Психолого-педагогическое сопровождение студентов первого курса на этапе адаптации к вузовскому социуму
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гаенко
О.
Б. Психолого-педагогическое сопровождение студентов первого курса на этапе адаптации к вузовскому социуму // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 10 (октябрь). – С.
51–55. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13201.htm.
Аннотация. Исследование направлено на изучение проблемы адаптации студентов первого курса к вузовскому социуму. В статье уточняется сущность понятия адаптация; проанализированы формы психолого-педагогического сопровождения студентов в рассматриваемый период. Кроме того, в статье представлен опыт психолого-педагогического сопровождения студентов первого курса в условиях вузовского социума.
Текст статьи
Гаенко Ольга Борисовна,студентка факультета психологии исоциальной педагогикиФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институтимени А.П. Чехова»,г. Таганрогolgaenko@yandex.ru
Психологопедагогическое сопровождение студентов первого курсана этапе адаптации к вузовскому социуму
Аннотация.Исследование направлено на изучение проблемы адаптации студентов первого курса к вузовскому социуму. В статье уточняется сущность понятия адаптация; проанализированы формы психологопедагогического сопровождения студентов в рассматриваемый период. Кроме того, в статье представлен опыт психологопедагогического сопровождения студентов первого курса в условиях вузовского социума.Ключевые слова:адаптация, психологопедагогическое сопровождение, вузовский социум.
Сегодня необычайно актуализируется проблема адаптации и самоадаптации личности, формирования ее социальной и профессиональной идентичности.Проблема адаптации студентов на первом курсе в вузе находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. В психологопедагогической литературе проблема сопровождения процесса адаптации рассматривается каксистема профессиональной деятельности психолога, педагога, направленная на создание социальнопсихологических условий для успешного обучения, самоопределения и психологического развития в ситуациях взаимодействия в процессе обучения.Однако практический аспект реализации задач адаптации личности первокурсника остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения, относительно меняется молодое студенческое поколение и,соответственно,должна изменяться технология работы педагогов [1].Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения в институте. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе и большой отсев по результатам сессии. Приспособление к новым условиям требует много сил, изза чего возникают существенные различия вдеятельности и результатах обучения в школе и институте. Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов учения [2].Цельнашего исследованияизучить формы психологопедагогического сопровождения студентов первого курса на этапе адаптации к вузовскому социуму.Задачи исследованиянами выделены следующие.1.Раскрыть психологическую сущность понятия «адаптация», его критерии и показатели. 2.Рассмотреть формы психологопедагогического сопровождения студентов первого курса на этапе адаптации к вузовскому социуму.Адаптация(лат.adaptoприспособляю) процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой [3]. Сама по себе адаптация это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Средством социальной адаптации является принятие индивидом норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия, а также характерных для нее форм деятельности [4].Трудности адаптации это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и студента при организации способов учения.Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность в вузовский социум.Вузовский социум характеризуется системностью, функциональной определенностью, многогранностью деятельности, относительным социальным единством как сообщество людей, основной задачей которых является подготовка высококвалифицированных специалистов [5]. Говоря о вузовском социуме,можно условно выделить двеосновные формы деятельности:учебную;внеучебную (культурную, общественную, досуговую, научноисследовательскую и др.). Следует заметить, что учебная деятельность студентовпервокурсников существенно отличается по своему характеру и содержанию от учебнойдеятельности в школе: расширяется спектр изучаемых дисциплин, значительно увеличивается объем знаний, а также скорость, стиль и способы их презентации, следовательно, требуется определенная профессиональная подготовка для их успешного усвоения [6, с.72].На основе анализа специфики педагогической профессии можно выделить виды внеучебной деятельности. К профессиональнопедагогическим видам внеучебной деятельности в своих исследованиях Л.И.Кобышева относит:
формирование социальной активности студента (социальные, целенаправленные волевые усилия, направленные на овладение внешними обстоятельствами и включает в себя всестороннее развитие личности в студенческом возрасте);формирование педагогической направленности студентов (положительные установки на социальнопедагогическую деятельность, побуждение к саморазвитию, самопознанию, овладение приемами и методами для решения педагогических задач, стремление к профессиональным инновациям, творчеству) [7].В связи с этим мы полагаем, что к процессу социальной адаптации к вузовскому социуму необходимо начинать с первого курса, что является залогом дальнейшего развития каждого студента, как личности, так и как будущего специалиста.Бывшие школьники, поступающие в вуз, только на пути к самоопределению. При этом следует отметить, что «самоопределение, с одной стороны, существенная сторона общественного процесса развития личности, а с другой стороны, тесно связано с проблемами развития человекапрофессионала» [8, с.98]. От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в вузовский социум, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков (при отсутствии навыков самостоятельной работы), зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее. На «базе» этих умений в дальнейшем будет строиться личностный и профессиональный рост, происходить формирование жизненных планов [9].Выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде: начальная стадия, стадия терпимости, аккомодация, ассимиляция.Критериями адаптации служат: количество и качество выполненной работы, производимое на людей впечатление, способность влиться в коллектив, заинтересованность в работе.Выделяют объективные и субъективные показатели адаптации. Объективные характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах. Субъективные характеризуют удовлетворенность сотрудника работой в целом или отдельными ее проявлениями [10].Адаптация личности студента к обучению это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Он обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений. Психологопедагогическое сопровождение является комплексной технологией, особой культурой поддержки и помощи студентупервокурснику в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.Цель психологопедагогического сопровождения помочь каждому студенту быть успешным. Задачи психологопедагогического сопровождения: оказание психологической и педагогической помощи в успешной адаптации каждого студентапервокурсника в новых социальных условиях, создание атмосферы безопасности и доверия в системе «преподаватель студент родительсокурсник».Формы психологопедагогического сопровождения зависят от количества студентов и могут осуществляться коллективно, в малой группе и индивидуально. Адаптационный лагерьэто своеобразная новая форма работы педагогов вуза и психологопедагогического сопровождения, которая проходит вне стен института [11].Во многих вузах Российской Федерации поездки первокурсников в лагерь стали хорошей традицией. Программа, проходящая в этих лагерях, помогает начинающим студентам легко и безболезненно влиться в коллектив. Студенты учатся продуктивному взаимодействию с сокурсниками и преподавателями, раскрывают свой личностный и творческий потенциал, учатся понимать себя и других.Еще одной формой работы с первокурсниками является кураторство. Это одна из форм воспитательной работы, выполняемой работниками профессорскопреподавательского состава в рамках их должностных обязанностей, предусмотренных их индивидуальными планами. Основными направлениями деятельности куратора в вузе являются: вовлечение студентов в социально активную жизнь, формирование у них чувства ответственности, воспитание нравственно и физически здоровой личности [12].Кураторство незаменимая и при правильной организации, эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов, которая позволяет решать многие задачи в учёбе и в других студенческих проблемах, передавать молодёжи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определённое воздействие на их мировоззрение и поведение [13]. Для кураторов первых курсов интересен опыт инновационной деятельности общеобразовательных школ по организации тьюторской поддержки обучаемых [14].Работа кураторов в вузе направлена на решениеприоритетной задачивузовского воспитания создание оптимальных условий для саморазвития личности студента. Куратор участвует в решении этой задачи путем консультирования, ориентации и психологической поддержки студентов.При этом он должен обладать способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение и кооперацию в этих целях участников образовательного процесса (студент, сокурсники, родители, педагоги).
Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а преподаватель создавать для этого условия [15].И.Г.Репьева считает, что для более успешной адаптации первокурсников, необходимо:учитывать трудности адаптации первокурсников при построении учебных планов;использовать различные методы обучения, ориентированные не на зазубривание изучаемых дисциплин, а, в первую очередь, на обучение студентов умению выявлять главные и второстепенные причины, следствия и другие стороны изучаемых проблем;проведение курса «Введение в специальность», в рамках которого студенты первого курса должны получить четкое представление о выбранной специальности, методах и формах обучения, видах, представляемых формах отчетных документов, организации их содержания, периодах сдачи текущегои итогового контроля знаний и др.;использовать для студентов первого курса системы адаптационных тренингов; в системе психологопедагогического сопровождения актуальными становятся тренинги личностного роста, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия;проведение спецкурса «Психология делового общения» на первом курсе обучения, который может способствовать формированию устойчивых навыков конструктивного обучения, развитию социальной компетентности;повышение роли куратора в адаптации студентовк условиям обучения в вузе [16].Психологопедагогическое сопровождение направлено на повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса, своевременное предупреждение возможных трудностей адаптации. Для успешного прохождения процесса адаптации от родителей требуется помощь в адаптации и в создании благоприятных условий для общения. На первом родительском собрании, на факультете психологии и социальной педагогики, куратор знакомит родителей первокурсников с дисциплинами, которые заявлены учебным планом на первую экзаменационную сессию. Он осуществляет сбор информации о студентах, составляет социальный паспорт группы, дает рекомендации родителям на адаптационный период (например, отмечать самые незначительные достижения в период адаптации; поддерживать инициативы студента, его попытки преодолевать трудности; интересоваться его отношениями сокурсниками, с преподавателями, его отношением к новым условиям вуза).Л.Я.Жилина описывает опыт психологопедагогического сопровождения студентовпервокурсников на факультете социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института имени А.П.Чехова.Традиционными формами работы кураторов с первокурсниками на факультете стали проведение адаптационного лагеря «Родные берега» на базе Детского оздоровительного центра «Солнечная поляна» с привлечением студентовтьюторов, вовлечение студентовпервокурсников в совместную творческую работу со студентами старших курсов, проведение открытых кураторских часов,организация и проведение мастерклассов. Идея вовлечения студентов первого курса в совместную с выпускниками деятельность отвечает современным требованиям, предъявляемым к преподавателям при организации воспитательной работы [17].Практическому разрешению проблемы адаптации первокурсника к условиям вуза способствует также участие студентов в творческих конкурсах, молодежных форумах разного уровня, работе педагогических отрядов, социальнопедагогических акциях в детских домах, школахинтернатах, социальных учреждениях города и области. Одновременно решается проблема активизации личностнопрофессиональной самостоятельности студентов. Автор отмечает, что ростом социальной активности студентов улучшается их успеваемость, развивается профессиональная мотивация [18].Таким образом, теоретическое исследование позволило нам сделать выводы.1.Успешная адаптация студентапервокурсника к условиям вузовского социума непосредственным образом влияет на успешность в учебе и развитие его личности и предполагает активную включенность: в новую социальную среду; в учебнопознавательный процесс; в новую систему отношений.2.Адаптационный лагерь и кураторство как формы психологопедагогического сопровождения, оказываются эффективными в прохождении трудного этапа в жизни студента.
Ссылки на источники1.Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студенческой деятельности: автореф.дис.…канд. психол. наук. Иркутск, 1995. 24 с. 2.Лякишева О.В., Казакова С.Б.Эффективная адаптация студентов первого курса залог успешного обучения и профессионального определения личности.URL: http://economics.openmechanics.com/articles/393.pdf.3.Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского. М., 1990. 133 с.4.ШаловаС.Ю. Научноисследовательская работа как средство социальной адаптации студентов //Науковедение. 2012.№3(12). 0421200136\0086. URL: http://naukovedenie.ru/sbornik12/1244.pdf.5.Растова Л.М. Вузовский социум как среда воспитания студентов // Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи. Барнаул, 2000.6.Кобышева Л.И. Пути и средства личностной подготовки школьников к вузовскому социуму // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научнопрактической конференции. 2012. Т. 15,№ 3. С. 7176.7.Кобышева Л.И. Психологопедагогическое сопровождение формирования личностных качеств социального педагога в условиях вузовского образования // Научное мнение.2013. № 4. С. 142145.8.Кобышева Л.И., Кротова А.П. Самоопределение как условие становления профессонализма будущих педагогов// Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 2. С. 95103.9.Ефремова О.И. Психология профессиональной деятельности и личности учителя. Таганрог: Издво ТГПИ, 2012.10.Лобанова Н.