Компетентность субъектов исправительного процесса – ключевое условие организации самоисправления осужденных

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Строева Г. В. Компетентность субъектов исправительного процесса – ключевое условие организации самоисправления осужденных // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 8 (август). – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13172.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы повышения компетентности субъектов исправительного процесса в области педагогических основ самоисправления взрослых осужденных. Приводятся данные педагогического эксперимента, подтверждающие обоснованность выдвинутых теоретических положений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Строева Галина Владимировна,кандидат педагогических наук, членкорреспондент РАЕН, эксперт АНО «Центр социальной реабилитации правонарушителей и профилактики преступности “Криминон СНГ”», г.Москваinfo@gvstroeva.ru

Компетентность субъектов исправительного процесса –

ключевое условие организации самоисправления осужденных

Аннотация.В статье рассматриваются вопросы повышения компетентности субъектов исправительного процесса в области педагогических основ самоисправления взрослых осужденных. Приводятся данные педагогического эксперимента, подтверждающие обоснованность выдвинутых теоретических положений.Ключевые слова:осужденный, исправительный процесс, самоисправление, субъекты исправительного процесса, компетентность, педагогические основы самоисправления осужденных.

Одной из целей уголовноисполнительной системы Российской Федерации является исправление осужденных. Поскольку в исправительных учреждениях (ИУ) в большинстве своем находятся взрослые люди (более 90%), то процесс их исправления предполагает и осуществление самоисправления. Самоисправление лиц, находящихся в местах лишения свободы, мы рассматриваем как целенаправленную, организованную, систематическую, значимую для самого исправляющегося человека, обеспеченную ресурсами деятельность. Эта деятельность заключается в усвоении индивидом нравственных норм, в саморазвитии способностей и положительных качеств личности, что вызывает замещение (преодоление) наиболее свойственных осужденным преступникам характеристик и способствует становлению индивида субъектом самоисправления и просоциальной деятельности.Ключевым условиеморганизации самоисправления осужденных является повышение компетентности всех субъектов исправительного процесса: сотрудников/работников ИУ, учителей общеобразовательных школ, функционирующих при колониях, волонтеров, осужденных и иных лиц.Анализ практики повышения компетентности названных субъектов позволяет прийти к такому заключению, что в настоящее время достаточно много работников ИУ, а также волонтеры и иные лица не только не обучаются основам организации самоисправления осужденных –равно как и сами субъекты, лишенные свободы, –но и в целом работе с ними.Таким образом, не используются значительные внутренние ресурсы исправительных учреждений, в том числе единственная категория лиц, имеющих педагогическое образование (в основном, высшее) –учителя общеобразовательных школ при ИУ, учебноконсультационных пунктов. Отсутствие обучения субъектов исправительного процесса приводит и к тому, что не выстраивается однонаправленность их усилий. А, как известно, в условиях разнонаправленности векторов, т. е. вусловиях хаоса, невозможно получение приемлемого результата (что и подтверждается высоким уровнем рецидивной преступности). Следовательно, необходимо проводить специальное обучение всех субъектов исправительного процесса.Проблему недостатков при реализации методов, стимулирующих осужденных к самоисправлению –организация перспективных линий, соревнование, –в середине хгодов XXстолетия поднимал профессор З. А.Астемиров. Исследователь делал вывод о необходимости квалифицированных кадров воспитателей[1, с.48]. Затем долгие годы в работах педагогического профиля в основном рассматривался процесс самовоспитания с определением того, что одним из условий повышения эффективности этого процесса является квалифицированное руководство со стороны сотрудниковИУ [2, с.136]. Вопросы же повышения компетентности всех субъектов исправительного процесса в области самоисправления осужденных и в настоящее время остаются открытыми.