Профессиональная подготовка магистров социальной педагогики к осуществлению научно-исследовательской деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бондаренко Н. А. Профессиональная подготовка магистров социальной педагогики к осуществлению научно-исследовательской деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 12 (декабрь). – С. 116–120. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13264.htm.
Аннотация. Исследование посвящено проблеме определения педагогических условий научно-исследовательской подготовки магистров социальной педагогики в процессе профессиональной подготовки. Проанализированы теоретические подходы к научно-исследовательской подготовке магистров социальной педагогики. Выделена специфика и главные характеристики научно-исследовательской работы магистров социальной педагогики в условиях учебы в магистратуре. Поданы главные принципы организации научно-исследовательской деятельности магистров социальной педагогики. Определены структурные компоненты научно-исследовательской подготовки магистров социальной педагогики: мотивационный, когнитивный, содержательно-деятельностный, рефлексивно-оценочный. Теоретически обоснована совокупность педагогических условий, которые обеспечивают формирование научно-исследовательской компетентности магистров социальной педагогики. Обоснованы критерии (мотивационный, когнитивный, содержательно-деятельностный, рефлексивно-оценочный), которые отвечают компонентам формирования научно-исследовательской компетентности, которая оценена за четырьмя уровнями: номинальный, репродуктивный, конструктивный, творческий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бондаренко Наталья Александровна,аспирант Национальногоуниверситетабиоресурсов и природопользования Украины, г. Киевreptuch84@mail.ru

Профессиональная подготовка магистров социальной

педагогики к осуществлению научноисследовательской деятельности

Аннотация.Исследование посвящено проблеме определения педагогических условий научноисследовательской подготовки магистров социальной педагогики в процессе профессиональной подготовки. Проанализированы теоретические подходы к научноисследовательской подготовке магистров социальной педагогики. Выделена специфика и главные характеристики научноисследовательской работы магистров социальной педагогики в условиях учебы в магистратуре. Поданы главные принципы организации научноисследовательской деятельности магистров социальной педагогики. Определены структурные компоненты научноисследовательской подготовки магистров социальной педагогики: мотивационный, когнитивный, содержательнодеятельностный, рефлексивнооценочный. Теоретически обоснована совокупность педагогических условий, которые обеспечивают формирование научноисследовательской компетентности магистров социальной педагогики. Обоснованы критерии (мотивационный, когнитивный, содержательнодеятельностный, рефлексивнооценочный), которые отвечают компонентам формирования научноисследовательской компетентности, которая оценена за четырьмя уровнями: номинальный, репродуктивный, конструктивный, творческий.Ключевые слова:научноисследовательская подготовка, магистр социальной педагогики, педагогические условия, научноисследовательская компетентность.

