Дифференциация содержания компьютерно-технологической подготовки студентов с учётом профиля обучения
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Олейников
А.
А. Дифференциация содержания компьютерно-технологической подготовки студентов с учётом профиля обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 5 (май). – С.
81–85. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13105.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации компьютерно-технологической подготовки студентов. Автор описывает метод реализации педагогического подхода для дифференцирования содержания компьютерно-технологической подготовки студентов в ходе профильного обучения.
Ключевые слова:
дифференциация обучения, компьютерно-технологическая подготовка, профилизация обучения
Текст статьи
Олейников Алексей Анатольевич,кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий, вычислительной техники и предметных методик ФГБУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскoleynikow@mail.ru
Дифференциация содержания компьютернотехнологической подготовки студентов с учётом профиля обучения
Аннотация.Статья посвящена вопросам организации компьютернотехнологической подготовки студентов. Автор описывает метод реализации педагогического подхода для дифференцирования содержания компьютернотехнологической подготовки студентов в ходе профильного обучения.Ключевые слова: компьютернотехнологическая подготовка, дифференциация обучения, профилизация обучения.
Тенденции современных образовательных процессов характеризуются с одной стороны глобализацией и интеграцией информационной деятельности общества в экономической, политической и культурной сферах, с другой –дифференциацией и специализацией информационной деятельности человека, что обуславливает содержание социального заказа на универсализацию системы специализированного, профильного обучения и подготовку будущих специалистов по множеству различных профессий. Основываясь на анализенаучной литературы и опыте исследований зарубежных и отечественных ученых в области педагогики, психологии, социологии, философии, занимающихся проблемами воспитания, обучения и социализации детей, математики и других наук, мы можем говорить о наличии образовательных программ, обеспечивающих формирование заданных личностных качеств студентов. Одной из таких образовательных программ является профильнаякомпьютернотехнологическая подготовка, реализация которой, обеспечивает развитие природных качеств, таких например, как логическое, абстрактное, техническое мышление, а так же способствует наработке новых профессионально значимых качеств, таких как интерактивное взаимодействие,восприятие и осознание виртуального, способности выявление и реализация дидактических составляющих компьютерных программ. В процессе взаимодействия с компьютерной системой каждый индивид, являясь носителем комплекса названных качеств, развивает их сочетание, котороене имеет аналога, что делает эту личностьуникальной. С другой стороны, возможность, в рамках компьютернотехнологической подготовки формирования и развития с помощью компьютерной системы наличие у разных людей сходных качеств –технического мышления или осознанного восприятия виртуального –позволяет использовать метод дифференциации содержания обучения, то есть объединение индивидов в группы по заданной специализации [1].Использование метода дифференциации содержания подготовки позволяет устанавливать коррелятивные связи между содержанием однородных учебных дисциплин, входящих в общую структуру профильного компьютернотехнологической подготовки и условными группами студентов, объединенных наличием общих природных качеств[2]. Корреляциясовокупности личностных качеств студентов, основана на принципе их адекватности одному из основных направлений –профилизации (социальногуманитарное, естественноматематическое, политехническое, художественноэстетическое, спортивное),входящих в общуюструктуру профильной компьютернотехнологической подготовки. Основная задача, которую должна решить дифференциация содержания профильной компьютернотехнологической подготовки состоит в определении и развитии совокупности качеств студента, составляющих структуру его личности, а также степени адекватности его интеллектуальных способностей определенному профилю обучения.
