Методы диагностики физического состояния младших школьников
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дроздова
Е.
В. Методы диагностики физического состояния младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 8 (август). – С.
1–5. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13155.htm.
Аннотация. В статье обнаружена сущность понятия подготовки будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников, освящено понятие мониторинга в образовании, были обозначены критерии, показатели и охарактеризованы уровни сформированности готовности к мониторингу физического состояния младших школьников.
Текст статьи
Дроздова Екатерина Валерьевна, преподаватель кафедры теории и методики физического воспитания, лечебной физкультуры и спортивной медицины ГУ «ЮжноУкраинскийнациональныйпедагогическийуниверситет имени К.Д.Ушинского», г.Одессаdrozdova_ekaterina@mail.ua
Методы диагностики физического состояния младших школьников
Аннотация.В статье обнаружена сущность понятия подготовки будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников, освящено понятие мониторинга в образовании, были обозначены критерии, показатели и охарактеризованы уровни сформированности готовности к мониторингу физического состояния младших школьников.Ключевые слова:физического состояние, младшие школьники, диагностика физического состояния.
Формирование у младших школьников здорового образа жизни и устойчивых здоровых привычек, а также осознанного отношения к собственному здоровью и физической подготовке должно осуществляться за счет новых подходов в системе физкультурного образования. Поэтому успешность управления процессом физического воспитания детей много в чем определяется качеством и объемом информации о состоянии их физического развития и подготовки.Разные аспекты физического воспитания младших школьников изучали такие авторы, как О.Ветошкина, Г.Апанасенко, В.Белова, О.Дубогай, Л.Макарова, Н.Кустовая, Б.Ланда, О.Литвин[1,2].Разносторонние подходы к профессиональной подготовке учителей физического воспитания исследовали Я. Бельский, О.Круглякова, Т.Кравчук, В.Наумчук, Т.Прокопова, С.Собко, А. Чорноштан, Б.Шиян[3,4].Цельпредставленногоисследования–теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий подготовки будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников.Задачи исследованиязаключаются в следующем.1. Раскрыть суть понятия «подготовка будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников».2. Обозначить критерии, показатели и уровни сформированности готовности будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников.3. Обозначить педагогические условия подготовки будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников.
4. Разработать и экспериментально проверить модель реализации педагогических условий подготовки будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников.Нами были использованы такие методы исследования: изучение и анализфилософской, психологопедагогической литературы по проблеме, анализ программ по физическому воспитанию студентов, учеников, изучение и обобщение опыта работы высших педагогических заведений по подготовке будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников, методы эмпирического исследования(опрос, анкетирование, беседы, интервьюирование, наблюдение (полное и выборочное), самонаблюдение, самоконтроль, самоанализ, самокоррекция), которые стали основой установочного и конечного срезов эксперимента. Методики психологопедагогической диагностики(тестопросник МУН (А.Реана), тест для определения способности к саморазвитию, самообразованию В.Андреева) [5], методы определения двигательной подготовки, педагогический эксперимент (констатировочный, формировочный), методы математической статистики (статистическая обработка результатов экспериментальной работы и их интерпретация).Согласно первому изданию исследования выяснена суть понятия подготовки будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников. Результатом подготовки будущих учителей физического воспитания является готовность к мониторингу физического состояния младших школьников.Обозначено понятие мониторинг в образовании –это система мер по сбору, обработке, анализу и распространению информации с целью изучения и оценивания состояния функционирования определенного субъекта образовательной деятельности или образовательной системы вообще, а также прогнозирование их развития на основе анализа полученных данных и выявленных тенденций и закономерностей.Профессиональная готовность –не только результат, а и цель профессиональной подготовки, первоначальное и основное условие эффективной реализации возможностей каждой личности. Этим подчеркивается диалектичный характер готовности как качества и состояния, так и динамического процесса. Такое разделение позволяет более детально анализировать понятие профессиональной подготовки к деятельности.Готовность к мониторингу физического состояния младших школьников состоит в понимании места и роли мониторинга в усовершенствовании физического воспитания, знании мониторинговой модели, владении методикой мониторинга, адекватной оценке своих возможностей в использовании мониторинга.В теоретической части исследования обозначены педагогические условия:–осознание студентами идей гуманизации физического воспитания младших школьников;–овладение будущими учителями знаниями, умениями и навыками по мониторингу физического состояния младших школьников в процессе личностно ориентированного физического воспитания;–привлечение студентов к самостоятельной работе по изучению состояния здоровья младших школьников во время педагогической практики.Второе задание исследования обозначило структуру готовности будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников, которая вмещает в себя такие компоненты: мотивационный, когнитивный, ориентационный, операционный.В качестве компонентов готовности, то есть составных элементов этого психического стана, считаем целиком обоснованным рассматривать отношение к деятельности или установку (для ситуативной готовности), мотивы деятельности, знание о предмете и образах деятельности, привычки и умения их практического воплощения.Составными компонентами готовности будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического стана младших школьников есть: –мотивационныйкомпонент готовности, которыйсостоит в интересе к осуществлению мониторинга, установке на достижение положительного результата при проведении мониторинга физического стана младших школьников, желании достичь положительного результата в мониторинговой деятельности с младшими школьниками;
Методы диагностики физического состояния младших школьников
Аннотация.В статье обнаружена сущность понятия подготовки будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников, освящено понятие мониторинга в образовании, были обозначены критерии, показатели и охарактеризованы уровни сформированности готовности к мониторингу физического состояния младших школьников.Ключевые слова:физического состояние, младшие школьники, диагностика физического состояния.
