Критическое мышление как современная проблема личности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Василенко (Колесова) Е. П. Критическое мышление как современная проблема личности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 12 (декабрь). – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13259.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования критического мышления у современной личности. Доказана необходимость формировать и развивать критическое мышление, как у учеников, так и у студентов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Василенко (Колесова) Елена Петровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры документознавства и информационной деятельности Одесскогонациональногополитехническогоуниверситета, г. Одессаvaskollen@rambler.ru

Критическое мышление как современная проблема личности

Аннотация.Статья посвящена проблеме формирования критического мышления у современной личности. Доказана необходимость формировать и развивать критическое мышление,как у учеников, так и у студентов. Ключевые слова:образование, мышление, критическое мышление, педагогика.

Нарастание процессов, объединяемых в государственном и мировом масштабах (глобализация, евроинтеграция и т.д.) требует от образования формирования гражданина, который будет адекватно оценивать свое место в международной, национальной, локальной общинах. Встреча и перемешивание между собой различных мировоззрений, политических систем, религиозных и культурных образований ставят вопрос о том, каким должен быть современный человек, чтобы не быть нивелированной личностью и, в то же время, приобретать новые черты, необходимые для повышения ее конкурентоспособности в современном мире [1].Фундаментальными особенностями современного мира, в который выпускники образовательных учреждений входят сегодня, являются изменения, которые ускоряются. Это мир информации, увеличивается и при этом быстро устаревает. Это мир, где идеи постоянно реструктурируются, проверяются и переосмысливаются, мир, где никтоне может выжить с одним простым линейным способом мышления, где собственное мышление нужно постоянно адаптировать, где следует уважать стремление к ясности, точности и тщательности, где навыки работы должны постоянно развиваться и совершенствоваться. Никогда раньше люди не сталкивались с такой реальностью. Никогда система образования не готовила молодежь к такой интенсивной динамики изменений, непредсказуемости, сложности, к такому брожения и отсутствии одного выделенного направления [2].Следовательно, ускорение темпов изменения условий жизнедеятельности человека не позволяет ему замыкаться в рамках заданного устойчивого мировоззрения. Признание ограниченности своих взглядов и представлений об обществе и возможность их просмотра, самостоятельность мышленияв решении экономических, социальных и политических проблем становится важной частью жизнедеятельности современного человека. Ведь решения, человек постоянно принимает и как частное лицо, и как член общества по разным поводам (экономика, природные ресурсы,трансгенные продукты, альтернативные виды топлива и т.д.) не только влияют, но и определяют пути развития человечества в целом, оказывающих влияние на уровень этого развития и даже выживания в целом. Понимание того, что любая деятельность связана с действиями других людей, человечество «сидит в одной лодке» и нуждается в согласовании интересов, оценке последствий своих решений для других, а не просто в выборе каждым выгодного для себя варианта, приводит к выводу о необходимости формирования соответствующего мышления.Мышление, соглашаясь с Г.Бенешом, мы понимаем, в общем смысле –обдумывание возможностей; упорядочивание имеющегося содержания [3, с. 183]. Выражаясь в общем, мышление должно унифицировать разнообразие и объяснять унифицированное изза различий [4, с. 185].Отечественный ученыйпедагог А.Савченко в данном аспекте отмечает: «Образование, отражая социальноэкономические запросы, становится весомым ресурсом в существующей рыночной конкуренции. Современный человек в молодом и зрелом возрасте объективно вынужден быть более мобильным, информированным, критически и творчески мыслящим, а, следовательно, и более мотивированным к самообучению и саморазвитию» [5, с. 2].