Развитие идеи воспитания дисциплины в истории педагогической мысли

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шищенко О. С. Развитие идеи воспитания дисциплины в истории педагогической мысли // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 10 (октябрь). – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13202.htm.
Аннотация. Исследование направлено на изучение проблемы воспитания дисциплины в истории педагогической мысли. В статье выделены используемые формы и методы для воспитания сознательной дисциплины на каждом историческом этапе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шищенко Ольга Сергеевна,студентка факультета психологии исоциальной педагогикиФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институтимени А. П. Чехова»,г. Таганрогolya_shichenko@mail.ru

Развитие идеи воспитания дисциплины в истории педагогической мысли

Аннотация. Исследование направлено на изучение проблемы воспитания дисциплины в истории педагогической мысли. В статье выделены используемые формы и методы для воспитания сознательной дисциплины на каждом историческом этапе.Ключевые слова:дисциплина, воспитание дисциплины, формы и методы воспитания дисциплины.

Проблема воспитания дисциплины была актуальна во все времена. Дисциплина является необходимой предпосылкой обучения. Без создания внешних условий, порядка, без признания авторитета учителя процесс обучения неэффективен. Дисциплина формирует черты личностинеобходимые для решения профессиональных задач [1], моральные качества. Она делает школьника сдержанным, стимулирует к самообладанию, способствует формированию умения подчинять свои действия и чувства достижению поставленной цели, создает условия для преодоления недостатков и повышения культуры поведения.Целью нашей работы является раскрыть понимание дисциплины в истории педагогической мысли и выделить основные формы и методы ее воспитания.Воспитание дисциплины и применение наказаний прошло свой длительный исторический путь вместе с развитием человеческого общества. В первобытном обществе господствовали стихийно складывающиеся привычки; здесь общая связь держалась силой привычки, традиции, уважением к старейшине рода. Предоставляемые детям в родовых общинах свобода и самостоятельность в действиях проявлялись в их играх, которые служили своеобразнымсредством выработки у них навыков социального поведения. Включение детей в совместный со взрослыми труд, подражательные детские игры в группах сверстников ‬все это входило в естественный ритм жизни первобытной общины, создавая определенную воспитательнуюсреду. Выработка у подрастающего поколения необходимых для того времени норм поведения являлась предметом заботы всего сообщества. Этому способствовали различные средства, такие как участие в ритуальных церемониях и праздниках, включавших детей в эмоциональную атмосферу родовых обычаев и образа жизни, вырабатывавших у них соответствующие идеалы и ценностные ориентации.Школа и воспитание в государствах Древнего Востока и Европы развивались в логике эволюции конкретноисторических культурных, нравственных, идеологических ценностей. Человек формировался в рамках жестких социальных норм, обязанностей и личной зависимости. Идея человеческой индивидуальности была развита крайне слабо. Личность как бы растворялась в семье, касте, социальной среде. Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца война. Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости и безоговорочного выполнения приказов. Элементы воинской дисциплины прививались с детства.С 7 лет мальчикиспартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в интернаты ‬государственные воспитательные учреждения «агеллы», где и воспитывались до 18 лет под руководством назначаемого государством лица (педонома). Мальчиков приучали к военному делу, к бдительному надзору за рабами, к дисциплине. В Спарте получила свое начало система физических упражнений, распространившаяся затем и по другим греческим государствам, так называемое пятиборье (бег, прыгание, борьба, метание диска, метание копья); много времени уделялось игре в мяч. Дети и подростки учились плавать, ездить верхом, владеть оружием. Их игры носили военный характер [2]. Для развития выносливости детей приучали к всевозможным лишениям ‬перенесению голода, холода, жажды и боли. Ходили юные спартанцы босыми и в легкой, одинаковой зимой и летом одежде, спали на тростнике, который должны были нарвать сами без помощи ножана берегах реки; пища их была простой, неприхотливой. Детей жестоко секли, причем кричать от боли считалось позором.Воспитанники в целях развития дисциплины делились на отряды, во главе которых стояли лучшие юноши. Старшие подростки принимали участие в своеобразных «практических занятиях» ‬криптиях (криптос‬погречески тайный), т.е. ночных облавах, когда отряд подростков и юношей окружал несколько кварталов в городе или территорию в окрестностях Спарты и убивали всех встречных рабов. Таким приемом устрашения рабов спартиаты хотели воспрепятствовать их побегам и объединению в гористых окрестностях в повстанческие отряды [3].Таким образом, фундаментом спартанского воспитания было поощрение не только дисциплины, но и личных заслуг.