Проблемы инновационного развития Краснодарского края

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вандрикова О. В. Проблемы инновационного развития Краснодарского края // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № 12 (декабрь). – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13265.htm.
Аннотация. Статья посвящена характеристике инвестиционного климата Краснодарского края. Выявлены проблемы инновационного развития и направления повышения инновационной активности в регионе.
Раздел: Экономика
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Вандрикова Оксана Владимировна,преподаватель кафедры экономики и менеджмента филиалаФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Тихорецкazksen@mail.ru

Проблемы инновационного развития Краснодарского края

Аннотация.Статья посвящена характеристике инвестиционного климата Краснодарского края.Выявлены проблемы инновационного развития и направления повышения инновационной активности в регионе.Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, инновационная деятельность, инвестиционная активность.

На современном этапе приоритетным направлением развития экономики России является необходимость ее скорейшего перевода с сырьевой направленности на инновационную. Полезные ископаемые, нефть и газ имеют свойство когдато заканчиваться, а развитие технологий –процесс возобновляемый. Сегодня до 40% доходов такие страны, как Израиль, Индия, Япония, США получают именно от инновационной деятельности[1]. Большая часть инновационных разработок касается информационных технологий, связи, транспорта, энергои ресурсосбережения, экологии и здравоохранения.

В различных странах правительства инвестируют огромные средства в научные исследования и инновационную деятельность. В России немало конкурентоспособных инновационных разработок, но не до конца сформирована благоприятная среда для их внедрения. Поэтому молодые умы предпочитают либо уезжать из страны туда, где им готовы предложить более комфортные условия, либо с использованием ITтехнологий работать в России на зарубежные компании. Здесь необходимо подчеркнуть, что неотъемлемой частью инновационного процесса являются инвестиции, создаваемые в процессе научного творчества. Что касается Российской Федерации, то в конце первого полугодия 2013 года экономический рост в стране практически остановился. На протяжении полутора лет инвестиции стагнируют, почти вдвое замедлилось кредитование предприятий. Общий объем зарубежных инвестицийв российскую экономику в первой половине 2013 года –132 млрд. дол., в том числе прямые иностранные инвестиции составили 18,6 млрд. дол. Больше всего иностранных инвестиций было направлено в обрабатывающие производства –73 млрд. дол., изних из Великобритании –9,99 млрд. дол.,из Франции–8,94 млрд. дол, из США–7,4млрд. дол. [2].Следует отметить, что притоку иностранного и частного национального капитала препятствует:политическая нестабильность;инфляция;несовершенное законодательство;неразвитость социальной и производственной инфраструктур;недостаточное информационное обеспечение;отсутствие механизмов защиты собственности [3,4]. Официальная политика направлена на оказание поддержки прямым инвестициям изза рубежа,но на практике иностранные инвесторы испытывают существенные трудности, пытаясь вложить капитал, поскольку отечественное законодательство нестабильно, и любая коммерческая деятельность сталкивается с множеством бюрократических препонов [5]. Таким образом, на фоне других стран инвестиционный климат России не особенно перспективен и привлекателен не только для зарубежных, но и для отечественных инвесторов.

В России наиболее привлекательным регионов для инвестиций выступает Краснодарский край. Благодаря выгодному географическому положению, климатическим и природным условиям которые определяют исключительную значимость данного региона. Кубань называют жемчужиной России, её житницей и здравницей. Край является основным производителем и поставщиком сельскохозяйственной продукции в России. Дляинвестора главными условиями ведения бизнеса выступают:стабильность развития региона;динамичность развития региона.

Этим требованиям удовлетворяет Краснодарский край, местная власть данного региона стараетсяобеспечитькак отечественным,так и зарубежным инвесторам всестороннее содействие в продвижении инвестиционных проектов. К благоприятным условиям инвестиционного климата края относятся:ясныезаконы;умеренную систему налогообложения;высококачественную антимонопольную среду;честную конкуренцию;действенную систему противодействия коррупции;комфортные условия для развития малого бизнеса;открытость глобальным рынкам.В Краснодарском крае для улучшения инвестиционного климата создансовет по инновационному развитию края, который должен запустить механизм развития инновационного сектора и объединить усилия власти регионов, краевого парламента, предпринимательского сектора и науки.

