Сущностная характеристика регионального рынка услуг

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пугачева Н. Б., Лунев А. Н., Стуколова Л. З. Сущностная характеристика регионального рынка услуг // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 12 (декабрь). – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13260.htm.
Аннотация. В статье выделены функции и выявлены особенности регионального рынка услуг; проведен анализ институционального порядка, институциональной среды и институциональной структуры регионального рынка услуг как экономического института. Определено, что соотношение институционального порядка, институциональной среды и институциональной структуры может решаться в рамках комплементарности, которая обеспечивает координационный эффект субъектов и объектов регионального рынка услуг.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лунев Александр Николаевич,доктор технических наук, профессор кафедры технологии машиностроительных производств ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева», г. Казаньlunev.aleksander2012@yandex.ru

Пугачева Наталья Борисовна,доктор педагогических наук, профессор кафедры производственной безопасности и права ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурностроительный университет», г. Казаньnatalyapugacheva@yandex.ru

Стуколова Лариса Зайнулловна,доктор педагогических наук, профессор кафедры социальнопсихологического менеджмента НОУ ВПО «Международный институт рынка», г. Самараstukoloval@rambler.ru

Сущностная характеристика регионального рынка услуг

Аннотация.В статье выделены функции и выявлены особенности регионального рынка услуг; проведен анализ институционального порядка, институциональной среды и институциональной структуры регионального рынка услуг как экономического института.Определено, что соотношение институционального порядка, институциональной среды и институциональной структуры может решаться в рамках комплементарности, которая обеспечивает координационный эффект субъектов и объектов регионального рынка услуг. Ключевые слова:региональный рынок услуг, институциональный порядок, институциональная среда, институциональная структура, функции регионального рынка услуг, особенности регионального рынка услуг.

Сфера услуг–это не только одна из важных характеристик эффективности социальноэкономической политики в регионе, но и один из самых динамичных и быстрорастущих сегментов региональных рынков. Мы полагаем, что региональный рынок услуг можно рассматривать каксовокупность институтов координации выбора производителей услуг, протекающей в условиях прав собственности, контрактов и конкуренции, на основе ценовых параметров и уровня качества предлагаемых услуг.Установлено, что региональный рынок услугвыполняетряд функций:

регулирующую, воздействующуючерез спроспредложение на внутриилимежотраслевую конкуренцию;

интегрирующую, обеспечивающую установлениеи поддержку прямых и обратных связей между производителями и потребителями; стимулирующую,ориентирующую рыночные цены на общественный уровень затрат и учет спроса потребителей; посредническую, соединяющую в единую систему экономически обособленных производителей и потребителей услуг; информационную, опосредующую знание конъюнктуры рынка; ценообразующую, выражающуюсяв том, что рынок признает только общественно необходимые затраты, которые согласен оплатить потребитель, и соответственно общественные, рыночные цены, которые одновременно отражают потребности потребителя и уровень предложения услуг; санирующую, очищающуюпроизводство от экономически слабых институциональных субъектов и поощряющуюразвитие эффективных и перспективных фирм по оказанию услуг; социальную,обуславливающую удовлетворение потребителей в благах и дифференцирующую доходы участников рынка. Таким образом, особенности регионального рынка услуг включают следующее: динамичность, обусловленную постоянным изменением спроса на услуги, подверженного влиянию временного фактора; территориальность, опосредованную социальноэкономической спецификой и демографическими особенностями региона; гибкость, представленную высокой чувствительностью к изменениям рыночной конъюнктуры, невозможностью хранения и транспортировки услуг; открытость, обусловленную взаимосвязью процессов производства и потребления, личным контактом производителя и потребителя и высокой скоростью оборота капитала; дифференциальность, опосредованную диверсификацией и индивидуализацией спроса на услуги; эластичность, заданную платежеспособной потребностью населения в услугах; «эффект Веблена» [1], отражающего показательное потребление по престижным соображениям.Выяснено, что региональный рынок услуг, как экономический институт включает три диалектично взаимосвязанные компонента: институциональный порядок, институциональную среду и институциональную структуру. Опираясь на исследование М.Олсона[2], мы считаем, что институциональный порядок представляет собой формальные правила и ограничения, в рамках которых взаимодействуют основные экономические институты, а также механизмы обеспечивающих их соблюдение. Именно институциональный порядок обуславливает устойчивость постоянно воспроизводящихся социальноэкономических отношений, доказывая свою целесообразность посредством официальной легитимации. Институциональный порядок легализует процедуры, необходимые для обеспечения развития регионального рынка услуг, поскольку формирует единую платформу взаимодействия его субъектов [3]. Институциональная среда, по нашему мнению, представляет собой целостность формальных правил и механизмов принуждения индивидов к их исполнению, а также неформальных правил и стереотипов поведения, влияющих на производство, обмен, распределение и потребление благ. В работе американского экономиста Л.Дэвиса [4] отмечено, что наряду с правилами, формирующими институциональную среду, существуют правила, которые определяются как институциональные соглашения, которые, в свою очередь, определяют формы кооперации и конкуренции между экономическими агентами. Дж.Ходжсон [5] пишет, что все авторы, исследующие институциональную проблематику, единодушны в том, что все институты можно разделить на формальные и неформальные. Деление институтов на формальныеи неформальные использует и Д.Норт [6]. Формальные –это правила игры, закрепленные законом и за выполнением которых следит государство. Неформальные –это правила поведения, которые существуют в виде привычек или традиций. Неформальные правила поведения играют роль не менее важную, чем формальный закон. Д.Норт указывает на то, что даже в самых развитых экономиках формальные правила поведения составляют лишь небольшую (хотя и важную) часть той совокупности ограничений, которые формируют перед индивидом ситуации выбора. В своейфундаментальной работе Д.Норт отмечал, что неформальные ограничения являются «продолжением, развитием и конкретизацией формальных правил и хорошо способны к выживанию благодаря тому, что составляют часть привычного поведения людей» [7, с. 108]. При этом «неформальные ограничения меняются иными темпами, нежели формальные правила» [8, с.113], и конкретизация в них установленных формально правил происходит дольше.Возникая как средство координации человеческого взаимодействия, неформальные правила являются продолжением и развитием формальных правил, социально санкционированными нормами поведения, а также внутренними, обязательными для выполнения стандартами поведения. Поэтому институциональная среда, считает Т.Эггертссон [9], образованная разнообразными, постоянно меняющимися институциональными формами, подвижна и обусловлена историческим, временным, культурным контекстом.Установлено, что на формирование институциональной среды регионального рынка услуг оказывают влияние субсидиарные и коммунитарные системыценностей.Ценность –это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности. Академик В.Н.Лавриненко [10, с. 476] считает, что каковы ценности, таковы и общество, и личность.

