Сплочение коллектива через вовлечение детей в совместную творческую деятельность
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Золотарёва
И.
А. Сплочение коллектива через вовлечение детей в совместную творческую деятельность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 11 (ноябрь). – С.
96–100. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13232.htm.
Аннотация. В статье предлагается авторский взгляд на сплочение школьного коллектива через совместную творческую деятельность ученического коллектива и учителей общеобразовательного учреждения. В ней кратко описываются две модели реализации этого проекта: «Граффити “Безопасное движение – безопасная жизнь!”» и «Новогодняя сказка в современной школе», осуществленные в работе с учащимися Лицея № 21 г. Кирова, а также предлагаются другие возможные направления реализации проекта.
Ключевые слова:
творческая деятельность, социальный проект, коллектив, изобразительное искусство, граффити
Текст статьи
Золотарёва Ирина Аркадьевна,учитель изобразительного искусства МОАУ «Лицей № 21», г. Киров
zolotareva.ia7@mail.ru
Сплочение коллектива через вовлечение детей в совместную творческуюдеятельность1
Аннотация.В статьепредлагается авторский взгляд на сплочение школьного коллектива через совместную творческую деятельность ученического коллектива и учителей общеобразовательного учреждения. В ней кратко описываются две модели реализации этого проекта: «Граффити “Безопасное движение –безопасная жизнь!”» и «Новогодняя сказка в современной школе», осуществленные в работе с учащимися Лицея № 21 г. Кирова, а также предлагаются другие возможные направления реализации проекта.Ключевые слова: творческая деятельность, коллектив, социальный проект, изобразительное искусство, граффити.
Современное общество ставит перед образованием цель гармоничного развития конкурентоспособной личности учащегося. Согласно этим требованиям обучение должно носить разнообразный по формам деятельности практикоориентированный характер. Выполнить эту задачу, не учитываяразвития коммуникативных и творческих навыков у детей, практически невозможно. Прилагая большие усилия в направлении интеллектуального роста каждого ребенка, мы всегда помним о том, что воспитываем, прежде всего, личность, человека будущего. Ученику жить в обществе, которое мы строим уже сейчас совместными усилиями, в партнерстве «учитель –ученик». Проблема современной школы в том, что вместе с прежними детскими организациями из нее ушла совместная творческая деятельность учащихся. Вся работа в современных условиях прежде всего направлена на индивидуальность ученика. Большую часть времени они проводят в школе, в коллективе, поэтому мы решиливыяснить, как работа над проектом может сплотить коллектив.Проект «Сплочение коллектива через вовлечение детей в совместную творческую деятельность»является составной частью системы мероприятий, направленных на обеспечение всестороннего развития учащихся Лицея № 21 г. Кирова (подробнее об этом можно прочесть в статьях [1, 2]). Онпредполагает, что целесообразное и систематическое планирование различных видов деятельности детей успешно повлияет на процесс нравственного становления личности в коллективе.При этом важно, чтобы детскими коллективами руководили не любители с целью «подработать», а профессионалы. Их задача –не развлечь ученика, а найти, открыть в нем талант, показать ему, на что он способен. Образовательный проект предполагает разработать и реализовать на практике педагогические условия использования возможностей творческой деятельности как средства сплочения коллектива.Его цель–выявить и обосновать художественноэстетический потенциал творческой деятельности как средства сплочения коллектива.Гипотеза образовательного проектазаключается в предположении, что правильная организация управления коллективом способствует слаженной его работе через выполнение каждым участником возложенных на него задач, что в конечном итоге приводит к реализации поставленной цели. 1Работа была представлена на конкурсе «Педагогический дебют» г. Кирова и получила диплом лауреата. Образовательный проект будет эффективным, если:развивать в процессе учебнотворческой работы интерес учащихся к усвоению нравственных понятий путем анализа произведений декоративноприкладного, изобразительного искусства и искусства в целом;использовать наиболее эффективные средства обучения, создавать необходимые условия, способствующие развитию социальнопсихологических, мировоззренческих, межнациональных, патриотических чувств школьников.Задачи образовательного проекта: образовательные: расширить знания по дисциплинам художественноэстетического цикла; закрепить на практике полученные знания, умения и навыки; воспитательные: сформировать навыки работы в группе, навыки самостоятельной работы;способствовать самовыражению учащихся,приобщению учащихся к школьной жизни; развивать интерес к ней;развивающие: развивать творческое мышление и навыки, связанные с творческой деятельностью; развивать память, воображение, фантазию и речь (письменную и устную) учащихся.Таким образом, работаврамках образовательного проекта учит детей определять приоритеты, работать интенсивно, слаженно, преодолевать трудности, анализировать слабые и сильные стороны, распределять ресурсы, обязанности и ответственность, использовать утвержденные правила и процедуры, сотрудничать с коллективом всей школы, достигать максимальной эффективности в реализации целей и задач.
