Процессы формирования творческого и профессионального самовыражения на занятиях по инженерной и компьютерной графике
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Павлова
Л.
В.,
Юматова
Э.
Г. Процессы формирования творческого и профессионального самовыражения на занятиях по инженерной и компьютерной графике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 4 (апрель). – С.
96–100. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13084.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены основные процессы формирования творческого потенциала и профессионального самовыражения посредством компьютерных технологий, как особого средства формирования специальных графических знаний, умений и навыков.
Ключевые слова:
творческий потенциал, познавательный интерес, творческая активность, учебно-познавательная деятельность, художественно-конструкторские способности, интенсивные педагогические технологии
Текст статьи
Павлова Людмила Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры стандартизации и инженерной графики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурностроительный университет», г. Нижний Новгородpavlova_mila@rambler.ru
Юматова Эвелина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры стандартизации и инженерной графики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственныйархитектурностроительный университет», г. Нижний Новгород Yumatova.evelina@gmail.com
Процессы формирования творческого и профессионального самовыражения на занятиях по инженерной и компьютерной графике
Аннотация.В статье рассмотрены основные процессы формирования творческого потенциалаи профессионального самовыражения посредством компьютерных технологий, как особого средства формирования специальных графических знаний, умений и навыков. Ключевые слова:учебнопознавательная деятельность, познавательный интерес, творческая активность, творческий потенциал, художественноконструкторские способности, интенсивные педагогические технологии.
В условиях глобальной информатизации современного общества перед всей системой образования встает проблема подготовки специалистов, профессиональная деятельность которых будет осуществляться в высокоразвитой информационной среде. Поэтому подготовка инженерных кадров в технических вузах должна быть направлена не только на прочное усвоение знаний, умений и навыков по учебным предметам, предусмотренных учебными планами, но и на практическое формирование творческоактивной личности, умеющей адаптироваться в информационном потоке важная роль в этом принадлежит графическим дисциплинам.Познавательный интерес к учебной дисциплине формируется под влиянием содержания учебного материала, методики его изложения и использования современных средств обучения. От того, как построено занятие, какие цели оно преследует, зависит качество усвоенияучебного материала и его дальнейшая реализацияв профессиональной деятельности обучающихся. Согласно теоретическим исследованиям, учебнопознавательная деятельность студентов технических вузов в графической подготовке является основой активизации их учения. Важная роль в этомотводитсяразличным формам, методам, условиям и средствам обучения.Активизация учебнопознавательной деятельности это модернизация известных видов учебной работы по обеспечению у обучающихся сознательного и целенаправленного познавательного интереса к получению новых знаний.На наш взгляд, для возникновения интереса к графическим дисциплинам необходимо поставить перед обучающимися такую проблему и так организовать их деятельность, при которой определенный объем полученных знаний, умений и навыков является единственным условием для успешного решения учебных задач.Вследствие этого, применение графических информационных технологийв качестве активного средства формирования системы специальных графических знаний, умений и навыков в областиинженерной и компьютерной графики осуществляет общую профессиональную подготовку, ориентированную на творческое и профессиональное самовыражениестудентов с помощью компьютера. При этом использование компьютерных технологий базируется на свободном выборе обучающимися способов решения творческих задач, когда учебная деятельность приближается к условиям их будущей профессиональной деятельности[1].В учебном плане на инженерностроительном факультете Нижегородского государственного архитектурностроительного университета по направлению подготовки «Стандартизация и метрология» изучению инженерной графики и созданию чертежей средствами компьютерных технологий отводится по 8 часов лекционного материала по дисциплинам «Проектированиев среде AutoCAD» и «Инженерная и компьютерная графика», 8 часов практических занятий и 36 часов лабораторных занятий. Объединив на кафедре стандартизации и инженерной графики структуру курсов «Инженерная и компьютерная графика», «Проектирование в среде AutoCAD», мы обеспечили сбалансированность трех технологий: традиционной ручной 2Dтехнологии (чертежной), компьютерной 2Dтехнологии и компьютерной 3Dтехнологии.Специфика обучения«классической» инженерной графике заключается в формировании практических навыков работы с различными чертежными инструментами, в ознакомлении с разнообразными способами работы на бумаге, в умении узнавать и анализировать геометрическую форму модели по ее проекциям, оперировать пространственным положением образа. В то же время, на ранних стадиях изучения инженерной графики обучающимся трудно «прочитать» форму объекта, представленного чертежом. Поэтому большим преимуществом является выполнение студентами на экране монитора не только чертежа изделия, но и одновременного формирования трехмерного изображения с необходимыми разрезами и сечениями.