Субсидиарная система ценностей (инициатива, активность, риск, свобода, творчество, престиж, лидерство, инновации, верховенство права и др.) обусловлена иерархичностьюотношений субъектов регионального рынка услуг, постоянным процессом перераспределения полномочий и ответственности [11], как «по вертикали», так и «по горизонтали» (субсидиарности). Именно субсидиарная система ценностей влияет на развитие бизнессообществ, формирующих региональный рынок услуг и обеспечивающих повышение его конкурентоспособности [12]. Коммунитарная система ценностей (альтруизм, единение, поддержка, взаимопомощь, милосердие, патриотизм, ответственность, благотворительность, солидарность и др.) отражает приоритет интересов общества над интересами личности и диалектично взаимосвязана с русскоправославным феноменом –соборностью, которая возниклаеще в глубокой древности. Именно коммунитарная система ценностей обеспечиваетидентификацию акторов с конкретной моделью развития регионального рынка услуг и формирование у них готовности к воспроизводству задаваемых им ролей и функциональных взаимодействий.Таким образом,институциональную среду можно рассматривать как диалектичнуювзаимосвязь формальных и неформальных институтов. Если в совокупности этих институтоввыделить три компонента: юридический (Ю) –нормативноправовые акты;социальный (С) –обязанности, стереотипы, коллективизм, сотрудничество, кооперация, индивидуализм, традиции, свобода и др.;политический (П) –административное деление, «вертикаль власти», назначения, собрания,самоуправление, выборы, обращения по инстанциям, судебные иски и т.п., то институциональную среду (ИС)можно записать в виде выражения: ИС ={Ю, С, П}, где ИС –конечное множество, компоненты которого заданы выражением и перечислены, т.е. подсчитаны согласно теории множеств. Пересечение этих компонентов и образует институциональную среду. Отсутствие институциональной среды обуславливает конъюнктурный характер регионального рынка услуг и не сопровождается систематическим снижением общественно необходимых затрат в расчете на единицу полезного эффекта.

Институциональная структура представляет собой совокупность институтов и институциональных отношений, обеспечивающую эффективность деятельности традиционных (органы государственной власти и местного самоуправления, население, государственная и муниципальная собственность) и формирование и развитие инновационных (фондов, союзов, ассоциаций, специализированных банков, общественных некоммерческих образований, прав собственности, бизнессообществ и других) субъектов регионального рынка услуг (рис.1).Безусловным функциональным императивом и критерием построения институциональной структуры выступает общее благо. Поэтому для эффективности развития регионального рынка услуг необходимо обеспечить институциональное равновесие между институтами, как организационными образованиями, осуществляющими определенные экономические действия, и взаимосвязью между ними, с тем, чтобы увеличить «возрастающую отдачу» [13] сферы услуг. На региональном рынке услуг рост возрастающей отдачи, по нашему мнению, может быть обусловлен тремя факторами.

