Метод дифференцирования предусматривает исследование и оценку отдельных личностных качеств студента, важных для эффективной компьютернотехнологической подготовки в одном из профилей. Дифференциация содержания профильной компьютернотехнологической подготовки предусматривает изучение целостной картины интеллектуальных способностей студента с помощью технических и программных средств, позволяющих измерять совокупность личностных качеств студента и моделировать элементы и процессыкомпьютернотехнологической подготовки, отражающие его специфику в определенном профильном направлении.Построение модели профильной компьютернотехнологической подготовки невозможно без дифференциации мыслительных и сенсорномоторных качеств личности студента, обеспечивающих адекватность профильному направлению. В исследованиях Ж. Пиаже и Дж. Брунера разработана периодизация умственного развития личности. Основным показателем этого развития, названные авторы, считают овладение личностью, а позже специалистом, умственными и сенсомоторными действиями и операциями. Основываясь на работах Ж. Пиаже и Дж. Брунера мы можем условно разделить общее время освоения компьютерной системы на следующие периоды.1.Сенсомоторный период, когда действия студента определяютсяуровнем сформированностью представлений –образов, характеризующихся постоянный инвариантностью относительно реальных объектов. В этом периоде, компьютерные программы выступают для студента в качестве инструментов координации его мыслительной деятельности, перемещений в виртуальном пространстве.2.
Дооперациональный период, когда у студента развивается нагляднообразное мышление. На этой фазе происходит сопоставление и осмысление действий в реальной жизни и виртуальной среде компьютера.3.Период конкретных операций, когда в сознании будущего специалиста формируются внутренние структуры образов, систем символов, посредством которых он воспринимает виртуальный и реальный мир в различных его проявлениях. Студент на этой стадии уже способен кмысленной систематизации различных дидактических объектов (компьютерных программ) и предметов (дидактическая составляющая компьютерной программы), отображаемых в виде образов, явлений и процессов, воспроизводимых компьютерной системой.Однако он еще не располагает соответствующим опытом, осознанного установленияразличиймежду реальными объектами, предметами, явлениями и процессами и их виртуальными образами, иначе говоря, студент не может реализовать выявленную дидактическую составляющую компьютерной программы в конкретной методике обучения.4.Период формальных операций над виртуальными образами,характеризуется способностью студента пользоваться аппаратом логики для построения мысленных образов и их виртуальных прообразов (компьютерных программ и результатов их реализации)средствами компьютерной системы и делать выводы о потенциальных отношениях, проверяемых путем наблюдения или эксперимента. На этой стадии он может мысленно конструировать возможные случаи и события на основе гипотез и умственных предположений. Деятельностьстудента не ограничена его опытом, то есть речь идет о формализации конкретных идей.К моменту выпуска у студента оказываются сформированными основные формы мышления –логическое, абстрактное и ассоциативное, технологическое,развиты умения построения мысленных образов, информационных структур, обеспечивающих реализацию дидактических составляющих компьютерных программ. Исключением является жизненный опыт, позволяющий быстрее адаптироваться в виртуальной среде, брать на себя ответственность за свои поступки, выбирать приоритеты, исходя из реалий, а не умозрительных представлений.Вместе с тем опыт показывает, что умственное развитие студента, вследствие освоения знаний в области компьютерного программирования, формирования умений действий над виртуальнымиобразами и развития навыков работы с компьютерной системой приобретает динамичность. Усиливаются интеллектуальные, индивидуальные различия студентов, причёмв разных соотношениях –биологических, психологических и социальных формах, которые характеризуютсядоминированием функций одного из периодов, описанных Ж. Пиаже и Д. Брунером [3, 4].