Проект рассчитан на учащихся 5–11х классов. Он помогает разнообразить формы воспитательной работы в школе и сформировать у детей навыки, которыепригодятся им в дальнейшей жизни и будут способствовать их социальной адаптации. Реализация проекта в условиях разновозрастных творческих коллективов призвана воплотить идею помощи старших младшим, способствовать развитию ответственности всех участников проекта. В результате реализации проекта происходят изменения на трех ключевых уровнях: на уровне личности ребенка, уровне ученического коллектива и уровнеобразовательной системы.Развитие личности осуществляется при воспитании активной жизненной позиции ученикав формировании навыков планирования, в коллективной деятельности, в работе с различными материалами (ткань, папьемаше, глина и т.д.); в приобщении к организаторским, актерским и иным творческим способностям.Развитие коллектива предполагает создание положительного эмоционального настроения школьников; повышение интереса учащихся к урокам искусства и внеклассной работе в школе; создание коллектива единомышленников среди учащихся разных классов.Развитие школьной образовательной системы предполагаетсоздание в школе творческого коллектива, включающего ответственных от каждого класса и активистов других творческих коллективов; подготовку и проведение различных мероприятий в школе и за ее пределами. Приведем примеры возможной реализации идей образовательного проекта.Модель 1.Граффити «Безопасное движение –безопасная жизнь!»(по пропаганде безопасности дорожного движения среди молодежи Ленинского района города Кирова).В нем приняли участиеучащиеся 9–10хклассов. Ключевой идеей проекта стало положение:современное искусство помогает решать социальные проблемы общества. Проект был реализованвтри этапа. Целью первого этапа (проектного) было подготовить условия для созданиятворческой работы. Были решены задачи: изучена техника граффити, проработаныправила дорожного движения;разработаны, обсуждены и утверждены творческие наработки по выбранному направлению деятельности; проанализированы материальнотехнические возможности проекта.На втором этапе (практическом) была поставлена цель реализовать проект «Безопасное движение –безопасная жизнь!»по пропаганде безопасности дорожного движения среди молодежи Ленинского района города Кирова в технике граффити. Были решены задачи: организована работа (посредством распределения ролей) по выполнениюпроекта,реализован эскиз в реальные размеры на отведенной территории микрорайона. На третьем этапе (аналитическом)целью было проанализироватьитоги реализации проекта и были решены задачи:обобщены результаты работы,проведена коррекция возникших затруднений в реализации проекта.В ходе реализации проекта «Безопасное движение –безопасная жизнь!»учащиеся научились работать в коллективе; чувствовать ответственность за свою работу и работу всего коллектива; в целом узнали о технике граффити, восстановили в памяти правила дорожного движения. Ценным является то, что в процесс реализации проекта были вовлечены учащиеся с дивиантным поведением и состоящие на внутришкольном учете. В итоге проект был отмечен дипломом Iстепени администрацииЛенинского района города Кирова.В канун новогоднего праздника родилась идея оформления школы по мотивам русских народных сказок, так была реализована вторая модель проекта«Новогодняя сказка в современной школе».Участниками данного проекта сталиучащиеся 1–11х классов, педагоги, сотрудники лицея. Ключевая идея проекта «Новогодняя сказка в современной школе»заключается в оформлении школы к новогоднему празднику в едином стиле через сюжеты разных русских народных сказок.