Итак, те, кто учится, во время получения образования должны овладевать теми знаниями и умениями, которые они смогли бы использовать в реальной жизни. Безусловно, что знание имеют ценность только тогда, когда информация критически осмыслена, творчески переработана и продуктивно применяется в различных видах деятельности. Однако для значительного числа современных образовательных учреждений остается характерной однонаправленность процесса взаимодействия педагога и ученика от тех, кто научает обучаемого, от тех, кто знает к тем, кто не знает. Студенты первых курсов обучения часто не признаютсясубъектами, наделенными опытом и обладают собственным ценностным потенциалом. Понятно, что даже «вооружив»их солидными знаниями, но не научив их эффективно использовать,эти знания станут просто пассивными и ненужными.«Трудно представить себе сферу жизни, где способность ясно мыслить была бы не нужна. Однако, лишь немногим из нас когданибудь объясняли, как можно научиться мыслить более продуктивно. Учебные заведения традиционно требуют, чтобы студенты изучали, запоминали, анализировали факты, решали задачи, но эти заведения так и не учат, как именно это необходимо делать. Имеется в виду, что взрослые студенты уже «умеют мыслить». Однако, исследования показали, что это предположение не оправдывается на практике»[6]. Психологи [7, 8] обнаружили, что только 25% студентовпервокурсников имеют навыки, необходимые для логического и абстрактного мышления –такого типа мышления, что нужно, например, для ответана вопрос: «Что случится, если...?»И для оценки абстрактных идей.В связи с отсутствием самостоятельности, социальной направленности, мотивированности и результативности мышления молодого поколения идея развития критического мышления пока привлекла внимание европейских, российских и отечественных ученых, преподавателей высшей и средней школ [9].Несмотря на то, что многим учащимся свойственно стремление мыслить творчески и критически, в школе и вузе их часто считают непослушными, «тяжелыми», требующими, по мнению некоторых педагогов, перевоспитания, ведь они «ставят под сомнение общепринятые мнения». Здесь,как аргумент против такого подхода, уместно привести такой пример: в 20е годы ХХ века, когда впервые заговорили о запуске ракеты на Луну, многие считали, что этим людям место в психиатрической больнице. В одной статье тридцатых годов ее автор –физик пытался доказать, что, если самолет будет двигаться со скоростью, превышающей скорость звука, то он распадется на молекулы, и то же самое произойдет с пилотом [10].Как результат «... многие выпускники средних и высших школ не могут рационально сформулировать свои аргументы и разглядеть, когда их вводит в заблуждение реклама или пропаганда, играют на эмоциях, не знают, как оценить надежность доказательств, как принять решение»[11].Следовательно, задача образовательных учреждений в современных условиях –научить личность учиться ориентироваться в «море» информации, при необходимости находить необходимую и эффективно использовать ее на практике.Сказанное подтверждают предположение ученых, которые утверждают: «... более двадцати пяти процентов тех видов деятельности, которые будут востребованы в XXI веке, сегодня еще не существуют, а те, которые сейчас есть, существенно изменятся. Поэтому людям потребуются совершенно новые знания и навыки. Первопричиной этих проблем стал информационный и технологический взрывы в сфере информационного обеспечения, спровоцировали экстраординарное производство информации» [12].Относительно данного аспекта Дайана Халперн [13, с. 4] исследовала, что: «Большинство людей заканчивают свою официальное образование от 18 до 22 лет. Можно с большой долей уверенности сказать, что многим из молодых людей придется заниматься такой работой, что даже сложно себе представить, и иметь дело с такими технологиями, которые и не снились современным научным фантастам. Какие знания необходимо получить в первые два десятилетия своей жизни, чтобы чувствовать себя спокойно в течение 50ти с лишним лет, оставшихся? Образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразрывных принципов: умение быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умение осмыслить и применить полученную информацию».