Взгляд на преподавание русского языка и литературы в школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Степикова Е. В. Взгляд на преподавание русского языка и литературы в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 12 (декабрь). – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13243.htm.
Аннотация. В статье представлен взгляд учителя на основные проблемы преподавания русского языка и литературы сегодня и собственный опыт по преодолению выявленных проблем.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Степикова Елена Владимировна,учитель русского языка и литеоатуры МБОУ СОШ № 9, г. Новокузнецкpvs2015@yandex.ru

Взгляд на преподавание русского языка и литературы в школе

Аннотация.В статье представлен взгляд учителя на основные проблемы преподавания русского языка и литературы сегодня и собственный опыт по преодолению выявленных проблем.Ключевые слова:низкий уровень грамотности, интеллектуальное затруднение, диагностика, низкий уровень речевой культуры.

С чего начинается учитель?Учитель начинается сознакомления снормативноправовой базой, которое должно носить двусторонний характер: ученик‬Конвенция оправах ребенка,иучитель‬Закон об образовании, госстандарт, требования программы.

С осознания проблем современного образования, которые возникли всвязи стехнологической перегрузкой инехваткой гуманитарных дисциплин, со знания педагогических технологий, концепций, предлагающих вывести образование на новый качественный уровень,ссамоопределения инахождения своего собственного пути. Какие бы ни были технологии: ориентированные на личность, на коллектив‬задача увсех одна: ориентация школы на сохранение идальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей, способностей. Эти новые подходы кобразованию ивоспитанию нашли отражение винновационной деятельности нашей школы, целью которой являетсясоздание максимально благоприятных условий для обучения, воспитания иразвития, социальной адаптации ребёнка; формированиеценностноориентированных установок на сохранение иукрепление здоровья издорового образа жизни. Данная цель реализуется через программу экспериментальной деятельности, предусматривающую создание системы социальнопсихологических условий, способствующих успешному обучению, воспитанию иразвитию каждого ребёнка вусловиях микросоциальногопространства. Создавая здоровое психологопедагогическое пространство на уроке, учитель способствует формированию здоровой (уважающей себяидругих, свободной, ответственной итворческой) личности; созданию здорового, продуктивногодля развития, учёбы итворчествапсихологического климата вклассе (который определяет иэмоциональное самочувствие учеников), задаёт модель приемлемого (правильного) поведения иотношений сдругими людьми. Всвоей работе учитель долженсоздавать здоровый психологический климатпосредством использования диалоговой формы общенияна уроках, чередования видов познавательной деятельности, использования элементов динамических оздоровительных пауз. Важностьэтого подхода корганизации оздоровительной деятельности науроке отметил педагогноватор Евгений Ильин [1]: «Школьный педагог‬единство трёх ипостасей: учителя, артиста иврача. Отсутствие одной из них автоматически перечеркивает две другие. Сейчас вэтой триаде ситуация акцентировала врача. Много спорят отом, как устранить перегрузку, чтобы избежать нервных срывов, апатии, утомляемости. Всерьез ина деле устранит перегрузку учительврач, знающий потенциал ивозможности каждого (!)ученика, скоторым работает. Вэтом сущность методики, которая не уравнивает ине выравнивает, аокрыляет посильным иестественным, как всамой природе, ощущением успеха, движения, роста». С понимания того, что общение «учитель‬ученик»должно строиться на принципиально новом уровне сотворчества, сотрудничества, содеятельности,т.е. одним словом, диалоговом уровне. Такой уровень возможен,если учитель интеллигентный, азначит понимающий, если учитель творческий. Вэтомнамблизка точка зрения Р.И. Альбетковой [2]: «Творчество учителя состоит воптимальном выборе из множества вариантов работы того, который прежде всего интересен самому учителю ивнаибольшей степени отвечает потребностям данного конкретного класса. Только вэтом случае возможен настоящий диалог, вкотором каждый сможет реализовать своиспособности иовладеть необходимыми для личностей умениями инавыками». Если учитель Человечный человек, «то хороший учительэто прежде всего хороший человек, тот, от которого умнеют, облагораживаются,ане тот, укоторого лишь чемуто учатся, чтото узнают» (Е. Ильин)[3].Учительсловесник начинается еще истого, что непросто осознаетузкоспециальные проблемы, растущие сегодня как снежный ком, при этом оставаясь встороне иожидая, пока не появится какаялибо концепция, позволяющая разом решить все проблемы, апринимающий активное,посильное участие впоиске решений, то есть действующий. Можно выделитьтри актуальные проблемы сегодняшнего преподавания русского языка илитературы.

