Приемы развития познавательной самостоятельности студентов педагогических вузов при обучении информатике средствами дистанционных технологий
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рихтер
Т.
В. Приемы развития познавательной самостоятельности студентов педагогических вузов при обучении информатике средствами дистанционных технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 6 (июнь). – С.
46–50. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13126.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам разработки приемов развития познавательной самостоятельности студентов педагогических вузов при обучении информатике средствами дистанционных технологий: создание проблемных ситуаций средствами сетевых электронных образовательных ресурсов; дистанционное групповое участие в работе форумов, телеконференций, олимпиад и конкурсов по предмету; использование дифференцированных и многоуровневых самостоятельных работ средствами дистанционных курсов обучения.
Ключевые слова:
информатика, познавательная самостоятельность, студенты, дистанционные технологии, педагогический вуз
Текст статьи
Рихтер Татьяна Васильевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и физики ФГБОУВПО «Соликамский государственный педагогический институт», г.Соликамскtatyanarikhter@mail.ru
Приемы развития познавательной самостоятельности студентов педагогических вузов при обучении информатике средствами дистанционных технологий1
Аннотация. Статья посвящена вопросам разработки приемов развития познавательной самостоятельности студентов педагогических вузов при обучении информатике средствами дистанционных технологий: создание проблемных ситуаций средствами сетевых электронных образовательных ресурсов; дистанционное групповое участие в работе форумов, телеконференций, олимпиад иконкурсов по предмету; использование дифференцированных и многоуровневых самостоятельных работ средствами дистанционных курсов обучения.Ключевые слова: дистанционные технологии, познавательная самостоятельность, информатика, педагогический вуз, студенты.
Глубокие социальноэкономические изменения в современном обществе потребовали переосмысления государственной политики в области вузовского образования в направлении усовершенствования его структуры, обновления содержания, форм альтернативного и вариативного обучения, обеспечивающих условия для повышения качественного уровня процесса овладения фундаментальными знаниями, отвечающих потребностям развития и саморазвития личности в новом социокультурном пространстве.Для достижения этих результатов образовательный процесс должен быть ориентирован на изменение характера взаимодействия преподавателя и студента; формирование способностей искать, оценивать, отбирать и структурировать информацию; увеличение доли исследовательской работы студентов; использование межпредметных связей.Процесс информатизации современной вузовской системы образования требует от выпускников высокого уровня информационной культуры, влияющей на возможность эффективного решения профессиональных задач, что приводит к новому пониманию готовности студентов высшей школы к трудовой деятельности, заставляет переосмыслить традиционные представления о содержании образования.Для реализации указанных требований необходимо способствовать созданию дидактических условий порождения интеллектуальной инициативы и активизации мышления студентов с целью повышения качественного уровня обучения, развития профессионально значимых характеристик и творческих способностей личности, что обусловит развитие познавательной самостоятельности студентов, влияющей на повышение их профессиональной компетентности и конкурентоспособности на рынке труда. Изучение и обобщение опыта работы преподавателей информатики в педагогическом вузе, анализ результатов познавательной деятельности студентов по 1Исследование выполнено по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы», проект «Исследование информационнокоммуникационной среды педагогического вуза как средства формирования профессиональных компетенций обучаемых».