Большое внимание было уделено первым занятиям, где студентам был представлен объем учебного материала с тематикой заданий, определены сроки их выполнения. Особое внимание уделялось графическим заданиям, определялось соотношение заданий, выполняемых с использованием традиционных графических средств и с помощью графической прикладной программы AutoCAD.В частности,после изученияразделагеометрического черчения, студентамбыли выданы карточкизадания с изображением известных им плоских предметов: силуэтовшаблонов орнамента, элементов животного и растительного мира, содержащих сопряжения с различными размерами радиусов для каждого варианта заданий. На этом этапе обучающиеся определяли,какие виды сопряжения встречаются в данном задании и какие командыпрограммы AutoCADнеобходимо применить для построения двумерноймодели с элементами сопряжения. Кроме того, было предложено выполнить трехмерную модель, а также представить свой вариант расположения модели в пространстве (рис.).В соответствии с рабочей программой дисциплины «Инженерная и компьютерная графика», после раздела геометрического черчения следуют разделы проекционного, машиностроительного и строительного черчения,изучив которые, студенты получили задания с различными видами изображений машиностроительных и строительных изделий. Траектория проектирования таких изделий в системе AutoCADдля построения двумерных чертежей исоздания трехмерных моделей студентами определялась самостоятельно. Рис..Творческое задание «Сопряжения»
Рис.2.Практическое задание « Пересечение поверхностей»
Рис.3.Творческое задание «Дом моей мечты»
Самостоятельное изучение и проработка этой части программы AutoCAD,позволило студентам создавать не только объемные трехмерные сцены, но имоделировать условия освещения,устанавливать точку зрения,а также материал, фактуру поверхности твердотельной модели, выбирать или создавать фоновое изображение, использовать законы цветовой перспективы. Моделирование трехмерных объектов средствами графических информационных технологий невозможно без развитого пространственного мышления и творческого воображения. В процессе компьютерного моделирования объектапостоянно возникает необходимость смены точки зрения, масштабировании, перехода от одной проекции к другой, изменении формы и пропорции входящих в его состав элементов [2].Таким образом, создаются условия для развития пространственного мышления, самостоятельного творческого и профессионального самовыражения.При такой методике преподавания инженерной и компьютерной графики, когда трехмерное и двумерное пространство вводятся одновременно, студенты быстрее начинают читать чертежи: за линиями и окружностямиобучающиеся видят пространственные формы и кривые пересечения поверхностей (рис.2). Необходимо также отметить, что за счет выполнения на компьютере трудоемких работ, связанных с выполнением чертежей различного уровня сложности, происходит высвобождение учебного времени без ущерба качествуусвоения учебного материала, что особенно актуально в условиях его сокращения по данной дисциплине [3]. Так, особое значение приобретает автоматизация чертежных работ, когда в процессе обучения инженерной графике требуется приобретение новых графических навыков, присущих компьютерным графическим технологиям. Иными словами, компьютерные технологии используются в качестве графического инструмента не только при решении традиционных учебных задач, но и влияют на свободный выбор обучающимися способов освоения ипереработки учебного материала для решения творческих задач.В свою очередь наглядная демонстрация того, что невозможно или дорого смоделировать в реальной жизни, можно выполнить средствами компьютерных графических технологий, благодаря этим возможностям,можно не только реализовать во всех подробностях статические модели и иллюстрации, но и представить эти модели в динамике.Что, несомненно, приводит к усилению мотивации обучения, так как изобразительные средства программы существенно расширяют педагогические возможности и могут положительно влиять на учебный процесс [4].