Система образования в Украине сегодня находится в состоянии модернизации, обусловленной социальноэкономическимии социокультурными изменениями –требуют развития новых подходов к организации профессиональной подготовки кадров. Подготовка магистров по различным отраслям знаний вступает сегодня в противоречие с социальным заказом на уровень научноисследовательских умений будущих специалистов, обусловленных современными тенденциями развития науки, быстрого изменения информационной среды.Научноисследовательская и инновационная работа магистров социальной педагогики является важным аспектом формирования личности будущего ученого в русле интеграции образовательной системы Украины в Европейское научнообразовательное пространство. Научная работа молодежи усиливает активные, творческие начала в учебном процессе, служит мощным средством селективного отбора кадров для подготовки высококвалифицированных специалистов, сохранения и восстановления потенциала научных школ.Отдельные аспектынаучноисследовательской работы магистров во время учебы в вузе рассматривали в современной психологопедагогической науке А.Алексюк, Н.Демьяненко, И.Зязюн, В.Майборода, А.Микитюк, Н.Пузырева, И.Доброскок. Украинскими учеными активно разрабатывается концепция университетского педагогического образования (А.Алексюк, Л.Коваль, Л.Нечепоренко, В.Сагарда), исследуется методология и история педагогического образования в Украине и за рубежом (А.Глузман, В.Луговой, В.Майборода, Л.Пуховська), осуществляется поиск путей повышения результативности подготовки студентов маги стратуры (В.Бондарь, И.Бопко, О.Мороз, В.Мороз, С.Слипкань). Однако вне поля зрения ученых остается разработка педагогических условий и модели формирования научноисследовательской компетентности магистров социальной педагогики, анализ возможностей применения компетентностного подхода к научноисследовательской подготовки магистров, определение специфики научноисследовательской подготовки магистров в области социальной педагогики.Актуальность исследования обусловлена также существованием ряда противоречий между:потребностями общества в высококвалифицированных специалистах в области социальнопедагогического направления и несоответствием их профессиональной подготовки к будущей научноисследовательской деятельности; повышением качества научноисследовательской подготовки специалистов социальной сферы в высших учебных заведениях и отсутствием теоретических и методических основ этого процесса, необходимостью повышения уровня научноисследовательской подготовки магистров социальной педагогики и недостаточностью разработанного учебнометодического обеспечения по ее формированию.Цель исследования–теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условияи модель формирования научноисследовательской компетентности магистров социальной педагогики при обучении в вузе. Для решения поставленных задач, реализации цели исследования были использованы методы исследования: теоретические:контентанализ, синтез, сравнение, моделирование, обобщение –для изучения психологопедагогической литературы и определение концептуальных основ исследования, уточнение сущности и особенностей процесса научноисследовательской подготовки магистров социальной педагогики; эмпирические:анкетирование, беседа, метод экспертных оценок, самооценки –применялись с целью определения уровня научноисследовательской компетентности будущих магистров социальной педагогики; педагогический эксперимент осуществлялся для проверки эффективности педагогических условий и модели научноисследовательской подготовки будущих магистров социальной педагогики при обучении в вузов; статистические: методы математической статистики и обработки полученных экспериментальных данных с целью количественного и качественного анализа результатов экспериментального исследования.На основании анализа научных источников [1–4] обосновано понятие научноисследовательской подготовки, которое содержит два главных аспекта: обучение магистрантов методологии, методике и практикесоциальнопедагогического исследования (когнитивный аспект) и собственно научные исследования, осуществляемые студентами магистратуры в рамках научных лабораторий, кафедр, непосредственно под руководством преподавателей (содержательнодеятельностный аспект) [5, 6]. Доказано, что научноисследовательская подготовка магистров осуществляется в нескольких формах: в форме научноисследовательской подготовки магистров во время учебы в течение семестра, научноисследовательской практики магистра, научнопедагогической практики, подготовки магистерской работы (диссертации) [7–9].Теоретический анализ проблемы исследования позволил определить основные требования к научноисследовательской подготовки магистров социальной педагогики по методологическим, общекультурологическим, психологопедагогическим и специальным профессиональным направлениям. Доказано, что результат подготовки магистров социальной педагогики к научноисследовательской деятельности отражает уровень их научноисследовательской компетентности.Базовую категорию исследования –научноисследовательскую компетентностьбудущего магистра социальной педагогики –определено как интегральную личностную характеристику, проявляющуюся в осознанной готовности и способности самостоятельно усваивать и получать новые знания социальнопедагогической теории и практики, основываясь на полученных исследовательских знаниях, умениях, навыках и мотивации к осуществлению научноисследовательской работы. Определено также понятие формирования научноисследовательской компетентностибудущего магистра социальной педагогики как процесса целенаправленного закономерного развития исследовательских знаний, умений и навыков, обеспечивается существенносмысловыми характеристиками учебного процесса в магистратуре по социальной педагогике и обеспечивает развитие личности магистраученого в профессиональной деятельности после завершения обучения.