Рис. 1. Институциональная структура регионального рынка услуг

Отрасль включает всех российских производителей аналогичного товара или непосредственно конкурирующего товара либо те из них, доля которых в общем

объёме производства в РФ соответственно аналогичного товара или непосредственно конкурирующего товара составляет большую частьМатериальнотехническая базаТрудовые и финансовые ресурсыПроизводственная структура организаций (предприятий)Оплата труда Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность деятельности организации (предприятия)Качество и конкурентоспособность продукции Объекты государственной собственностиФискальная и денежная политики.Финансовокредитная

системаНалогообложениеЛицензирование отдельных видов деятельностиГосударственный заказСтандартизация и сертификацияформальные правила и механизмы принуждения индивидов к их исполнениюнеформальные (социальные и политические) правила, стереотипы поведения, влияющие на производство, обмен, распределение и потреблениеблаг

Конституционные и текущие законыПодзаконные актыСпециальные учреждения и организации

Отраслевые особенности ведения хозяйственной деятельности

Конкретные правила и механизмы экономических взаимодействий

Институциональнаясреда

Институциональный порядок

Вопервых, –усложнением сферы услуг в результате технического и социального развития общества (интенсификация процесса производства и дополнительные вложения капитала, трудовая кооперация, расширение знаний, увеличение численности населения, рост поселений и т.д.), что создает дополнительные возможности отдельным субъектам регионального рынка услуг. Вовторых, –структурными изменениями в сфере услуг, увеличением в ней доли организаций и предприятий с возрастающей отдачей: развитием транспортных услуг; укрупнением масштабов производства услуг; формирование специального высокотехнологичного информационного сегмента (информационных услуг), другого мира бизнеса, где действует закон возрастающей отдачи [14].Втретьих, –переходом к новому укладу, экономике знаний, означающей рост значения человека и его квалификации в экономическом развитии [15].Проблема соотношенияинституционального порядка, институциональной среды и институциональной структуры может решаться в рамках комплементарности–системной целостности не противоречащих друг другу правил и стимулов деятельности. Установлено, что комплементарность институционального порядка, институциональной среды и институциональной структуры обеспечивает координационный эффект субъектов и объектов регионального рынка услуг.Обобщая вышеизложенное, отметим, что региональный рынок услуг как экономический институтможет характеризоваться:многоуровневостью (включает правила федерального, регионального и муниципального уровней);двойственностью (вытекает из формальных и неформальных правил, институциональной дихотомии);фрагментарностью (невозможность обеспечить фронтальное блокирование нежелательного типа поведения, которое проявляется в обходе существующих формальных институциональных рамок).

Ссылки на источники1.Веблен Т. Теория праздного класса: экономическое исследование институций.–М.: Прогресс, 1984.–183 с.2.Олсон М. Возвышение и упадок народов. Экономический рост, стагфляция и социальный склероз. –Новосибирск: Экор, 1998. –432 с.3.Уткина А. Н. Влияние рынка образовательных услуг на развитие экономики и эффективность функционирования рынка труда // Концепт. –2013. –№ 01 (январь). –ART13004. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13004.htm.4.Davis L., North D. Institutional Change and American Economic Growth. –Cambridge,1971. –P. 5–6.5.Ходжсон Дж. Что такое институты? // Вопросы экономики. − 2007. − № 8. –С. 27–41.6.Норт Д. Институты, идеология и эффективность экономики // От плана к рынку. Будущее посткоммунистических республик. –М.: Catallaxy, 1993. –С. 307–319.7.Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. –М.: Фондэкономической книги «Начала», 1997. –180 с.8.Там же.9.Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. –URL: http://www.schumpeter.ru/content/Nortinstitutes.pdf.10.Философия / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. –М.: Юрист, 1996. –512 с. 11.Евдохина О. С. Развитие регионального рынка птицеводческой продукции // Концепт. –2013. –№05 (май). –ART13114. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13114.htm.12.Фролова В. Б. Франчайзинг как основа долгосрочного развития бизнеса // Концепт. –2013. –№ 11 (ноябрь). –ART13213. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13213.htm. 13.Брайан А.В.Возрастающая отдача и два мира бизнеса // Экономический вестник Ростовского государственного университета. –2005. –Т.3. № 4. –С. 14–32.14.Там же.15.Куликова Ю. П. Совершенствование национального образования для увеличения инновационного потенциала экономики // Концепт. –2012. –№6 (июнь). –ART 12070. –URL: http://ekoncept.ru/2012/12070.htm.Lunev Alexander,doctorof Engineering Sciences, Professor at the chair of engineering production technology, Kazan State Technical University named after A.N. Tupolev, Kazanlunev.aleksander2012@yandex.ruPugacheva Natalia,doctor of Pedagogical Sciences, Professor at the chair of occupational safety and law, Kazan State Architecture and Civil Engineering University, Kazannatalyapugacheva@yandex.ruStukolova Larisa,doctorof Pedagogical Sciences, Professor at the chair of social and psychological management, International Institute of the Market, Samarastukoloval@rambler.ruThe essential characteristic of the regional services marketAbstract.The authors highlight the functions and peculiarities of the regional market services; analyze the institutional order, the institutional environment and the institutional structure of the regional services market as the economic institution. It was determined that the ratio of the institutional order, the institutional environment and institutional framework can be solved in the framework of complementarity, which provides the focal effect of subjects and objects of the regional services market.Keywords:regional services market, institutional order, institutional environment, institutional structure, functions of the regional services market, peculiarities of the regional services market.

Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»