1.Низкий уровень грамотности. Эту проблему отмечает Евгений Ильин [4]:«Прежняя школа наплодила безъязыких грамотеев, неспособных даже вэпоху гласности отстоять свое мнение, азачастую исформировать его. Сегодня как никогда стало ясно, что нельзя обучать русскому языку путем искусственной выучки, то есть из рук учителя, так, чтобы это напоминало выработку какогонибудь навыка».Давать знания‬это искать ключ кнему, ане выдавать вготовом виде то, что умеем изнаем сами. Задача качественного улучшения обучения русскому языку ‬основное направление ‬формирование прочных иосознанных знаний.Всвоем поискерешения данной задачи мы пришликвыводу, что обучение должно основываться на естественноразвивающихся потребностях ребенка. Лев Николаевич Толстой в«Общих замечаниях для учителей» писал: «Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно, чтобы то, чему учат ученика, было понятным изанятным»[5]. Таким требованиям занимательности является лингвистическая сказка, которая являетсячастым гостем нашихуроков.Лингвистическая сказка‬это необыкновенная история очудесах, происходящих сжителями страны Русского языка, но лингвистическая сказка ‬это еще инапряженный труд, работа ума, деятельность воображения. Асильное, яркое воображение‬могучий двигатель познания. Воображаемая сказка ‬это хлеб насущный для школьника, это настоящая потребность его полноценного, умственного развития. Воснове урока сиспользованием лингвистической сказки ‬интересный текст, позволяющий дать прочные знания по русскому языку вформе, соответствующей возрастным особенностям школьника, содержащей чтото новое винтеллектуальном иэмоциональном плане. Уобучающихся возникает естественное желание отгадать загадку, поставленную винтересной форме.

Мы используемлингвистические сказки на уроках различных типов ипри любом методе обучения иэтапе обучения, но тогда ставятся разные задачи. Втакой увлекательной форме можно представить не только теоретические понятия, но иорфографические, ипунктуационные правила, аесли после решения сказки прочитать теоретический материал учебника, то обучающиеся понимают, что достичь результата можно разными способами, что является истинным обучением.