Формирование у младших школьников здорового образа жизни и устойчивых здоровых привычек, а также осознанного отношения к собственному здоровью и физической подготовке должно осуществляться за счет новых подходов в системе физкультурного образования. Поэтому успешность управления процессом физического воспитания детей много в чем определяется качеством и объемом информации о состоянии их физического развития и подготовки.Разные аспекты физического воспитания младших школьников изучали такие авторы, как О.Ветошкина, Г.Апанасенко, В.Белова, О.Дубогай, Л.Макарова, Н.Кустовая, Б.Ланда, О.Литвин[1,2].Разносторонние подходы к профессиональной подготовке учителей физического воспитания исследовали Я. Бельский, О.Круглякова, Т.Кравчук, В.Наумчук, Т.Прокопова, С.Собко, А. Чорноштан, Б.Шиян[3,4].Цельпредставленногоисследования–теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий подготовки будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников.Задачи исследованиязаключаются в следующем.1. Раскрыть суть понятия «подготовка будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников».2. Обозначить критерии, показатели и уровни сформированности готовности будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников.3. Обозначить педагогические условия подготовки будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников.
4. Разработать и экспериментально проверить модель реализации педагогических условий подготовки будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников.Нами были использованы такие методы исследования: изучение и анализфилософской, психологопедагогической литературы по проблеме, анализ программ по физическому воспитанию студентов, учеников, изучение и обобщение опыта работы высших педагогических заведений по подготовке будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников, методы эмпирического исследования(опрос, анкетирование, беседы, интервьюирование, наблюдение (полное и выборочное), самонаблюдение, самоконтроль, самоанализ, самокоррекция), которые стали основой установочного и конечного срезов эксперимента. Методики психологопедагогической диагностики(тестопросник МУН (А.Реана), тест для определения способности к саморазвитию, самообразованию В.Андреева) [5], методы определения двигательной подготовки, педагогический эксперимент (констатировочный, формировочный), методы математической статистики (статистическая обработка результатов экспериментальной работы и их интерпретация).Согласно первому изданию исследования выяснена суть понятия подготовки будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников. Результатом подготовки будущих учителей физического воспитания является готовность к мониторингу физического состояния младших школьников.Обозначено понятие мониторинг в образовании –это система мер по сбору, обработке, анализу и распространению информации с целью изучения и оценивания состояния функционирования определенного субъекта образовательной деятельности или образовательной системы вообще, а также прогнозирование их развития на основе анализа полученных данных и выявленных тенденций и закономерностей.Профессиональная готовность –не только результат, а и цель профессиональной подготовки, первоначальное и основное условие эффективной реализации возможностей каждой личности. Этим подчеркивается диалектичный характер готовности как качества и состояния, так и динамического процесса. Такое разделение позволяет более детально анализировать понятие профессиональной подготовки к деятельности.Готовность к мониторингу физического состояния младших школьников состоит в понимании места и роли мониторинга в усовершенствовании физического воспитания, знании мониторинговой модели, владении методикой мониторинга, адекватной оценке своих возможностей в использовании мониторинга.В теоретической части исследования обозначены педагогические условия:–осознание студентами идей гуманизации физического воспитания младших школьников;–овладение будущими учителями знаниями, умениями и навыками по мониторингу физического состояния младших школьников в процессе личностно ориентированного физического воспитания;–привлечение студентов к самостоятельной работе по изучению состояния здоровья младших школьников во время педагогической практики.Второе задание исследования обозначило структуру готовности будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического состояния младших школьников, которая вмещает в себя такие компоненты: мотивационный, когнитивный, ориентационный, операционный.В качестве компонентов готовности, то есть составных элементов этого психического стана, считаем целиком обоснованным рассматривать отношение к деятельности или установку (для ситуативной готовности), мотивы деятельности, знание о предмете и образах деятельности, привычки и умения их практического воплощения.Составными компонентами готовности будущих учителей физического воспитания к мониторингу физического стана младших школьников есть: –мотивационныйкомпонент готовности, которыйсостоит в интересе к осуществлению мониторинга, установке на достижение положительного результата при проведении мониторинга физического стана младших школьников, желании достичь положительного результата в мониторинговой деятельности с младшими школьниками;