В том числе с целью восполнения и этого пробела нами было проведено исследование «Гуманитарнообразовательная система самоисправления осужденных», в котором одной из рабочих гипотез выступало предположение о том, что значимым социальнопедагогическим условием организации самоисправления взрослых осужденных является повышение компетентности всех субъектов исправительного процесса в области педагогических основ самоисправления осужденных. По нашему мнению, компетентность –это то, что позволяет человеку умело и успешно действовать и достигать требуемых результатов деятельности. Это «…деятельностная категория, т. е. она проявляется только в определенной деятельности» [3, с.144]. Исследователями предлагается различное наполнение компетентности. Мы основываем свою позицию на подходе о том, что компетентность включает знания, навыки, отношения, мотивацию, рефлексию, этическую составляющую, а также способности [4].Под педагогическими основами самоисправления нами понимаются научные парадигмы, на базе которых выстраивается система самоисправления осужденных, ключевые категории, закономерности, принципы, средства, формы, методы, условия, показатели эффективности рассматриваемого процесса.Компетентность субъектов исправительного процесса в области педагогических основ самоисправления осужденных мы определяем как единство знаний педагогических основ самоисправления, опыта их применения, способностей, личностных качеств субъектов и отношений, что позволяет точно организовать процесс самоисправления и достичь его результата. Субъекты также должны обладать навыками оценки хода процесса и методами коррекции и процесса, и собственных действий.В общем процессе исправления компетентность субъектов исправительного процесса в области педагогических основ самоисправления можно считать специальной компетентностью, поскольку она отражает конкретную предметную сферу деятельности субъектов.Начальным шагом формирования компетентности в области педагогических основ самоисправления осужденных является понимание и усвоение категорий, составляющих понятийное поле самоисправления. Это: человек, личность, личная этика, гуманизм, права и свободы человека, ответственность, общечеловеческие ценности, нравственность, свобода, свобода выбора, самодетерминация, личностный смысл, обучение, понимание, усвоение, убеждения, субъект, активность, просоциальная причинность, деятельность, успех, сотрудничество, уважение, чувство собственного достоинства и др.Усвоение нормативного языка позволяет создать новую систему ассоциирования и вывести мышление индивида на более высокий уровень.Лучшее понимание повышает и способность человека действовать в изучаемой сфере [5]. Данный посыл основывается на открытии американского ученого Л.Р.Хаббарда о связи между пониманием концептов слов и способностью субъекта действовать в определенной области [6, с.10].Вместе с тем, должны быть усвоены и остальные названные ранее педагогические основы самоисправления осужденных.В результате их усвоения субъекты исправительного процесса должны знать и понимать: ключевые категории, подходы, закономерности, принципы, схемы, алгоритмы организации самоисправления, управления этим процессом, оценивания, а также коррекции действий и результатов деятельности.Следующая составляющая компетентности предполагает выработку навыков в использовании педагогических основ самоисправления.Минимально необходимые навыки для организации самоисправления и успешного выполнения требуемых функций:–умение видеть в осужденном положительные качества;–умение помогать осужденному выявлять личностноценностный смысл цели самоисправления, занятий, мероприятий, нравственных норм, а также повышать эту значимость перечисленного для себя (навык позволяет развивать мотивацию к самоисправлению лиц, находящихся в местах лишения свободы); –направленность на повышение чувства собственного достоинства исправляющегося индивида и умение организовывать ситуации успеха;–умение подтверждать любое просоциальное действие осужденного (хотя бы простым: «Спасибо» или «Молодец»);–умение предоставлять взрослому осужденному право выбора в принятии и оценке данных (это помогает исправляющемуся лицу формировать собственные убеждения). В качестве минимально необходимых навыков для управления процессом самоисправления мы выделяем:–умение оценивать успешность самоисправления на основе объективных показателей;–умение корректировать как процесс самоисправления, так и собственные действия;–умение не терять самообладания;–нацеленность на результат и умение доводить начатое до конца.