Оптимизация непрерывного художественно-педагогического образования на основе преемственности на всех его уровнях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Смирнова Н. Б. Оптимизация непрерывного художественно-педагогического образования на основе преемственности на всех его уровнях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 10 (октябрь). – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13195.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам оптимизации непрерывного художественно-педагогического образования на основе преемственности его допрофессионального, профессионального и постпрофессионального этапов. Автор описывает содержание сквозной образовательный программы «Основы народной культуры и декоративно-прикладного искусства Чувашии», в которой учтены цели и задачи каждого из трех этапов непрерывного художественно-педагогического образования региона.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Смирнова Наталья Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры декоративноприкладного искусства и методики преподавания изобразительного искусства ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксарыsmirn.05@mail.ru

Оптимизация непрерывного художественнопедагогического образования на основе преемственности на всех его уровнях

Аннотация.Статья посвящена вопросам оптимизации непрерывного художественнопедагогического образования на основе преемственности его допрофессионального, профессионального и постпрофессионального этапов. Автор описываетсодержание сквозной образовательной программы«Основы народной культуры и декоративноприкладного искусства Чувашии», в которой учтены цели и задачи каждого из трех этапов непрерывного художественнопедагогического образования региона.Ключевые слова:проектирование, декоративноприкладное искусство,система, непрерывное художественнопедагогическое образование, регион.

Развитие современного профессионального образования рассматривается с точки зрения непрерывности. На этих же основах развивается и российское художественнопедагогическое образование.Успешное долгосрочное функционирование всех подсистем непрерывного художественнопедагогического образования возможно только в том случае, если на каждом из этапов будет осуществляться оптимизация учебновоспитательного процесса. Оптимизация –«придание оптимальных свойств, показателей; выбор наилучшего из возможных вариантов» [1, с. 457]. Проблема оптимизации процесса обучения была поднята советскими учеными еще в семидесятых годах прошлого столетия. Под оптимизацией в педагогике в то время понимали «научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта обучения с точки зрения успешности решения его задач и рациональности затрат времени учеников и учителей» [2, с. 237].Ю. К. Бабанский отмечал, что оптимальность процесса обучения можно представить несколькими критериями:–достижение каждым учеником такого уровня успеваемости, воспитанности и развитости, который бы соответствовал его реальным учебным возможностям в зоне его ближайшего развития;–соблюдение учениками и учителями гигиенически установленных для них норм времени на урочную и домашнюю работу [3,с.242].Ученый также разработал систему способов оптимизации обучения, среди которых:–комплексный подход к проектированию задач обучения (единство задач образования, воспитания и развития); –конкретизация задач с учетом особенностей системы, в которой протекает учебный процесс; –выбор оптимального варианта содержания обучения с помощью выделения главного, межпредметной координации и построения рациональной структуры учебного материала, выступает в роли важной группы способов оптимизации обучения, позволяющей успешно решать задачи образования, воспитания и развития без перегрузки учеников;–выбор методов и средств обучения, которые позволяют наиболее успешно решать поставленные задачи за отведенное время; –создание оптимальных условий для успешного решения поставленных задач за отведенное время;–рациональное сочетание управления и самоуправления учебной деятельностью школьников и оперативное регулирование и корригирование хода учебного процесса;–анализ результатов обучения и затрат времени с точки зрения критериев оптимальности [4, с. 243–248].На сегодняшний день оптимизация педагогической системы, считает И.П.Подласый, предполагает выделение основных требований, среди которых: «целостный охват процедурой оптимизации всей системы; опора при выборе оптимального варианта на всю систему закономерностей учебновоспитательного процесса; последовательный учет возможностей оптимизации всех компонентов системы; рассмотрение оптимизации как постоянно текущего инновационного процесса со все более высокими задачами и более совершенными технологиями их разрешения» [5, с. 222].Таким образом, если нам необходимо решить задачу оптимизации системы непрерывного художественнопедагогического образования, состоящей из трех подсистем, то данные требования необходимо учитывать на допрофессиональном, профессиональном и постпрофессиональном этапах. Соответственно, на передний план выходит проблема преемственности обучения каждого из этапов.