Ещёодним условием формирования прочных иосознанных знаний является интеллектуальноезатруднение. Такое затруднение при объяснении изакреплении учебного материала активизирует мышление. Здесь мы применяемтакую форму как лингвистическая задача. Лингвистическая задача ‬лучший способ мгновенно возбудить внимание иучебный интерес. Врезультате самостоятельного решения исамостоятельного вывода происходит процесс активного овладения учебным материалом, азначит, приобретаются подлинные знания инавыки. Лингвистическая задача ‬это именно задача, ане упражнение или задание, потому что ее надо решать, т.е. ответ лежит не на поверхности, адостигается путем логических операций, при этом решающий должен доказать правильность ответа. Воснове лингвистической задачи имеется затруднение определенного типа, которое предстоит преодолеть учащимся. Преодолевая затруднения, обучающиеся овладевают навыками поисковойдеятельностьи. Лингвистическая задача имеет свою структуру: условия ‬языковые факты, вкоторых содержится проблема, вопросы изадания, направленные на исследование данных фактов. Мы выделяемнесколько видов задач: лингвистическое задание‬оно строится как готовое решение, скоторым надо согласиться или нет, обосновав свое решение; лингвистические (проблемные) вопросытребуют от обучающихся умения анализировать исопоставлять разные языковые явления иправила.Ещёодним видом интеллектуальных затруднений является сопоставление. К.Д.Ушинскийписал: «Все вмире мы узнаем не иначе, как через сравнение, оно заставляет обучающихся думать, анализировать, делать логически правильные выводы, обобщать»[6]. Таким образом, сопоставление развивает мыслительные способности инаблюдательность, воспитывает активное, познавательное отношение кпредмету. Этот прием эффективен при словарной работе; развивает орфографическую зоркость, улучшает работу разных видов памяти, активизирует мыслительную деятельность. Итак, при данных приемах обучения грамматические знания не сообщаются вготовой форме, а добываются путем наблюдений надфактами речи. Если вначале такой работы учитель наводящими вопросами подготавливает квыводам, то со временем такая помощь становится постепенно убывающей. Наблюдение ивытекающее из него индуктивное умозаключениеявляется основой грамматических знаний обучающихся. Данная форма развивает исследовательский инстинкт, умение анализировать иобобщать, самостоятельно выводить закономерности впроцессе классификации учебного материала. При высказывании своих предположений обучающиеся попадают вситуацию сотрудничества. Учитель теперь друг, которому можно доверить даже сомнительную гипотезу. Процесс деятельности становится более активным, творческим. Апсихологическими последствиями является перестройка мотивации всей учебной деятельности, создание комфортных условий для развития каждого ученика, удовлетворения и радости отобщения. Еще одним важным приемом формирования грамотного письма мы считаемдиагностику. Ее цель‬своевременное выявление, оцениваниеианализ учебного процесса. Диагностика включает контроль, проверку, оценивание,накопление статистических данных иих анализ, выявление динамики итенденции прогнозирование дальнейшего развития событий. Проверка позволяет вести наблюдения за уровнем усвоения обучающимися программного материала. Систематический учет знаний помогает своевременно обнаружить проблемы ввосприятии иосознании, осмыслении изапоминании, обобщении исистематизации, получить объективную информацию остепени усвоения учебного материала. Своевременное выявление недостатков ипробелов взнаниях позволяет своевременно корректировать деятельность обучающихся испособы руководства этой деятельностыо. Учитель получает информацию икорректируетпроцесс индивидуальными заданиями, дополнительным объяснением, приводит вспомогательные примеры. Таким образом, контроль не только дает возможность установить, что усвоено учеником, какими умениями он овладел, но изафиксировать пробелы взнаниях обучающихся инаметить рациональные пути их устранения сучетоминдивидуального подхода. Поэтомудиагностика иконтроль позволяют на качественном уровне составить перспективный план ликвидации пробелов. Система контроля помогает успешной организации дифференцированного обучения, асистематический контроль дисциплинирует школьников, приучаетих трудиться регулярно. Организация чёткоспланированной, тщательно продуманной,гибкой неформальной системы контроля является одним из резервов повышения эффективности процесса обучения.Следовательно, диагностика необходима для организации формирования грамотного письма, так как позволяет простроить систему работы по ликвидации пробелов каждого ученика.Первым звеном всистеме проверки следует считать предварительное выявление уровня знаний обучающихся. Степень усвоения понятий, терминов, положений можно выявлятьссамого первого урокарусского языка посредством следующих видов контроля: краткие письменные ответы обучающихся на предельно конкретные вопросы;

диктант «Проверяю себя», при написании которого обучающиеся пропускают трудные для них буквы;

всевозможные виды опросы: индивидуальный, фронтальный, выборочный, уплотненный, коллективный, взаимоопрос;