Учитывая характеристики современных осужденных, сотрудники/работники ИУ, волонтеры и иные лица должны обладать также нравственной стойкостью. Поскольку ключевыми категориями самоисправления являются термины из области нравственности, этики, гуманизма, а вырабатываемые навыки в полной мере соответствуют подходам гуманистической педагогики, то одновременно происходит влияние на личностную сферу сотрудников/работников ИУ, волонтеров, иных лиц и вырабатывается гуманистическая позиция данных субъектов. Это неизбежно сказывается и на изменении их отношения к себе, другим людям, деятельности и т. д.Усвоение показателей самоисправления дает возможность иметь четкие ориентиры и является основой для рефлексии и (при необходимости) коррекции процесса и(или) собственных действий.Правильная научно организованная деятельностьпозволяет успешнее достигать требуемых результатов. Успешность в свою очередь развивает мотивационную сферу субъектов исправительного процесса.Реализация этической составляющей представляет собой отдельную тему, в связи с чем в настоящей статье не рассматривается.Сформированность компетентности субъектов исправительного процесса в области педагогических основ самоисправления осужденных проявляется:–в четком понимании категорий, подходов, принципов и т. д.;–в умении их применять; –в правильной организациирассматриваемого процесса и в создании условий, при которых возможна свобода выбора, свободы формирования убеждений исправляющихся субъектов, их самоопределение и которые бы позволяли повысить социальный и гуманистический потенциал осужденных, а также чувство собственного достоинства лиц, лишенных свободы;–в замене авторитарного подхода во взаимоотношениях с другими людьми на гуманизацию отношений в русле «субъектсубъектного» подхода (посредством вежливого обращения с осужденными и иными лицами, диалоговых форм общения, толерантности и т. д.);–в оценке результативности проводимой работы на основе объективных показателей и в оперативном реагировании на позитивные и негативные изменения как в поведении исправляющихся, так и в собственных действиях. В целом,повышение компетентности субъектов исправительного процесса в области педагогических основ самоисправления расширяет названные ранее компоненты компетентности и приводит к способности субъектов умело организовать процесс самоисправления и помогать осужденным осуществить собственное исправление.На основе названных позиций нами был подготовлен и реализован педагогический эксперимент. Работа проводилась в течение 4,5месяцев в колониипоселения Московской области. Состав данного исправительного учреждения намомент эксперимента насчитывал 273осужденных и 64сотрудника. В работе с осужденными принимали участие 6общественных и религиозных организаций.Экспериментальная группа (ЭГ) состояла из 204осужденных (ЭГ осужденных), 20сотрудников ИУ (ЭГ сотрудников),а также 16волонтеров и сотрудников различных внешних организаций.В качестве контрольной группы (КГ) выступали 69осужденных (КГ осужденных), находившиеся на отдельном участке колониипоселения, и 9сотрудников (КГ сотрудников).Основной этап эксперимента заключался: –в обучении сотрудников ИУ, волонтеров и осужденных педагогическим основам самоисправления; –в индивидуальной работе с волонтерами относительно принципов самоисправления; –в корректировке планов работы общественных и религиозных организаций; –в создании и реализации комплексного плана воспитательной работы с осужденными на единой методологической основе (гуманитарной парадигме).В занятиях использовались рабочие материалы авторского спецкурса «Гуманитарнообразовательная система самоисправления осужденных». Значение новых понятий прояснялось по толковым словарям русского языка (среди сотрудников ИУ перед началом каждого занятия, проводимого в рамках служебной подготовки, с помощью понятийных диктантов проверялся уровень понимания изученных ранее базовых терминов).