Объединённая структура курса также позволила оптимально сочетатьфронтальную, групповую и индивидуальную формы организации учебной работы, обеспечивая активизацию учебнопознавательной деятельности студентов за счет реализации индивидуальных возможностей и способностей обучающихся.Проанализировавзанятия по инженерной и компьютернойграфике, мы пришли к выводу, что активизация учебнопознавательной деятельности проявляется в большей степени, когда преподаватель не только передает знания и формирует умениятрадиционными способами, но и применяет такие приёмы обучения, которые формируют творческиактивную личность.От преподавателя во многом зависит как обучающиеся относятся к предмету, насколько интересно представлен учебный материал и какие создаются условия для формирования познавательной потребности и познавательного интереса в процессе обучения инженерной и компьютерной графике.Так результатом обучения инженерной и компьютерной графикебыло выполнение творческой работы «Дом моей мечты», где обучающимся было предложено на основе полученных знаний по разделам изучаемых курсов спроектировать модель дома (рис.3).Во время выполнения творческой работы от студентов требовалось объяснить и обосновать выбор стратегии проектирования в процессе выполнения задания.Таким образом, эффективным средством обучения, активизирующим учебнопознавательную деятельность студентов, является такая графическая задача, которая: вопервых,создает условия для возникновения проблемной ситуации; вовторых, раскрывает новые стороны изучаемых явлений и объектов на основе всестороннего анализа исходных данных и вскрывает потенциальные возможности известного знания какинструмента для ее решения; втретьих, содержание учебной задачи и используемые графические средства ее решения должны быть максимально приближены к реальной задаче будущего проектировщика. Контроль преподавателя за процессом и результатами каждого этапа мыслительной иучебнотворческойдеятельностиобучающихсяпозволяеткорректировать ход учебного процесса и индивидуально подходить к развитию творческихспособностей каждого из них[5]. Следует отметить, что вовлечение студентов в решение проблемных вопросов и познавательных заданий активизировало ихмыслительную деятельность. Они с увлечением работали над заданием, в процессе работы проявлялсяиндивидуальный стиль их деятельности. В ходе выполнения заданиябыло выявлено, что за период времени,отведенного на данныйкурс учебным планом,были достигнутымаксимально возможные результаты по эффективности и качеству решенияпоставленной задачи. В частности, студенты усвоили основные приемы работы в графическом пакете программы AutoCAD, расширили знания о современных информационных технологиях, получили сведения о роли и значении компьютерных технологий в современной жизни; научились лучше владеть основным языком инженера чертежом.Здесь необходимо еще раз сказать о том, что учебнопознавательная деятельность не может осуществляться только индивидуально. Она предполагает сочетание групповой и коллективной форм организации учебнопознавательной деятельности, являющихся основными и необходимыми факторами, которые в наибольшей степени способствуют активизации учебнопознавательной деятельности студентов. Организация и планирование отношений между студентами с различными уровнями познавательной активностиспособствует реализации цели обученияразвивать средствами инженерной и компьютерной графики логическое мышление, творческий потенциал, познавательную активность будущих инженернотехнических работников и умение работать в коллективе. Поэтому в дальнейшем в учебный процесс предполагается вводить совместные проекты (45 студентов), что, на наш взгляд, еще больше приблизит учебную задачу к реальной конструкторской.Дополнительно можно сказать о том, что не только правильно подобранный учебный материал повышает уровень познавательной активности, но и немаловажную роль в этом играют компьютерные средства обучения.Совместные усилия педагогов и студентов позволили повысить результативность учебнопознавательной деятельности: у обучающихся появился устойчивый интерес к творческим заданиям, самостоятельной работе, появилась уверенность в том, что они смогут овладеть изучаемым материалом на хорошем уровне, появилось стремление доводить начатое дело до конца, а это является хорошим признаком для самоутверждения и самореализации в их будущей профессиональной деятельности.
Ссылки на источники1.Павлова Л.В. Активизация учебнопознавательной деятельности студентов технического вуза с использованием комплекса занимательных заданий по инженерной и компьютерной графике: дис.…. канд. пед. наук. М., 2003. 8 с.2.МарченкоМ.Н. Технология обучения технической и компьютерной графике. М.: МПГУ, Кубанский гос.унт, 200. 142 с.3.РобертИ.В. Современные информационные технологии в образовании:дидактическиепроблемы; перспективы использования. М.: Школа Пресс, 994.205 с. 4.Юматова Э. Г. Оптимизация геометрографической подготовки студентов средствами информационных технологий // Концепт: научнометодический электронный журнал. 2012. № 7 (июль). ART 12082. 0,4 п. л. URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12082.htm.5.Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Знание, 986. 80 с.