К концу 2013 года не в полном объеме реализованы планыпо инвестиционной Стратегии в Краснодарском крае, который регламентировал бы переход к системной инвестиционной политике, а такжесформировал бы регламент по сопровождению инвесторов, инвесткарту, дорожную карту для регулирования улучшения инвестиционного климата. Должна бытьтакже разработана нормативная база, которая систематизирует документы, регламентирующие инвестиционную деятельность и включит в себя все меры по оказанию поддержки инвесторам.Инвестиционная деятельность на территории Краснодарского края регулируется законом Краснодарского края от 2 июля 2004 г. №731КЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае», а такжеряд законов и нормативных актов, регулирующих инвестиционную деятельность. Среди них законы «О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Краснодарского края», «О предоставлении государственных гарантий Краснодарского края и размещении средств краевого бюджета для финансирования инвестиционных проектов», «Об инвестиционном налоговом кредите», «О государственной поддержке лизинговой деятельности в Краснодарском крае», постановления: «О преодолении административных барьеров и упрощении согласительных процедур при осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности», «Об утверждении Порядка государственной поддержки субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих системы качества на основе требований международных стандартов, посредством частичного возмещения затрат на их разработку и внедрение» и др.К основным факторам инвестиционной привлекательности края относятся:удобное географическое положение и хорошо развитая транспортная инфраструктура;политическая стабильность региона;диверсифицированная экономика с высокой долей малого предпринимательства; высокий потенциалпредприятий сельскохозяйственной отрасли;наличие уникальных рекреационных ресурсов, обеспечивающих развитие практически всех видов индустрии туризма и отдыха;наличие плодородных сельскохозяйственных земель, позволяющих выращивать весь спектр культур умеренного пояса и отдельные виды субтропических культур;богатые природные ресурсы;наличие высококвалифицированной рабочей силы.В крае инвестиционное законодательство,по сравнению с другими регионами находится на более высоком уровне, потомучто, права инвесторов защищеныи гарантированы. В данном регионе функционируют законодательные акты, которые обеспечивают предоставление государственной поддержки инвесторам на региональном уровне,благодаря средствам,предусмотренным в краевом бюджете.Консультативныйсовет по иностранным инвестициям при главе администрации края функционирует с целью:привлечения инвестиции от иностранных инвесторов;развития и укрепления благоприятного инвестиционного климата;обеспечения информационного обмена;взаимовыгодного сотрудничества между администрацией края и иностранными инвесторами.Главными целями консультативного совета являются:содействие формированию благоприятного инвестиционного климата;развитие инвестиционного потенциала края;оптимизация взаимодействия администрации с инвесторами.В регионе действуют следующиеформы господдержки инвесторов:1.Освобождение от уплаты налога на имущество организаций на срок окупаемости проекта, но не более трех лет фактического использования льгот. Предоставляется организациям, реализующим инвестпроекты, одобренные администрацией Краснодарского края; кредитным организациям, предоставляющим кредиты на срок свыше одного года для реализации инвестиционных и лизинговых проектов; лизинговым организациям, предоставляющим предметы лизинга для реализации инвестиционных проектов.2.Снижение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций (налоговая ставка в размере 13,5% на срок пятилет). Предоставляется организациямрезидентам особых экономических зон; организациям, основной вид деятельности которых добыча сырой нефти, производство нефтепродуктов или производство цемента на территории региона.3.Освобождение от уплаты транспортного налога (на срок пятилет). Предоставляется резидентам ОЭЗ, созданной на территории Краснодарского края, по транспортным средствам, используемым для осуществления деятельности.4.Предоставление инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организацийи региональным налогам в части, поступающей в краевой бюджет, на срок окупаемости проекта, но не более трехлет. Предоставляется при наличии хотя бы одного из следующих оснований: проведение организацией НИОКР либо технического перевооружения собственногопроизводства; осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности; выполнение организацией особо важного заказа по социальноэкономическому развитию края или предоставление ею особо важных услуг населению; выполнение организацией государственного оборонного заказа; осуществление организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергоэффективности; реализация инвестором инвестиционного проекта, одобренного высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края с установленной формой государственной поддержки в виде инвестиционного налогового кредита.5.Размер ставки арендной платы от кадастровой стоимости земли на период проектноизыскательских работ и строительства, но не более трехлет. Предоставляется организациям, реализующим инвестпроекты, одобренные администрацией края, по земельным участкам, находящимся в государственной собственности региона.6.Субсидирование из краевого бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным инвесторами вкредитных организациях (3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ) на срок окупаемости проекта, но не более трехлет. Предоставляется организациям, реализующим инвестпроекты, одобренные краевой администрацией; лизинговым организациям, поставляющим машины, оборудование и транспортные средства для реализации проектов, одобренных администрацией края.7.Субсидирование из краевого бюджета части затрат на уплату купонов по выпущенным корпоративным облигационным займам (1/2 ставки рефинансирования ЦБ). Предоставляется организациям, реализующим инвестиционные проекты, одобренные администрацией края.8.Субсидирование части затрат на уплату процентов по привлечённым кредитам и займам в российских кредитных организациях. Предоставляется по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями АПК независимо от их организационноправовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.9.Государственные гарантии. Предоставляются на конкурсной основе.10.Бюджетные инвестиции для финансирования инвестпроектов в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством РФ.В кубанскую экономику за последние три годапоступило более триллиона рублей инвестиций. Инвестиции в экономику Краснодарского краяза отчетный период поступили из 31 страны. Основными странами –инвесторами являются Нидерланды, Кипр, Соединенные Штаты Америки, Швеция. На их долю приходится 74,2% от общего объема поступивших инвестиций. [6].По данным статистического наблюдения, 86% вложенных иностранными инвесторами средств направлены на развитие организаций транспорта и связи, обрабатывающих производств, оптовой и розничной торговли [7].В августе 2012 года рейтинговое агентство«Эксперт РА» присвоило Краснодарскому краю рейтинг кредитоспособности на уровне А++ «Исключительно высокий (наивысший) уровень кредитоспособности». Прогноз–«стабильный», чтоозначает высокую вероятность сохранения рейтинга на прежнем уровне в среднесрочной перспективе. На рейтинг региона позитивно повлияли высокая доля бюджета развития (инвестиционная составляющая) в общих расходах консолидированного бюджета края, активное поощрение со стороны власти развития предпринимательства и своевременное обслуживание и погашение государственного внутреннего долга региона.