Реализация содержания специализированных программных продуктов, врамках профильной компьютернотехнологической подготовки, обеспечивают усиление у студента доминированиенагляднообразного (ассоциативного) мышления, что способствует росту интеллектуальногоуровня, который выступает фактором мотивации к исследовательской активности, стимулирует к поиску ответов на множество вопросов. В ходе профильной компьютернотехнологической подготовки, необходимореализовать интеллектуальную склонность студентов к бессистемному накоплению огромных массивов информации в качестве дидактического ресурса, обеспечивающего накопление первичного профессионального опыта.При этом надо учитывать, что его мышление лишено всяких рамок, ограничений и табу, а возможность виртуального совершенствования своих интеллектуальных способностей, которые выступают катализатором самостоятельного мышления, средством мотивации интереса и любознательности способствуют эмоциональной передаче своего видения мира и отношений с окружающими. Как показывает опыт, пребывание подростка в виртуальном пространстве программного продукта приводит к изменениям в структуре его личности, когда познавательный интерес превалирует над эмоциями, то познавательная деятельность дополняется эффективностью профильного обучения, развевая склонность к естественным наукам и фундаментальным разработкам. Постижение студентом сущности вещей происходит в процессе отвлеченных умозаключений, теоретизирования и также состояния озарения, догадок, которые иногда, даже не связанны с предыдущим опытом. Программная среда компьютера усиливает ведущую роль эмоций (экспрессивных или импрессивных) в познавательных процессах студентов, что свидетельствуето склонности студента к самовыражению в художественноэстетической сфере. Стремясь выразить свои эмоции опосредовано в рамках компьютерной программ (текстовые, графические редакторы и др.), студент реализует свои способности в поэзии, живописи, музыке, хореографии и т.п. Цель реализации психологоассоциативных возможностей компьютерной программы заключается в том, чтобы вызывать у студента определенные чувства и отношения к материальным и духовным аспектам реальной жизни, моделируя их с помощью символов иобразов (вербальных, знаковых, звуковых, мультипликационных и др.). Для студентов с особым, специфическим образноассоциативным мышлением, графические и акустические возможности компьютерной системы, представляют способы познания действительности и утверждения определенной системы ценностей.Программный продукт может и должен применяться для усиленияэмоционального аспекта в мышлении. При этом он сочетается с образноассоциативным, с конкретным восприятием и отражением действительности. Это обеспечивает смену с гностической доминанты мышления на коммуникативную и прагматическую доминанты сознания. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальноинтерактивной общности (со сверстниками, педагогами и др.) при сохранении индивидуальности каждого ее члена. В коммуникациях реализуютсяуправленческая, информативная, эмотивнаяи контактная функции [5]. Студенты с коммуникативным аспектом мышления интересуются сферами деятельности, связанными с социальногуманитарным профилем и соответствующими дисциплинами (педагогикой, медициной, сервисом, экономикой, юриспруденцией). Сформированность коммуникативного мышления способствует ускорению процессов социализации и связанных с ней социальной мобильности, активности, общительности.Необходимо отметить, что усиление материалистического аспекта мышления способствует ориентированию студентов на овладение знаниями и навыками, необходимыми для выполнения организаторских и управленческих функций, в основе материалистического мышления лежит экономический фактор, как механизм решения задач удовлетворения материальных потребностей –индивидуальных и социальных.Содержание профильной компьютернотехнологической подготовки, обеспечивает доминирование логической компоненты мышления, мотивируястудента рассматривать виртуальные образы явлений окружающей действительности с позиции объективной логики, рациональности и технологичности. При этом познавательный процесс происходит за счет визуального стимулирования функций левого полушария, которое обеспечивает дискретное и аналитическое мышления. В отличие от правого полушария, левое полушарие осуществляет стимулирование ассоциативнообразного мышления, которое связано с синтезом образов, т.е. целостным восприятием, переработкой и выдачей информации. Развитие у студенталогической доминанты мышления, способствует его ориентированию на усвоениеточных дисциплин (техника, технология, математика, информатика), где процессы можно описать четким языком алгоритмов, моделирования, проектирования, структурирования, где задачи имеют, как правило, единственное решение и подчиняются чётко установленным нормам, стандартам и правилам.Представляется возможным построение определенных коррелятивных связей, устанавливающих соответствие разных типов мышления, компьютерных программ стимулирующих его формирование и развитие определенным направлениям профильной компьютернотехнологической подготовки (табл.1).
Представляется целесообразным использование в качестве инструментария следующих методов.1.Компьютерная психодиагностика, как способ выявления и измерения интеллектуальных и индивидуальнопсихологических особенностей личности студента.2.Селекция и формирование профильных подготовок и синтезирование содержания общих вузовских дисциплин и профильных дисциплин.3.Внедрение специализированных компьютерных систем и методов программированного обучения.