Lyudmila Pavlova,Ph.D., Associate professor of the department of Standards andEngineering Graphicsof the Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorodpavlova_mila@rambler.ruEvelina Yumatova,Ph.D., Associate professor of the department of Standards andEngineering Graphicsof the Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorodyumatova.evelina@gmail.comThe processes of formation of creative and professional selfexpression in the classroom for engineering and computer graphicsAnnotation.The article describes the main processes of formation of creativity and selfexpression through professional computer technology as a special means of forming special graphic knowledge, abilities and skills.Keywords:educationalcognitive activity, cognitive interest, creativity, art and design skills, intensive educational technology.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Юматова Эвелина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры стандартизации и инженерной графики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственныйархитектурностроительный университет», г. Нижний Новгород Yumatova.evelina@gmail.com
Процессы формирования творческого и профессионального самовыражения на занятиях по инженерной и компьютерной графике
Аннотация.В статье рассмотрены основные процессы формирования творческого потенциалаи профессионального самовыражения посредством компьютерных технологий, как особого средства формирования специальных графических знаний, умений и навыков. Ключевые слова:учебнопознавательная деятельность, познавательный интерес, творческая активность, творческий потенциал, художественноконструкторские способности, интенсивные педагогические технологии.
В условиях глобальной информатизации современного общества перед всей системой образования встает проблема подготовки специалистов, профессиональная деятельность которых будет осуществляться в высокоразвитой информационной среде. Поэтому подготовка инженерных кадров в технических вузах должна быть направлена не только на прочное усвоение знаний, умений и навыков по учебным предметам, предусмотренных учебными планами, но и на практическое формирование творческоактивной личности, умеющей адаптироваться в информационном потоке важная роль в этом принадлежит графическим дисциплинам.Познавательный интерес к учебной дисциплине формируется под влиянием содержания учебного материала, методики его изложения и использования современных средств обучения. От того, как построено занятие, какие цели оно преследует, зависит качество усвоенияучебного материала и его дальнейшая реализацияв профессиональной деятельности обучающихся. Согласно теоретическим исследованиям, учебнопознавательная деятельность студентов технических вузов в графической подготовке является основой активизации их учения. Важная роль в этомотводитсяразличным формам, методам, условиям и средствам обучения.Активизация учебнопознавательной деятельности это модернизация известных видов учебной работы по обеспечению у обучающихся сознательного и целенаправленного познавательного интереса к получению новых знаний.На наш взгляд, для возникновения интереса к графическим дисциплинам необходимо поставить перед обучающимися такую проблему и так организовать их деятельность, при которой определенный объем полученных знаний, умений и навыков является единственным условием для успешного решения учебных задач.Вследствие этого, применение графических информационных технологийв качестве активного средства формирования системы специальных графических знаний, умений и навыков в областиинженерной и компьютерной графики осуществляет общую профессиональную подготовку, ориентированную на творческое и профессиональное самовыражениестудентов с помощью компьютера. При этом использование компьютерных технологий базируется на свободном выборе обучающимися способов решения творческих задач, когда учебная деятельность приближается к условиям их будущей профессиональной деятельности[1].В учебном плане на инженерностроительном факультете Нижегородского государственного архитектурностроительного университета по направлению подготовки «Стандартизация и метрология» изучению инженерной графики и созданию чертежей средствами компьютерных технологий отводится по 8 часов лекционного материала по дисциплинам «Проектированиев среде AutoCAD» и «Инженерная и компьютерная графика», 8 часов практических занятий и 36 часов лабораторных занятий. Объединив на кафедре стандартизации и инженерной графики структуру курсов «Инженерная и компьютерная графика», «Проектирование в среде AutoCAD», мы обеспечили сбалансированность трех технологий: традиционной ручной 2Dтехнологии (чертежной), компьютерной 2Dтехнологии и компьютерной 3Dтехнологии.Специфика обучения«классической» инженерной графике заключается в формировании практических навыков работы с различными чертежными инструментами, в ознакомлении с разнообразными способами работы на бумаге, в умении узнавать и анализировать геометрическую форму модели по ее проекциям, оперировать пространственным положением образа. В то же время, на ранних стадиях изучения инженерной графики обучающимся трудно «прочитать» форму объекта, представленного чертежом. Поэтому большим преимуществом является выполнение студентами на экране монитора не только чертежа изделия, но и одновременного формирования трехмерного изображения с необходимыми разрезами и сечениями.