Кроме того, в декабре 2012 года аналитики«Эксперт РА» присвоили городу Краснодарукредитный рейтинг на уровне А+ –«Очень высокий уровень кредитоспособности». Прогноз по рейтингу «стабильный».Результатом является то, что Краснодарский край входит в пятеркуроссийских регионовлидеров по уровню инвестиционной активности и инвестиционной привлекательности:первоеместов Южном федеральном округе и пятое–в России по объемам привлеченных инвестиций;седьмоеместосреди российских регионов с наименьшимиинвестиционными рисками;второеместов рейтинге российских регионов по законодательной активности в сфере инвестиций;первоеместов рейтинге конкурентоспособности регионов России. Таким образом, Краснодарский край –это регион, имеющий высокий уровень социальноэкономического развития и обладающий достаточно высокой инвестиционной привлекательностью. Главным приоритетом социальноэкономического развития края должно стать развитие инвестиционной активности на его территории. Для этого краю сегодня «как воздух» нужнамощная инфраструктура поддержки инновационной деятельности.

Необходимо развивать институты инновационного развития, систему венчурного и посевного финансирования проектов, систему поддержки молодых предпринимателей и изобретателей. В Краснодарском крае должно быть создано конкурентоспособное производство как за счёт собственных инновационных разработок, так и за счёт локализации иностранных компаний и трансфера их технологий [8].

Ссылки на источники1.Федеральная служба государственной статистики. –URL:http://www.gks.ru.2.Там же.3.Королюк Е.В. Экономические противоречия формирования рынка земли современной России как институциональнохозяйственной системы. –Краснодар:Краснодарский кооп. инт, 2011.4.Мезенцева Е.В. Поддержка малого бизнеса на федеральном и субфедеральном уровнях: актуальные формы и перспективы развития // Международный научный журнал. –2013. –№ 4. –С.5–8.5.Королюк Е.В. Вектор экономической политики современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. –2011. –№ 2. –С. 27.6.ОАО «Агентствоэкономического развитияКраснодарскогокрая». –URL:http://www.kkeda.com.7.Федеральная служба государственной статистики. Указ. ист.8.Коломыц О.Н. Инвестиционная привлекательность региона как фактор повышения его конкурентоспособности//TERRA ECONOMICUS. –2011. –Т. 9, № 33. –С.119.

Vandrikova Oksana,lecturer at thechair of economics and management, branch of Kuban State University, Tikhoretskazksen@mail.ruProblems of innovative development of the Krasnodar KraiAbstract.The article is devoted to the investment climate of the Krasnodar Krai. The problems of innovative development and the direction of increase of innovative activity in the region are revealed.Keywords:investments, investment climate, innovative activity,investment activity.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В.В., кандидатом педагогических наук