Таблица 1Связь между основными направлениями профилизации, доминирующими типами мышления и программными средствами компьютера
Направления профилизацииДоминирующийтип мышленияПрограммные средства компьютераСоциальногуманитарноеКоммуникативноеЯзыки программирования, моделирования, проектирования, алгоритмизирования; Outlook, Mail.ruAgentидр.ЕстественноматематическоеИсследовательскоеЯзыки программирования, моделирования, проектирования, алгоритмизирования; Mathcad, Excel, Accessи др.ТехнологическоеАналитическоеЯзыки программирования, моделирования, проектирования, алгоритмизированияХудожественноэстетическоеЭстетическоеЯзыки программирования, моделирования, проектирования, алгоритмизирования;MovieMaker,Photoshopидр.СпортивноеСенсомоторноеЯзыки программирования, моделирования, проектирования, алгоритмизирования
Методология дифференцирования содержания предполагает использование комплексного метода для решения дидактических задач, связанных с профильным обучением. Первым условием реализации такого подхода является использование как качественных, так и количественных методов в решении проблем профильной компьютернотехнологической подготовки. Анализ результативности применения компьютерных систем и их программных продуктов на интеллектуальное развитие студентов требует изучения психофизиологических изменений, индивидуальных психических реакций, зависимости характеристик личности (самооценки и т.д.) отее структуры (холерик, сангвиник и др.), стиля воспитания в семье.Важное значение имеет исследование особенностей социализации в период перехода от статуса студента к специалисту, а также специфических форм коммуникативного поведения, усвоения студентом качественно новых социальных навыков и выбора области профессиональных интересов.Методы компьютерной психодиагностики и отбора студентов для профильных направлений может осуществляться с помощью компьютерной имитации ситуаций реального учебного процесса, как теоретических, так и практических занятий, комплексом аппаратурных, бланковых и опросных тестов. При этом визуально наблюдаемые и объективно фиксируемые показатели функционального состояния студента должны синхронизироваться и регистрироваться для оценки показателей продуктивности и успешности учебной работы.Весьма перспективным направлением является применение компьютерной электроэнцефалографии психофизиологических измерений, включающих аппаратную регистрацию сенсорных, моторных, вегетативных реакций студента. Построение компьютерных моделей мышления и поведения студентас дифференциацией физиологических аспектов структуры его личности, на основе полученных результатов.Психологическое значение алгоритмизации и моделированияпрофильной компьютернотехнологической подготовки состоит в том, что оноспособствует явному различению студентами содержательной и операциональной сторон усваиваемых знаний и овладению общим способом решения широкого класса профильных задач.Следует особо отметить, что использование возможностей дифференцирования содержания профильной компьютернотехнологической подготовки с помощью компьютерной техники и специально разработанных под профильные направления программных продуктов, обеспечивает каждому студенту возможность осуществления процесса обучения в соответствии с особенностями его уровня интеллекта, индивидуального темпа и подготовки.Таки образом,мы можем отметить, что специфичной особенностью дифференцирования содержания профильной компьютернотехнологичеcкой подготовки заключаетсяв выделении учебных алгоритмов, служащих усвоением, а также средством обучения, показывающим, какие действия с компьютерной системой и её программными продуктами, а также в каком порядке они должны выполняться для эффективного усвоения знаний.
Ссылки на источники1.Олейников А. А. Организационнопедагогические основы компьютерноинформационного образования студентов гуманитарных факультетов. –Костанай, 2006. –232 с. 2.Концепція профільного навчання в старшій школі (проект). Видво Інституту педагогіки АПН України. –Київ, 2003. –16 с.3.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. –М., 1994. –213с.5.Брунер Дж. Процесс обучения. –М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1962. –84 с. 6.Фридман Л.М.,Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. –М.: Просвещение, 1991. –288с.
Oleynikow Aleksey,Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor ofinformation technology, computing and objectmethods,the Instituteof Professional Educationof the Chelyabinsk StatePedagogical University, Chelyabinsk
oleynikow@mail.ruDifferentiationofcomputertechnologybased trainingstudentslearningprofileAbstract.The article deals withthe organizationof computerand technologytraining of students.The articledescribes a method ofimplementingpedagogical approachto differentiatethe contentof computerand technologytraining of studentsinschool education.Keywords:computerand technologytraining,differentiatedlearning,profilingtraining.
