Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бажин К. С., Симонова Г. И., Ходырева Е. А. Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 12 (декабрь). – С. 136–140. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14360.htm.
Аннотация. Решение задач по организации патриотического воспитания молодежи обусловливает необходимость объединения усилий представителей различных общественных институтов. В статье представлены результаты исследования актуального состояния деятельности представителей образовательных, общественных организаций и объединений по патриотическому воспитанию граждан, анализируются типичные проблемы реализации программ патриотического воспитания.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бажин Константин Сергеевич,кандидат педагогических наук, доцент, директор института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировpedfak@vshu.kirov.ru

Симонова Галина Ивановна,доктор педагогических наук, доцент, заведующаякафедрой педагогики ФГБОУВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировkaf_pedagogiki@vshu.kirov.ru

Ходырева Елена Анатольевна,

доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работеФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировhum@vshu.kirov.ru

Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России

Аннотация.Решение задач по организации патриотического воспитания молодежи обусловливает необходимость объединения усилий представителей различных общественных институтов. В статье представлены результаты исследования актуального состояния деятельности представителей образовательных, общественных организаций и объединений по патриотическому воспитанию граждан, анализируются типичные проблемы реализации программ патриотического воспитания. Ключевые слова:патриотизм, патриотическое воспитание, поисковая деятельность, формы и методы патриотической работы с молодежью, военнопатриотическое воспитание.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В новых условиях развития российского государства одной из важнейших проблем, требующихрешения, является необходимость обеспечения единства и целостности страны. В нормативных документах делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота –носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастностьк судьбе Родины. В то жевремяв современных условиях значительно усилились националистические настроения в молодежной среде многих европейских стран. У подростков и молодежи активно стали проявляться негативизм, демонстративное антисоциальное поведение, жестокость. Все это является следствием негативных влияний на социализацию подрастающего поколения средств массовой коммуникации, контркультурных проявлений в микросоциуме, минимизации воспитательной работы в образовательных организациях. В современных условиях патриотическое воспитание рассматривается как формирование духовнонравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Патриотизм как результат патриотического воспитания и интегративное качество личности формируется с раннего детства, но деятельностный характер обретает, безусловно, в юношеском возрасте. Высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Отечества и на основе демократических принципов развития гражданского общества.Патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне общественного сознанияпатриотизм реализуется как национальная и государственная идея единства и неповторимости своего народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации.На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Выявлено, что в настоящее время патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения молодежи в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, любви к малой родине, к своим родным местам; воспитанияготовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. При организации и реализации патриотического воспитания молодежи обращаетсяособоевнимание на формирование у неё ценностного отношения к явлениям общественной жизни в контексте её прошлого и настоящего. Исследователями выделяются несколько уровней в патриотическом воспитании детей и молодежи: на уровне страны, региона, малой родины (конкретного типа поселения). В исследованиях описаны направления, формы и методыпатриотического воспитания, реализуемые на современном этапе.Поисковая работа по увековечиванию воиновкак одно из направлений патриотического воспитания, в котором наиболее интенсивно реализуется формирование патриота, в различных регионах страны имеет разные возможности, различные формы организации, различную базу, как материальную, так и нормативную. Большоезначение имеет возможность коммуникации в этой деятельности людей различных поколений, различных этносов. Фактически, это национальная идея, которая объединяет людей в общем деле, имеющем глубокие ценности и смыслы для всех членов общества. Актуальными являются реализация туристскокраеведческих программ, создание музеев и проведениевыставок, расширение всех видов краеведческой деятельности, участие педагогов и учащихся вконференциях, акциях, в исследовательской работе. Широкое распространение в современных условиях имеет деятельность общественных организаций по патриотическому воспитанию, в том числе в поисковое движение. Однако такая деятельность, по мнению исследователей, должна носить общественногосударственный характер, что обеспечит единство подходов к патриотическому воспитанию молодежи, придаст новый импульс данной деятельности, позволит получить поддержку, в том числе и финансовую, патриотически настроенным гражданам.Проблемы реализации программ патриотического воспитания граждан. Внастоящее время в Российской Федерации реализуется комплекс программ патриотического воспитания, которые обеспечивают непрерывность формирования патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Приоритеты государственной политики в данной сфере задает государственная программа«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015годы» [1], являющаяся продолжением государственных программ«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010годы». Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.В большинстве субъектов Российской Федерации образованы иработают региональные координационные советы и центры патриотического воспитания. Приняты и реализуются долгосрочные ведомственные и региональные программы патриотического воспитания, нормативные правовые акты в области патриотического воспитания, а также созданы условия для организационного, информационного, научного иметодического обеспечения патриотического воспитания. Совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев. Возобновилось проведение военноспортивных игр и других мероприятий, направленных на военнопатриотическое воспитание молодежи. Возрождаются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы. В деятельностьорганов государственной власти широко внедряются инновации в воспитательной работе. В системе патриотического воспитания граждан возрастает роль трудовых коллективов. Улучшается работа со студенческой молодежью. Молодые люди активно работают в общественных объединениях, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание граждан. Организованы подготовка и переподготовка организаторов испециалистов патриотического воспитания.Однако при реализации программ патриотического воспитания граждан можно выделить следующие проблемы:–необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере патриотического воспитания;–низкий уровень взаимодействий субъектов РФ по развитию системы патриотического воспитания молодежи;–недостаточное финансирование программ патриотической направленности на уровне муниципальных образований, сельских поселений и наличие потребности в модернизации материальнотехнической базы патриотического воспитания;–недостаточность уровня организационнометодического обеспечения патриотического воспитания;

–необходимость повышения уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания;

–недостаточность развития системы патриотического воспитания в трудовых коллективах;–низкий уровень включенности средств массовой информации к реализации мероприятий программ патриотического воспитания, низкий уровень информированности молодежи о мероприятиях патриотической направленности, отсутствие системы информирования на уровне муниципальных образований и сельских поселений;–незначительное число высокопрофессиональных специалистов по проблемам патриотического воспитания молодежии,как следствие,формализация форм и методов патриотического воспитания;–отсутствие системы подготовки кадров для системы патриотического воспитания;