Проект реализовывался в три этапа. Целью первого этапа (проектного) былоподготовить условия для созданиятворческой работы. Были решены задачи: изучена техника вытынанки; учащиеся –участники проекта вспомнилиновогодние сказки и отобрали понравившийся сюжет; разработали, обсудили и утвердили творческие наработки по данному направлению;проанализировали материальнотехнические возможности проекта.Целью второгоэтапа (практического) было реализовать проект «Новогодняя сказка в современной школе», в ходе которого были решены задачи:организованаработа (посредством распределения ролей, учитывая возраст учащихся);реализован эскиз в реальные размеры на окнах лицея. На третьем этапе (аналитическом)целью было проанализировать итоги реализации проекта. Были решены поставленные задачи: обобщены результаты работы, проведена коррекция возникших затруднений в реализации проекта.В ходе реализации проекта учащиеся создали своими руками новогоднюю сказку в технике вытынанки на окнах с морозными узорами, с «запахом»нового года! В основе проекта была заключена интрига: участники (классные коллективы), выполняя те или иные задания, не знали, чем закончится сказка. В итоге получился индивидуальный стиль оформления окон –оригинальный, интересный, не похожий на другие примеры. Весь коллектив школы жил в предкушении новогодней сказки.В целом же образовательный проект может быть реализован по следующим направлениям.I. Литературноисторическое направление, которое предполагаетразвитие навыков устной и письменной речи, умение выражать свое мнение, отношение к событиям и историческим лицам, а также умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Учащимся предлагается:написать рассказ или повесть на историческую тему, например, от лица участника исторических событий или стороннего наблюдателя («Одиндень из жизни крестьянина XVIIвека», «Мой первый крестовый поход», «На поле Куликовом»);написать стихотворение, посвященное историческому деятелю, Великой Отечественной войне и т. п.; написать сочинение и эссе на заданную или свободную тему;выучить и презентовать стихи или монологи, написанные авторами об исторических событиях («Бородино»М. Ю. Лермонтова, «Памятник Суворову»В. А. Рождественского);найти в литературных произведениях упоминание об исторических событиях или отражение положение определенного сословия или класса в обществе и т.п. («Песня про купца Калашникова»М. Ю. Лермонтова, «Война и мир»Л. Н. Толстого);поучаствовать в литературноисторической викторине. В результате проект может быть представлен в форме творческого вечера,сборник стихов, рассказов и т.д. II. Спектакль. Развивает навыки актерского мастерства, сотрудничества в коллективе в процессе совместной деятельности. Дети учатся выступать на публике, придумывать и создавать костюмы, кукол, декорации и реквизиты для спектакля,развивают фантазию, память, устную речь, навыки работы с различным материалом. Учащимся предлагается: выбрать или самим написать сценарий на определенную тему; распределить роли и задания между собой; реконструировать событие; организовать бал, вечерки или творческий вечер с исполнением стихов и песен на данную тему; подготовить необходимые реквизиты, декорации и костюмы; сшить куклы для кукольного театра; подготовить афишу и приглашения на спектакль.
Отчетные мероприятия: постановка спектакля в школе, в детском саду и т.д. III. Декоративно –прикладное творчество. Народные ремесла
Формируют и развивают трудовые умения, фантазию, моторику рук, приобщают детей к национальной культуре.