овладению предметом показывают, что у них недостаточно развиты умения сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать материал, выделять в нем главное, находить проблему и оптимальные способы ее решения, применять полученные знания и способы деятельности в различных ситуациях, в том числе и нестандартных, организовывать самостоятельную работу, что указывает на недостаточный уровень сформированности познавательной самостоятельности студентов.Исходя из вышесказанного, целенаправленная и специально организованная деятельность учащихся по формированию их познавательной самостоятельности является одним из основных условий эффективной организации процесса обучения информатике студентов педагогических вузов, влияющая на повышение качественного уровня подготовки учащихся по предмету.Различные аспекты проблемы формирования указанного качества личности рассмотрены в работах многих исследователей, таких как Ю.К.Бабанский, П.Я.Гальперин, Е.Я. Голант, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, В.И. Загвязинский, Г.И.Китайгородская, Л.С. Коновалец, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Н.А. Половникова, М.Н.Скаткин, Н.Ф. Талызина, Т.И.Шамова, Г.И. Щукина и др. Развитие данного качества личности при овладении вузовским курсом информатики целесообразно осуществлять посредством использования дистанционных технологий, предоставляющих возможности для самореализации, самообразования, самовоспитания студентов, т.е. для развития их познавательной самостоятельности на более высоком уровне.Использованию дистанционных технологий в образовании посвятили свои исследования С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, Н.В. Матецкий, М.В.Моисеева, А.Е.Петров, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.В. Хуторской, С.А.Щенников и др. Однако, несмотря на глубокую проработку вопроса развития у студентов познавательной самостоятельности средствами дистанционных технологий, педагогическая практика дает основание утверждать, что в настоящее время эффективность работы научных коллективов вузов по развитию данного качества, в частности, при овладении информатикой достаточно низка, и, как следствие, недостаточен уровень стремления к самостоятельному познанию у студентов педагогических вузов.Таким образом, можно выделить наличие противоречий:–между требованиями общества к выпускнику, который должен иметь высокий уровень развития познавательнойсамостоятельности, и существующими подходами, не обеспечивающими в условиях высшей школы выполнения указанной задачи;–между необходимостью развития познавательной самостоятельности (в частности с использованием дистанционных технологий) в процессе обучения информатике и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической теории и практике.К определению понятия познавательная самостоятельность выделяется несколько подходов: одни авторы отдают предпочтение деятельностному аспекту указанного качества личности (И.Я. Лернер и др.), другие –психологическому (Л.П.Аристова, Н.А. Половникова и др.).Познавательная самостоятельность формируется под воздействием внешних и внутренних обстоятельств. Внешние факторы включают весь социум, окружающий учащегося, социальная среда, которая его окружает, учебновоспитательный процесс. К внутренним относятся природные способности и задатки человека, его воля и темперамент, которые сложились как в процессе жизнедеятельности, так при выполнении учебной работы, а также знания и методы их получения. В процесс изучения самостоятельной познавательной деятельности большой вклад внес П.И. Пидкасистый. Он считал, что любая деятельность состоит из следующих основных компонентов: содержательного, включающего знания, выраженные в понятиях или образах восприятий и представлений; оперативного, представляющего разнообразные действия, оперирование умениями, приемами; результативного, обеспечивающего новые знания, способы решений, накопленный социальный опыт, идеи, взгляды, способности и качества личности.Многие исследователи в области проблем формирования познавательной самостоятельности студентов (Ф.В. Беркуштене, Л.В. Вилькеев, Е.М.Ганичева, Ю.Н.Дмитриева, Л.Н. Калашникова, Н.А. Половникова, Т.И.Шамова и др.) считают, что познавательная самостоятельность является органически целой системой, а не простой суммой психических функций личности. Следовательно, есть необходимость выделить структурные компоненты данного качества, позволяющие установить, какие из них играют решающую роль в его формировании.Т.И. Шамова выделяет следующие составляющие познавательной самостоятельности: содержательнооперационную, мотивационную и волевую. Рассмотрим и проанализируем их.1.Содержательнооперационная подразумевает владение учащимися фундаментальными опорными знаниями, методами, приемами и способами познавательной деятельности. 2.Мотивационная составляющая определяет интерес к процессу познания, устойчивое стремление к постоянной умственной деятельности. При овладении комплексом ведущих знаний и способов познавательной деятельности студент может проявлять пытливость и любознательность, эпизодически осознанно стремиться расширить и углубить знания по определенным темам, постоянно пополнять знания, обусловленные их общественной значимостью, т.