При воспитании подрастающего поколения, в Спарте, использовались принцип самостоятельности деятельности, принцип соревновательности. Спартанская система обучения и воспитания была направлена не только на физическое воспитание, обучение военному делу, но так же и на воспитание нравственных качеств подрастающего поколения.В Древнем Риме про учеников говорили, что «ухо мальчика на его спине». В римской школе существовала суровая военная дисциплина. Она употреблялись не только в начальных училищах, но даже в тех школах, которые соответствовали нашим средне учебным заведениям. Идеалом воспитания для Цицерона является совершенный оратор, художник слова, общественный деятель. Цицерон считал, что единственным путем достижения истинно человеческой зрелости является систематическое и непрерывное образование и самообразование. Сенека полагал, что в основу дисциплины должно быть положено освоение учащимися нравственных начал: «Лишь одно делает душу совершенной: незыблемое знание добра и зла» [4].В эпоху Средневековья идеал рыцарского воспитания, предполагавший овладение различными умениями и навыками, широкой культурой и высокой нравственности стал впоследствии эталоном гуманистического воспитания эпохи Возрождения, поскольку именно в нем прослеживалась идея разностороннего развития личности.Но рыцарское сословие постепенно приходило в упадок. Ушла традиция рыцарского воспитания, но не бесследно. Так, «кодекс чести», идеи эстетического и физического развития юных рыцарей переступали узкосословную грань и питали идеалы гуманистической педагогики Возрождения [4].На протяжении V‬XV вековцерковные школы сначала были единственными, а затем преобладающими учебновоспитательными учреждениями Европы. В монастырских школах царила суровая дисциплина, за дисциплиной следило специальное лицо ‬пороло. В средневековых университетах дисциплину поддерживал корректор с помощью карцера и доносов [5].Педагогическая мысль в эпоху средневекового феодализма, как и вся практика воспитания и обучения, была пронизана духом религиозной идеологии. Педагогики как таковой еще не было, ее в известной мере заменяли мысли о религиознонравственном воспитании детей, содержавшиеся в богословской литературе.Прекрасной страницей в истории мировой культуры и педагогической мысли стала эпоха позднего европейского средневековья, прошедшая под знаком гуманистических идей Возрождения. Педагогика гуманизма, возникшая в эпоху Возрождения, своими идеями оказала сильное влияние на развитие теории и практики воспитания Большое количество школ отказались от телесных наказаний, процветавших в эпоху Средневековья. Порядок и дисциплина поддерживались с помощью надзора и личного примера воспитателей, путем пробуждения в детях чувства чести и собственного достоинства. Большое значение придавалось религиозному воспитанию детей.Важнейшую роль воспитанию дисциплины отводили педагоги эпохи Нового времени (Я.А.Коменский, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Ф.Гербарт, Ф.А.В.Дистервег и др.).В трудах чешского педагога Я.А.Коменского разносторонне обосновывается идея о том, что дисциплину следует поддерживать преимущественно «хорошими примерами, ласковыми словами и всегда искренним и откровенным благорасположением» [6].Указывая на большое значение дисциплины, Коменский ссылался на чешскую пословицу: «Школа без дисциплины, что мельница без воды». Большая заслуга Коменского заключается в том, что он выступил против отупляющей палочной дисциплины средневековой школы, рекомендовал гуманный подход к детям, но вместе с тем требовал, чтобы учитель поддерживал среди учащихся должную дисциплину. Коменский считал, что розги и палка, эти орудия рабства, совершенно не подходят для людей свободных. Однако совсем отказаться от телесных наказаний Коменский не решился: он не допускает их в качестве наказания за плохие успехи в учении, но сохраняет в тех случаях, когда имеются поступки против нравственности и, в особенности, против религии.Следует поддерживать дисциплину преимущественно «хорошими примерами, ласковыми словами и всегда искренним и откровенным благорасположением». Следует предрасполагать детей к занятиям, делая для них обучение привлекательным и легким [7]. Учащиеся обязаны приходить в школу без опозданий и занимать в классе установленное место. На уроках ученики обязаны внимательно слушать объяснения учителя. Вне школы учащиеся должны вести себя скромно и пристойно. На недисциплинированных учеников следует воздействовать сначала увещеваниями, а если последние не помогают, прибегать к взысканиям. Такими взысканиями являются замечания, выговор; в исключительных случаях (но не за небрежность в учении) Коменский допускает даже телесные наказания. «Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, при руководстве юношеством должна иметь место кротость без легкомыслия, при взысканиях ‬порицание без язвительности, при наказаниях ‬строгость без свирепости» [8].По мнению И.Ф.Гербарта, дисциплина ‬это и условие, и результат нравственного воспитания. Нравственное воспитание должно стремиться «поднять в глазах воспитанника его собственное «Я» посредством глубоко проникающего одобрения». Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удается. В системе нравственного воспитания «одна искра может тотчас же зажечь другую» [9].Поскольку дети не обладают сильной волей и воспитанию предстоит ее создать, нельзя, по мнению Гербарта, допускать, чтобы дети имели возможность проявлять свои дурные наклонности. Это следует пресекать самыми суровыми мерами. Важно создать простой, размеренный и постоянный жизненный уклад, лишенный всяких рассеивающих перемен. Школа должна поддерживать родителей, обеспечивающих детям правильный порядок жизни. Очень опасно дать развиться у воспитанника сознанию, что он самостоятелен в своих действиях. Надо очень осторожно относиться к пребыванию воспитанника в обществе, «поток общественной жизни не должен увлекать ребенка и быть сильнее, чем воспитание». Гербарт требовал установления непререкаемого авторитета воспитателя, считал, что этот авторитет всегда заменяет воспитаннику «общее мнение», а потому «существенно необходимо, чтобы он имел подавляющий авторитет, рядом с которым воспитанник не ценил бы никакого другого мнения». Ф.А.В.Дистервег придавал большое значение дисциплине, обозначая ее, как самоопределение и самореализацию личности, готовность детей к жизни в эпоху быстрых социокультурных перемен, меняющихся исторических условий динамичного информационного общества. Она порождает необходимость в самоидентификации и самоактуализации для каждого человека, в способности человека сохранять личностный стержень, дабы не утратить свое «Я». «Быть человеком, ‬по его словам, ‬значит быть самодеятельным в стремлении к разумным целям.Развитие и образованиени одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение... Поэтому дисциплина каксамодеятельность ‬средство и одновременно результат образования…» [10].В отечественной педагогике изучением проблемы дисциплины занимался Н.И.Пирогов, считая хорошую дисциплину одним из важнейших условий успеха обучения и нравственного воспитания. Он осуждал произвол, казарменный режим, которые царили в школах того времени, и требовал гуманности и сердечности при поддержании дисциплины. В случае проступка ученика педагог должен внимательно учесть обстоятельства, при которых совершен проступок, беспристрастно оценить его, довести до сознания ученика его вину и справедливость назначенного за проступок наказания [11].Макаренко говорил: «…Дисциплинированным человеком мы имеем право называть только такого, который всегда, при всяких условиях сумеет выбрать правильное поведение, наиболее полезное для общества, и найдет в себе твердость продолжать такое поведение до конца, несмотря на какие бы то ни было трудности и неприятности» [12]. Дисциплина в понимании Макаренко это не только дисциплина торможения, но и дисциплина стремлений к активности. Она не только сдерживает, но и окрыляет, вдохновляет к новым победам и достижениям.Одним из способов воспитания сознательной дисциплины Макаренко считал раскрытие воспитанникам «теории морали» [13], то есть раскрывать перед молодежью «азбуку добра и зла». Для этого он предлагает разнообразные формы и методы работы.Наиболее значимой формой работы он считал требование к личности, которое должно быть неразрывно связано с уважением, т.к. основная форма советской дисциплины:как можно больше требования к человеку, как можно больше уважения к нему.Он считал, что процесс дисциплинирования заключается в том, что все самые простые положения дисциплины сопровождаются постоянными упражнениями в них всего коллектива. Это и есть воспитание привычки быть дисциплинированным.Дисциплинирование воспитанников в значительной мере определяется профессиональными качествами и умениями педагога, особенностями организации системы их педагогической поддержки [14,15].Педагогический опыт и учение А.С.Макаренко были психологическим открытием, так как раскрывали социогенез характера, прослеживался переход внешних коллективных взаимосвязей во внутренние отношения человека к окружающему миру [16].В настоящее время данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение учащихся. Школьники стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства вызывают серьезную озабоченность учителей, которые понимают, что позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебновоспитательном процессе, снизить его результативность инегативно повлиять на уровень образованности и воспитанности школьников. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы школьной дисциплины, исследование процесса формирования дисциплинированности и выявление педагогических условий, обеспечивающих эффективность развития данного качества у школьников.Таким образом, подводя итог, следует отметить следующее.1.Дисциплина ‬это способность к самоорганизации и самореализации личности, стремление и умение соблюдать необходимые правила поведения.2.Выделенные формы и методы могут использоваться какдля воспитания сознательной дисциплины, таки для «проверки и поддержания эстетичности» дисциплины.3.Специфика форм и методов воспитания в истории педагогической мысли обусловлены особенностями эпохи, развитием культуры, влиянием традиций.

