«Этика и психология делового общения» как учебная дисциплина в проблемном поле гуманитарной подготовки инженера-железнодорожника
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пятилетова
Л.
В.,
Панагушина
Ю.
С. «Этика и психология делового общения» как учебная дисциплина в проблемном поле гуманитарной подготовки инженера-железнодорожника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 8 (август). – С.
81–85. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13171.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности преподавания дисциплины «Этика и психология делового общения» в техническом вузе. Особое внимание уделено проблеме состава и структуры учебного курса, опасностям его «психологизации»: высокий педагогический потенциал дисциплины в деле формирования деловой культуры будущего выпускника вуза во многом зависит от пропорционального присутствия и гармоничного взаимопроникновения двух одинаково важных областей знания – этики и психологии делового общения.
Текст статьи
Пятилетова Людмила Владимировна,
кандидат философских наук, доцент кафедрыфилософиии истории ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. ЕкатеринбургLyuda.p73@yandex.ru
Панагушина Юлия Сергеевна,
студентка IIкурса факультета управления процессами перевозок ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. ЕкатеринбургOlhovskayayulia@mail.ru
«Этика и психология делового общения»как учебная дисциплинав проблемном поле гуманитарной подготовкиинженеражелезнодорожника
Аннотация.В статье рассматриваются особенности преподавания дисциплины «Этика и психология делового общения» в техническом вузе. Особое внимание уделено проблеме состава и структуры учебного курса, опасностям его «психологизации»: высокий педагогический потенциал дисциплины в деле формирования деловой культуры будущего выпускника вуза во многом зависит от пропорционального присутствия и гармоничного взаимопроникновения двух одинаково важных областей знания –этики и психологии делового общения.Ключевые слова:деловое общение, этика, психология, культура делового общения, профессия.
Насущной потребностью современной российской ситуации, современного учебного процесса является не только повышение профессионального уровня будущего инженеражелезнодорожника (соответствие актуальным стандартам специалиста современного образца), но также формирование его личностных, деловых качеств.Спектр дисциплин гуманитарного цикла непосредственно направлен на решение именно этой задачи. Особое место среди них занимает такая дисциплина, как «Этика и психология делового общения».Данная дисциплина не входит в корпус обязательных для изучения предметов, обладая статусом специального курса. Однако задачи, которые решаются в ходе преподавания данного курса, не выглядят факультативными именно в силу наличия определенных потребностей современного делового человека –выпускника вуза.И дело не только в том, что зачастую жизненным кредо современного молодого человека становится пришедший из США лозунг «Прагматизм –деньги –я», имеющий своим логическим продолжением четкую зависимость таких факторов, как успех в деловом общении, материальная прибыль и культура делового общения (воплощенное на практике нравственнопсихологическое знание). А такая зависимость существует: когда «внутреннее» (совершенствование деловых качеств, приводящий к росту индивидуальных доходов) и внешнее» (государство также демонстрирует должную культуру делового взаимодействия; государственная система распределения и потребления богатств эффективна) совпадают.В итогеосвоения курса студент приходит к осознанию важности «немеркантильного» изучения дисциплины: для повышения общей культуры общения –общей культуры общения, культуры жизни –собственно «человеческой культуры» (личность человека как конечная цель всего образовательного процесса). И не удивительно –по своим структуре и задачам, заложенным изначально и звучащим уже в названии, дисциплина имеет сверхцель, «превосходя» саму себя. Потенциал такого «превышения» –в самих «ингредиентах» курса, в расставленных акцентах.Курс «Этики и психологии делового общения» выстраивается в поле взаимодействия трех дисциплин: этики, психологии и этикета. Первая из них (этика) задает напряженную проблематику смысла, цели и ценностей общения как такового. Этика раздвигает узкие психологические рамки рассмотрения феномена делового общения.Изучение этики как таковой сопряжено с рядом трудностей:–имеющей место иллюзией «этической просвещенности», также во многом этому способствует совпадение этических категорий и понятий обыденного морального сознания (мгновенное узнавание и легкость оценивания); –моральным скептицизмом и нигилизмом (как следствие несовпадения должного и сущего в морали); –утратой «положительных традиций» преемственности воспитания на всех уровнях образования; –нарастающим узурпированием церковью духовных, моральнонравственных ценностей; провозглашением церкви единственной спасительницей нравственности в России [1].Однако, на наш взгляд, восприятию содержания этики как учебной дисциплины препятствуют две более «фундаментальные» опасности, во многом подрывающие авторитет этики как науки.Первая опасность в преподавании учебных дисциплин, включающих этическое знание, заключается в своеобразном «впадении в морализаторство», природа которого –абсолютная разобщенность с содержанием жизни[2].Однако этика как таковая с феноменом искаженного восприятия морали не имеет ничего общего. Этика –наука о морали и нравственности, где мораль дает представление о должном: идеальныенормативные конструкции и состояния человеческого бытия, выступающие ценностной константой.Одним из центральных вопросов этики является проблема свободного выбора: «моральность человека тесно связана с его способностью к свободному выбору. Он выражается прежде всего в умении людей дистанцироваться от эгоистических и физических нужд, дабы подчинить поступки правилам и принципам. Людям дано не просто “пережить” некий опыт, но и морально относиться к своему переживанию, например, подавлять страх и поощрять храбрость. Свободный выбор –это выбор, освобожденный от неотвратимого влияния внешних и внутренних объектов, это акт личного решения, выражение индивидуальности» [3, с. 6].Контекст проблематики свободного выбора личности предполагает иную форму воплощения морали: нравственность предстает как процесс и результат выбора; в практике преподавания этики это дает возможность избежать морализаторства. Следовательно, здесь вопрос стоит в выборе адекватных методик подачи этического материала.Вторая опасность преподавания дисциплин этического цикла связана с «моральным релятивизмом».Сегодня главной проблемой общества является то, что этика как наука переживает кризис: в ней одновременно присутствуют три этики:–этика традиционной морали с характерными для нее ценностями солидаризма общинного (коллективистского) характера; –этика рациональная, в которой доминируют ценности, например, индивидуального успеха;
кандидат философских наук, доцент кафедрыфилософиии истории ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. ЕкатеринбургLyuda.p73@yandex.ru
Панагушина Юлия Сергеевна,
студентка IIкурса факультета управления процессами перевозок ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения», г. ЕкатеринбургOlhovskayayulia@mail.ru
«Этика и психология делового общения»как учебная дисциплинав проблемном поле гуманитарной подготовкиинженеражелезнодорожника
Аннотация.В статье рассматриваются особенности преподавания дисциплины «Этика и психология делового общения» в техническом вузе. Особое внимание уделено проблеме состава и структуры учебного курса, опасностям его «психологизации»: высокий педагогический потенциал дисциплины в деле формирования деловой культуры будущего выпускника вуза во многом зависит от пропорционального присутствия и гармоничного взаимопроникновения двух одинаково важных областей знания –этики и психологии делового общения.Ключевые слова:деловое общение, этика, психология, культура делового общения, профессия.