е. проявлять свой познавательный интерес на различных уровнях.3.Волевая характеризует такие качества воли, как решительность, настойчивость, выдержка, постоянство, целеустремленность, что обеспечивает действенность в проявлениях познавательной самостоятельности студентов. Таким образом, выделенные и охарактеризованные составляющие теснейшим образом взаимообусловлены, взаимосвязаны, структурно неразделимы. В педагогической литературе неоднократно рассматривался вопрос выделения уровней сформированности познавательной самостоятельности. И.Я. Лернер определяет их классификацию по умениям учащихся познавать события, процессы и явления; Н.А. Половникова –по степени владения методами самостоятельной познавательной деятельности; А.К. Громцева–по развитию мотивационной сферы.На наш взгляд, наиболее оптимальной является классификация, предложенная О.В. Петуниным. Первый уровень –воспроизводящая самостоятельность (студенты слабо владеют мыслительными операциями: анализом, сравнением, сопоставлением).Второй уровень –реконструктивновариативная самостоятельность (студент обладает опорными знаниями, которые может воспроизвести с помощью наводящих вопросов, умеет переносить усвоенные знания в аналогичные ситуации).Третий уровень –частичнопоисковая самостоятельность (студент владеет опорными знаниями по предмету, которые может воспроизвести самостоятельно; оперирует фактами, полученными путем логических рассуждений; применяет усвоенную информацию для решения задач и получения субъективно новой информации; производит расчленение сложного целого на части, выделяет свойства, связи, отношения частей, главных и второстепенных признаков предметов).Четвертый уровень –творческая самостоятельность (студент имеет более широкий и углубленный круг опорных знаний по предмету, которые может самостоятельно актуализировать; умеет найти новый подход к решению задачи и осуществить его; деятельность студента приобретает поисковый характер).Таким образом, рассмотренные уровни познавательной самостоятельности представляют собой иерархическую лестницу, в которой каждый последующий уровень включает в себя особенности предшествующего и обладает особенными характеристиками. По мере продвижения студента от одного уровня к другому его совместная деятельность с преподавателем становится минимальной и носит исследовательский характер. С целью развития познавательной самостоятельности студентов в педагогической и научнометодической литературе предлагается использовать различные технологии обучения, такие как модульные, дистанционные, игровые, проблемные, проектные и др.В данной статье будем рассматривать дистанционные технологии в качестве средства развития данного качества у студентов педагогических вузов при обучении информатике. В области теории и практики дистанционного обучения работают многие отечественные ученые и специалисты, вносящие большой вклад в решение вопросов по данной проблематике: А.А. Андреев, А.М. Бурлаков, М.Ю.Бухаркина, Ю.Н.Демин, А.Д.Иванников, А.Ж. Жафяров, М.В. Моисеева, О.П. Молчанова, Е.С.Полат, А.А. Поляков, А.Н.Тихонов, Л.И. Холина, А.В. Хуторской и др. Под дистанционными образовательными технологиями понимается такая система обучения, которая реализуется с применением средств информатизации и телекоммуникации как при опосредованном, так и не полностью опосредованном взаимодействии субъектов образовательного процесса. Анализ различных подходов к сущности понятия «технология обучения», в том числе, развернутого определения социальных технологий (В.С.Дудченко, В.Н. Макаревич, А.С. Скок), а также учет особенностей дистанционного обучения (ДО) позволил нам сформулировать определение технологии дистанционного обучения (ТДО) как способ осуществления деятельности, заключающийся в рациональном расчленении деятельности на блоки с их последующей координацией [1].ТДО характеризуются тем, что позволяют [2]: –создать однородную учебную среду в любом географическом пункте; –широко использовать обзорное обучение, реализуемое посредством телелекций и импринтинговых видеолекций;–регулярно применять глоссарное и алгоритмическое обучение;–использовать погружение в сферу развивающего обучения, организовывать для студентов самостоятельный поиск информации, ее творческое осмысление;–обеспечивать индивидуальный темп усвоения знаний;–формировать профессиональные компетентности.Дистанционное обучение представляет синтетическую, интегральную, гуманистическуюформу образования, которая базируется на использовании широкого спектра технических средств традиционных и инновационных технологий, предназначенных для доставки учебного материала с целью самостоятельного овладения и организации диалогового обмена.Дистанционное образование представляет сложный многосторонний процесс, связанный с решением комплекса проблем социального, функционального и организационного характера. Его организация возможна при условии необходимого ресурсного обеспечения: нормативного, информационного, кадрового, методического и материальнотехнического. Следует учитывать тот факт, что на современном этапе высшие учебные заведения активно работают с электронной почтой, используют удаленный доступ к информационным базам и образовательным ресурсам сети Интернет, создают собственные сайты, участвуют в различных проектах.