Военно-патриотическое воспитание старших школьников во внеучебное время

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ахметшина Г. Х. Военно-патриотическое воспитание старших школьников во внеучебное время // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 12 (декабрь). – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13262.htm.
Аннотация. В статье ставится проблема патриотического (в том числе и военно-патриотического) воспитания старших школьников и рассмотрены возможности, направленные на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений во внеурочной деятельности.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ахметшина Гульсия Хабриевна,старший преподаватель Приволжского центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казаньgala121h@yandex.ru

Военнопатриотическое воспитание старших школьников во внеучебное время

Аннотация.В статье ставится проблема патриотического (в том числеи военнопатриотического) воспитания старших школьников и рассмотрены возможности, направленные на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений во внеурочной деятельности.Ключевые слова: патриотическое воспитание, военнопатриотическое воспитание.

В последние годы интерес государства, научнопедагогических работников к проблемам военнопатриотического воспитания значительно вырос.Государственными органами приняты нормативные документы, направленные на восстановление разрушенной в годы преобразований стройной системы военнопатриотического воспитания молодежи, охватывающей все возрастные категории, общественные организации и образовательные учреждения, государственные структуры, в т.ч. включающие специфику внеучебного времени.Внеучебное время и внеучебная деятельность в жизни старшеклассников занимают особое место. В отличие от прошлых лет, когда личность старшего школьника, как правило, складывалась в рамках устоявшейся идеологии, сложившейся системы общественных отношений, в нынешних условиях ее становление осложнено рядом объективных, не всегда позитивных, социальноэкономических факторов и отсутствием четких ориентиров в моральнодуховной сфере общества.Реформа российской школы продвинула решение, прежде всего, таких важных проблем, как организация и содержание образования; развитие необходимой базы для научноисследовательской деятельностиучителей; создание условий для овладения глубокими фундаментальными и специальными знаниями, гуманизация и гуманитаризация образования; развитие социальной компетентности школьников и др. Школьник приходит в старший класс уже со своими определенными установками, с устоявшимися взглядами. Потом идет дальнейшее развитие нравственных качеств личности, в том числе и в области патриотического воспитания. Внеучебная деятельность позволяет вовлекать школьника в такие виды деятельности, в которых могут проявляться патриотизм и его военнопатриотические качества. Именно во внеучебное время реализуются запросы социальной практики и существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми и подростками. В сфере внеучебного времени активизируется процесс творческого саморазвития личности старшеклассника,ее подготовки к жизни и социальному успеху, что вызывает интерес к поиску новых форм и способов улучшения и дальнейшего рационального использования внеучебного времени как фактора социального формирования личности, включая военнопатриотическое воспитание.Как известно, военнопатриотическое воспитание учащихся общеобразовательных школ во внеучебное время складывается в основном из трех компонентов: внеучебной деятельности школьников;внеучебной работы учителей с учащимися;системы управления внеучебнойдеятельностью. Внеучебное время является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководителей общеобразовательной школы. Внеучебное время для учащихся –это свободное от учебы и насущное для удовлетворения потребностей школьника время, когда он по собственному выбору определяет тот или иной вид занятий.Для старшеклассников во внеучебное время характерно интенсивное и разноплановое общение. Следовательно, воспитательное влияние может осуществляться и вне целенаправленного позитивного воздействия в целях военнопатриотического воспитания за счет педагогизации окружающей школьника социальной среды и вовлечение ее в круг единого, целостного воспитательного пространства.Такие формы деятельности школьников во внеучебное время как общественнополезная, досуговая, самообразовательная должны стимулироваться педагогами через формирование потребности в ней, создание ситуации успеха, использование методов соревнования, поощрения.При этом следует учитывать парадоксальное обстоятельство: старшеклассники считают военнопатриотическое воспитание во внеучебное время нужным и важным, однако к специальным «воспитательным мероприятиям» относятся настороженно, сомневаясь в их необходимости. Наличие такой дилеммы отрицательно сказывается на продуктивности процесса военнопатриотического воспитания школьников во внеучебное время.Важно понимать также, что в нынешних социальноэкономических условиях военнопатриотического воспитания старших школьников во внеучебное время имеет значение статус личности каждого из них и его семьи.Оптимизация содержательного наполнения внеучебного времени в части военнопатриотического воспитания может естественным образом осуществляться через утверждение демократических начал в социуме, ведущих к формированию способностей молодежи к самоуправлению, предоставления учащимся возможности отстаивать рискованные идеи, экспериментировать и принимать решения, создание условий для накопления позитивного опыта и др.Необходимо отметить, что, являясь составной частью комплексного подхода к воспитательной работе, патриотическое воспитание имеет органическую взаимосвязь с другими направлениями (нравственным, трудовым, эстетическим, физическим и др.). С одной стороны, в настоящее время актуализируется необходимостьглубокого обогащения всех сторон воспитательной работы патриотическим содержанием, с другой –военнопатриотическое воспитание может значительно «оживиться» за счет использования возможностей и факторов других приоритетных на сегодня воспитательных направлений, имеющих непосредственный выход на реалии внеучебного времяпровождения школьников.Старший школьник в своем анатомофизиологическом развитии приближается к взрослому. Заканчивается половое созревание, нарастает мышечная сила, нервные клетки в основном структурно уже сформировались. Все это создает предпосылки для активной физической и умственной деятельности старшего школьника.Учебная работа в этот период продолжает быть ведущей, но само ее содержание становится другим: при обучении рассматриваются много философских, мировоззренческих проблем, осознаются сложные закономерности. Направленность всей школьной жизни также изменяется: она предполагает социальную работу по профессиональной ориентации учащихся с учетом их склонностей, способностей, интересов, физической подготовки.Особое место в старшем школьном возрасте занимают вопросы выбора будущей профессии, а это в свою очередь влияет на процесс познания, отношения к учению. Появляются избирательные интересы к отдельным предметам в соответствии с той профессией, которую выбрал для себя ученик. Но это не значит, что, увлеченный только любимым предметом, он не обращает внимания на другие. Наоборот, в большинстве случаев старший школьник старается преодолеть равнодушие к нелюбимым предметам и овладеть знаниями по всем дисциплинам для успешного завершения учебы. Все это создает определенный стиль умственной деятельности в старшем школьном возрасте. Она становится глубокой, самостоятельной, все познавательные психические процессы (память, восприятие, воображение) протекают осознанно, произвольно.Выбор будущей профессии оказывает влияние на появление у учащихся значительного интереса к трудовой деятельности взрослых. Правда, в первую очередь внимание старшеклассников привлекают те профессии, с которыми чаще всего они сталкиваются в повседневной жизни или имеющие внешний эффект, внешнюю привлекательность: актера, продюсера, ученого, врача, космонавта. Но судят школьники об этих профессиях главным образом по результатам деятельности, а сам процесс труда и подготовки к нему часто незнаком им. В связи с этим поспешно выбранная профессия может принести разочарование и не стать делом всей жизни.Исследования, ведущиеся в плане профессиональной ориентации старшеклассников, показывают, что сравнительно узкий круг их профессиональных интересов объясняется тем, что учащиеся часто не представляют содержание деятельности многих «незаметных» профессий, в которых могли бы найти себя. Это незнание ограничивает возможности выбора трудового пути, и школа призвана исправить имеющийся недостаток.Итак, уровень физического развития, учебная и общественная деятельность старшего школьника способствуют формированию у него широких и устойчивых интересов, нравственных убеждений, мировоззрения, общественных мотивов поведения и волевых качеств, т. е. развитию личности.Результаты тестирования, проведенного среди старшеклассников, позволяют сделать следующие выводы: 1.Подавляющее число старшеклассников считают, что патриотические чувства проявляются через любовь к Родине (32%), родному краю(53%), желание своей активностью изменить жизнь к лучшему (27%) и из чувства долга (13%). 2.На проявление патриотических чувств старшеклассников влияет пример родных и близких (27%), знание истории страны, края, армии (38%), средства массовой информации (19%), приверженность к политической идее и желание ее победы (5%). Данные обстоятельства связаны с тем, что в государстве на сегодняшний день нет основополагающей идеи, которая бы объединила общество. При анализе ответов на данные вопросы 42% курсантов военнопатриотического клуба ответили, что на развитие патриотических чувств большое влияние оказывает знание традиций, истории страны, края, а также православная церковь (38%), пример родных и знакомых (18%), желание защитить свою страну и изменить жизнь к лучшему (42%);3.На вопрос о готовности к защите Отечества16% старшеклассников ответили, что не готовы к защите своего государства, 10% респондентов ответили, что ихэто не касается. Но все же 28%респондентов готовы с оружием в руках защищать интересы страны и 30% стремятся к службе в армии. Радует то, что 78% курсантов военнопатриотического клуба готовы служить в армии и отстаивать интересы государства с оружием в руках. Большая часть курсантов желают в будущем связать свою жизнь со службой в Российской армии;4.Большинство старшеклассников (31%) и курсантов (34%) считают патриотами –старшее поколение. Настораживает тот факт, что 4% старшеклассников считают патриотами националистов. Среди исторических личностей патриотами респонденты называют военных: А.В.Суворова, М.И.Кутузова, Г.К.Жукова и других. Они не видят патриотов среди современников, людей мирных профессий, работающих на благо страны;5.Быть патриотом для старшеклассников –значит любить Родину (27%), быть гражданином (19%), гордиться своей страной (12%), для курсантов –любить Родину (76%), защищать Родину (35%). 6.Примечателен тот факт, что 28% старшеклассников считают себя патриотами, но в тоже время 59% респондентов затрудняются ответить на этот вопрос, 13% –не считают себя патриотами, 75% курсантов считают себя патриотами.Таким образом, мотивы проявлений патриотических чувств у старшеклассников проявляются слабо, но есть желание своей активностью изменить жизнь к лучшему. Защищать интересы государства в случае межнационального и политического конфликта и служить в армии не готовы большинство старшеклассников.С целью изучения проблемы повышения эффективности патриотического воспитания учащихся нами исследовался (устанавливался) уровень патриотических знаний и их связь с поведением школьников.В процессе исследования решались задачи вычленения личностнозначимых качеств патриота, характерных для школьников, определение показателей патриотической воспитанности учащихся. Результаты опроса студентов и старшеклассников о потребностях в знаниях, о прошлом и настоящем Родины и родного края приведены ниже (табл. 1).Таблица1Потребности в знаниях об истории Отечества и родного края