С позиций психологопедагогической науки преемственность рассматривалась в нескольких аспектах. Так, теоретические психологопедагогические основы раскрывались в трудах Ю.К.Бабанского, Д.Б.Богоявленской, С.М.Годника, В.В.Давыдова, А.К.Марковой, Н.Д.Никандрова, А.А.Реана, В.И.Слободчикова, Д.И.Фельдштейна, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконина, Е.А.Ямбурга и др.; социальнопедагогические –в трудах Ю.К.Бабанского, М.Ю.Кондратьева, А.М.Новикова, А.В.Петровского, В.А.Петровского, В.И.Слободчикова, Д.И.Фельдштейна и др. Проблема преемственности в эстетическом воспитании раскрывалась в исследованиях Р.И.Афанасьевой, Р.С.Буре, Н.Н.Волкова, Е.И.Игнатьева, Т.Г.Казаковой, В.И.Кириенко, Т.С.Комаровой, В.С.Кузина, Г.В.Лабунской, О.Р.Лагутиной, Б.Т.Лихачева,В.М.Старостиной, Т.Я.Шпикаловой и др.

В последние годы проблема преемственности остро встала перед учеными, занимающимися исследованиями в области непрерывного профессионального образования. Так, преемственность методов обучения академическому рисунку на двух ступенях образования (школавуз) исследовала С.О.Алексеева [6]; среднего общего и высшего профессионального образования –С.Н.Рягин [7]. Преемственность в профессиональном педагогическом образовании рассматривала М.Б.Есаулова [8]; технологии преемственности в системе непрерывного образования –В.Н.Просвиркин [9]; преемственность управления подготовкой учителя в системе непрерывного образования –Л.А.Горшунова [10].По мнению Ю.А.Кустова, преемственность осуществляется на нескольких уровнях: на одном уровне, и тогда она связана с количественными изменениями; преемственность на двух и более уровнях связана с качественными изменениями [11, 52–53].Преемственность в изучении предмета на разных этапах профессионального образования осуществляется с учетом содержания и логики соответствующей науки и закономерностей процесса усвоения знаний: «Действие первого фактора является определяющим для соблюдения преемственности в построении учебного предмета: понятия, законы и факты, составляющие основное содержание учебного предмета, располагаются в последовательности, обеспечивающей постепенное развертывание содержания изучаемой отрасли знания, причем последующее органически связано с предыдущим» [12, с. 306]. Таким образом: «Преемственность в обучении состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения» [13, с. 306].Под вторым фактором –закономерностью процесса усвоения –понимается дидактическая переработка содержания, отсутствие прямого переноса научной области знаний в изучаемый предмет. Таким образом, преемственность предполагает не только линейное расположение учебного материала, но и концентрическое. В то же время нельзя забывать, что преемственность изучения предмета предполагает учитывать взаимосвязь изучаемого предмета и ряда смежных учебных дисциплин. Это позволит избежать повторений, выведет деятельность педагога на уровень использования межпредметных связей. На современном этапе педагогической науки преемственность рассматривается как связь: между этапами развития с сохранением элементов целого как системы [14, с. 286], между довузовской, вузовской и послевузовской подготовкой [15, с. 439]. Помимо этого, преемственность рассматривается учеными как общедидактический принцип построения содержания образования (В.В.Краевский, А.А.Кыверялг, В.С.Леднев, И.Я.Лернер, М.И.Махмутов, А.Г.Мороз и др.).Принцип преемственности, по мнению С.Е.Каплиной, должен соответствовать критериям инструментальности, универсальности и самостоятельности [16, с. 25]. К ним относят: –критерий инструментальности: перестройка изучения народного декоративноприкладного искусства будет осуществляться в непрерывном его изучении по восходящей спирали во взаимосвязи с другими дисциплинами, причем процесс обучения превращается в «добывание знаний с целью глубокого понимания научной сущности происходящих процессов»;–критерий универсальности: охват всех циклов и этапов обучения в объединении всех его компонентов (целей, задач, основных направлений работы, организационных форм и методов, средств обучения), а также в регулировании взаимоотношений с внешними к системе непрерывного художественнопедагогического образования системами; –критерий самостоятельности (выявляется через особенности методологических и регулятивных функций и требований к организации обучения).Принцип преемственности по отношению к обучению требует постоянного обеспечения неразрывной связи между отдельными сторонами, частями, этапами и ступенями обучения и расширения, углубления знаний, приобретенных на предыдущих этапах обучения, а также «преобразования отдельных представлений и понятий в стройную систему знаний более высокого уровня» [17, с. 35].