Рекомендованокпубликации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Дифференциация содержания компьютернотехнологической подготовки студентов с учётом профиля обучения
Аннотация.Статья посвящена вопросам организации компьютернотехнологической подготовки студентов. Автор описывает метод реализации педагогического подхода для дифференцирования содержания компьютернотехнологической подготовки студентов в ходе профильного обучения.Ключевые слова: компьютернотехнологическая подготовка, дифференциация обучения, профилизация обучения.
Тенденции современных образовательных процессов характеризуются с одной стороны глобализацией и интеграцией информационной деятельности общества в экономической, политической и культурной сферах, с другой –дифференциацией и специализацией информационной деятельности человека, что обуславливает содержание социального заказа на универсализацию системы специализированного, профильного обучения и подготовку будущих специалистов по множеству различных профессий. Основываясь на анализенаучной литературы и опыте исследований зарубежных и отечественных ученых в области педагогики, психологии, социологии, философии, занимающихся проблемами воспитания, обучения и социализации детей, математики и других наук, мы можем говорить о наличии образовательных программ, обеспечивающих формирование заданных личностных качеств студентов. Одной из таких образовательных программ является профильнаякомпьютернотехнологическая подготовка, реализация которой, обеспечивает развитие природных качеств, таких например, как логическое, абстрактное, техническое мышление, а так же способствует наработке новых профессионально значимых качеств, таких как интерактивное взаимодействие,восприятие и осознание виртуального, способности выявление и реализация дидактических составляющих компьютерных программ. В процессе взаимодействия с компьютерной системой каждый индивид, являясь носителем комплекса названных качеств, развивает их сочетание, котороене имеет аналога, что делает эту личностьуникальной. С другой стороны, возможность, в рамках компьютернотехнологической подготовки формирования и развития с помощью компьютерной системы наличие у разных людей сходных качеств –технического мышления или осознанного восприятия виртуального –позволяет использовать метод дифференциации содержания обучения, то есть объединение индивидов в группы по заданной специализации [1].Использование метода дифференциации содержания подготовки позволяет устанавливать коррелятивные связи между содержанием однородных учебных дисциплин, входящих в общую структуру профильного компьютернотехнологической подготовки и условными группами студентов, объединенных наличием общих природных качеств[2]. Корреляциясовокупности личностных качеств студентов, основана на принципе их адекватности одному из основных направлений –профилизации (социальногуманитарное, естественноматематическое, политехническое, художественноэстетическое, спортивное),входящих в общуюструктуру профильной компьютернотехнологической подготовки. Основная задача, которую должна решить дифференциация содержания профильной компьютернотехнологической подготовки состоит в определении и развитии совокупности качеств студента, составляющих структуру его личности, а также степени адекватности его интеллектуальных способностей определенному профилю обучения.
Метод дифференцирования предусматривает исследование и оценку отдельных личностных качеств студента, важных для эффективной компьютернотехнологической подготовки в одном из профилей. Дифференциация содержания профильной компьютернотехнологической подготовки предусматривает изучение целостной картины интеллектуальных способностей студента с помощью технических и программных средств, позволяющих измерять совокупность личностных качеств студента и моделировать элементы и процессыкомпьютернотехнологической подготовки, отражающие его специфику в определенном профильном направлении.Построение модели профильной компьютернотехнологической подготовки невозможно без дифференциации мыслительных и сенсорномоторных качеств личности студента, обеспечивающих адекватность профильному направлению. В исследованиях Ж. Пиаже и Дж. Брунера разработана периодизация умственного развития личности. Основным показателем этого развития, названные авторы, считают овладение личностью, а позже специалистом, умственными и сенсомоторными действиями и операциями. Основываясь на работах Ж. Пиаже и Дж. Брунера мы можем условно разделить общее время освоения компьютерной системы на следующие периоды.1.Сенсомоторный период, когда действия студента определяютсяуровнем сформированностью представлений –образов, характеризующихся постоянный инвариантностью относительно реальных объектов. В этом периоде, компьютерные программы выступают для студента в качестве инструментов координации его мыслительной деятельности, перемещений в виртуальном пространстве.2.