небольшие по объёму самостоятельные ипроверочные работы, тесты, раздаточный материал;всевозможные виды диктантов: буквенный,цифровой, графический, схематический.Это позволяет собирать информацию не только об уровне сформированностизнаний, умений инавыков, но иматериал для эффективной организации уроков повторения материала, изученного ранее. На основе собранной информации составляетсядиагностическаякартана каждого обучающегося, что позволяет строитьработу по ликвидации выявленных пробелов.Результаты, полученные входе работы сдиагностической картой, позволяют более эффективноорганизовывать групповую работу собучающимися по принципу дифференцированного подхода. Один из вариантов организации групповой работы собучающимися ‬это консультативные занятия, на которые приглашаются 3‬5 школьников собщими пробелами (учителю помогают организовывать этот процесс ученикиконсультанты). Не менее эффективным является ииндивидуальная работа, которая организуется по карточкаминформаторам. Первая часть вкарточке ‬это само правило, либо его графическое изображение, либо алгоритм, авторая часть ‬материал для закрепления. Иногда для успешного выполнения карточки требуется икарточкапомощник, вкоторой содержится информация, необходимая для овладения правилом. Как показывает опыт практической деятельности, формировать навыки работы обучающихся слингвистической информацией необходимо начинать с5го класса. Тетрадь теориисодержит информацию для заучивания, составляются таблицы и схемы, графическое обозначение орфографическихипунктуационных правил. Работа над составлением таблиц, схем играфических изображений способствует развитию памяти, формированию логического мышления, воспитанию культуры учебного труда. В процессе работы над темой самообразования «Индивидуальнодифференцированное обучение русскому языку сучетом типов восприятия итипов мышления личности» мыеще раз убедились вэтом. После прохождения темы «Повторим изученное» составляется еще одна диагностическая карта сумениями, которые обучающиеся должны будут приобрести кконцу учебного года. Данная карта будет заполняться по итогам текущего иитогового тематического контроля. Текущий контроль проверяет усвоение каждой изученной темы иобеспечивает возможность диагностирования обучающихся лишь отдельных элементов программы. Такой контроль необходим для диагностирования хода дидактического процесса, сопоставления реально достигнутых на отдельных этапах результатов сзапроектированными. Текущий контроль способствует своевременному определению пробелов вусвоении материала иповышению общей продуктивности учебного труда. Формы текущего контроля(кроме заявленноговыше):

проверочная работа с выбором правильного ответа; графическое объяснение написанного; грамматические задания: разбор по членам предложения, составление схем и предложений по схемам, замена предложения его синонимической конструкцией, распространение предложений обособленными конструкциями.Контроль за овладением школьниками умений составлять схему предложений должен быть постоянным, так как работа по данным умениям имеет огромное значение: развивает абстрактное мышление, помогает четко видеть структуру предложения, что способствует успешному овладению пунктуационными умениями;

графические диктанты как письменные, так и устные, по заготовленным дома карточкамсхемам;

тестовые задания (6‬8 пунктов), охватывающиематериал 2‬3 уроков.

Данные формы проверки дают своевременную, быструю, точную информацию орезультатах обучения. Тематический контроль знаний иумений проверяет не отдельно усвоенные элементы, ацелый раздел или тематический курс. Цель такой проверки‬диагностирование качества усвоения обучающимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимисявразных частях курса. Главная функция этой проверки ‬систематизация иобобщение. Результат сравнения достигнутого обучающимися спрограммным уровнем позволяет своевременно выявить пробелы ипостроить работу для устранения дидактических причин неуспеваемости. Формы тематического контроля могут быть следующими:

диктант с графическим изображением (около 2‬3 орфограмм и постановка знаков препинания);