Для повышения уровня усвоения (кроме словарных статей) использовался принцип наглядности. Каждое изучаемое положение сопровождалось подробными зарисовками, схемами, субъекты исправительного процесса приводили собственные примеры.Деятельностный компонент реализовывался через тренировки специальных навыков (умения повышать уровень дружественности, общения, побуждать другого к самостоятельному решению своих проблем), а также посредством домашних практических заданий.Дополнительно для осужденных была создана памятка «Об уголовноисполнительной системе» (далее –памятка) с постраничными дефинициями основных понятий, необходимых для усвоения, и вопросами для самопроверки. Памятка впоследствии раздавалась в карантинном помещении вновь прибывшим осужденным.На основе этой памятки, но с расширением данных был создан текст для чтения, который использовался в жилой зоне с целью: –проверки уровня грамотности осужденных (текст читался вслух, давались дефиниции ключевым понятиям, назывался алфавит); –первоначального повышения уровня понимания нравственных категорий.Как памятка, так и текст для чтения выступали в качестве дидактического инструмента (равно как и формализованные интервью осужденных, которые проводились автором в индивидуальном порядке),поскольку исправляющимся лицам сразу же прояснялись непонятые слова по словарю русского языка, с помощью общения улаживалась враждебность или несогласие с необходимостью исправляться.По итогам работы было проведено анкетирование всех участников эксперимента. Результаты анкет были сопоставлены с результатами первичного анкетирования.Ответы сотрудниковИУ показали, что среди сотрудников ЭГ значительно (на 64,6%) повысился уровень знаний педагогических основ самоисправления и составил 72,8%. В КГ сотрудников, напротив, уровень знаний понизился на 6,4% и составил 1,8% (рис.1).

Рис.1. Уровень знаний педагогических основ самоисправления среди сотрудников ИУ (%)

В ЭГ сотрудников повысился (на 2%) и уровень согласия с важным компонентом самоисправления «Социально направленными действиями осужденных» и составил 92,3%. В КГ сотрудников показатель, наоборот, снизился на 13,5% и составил 76,8% (рис.2). Рис.2. Уровень согласия сотрудников ИУ с необходимостьюсоциально направленныхдействийосужденных (%)

В целом, сами сотрудники ЭГ оценили повышение степени своего понимания педагогических основ самоисправления практически на 100%. Касательно осужденных сотрудники ИУ отметили изменение их (осужденных) отношения к самоисправлению. Например, показатель заинтересованности осужденных в собственном исправлении, по мнению сотрудников двух групп, повысился на 1,4балл (по 10балльной шкале) и составил 4,5балла. По сравнению с первоначальным уровнем (3,7балла), пооценкам сотрудников обеих групп, повысилась и потребность осужденных в позитивных личностных изменениях и составила 4,2балла.Повторное анкетирование осужденных дало основание подтвердить приведенные выше выводы сотрудников. Так, среди ЭГ осужденных (по сравнению с КГ осужденных) повысился уровень заинтересованности в исправлении, практически наполовину уменьшился процент ответов «Мне не надо меняться» и т.п.Относительно методов, преобладающих в ИУ, понизилась доля ответа «Авторитарные/унижающие человеческое достоинство» и составила: в ЭГ осужденных 15%; в КГ осужденных 16%.Осужденные также отметили повышение уровня гуманности среды ИУ, доброжелательности между сотрудниками ИУ и осужденными и уважения между этими субъектами.Обобщенно: анкетирование осужденных экспериментальной группы показало повышение их заинтересованности и активности в самоисправлении, повышение уровня гуманности среды ИУ (по мнению осужденных) и улучшение отношения со стороны сотрудников ИУ.Результаты работы были подвергнуты дополнительной оценке. В качестве экспертов выступали 2 группы: сотрудники ИУ и волонтеры общественных и религиозных организаций, принимавшие участие в эксперименте. Анализ их ответов так же продемонстрировал повышение показателей заинтересованности осужденных в самоисправлении, потребности в позитивных изменениях, участия в воспитательной работе и мероприятиях и уровень общения иинициативности осужденных ЭГ [7].