В образовательной среде система дистанционного образования позволяет решать следующие задачи:–обеспечение доступа к различной информации;–развитие творческих и интеллектуальных способностей человека;–получение профессионального образования.В современной практике высшей школы дистанционное обучение может рассматриваться как технология, позволяющая организовать подготовку выпускников в соответствии с требованиями постиндустриального общества. Практика показала очевидные преимущества данной технологии, связанной с активизацией самостоятельности, творческих усилий и возможностей обучающихся, современной организацией всего процесса обучения.Процесс обучения информатике студентов педагогических вузов средствами дистанционных технологий опирается на следующие принципы:–дидактической полезности (развитие личности студента в соответствии с поставленными целями; возможность подбора, структуризации содержания и представления его в различных доступных формах с позиции требований социальной актуальности формируемой системы знаний, научности, учитывающих психофизиологические и возрастные особенности, возможности, потребности субъектов образовательного пространства);–последовательности и системности (организация эффективной системы обучения информатике);–учёта специфики изучаемой предметной области и контингента обучаемых(ориентация на индивидуальные особенности обучаемых);–гибкости, маневренности учебного процесса (модульное построение содержания, осуществление дифференциации обучения в контексте личностноориентированного подхода);–педагогической целесообразности применения информационных и коммуникационных технологий;–мобильности обучения (создание информационных сетей, баз и банков данных, позволяющих корректировать или дополнять свою образовательную программу обучения);–обеспечения безопасности информации (наличие организационных и технических способов конфиденциального хранения, передачи и использования определенных сведений);–интерактивности(использование новых информационных технологий в качестве средств интерактивного общения между участниками образовательного процесса);–индивидуализации(проведение входного и текущего контролей).Процесс дистанционногообучения информатике рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов:
Приемы развития познавательной самостоятельности студентов педагогических вузов при обучении информатике средствами дистанционных технологий1
Аннотация. Статья посвящена вопросам разработки приемов развития познавательной самостоятельности студентов педагогических вузов при обучении информатике средствами дистанционных технологий: создание проблемных ситуаций средствами сетевых электронных образовательных ресурсов; дистанционное групповое участие в работе форумов, телеконференций, олимпиад иконкурсов по предмету; использование дифференцированных и многоуровневых самостоятельных работ средствами дистанционных курсов обучения.Ключевые слова: дистанционные технологии, познавательная самостоятельность, информатика, педагогический вуз, студенты.
Глубокие социальноэкономические изменения в современном обществе потребовали переосмысления государственной политики в области вузовского образования в направлении усовершенствования его структуры, обновления содержания, форм альтернативного и вариативного обучения, обеспечивающих условия для повышения качественного уровня процесса овладения фундаментальными знаниями, отвечающих потребностям развития и саморазвития личности в новом социокультурном пространстве.Для достижения этих результатов образовательный процесс должен быть ориентирован на изменение характера взаимодействия преподавателя и студента; формирование способностей искать, оценивать, отбирать и структурировать информацию; увеличение доли исследовательской работы студентов; использование межпредметных связей.Процесс информатизации современной вузовской системы образования требует от выпускников высокого уровня информационной культуры, влияющей на возможность эффективного решения профессиональных задач, что приводит к новому пониманию готовности студентов высшей школы к трудовой деятельности, заставляет переосмыслить традиционные представления о содержании образования.Для реализации указанных требований необходимо способствовать созданию дидактических условий порождения интеллектуальной инициативы и активизации мышления студентов с целью повышения качественного уровня обучения, развития профессионально значимых характеристик и творческих способностей личности, что обусловит развитие познавательной самостоятельности студентов, влияющей на повышение их профессиональной компетентности и конкурентоспособности на рынке труда. Изучение и обобщение опыта работы преподавателей информатики в педагогическом вузе, анализ результатов познавательной деятельности студентов по 1Исследование выполнено по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы», проект «Исследование информационнокоммуникационной среды педагогического вуза как средства формирования профессиональных компетенций обучаемых».