Дооперациональный период, когда у студента развивается нагляднообразное мышление. На этой фазе происходит сопоставление и осмысление действий в реальной жизни и виртуальной среде компьютера.3.Период конкретных операций, когда в сознании будущего специалиста формируются внутренние структуры образов, систем символов, посредством которых он воспринимает виртуальный и реальный мир в различных его проявлениях. Студент на этой стадии уже способен кмысленной систематизации различных дидактических объектов (компьютерных программ) и предметов (дидактическая составляющая компьютерной программы), отображаемых в виде образов, явлений и процессов, воспроизводимых компьютерной системой.Однако он еще не располагает соответствующим опытом, осознанного установленияразличиймежду реальными объектами, предметами, явлениями и процессами и их виртуальными образами, иначе говоря, студент не может реализовать выявленную дидактическую составляющую компьютерной программы в конкретной методике обучения.4.Период формальных операций над виртуальными образами,характеризуется способностью студента пользоваться аппаратом логики для построения мысленных образов и их виртуальных прообразов (компьютерных программ и результатов их реализации)средствами компьютерной системы и делать выводы о потенциальных отношениях, проверяемых путем наблюдения или эксперимента. На этой стадии он может мысленно конструировать возможные случаи и события на основе гипотез и умственных предположений. Деятельностьстудента не ограничена его опытом, то есть речь идет о формализации конкретных идей.К моменту выпуска у студента оказываются сформированными основные формы мышления –логическое, абстрактное и ассоциативное, технологическое,развиты умения построения мысленных образов, информационных структур, обеспечивающих реализацию дидактических составляющих компьютерных программ. Исключением является жизненный опыт, позволяющий быстрее адаптироваться в виртуальной среде, брать на себя ответственность за свои поступки, выбирать приоритеты, исходя из реалий, а не умозрительных представлений.Вместе с тем опыт показывает, что умственное развитие студента, вследствие освоения знаний в области компьютерного программирования, формирования умений действий над виртуальнымиобразами и развития навыков работы с компьютерной системой приобретает динамичность. Усиливаются интеллектуальные, индивидуальные различия студентов, причёмв разных соотношениях –биологических, психологических и социальных формах, которые характеризуютсядоминированием функций одного из периодов, описанных Ж. Пиаже и Д. Брунером [3, 4].
Реализация содержания специализированных программных продуктов, врамках профильной компьютернотехнологической подготовки, обеспечивают усиление у студента доминированиенагляднообразного (ассоциативного) мышления, что способствует росту интеллектуальногоуровня, который выступает фактором мотивации к исследовательской активности, стимулирует к поиску ответов на множество вопросов. В ходе профильной компьютернотехнологической подготовки, необходимореализовать интеллектуальную склонность студентов к бессистемному накоплению огромных массивов информации в качестве дидактического ресурса, обеспечивающего накопление первичного профессионального опыта.При этом надо учитывать, что его мышление лишено всяких рамок, ограничений и табу, а возможность виртуального совершенствования своих интеллектуальных способностей, которые выступают катализатором самостоятельного мышления, средством мотивации интереса и любознательности способствуют эмоциональной передаче своего видения мира и отношений с окружающими. Как показывает опыт, пребывание подростка в виртуальном пространстве программного продукта приводит к изменениям в структуре его личности, когда познавательный интерес превалирует над эмоциями, то познавательная деятельность дополняется эффективностью профильного обучения, развевая склонность к естественным наукам и фундаментальным разработкам. Постижение студентом сущности вещей происходит в процессе отвлеченных умозаключений, теоретизирования и также состояния озарения, догадок, которые иногда, даже не связанны с предыдущим опытом. Программная среда компьютера усиливает ведущую роль эмоций (экспрессивных или импрессивных) в познавательных процессах студентов, что свидетельствуето склонности студента к самовыражению в художественноэстетической сфере. Стремясь выразить свои эмоции опосредовано в рамках компьютерной программ (текстовые, графические редакторы и др.), студент реализует свои способности в поэзии, живописи, музыке, хореографии и т.