Человек с критическим мышлением осознает или стремится осознать собственные предубеждения, разобраться в них. Многие люди бывают предвзятыми в методах воспитания таким образом, что полностью поддерживают или полностью отвергают способ, которым пользовались их родители. Они рассуждают так: «Меня воспитали так, что лучший метод воздействия –резка. Меня били, и я вырос нормальным человеком, значит, я буду таким же образом воспитывать своих детей». При этом человек не принимает во внимание ущерб, наносимый отношениям доверия между детьми и родителями, не говоря уже о справедливости.Вот как западные психологи описывают пример человека, который критически мыслит: «У одного молодого человека была заветная мечта –стать ветеринаром. Его любовь к животным была необычной: в три года мальчик не позволял в своем присутствии уничтожать жуков. Но его не приняли ни в ветеринарный техникум, и вследствие этого он запаниковал и отчаялся: «Моя жизнь кончена!». Сначала парень не думал критически, а видел только две возможности или альтернативы: стать ветеринаром либо не быть больше никем. Но, когда он задумался над своими возможностями, подумал о всех возможных вариантах профессий, в которых можно было бы использовать свою любовь к животным, он осознал, что его выбор практически бесконечен. Можно работать в магазине товаров для животных, в зоопарке, стать биологом, экологом, дрессировщиком, фотографом дикой природы, снимать фильмы о животных или сниматься в кино в роли ветеринара и т.п. [14]. Следовательно, как показывает пример, очень важно, встречая препятствия на пути к цели, расширять свои горизонты вместо того, чтобы их сужать, и как результат –находить выход из, на первый взгляд, «безвыходных»ситуаций.Большинство людей понимают, что нужно тренировать тело для того, чтобы поддерживать его в форме. Но далеко не все понимают, что мышление также требует усилий и тренировки. К сожалению, вокруг множество примеров ленивого, небрежного мышления, слишком зависимого от эмоций, от психологической защиты, а также примеров бездумности вообще [15].Ведь мышление требует усилий, выбора, взвешивания доказательств. Если этот процесс развит недостаточно, то люди испытывают трудности в том, чтобы мыслить самостоятельно. Они не могут оценить степень убедительности доказательств, понять, когда их вводят в заблуждение или средства массовой информации, будь то политические лидеры, известные экстрасенсы, производители рекламы, и даже собственная спесь и гордость. Такие люди не знают, куда выгодно вложить деньги, какого кандидата или партию поддержать, какую религию выбрать, какую теорию или способ лечения считать более эффективными, не знают, как решить свои проблемы,то есть не могут продуктивно использовать свой интеллектуальный потенциал [16].И.Загашев и С.ЗаирБек утверждают: ученик, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять втексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность при работе с различными типами информации, может эффективно использовать разнообразные ресурсы. На уровне ценностей ученик, который критически мыслит, умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования различных точек зрения в рамках общечеловеческих ценностей [17].Развитие критического мышления является подготовкой людей для жизни в гражданском обществе, где терпимость и сотрудничество (конкуренция в данном случае рассматривается тоже как форма взаимодействия и сотрудничества) становятся необходимыми атрибутами существования социума вообще. Ученики осознают невозможность непогрешимости жизни. Когда традиционная система предусматривает, что ученик должен усвоить материал, и после этого все делать по изученным предписаниям, то развитие критического мышления формирует наставление, что предписаний на все случаи жизни не создано. Нужно мыслить, и к тому же самостоятельно. А не ошибается только тот, кто ничего не делает. Если человек мыслит, принимаетрешения и исполняет их, он может ошибаться. В ошибке теперь нет трагедии. Ошибка становится лишь одним из вариантов обучения. А отрицательный результат воспринимается тоже как результат, который помогает в познании мира ничуть не хуже,чем положительный [18].Сейчас мало кто в Украине сомневается в том, что развитие у молодежи критического мышления –задача актуальная и необходимая. П.