Учащимся предлагается выполнить работу по следующим направлениям: гончарное производство (лепка из глины, пластилина или соленого теста); художественная роспись; плетение из лозы (или из бумажных трубочек); плетение из бисера; плетение шнура; вышивка;работа с природными материалами; резьба по дереву и т. д. Отчетные мероприятия: выставка работ, инсценировка ярмарки. IV. Изобразительная деятельность. Развивает фантазию, креативность, моторику рук и навыки работы с различными материалами. Учащимся предлагается: написать портрет заинтересовавшегося деятеля или составить коллаж на определенную тему; нарисовать иллюстрациюсобытия; создать макет здания, сооружения, имеющего историческую ценность (Эйфелева башня, Кремль); создать имитацию различных предметов быта, оружие и т.п. разных времен и народов (кукла из соломы, гребешок из кости (например, сделать из глины), деревянный меч для тренировок и т.д.). В проекте предусмотрен рефлексивный компонент, который реализуется посредством следующих форм подведения итогов каждого коллективного дела:
–фотои видеосъемка спектакля и итогового мероприятия проекта;
–размещение и обсуждение информации о проекте на сайте школы;
–коллективный анализ проделанной работы;
–вынесение благодарности всем участникам проекта (грамоты, призы). Оценивание эффективности проекта необходимо проводить по результатам как коллективной, так и индивидуальной работы. Для этого идет подсчет количества учеников, занятых в проекте, проведенных отчетных мероприятий и выполненных творческих работ, а также учитывается личный вклад каждого учащегося. Это проще сделать, если для каждого проекта будет сделан список, в котором будет указано, за кем закреплена та или иная работа, роль каждого из участников. При этом нужно учитывать возрастные особенности и способности учащихся. Итоговое оценивание работы должно проходить совместно с учениками, которые могут сами оценить себя, а также поделиться своими мнениями и впечатлениями о работе в проекте.Таким образом, процессыразвития личности иколлектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.Систематическое вовлечение детей в совместную творческую деятельность позволит сформировать коллективизм, чувство товарищества, ответственности за порученное дело, а так же будет способствовать развитию творчества и креативности учащихся. Обогатит воспитанников не только знаниями, но и умениями в различных областях искусства. Пробуя себя в разных ролях дети приобретают опыт социализации, а педагоги гордятся успехам своих воспитанников, как это обычно бывает в дружной семье.
Ссылкина источники1.Кожевникова Л. Д. О направлениях развития Лицея № 21 города Кирова // Концепт. –3 квартал 2011, ART 11303. –Киров, 2011г. –URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2011/11303.htm.2.ПосашилинаВ. А. Развитие системы поддержки талантливых детей: чтобы ученик почувствовал себя успешным // Концепт. –2012. –№ 10 (октябрь). –ART 12144. –0,5п.л. –URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12144.htm.
ZolotarevaIrina,teacher of fine arts Lyceum № 21 , Kirovzolotareva.ia7 @ mail.ruTeam building through the involvement of children in joint creative activitiesAbstract. The article offers the author's view on the consolidation of the school community throughthe joint creative work of student teachers and staff of educational institution. It briefly describes two models of this project: "Graffiti Safe driving –safe life!" and"A Christmas Tale in the modern school", carried out in the work with the students of the Lyceum number 21 Kirov and suggests other possible areas of project.Keywords:creative activity, collective social project, fine art, graffiti.
Рекомендовано к публикации: Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
zolotareva.ia7@mail.ru
Сплочение коллектива через вовлечение детей в совместную творческуюдеятельность1
Аннотация.В статьепредлагается авторский взгляд на сплочение школьного коллектива через совместную творческую деятельность ученического коллектива и учителей общеобразовательного учреждения. В ней кратко описываются две модели реализации этого проекта: «Граффити “Безопасное движение –безопасная жизнь!”» и «Новогодняя сказка в современной школе», осуществленные в работе с учащимися Лицея № 21 г. Кирова, а также предлагаются другие возможные направления реализации проекта.Ключевые слова: творческая деятельность, коллектив, социальный проект, изобразительное искусство, граффити.