п. Цель реализации психологоассоциативных возможностей компьютерной программы заключается в том, чтобы вызывать у студента определенные чувства и отношения к материальным и духовным аспектам реальной жизни, моделируя их с помощью символов иобразов (вербальных, знаковых, звуковых, мультипликационных и др.). Для студентов с особым, специфическим образноассоциативным мышлением, графические и акустические возможности компьютерной системы, представляют способы познания действительности и утверждения определенной системы ценностей.Программный продукт может и должен применяться для усиленияэмоционального аспекта в мышлении. При этом он сочетается с образноассоциативным, с конкретным восприятием и отражением действительности. Это обеспечивает смену с гностической доминанты мышления на коммуникативную и прагматическую доминанты сознания. Основные функции коммуникационного процесса состоят в достижении социальноинтерактивной общности (со сверстниками, педагогами и др.) при сохранении индивидуальности каждого ее члена. В коммуникациях реализуютсяуправленческая, информативная, эмотивнаяи контактная функции [5]. Студенты с коммуникативным аспектом мышления интересуются сферами деятельности, связанными с социальногуманитарным профилем и соответствующими дисциплинами (педагогикой, медициной, сервисом, экономикой, юриспруденцией). Сформированность коммуникативного мышления способствует ускорению процессов социализации и связанных с ней социальной мобильности, активности, общительности.Необходимо отметить, что усиление материалистического аспекта мышления способствует ориентированию студентов на овладение знаниями и навыками, необходимыми для выполнения организаторских и управленческих функций, в основе материалистического мышления лежит экономический фактор, как механизм решения задач удовлетворения материальных потребностей –индивидуальных и социальных.Содержание профильной компьютернотехнологической подготовки, обеспечивает доминирование логической компоненты мышления, мотивируястудента рассматривать виртуальные образы явлений окружающей действительности с позиции объективной логики, рациональности и технологичности. При этом познавательный процесс происходит за счет визуального стимулирования функций левого полушария, которое обеспечивает дискретное и аналитическое мышления. В отличие от правого полушария, левое полушарие осуществляет стимулирование ассоциативнообразного мышления, которое связано с синтезом образов, т.е. целостным восприятием, переработкой и выдачей информации. Развитие у студенталогической доминанты мышления, способствует его ориентированию на усвоениеточных дисциплин (техника, технология, математика, информатика), где процессы можно описать четким языком алгоритмов, моделирования, проектирования, структурирования, где задачи имеют, как правило, единственное решение и подчиняются чётко установленным нормам, стандартам и правилам.Представляется возможным построение определенных коррелятивных связей, устанавливающих соответствие разных типов мышления, компьютерных программ стимулирующих его формирование и развитие определенным направлениям профильной компьютернотехнологической подготовки (табл.1).
Представляется целесообразным использование в качестве инструментария следующих методов.1.Компьютерная психодиагностика, как способ выявления и измерения интеллектуальных и индивидуальнопсихологических особенностей личности студента.2.Селекция и формирование профильных подготовок и синтезирование содержания общих вузовских дисциплин и профильных дисциплин.3.Внедрение специализированных компьютерных систем и методов программированного обучения.