Лушин [19] отмечает, что в нашем государстве данная идея распространялась и распространяется в двух контекстах. Первый из них заключается в том, чтобы привить новому поколению основы гражданскодемократического образа жизни не мыслимого без умения убедительно аргументировать свою позицию в процессе обсуждения социальных проектов и отстаивания собственной точки зрения. Второй контекст связан с умением противостоять различным формам несанкционированного вторжения в личную жизнь человека, тенденциям манипулировать со стороны ее сознанием. Причем как в первом, так и во втором контекстах имеется в виду, что молодежь вообще, и отечественная в частности, внушаема и не способна адекватно анализировать явления своей жизни и, следовательно, ни личностно, ни социально не является защищенной.Известный в Украине учитель, лидер общественной организации Н.Вукина в научнометодическом пособии «Критическое мышление: как этому учить»[20] выделяет следующие причины, почему необходимо развивать навыки критического мышления, нам –украинцам:вопервых, мы создаем гражданское общество, то есть общественные организации способны решать проблемы, которые не могут (или не хотят) решить государственные органы. Но общественная организация состоит из граждан, личностей, наделенных гражданскими компетенциями, которые неразрывно связаны с критическим мышлением;вовторых, отсутствие демократических традицийв нашем обществе. Тоталитарному режиму не нужны мыслящие граждане. У нас никогда не развивали критическое мышление, а те, кто имел его от природы и использовал, были под давлением этого режима. Так называемая «традиционная»педагогика, точнее сказать авторитарная, имела целью воспитывать послушного гражданина, а не мыслящего. Для нашего стереотипного мышления, зачастую и сегодня термин «критическое»означает «критиковать»(то есть говорить то, что плохо), а не мыслить;втретьих, реформа школы, которая началась в 1993 году и по сей день частично пробуксовывает, так и сегодня ученики часто рассматриваются как «вместилища памяти». Однако для развитых стран основной задачей образования является то, чтобы после окончания школы выпускники стали полноправными людьми, готовыми ко всем трудностям взрослой жизни, чтобы они не только выжили, но и были успешными.

Ссылки на источники1.КиєнкоРоманюкЛ.,НеприцькийО., КорсакК. Формування навичок критичного мисленняв українських школярів і підготовкавчителів загальноосвітніх шкіл. –URL: http://democracy.kiev.ua/publications/collections/conference_2005/section_20/Neprytsky,KyyenkoRomanyuk, Korsak.doc.2.ВагинИ.,Рипинская П.Тренинги –это классно! Стратегия проведения психологических тренингов. –М.: Астрель, 2005. –256с.

3.Там же.4.БенешГ. Психологія: dtvAtlas. –К.: ЗнанняПрес, 2007. –510с.5.McKinnonJ.W.,RennerJ.W.Are colleges concerned with intellectual development? // American Journal of Physics. –1971. –№39. –Р.147.6.ХалпернД. Психология критического мышления. –СПб.: Питер, 2000. –512 с.7.ЦеликоваВ.В. Психологические механизмы влияния на личность в культе // Журнал практического психолога. –1996. –№5. –С.71–75.8.McKinnonJ.W.,RennerJ.W.Указ. соч.9.НоэльЦигульскаяТ.Ф.О критическом мышлении. –URL: http://www.zhurnal.lib.ru/c/cigulxskaja_t_f/criticalthink.shtml.10.СавченкоО. Розвивальний потенціал змісту освіти у 12річній школі // Шлях освіти. –2008. –№2(48). –С.2–7.11.Семинар с доктором медицины ЭриксономМ. Г. –М.: Класс, 1994. –336 с.12.НоэльЦигульскаяТ.Ф. Указ. соч.13.Семинар с доктором медицины ЭриксономМ. Г.Указ. соч.14.НоэльЦигульскаяТ.Ф. Указ. соч.15.Семинар с доктором медицины ЭриксономМ. Г.Указ. соч.16.ЗагашевИ.Указ.соч.17.КиєнкоРоманюкЛ.Указ. соч.18.ШакироваД.М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология // Educational Technology & Society. –2006. –№9(4). –С. 284–293.19.ЛушинП.В. Критическое мышление в отечественном образовательном пространстве: из опыта формирования. –URL: http://www.politik.org.ua/vid/books.php3?b=17.

Vasilenko(Kolesova) Elena,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of documentation and information activity, Odessa National Polytechnic University, OdessaCritical thinking as the contemporary problem of identityAbstract.The article is devoted to the formation of critical thinking in the modern individual. The author proves the necessity to build and develop critical thinking in students and pupils. Keywords:education, thinking, critical thinking pedagogy.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»