Из всего вышесказанного следует, что оптимизация непрерывного художественнопедагогического образования с учетом принципа преемственности возможна через построение содержания единых сквозных образовательных программ, которые реализуются на всех его этапах. Так как в качестве первичного элемента непрерывного художественнопедагогического образования региона нами выбрана образовательная программа «Основы народной культуры и декоративноприкладного искусства Чувашии», то ее проектирование на основе принципа преемственности позволило выполнить следующие шаги:–определить цели и задачи изучения учебного предмета на каждом этапе непрерывного художественнопедагогического образования;–выбрать оптимальное содержание образовательной программы на допрофессиональном, профессиональном и постпрофессиональном этапах;–подобрать педагогические технологии, методы и формы организации учебного процесса по преподаванию народного декоративноприкладного искусства региона, которые способствовали бы постепенному переходу к более сложным проблемам;–создать педагогические условияреализации программы;–использовать дифференцированный подход к обучающимся с целью выравнивания знаний, умений и навыков на каждом из этапов профессионального обучения при создании личной образовательной траектории;–регулярно диагностировать сформированность компетентностей обучающихся по выработанным критериям и проводить коррекционные процедуры.Проектирование содержания разрабатываемой программы осуществлялось нами сообразно целям и задачам каждого из трех этапов непрерывного художественнопедагогического образования региона. Так, целью допрофессионального этапа являлось эстетическое и художественнотворческое развитие, педагогическая профессиональная ориентация школьников посредством педагогического потенциала декоративноприкладного искусства родного народа, позволяющая сформировать интерес к профессии «учитель изобразительного искусства» и творчеству в области народного декоративноприкладного искусства. На профессиональном этапе цель –профессиональное становление учителя изобразительного искусства, использующего педагогический потенциал народного декоративноприкладного искусства в профессиональнопедагогической и художественнотворческой деятельности и обладающего профессиональными компетентностями.На постпрофессиональном этапе в качестве цели намиопределен рост профессионализма учителя изобразительного искусства в процессе использования педагогического потенциала народного декоративноприкладного искусства в профессиональнопедагогической и художественнотворческой деятельности.Необходимо подчеркнуть, что содержание образовательной программы на допрофессиональном этапе художественнопедагогического образования основывалось на первоначальных знаниях, умениях и навыках, полученных школьниками в семье, детских дошкольных учреждениях и общеобразовательной школе. Тем самым нами обеспечивалась преемственность в изучении основ декоративноприкладного искусства родного народа и его более углубленного изучения непосредственно в базовых учреждениях допрофессионального художественнопедагогического образования: художественных школах, на элективных курсах в общеобразовательных школах. Так, например, знакомство школьников с простейшими орнаментами и узорами чувашской вышивки на уроках изобразительного искусства в школе дает им базовые знания, которые заложены в основу изучения третьего раздела «Овладение приемами изготовления изделий чувашского народного декоративноприкладного искусства (по выбору)» программы элективного курса «Чувашское народное декоративноприкладное искусство в культурном пространстве Поволжья»: знания сложных узоров чувашской вышивки, создания из них простейших композиций по тем требованиям, которые имеются в космогонических представлениях о мироустройстве и элементах материальной культуры чувашского народа. Дальнейшее овладение приемами изготовления изделий народного декоративноприкладного искусства на профессиональном этапе основывалось на опыте предыдущего этапа. Так, обучающиеся, используя накопленные знания по созданию вышивки, приступали к исполнению элементов традиционного костюма чувашских женщин. Затем создавали вышитые композиции, преобразуя имеющиеся знания. И, наконец, изученные законы чувашской вышивки сопоставлялись с технологией, узорами, расположением на одежде, цветовым колоритом вышивки народов Поволжья (марийскими, мордовскими, русским, татарскими и др. костюмами). Завершалось