Современное общество ставит перед образованием цель гармоничного развития конкурентоспособной личности учащегося. Согласно этим требованиям обучение должно носить разнообразный по формам деятельности практикоориентированный характер. Выполнить эту задачу, не учитываяразвития коммуникативных и творческих навыков у детей, практически невозможно. Прилагая большие усилия в направлении интеллектуального роста каждого ребенка, мы всегда помним о том, что воспитываем, прежде всего, личность, человека будущего. Ученику жить в обществе, которое мы строим уже сейчас совместными усилиями, в партнерстве «учитель –ученик». Проблема современной школы в том, что вместе с прежними детскими организациями из нее ушла совместная творческая деятельность учащихся. Вся работа в современных условиях прежде всего направлена на индивидуальность ученика. Большую часть времени они проводят в школе, в коллективе, поэтому мы решиливыяснить, как работа над проектом может сплотить коллектив.Проект «Сплочение коллектива через вовлечение детей в совместную творческую деятельность»является составной частью системы мероприятий, направленных на обеспечение всестороннего развития учащихся Лицея № 21 г. Кирова (подробнее об этом можно прочесть в статьях [1, 2]). Онпредполагает, что целесообразное и систематическое планирование различных видов деятельности детей успешно повлияет на процесс нравственного становления личности в коллективе.При этом важно, чтобы детскими коллективами руководили не любители с целью «подработать», а профессионалы. Их задача –не развлечь ученика, а найти, открыть в нем талант, показать ему, на что он способен. Образовательный проект предполагает разработать и реализовать на практике педагогические условия использования возможностей творческой деятельности как средства сплочения коллектива.Его цель–выявить и обосновать художественноэстетический потенциал творческой деятельности как средства сплочения коллектива.Гипотеза образовательного проектазаключается в предположении, что правильная организация управления коллективом способствует слаженной его работе через выполнение каждым участником возложенных на него задач, что в конечном итоге приводит к реализации поставленной цели. 1Работа была представлена на конкурсе «Педагогический дебют» г. Кирова и получила диплом лауреата. Образовательный проект будет эффективным, если:развивать в процессе учебнотворческой работы интерес учащихся к усвоению нравственных понятий путем анализа произведений декоративноприкладного, изобразительного искусства и искусства в целом;использовать наиболее эффективные средства обучения, создавать необходимые условия, способствующие развитию социальнопсихологических, мировоззренческих, межнациональных, патриотических чувств школьников.Задачи образовательного проекта: образовательные: расширить знания по дисциплинам художественноэстетического цикла; закрепить на практике полученные знания, умения и навыки; воспитательные: сформировать навыки работы в группе, навыки самостоятельной работы;способствовать самовыражению учащихся,приобщению учащихся к школьной жизни; развивать интерес к ней;развивающие: развивать творческое мышление и навыки, связанные с творческой деятельностью; развивать память, воображение, фантазию и речь (письменную и устную) учащихся.Таким образом, работаврамках образовательного проекта учит детей определять приоритеты, работать интенсивно, слаженно, преодолевать трудности, анализировать слабые и сильные стороны, распределять ресурсы, обязанности и ответственность, использовать утвержденные правила и процедуры, сотрудничать с коллективом всей школы, достигать максимальной эффективности в реализации целей и задач.
Проект рассчитан на учащихся 5–11х классов. Он помогает разнообразить формы воспитательной работы в школе и сформировать у детей навыки, которыепригодятся им в дальнейшей жизни и будут способствовать их социальной адаптации. Реализация проекта в условиях разновозрастных творческих коллективов призвана воплотить идею помощи старших младшим, способствовать развитию ответственности всех участников проекта. В результате реализации проекта происходят изменения на трех ключевых уровнях: на уровне личности ребенка, уровне ученического коллектива и уровнеобразовательной системы.Развитие личности осуществляется при воспитании активной жизненной позиции ученикав формировании навыков планирования, в коллективной деятельности, в работе с различными материалами (ткань, папьемаше, глина и т.д.); в приобщении к организаторским, актерским и иным творческим способностям.Развитие коллектива предполагает создание положительного эмоционального настроения школьников; повышение интереса учащихся к урокам искусства и внеклассной работе в школе; создание коллектива единомышленников среди учащихся разных классов.Развитие школьной образовательной системы предполагаетсоздание в школе творческого коллектива, включающего ответственных от каждого класса и активистов других творческих коллективов; подготовку и проведение различных мероприятий в школе и за ее пределами. Приведем примеры возможной реализации идей образовательного проекта.Модель 1.Граффити «Безопасное движение –безопасная жизнь!»(по пропаганде безопасности дорожного движения среди молодежи Ленинского района города Кирова).