих проблем. Он выступает как инициатор активности, демонстрируя в присутствии ученика способ решения проблемы. Организуется взаимодействие психолога с учеником по решению проблем, связанных с профориентацией. У учащегося формируется «внутренняя активность», когда он фактически обучается решать свои проблемы без помощи психолога, то есть постепенно старшеклассник начинает выступать субъектом самоопределения [10].Примером может служить проблема старшеклассника, родители которого хотят, чтобы он получил экономическое образование, а он мечтает о карьере спортсменаВ таблице (табл. 1)приведены основные формы консультативной помощи педагогапсихолога старшекласснику, выбирающему профессию.Таблица 1

Формы консультативной помощи психолога

Проблемы профессиональноличностного самоопределения (ПЛС) старшеклассниковФормы консультативной помощиОпределение реальной проблемы ПЛСБеседа, интервью, сочинение, психобиографияСоциальноэкономические и бытовые условия жизнедеятельности старшеклассниковАнализ семейных отношенийКомплексное изучение индивидуальнопсихологических особенностей личностиДиагностика ценностных ориентаций, интересов, склонностейКомпетентное отражение мира профессий и образа выбираемой профессииПрофориентационные игры, тренинги профессионального самоопределенияРассогласование идеального ирреального образа профессии, мотивации профессионального выбораПсихологопедагогический консилиум, профессиональная рефлексия Поиск смысловых опор личности в ситуациях кризисов ПЛСМетод критических событий, психобиография, тестированиеКоррекция профессионального выбораСоставление планов профессионального развития, альтернативных сценариев профессионального становления

Консультативная помощь психолога необходима в период, когда формируются профессиональные намерения, происходит выбор профессии, а также осуществляется коррекция выбора и реориентации. Е.А.Климов считает, что результатом работы по организации помощи учащихся старших классов в профессиональноличностном самоопределении является состояние готовности старшеклассников к самостоятельному обдумыванию своего профессионального будущего [11]. На наш взгляд в понятие готовности входят следующие компоненты.1.Мотивационная готовность, предполагающая осознание своих потребностей, целей и задач, предполагающая отношение к профессиональной деятельности как к общественно и лично значимому процессу.2.Прогностическая готовность –оценка возможного проявления своих склонностей, интересов, определение на основе опыта наиболее вероятных и приемлемых способов самоосуществления, решения своих личностных и учебных проблем.3.Организационнотворческая готовность, которая проявляется в навыках самообразования и самовоспитания, в желании самосовершенствоваться.4.Коммуникативная готовность –это умение общаться, соблюдение нравственноэтических норм, понимание самоценности человеческой личности.Период юности для человека связан с его стремлением к самоопределению и личностному и профессиональному. Профессиональноличностное самоопределение проявляется в сознательном выборе и утверждении личностью своей субъектности в процессе жизнедеятельности.Педагогическое содействие является интегративной деятельностью, осуществляет ее весь педагогический коллектив школы, но в большей степени включены в эту работу классные руководители и педагогипсихологи.

Ссылки на источники1.Пряжникова Е.Ю.,ПряжниковН. С.Профориентация. –М.: Академия, 2005. –496 с. 2.ОвчароваР.В. Практическая психология образования. –М.: Академия, 2005. –448 с.3.Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. –СПб.: Питер, 2005. –366 с.4.Педагогическая поддержка ребёнка в образовании / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова; под ред. В.А. Сластёнина, И.А. Колесниковой; науч. ред. Н.Б. Крылова. –М.: Академия, 2006. –288 с. 5.СелевкоГ.К. Воспитательные технологии. –М.: НИИ школьных технологий, 2005. –320 с.6.ШевченкоМ.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников». –СПб.: Речь, 2007. –168 с.7.ПузиковВ.Г. Технология ведения тренинга. –СПб.: Речь, 2007. –224 с.8.Дереча И.И. Педагогическая поддержка нравственного выбора старшеклассников в образовательном процессе: автореф. дисс. …канд.пед.наук. –Тюмень, 2005.–26 с.9.КунгуроваИ.М.Технологическое обеспечение педагогической поддержки профессиональнотворческого саморазвития студентов в педагогическом вузе // Гуманитарные науки и образование.–2011.–№4. –С.26–29.10.ЗеерЭ.Ф.,Павлов А.М.,СадовниковаН.О.Профориентология: Теория и практика. –М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. –192 с.11.КлимовЕ.А. Психология профессионального самоопределения. –М.: Академия, 2004. –304 с.

Vdovina Svetlana,Candidate of pedagogical sciences, associate professor of Pedagogics Department ofFederal State Budget Establishment of Higher Education "Ershov Ishim State Teachers‱ Training Institute",IshimVdovina Ekaterina,senior teacher of the Department of Technique of Teaching of Physics, Technology and BusinessofFederal State Budget Establishment of Higher Education "ErshovIshim State Teachers‱ Training Institute",Ishim.Psychological and pedagogical assistance in professional and personal selfdetermination of seniorsAbstract.The article is devoted to questions of using psychological andpedagogical assistance by school teachers in professional and personal selfdetermination of seniors. The authors offer stagebystage realization of tactics of assistance, describe its means.Keywords:professional and personal selfdetermination of seniors, psychological andpedagogical assistance, reflection, diagnostics.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»