самостоятельное составление таблиц, схем классификационного характера. Такая проверка имеет большое значение, так как способствует развитию абстрактного логического мышления, умения обобщать и приводить в систему изученное, анализировать и сопоставлять, находить в сравниваемых явлениях общее и различия. Работа предполагает дифференцированный подход: сильные обучающиеся выполняют самостоятельно,а слабые‬со справочниками, учебником;комплексный анализ текста ‬проверка знаний и умений по всему курсу русского языка. Обучающиеся, которые в недостаточной степени усвоили материал, поначалу могут выбирать вопросы для выполнения; тематические и итоговые тесты, которые по сравнению с контрольной работой, позволяют увеличить объем проверяемого материала и получить более объективные знания о состоянии знаний, умений и навыков школьников; морфологический и морфемный разбор слова. Эти разборы синтезируют знания, полученные по всем разделам лингвистики. Разборы формируют умения устанавливать языковые связи;зачетный урок. Такие уроки выявляют сформированность умений и навыков, определенных программой. При этом акцент делается на практическое применение знаний в новых, ранее неизвестных школьникам ситуаций. Данные уроки решают и воспитательные задачи: повышают личную ответственность каждого ученика за результат учебы; тематический зачет. Он включает два уровня ‬базовый, то есть обязательный, «зачетный» и повышенный уровень усвоения материала, дополнительный «уровень 4, 5», что диктуется необходимостьюдифференцированного обучения, ученик сам определяет уровень своих возможностей.Таким образом, уроки коррекции знаний, проводимые после тематического иитогового контроля, не могут носить формальный характер, когда учитель еще раз объясняет типичные ошибки или когда учащиеся самостоятельно выписывают свои ошибки, исправляя их, при этом действуя неосознанно, не продумывая каждое свое учебное действие. При проведении уроков коррекциизнанийпо результатам диагностики составляютсянебольшие группы (от 3до 5обучающихся), допустивших небольшое количество ошибок,ивыполнивших работу на «4». Данные группы втечение нескольких минут анализируют свои ошибки собъяснением ивыполняют общуюкарточку, затем становятся консультантами. Ониполучают список учащихся, нуждающихся впомощи, помогают выполнить им коррекционную часть работы инебольшую карточку на закрепление. Каждый консультант отвечает за определенный блок правил, поэтому лучше проверить его заранее. Аимена других учеников класса могут встречаться всписке идругих консультантов. Притаком подходе кобучению особую важность приобретает контроль учителя за домашними заданиями обучающихся. «Нужно так организовать проверку тетрадей, чтобы каждыйученик чувствовал ежедневную ответственность за свои записи вних»,‬пишет всвоих методических рекомендациях Т. А. Ладыженская [7] ипредлагает организовать следующую работу: на одном из первых уроков раздать памятки стребованием кдомашней работе. Устное домашнее задание.

1. Читаю параграф, обдумываювыделенные втексте слова, отвечаю на вопросы параграфа.2. Подбираю примеры иобъясняю их.3. Пытаюсь рассказать себе, что японял ичто знаю.4. Открываю учебник ипроверяю себя.Письменное домашнее задание.

1. Исправляю ошибки, допущенные ранее.

2. Привожу примеры кпараграфу.

3. Выполняю упражнение.

Такой подход квыполнению домашнего задания очень продуктивен, но дети, неприученныектакому объемуработы сначальных классов, тяжело привыкают ктаким требованиям, но это дает свой положительный результат. Итак, тщательный анализ ошибок позволяет организовать дальнейшую работу по формированию навыков иумений грамотного письма. Аежедневный контроль дисциплинирует школьников, приучает их трудиться регулярно.

2. Второй актуальной проблемой преподавания русского языка является низкий уровень речевой культуры обучающихся.«За унылой чередой разных видов грамматических разборов, списков слов для заучивания, бесконечных рамочек вучебниках инапряженного ожидания результатов очередного диктанта не видят дети вродном языке самого главного ‬его удивительного богатства икрасоты, того, чем может гордиться каждый, ктосчитает русский язык своим родным»[8].После проведения семинарских занятий в10мклассе по теме «Язык иречь. Русский язык ирусская литература» совместными усилиями со старшеклассниками была составлена памятка об отношении кродному языку.

Если гордишься своим языком, то береги его: от засорения вульгаризмами и жаргонизмами;от стилистического «снижения» и «стилевого усреднения»;от ненужных иноязычных заимствований;от разного рода неточностей;и тем более от ошибок и неправильностей;словом, от всего, что ведет к его оскудению и, как следствие, к обеднению и омертвению мысли. Приведем выдержку из реферативной работы ученицы: «Современный человек отучаетсяот красоты слова, от красоты напевной русской мелодии, традиционного обряда. Современная устная и письменная речь стилистически снижается иогрубляется. Язык художественной литературы испытывает тенденции кбезликости истандартности. Язык науки страдает от ненужной усложненности, обилия не всегда оправданных иноязычных заимствований вобласти терминологии. Публицистика грешит многословием, невнятностью. Поток арготическихэлементов, такое нарочитое огрубление речи отражает ипоказываетнедостаточно высокий уровень речевой иобщей культуры говорящих ипишущих,отсутствия языкового вкуса».