овладению предметом показывают, что у них недостаточно развиты умения сравнивать, анализировать, обобщать и систематизировать материал, выделять в нем главное, находить проблему и оптимальные способы ее решения, применять полученные знания и способы деятельности в различных ситуациях, в том числе и нестандартных, организовывать самостоятельную работу, что указывает на недостаточный уровень сформированности познавательной самостоятельности студентов.Исходя из вышесказанного, целенаправленная и специально организованная деятельность учащихся по формированию их познавательной самостоятельности является одним из основных условий эффективной организации процесса обучения информатике студентов педагогических вузов, влияющая на повышение качественного уровня подготовки учащихся по предмету.Различные аспекты проблемы формирования указанного качества личности рассмотрены в работах многих исследователей, таких как Ю.К.Бабанский, П.Я.Гальперин, Е.Я. Голант, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, В.И. Загвязинский, Г.И.Китайгородская, Л.С. Коновалец, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Н.А. Половникова, М.Н.Скаткин, Н.Ф. Талызина, Т.И.Шамова, Г.И. Щукина и др. Развитие данного качества личности при овладении вузовским курсом информатики целесообразно осуществлять посредством использования дистанционных технологий, предоставляющих возможности для самореализации, самообразования, самовоспитания студентов, т.е. для развития их познавательной самостоятельности на более высоком уровне.Использованию дистанционных технологий в образовании посвятили свои исследования С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, Н.В. Матецкий, М.В.Моисеева, А.Е.Петров, Е.С. Полат, И.В. Роберт, А.В. Хуторской, С.А.Щенников и др. Однако, несмотря на глубокую проработку вопроса развития у студентов познавательной самостоятельности средствами дистанционных технологий, педагогическая практика дает основание утверждать, что в настоящее время эффективность работы научных коллективов вузов по развитию данного качества, в частности, при овладении информатикой достаточно низка, и, как следствие, недостаточен уровень стремления к самостоятельному познанию у студентов педагогических вузов.Таким образом, можно выделить наличие противоречий:–между требованиями общества к выпускнику, который должен иметь высокий уровень развития познавательнойсамостоятельности, и существующими подходами, не обеспечивающими в условиях высшей школы выполнения указанной задачи;–между необходимостью развития познавательной самостоятельности (в частности с использованием дистанционных технологий) в процессе обучения информатике и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической теории и практике.К определению понятия познавательная самостоятельность выделяется несколько подходов: одни авторы отдают предпочтение деятельностному аспекту указанного качества личности (И.Я. Лернер и др.), другие –психологическому (Л.П.Аристова, Н.А. Половникова и др.).Познавательная самостоятельность формируется под воздействием внешних и внутренних обстоятельств. Внешние факторы включают весь социум, окружающий учащегося, социальная среда, которая его окружает, учебновоспитательный процесс. К внутренним относятся природные способности и задатки человека, его воля и темперамент, которые сложились как в процессе жизнедеятельности, так при выполнении учебной работы, а также знания и методы их получения. В процесс изучения самостоятельной познавательной деятельности большой вклад внес П.И. Пидкасистый. Он считал, что любая деятельность состоит из следующих основных компонентов: содержательного, включающего знания, выраженные в понятиях или образах восприятий и представлений; оперативного, представляющего разнообразные действия, оперирование умениями, приемами; результативного, обеспечивающего новые знания, способы решений, накопленный социальный опыт, идеи, взгляды, способности и качества личности.Многие исследователи в области проблем формирования познавательной самостоятельности студентов (Ф.В. Беркуштене, Л.В. Вилькеев, Е.М.Ганичева, Ю.Н.Дмитриева, Л.Н. Калашникова, Н.А. Половникова, Т.И.