Е. Проблема адаптации личности в социуме. URL: http://www.rusnauka.com/8_DN_2011/Psihologia/12_82082.doc.htm.11.Репьева Н.Г. Проблема адаптации студентовпервого курса к обучению в вузе.URL: http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2010/02/pdf/275repyeva.pdf.12.Кашпирева Т. Б. Система кураторства как средство обеспечения социальнокультурной адаптации иностранных студентов // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф., апрель 2011 г. Пермь: Меркурий, 2011. С. 8789.13.Жилина Л. Я. Кураторство как форма передачи профессионального опыта//Вестник Таганрогского государственного педагогического института.Гуманитарные науки.2012. Специальный выпуск №1.С.1924.14.Ефремова О.И. Модель тьюторской поддержки учащихся // Воспитание школьников.2010. №1. С. 2126.15.Кашпирева Т. Б. Указ. соч.16.Репьева Н.Г. Указ. соч.Ефремова О.И., Вараксин В.Н., Жилина Л.Я. и др. Становлениеготовности будущих педагоговпсихологов к профессиональному труду на этапе вузовского образования. Таганрог:ИздвоТГПИ, 2011.300 с.18.Жилина Л. Я. Организация психологопедагогического сопровождения студентовпервокурсников на этапе их адаптации к условиям вуза // Концепт. 2013. Спецвыпуск № 05. ART 13543. URL: http://ekoncept.ru/2013/13543.htm.
Gaenko Olga,student at the Department of Psychology and Social Pedagogy Taganrog State Pedagogical Institute named after Anton Chekhov, Taganrogolgaenko@yandex.ruPsychological and educational support firstyear students at the stage of adaptation to society of high schoolAbstract. The study aims to examine the problem of adaptation of first year students of the university to society. The paper clarifies the essence of the concept of adaptation, analyzed forms of psychological and pedagogical support for students inthe period under review. In addition, the article presents the experience of psychopedagogical support firstyear students in a society of high school.Keywords:adaptation, psychological and educational support, society of high school.
Рекомендовано к публикации:Кобышевой Л. И., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Психологопедагогическое сопровождение студентов первого курсана этапе адаптации к вузовскому социуму
Аннотация.Исследование направлено на изучение проблемы адаптации студентов первого курса к вузовскому социуму. В статье уточняется сущность понятия адаптация; проанализированы формы психологопедагогического сопровождения студентов в рассматриваемый период. Кроме того, в статье представлен опыт психологопедагогического сопровождения студентов первого курса в условиях вузовского социума.Ключевые слова:адаптация, психологопедагогическое сопровождение, вузовский социум.
Сегодня необычайно актуализируется проблема адаптации и самоадаптации личности, формирования ее социальной и профессиональной идентичности.Проблема адаптации студентов на первом курсе в вузе находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. В психологопедагогической литературе проблема сопровождения процесса адаптации рассматривается каксистема профессиональной деятельности психолога, педагога, направленная на создание социальнопсихологических условий для успешного обучения, самоопределения и психологического развития в ситуациях взаимодействия в процессе обучения.Однако практический аспект реализации задач адаптации личности первокурсника остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения, относительно меняется молодое студенческое поколение и,соответственно,должна изменяться технология работы педагогов [1].Первокурсникам не достает различных навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к условиям обучения в институте. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе и большой отсев по результатам сессии. Приспособление к новым условиям требует много сил, изза чего возникают существенные различия вдеятельности и результатах обучения в школе и институте. Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов учения [2].Цельнашего исследованияизучить формы психологопедагогического сопровождения студентов первого курса на этапе адаптации к вузовскому социуму.Задачи исследованиянами выделены следующие.1.Раскрыть психологическую сущность понятия «адаптация», его критерии и показатели. 2.Рассмотреть формы психологопедагогического сопровождения студентов первого курса на этапе адаптации к вузовскому социуму.Адаптация(лат.adaptoприспособляю) процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой [3]. Сама по себе адаптация это предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее деятельности. В этом заключается положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли. Средством социальной адаптации является принятие индивидом норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия, а также характерных для нее форм деятельности [4].Трудности адаптации это не что иное, как трудности совмещения усилий преподавателя и студента при организации способов учения.Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность в вузовский социум.Вузовский социум характеризуется системностью, функциональной определенностью, многогранностью деятельности, относительным социальным единством как сообщество людей, основной задачей которых является подготовка высококвалифицированных специалистов [5]. Говоря о вузовском социуме,можно условно выделить двеосновные формы деятельности:учебную;внеучебную (культурную, общественную, досуговую, научноисследовательскую и др.). Следует заметить, что учебная деятельность студентовпервокурсников существенно отличается по своему характеру и содержанию от учебнойдеятельности в школе: расширяется спектр изучаемых дисциплин, значительно увеличивается объем знаний, а также скорость, стиль и способы их презентации, следовательно, требуется определенная профессиональная подготовка для их успешного усвоения [6, с.72].На основе анализа специфики педагогической профессии можно выделить виды внеучебной деятельности. К профессиональнопедагогическим видам внеучебной деятельности в своих исследованиях Л.И.Кобышева относит:
формирование социальной активности студента (социальные, целенаправленные волевые усилия, направленные на овладение внешними обстоятельствами и включает в себя всестороннее развитие личности в студенческом возрасте);формирование педагогической направленности студентов (положительные установки на социальнопедагогическую деятельность, побуждение к саморазвитию, самопознанию, овладение приемами и методами для решения педагогических задач, стремление к профессиональным инновациям, творчеству) [7].В связи с этим мы полагаем, что к процессу социальной адаптации к вузовскому социуму необходимо начинать с первого курса, что является залогом дальнейшего развития каждого студента, как личности, так и как будущего специалиста.Бывшие школьники, поступающие в вуз, только на пути к самоопределению. При этом следует отметить, что «самоопределение, с одной стороны, существенная сторона общественного процесса развития личности, а с другой стороны, тесно связано с проблемами развития человекапрофессионала» [8, с.98]. От того, как произойдет приобщение личности к новым условиям вхождения в вузовский социум, насколько будут преодолены трудности с приобретением профессиональных навыков (при отсутствии навыков самостоятельной работы), зависит, как сформируется у студентов умение найти способы самореализации не только в рамках профессии, но и вне ее. На «базе» этих умений в дальнейшем будет строиться личностный и профессиональный рост, происходить формирование жизненных планов [9].Выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для нее социальной среде: начальная стадия, стадия терпимости, аккомодация, ассимиляция.Критериями адаптации служат: количество и качество выполненной работы, производимое на людей впечатление, способность влиться в коллектив, заинтересованность в работе.Выделяют объективные и субъективные показатели адаптации. Объективные характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах. Субъективные характеризуют удовлетворенность сотрудника работой в целом или отдельными ее проявлениями [10].Адаптация личности студента к обучению это сложный, длительный, а порой острый и болезненный процесс. Он обусловлен необходимостью отказа от привычного, неизбежностью преодоления многочисленных и разноплановых адаптационных проблем и профессиональных затруднений. Психологопедагогическое сопровождение является комплексной технологией, особой культурой поддержки и помощи студентупервокурснику в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.Цель психологопедагогического сопровождения помочь каждому студенту быть успешным. Задачи психологопедагогического сопровождения: оказание психологической и педагогической помощи в успешной адаптации каждого студентапервокурсника в новых социальных условиях, создание атмосферы безопасности и доверия в системе «преподаватель студент родительсокурсник».Формы психологопедагогического сопровождения зависят от количества студентов и могут осуществляться коллективно, в малой группе и индивидуально. Адаптационный лагерьэто своеобразная новая форма работы педагогов вуза и психологопедагогического сопровождения, которая проходит вне стен института [11].Во многих вузах Российской Федерации поездки первокурсников в лагерь стали хорошей традицией. Программа, проходящая в этих лагерях, помогает начинающим студентам легко и безболезненно влиться в коллектив. Студенты учатся продуктивному взаимодействию с сокурсниками и преподавателями, раскрывают свой личностный и творческий потенциал, учатся понимать себя и других.Еще одной формой работы с первокурсниками является кураторство. Это одна из форм воспитательной работы, выполняемой работниками профессорскопреподавательского состава в рамках их должностных обязанностей, предусмотренных их индивидуальными планами. Основными направлениями деятельности куратора в вузе являются: вовлечение студентов в социально активную жизнь, формирование у них чувства ответственности, воспитание нравственно и физически здоровой личности [12].Кураторство незаменимая и при правильной организации, эффективная система взаимодействия преподавателей и студентов, которая позволяет решать многие задачи в учёбе и в других студенческих проблемах, передавать молодёжи жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определённое воздействие на их мировоззрение и поведение [13]. Для кураторов первых курсов интересен опыт инновационной деятельности общеобразовательных школ по организации тьюторской поддержки обучаемых [14].Работа кураторов в вузе направлена на решениеприоритетной задачивузовского воспитания создание оптимальных условий для саморазвития личности студента. Куратор участвует в решении этой задачи путем консультирования, ориентации и психологической поддержки студентов.При этом он должен обладать способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение и кооперацию в этих целях участников образовательного процесса (студент, сокурсники, родители, педагоги).
Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента, то есть должна быть совместная деятельность. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а преподаватель создавать для этого условия [15].И.Г.Репьева считает, что для более успешной адаптации первокурсников, необходимо:учитывать трудности адаптации первокурсников при построении учебных планов;использовать различные методы обучения, ориентированные не на зазубривание изучаемых дисциплин, а, в первую очередь, на обучение студентов умению выявлять главные и второстепенные причины, следствия и другие стороны изучаемых проблем;проведение курса «Введение в специальность», в рамках которого студенты первого курса должны получить четкое представление о выбранной специальности, методах и формах обучения, видах, представляемых формах отчетных документов, организации их содержания, периодах сдачи текущегои итогового контроля знаний и др.;использовать для студентов первого курса системы адаптационных тренингов; в системе психологопедагогического сопровождения актуальными становятся тренинги личностного роста, межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия;проведение спецкурса «Психология делового общения» на первом курсе обучения, который может способствовать формированию устойчивых навыков конструктивного обучения, развитию социальной компетентности;повышение роли куратора в адаптации студентовк условиям обучения в вузе [16].Психологопедагогическое сопровождение направлено на повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса, своевременное предупреждение возможных трудностей адаптации. Для успешного прохождения процесса адаптации от родителей требуется помощь в адаптации и в создании благоприятных условий для общения. На первом родительском собрании, на факультете психологии и социальной педагогики, куратор знакомит родителей первокурсников с дисциплинами, которые заявлены учебным планом на первую экзаменационную сессию. Он осуществляет сбор информации о студентах, составляет социальный паспорт группы, дает рекомендации родителям на адаптационный период (например, отмечать самые незначительные достижения в период адаптации; поддерживать инициативы студента, его попытки преодолевать трудности; интересоваться его отношениями сокурсниками, с преподавателями, его отношением к новым условиям вуза).Л.Я.Жилина описывает опыт психологопедагогического сопровождения студентовпервокурсников на факультете социальной педагогики Таганрогского государственного педагогического института имени А.П.Чехова.Традиционными формами работы кураторов с первокурсниками на факультете стали проведение адаптационного лагеря «Родные берега» на базе Детского оздоровительного центра «Солнечная поляна» с привлечением студентовтьюторов, вовлечение студентовпервокурсников в совместную творческую работу со студентами старших курсов, проведение открытых кураторских часов,организация и проведение мастерклассов. Идея вовлечения студентов первого курса в совместную с выпускниками деятельность отвечает современным требованиям, предъявляемым к преподавателям при организации воспитательной работы [17].Практическому разрешению проблемы адаптации первокурсника к условиям вуза способствует также участие студентов в творческих конкурсах, молодежных форумах разного уровня, работе педагогических отрядов, социальнопедагогических акциях в детских домах, школахинтернатах, социальных учреждениях города и области. Одновременно решается проблема активизации личностнопрофессиональной самостоятельности студентов. Автор отмечает, что ростом социальной активности студентов улучшается их успеваемость, развивается профессиональная мотивация [18].Таким образом, теоретическое исследование позволило нам сделать выводы.1.Успешная адаптация студентапервокурсника к условиям вузовского социума непосредственным образом влияет на успешность в учебе и развитие его личности и предполагает активную включенность: в новую социальную среду; в учебнопознавательный процесс; в новую систему отношений.2.Адаптационный лагерь и кураторство как формы психологопедагогического сопровождения, оказываются эффективными в прохождении трудного этапа в жизни студента.