Исходя из ведущих теоретических основ исследования [10–12], установлено, что магистр социальной педагогики формирует научноисследовательскую компетентность в процессе выполнения сквозной научноисследовательской программы, которая определяет индивидуальный путь (индивидуальную траекторию) его научной работы в условиях ступенчатого обучения, в виде пошагового алгоритма: на первом курсе –разработка базовой социальнопедагогической литературы, усвоение категориальнопонятийного аппарата социальной педагогики, подготовка реферативных работ, выполнения задач для самостоятельной работы по нескольким темам социальнопедагогической проблематике, на втором курсе –определение базовой темы дальнейшей научноисследовательской деятельности из тех, которые выполнялись на первом курсе; пробная реализация методов социальнопедагогического исследования во время первой ознакомительной практики в учебных заведениях и учреждениях социальной защиты (проектирование опросников, выполнения стандартизированных методик исследования, работа с социальными картами и т. п.), на третьем курсе –закрепление темы научноисследовательской работы, подготовка курсовой работы в выбранной области исследования, выполнение дальнейшего плана научноисследовательской работы во время практики, на четвертом курсе –апробация результатов научноисследовательской деятельности на социальнопедагогической практики, разработка теоретических основ выбранной проблемы исследования, подготовка выпускной квалификационной работы бакалавра, участие в студенческой научной конференции (подготовка тезисов выступления) во время обучения в магистратуре –апробация авторских методик исследования, разработка теоретикометодологического аппарата научной работы, осуществление полногоэкспериментального цикла исследования (констатирующий и формовочный этапы) или частичного эксперимента (констатирующий этап), подготовка научной статьи и участие в студенческойаспирантской научной конференции, подготовка конкурсной студенческой научной работы.Доказано, что научноисследовательская компетентность может быть представлена в единстве нескольких специальных компетенций–методологической, диагностической, технологической и информационной. На основании анализа научной литературы в ходе исследования выделены основные принципы организациинаучноисследовательской деятельности магистров социальной педагогики в условиях вуза[13]: интеграции научноисследовательской и учебной деятельности; преемственности в научноисследовательской работе будущих социальных педагогов; субъектсубъектности в организации научноисследовательской деятельности будущих магистров; индивидуализации и личностной ориентированности указанной деятельности; комплексности и системности в определении сущностноструктурных составляющих научноисследовательской работы будущих магистровсоциальной педагогики. Научноисследовательская деятельность будущих магистров социальной педагогики проанализирована [14] нами за сущностными характеристиками (на уровне социальнопедагогического практикума; решения социальнопедагогических исследовательских задач; решение научной социальнопедагогической проблемы); по методам (как совокупность теоретических, теоретикоэкспериментальных и экспериментальных исследований); по содержательной форме (реферативные творческие работы, описательные работы, эмпирические экспериментальные работы, проектные научноисследовательские работы, магистерские диссертации). Выяснена роль и значение различных форм развития научноисследовательской компетентности будущих магистров социальной педагогики –студенческое научное общество, научный кружок, научная студенческая олимпиада.На основании анализа научных работ и определения категориальнопонятийного аппарата исследования обоснованно структурные компонентынаучноисследовательской компетентности будущего магистра социальной педагогики –мотивационный, когнитивный, содержательнодеятельностный, рефлексивнооценочный. Исходя из научнотеоретического анализа исследуемой проблемы, определены базовые педагогические условиянаучноисследовательской подготовки будущих магистров социальной педагогики: обеспечение преемственности в научноисследовательской подготовке будущих социальных педагогов от бакалавриата в магистратуру; усиление методологической и научнотеоретической составляющей в содержании подготовки магистров социальной педагогики к научноисследовательской деятельности (с помощью базовых и специальных курсов методологического и научнотеоретического характера) [15]; доминирование в системе методов научноисследовательской подготовки магистров проектных технологий. Доказано, что формирование научноисследовательской компетентности осуществляется за счет развития инвариантных компетенций в ходе научноисследовательской деятельности, которые определены исследователями как проявляющиеся на всех ступенях образовательного процесса и находятся в диалектической взаимосвязи со специализированными исследовательскими компетенциями. Инвариантные компетенции имеют шанс к углублению на каждом этапе научноисследовательской подготовки будущих специалистов социальной педагогики. Выяснено структуру ресурсных составляющих формирования научноисследовательской компетентности будущих магистров социальной педагогики как совокупность материальных и виртуальных составляющих. Доказано, что эффективность научноисследовательской подготовки будущих магистров социальной педагогики зависит от кадрового обеспечения, т.е.соответствующего уровня методологической и теоретической культуры научнопедагогических работников, осуществляющих руководство научноисследовательской подготовкой магистров социальной педагогики. Полученные в процессе исследования результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента обнаружили преимущественно репродуктивный уровень сформированности научноисследовательской компетентности будущих магистров социальной педагогики, подчеркнул актуальность диссертационного исследования и необходимость теоретического обоснования и экспериментального внедрения педагогических условий и модели формирования научноисследовательской компетентности будущих магистров социальной педагогики [16]. При проведении экспериментального исследования было проверено формы, методы, педагогические условия формирования научноисследовательской компетентности магистров социальной педагогики, свидетельствует о целесообразности введения соответствующей модели и педагогических условий (табл. 1). Таблица 1Оценка уровня сформированности научноисследовательской компетентности магистрантов контрольной и экспериментальной групп,