Большое внимание было уделено первым занятиям, где студентам был представлен объем учебного материала с тематикой заданий, определены сроки их выполнения. Особое внимание уделялось графическим заданиям, определялось соотношение заданий, выполняемых с использованием традиционных графических средств и с помощью графической прикладной программы AutoCAD.В частности,после изученияразделагеометрического черчения, студентамбыли выданы карточкизадания с изображением известных им плоских предметов: силуэтовшаблонов орнамента, элементов животного и растительного мира, содержащих сопряжения с различными размерами радиусов для каждого варианта заданий. На этом этапе обучающиеся определяли,какие виды сопряжения встречаются в данном задании и какие командыпрограммы AutoCADнеобходимо применить для построения двумерноймодели с элементами сопряжения. Кроме того, было предложено выполнить трехмерную модель, а также представить свой вариант расположения модели в пространстве (рис.).В соответствии с рабочей программой дисциплины «Инженерная и компьютерная графика», после раздела геометрического черчения следуют разделы проекционного, машиностроительного и строительного черчения,изучив которые, студенты получили задания с различными видами изображений машиностроительных и строительных изделий. Траектория проектирования таких изделий в системе AutoCADдля построения двумерных чертежей исоздания трехмерных моделей студентами определялась самостоятельно. Рис..Творческое задание «Сопряжения»
Рис.2.Практическое задание « Пересечение поверхностей»
Рис.3.Творческое задание «Дом моей мечты»
Самостоятельное изучение и проработка этой части программы AutoCAD,позволило студентам создавать не только объемные трехмерные сцены, но имоделировать условия освещения,устанавливать точку зрения,а также материал, фактуру поверхности твердотельной модели, выбирать или создавать фоновое изображение, использовать законы цветовой перспективы. Моделирование трехмерных объектов средствами графических информационных технологий невозможно без развитого пространственного мышления и творческого воображения. В процессе компьютерного моделирования объектапостоянно возникает необходимость смены точки зрения, масштабировании, перехода от одной проекции к другой, изменении формы и пропорции входящих в его состав элементов [2].Таким образом, создаются условия для развития пространственного мышления, самостоятельного творческого и профессионального самовыражения.При такой методике преподавания инженерной и компьютерной графики, когда трехмерное и двумерное пространство вводятся одновременно, студенты быстрее начинают читать чертежи: за линиями и окружностямиобучающиеся видят пространственные формы и кривые пересечения поверхностей (рис.2). Необходимо также отметить, что за счет выполнения на компьютере трудоемких работ, связанных с выполнением чертежей различного уровня сложности, происходит высвобождение учебного времени без ущерба качествуусвоения учебного материала, что особенно актуально в условиях его сокращения по данной дисциплине [3]. Так, особое значение приобретает автоматизация чертежных работ, когда в процессе обучения инженерной графике требуется приобретение новых графических навыков, присущих компьютерным графическим технологиям. Иными словами, компьютерные технологии используются в качестве графического инструмента не только при решении традиционных учебных задач, но и влияют на свободный выбор обучающимися способов освоения ипереработки учебного материала для решения творческих задач.В свою очередь наглядная демонстрация того, что невозможно или дорого смоделировать в реальной жизни, можно выполнить средствами компьютерных графических технологий, благодаря этим возможностям,можно не только реализовать во всех подробностях статические модели и иллюстрации, но и представить эти модели в динамике.Что, несомненно, приводит к усилению мотивации обучения, так как изобразительные средства программы существенно расширяют педагогические возможности и могут положительно влиять на учебный процесс [4].