изучение раздела созданием творческой работыпроекта по мотивам традиционных народных костюмов: «Создание современного костюма с элементами удмуртской вышивки», «Молодежный костюм в этностиле(чувашская вышивка)» и др., включающей в себя не только выполненную модель, но и ее обоснование (методическая записка), серию эскизов, подбор аналогов. Практическое изучение чувашской вышивки сопровождалось изучением методического модуля на занятиях по методике преподавания изобразительного искусства, где студенты готовились к проведению занятий по изучению декоративноприкладного искусства родного народа, тем самым преобразуя свои знания и умения в области теоретических основ изучения народного декоративноприкладного искусства, костюма чувашского народа и народов, его окружающих, традиций, обычаев в знания и умения методического плана. Ими изучалась методика работы над составлением орнаментальной композиции из простых узоров чувашской вышивки, особенности использования сказок, пословиц и поговорок на уроках изобразительного искусства, накапливался опыт по выбору форм и методов проведения таких занятий и др.Этап постпрофессионального образования ознаменовался преемственностью более сложного порядка: содержание изучения народного декоративноприкладного искусства перешло в изучение закономерностей развития культуры народов («От декоративноприкладного искусства родного искусства к общечеловеческой культуре. Проблемы глобализации в современном мире»). Вместе с этим предлагались для изучения ряд модулей: «Особенности культуры и декоративноприкладного искусства в контексте психологической науки»; «Реализация педагогического потенциала народного декоративноприкладного искусства на уроках изобразительного искусства»; «Изучение народного декоративноприкладного искусства во внеурочное время»; «Народное декоративноприкладное искусство в контексте художественнопрофессиональной деятельности и художественной самодеятельности Чувашской Республики» и «Современные подходы к формированию профессионала –учителя изобразительного искусства». Тем самым на постпрофессиональном этапе происходит развертывание содержания учебного предмета при сохранении взаимосвязи изученного с изучаемым. Преемственность содержания каждого этапа непрерывного художественнопедагогического образования побудило продумать последовательность использования педагогических технологий, форм и методов организации учебного процесса. Различия в целях и задачах каждого этапа, определенное содержание делают возможным определение приоритетных и дополнительных технологий, форм и методов организации учебного процесса, которые позволят на основе системного, системологического, культурологического, конструктивнодеятельностного, субъектнодеятельностного, аксиологического, андрагогического, акмеологического и компетентностного подходов сформировать профессиональную компетентность учителей изобразительного искусства. Так, например, ведущими педагогическим технологиями допрофессионального этапа являются информационные и репродуктивные технологии, профессионального этапа –эвристические и интерактивные технологии, а постпрофессионального –модульные, интерактивные, проектные и технологии коллективной деятельности, рассмотренные нами подробно в параграфе 1 третьей главы «Содержание и педагогические технологии реализации Педагогической концепции непрерывного художественнопедагогического образования Чувашии».Выбор ведущих педагогических технологий требует тщательного подбора методов и форм организации учебного процесса по реализации педагогического потенциала народного декоративноприкладного искусства региона на допрофессиональном, профессиональном и постпрофессиональном этапах непрерывного художественнопедагогического образования региона. Вследствие этого на допрофессиональном этапе использовались такие методы обучения и воспитания, как организация и самоорганизация учебнопознавательной деятельности; контроль и самоконтроль за эффективностью учебнопознавательной деятельности; формирование сознания личности; организация деятельности и формирование опыта общественного поведения; стимулирование поведения и деятельности. Из имеющихся методов организации обучения использовались информационнорецептивный, репродуктивный, эвристический, исследовательский методы и метод проблемного изложения.На профессиональном этапе особую роль занимает использование активных методов обучения, среди которых дискуссионные, игровые, проблемныеметоды, сензитивный тренинг. На постпрофессиональном применяются экспозиционные, управленческие, поисковые и групповые методы обучения.