Таблица 1Связь между основными направлениями профилизации, доминирующими типами мышления и программными средствами компьютера
Направления профилизацииДоминирующийтип мышленияПрограммные средства компьютераСоциальногуманитарноеКоммуникативноеЯзыки программирования, моделирования, проектирования, алгоритмизирования; Outlook, Mail.ruAgentидр.ЕстественноматематическоеИсследовательскоеЯзыки программирования, моделирования, проектирования, алгоритмизирования; Mathcad, Excel, Accessи др.ТехнологическоеАналитическоеЯзыки программирования, моделирования, проектирования, алгоритмизированияХудожественноэстетическоеЭстетическоеЯзыки программирования, моделирования, проектирования, алгоритмизирования;MovieMaker,Photoshopидр.СпортивноеСенсомоторноеЯзыки программирования, моделирования, проектирования, алгоритмизирования
Методология дифференцирования содержания предполагает использование комплексного метода для решения дидактических задач, связанных с профильным обучением. Первым условием реализации такого подхода является использование как качественных, так и количественных методов в решении проблем профильной компьютернотехнологической подготовки. Анализ результативности применения компьютерных систем и их программных продуктов на интеллектуальное развитие студентов требует изучения психофизиологических изменений, индивидуальных психических реакций, зависимости характеристик личности (самооценки и т.д.) отее структуры (холерик, сангвиник и др.), стиля воспитания в семье.Важное значение имеет исследование особенностей социализации в период перехода от статуса студента к специалисту, а также специфических форм коммуникативного поведения, усвоения студентом качественно новых социальных навыков и выбора области профессиональных интересов.Методы компьютерной психодиагностики и отбора студентов для профильных направлений может осуществляться с помощью компьютерной имитации ситуаций реального учебного процесса, как теоретических, так и практических занятий, комплексом аппаратурных, бланковых и опросных тестов. При этом визуально наблюдаемые и объективно фиксируемые показатели функционального состояния студента должны синхронизироваться и регистрироваться для оценки показателей продуктивности и успешности учебной работы.Весьма перспективным направлением является применение компьютерной электроэнцефалографии психофизиологических измерений, включающих аппаратную регистрацию сенсорных, моторных, вегетативных реакций студента. Построение компьютерных моделей мышления и поведения студентас дифференциацией физиологических аспектов структуры его личности, на основе полученных результатов.Психологическое значение алгоритмизации и моделированияпрофильной компьютернотехнологической подготовки состоит в том, что оноспособствует явному различению студентами содержательной и операциональной сторон усваиваемых знаний и овладению общим способом решения широкого класса профильных задач.Следует особо отметить, что использование возможностей дифференцирования содержания профильной компьютернотехнологической подготовки с помощью компьютерной техники и специально разработанных под профильные направления программных продуктов, обеспечивает каждому студенту возможность осуществления процесса обучения в соответствии с особенностями его уровня интеллекта, индивидуального темпа и подготовки.Таки образом,мы можем отметить, что специфичной особенностью дифференцирования содержания профильной компьютернотехнологичеcкой подготовки заключаетсяв выделении учебных алгоритмов, служащих усвоением, а также средством обучения, показывающим, какие действия с компьютерной системой и её программными продуктами, а также в каком порядке они должны выполняться для эффективного усвоения знаний.
Ссылки на источники1.Олейников А. А. Организационнопедагогические основы компьютерноинформационного образования студентов гуманитарных факультетов. –Костанай, 2006. –232 с. 2.Концепція профільного навчання в старшій школі (проект). Видво Інституту педагогіки АПН України. –Київ, 2003. –16 с.3.Пиаже Ж. Избранные психологические труды. –М., 1994. –213с.5.Брунер Дж. Процесс обучения. –М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1962. –84 с. 6.Фридман Л.М.,Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. –М.: Просвещение, 1991. –288с.
Oleynikow Aleksey,Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor ofinformation technology, computing and objectmethods,the Instituteof Professional Educationof the Chelyabinsk StatePedagogical University, Chelyabinsk
oleynikow@mail.ruDifferentiationofcomputertechnologybased trainingstudentslearningprofileAbstract.The article deals withthe organizationof computerand technologytraining of students.The articledescribes a method ofimplementingpedagogical approachto differentiatethe contentof computerand technologytraining of studentsinschool education.Keywords:computerand technologytraining,differentiatedlearning,profilingtraining.
Рекомендованокпубликации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»