Методическая подготовка будущего учителя математики

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мамонтова Т. С. Методическая подготовка будущего учителя математики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 5 (май). – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13110.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос об организации методической подготовки будущего учителя математики на основе компетентностного подхода к обучению; раскрыта сущность понятия «профессионально-методическая компетентность» будущего учителя математики, определены профессионально-методические компетенции, входящие в ее состав, рассмотрен один из подходов к определению уровней ее сформированности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мамонтова Татьяна Сергеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, информатики и методики их преподавания ФГБОУ ВПО «Ишимскийгосударственныйпедагогическийинститут им. П.П.Ершова», г. Ишимmamontovats@mail.ru

Методическаяподготовкабудущего учителя математики

Аннотация.В статье рассматривается вопрос об организации методической подготовки будущего учителя математики на основе компетентностного подхода к обучению; раскрыта сущность понятия «профессиональнометодическая компетентность» будущего учителя математики, определены профессиональнометодические компетенции, входящие в ее состав, рассмотрен один из подходов к определению уровней ее сформированности.Ключевые слова:Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, методическая подготовка, компетентностный подход, уровни сформированности компетентности.

Среди основныхнаправленийсовершенствования методической подготовки будущего учителя в педвузе наиболее актуальным на сегодняшний день является формирование профессиональнойкомпетентностистудента.Технология компетентностного подходак обучению обеспечивает деятельностную направленность образовательных стандартов и возможность операционального задания планируемых результатов обучения через систему образцов деятельности (в том числе учебнометодических задач, решение которых студентом свидетельствует о выполнении им требований стандарта). При этом необходимо: уточнить список общепрофессиональных, профессиональных и специальных методических компетенций; дать деятельностную формулировкукомпетенций с ориентацией на их реальное использование в профессиональной деятельности; разработать новое содержание образованияна основе компетентностного подхода.Основными понятиями компетентностного подхода являются понятия «компетенция» и «компетентность». В психологопедагогических и методических исследованиях «компетенция»определяется следующим образом: –совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу вопросов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним (А.В.Хуторской [1] и др.); –совокупность профессиональных знаний, умений, способов выполнения профессиональной деятельности (Э.Ф.Зеер, О.Н.Шахматова [2] и др.); –совокупность знаний, умений, личностных качеств, способностей, необходимых для выполнения определенного вида деятельности или общественных функций (А.А.Янгирова [3] и др.); –деятельностные характеристики человека (Г.К.Селевко [4] и др.); –сфера приложения знаний, умений и навыков человека (В.М.Монахов [5] и др.).Следует различать «компетенции» и «образовательные компетенции»; такие компетенции отражают цель и предметнодеятельностную составляющую обучения студента. Например, осваивая коммуникативную компетенцию, студент учится строить беседу на уроке, выступать с сообщением, дискутировать с однокурсниками и пр. Но реализовать эту компетенцию в полной мере он сможет только после окончания вуза в ходе педагогической деятельности в школе. Поэтому,во время обучения эта компетенциябудет фигурировать в качестве образовательной.«Компетентность»определяется как: –владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (А.В.Хуторской и др.); –составляющая профессионализма, в структуре которого выделяются профессиональная востребованность, пригодность, удовлетворенность, профессиональный успех (Э.Ф.Зеер, О.Н.Шахматова и др.); –совокупность знаний, умений, личностных качеств, способностей, которыми обладает человек, выполняющий определенный вид деятельности (А.А.Янгирова и др.); –психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно, ответственно, обладание способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека (В.М.Монахов и др.).В соответствии с Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования, в структуре понятия «профессиональная компетентность» следует выделить три компонента:профессиональные знания, профессиональные умения и профессионально значимые качества личности.Тогда «профессиональнометодическую компетенцию»можно определить как совокупность профессиональнометодических знаний, профессиональнометодических умений и профессионально значимых качеств личности будущего учителя математики, необходимую для качественного выполнения им конкретных видов учебнометодической деятельности.«Профессиональнометодическую компетентность»(ПМК)будущего учителя математики можно определить как владениекомплексом профессиональнометодических компетенций, означающее его готовность к осознанному и качественному выполнению профессиональнометодической деятельности.ПМК будущего учителя математики включает следующие профессиональнометодические компетенции, разбитые нами на три группы.Первая группа –профессиональнометодические знания:–предметноматематическая(знание научных основ школьного курса математики и истории его развития);–когнитивная(знание психологопедагогических и методических основ обучения и воспитания, закономерностей проектирования и организации учебновоспитательного процесса).Вторая группа –профессиональнометодические умения:–аналитическая(умение анализировать, классифицировать, систематизировать, обобщать, переносить имеющиеся знания и умения в новые педагогические и методические ситуации);–проектировочная(умение проектировать диагностируемые цели обучения, развития и воспитания и методический инструментарий их достижения);–исследовательская (умение проводить исследование, анализировать его результаты, делать выводы, планировать индивидуальнотворческий стиль деятельности);–конструктивная(умение проектировать учебновоспитательный процесс, управлять им, выбирая методы, формы и средства обучения, контроля, коррекции и оценки);–диагностическая (умение проводить процедуры диагностики усвоения учебного материала, развития и воспитания учащихся в учебной деятельности и обрабатывать ее результаты);