В итоге была доказана обоснованность выдвинутой рабочей гипотезы.С целью внедрения результатов исследования в практику исполнения наказаний нами были разработаны материалы вводного семинара Автономной некоммерческой организации «Центр социальной реабилитации правонарушителей и профилактики преступности “Криминон СНГ”» (далее –«Криминон1СНГ») для сотрудников или работников ИУ, волонтеров, иных лиц «Повышение мотивации осужденных к исправлению» (далее –вводный семинар). Вводный семинар состоит из 4разделов, в которых рассматриваются ключевые характеристики осужденных преступников, современная организация занятий с данной категорией лиц, что позволяет повысить и качество проводимой индивидуальнопрофилактической работы с осужденными, и уровень их активности в собственном исправлении.Занятия выстроены на основе авторского алгоритма построения учебных и воспитательных занятий со взрослыми, каждое из них имеет серию определенным образом скомпонованных теоретических и практических заданий. Обучение начали 12 человек –учителя школ при исправительных колониях, сотрудники ИУ и волонтеры общественных организаций (Российская Федерация, Украина, Республика Армения). Преимущества вводного семинара заключаются в том, что он проводится в индивидуальном порядке, дистанционно, субъекты исправительного процесса занимаются в удобное для себя время, с приемлемой для себя скоростью и имеют возможность изучать материалы без привязки к определенному месту. Поскольку сам автор проводит обучение, то: –в полной мере осуществляются индивидуальный и дифференцированный подходы; –имеется возможность глубже узнать проблему, получить дополнительные данные и ответы на вопросы; –осуществляется постоянный контроль качества усвоения, точность формирования требуемых навыков и коррекция на каждом этапе прохождения вводного семинара. В то же время оперативная обратная связь помогает быстрооткорректировать сами материалы. Это дает возможность специалистам «Криминон СНГ» сразу после авторской апробации начать предоставление вводного семинара без потери его эффективности.Хотя первичная апробация еще не завершена, но по ответам и отзывам субъектов исправительного процесса уже можно выявить положительные тенденции в двух областях:–повышение компетентности самих сотрудниковили работников ИУ и волонтеров;–улучшение их морального состояния.Вот несколько отзывов сотрудников/работников ИУ и волонтеров: «В результате занятий у меня сложилась картина более организованного подхода к донесению идеи реабилитации сотрудникам и самим осужденным» (Н.Н.); «В ходе занятий я узнала много нового для себя … Я получила работающие инструменты для комфортного самочувствия. Сама тоже изменилась, я стала лучше понимать и сотрудников, и осужденных… Самое главное –я стала замечать, что сама меняюсь и постоянно практикую построение дружественных отношений» (С.Н.). Одновременно еще раз была подтверждена связь между повышением компетентности субъектов исправительного процесса в области педагогических основ самоисправления и повышением мотивации осужденных к исправлению. 1«Криминон» (с английского «нет преступности») является некоммерческой, общественной организацией, цель которой –помогать осужденным и несовершеннолетним правонарушителям вновь стать полезными членами общества.Для определения заинтересованности осужденных в собственном исправлении были разработаны специальные анкеты. Однако далее представлены результаты анкетирования, проведенного учителем общеобразовательной школы при ИУ и классным руководителем (участником вводного семинара): «…обучающиеся стали серьезнее относиться к занятиям, они не пропускают уроки без уважительной причины; 80% класса стали участвовать в классных и общешкольных мероприятиях; они приняли участие в олимпиадах, конкурсах рисунков, плакатов, писали сочинения и стихотворения, а также участвовали в ученической конференции, где показали себя достойно.Анкетирование по нравственному воспитанию продемонстрировало, что уровень нравственной воспитанности у обучающихся выше среднего. Поэтому и в 20132014 учебном году необходимо проводить классные часы по нравственному воспитанию» (З.Н.).