В нем приняли участиеучащиеся 9–10хклассов. Ключевой идеей проекта стало положение:современное искусство помогает решать социальные проблемы общества. Проект был реализованвтри этапа. Целью первого этапа (проектного) было подготовить условия для созданиятворческой работы. Были решены задачи: изучена техника граффити, проработаныправила дорожного движения;разработаны, обсуждены и утверждены творческие наработки по выбранному направлению деятельности; проанализированы материальнотехнические возможности проекта.На втором этапе (практическом) была поставлена цель реализовать проект «Безопасное движение –безопасная жизнь!»по пропаганде безопасности дорожного движения среди молодежи Ленинского района города Кирова в технике граффити. Были решены задачи: организована работа (посредством распределения ролей) по выполнениюпроекта,реализован эскиз в реальные размеры на отведенной территории микрорайона. На третьем этапе (аналитическом)целью было проанализироватьитоги реализации проекта и были решены задачи:обобщены результаты работы,проведена коррекция возникших затруднений в реализации проекта.В ходе реализации проекта «Безопасное движение –безопасная жизнь!»учащиеся научились работать в коллективе; чувствовать ответственность за свою работу и работу всего коллектива; в целом узнали о технике граффити, восстановили в памяти правила дорожного движения. Ценным является то, что в процесс реализации проекта были вовлечены учащиеся с дивиантным поведением и состоящие на внутришкольном учете. В итоге проект был отмечен дипломом Iстепени администрацииЛенинского района города Кирова.В канун новогоднего праздника родилась идея оформления школы по мотивам русских народных сказок, так была реализована вторая модель проекта«Новогодняя сказка в современной школе».Участниками данного проекта сталиучащиеся 1–11х классов, педагоги, сотрудники лицея. Ключевая идея проекта «Новогодняя сказка в современной школе»заключается в оформлении школы к новогоднему празднику в едином стиле через сюжеты разных русских народных сказок.Проект реализовывался в три этапа. Целью первого этапа (проектного) былоподготовить условия для созданиятворческой работы. Были решены задачи: изучена техника вытынанки; учащиеся –участники проекта вспомнилиновогодние сказки и отобрали понравившийся сюжет; разработали, обсудили и утвердили творческие наработки по данному направлению;проанализировали материальнотехнические возможности проекта.Целью второгоэтапа (практического) было реализовать проект «Новогодняя сказка в современной школе», в ходе которого были решены задачи:организованаработа (посредством распределения ролей, учитывая возраст учащихся);реализован эскиз в реальные размеры на окнах лицея. На третьем этапе (аналитическом)целью было проанализировать итоги реализации проекта. Были решены поставленные задачи: обобщены результаты работы, проведена коррекция возникших затруднений в реализации проекта.В ходе реализации проекта учащиеся создали своими руками новогоднюю сказку в технике вытынанки на окнах с морозными узорами, с «запахом»нового года! В основе проекта была заключена интрига: участники (классные коллективы), выполняя те или иные задания, не знали, чем закончится сказка. В итоге получился индивидуальный стиль оформления окон –оригинальный, интересный, не похожий на другие примеры. Весь коллектив школы жил в предкушении новогодней сказки.В целом же образовательный проект может быть реализован по следующим направлениям.I. Литературноисторическое направление, которое предполагаетразвитие навыков устной и письменной речи, умение выражать свое мнение, отношение к событиям и историческим лицам, а также умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Учащимся предлагается:написать рассказ или повесть на историческую тему, например, от лица участника исторических событий или стороннего наблюдателя («Одиндень из жизни крестьянина XVIIвека», «Мой первый крестовый поход», «На поле Куликовом»);написать стихотворение, посвященное историческому деятелю, Великой Отечественной войне и т. п.; написать сочинение и эссе на заданную или свободную тему;выучить и презентовать стихи или монологи, написанные авторами об исторических событиях («Бородино»М. Ю. Лермонтова, «Памятник Суворову»В. А. Рождественского);найти в литературных произведениях упоминание об исторических событиях или отражение положение определенного сословия или класса в обществе и т.п. («Песня про купца Калашникова»М. Ю. Лермонтова, «Война и мир»Л. Н. Толстого);поучаствовать в литературноисторической викторине. В результате проект может быть представлен в форме творческого вечера,сборник стихов, рассказов и т.д. II. Спектакль. Развивает навыки актерского мастерства, сотрудничества в коллективе в процессе совместной деятельности. Дети учатся выступать на публике, придумывать и создавать костюмы, кукол, декорации и реквизиты для спектакля,развивают фантазию, память, устную речь, навыки работы с различным материалом. Учащимся предлагается: выбрать или самим написать сценарий на определенную тему; распределить роли и задания между собой; реконструировать событие; организовать бал, вечерки или творческий вечер с исполнением стихов и песен на данную тему; подготовить необходимые реквизиты, декорации и костюмы; сшить куклы для кукольного театра; подготовить афишу и приглашения на спектакль.