Следующим этапом деятельности по реализации принципа преемственностибыло создание педагогических условий реализации разработанной нами образовательной программы «Основы народной культуры и декоративноприкладного искусства Чувашии». Анализ работы образовательных учреждений художественнопедагогического образования, личный педагогический опыт, а также экспериментальная работа, проведенная нами, позволили выявить, теоретически и экспериментально обосновать комплекс следующих педагогических условий: –осуществление подготовки и переподготовки педагогических кадров для реализации потенциала народного декоративноприкладного искусства на всех уровнях системы непрерывного художественнопедагогического образования; –формирование устойчивой мотивации к изучению и использованию педагогического потенциала в художественнопедагогической и творческой деятельности; –оптимизация на основе преемственности всех уровней системы художественнопедагогического образования Чувашии; –использование инновационных технологий в организации учебного процесса в системе непрерывного художественнопедагогического образования.В процессе проведения экспериментальной работы было определено, что программа, реализуемая нами, должна иметь возможности создания личной образовательной траектории обучающихся на основе дифференцированного подхода. Поэтому отдельные модули стали иметь вариативный характер. Так, например, в программе элективного курса «Чувашское народное декоративноприкладное искусство в культурном пространстве Поволжья» раздел III«Овладение приемами изготовления изделий чувашского народного декоративноприкладного искусства» предполагает на выбор овладение приемами чувашской вышивки или резьбы по дереву.На профессиональном этапе учебный предмет «Чувашская вышивка» имеет также вариативный характер некоторых тем. Так, например, имелась возможность составления орнаментальных композиций с использованием компьютерных программ, а тем студентам, которые уже в достаточной степени изучили технологию вышивки (например, в учреждениях среднего художественнопедагогического образования), предлагалось, используя имеющиеся знания компьютерных программ и народного декоративноприкладного искусства, вести работу по обеспечению учебного процесса электронными наглядными пособиями.Для диагностики сформированности профессиональной компетентности обучающихся на всех этапах непрерывного художественнопедагогического образования нами была продумана система мониторинга, в которую входили различные его формы: стартовая диагностика, экспрессдиагностика и финишная диагностика, которые использовались на всех этапах системы непрерывного художественнопедагогического образования региона. Все виды диагностической деятельности осуществлялись по двум направлениям: педагогическое наблюдение и коррекция формирования профессиональных компетентностей при реализации педагогического потенциала народного декоративноприкладного искусства в системе непрерывного художественнопрофессионального образования Чувашии; мониторинг профессионального становления специалиста, включающий в себя психодиагностику и психокоррекцию.Протяженность во времени, влияние внешних факторов, причем не всегда позитивных, отсутствие финансовых вливаний и другие причины порой способствовали отклонению от осуществления реализации педагогического потенциала народного декоративноприкладного искусства в системе непрерывного художественнопедагогического образования региона.Использование мониторинга эффективности системы непрерывного художественнопедагогического образования Чувашии дает возможность своевременно отследить, выявить и осуществить необходимую коррекцию действий.Особо хочется отметить, что оптимизация учебновоспитательного процесса с учетом принципа преемственностиможет осуществляться только при наличии педагогов всех уровней художественнопедагогического образования, которые обладают современными знаниями, умениями и навыками в области проектирования учебного процесса на всех уровнях непрерывного художественнопедагогического образования, понимают отличие каждого из них, умеют использовать инновационные методы организации учебного процесса, коллективные, групповые и индивидуальные формы обучения. Особо важным в этом процессе является понимание общесистемных целей изадач непрерывного художественнопедагогического образования и задач каждой из подсистем.