Шамова и др.) считают, что познавательная самостоятельность является органически целой системой, а не простой суммой психических функций личности. Следовательно, есть необходимость выделить структурные компоненты данного качества, позволяющие установить, какие из них играют решающую роль в его формировании.Т.И. Шамова выделяет следующие составляющие познавательной самостоятельности: содержательнооперационную, мотивационную и волевую. Рассмотрим и проанализируем их.1.Содержательнооперационная подразумевает владение учащимися фундаментальными опорными знаниями, методами, приемами и способами познавательной деятельности. 2.Мотивационная составляющая определяет интерес к процессу познания, устойчивое стремление к постоянной умственной деятельности. При овладении комплексом ведущих знаний и способов познавательной деятельности студент может проявлять пытливость и любознательность, эпизодически осознанно стремиться расширить и углубить знания по определенным темам, постоянно пополнять знания, обусловленные их общественной значимостью, т.е. проявлять свой познавательный интерес на различных уровнях.3.Волевая характеризует такие качества воли, как решительность, настойчивость, выдержка, постоянство, целеустремленность, что обеспечивает действенность в проявлениях познавательной самостоятельности студентов. Таким образом, выделенные и охарактеризованные составляющие теснейшим образом взаимообусловлены, взаимосвязаны, структурно неразделимы. В педагогической литературе неоднократно рассматривался вопрос выделения уровней сформированности познавательной самостоятельности. И.Я. Лернер определяет их классификацию по умениям учащихся познавать события, процессы и явления; Н.А. Половникова –по степени владения методами самостоятельной познавательной деятельности; А.К. Громцева–по развитию мотивационной сферы.На наш взгляд, наиболее оптимальной является классификация, предложенная О.В. Петуниным. Первый уровень –воспроизводящая самостоятельность (студенты слабо владеют мыслительными операциями: анализом, сравнением, сопоставлением).Второй уровень –реконструктивновариативная самостоятельность (студент обладает опорными знаниями, которые может воспроизвести с помощью наводящих вопросов, умеет переносить усвоенные знания в аналогичные ситуации).Третий уровень –частичнопоисковая самостоятельность (студент владеет опорными знаниями по предмету, которые может воспроизвести самостоятельно; оперирует фактами, полученными путем логических рассуждений; применяет усвоенную информацию для решения задач и получения субъективно новой информации; производит расчленение сложного целого на части, выделяет свойства, связи, отношения частей, главных и второстепенных признаков предметов).Четвертый уровень –творческая самостоятельность (студент имеет более широкий и углубленный круг опорных знаний по предмету, которые может самостоятельно актуализировать; умеет найти новый подход к решению задачи и осуществить его; деятельность студента приобретает поисковый характер).Таким образом, рассмотренные уровни познавательной самостоятельности представляют собой иерархическую лестницу, в которой каждый последующий уровень включает в себя особенности предшествующего и обладает особенными характеристиками. По мере продвижения студента от одного уровня к другому его совместная деятельность с преподавателем становится минимальной и носит исследовательский характер. С целью развития познавательной самостоятельности студентов в педагогической и научнометодической литературе предлагается использовать различные технологии обучения, такие как модульные, дистанционные, игровые, проблемные, проектные и др.В данной статье будем рассматривать дистанционные технологии в качестве средства развития данного качества у студентов педагогических вузов при обучении информатике. В области теории и практики дистанционного обучения работают многие отечественные ученые и специалисты, вносящие большой вклад в решение вопросов по данной проблематике: А.А. Андреев, А.М. Бурлаков, М.Ю.Бухаркина, Ю.Н.Демин, А.Д.Иванников, А.Ж. Жафяров, М.В. Моисеева, О.П. Молчанова, Е.С.Полат, А.А. Поляков, А.Н.Тихонов, Л.И. Холина, А.