Как привить языковой вкус?С нашейточки зрения, это интеграция русского языка илитературы. Ведь именновпроизведениях художественной литературы наиболее полно иярко проявляется эстетическаяфункция языка. Впервую очередь работать над данной проблемой помогают уроки развитии речи.Воснове этих уроков лежат небольшие отрывки, фрагменты из произведений художественной литературы как образец возможностейязыка. Приэтом школьники учатся использованию разнообразных изобразительных возможностей языка, искусству творческого чтения. При подготовке ксочинениям обучающимися самими открывается вся палитра красок языка, которыми они воспользуются для передачи собственных мыслей ичувств. Таким образом, наблюдение над образцами художественной литературы позволяет, содной стороны, воспитывать уобучающихся навыки творческого использования языкового богатства всобственной речевой практике, асдругой стороны,служит формированию иразвитию мыслящей, творческой, азначит исвободной личности. Кроме развития творческих способностей обучающихся на уроках развития речи ставится идругаязадача ‬развитие творческого воображения,которое является лучшим двигателем познания. Данная задача решается через игровые задания: мысленное изменение в пространстве: помести себя в картину, посмотри с разных ракурсов, опиши, что видишь; увеличь,либо уменьши любой изображенный предмет, перенеси героя рассказа в другое пространство ‬что произойдет;

выбор другой точки зрения; расскажи о происшедшем глазами одного из персонажей;расскажи тему сегодняшнего урока отсутствующему товарищу с точки зрения иностранца или человека другой профессии;

рассмотрение объекта с разных уровней.

Оченьбольшое значение для развития познавательных, креативныхспособностей школьников играют внеклассные формы работы по предмету. Одной из таких ярких изапоминающихся для детского сознания форм являются Недели русского языка илитературы, проводимые ежегоднопод знаком какоголибо юбилея, девиза. Впроцессе проведения недели обязательным является личное участи каждого ребенкакак на творческом этапе (чаще всего он является подготовительным, споследующей выставкой детских работ), так ипознавательном, то есть непосредственно впроводимых мероприятиях на параллели.Результатом такого развития становится саморазвивающаяся, саморегулирующаяличность,сгибкими осознанными знаниями.Аразвитие индивидуальности, самобытности, неповторимости обучающихся, раскрытие их природного дара‬ценность образовательного процесса.

3. Третья актуальная проблемапреподавания русского языка и литературы‬низкий читательский уровень.Е.Ильинотмечает: «Сейчас, когда положение наше вобщемто отчаянное, когда нажим истрессы внешнего мира противостоят таинственным порывам игорьким сновидениям нашего внутреннего мира, мне кажется, что родную литературу нельзя более рассматривать просто как один из учебных предметов, наряду сгеографией или историей. Она имеет особое значение, не укладывающееся вшкольную программу. Языкилитература могут помочь нам жить всогласии ссамим собой, атакая помощь нам особенно нужна. Современный мир полон людей, которые разучились жить владу ссобой…»[9].Литературе врешении этих проблем принадлежит особая роль, так как именно литература во многом определяет духовное, нравственное, гражданское становление личности, ее эстетическое иинтеллектуальное развитие.