Для этого нами был организован и проведен семинар для педагогов всех уровней образования, участвующих в экспериментальной работе. Занятия были посвящены качественному преобразованию себя, развитию профессионально важных качеств, выработке собственного стиля деятельности.Таким образом, оптимизация непрерывного художественнопедагогического образования на основе преемственности на всех его уровнях возможна через построение содержания единой сквозной образовательной программы «Основы народной культуры и декоративноприкладного искусства Чувашии», которая была нами определена в качестве первичного элемента непрерывного художественнопедагогического образования. В ходе проектирования было выполнено: –определено целей и задач его изучения на каждом этапе непрерывного художественнопедагогического образования; –выбрано оптимальное содержание образовательной программы на допрофессиональном, профессиональном и постпрофессиональном этапах; –подобраны педагогические технологии, методы и формы организации учебного процесса по преподаванию народного декоративноприкладного искусства региона, которые способствовали бы постепенному переходу к более сложным проблемам; –созданы педагогические условия реализации программы;–использован дифференцированный подход к обучающимся с целью выравнивания знаний, умений и навыков на каждом из этапов профессионального обучения при создании личной образовательной траектории; регулярно диагностировались сформированность компетентностей обучающихся по выработанным критериям и проводились коррекционные процедуры. Оптимизация учебновоспитательного процесса с учетом принципа преемственности возможна при наличии педагогов, обладающих профессиональными знаниями, умениями и навыками в области проектирования учебного процесса на всех уровнях непрерывного художественнопедагогического образования региона.

Ссылки на источники1.Ожегов, С. И.,Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. –М.: ООО «ИТИ Технологии», 2007. –944 с.2.Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. –М.: Просвещение, 1983. –608 с.3.Там же.4.Там же.5.Подласый И. П. Педагогика. Новый курс.В2х кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. –М.: Владос, 2002. –576 с.6.Алексеева С. О. Преемственность методов обучения академическому рисунку в системе школавуз : автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / С. О. Алексеева. –М.: МПГУ, 2010. –19 с.7.Рягин С. Н. Преемственность среднего общего и высшегопрофессионального образования в условиях их системных изменений: дис. ... докторапед. наук. –М.: Инт упр. образованием РАН, 2010. –409 с.8.Есаулова М. Б. Преемственность в профессиональном педагогическом образовании: современная интерпретация и научнопрактическое обеспечение: дис. … докторапед. наук. –СПб., 2005. –378 с.9.Просвиркин В. Н. Технология преемственности в системе непрерывного образования: дис. … докторапед. наук.–М., 2009. –387 с.10.Горшунова Л. А. Преемственность управления подготовкойучителя в системе непрерывного образования: дис. … доктора пед. наук. –М., 2002. –310 с.11.Кустов Ю. А. Преемственность профессиональнотехнической и высшей школы. –Свердловск: УрГУ, 1990. –117 с.12.Ждан А. Н. Преемственность в обучении // Энциклопедия профессионального образования. В3х т. Т. 2 / пПод ред. С. Я. Батышева. –М.: АПО, 1999. –С. 306.13.Там же.14.Рябов Л. П. Сравнительнопедагогический анализ систем высшего профессионального образования развитых стран: дис. … доктора пед. наук. –М., 1998. –315 с. 15.Там же.16.Каплина С. Е. Реализация принципа преемственности в обучении иностранным языкам в системе «школа–вуз». –Чита: ЧитГУ, 2005. –233 с.17.Там же.

Smirnova Natalya, Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant professor of chair of Applied and Decorative Arts and teaching methodology of visual art of Chuvash State Pedagogical university named after I. Ya. Yakovlev, Cheboksary Optimization of continuous artpedagogical education on the basics of succession at all levels

Abstract. Paperis devoted to the questions of optimization of continuous artpedagogical education on the basics of sucession of its preprofessional, professional and postprofessional stages.The author describes the content of educational program“Basics of national culture and applied and decorative art of Chuvash Republic”, in which included purpose and objectives of each of the three stages of continuous artpedagogical education of the region. Keywords: projecting, Applied and Decorative art, system, continuous artpedagogical education, region.

Рекомендованокпубликации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»