Отчетные мероприятия: постановка спектакля в школе, в детском саду и т.д. III. Декоративно –прикладное творчество. Народные ремесла
Формируют и развивают трудовые умения, фантазию, моторику рук, приобщают детей к национальной культуре.
Учащимся предлагается выполнить работу по следующим направлениям: гончарное производство (лепка из глины, пластилина или соленого теста); художественная роспись; плетение из лозы (или из бумажных трубочек); плетение из бисера; плетение шнура; вышивка;работа с природными материалами; резьба по дереву и т. д. Отчетные мероприятия: выставка работ, инсценировка ярмарки. IV. Изобразительная деятельность. Развивает фантазию, креативность, моторику рук и навыки работы с различными материалами. Учащимся предлагается: написать портрет заинтересовавшегося деятеля или составить коллаж на определенную тему; нарисовать иллюстрациюсобытия; создать макет здания, сооружения, имеющего историческую ценность (Эйфелева башня, Кремль); создать имитацию различных предметов быта, оружие и т.п. разных времен и народов (кукла из соломы, гребешок из кости (например, сделать из глины), деревянный меч для тренировок и т.д.). В проекте предусмотрен рефлексивный компонент, который реализуется посредством следующих форм подведения итогов каждого коллективного дела:
–фотои видеосъемка спектакля и итогового мероприятия проекта;
–размещение и обсуждение информации о проекте на сайте школы;
–коллективный анализ проделанной работы;
–вынесение благодарности всем участникам проекта (грамоты, призы). Оценивание эффективности проекта необходимо проводить по результатам как коллективной, так и индивидуальной работы. Для этого идет подсчет количества учеников, занятых в проекте, проведенных отчетных мероприятий и выполненных творческих работ, а также учитывается личный вклад каждого учащегося. Это проще сделать, если для каждого проекта будет сделан список, в котором будет указано, за кем закреплена та или иная работа, роль каждого из участников. При этом нужно учитывать возрастные особенности и способности учащихся. Итоговое оценивание работы должно проходить совместно с учениками, которые могут сами оценить себя, а также поделиться своими мнениями и впечатлениями о работе в проекте.Таким образом, процессыразвития личности иколлектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.Систематическое вовлечение детей в совместную творческую деятельность позволит сформировать коллективизм, чувство товарищества, ответственности за порученное дело, а так же будет способствовать развитию творчества и креативности учащихся. Обогатит воспитанников не только знаниями, но и умениями в различных областях искусства. Пробуя себя в разных ролях дети приобретают опыт социализации, а педагоги гордятся успехам своих воспитанников, как это обычно бывает в дружной семье.
Ссылкина источники1.Кожевникова Л. Д. О направлениях развития Лицея № 21 города Кирова // Концепт. –3 квартал 2011, ART 11303. –Киров, 2011г. –URL: http:// www.covenok.ru/koncept/2011/11303.htm.2.ПосашилинаВ. А. Развитие системы поддержки талантливых детей: чтобы ученик почувствовал себя успешным // Концепт. –2012. –№ 10 (октябрь). –ART 12144. –0,5п.л. –URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12144.htm.
ZolotarevaIrina,teacher of fine arts Lyceum № 21 , Kirovzolotareva.ia7 @ mail.ruTeam building through the involvement of children in joint creative activitiesAbstract. The article offers the author's view on the consolidation of the school community throughthe joint creative work of student teachers and staff of educational institution. It briefly describes two models of this project: "Graffiti Safe driving –safe life!" and"A Christmas Tale in the modern school", carried out in the work with the students of the Lyceum number 21 Kirov and suggests other possible areas of project.Keywords:creative activity, collective social project, fine art, graffiti.
Рекомендовано к публикации: Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук