Критерии и показатели готовности будущих педагогов к морально-духовному воспитанию дошкольников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Монке Е. С. Критерии и показатели готовности будущих педагогов к морально-духовному воспитанию дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 12 (декабрь). – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13252.htm.
Аннотация. В статье сделана попытка утвердить мысль о значимости личности педагога в морально-духовном воспитании дошкольников, а также определить готовность будущих педагогов к морально-духовному воспитанию дошкольников. Предложены критерии и показатели, по которым определялась готовность будущих педагогов к морально-духовному воспитанию дошкольников. Представлены результаты анализа анкетирования и бесед со студентами на констатирующем этапе эксперимента, что засвидетельствовало недостаточную готовность будущих педагогов к морально-духовному воспитанию детей дошкольного возраста, и подтвердило необходимость целенаправленной работы в рассматриваемом вопросе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Монке Елена Станиславовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры семейного и эстетического воспитанияГУ «Южноукраинскийнациональный педагогический университет имени К. Д. Ушинского», г. Одессаmonke@stikonet.od.ua

Критерии и показатели готовности будущих педагогов

к моральнодуховному воспитанию дошкольников

Аннотация.В статье сделана попытка утвердить мысль о значимости личности педагога в моральнодуховном воспитании дошкольников, а также определить готовность будущих педагогов к моральнодуховному воспитанию дошкольников. Предложены критерии и показатели, по которым определялась готовность будущих педагогов к моральнодуховному воспитанию дошкольников. Представлены результаты анализа анкетирования и бесед со студентами на констатирующем этапе эксперимента, что засвидетельствовало недостаточную готовность будущих педагогов к моральнодуховному воспитаниюдетейдошкольноговозраста,и подтвердило необходимостьцеленаправленнойработы врассматриваемомвопросе.Ключевые слова:будущие педагоги, студенты, моральнодуховное воспитание, художественная литература.

Трудымногих современных ученых(Ш.А.Амонашвили, В.П.Андрущенко, И.Д.Бех, О.И.Кузьминский и мн. др.)утверждают мысль о том,чтовстановлении, духовно и моральноздорового обществаследуетнесколько поиномурасставитьакцентыв моделированииобразовательновоспитательной системы. Нужно, чтобы воспитаниешловпередиобучения.А, собственно, профессия педагогана государственномуровнедолжна стать ведущей, как в социальном, так и в экономическомплане.Ведь педагог‬это не толькотрансляторзнаний, а прежде всеголичность,формирующаяморальнодуховные ценностимолодого поколения.

О значимостиличностивоспитателя вжизнидетей, содержании профессиональнойподготовкивоспитателяписаливыдающиесяпедагогипрошлого (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоци, Ж.Ж.Руссо,К.Д.Ушинский, С.Ф.Русова, К.Д.Алчевская, В.А.Сухомлинский и др.). Например, в статьяхК.Д.Ушинскогочувствуетсяпопыткаподнять авторитетвоспитателя, показатьегоогромную общественнуюценность. Великий педагогутвердилмысль о том, что позицияучителя, воспитателя ‬важнейшее звенопедагогическогопроцесса:«... влияние личностивоспитателянамолодую душусоставляетту воспитательную силу, которую нельзязаменить ниучебниками, ни моральнымисентенциями, ни системойнаказанийи поощрений»[1, с. 15‬16].Различные аспектыпрофессионального становлениябудущего педагогапредставлены внаучныхисследованияхипубликацияхсовременныхукраинскихученых (Л.Артемова, И.Бех, Г.Беленькая, С.Витвицкая, А.Богуш, Н.Гавриш, М.Евтух, Т.Жаровцева, И.Зязюн, и др.).Исследователиприменяютразличные подходык изучениюсущности феноменаготовностибудущихпедагогов кпедагогической деятельности. В современном образованииособое место, кромедеятельностного, занимаюткомпетентностныйи личностноориентированный подходы. Личностноориентированный подходутверждает впедагогикепредставлениео деятельной, социальнойитворческой сущностичеловека ипредполагает отношениепреподавателяк студенту, учителя к ученику, авоспитателяк воспитанникукак к личности, помощь ейвсамоосознании, раскрытииее возможностей, становлениисамосознания, самореализацииисамоутверждении. КакотмечаетИ.Д.Бех, личностноориентированный подход«должен полностью ассимилироватьсякомпетентностным подходом», ведь «моральнодуховная опытностьличности,предусматриваемаякомпетентностным подходом, непосредственносвязанас использованиемидейличностноориентированного воспитания, при которомвоспитанник являетсясубъектомобщественнозначимого поведениякаксущественнойсоставляющейобщественной жизни»[2].Моральнодуховное воспитание, на наш взгляд, ‬этопроцесс накопленияопределенныхдуховныхчувств, опытаморального поведения, духовного опыта, формируемыхпрежде всего на основезнанийо моральныхидуховных ценностях, которые в дальнейшемосознаютсяи превращаютсявсобственные убеждения, становятсямотивами истимуламик жизнипо законаммудрости, добраикрасоты, это осмыслениеморальных принципови законов, созданных наосновеобщечеловеческиххристианскихдуховныхценностей, осознаниеиреализация ихв своей душе. Это, в сущности, направление детейна соблюдениезаповедейБожьих, которое позволитим итеперь, иво взрослой жизнижитьсветло, счастливо, с чистойсовестью. Моральнодуховное воспитание должноустремлятьсяна раскрытиев ребенкеличности, зернакоторой внембылизаложены изначально.Эффективностьморальнодуховного воспитания детейдошкольноговозраста, зависит нетолькоот профессиональныхзнанийи уменийпедагога, нои отего пребыванияв гармониис духовнойкультурой. Формированиеличностибудущего педагогавширокомсмыслеопределяется, с однойстороны, наличиемпрофессиональнопедагогической культуры, педагогическихвзглядов, с другой ‬способностьюретранслироватьсвой внутреннийдуховный потенциалв работес детьми иихродителями.Логиканашей статьипредусматривает определениепонятия«готовность». Наконстатирующемэтапеэкспериментанаиболееприемлемымнам кажетсяопределениеготовностибудущегопедагога кпедагогической деятельности как«фундамента егопрофессиональнойкомпетентности, гдепоследняя являетсясвоеобразнойзонойближайшего(илиудаленного) развития педагогическойготовности»[3, с. 68]. В процессе констатирующего экспериментанамивыявлено состояниеготовностибудущихпедагоговк моральнодуховному воспитаниюдетейдошкольноговозраста. Оценка готовностибудущихпедагоговк моральнодуховному воспитаниюдошкольниковскладываласьпо следующим критериям:наличный уровеньдуховнойкультурыбудущего педагога; педагогическая направленностьличностистудента науказаннуюсферувоспитательнойработы, т. е. на моральнодуховное воспитание дошкольников;оценкасоответствующейпедагогическойкомпетентности.

Сущность духовной культуры будущего педагога мы рассматриваем как духовный ориентир его личностного и профессиональнопедагогического развития через процессы самопознанияи саморазвития. Духовная культура позволяет не только успешно решать жизненные проблемы, положительно воспринимать жизнь в целом, но и открывает возможность максимально реализовать свои способности. Повышение уровня духовной культуры будущего педагога как сложный процесс его самопознания и саморазвития неизбежно ведет к повышению его профессиональной культуры, стремление к самосовершенствованию в условиях профессиональной деятельности.Этот путь духовного развития будущого педагога‬не лёгкий, но он являетсяи путём к духовности его будущих воспитанников [4, с.102].

Подводя итог, обозначимпоказателипервого критерия‬наличногоуровнядуховнойкультурыбудущего педагога.1.Ценностныеориентациикакэлементпедагогическойнаправленностиличностибудущегопедагога дошкольногообразованияи какядроморальнодуховной сферы.2.Пониманиефеномена«духовнаякультура педагога»иосознание значениядуховностидля саморазвитияличности.3.Стремлениек собственномудуховному ростуи осознаниезначимостидуховнойкультурывоспитателякакстимула имотивак духовному росту его воспитанников.

Показателивторого критерия‬педагогическойнаправленностиличностибудущегопедагогана моральнодуховное воспитание дошкольников следующие.1.Проявлениеинтересак значениюморальнодуховных ценностей, принятыхв различных социальныхсообществах.2.Отношение кпервостепеннойцелесообразностиморальнодуховного воспитания в современномдошкольном образовательном учреждении.3.Наличиежеланияосуществлять деятельность поморальнодуховному воспитаниюдошкольников, в том числе средствамихудожественнойлитературы.

Здесь следует отметить, что одним из наиболее эффективных средств моральнодуховного воспитания ребенка дошкольного возраста мы считаем искусство слова, поскольку именно в нем представлены идеальные модели высокоморальногои нравственного поведения личности, красоты человеческого духа. В лучших литературных образцах духовность человека раскрывается в художественных образах, которые вызывают глубокие моральные и эстетические переживания, тем самым закладывая фундамент его духовной культуры. Ребенок, отождествляя себя с яркими героями, или событиями художественного произведения, осознавая его текст и содержание способен на эмоциональные переживания, сочувствие. Все это способствует моральнодуховному воспитанию дошкольников [5, с.91].Показателикритерия оценкипедагогическойкомпетентностив сфереморальнодуховноговоспитаниядошкольниковследующие.1.Знаниестудентамисущностиморальнодуховных ценностей, принятыхв различных социальныхсообществах.2. Знаниебудущимипедагогамимеханизмовморальнодуховного воспитания.3. Владение методамиморальнодуховного воспитания.По результатамбеседи анкетированиястудентовфакультетадошкольной педагогики ипсихологииПНПУ им. К.Д.Ушинского, которые былисоставлены в соответствиис каждым показателемпервого критерияоказалось, чтодуховнымиценностямистудентысчитаютдоброту(57,8%), любовь (55,5%); честностьиискренность(по 40%); уважение(24,4%), справедливость (24,4%); милосердиеи веру(по 22,2%); прощение(20%); достоинство(13,3%), благородствоинадежду(11,1%); взаимопонимание ивзаимопомощь(8,9%). 6,7% респондентовназываливоспитанность, великодушие, человечность, верность, мудрость; дружелюбиеисовершенство, а4,4% к духовным ценностямотносили: совершенство, свободолюбие, непримиримостько злу, счастье, знания, культуру.Приоритетныминепосредственно для самихопрошенныхстудентовбыли названысовершенство(17,7%); благородство инепримиримостько злу(по 11,1% соответственно каждойдуховной ценности); честностьи красота(по 8,9%) искренность, любовь;надежда(по 6,7%); прощение, доброта, справедливость, милосердие(по 4,4%) достоинствои свободолюбие(2,2%).Анализполученныхрезультатовтакжепоказал, что средиценностей,непосредственнопревалирующихв жизни опрошенных студентов, первостепенноеместозанимаютдуховныеценности(62,2 % респондентів); 26,7% респондентовотдают предпочтениематериальнымценностям, у24,4%, опрошенныхпервостепеннымявляется приоритет«собственного», а11,1%анкетированных студентови вовсе имеют сложности в расстановкеприоритетов.Важнейшимижизненнымиценностямидля будущих педагоговявляются здоровье(24,4%), любовь(13,3%), семья(8,9%). Еще по8,9% опрошенныхсчитаютглавным в своей жизни‬бытьполезнымдругим.Вкарьерном ростевидятценность жизни6,7% респондентов. Такое же количество респондентовсчитаетценными вжизниматериальнуюобеспеченностьи одновременно отдают предпочтениеинтересной работе. Отметим, что значительный процентстудентов (17,8%) видят наибольшуюценность жизни‬в честности. В тоже время, лишь 4,4% респондентовнеобходимой в их жизниценностью называютпорядочность. И, наконец, ни одиниз них неуказалважностьдружбывжизничеловека.Беседыпоказалимотивывыборастудентамиприоритетныхценностей. Большинство собеседниковотмечали, что не взирая на общеесоциальноэкономическое положение встране,вызывающееопределенныеявленияв социуме, в них самихвовсе не разрушается стремлениеко всему светлому, чистомуидоброму, воссозданию и развитиюдуховныхдостиженийчеловечества, и в частности, духовногодостоянияУкраины,в мире, который их окружает, улучшениювзаимоотношениймеждулюдьми, воспитаниюболее доброгоичуткого, чемсегодня подрастающегопоколения.Касательно следующего блокаанкетирования, заметим, что в целяхполучениянаиболеедостоверныхрезультатовон быланонимным.Анализ ответовстудентов навопросы анкет, составленных в соответствиис показателем: «пониманиефеномена «духовная культура педагога» и осознание значениядуховностидля саморазвития» засвидетельствовали, чтобольшинство студентовилинечеткопонимают данный феномен, илисужают егок одной лишьрелигиозности. Об этомсвидетельствуют ответына вопрос:«Как выпонимаете феномен «духовная культура личностипедагога?»‬«Этоличное делокаждого.У педагогадолжна быть идуховная культура, ноне на первомместе»;«…это способностьзаглянутьв будущее, умениеразрабатыватьсвоижизненныепланы»и т.д.Одновременно многие из будущихпедагоговотметили, что моральныенормы, которые существуют втех социальныхинститутах, в которых оничаще всего находятся,не соответствуют уровнюих собственнойдуховности.

Иногдабудущие педагогидавалиоригинальные ответынапредложенные вопросы, цитировалистихи, что удостоверяетихкактворческиустремлённыхличностей.Например, на вопрос «Когда Вычувствуетереальнуюрадость бытия?»был такой ответ:«Як сходить сонце ‬я радію, цвіте бузок ‬всміхаюся, люблю, надіюся і мрію, бо за життя тримаюся. Метуть сніги, а я ‬з весною, ідуть дощі ‬я з сонечком. Наповню серденько любов‱ю Землі своєї донечка».

Совсемнеутешительнымиоказалисьответына вопрос «В чем Вывидитесвое предназначениев профессии, семьи, роде, Родине?», которыезасвидетельствовалиподавляющееотсутствиепатриотизмау молодого поколения.

В то же времябудущие педагогистремятсяк познаниюискусства, литературыирелигии. Именно здесь оничаще всегопытаютсянайти ответына своиличныемировоззренческиевопросы.Абсолютное большинствостудентовприоритетнымв дошкольномвозрастеназываютморальнодуховное воспитание, а путьсобственногодуховного ростасчитаютглавнымстимуломи мотивомк духовному ростусвоих воспитанников. Однако,у будущих педагоговнет четкого представления, нио том, что является собственно моральнодуховным воспитаниемдошкольников, ни какими средствамионоосуществляется.

С целью определенияпедагогическойкомпетентностибудущихпедагогов в областиморально духовноговоспитаниядошкольниковмыобъединилиответыстудентоввгруппы.Ксамой большой группеответов (96%) относятся те, которыеобращаются кхудожественной литературекаксредствуморальнодуховного воспитания дошкольников. К наиболеедейственнымсредствамморальнодуховного воспитания, цитируемответыстудентов, относятся:«устное народное творчество, примеры детской литературы», «художественнаялитература», «чтение литературныхпроизведений, когда детинакапливаюттакой опытпереживаний, когда ещёне всегдаспособны датьоценкусобственнымпоступкам», «чтение произведенийна моральноэтические темы», «сказки»,«рассказы», «песни,легенды», «методика поощренияилиуспокоения: покажикак тотгерой этосделал, или «ты хочешьбытькак мальчикиз тойсказки,которую мы читали, тогдаслушай», «знакомствос произведениями, которыене частопопадаютвкруг чтениядошкольников», «усмешки, легенды, скороговорки, колыбельные».

Еще 12% студентов считаютискусство, в частностиискусствотеатра, наилучшимсредствомморальнодуховного воспитания. Процитируемответыстудентов: «методы, средства искусства»,«художественная деятельность, изобразительноеискусство», «презентации произведенийживописис повествованиемпоучительных историйиз жизнихудожников всопровожденииклассическоймузыки», «музыка, песни», «творческиесредства», «разыгрываниесценок, в которых детиигроки смогутчувствоватькакиетоэмоции», «спектакли: кукольные, цирковые, песенные, театральные», «драматизация».

Ещё 30% студентов средствамиморальнодуховного воспитания называли «народный этикет иобряды», «национальные обычаи, традиции», «рассказыоб истории родногокрая и другихстран», «жизни и деятельности выдающихсялюдей», «историческуюпамять, традицииродаисемьи, уважение ккультуре нашихпредков», «передачудетямопределеннымипедагогическимиспособами и методамидуховных, эстетических, моральноэстетическихидей, представлений народа».По 27% анкетированных студентов считают, что моральнодуховное воспитание дошкольниковпроисходитв игровой и познавательнойдеятельности. 21% студентов лучшимисредствамиморальнодуховного воспитания дошкольниковсчитают«примеры других, когда «подобное притягиваетподобное»,«социальную деятельностьродителей», «бытсемьи», «примеры из жизни»и т.д.

18% будущих педагоговцелесообразнымиврассматриваемомвопросесчитаютбеседына темысемьи, рода, духовныхценностейсвоего народа и человечествав целом,встречис выдающимися людьми, которые, цитируем: «своими рассказами побуждаютдетейк размышлениямо добре и зле, важной ролитрудавжизникаждого человека». 12% ответов студентовотносительно средствморальнодуховного воспитания дошкольников составили: «формированиевзаимоотношений»,«общение», «окружающая обстановка», «природа», «труд»; 9% ‬«просмотр мультиков,кино», «воспитаниекультурыповедения», «раскрытиесодержанияобщепринятыхвобществе норм». Только3% студентов называлисредствамиморальнодуховного воспитания дошкольников«посещение библиотек, храмов, театров». Былиитакие ответы: «предоставлениеребенкуполнойсвободыи ничегоне запрещать»(3%), «как можнобольше помогатьребенкуподойтикосмыслениюсвоего «я»исебякак личности»(3%), «воспитаниеуважительного отношенияк чужомувосприятию мира, к другой точкезрения»(3%), «культура речи»(3%), «нравственное воспитание»(3%), «обучение«лечениювещей»(3%), «познаниемира»(3%), «окружениедетейдобрымихорошими людьми, любовью»(3%). Ответы9% студентов засвидетельствовалиихполное непониманиесущности понятия«моральнодуховное воспитание». Так, например,средствамиморальнодуховного воспитания дошкольников были названы«воспитаниекультурногигиенических навыков», «развитиеловкости», «какието новые методы»ит.д.

Относительнознанияпроизведенийустного народноготворчества илитературныхпроизведений моральнодуховной направленности для детейдошкольноговозраста, торезультатыоказалисьследующими: В основномстуденты(45%) называлипроизведения устногонародного творчества, какимеющиенаибольшуюморальнодуховнуюнаправленность. При этомчаще всегоназывалисьсказки, а именно: «Журавльи Лиса», «Яйцорайцо», «Мудрая девушка», «КириллКожемяка», «Летучий корабль», «Котигорошко», «Курочкаряба», «ИвасикТелесик», «Репка», «Пан Коцкий», «Козадереза», «Колобок»идр.Сюда же студентамибылиотнесены сказкиШарляПерро, братьев Гримм,Г.Х.Андерсена, что свидетельствуето незнанииимиавторствауказанныхпроизведенийиотнесенияихк украинскому фольклору. Также студентыотметилибасни, колыбельныеиобрядовыепесни, а такжепеснио любвив качестве таковых, которые насыщеныморальнодуховным смыслом. При этомотметимкак несоответствиенекоторыхназванныхпроизведенийжанру, к которомуони былиотнесены, так инесоответствиевозрастудошкольников. Так, например, кобрядовымпеснямстудентамиадресованынародныедумы о«Марусе Богуславке», «КозакеГолоте», «СамойлеКошке», «ИванеБогуне»и т.д.

Большинство студентов (27%) назвалиИвана ФранкоиЛесю Украинкукакавторов украинских произведенийморальнодуховнойнаправленности для детейдошкольноговозраста. Однако, здесьпоройуказывалисьпроизведения, которые не соответствовали возрастудошкольников. В качестве формирующихморальнодуховную сферу современныхдошкольников21% анкетированных студентов называлипоэзииТ.Г.Шевченко, баснии стихиЛ.И.Глибова, рассказы и сказкиВ.А.Сухомлинского; 18% студентов ‬произведенияВ.Винниченка, М.Коцюбинского, А.Олеся; 15% ‬произведенияО.ПчилкииМ.Пидгирянки; 12% ‬произведения МаркоВовчокиП.Грабовского; 9% ‬произведенияБ.Гринченко; 6% ‒ произведенияИ.Андрусяка, И.Блажкевич, С.Васильченко, А.Донченко,И.Мацко, В.Сичкориз, М.Стельмаха. У3% будущих педагоговответы былираспределенымежду авторамиП.ГулакАртемовским, А.Довженко, И.КарпенкоКарим, Л.Костенко, К.Лукашенко,Д.Павличко, М.Павленко, М.Рыльским, Г.Сковородой, В.Симоненко, М.Старицким,В.Стефаником, Г.Тютюником, Г.Чубай, М.Цыбенко.

