Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бажин К. С., Симонова Г. И., Ходырева Е. А. Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 12 (декабрь). – С. 136–140. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14360.htm.
Аннотация. Решение задач по организации патриотического воспитания молодежи обусловливает необходимость объединения усилий представителей различных общественных институтов. В статье представлены результаты исследования актуального состояния деятельности представителей образовательных, общественных организаций и объединений по патриотическому воспитанию граждан, анализируются типичные проблемы реализации программ патриотического воспитания.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бажин Константин Сергеевич,кандидат педагогических наук, доцент, директор института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировpedfak@vshu.kirov.ru

Симонова Галина Ивановна,доктор педагогических наук, доцент, заведующаякафедрой педагогики ФГБОУВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировkaf_pedagogiki@vshu.kirov.ru

Ходырева Елена Анатольевна,

доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работеФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировhum@vshu.kirov.ru

Состояние и перспективы патриотического воспитания молодежи в современной России

Аннотация.Решение задач по организации патриотического воспитания молодежи обусловливает необходимость объединения усилий представителей различных общественных институтов. В статье представлены результаты исследования актуального состояния деятельности представителей образовательных, общественных организаций и объединений по патриотическому воспитанию граждан, анализируются типичные проблемы реализации программ патриотического воспитания. Ключевые слова:патриотизм, патриотическое воспитание, поисковая деятельность, формы и методы патриотической работы с молодежью, военнопатриотическое воспитание.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В новых условиях развития российского государства одной из важнейших проблем, требующихрешения, является необходимость обеспечения единства и целостности страны. В нормативных документах делается акцент на воспитание гражданина РФ, патриота –носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастностьк судьбе Родины. В то жевремяв современных условиях значительно усилились националистические настроения в молодежной среде многих европейских стран. У подростков и молодежи активно стали проявляться негативизм, демонстративное антисоциальное поведение, жестокость. Все это является следствием негативных влияний на социализацию подрастающего поколения средств массовой коммуникации, контркультурных проявлений в микросоциуме, минимизации воспитательной работы в образовательных организациях. В современных условиях патриотическое воспитание рассматривается как формирование духовнонравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Патриотизм как результат патриотического воспитания и интегративное качество личности формируется с раннего детства, но деятельностный характер обретает, безусловно, в юношеском возрасте. Высший уровень развития чувства патриотизма неразрывно связан с активной социальной деятельностью, действиями и поступками, осуществляемыми на благо Отечества и на основе демократических принципов развития гражданского общества.Патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне общественного сознанияпатриотизм реализуется как национальная и государственная идея единства и неповторимости своего народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации.На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Выявлено, что в настоящее время патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения молодежи в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа, любви к малой родине, к своим родным местам; воспитанияготовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. При организации и реализации патриотического воспитания молодежи обращаетсяособоевнимание на формирование у неё ценностного отношения к явлениям общественной жизни в контексте её прошлого и настоящего. Исследователями выделяются несколько уровней в патриотическом воспитании детей и молодежи: на уровне страны, региона, малой родины (конкретного типа поселения). В исследованиях описаны направления, формы и методыпатриотического воспитания, реализуемые на современном этапе.Поисковая работа по увековечиванию воиновкак одно из направлений патриотического воспитания, в котором наиболее интенсивно реализуется формирование патриота, в различных регионах страны имеет разные возможности, различные формы организации, различную базу, как материальную, так и нормативную. Большоезначение имеет возможность коммуникации в этой деятельности людей различных поколений, различных этносов. Фактически, это национальная идея, которая объединяет людей в общем деле, имеющем глубокие ценности и смыслы для всех членов общества. Актуальными являются реализация туристскокраеведческих программ, создание музеев и проведениевыставок, расширение всех видов краеведческой деятельности, участие педагогов и учащихся вконференциях, акциях, в исследовательской работе. Широкое распространение в современных условиях имеет деятельность общественных организаций по патриотическому воспитанию, в том числе в поисковое движение. Однако такая деятельность, по мнению исследователей, должна носить общественногосударственный характер, что обеспечит единство подходов к патриотическому воспитанию молодежи, придаст новый импульс данной деятельности, позволит получить поддержку, в том числе и финансовую, патриотически настроенным гражданам.Проблемы реализации программ патриотического воспитания граждан. Внастоящее время в Российской Федерации реализуется комплекс программ патриотического воспитания, которые обеспечивают непрерывность формирования патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Приоритеты государственной политики в данной сфере задает государственная программа«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015годы» [1], являющаяся продолжением государственных программ«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010годы». Программа включает комплекс правовых, нормативных, организационных, методических, исследовательских и информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.В большинстве субъектов Российской Федерации образованы иработают региональные координационные советы и центры патриотического воспитания. Приняты и реализуются долгосрочные ведомственные и региональные программы патриотического воспитания, нормативные правовые акты в области патриотического воспитания, а также созданы условия для организационного, информационного, научного иметодического обеспечения патриотического воспитания. Совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев. Возобновилось проведение военноспортивных игр и других мероприятий, направленных на военнопатриотическое воспитание молодежи. Возрождаются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя в прошлом формы воспитательной работы. В деятельностьорганов государственной власти широко внедряются инновации в воспитательной работе. В системе патриотического воспитания граждан возрастает роль трудовых коллективов. Улучшается работа со студенческой молодежью. Молодые люди активно работают в общественных объединениях, деятельность которых направлена на патриотическое воспитание граждан. Организованы подготовка и переподготовка организаторов испециалистов патриотического воспитания.Однако при реализации программ патриотического воспитания граждан можно выделить следующие проблемы:–необходимость совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере патриотического воспитания;–низкий уровень взаимодействий субъектов РФ по развитию системы патриотического воспитания молодежи;–недостаточное финансирование программ патриотической направленности на уровне муниципальных образований, сельских поселений и наличие потребности в модернизации материальнотехнической базы патриотического воспитания;–недостаточность уровня организационнометодического обеспечения патриотического воспитания;

–необходимость повышения уровня профессиональной подготовки организаторов и специалистов патриотического воспитания;

–недостаточность развития системы патриотического воспитания в трудовых коллективах;–низкий уровень включенности средств массовой информации к реализации мероприятий программ патриотического воспитания, низкий уровень информированности молодежи о мероприятиях патриотической направленности, отсутствие системы информирования на уровне муниципальных образований и сельских поселений;–незначительное число высокопрофессиональных специалистов по проблемам патриотического воспитания молодежии,как следствие,формализация форм и методов патриотического воспитания;–отсутствие системы подготовки кадров для системы патриотического воспитания;