№Содержание ответовРангКоличество ответов1Исторические события в истории Родины1292Перспективы будущего России2203Об историческом прошлом края444Великая Отечественная война615О природеи достопримечательностях края516О культурных традициях города, села38

Анализ ответов респондентов показал, что они имеют чётко выраженные потребности взнаниях об историческом прошлом России, интересуются будущим страны, проявляют любознательность в области культуры и традиции своего города, села. Опрос, письменные работы и анкетирование выявило недостаточные знания сущности понятий патриотизма, патриотического долга. У старшеклассников не подготовлена основа для дальнейшего формирования патриотических чувств и убеждений.В ходе исследования нами выявлены качества респондентов, характеризующие их воспитанность как патриотов. Эти составляющие можно использовать как показатели оценки патриотической воспитанности. Учитывая ответы тестируемых, мы выделяем требования, которым он отвечает: патриот знает историю Родины, проявляет интерес к ее будущему, испытывает чувство гордости за Родину, за великих людей, бережно относится к природе, готовится к защите Отечества, проявляет интерес к культурному наследию своего народа, к историческим традициям; смотрит политические передачи по телевидению, добросовестно учится, развивает творческие способности, занимается самообразованием.Наличие данных показателей патриотической воспитанности является необходимым условием воспитательной деятельности педагогического коллектива.Показателями патриотической воспитанности учащихся могут быть:

сформированность знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения гражданского долга;

участие в социальнополезной деятельности;

активная патриотическая деятельность;

выбор выпускниками школ профессии в сфере государственной и военной деятельности.

Akhmetshina Gulsiyа,seniorlecturer, Volga interregional training center and professional retraining of educators, Kazan (Volga) federal university, Kazangala121h@yandex.ruMilitary and patriotic education of senior pupils in extracurricular activityAbstract.The author highlights the problem of patriotic and militarypatriotic education of senior school pupils and considers the possibilities aimed at the development of patriotic feelings, formation of patriotic beliefs in extracurricular activities.Keywords:patriotic education, military patriotic education.

Рекомендовано к публикации:Салиховой Л.Ф., кандидатом педагогических наук;Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»