Каквидим, будущие педагогиназывали нетолькоавторовклассическойукраинскойлитературы, ноисовременныхавторов, пишущих длядошкольников. Однако, отдельные авторы, названные студентами, не писалидля детейдошкольноговозраста, а именно:А.ДовженкоИ.КарпенкоКарый,Г.СковородаМ.Старицкий, В.Стефаник. К тому же произведениянекоторых изних написаныдля детейстаршей, чемдошкольнаявозрастнойаудитории(В.Винниченко, Марко Вовчок).

Отметим, что отдельныестуденты,называяпроизведения, сообщали такжеименаихавторов, объясняя, почему именно этипроизведенияспособствуютморальнодуховному воспитанию дошкольников. При этомизложенные будущими педагогами мысли свидетельствуют, чтопроизведениябылидействительнопрочитаныи осмыслены ими. Другиеназывалитолькоавторовлитературыи жанрыустного народного творчества без конкретизациипроизведений, или, наоборот, толькопроизведениябез конкретизацииавторства. Это свидетельствуето поверхностныхзнаниях в областихудожественнойлитературыи произведенийустного народного творчествадля детейдошкольноговозраста. Крометого, студентыпоройназывалипроизведения, не соответствующие чёткой моральнодуховной направленности на дошкольников, то есть «точно в цель»не всегдапопадали.Это свидетельствуето том, что у большинства анкетированныхнет определённого представления, что именно должно бытьв содержанииморальнодуховного воспитания детейдошкольноговозраста, ониразмытопонимают его сущность.Некоторые ответысвидетельствуюто плохомзнаниилитературных произведенийдля детейв целом, неумении определитьтематику, сюжеттого или иногопроизведения, которое называлось, несоответствие названныхпроизведенийвозрастудошкольногодетства. Иногда, анкетированные студентыписалиневерноназванияпроизведений,что может говорить отом, чтоони не были прочитаныими, но о существовании этих произведений студенты слышали; илиназывалиавтора иприписывалиемупроизведения,написанные другимавтором.10% студентов не смоглиответить напредложенные вопросы.

Таким образом, анализ полученныхрезультатовпоказалнедостаточную готовностьбудущихпедагоговк моральнодуховному воспитаниюдетейдошкольноговозраста на настоящий момент,что подтверждает необходимостьцеленаправленнойработы врассматриваемомнаправлении.

Ссылки на источники1.Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.2. ‬М., 1985.‬656 с.2.Бех І. Д. Компетентнісний підхід у сучасній освіті. ‬URL:http://www.ipv.org.ua/component/content/ article/8beh/5620120904223201.html.3.Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: Академия, 2000.‬240 с.4.Монке Е.С. Духовная культура в профессиональном становлении будущих педагогов // Становлення особистості професіонала: перспективи й розвиток.Матеріали 2ї міжнародної науковопрактичної конференції. 15‬16 лютого 2013. ‬Одеса: Видавець Букаєв В.В., 2013, ‬С.99‬102.5.Монке Е.С. Виховання духовності дітей дошкільного віку засобами української дитячої літератури// Наука і освіта. ‬2011. ‬№ 8.− С. 90‬93.

Monkе Elena, candidateofPedagogicalSciences, AssociateProfessoratthechairoffamilyandestheticeducation, SouthUkrainian National Pedagogical Universityby K.D. Ushinskiy, Odessamonke@stikonet.od. UaCriteria and indicators of readiness of future teachers to moral and spiritual education of preschool childrenAbstract. The author makes the attempt to approve the thought of the importance of the identity of the teacher in moral and spiritual education of preschool children, and also to define readiness of future teachers for moral spiritually education of preschool children. The criteria and indicators by which readiness of future teachers for moral spiritually education of preschool children was determined are offered. Results of the analysis of questioning and conversations with students at noting stage of experiment that testified insufficient readiness of future teachers for moral spiritually education of children of preschool age are presented, and that confirmed the need of purposeful work in this direction.Keywords:future teachers, students, moral and spiritual education, fiction.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»