Насущной потребностью современной российской ситуации, современного учебного процесса является не только повышение профессионального уровня будущего инженеражелезнодорожника (соответствие актуальным стандартам специалиста современного образца), но также формирование его личностных, деловых качеств.Спектр дисциплин гуманитарного цикла непосредственно направлен на решение именно этой задачи. Особое место среди них занимает такая дисциплина, как «Этика и психология делового общения».Данная дисциплина не входит в корпус обязательных для изучения предметов, обладая статусом специального курса. Однако задачи, которые решаются в ходе преподавания данного курса, не выглядят факультативными именно в силу наличия определенных потребностей современного делового человека –выпускника вуза.И дело не только в том, что зачастую жизненным кредо современного молодого человека становится пришедший из США лозунг «Прагматизм –деньги –я», имеющий своим логическим продолжением четкую зависимость таких факторов, как успех в деловом общении, материальная прибыль и культура делового общения (воплощенное на практике нравственнопсихологическое знание). А такая зависимость существует: когда «внутреннее» (совершенствование деловых качеств, приводящий к росту индивидуальных доходов) и внешнее» (государство также демонстрирует должную культуру делового взаимодействия; государственная система распределения и потребления богатств эффективна) совпадают.В итогеосвоения курса студент приходит к осознанию важности «немеркантильного» изучения дисциплины: для повышения общей культуры общения –общей культуры общения, культуры жизни –собственно «человеческой культуры» (личность человека как конечная цель всего образовательного процесса). И не удивительно –по своим структуре и задачам, заложенным изначально и звучащим уже в названии, дисциплина имеет сверхцель, «превосходя» саму себя. Потенциал такого «превышения» –в самих «ингредиентах» курса, в расставленных акцентах.Курс «Этики и психологии делового общения» выстраивается в поле взаимодействия трех дисциплин: этики, психологии и этикета. Первая из них (этика) задает напряженную проблематику смысла, цели и ценностей общения как такового. Этика раздвигает узкие психологические рамки рассмотрения феномена делового общения.Изучение этики как таковой сопряжено с рядом трудностей:–имеющей место иллюзией «этической просвещенности», также во многом этому способствует совпадение этических категорий и понятий обыденного морального сознания (мгновенное узнавание и легкость оценивания); –моральным скептицизмом и нигилизмом (как следствие несовпадения должного и сущего в морали); –утратой «положительных традиций» преемственности воспитания на всех уровнях образования; –нарастающим узурпированием церковью духовных, моральнонравственных ценностей; провозглашением церкви единственной спасительницей нравственности в России [1].Однако, на наш взгляд, восприятию содержания этики как учебной дисциплины препятствуют две более «фундаментальные» опасности, во многом подрывающие авторитет этики как науки.Первая опасность в преподавании учебных дисциплин, включающих этическое знание, заключается в своеобразном «впадении в морализаторство», природа которого –абсолютная разобщенность с содержанием жизни[2].Однако этика как таковая с феноменом искаженного восприятия морали не имеет ничего общего. Этика –наука о морали и нравственности, где мораль дает представление о должном: идеальныенормативные конструкции и состояния человеческого бытия, выступающие ценностной константой.Одним из центральных вопросов этики является проблема свободного выбора: «моральность человека тесно связана с его способностью к свободному выбору. Он выражается прежде всего в умении людей дистанцироваться от эгоистических и физических нужд, дабы подчинить поступки правилам и принципам. Людям дано не просто “пережить” некий опыт, но и морально относиться к своему переживанию, например, подавлять страх и поощрять храбрость. Свободный выбор –это выбор, освобожденный от неотвратимого влияния внешних и внутренних объектов, это акт личного решения, выражение индивидуальности» [3, с. 6].Контекст проблематики свободного выбора личности предполагает иную форму воплощения морали: нравственность предстает как процесс и результат выбора; в практике преподавания этики это дает возможность избежать морализаторства. Следовательно, здесь вопрос стоит в выборе адекватных методик подачи этического материала.Вторая опасность преподавания дисциплин этического цикла связана с «моральным релятивизмом».Сегодня главной проблемой общества является то, что этика как наука переживает кризис: в ней одновременно присутствуют три этики:–этика традиционной морали с характерными для нее ценностями солидаризма общинного (коллективистского) характера; –этика рациональная, в которой доминируют ценности, например, индивидуального успеха;