Объединённая структура курса также позволила оптимально сочетатьфронтальную, групповую и индивидуальную формы организации учебной работы, обеспечивая активизацию учебнопознавательной деятельности студентов за счет реализации индивидуальных возможностей и способностей обучающихся.Проанализировавзанятия по инженерной и компьютернойграфике, мы пришли к выводу, что активизация учебнопознавательной деятельности проявляется в большей степени, когда преподаватель не только передает знания и формирует умениятрадиционными способами, но и применяет такие приёмы обучения, которые формируют творческиактивную личность.От преподавателя во многом зависит как обучающиеся относятся к предмету, насколько интересно представлен учебный материал и какие создаются условия для формирования познавательной потребности и познавательного интереса в процессе обучения инженерной и компьютерной графике.Так результатом обучения инженерной и компьютерной графикебыло выполнение творческой работы «Дом моей мечты», где обучающимся было предложено на основе полученных знаний по разделам изучаемых курсов спроектировать модель дома (рис.3).Во время выполнения творческой работы от студентов требовалось объяснить и обосновать выбор стратегии проектирования в процессе выполнения задания.Таким образом, эффективным средством обучения, активизирующим учебнопознавательную деятельность студентов, является такая графическая задача, которая: вопервых,создает условия для возникновения проблемной ситуации; вовторых, раскрывает новые стороны изучаемых явлений и объектов на основе всестороннего анализа исходных данных и вскрывает потенциальные возможности известного знания какинструмента для ее решения; втретьих, содержание учебной задачи и используемые графические средства ее решения должны быть максимально приближены к реальной задаче будущего проектировщика. Контроль преподавателя за процессом и результатами каждого этапа мыслительной иучебнотворческойдеятельностиобучающихсяпозволяеткорректировать ход учебного процесса и индивидуально подходить к развитию творческихспособностей каждого из них[5]. Следует отметить, что вовлечение студентов в решение проблемных вопросов и познавательных заданий активизировало ихмыслительную деятельность. Они с увлечением работали над заданием, в процессе работы проявлялсяиндивидуальный стиль их деятельности. В ходе выполнения заданиябыло выявлено, что за период времени,отведенного на данныйкурс учебным планом,были достигнутымаксимально возможные результаты по эффективности и качеству решенияпоставленной задачи. В частности, студенты усвоили основные приемы работы в графическом пакете программы AutoCAD, расширили знания о современных информационных технологиях, получили сведения о роли и значении компьютерных технологий в современной жизни; научились лучше владеть основным языком инженера чертежом.Здесь необходимо еще раз сказать о том, что учебнопознавательная деятельность не может осуществляться только индивидуально. Она предполагает сочетание групповой и коллективной форм организации учебнопознавательной деятельности, являющихся основными и необходимыми факторами, которые в наибольшей степени способствуют активизации учебнопознавательной деятельности студентов. Организация и планирование отношений между студентами с различными уровнями познавательной активностиспособствует реализации цели обученияразвивать средствами инженерной и компьютерной графики логическое мышление, творческий потенциал, познавательную активность будущих инженернотехнических работников и умение работать в коллективе. Поэтому в дальнейшем в учебный процесс предполагается вводить совместные проекты (45 студентов), что, на наш взгляд, еще больше приблизит учебную задачу к реальной конструкторской.Дополнительно можно сказать о том, что не только правильно подобранный учебный материал повышает уровень познавательной активности, но и немаловажную роль в этом играют компьютерные средства обучения.Совместные усилия педагогов и студентов позволили повысить результативность учебнопознавательной деятельности: у обучающихся появился устойчивый интерес к творческим заданиям, самостоятельной работе, появилась уверенность в том, что они смогут овладеть изучаемым материалом на хорошем уровне, появилось стремление доводить начатое дело до конца, а это является хорошим признаком для самоутверждения и самореализации в их будущей профессиональной деятельности.
Ссылки на источники1.Павлова Л.В. Активизация учебнопознавательной деятельности студентов технического вуза с использованием комплекса занимательных заданий по инженерной и компьютерной графике: дис.…. канд. пед. наук. М., 2003. 8 с.2.МарченкоМ.Н. Технология обучения технической и компьютерной графике. М.: МПГУ, Кубанский гос.унт, 200. 142 с.3.РобертИ.В. Современные информационные технологии в образовании:дидактическиепроблемы; перспективы использования. М.: Школа Пресс, 994.205 с. 4.Юматова Э. Г. Оптимизация геометрографической подготовки студентов средствами информационных технологий // Концепт: научнометодический электронный журнал. 2012. № 7 (июль). ART 12082. 0,4 п. л. URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12082.htm.5.Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Знание, 986. 80 с.
Lyudmila Pavlova,Ph.D., Associate professor of the department of Standards andEngineering Graphicsof the Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorodpavlova_mila@rambler.ruEvelina Yumatova,Ph.D., Associate professor of the department of Standards andEngineering Graphicsof the Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorodyumatova.evelina@gmail.comThe processes of formation of creative and professional selfexpression in the classroom for engineering and computer graphicsAnnotation.The article describes the main processes of formation of creativity and selfexpression through professional computer technology as a special means of forming special graphic knowledge, abilities and skills.Keywords:educationalcognitive activity, cognitive interest, creativity, art and design skills, intensive educational technology.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»