Отметим и то, что учитель русского языка общеобразовательной школы при ИУ, который начал выстраивать работу в соответствии с педагогическими основами самоисправления осужденных, в марте 2013года принял участие в конкурсе «Учитель года –2013» среди педагогов, работающих в исправительных учреждениях Республики Коми, и стал победителем этого конкурса.На основе материалов нашего исследования этот педагог также разработал курс для осужденных «Повышение уровня функциональной грамотности осужденных в области этики», апробировал его и принял участие с этим курсом в республиканском конкурсе «Инноватика в образовании». В ходе конкурса проводилась общественная экспертиза: материалы курса были размещены в открытом доступе в сети Интернет, специалисты из разных регионов страны знакомились с ними и высказывали свое мнение. Представим один из откликов: «Только так на самом деле можно помочь осужденным исправиться. И, правда, спасибо Вам от всех матерей и просто граждан нашей великой страны, в которой всегда ценилось образование». Благодаря общественной экспертизе учитель оказался среди лучших участников конкурса.Таким образом, и в ходе внедрения педагогических основ самоисправления осужденных еще раз были подтверждены результаты педагогического эксперимента, позитивная динамика повышения компетентности субъектов исправительного процесса в области педагогических основ самоисправления осужденных и связь этого явления с повышением мотивации лиц, находящихся в местах лишения свободы, к своему исправлению.Итак, поскольку в ИУ в большинстве свое находятся взрослые люди, то их исправление, по нашему мнению, в большей мере должно заключиться в самоисправлении. Но для организации этого процесса требуется формирование компетентности в области педагогических основ самоисправления не только среди сотрудников ИУ, но и всех остальных субъектов исправительного процесса.Это позволит более разумно использовать человеческие ресурсы и сформировать однонаправленность усилий всех участников исправительного процесса. Кроме того, компетентность субъектов исправительного процесса в области педагогических основ самоисправления выступает условием повышения и мотивации осужденных к самоисправлению. Следовательно, задействуется наиболее многочисленная категория лиц, представленная в пространстве исправительного учреждения.В целом, обучение всех субъектов дает возможность научно точно выстроить процесс самоисправления и эффективно достичь требуемых результатов.

Ссылки на источники1.АстемировЗ.А. Проблемы коллектива и личности осужденных в условиях ИТУ. –Рязань: РВШ МВД СССР, 1974. –80с.2.Исправительная (пенитенциарная) педагогика. –Рязань: РВШ МВД РФ, 1993. –398с.3.Компетентностная модель современного педагога/ О. В. Акулова и др.–СПб.: Издво РГПУ им.А.И.Герцена, 2007. –URL: http://window.edu.ru/resource/929/78929/files/comp_model.pdf.4.Там же.5.Строева Г.В. К вопросу о методах воспитывающего обучения // Актуальные проблемы учебновоспитательной деятельности учреждений образования:материалы межрегиональной научнопрактической конференции с международным участием,13 февраля 2013 г. / Сост.И.В.Галкина, М.Ф.Соловьева, отв. ред., автор предисловия М.Ф.Соловьева. –Киров:ООО «ВЕСИ», 2013. –С.139–146.6.Буклет и заочный раздел программы Криминон «Навыки обучения, необходимые в жизни». –М.: ЭЙБЛ СНГ, 2008. –27с.7.СтроеваГ.В. Базовые закономерности гуманитарнообразовательной системы самоисправления осужденных // Педагогический журнал. –2011.–№1. –С.134–145.

Stroeva Galina,candidate of pedagogical sciences, corresponding member of Russian Academy of Natural Sciences, expertof autonomous noncommercial organization «Criminon CIS» as Center of Social Rehabilitation of lawoffenders & Crime Prevention, Moscowinfo@gvstroeva.ruCompetence of the subjects of correctional process is key condition of convicts’ selfcorrection organizationAnnotation.Issues of rising competence of the subjects of correctional process in area of pedagogical basics of adult convicts’ selfcorrection are considered in this article. The data of pedagogical experiment confirming validity of extended theoretical attitudes are included.Keywords:convict, correctional process, selfcorrection, the subjects of correctional process, competence, pedagogical basics of convicts’ selfcorrection.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»