Ссылки на источники1.Кобышева Л.И. Диагностика профессионально значимых личностных качеств будущих социальных педагогов как средство совершенствования их профессиональной подготовки: автореф. дис.…канд. пед. наук. ‬Елец, 2004.2.История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.// Под ред. А.И.Пискунова. ‬М.:ТЦ Сфера, 2001.3.Там же.4.Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. ‬М., 2002.5.Там же.6.История педагогики и образования.Указ. соч.7.Васильева З.И. Указ. соч.8.КоменскийЯ.А. Великая дидактика.// КоменскийЯ.А. Избранные педагогические сочинения.‬М.: Уч.пед.издат., 1955.9.Васильева З.И. Указ. соч.10.Там же.11.Там же.12.Макаренко А.С. О воспитании. ‬М.,1979. 13.Там же. 14.Ефремова О.И. Психология профессиональной деятельности и личности учителя. ‬Таганрог: Издво ТГПИ, 2012.15.Ефремова О.И. Модель тьюторской поддержки учащихся // Воспитание школьников. ‬2010. ‬№1. ‬С. 21‬26.16.Кобышева Л.И. Указ. соч.

Shyshchenko Olga,3rd year student of the Faculty of Psychology andSocial Pedagogy TGPI named A.P.Chekhov's,TaganrogDevelopment of the idea of discipline in the history of educational thoughtAbstract.The study aims to examine the issue of discipline in the history of educational thought. The article highlights the forms and methods used for the education of conscious discipline at every historical juncture.Keywords:discipline, parenting discipline, forms and methods of discipline.

Рекомендованокпубликации:Ефремовой О. И., кандидатом психологических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»