в % до и после формирующего этапа педагогического эксперимента

№УровниЭкспериментальнаягруппаКонтрольнаягруппаДоПослеДоПослеКво%Кво%Кво%Кво%1Номинальный 718,4225,26615,00615,002Репродуктивный 1539,47513,161742,501435,003Конструктивный1436,842257,891640,001742,504Творческий25,26923,6812,5037,50Всего 38100381004010040100

После формирующего этапа педагогического эксперимента у студентов экспериментальной группы значительно изменился характер распределения по уровням научноисследовательской компетентности: творческий уровень вырос с 5,26% до 23,68%; конструктивный –с 36,84% до 57,89%. В контрольной группе перераспределение магистрантов по уровням не носит такого стремительного характера. То есть, на основе полученных данных можно утверждать об эффективности опытноэкспериментальной работы.Указанное выше свидетельствует об адекватности выбранных педагогических условий в экспериментальных группах, что обеспечило работоспособность модели, в частности, создания интеграционной среды усвоения научных знаний при психологически комфортном микроклимате взаимоотношений между студентами, преподавателями и профессиональной средой, что обусловило повышение уровня сформированности научноисследовательской компетентности магистров социальной педагогики во время обучения в вузе.Таким образом, была подтверждена гипотеза экспериментального исследования и доказана эффективность педагогических условий и модели формирования научноисследовательской компетентности магистров социальной педагогики в условиях вуза.Итак, анализ литературных источников проблемы научноисследовательской подготовки магистровсоциальной педагогики в условиях обучения в вузе позволил раскрыть понятие «научноисследовательская компетентность магистра социальной педагогики», «формирование научноисследовательской компетенции».Проанализированы теоретические подходы к научноисследовательской подготовки магистров социальной педагогики. Выделены специфику и главные характеристики научноисследовательской работы магистров социальной педагогики в условиях обучения в магистратуре. Подано главные принципы организации научноисследовательской деятельности магистров социальной педагогики.Определены структурные компоненты научноисследовательской подготовки магистров социальной педагогики: мотивационный, когнитивный, содержательнодеятельностный, рефлексивнооценочный. Теоретически обоснована совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование научноисследовательской компетентности магистров социальной педагогики. Обоснованы критерии (мотивационный, когнитивный, содержательнодеятельностный, рефлексивнооценочный), соответствующие компонентам формирования научноисследовательской компетентности магистров по осуществлению научноисследовательской деятельности, которая оценена по четырем уровням: номинальный, репродуктивный, конструктивный, творческий. Проведенное исследование неисчерпывает всех аспектов проблемы формирования научноисследовательской компетентности будущих магистров социальной педагогики. Можно определить ряд актуальных проблем, требующих дальнейшей научной и методической разработки, а именно: экстраполяция полученных данных о формировании научноисследовательской компетентности магистров на другие области профессиональной подготовки; рассмотрение проблемы научноисследовательской компетентности будущих магистров социальной педагогики с учетом позитивного зарубежного опыта, а также с учетом социальнодемографических и региональных факторов.Решение обозначенных проблем будет способствовать повышению качества профессиональной подготовки будущих магистров социальной педагогики.

Ссылки на источники1.Боднар Л.В. Профессиональная подготовка социальных педагогов с применением электронных средств обучения: дис. ... канд.пед. наук. –Одесса, 2006. –254 с.2.Вайнола Р.Х. Личностное развитие будущего социального педагога в процессе профессиональной подготовки. –М.: ХНРБЦ, 2008. –460 с.3.Доброскок И.И. Профессиональная подготовка будущих социальных педагогов средствами проективной деятельности // Вестник Национальной академии Государственной пограничной службы Украины. –2010. –№ 2. –С. 8–19.4.Микитюк А.Н. Теория и практика организации научноисследовательской работы в высших учебных заведениях Украины в XIX в. : дис. ... доктора пед. наук. –Xарьков, 2003. –405 с.5.Боднар Л.В.Указ. соч.6.Доброскок И.И.Указ. соч.7.Вайнола Р.Х.Указ. соч.8.Ложакова Е.А. Педагогические условия и принципы обеспечения эффективности процесса формирования информационной компетентности студентов музыкальных специальностей в ходе обучения информатике // Вестник РУДН. –2011. –№ 3. –С.3–6.9.Рептух Н.А. КубицкийС. А.Организация научноисследовательской подготовки магистров социальной педагогики. –Киев: Издательский центр НАУ Украины,2012. –73 с.10.Вайнола Р.Х.Указ. соч.11.Ложакова Е.А.Указ. соч.12.Рептух Н.А.Указ. соч.13.Ложакова Е.А.Указ. соч.14.Семено А.А. Социальнопедагогическое проектирование как технология профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе: дисс ... канд .пед.наук.–Шуя, 2010. –188с.15.Рептух Н.А.,СопивникИ. В.Усиление методологической и научнотеоретической составляющей в содержании подготовки магистров социальной педагогики к научноисследовательской деятельности. –Киев: Издательский центр НАУ Украины,2011. –43 с.16.Рептух Н.А. Экспериментальная проверка реализации педагогических условий научноисследовательской подготовки магистров социальной педагогики в условиях вуза // Высшее образование Украины в контексте интеграции в европейское образовательное пространство. –2011. –Приложение 2 к № 3. –Т. 3 (28). –С. 220–227.

Bondarenko Natalya,PhD Student, National University of Life and Environmental Sciences of Ukraine, Kievreptuch84@mail.ruThe professional training of social pedagogy Masters for research activitiesAbstract. Research is devoted to the problem of determining conditions of pedagogical research training masters of social pedagogy in the process of training. The theoretical approaches to research training masters of social pedagogy. Highlighted the main characteristics of specificity and research masters of social pedagogy in terms of study in the magistracy. Served main principles of research magicians of Masters of social pedagogy. Identified structural components of research training masters of social pedagogy: motivational, cognitive, meaningful and activity, reflexive evaluation. Theoretically grounded set of pedagogical conditions that ensure the formation of the research competence of masters of social pedagogy. The criteria (motivational, cognitive, meaningful and activity, reflectiveassessment) that meet the components forming the research competence, which evaluated paradise for four levels: nominal, reproductive, constructive and creative.Keywords:scientific and research training, social pedagogy Masters, pedagogical terms.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В.В., кандидатом педагогических наук