Как преподавать литературу сегодня? Ведь читательская культура большинства учеников низка. Реестр популярных книг, как правило, заполнен низкопробной беллетристикой, остросюжетными детективами ибульварными романами. Надо помнить и знать, что для современных подростков характерны сомнения иметания, горькие ошибки иразочарования, поиски смысла жизни имаксималистское восприятие окружающего мира. Следовательно, подростки легко могут включиться вразговор осильной личности, овозможностях делать добро, огибельной силе индивидуализма. Любимый герой подростка ‬человек активный, стремящийся кподвигу, преодолевающий препятствия. Ребёнок хочет быть взрослым, устремляется вбудущее, иглавная задача ивзрослых, илитературы ‬передать опыт подрастающему поколению, иначе вмир взрослых введут друзья, другие взрослые. Мысленное освоение жизненных ролей должно быть опережающим, чем практика. Для подростков литература ‬это средство понимание людей, их жизни, приобщение квзрослой жизни. Необходимо помнить, что функция формирования личности принадлежит литературе иискусству. В формировании иразвитии нравственного здоровья обучающихся неоценимо значение уроков литературы. Литература, благодаря своим междисциплинарным связям, развивает речевую культуру школьников, формирует эстетическое отношение кокружающему миру, обостряет проблему взаимоотношения «человек‬природа», «человек‬здоровье». Школьники, читая произведения, осознают необходимость личной ответственности за все происходящее, за свою жизнь, судьбу издоровье. Наше видение уроков литературы ‬воспитание средствами предмета, обучение умению работать скнигой, совершенствовать навыки чтения, то есть одним словом, учить искусству творческого чтения. Основой такого чтения является деталь. Надо найти такие детали, которые отзовутся всердце ребёнка, вызовут его на разговор, на желание рассуждать опоступке героя, тем самым перенося чужой опыт на себя. Очень часто такие детали складываются врабочие схемы урока, которые обучающимсявизуалам позволяют увидеть, аудиалам‬возможность услышать, акинестетикам‬прикоснуться к станицам произведений своим творчеством. Таким образом, литература становится потоком не отвлечённых, абстрактных знаний, аобъектом личных переживаний. Изучаемый материал нужно пережить, тогда он станет личностно значимым. Эмоциональное восприятие изучаемого, пронизанное творчеством ‬это шаг вразвитии личности. Аразвитие вчеловеке свободы идобра ‬цель нравственного образования. Нельзяне согласиться стем, что словесник не только проводник знаний, но ипроводник культуры, притом самой тонкой, душевной, нравственной. Человек ‬главный предмет школы!Обучение не доминирующий абсолют, асоставная часть программы воспитания. Значит, не произойдет подмена творческого, личностного ‬формальным. Не отметки иуспеваемость, адуховное развитие ребенка становится конечным показателем работы учителя.

На урокахдиспутах, урокахконференциях обучающимся предлагаются для обсуждения, всоответствии сизучаемой темой, острые проблемы современной жизни: любовь кближнему, истина инравственность, душевная щедрость ивнутренняя свобода, поиск смысла жизни, ложь иправда, добро и зло, моральная ответственность человека за свои поступки.

Основным видом деятельностиучителяявляется урок. Для негоэто не просто промежуток времени в 40 минут. Это событие и для ученика и для учителя. За этот урок учитель должен успетьсделать многое: научить, развить, поддержать, дать возможность поверить в себя, создать комфорт, дать крепкие фундаментальные знания. На каждом уроке он долженне учить, а душевно беседовать, размышлять и сообщас ребенкомдогадываться.

Ссылки на источники1.Ильин Е.Н. Искусство общения. ‬М., 1982.2.Альбеткова Р.И. Русская словесность. ‬М.:Дрофа, 2006.3.Ильин Е.Н. Указ. соч.4.Там же.5.Толстой Л.Н.Общие замечания для учителя.URL: az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0910.shtml.6.УшинскийК.Д.Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии».‬М.,1870.7.Речь/ Под ред.Т. А.Ладыженской.‬М.:Педагогика,1990.8.РазумовскаяМ. М., ЛьвоваС. И., КапиносВ. И.Русский язык. 7класс. Методическиерекомендации. ‬М.: Дрофа, 2010.9.ИльинЕ.Н. Указ. соч.

Stepikova Elena,teacher of the Russian language and literature, secondary school #9, Novokuznetskpvs2015@yandex.ruLook at the teaching of the Russian language and literature at schoolAbstract.The author describes the view on the main problems of teaching the Russian language and literature nowadays and the own experience in overcoming these problems. Keywords:low level of competence, intellectual difficulty, diagnostics, low level of speech culture.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В.В., кандидатом педагогических наук