Ссылки на источники1.Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студенческой деятельности: автореф.дис.…канд. психол. наук. Иркутск, 1995. 24 с. 2.Лякишева О.В., Казакова С.Б.Эффективная адаптация студентов первого курса залог успешного обучения и профессионального определения личности.URL: http://economics.openmechanics.com/articles/393.pdf.3.Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского. М., 1990. 133 с.4.ШаловаС.Ю. Научноисследовательская работа как средство социальной адаптации студентов //Науковедение. 2012.№3(12). 0421200136\0086. URL: http://naukovedenie.ru/sbornik12/1244.pdf.5.Растова Л.М. Вузовский социум как среда воспитания студентов // Проблемы и пути повышения эффективности воспитания студенческой и учащейся молодежи. Барнаул, 2000.6.Кобышева Л.И. Пути и средства личностной подготовки школьников к вузовскому социуму // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научнопрактической конференции. 2012. Т. 15,№ 3. С. 7176.7.Кобышева Л.И. Психологопедагогическое сопровождение формирования личностных качеств социального педагога в условиях вузовского образования // Научное мнение.2013. № 4. С. 142145.8.Кобышева Л.И., Кротова А.П. Самоопределение как условие становления профессонализма будущих педагогов// Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 2. С. 95103.9.Ефремова О.И. Психология профессиональной деятельности и личности учителя. Таганрог: Издво ТГПИ, 2012.10.Лобанова Н.Е. Проблема адаптации личности в социуме. URL: http://www.rusnauka.com/8_DN_2011/Psihologia/12_82082.doc.htm.11.Репьева Н.Г. Проблема адаптации студентовпервого курса к обучению в вузе.URL: http://elib.altstu.ru/elib/disser/conferenc/2010/02/pdf/275repyeva.pdf.12.Кашпирева Т. Б. Система кураторства как средство обеспечения социальнокультурной адаптации иностранных студентов // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф., апрель 2011 г. Пермь: Меркурий, 2011. С. 8789.13.Жилина Л. Я. Кураторство как форма передачи профессионального опыта//Вестник Таганрогского государственного педагогического института.Гуманитарные науки.2012. Специальный выпуск №1.С.1924.14.Ефремова О.И. Модель тьюторской поддержки учащихся // Воспитание школьников.2010. №1. С. 2126.15.Кашпирева Т. Б. Указ. соч.16.Репьева Н.Г. Указ. соч.Ефремова О.И., Вараксин В.Н., Жилина Л.Я. и др. Становлениеготовности будущих педагоговпсихологов к профессиональному труду на этапе вузовского образования. Таганрог:ИздвоТГПИ, 2011.300 с.18.Жилина Л. Я. Организация психологопедагогического сопровождения студентовпервокурсников на этапе их адаптации к условиям вуза // Концепт. 2013. Спецвыпуск № 05. ART 13543. URL: http://ekoncept.ru/2013/13543.htm.
Gaenko Olga,student at the Department of Psychology and Social Pedagogy Taganrog State Pedagogical Institute named after Anton Chekhov, Taganrogolgaenko@yandex.ruPsychological and educational support firstyear students at the stage of adaptation to society of high schoolAbstract. The study aims to examine the problem of adaptation of first year students of the university to society. The paper clarifies the essence of the concept of adaptation, analyzed forms of psychological and pedagogical support for students inthe period under review. In addition, the article presents the experience of psychopedagogical support firstyear students in a society of high school.Keywords:adaptation, psychological and educational support, society of high school.
Рекомендовано к публикации:Кобышевой Л. И., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»