В. Хуторской и др. Под дистанционными образовательными технологиями понимается такая система обучения, которая реализуется с применением средств информатизации и телекоммуникации как при опосредованном, так и не полностью опосредованном взаимодействии субъектов образовательного процесса. Анализ различных подходов к сущности понятия «технология обучения», в том числе, развернутого определения социальных технологий (В.С.Дудченко, В.Н. Макаревич, А.С. Скок), а также учет особенностей дистанционного обучения (ДО) позволил нам сформулировать определение технологии дистанционного обучения (ТДО) как способ осуществления деятельности, заключающийся в рациональном расчленении деятельности на блоки с их последующей координацией [1].ТДО характеризуются тем, что позволяют [2]: –создать однородную учебную среду в любом географическом пункте; –широко использовать обзорное обучение, реализуемое посредством телелекций и импринтинговых видеолекций;–регулярно применять глоссарное и алгоритмическое обучение;–использовать погружение в сферу развивающего обучения, организовывать для студентов самостоятельный поиск информации, ее творческое осмысление;–обеспечивать индивидуальный темп усвоения знаний;–формировать профессиональные компетентности.Дистанционное обучение представляет синтетическую, интегральную, гуманистическуюформу образования, которая базируется на использовании широкого спектра технических средств традиционных и инновационных технологий, предназначенных для доставки учебного материала с целью самостоятельного овладения и организации диалогового обмена.Дистанционное образование представляет сложный многосторонний процесс, связанный с решением комплекса проблем социального, функционального и организационного характера. Его организация возможна при условии необходимого ресурсного обеспечения: нормативного, информационного, кадрового, методического и материальнотехнического. Следует учитывать тот факт, что на современном этапе высшие учебные заведения активно работают с электронной почтой, используют удаленный доступ к информационным базам и образовательным ресурсам сети Интернет, создают собственные сайты, участвуют в различных проектах.В образовательной среде система дистанционного образования позволяет решать следующие задачи:–обеспечение доступа к различной информации;–развитие творческих и интеллектуальных способностей человека;–получение профессионального образования.В современной практике высшей школы дистанционное обучение может рассматриваться как технология, позволяющая организовать подготовку выпускников в соответствии с требованиями постиндустриального общества. Практика показала очевидные преимущества данной технологии, связанной с активизацией самостоятельности, творческих усилий и возможностей обучающихся, современной организацией всего процесса обучения.Процесс обучения информатике студентов педагогических вузов средствами дистанционных технологий опирается на следующие принципы:–дидактической полезности (развитие личности студента в соответствии с поставленными целями; возможность подбора, структуризации содержания и представления его в различных доступных формах с позиции требований социальной актуальности формируемой системы знаний, научности, учитывающих психофизиологические и возрастные особенности, возможности, потребности субъектов образовательного пространства);–последовательности и системности (организация эффективной системы обучения информатике);–учёта специфики изучаемой предметной области и контингента обучаемых(ориентация на индивидуальные особенности обучаемых);–гибкости, маневренности учебного процесса (модульное построение содержания, осуществление дифференциации обучения в контексте личностноориентированного подхода);–педагогической целесообразности применения информационных и коммуникационных технологий;–мобильности обучения (создание информационных сетей, баз и банков данных, позволяющих корректировать или дополнять свою образовательную программу обучения);–обеспечения безопасности информации (наличие организационных и технических способов конфиденциального хранения, передачи и использования определенных сведений);–интерактивности(использование новых информационных технологий в качестве средств интерактивного общения между участниками образовательного процесса);–индивидуализации(проведение входного и текущего контролей).Процесс дистанционногообучения информатике рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: