Проблемы и перспективы функционирования рынка жилищно-коммунальных услуг в современных экономических условиях
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Грачёва
И.
И. Проблемы и перспективы функционирования рынка жилищно-коммунальных услуг в современных экономических условиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 12 (декабрь). – С.
151–155. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13271.htm.
Аннотация. Статья посвящена имеющимся проблемам функционирования рынка жилищно-коммунальных услуг в современных экономических условиях. Автором анализируется варианты совершенствования качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Текст статьи
Грачева Ирина Ивановна,преподаватель кафедры экономики и менеджментафилиалаФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»,г.Тихорецкgrachevaii@mail.ru
Проблемы и перспективы функционирования рынка жилищнокоммунальных услуг в современных экономических условиях
Аннотация.Статья посвящена имеющимся проблемамфункционирования рынка жилищнокоммунальных услуг в современных экономических условиях. Автором анализируется варианты совершенствования качества предоставляемых жилищнокоммунальных услуг.Ключевые слова: жилищнокоммунальное хозяйство,тарифное регулирование, инвестиции.
Одним из основных социальнозначимых комплексов народного хозяйства Российской Федерации является жилищнокоммунальное хозяйство, так как его услуги являются благами первой необходимости и потребность их практически неограниченна.Жилищнокоммунальное хозяйство(ЖКХ)представлено разнообразными организациями:эксплуатационными, ремонтностроительными, транспортными, энергетическими, а также жилыми и общественными зданиями,которые в совокупности составляют сложную социальноэкономическую систему.Развитие городских объектов и состояния среды обитания жителей зависит именно от эффективности функционирования данной системыДоступность услуг жилищнокоммунального комплекса на уровне минимальных социальных стандартов для всех потребителей, наравне с такими условиями, как обеспеченность продуктами питания, жильем и др., является определяющим фактором в системе обеспечения стабильности и устойчивого развития любого региона и муниципального образования.Организации ЖКХ предоставляют свои услуги трем группам потребителей:
населению;бюджетным организациям;промышленным предприятиям и другим потребителям.Основным покупателем жилищнокоммунальных услуг являются население (домохозяйства).Основополагающим и первостепенным факторомв этой системеявляется стоимость и качество предоставляемых услуг, так как все это обеспечивает комфортное и достойное проживаниенаселения города.
Услуги жилищнокоммунальных организаций (газ, электричество, водоснабжение, канализация, теплоснабжение) по цене имеют низкую эластичность, так как являются продуктами естественных монополий.Тарифы –расценки устанавливаются исполнительными органами государственной власти, региональнымиэнергетическими комиссиями, местными властями, в соответствии с законодательством РФ [1].Тарифы на услуги жилищнокоммунальных организаций растут ежегодно в среднем на 10–15%, что опережает официальную инфляцию и темп роста доходов населения.Запериод 2001–2010 годоврост тарифов на услуги ЖКХ составил:отопление–в 7 раз или на600%:горячее водоснабжение–в 9 раз или на 800%;холодное водоснабжение–в 6 раз или на 500%;газ–в 5 раз или на 400%;электроэнергия–в 5 раз или на 400%;ростинфляции 115%[2].За2007–2012 годы накопленный уровень инфляции в стране составил 63%, а коммунальные тарифы в среднем выросли на 117%.На протяжении последних лет Правительство пытается разработатьварианты привязки роста тарифов к официальной инфляции, которая составляют7–8%в год,однако, не исключаетсяи рост с опережением инфляции на пару процентных пунктов.Анализ данных показал, что тарифы на услуги организацийЖКХ значительно отличаются друг от друга в городах с аналогичными природноклиматическими условиями. Присутствуют неоправданные различия в стоимости услуг ЖКХ в различных субъектах РФ и муниципальных образованиях внутри отдельных городов. Например, стоимость 1 м³ холодной в Краснодаре ниже, чем в городах РостовнаДону и Ставрополясоответственно на 34,8% и 40,5%.А в сравнении с городами Волгоградом и Астраханью выше соответственно на 55,5% и 28,8%.
В Дагестане стоимость 1 м³ холодной воды составляет 46 рублей, а в Ненецком автономном округе–в среднем 232 рубля. Жители Краснодара оплачивают за водоотведение 1 м³ стоков 11,17 руб., в то время как в городах РостовнаДону –19,55 руб., Астрахани –15,35 руб., Ставрополе –11,47 руб., что соответственно выше, чем в городе Краснодаре соответственно на 75,0%, 37,4% и 2,7%[3].В Иркутске стоимость 1 киловаттчаса электроэнергии для населения составляет 70 копеек, а в ВеликомНовгороде–7 рублей(разница в 10 раз)[4].Повышения тарифа на 6% (4 копейки) не заметят даже малоимущие жители Иркутска, ана 7 рублей–это существеннодаже для обеспеченных потребителейиникаких дальнейших повышений население не выдержит.Таким образом, можно сделать вывод, что тарифы на услуги организацийЖКХ –монополистов являются экономически необоснованными и завышенными. ОрганизацииЖКХ перекладывают на плательщиков жилищнокоммунальных услуг расходы, связанные с необоснованным повышением заработной платы своим работникам, строительством жилья, приобретением транспортных средств и другие затраты, не связанные с оказанием коммунальных услуг. Существующие тарифы также не способствуют повышению эффективности производства, внедрению новых технологий, не ориентированы на снижение себестоимости коммунальных услуг.Одной из проблем в данной отрасли, также является износ инженерных коммуникаций, который составляет около 60% и отслужившие свой срок основные фонды.Поэтому на сегодняшний день ЖКХ остается убыточной и неэффективной сферой экономики нашей страны. Сложившаяся ситуация требуют безотлагательного решения. Развитие рыночных отношений поставила перед отрасльюжилищнокоммунального хозяйства задачи выработки новых подходов к управлению и функционированию, совершенствованию и внедрению системы механизмов, способствующих адаптации ЖКХ к новым условиям хозяйствования.
Сфера ЖКХ представляет собой необъятное поле для инноваций. Потребность в инвестициях в сферу жилищнокоммунального хозяйства составляет 9 трлн.руб.По оценкам экспертов, годовой оборот в жилищнокоммунальной сфере составляет около 4 триллиона рублей, что составляет 7 процентов от ВВП страны. Около 1,8 триллиона рублей составляют платежи населения за потребленные услуги (газ, свет, вода, тепло), а уровень задолженности –2 процента[5].Статистические данные показывают, что для поддержания работоспособности жилищнокоммунального комплекса было вложено в 2011–2013 годахоколо 53 млрд. руб.[6].В тоже время финансирование модернизации жилищнокоммунального комплекса проводилась по остаточному принципу.Объем частных инвестиций в сферу ЖКХ составляет около 8 процентов от годового оборота, т.е. для бизнесарынок услуг ЖКХ не представляет интереса. Среди частых причин, которые сдерживают желание работать в коммунальной сфере,выделяют коррупцию, произвол монополий,а также ежегодно меняющиеся правила работы [7].Однако Правительство надеется на частных инвесторов, так как финансировать данную отрасль ему не под силу. Следовательно, меры государственной поддержки необходимы, и при этом необходимо учитывать зарубежный опыт регулирования сферы ЖКХ.
Рассматривая зарубежный опыт управленияи регулирования сферы ЖКХможно выделить четыре основных подхода государственной поддержки системы коммунального хозяйства: американский, английский, немецкий и французский. Общимдля всех системявляется то, что правила взаимодействия для организаций действующих в коммунальной сфере определяют государственные регулирующие органы. При этом потребителям гарантируется выполнение установленных стандартов качества услуг. В американском подходе поддержки системы коммунальной сферыбольшую роль играют созданные федеральные комиссии, что порождает высокую степень бюрократии и медлительность принятия решений. В английском подходе регулирующие органы прозрачны в своей деятельности, они делегируют свои полномочия нижестоящим, а ответственность за деятельность каждого регулирующего органа несет один руководитель.Немецкий подход характеризуется децентрализацией управления и подразумевает создание на местахрегулирующих органов, что позволяет оперативно принимать необходимые решения.Французской опыт управления и регулирования сферы ЖКХхарактеризует централизованная система управления на уровне министерств, которая поддерживает интересы влиятельных групп, занятых в коммунальном обслуживании[8].Основным различием между вышеизложенными системамигосударственного регулирования является степень быстроты принятия решений по вопросам изменения тарифов для всех пользователей сферы ЖКХ, которые обеспечивают достаточный уровень доходов организаций коммунального хозяйства.К одному из негативных факторов зарубежного опыта управления жилищным хозяйством,следует отнести чрезмерную роль муниципалитетов.Одним из положительных опытов управления объектами ЖКХ в зарубежных странах который следует принять во внимание –привлечение инвесторов и предпринимателейс помощью механизма концессий.Не следует сбрасывать со счетов информационные технологии, которые являются важнейшей составляющей при оказании коммунальных услуг.На федеральном и региональном уровнев настоящее время предлагаются законодательноорганизационные инициативы и мероприятия по модернизациитарифной политики на услуги ЖКХ, совершенствуются и внедряются различные методы экономического управления.Предполагается, что принятие новых законов в сфере ЖКХ, помогут сделать отрасль более привлекательной для инвестиций.На заседании президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию премьерминистр РФ Дмитрий Медведев призвал повышать долю частных инвестиций в жилищнокоммунальном хозяйстве, признав, что пока отрасль не обладает инвестиционной привлекательностью, хотя и должна бы. «Коммуналка огромна, и чтобы ни происходило на мировых рынках, коммунальное хозяйство должно обладать повышенной привлекательностью. Мы обязаны завершить формирование нормативной базы для повышения доли частных инвестиций в ЖКХ. Более активно этим должны заняться и субъекты Федерации» –сказал премьер[9].Правительство рассчитывает, что квалифицированные частные операторы по предоставлению жилищнокоммунальных услуг сумеют модернизировать систему ЖКХ и вытащитьеё из болота, в котором она сейчас находится.Законодательством в сфере ЖКХ, которое заработает с 2014 года,ужесточаются санкции, как для управляющих компаний, так и для потребителей. Например, если выставляется некорректная квитанция и потребитель доказывает, что это неправильный расчет, то, управляющая компания должна будет заплатить потребителю 15% от этой суммы. Если же оказана некачественная услуга, то в пользу жильца уплачивается 30% от стоимости этой услуги. Что касается потребителей коммунальных услуг, то для них повышается процентная ставка пени за несвоевременную оплату. Планируется также ужесточить ответственность для неплательщиков–увеличение пенни за просрочку платежа до 17%как для граждан, так и для управляющих компаний; применениес 2015 года повышающих коэффициентов за отсутствие приборов учета,а также лишение недобросовестных управляющих компаний права заниматься профессиональной деятельностью.[10].Кроме того, упрощается проведение собраний собственников жилья. То есть, кто не смог присутствовать на них, будут иметь возможность высказаться в заочном режиме, заполнив бюллетени.Ключевой инновацией станет переход к долгосрочному тарифному регулированию. От регулируемых тарифов будет происходить переход к фиксированным на 3–5 лет. Никто теперь не имеет права в течение периода регулирования пересматривать установленные параметры. С 2014 года эта норма заработает в пилотном режиме, а с 2016 года –годовых тарифов не останется совсем[11].То есть, новые губернаторына основании своих политических обещаний смогут поднять или опустить тарифы только в том случае, если компенсируют убытки компаниям.Эта определенность позволяет гарантировать доходность инвесторов 12 процентов годовых, что представляется достаточно привлекательным. Помимо этого, Правительство намерено по максимуму привлекать частников к управлению инфраструктурой. Предполагается, что будет фиксироватьсятекущее техническое состояние, например, теплосети и задавать целевые показатели по изменению ситуации. Выиграет та компания, которая будет готова достичь этих целей быстрее и дешевле. Такого рода конкуренцияпредусмотрена новым законом о концессионных соглашениях[12]. Среди беспрецедентных защитных механизмов для концессионера –возможность использовать соглашения в качестве обеспечения по кредитам, обязанность «зашивать» формулу цены в самом концессионном соглашении, а при расторжении соглашения, инвестор сможет компенсировать вложенные средства.К 2016 году на основе конфессиональных соглашений частникам планируется передать все неэффективные государственные и муниципальные предприятия в сфере ЖКХ.По поручению Правительства РФ для всех регионов и отраслей в 2013 году ограничение роста совокупного платежа услуг ЖКХ составляло 6 процентов. Согласно проекту Федерального закона «О регулировании роста платы граждан за коммунальные услуги и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»государственное регулирование тарифов ЖКХ будет заменено предельным индексов роста платы граждан за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на долгосрочный период, начиная с 2014 года. При первом применении указанных предельных индексов период их установления определить в размере 3 лет (2014–2016 года), в дальнейшем с 2017 года–не менее 5 лет[13].Таким образом, отмена политического управления тарифами позволитувеличить привлекательность сферы ЖКХ для частных инвесторов.В заключение следует сделать вывод, что все выше перечисленные меры позволят ежегодно привлекать частные инвестиции в сферу ЖКХ. Конкуренция среди частных инвесторов повысит качество предоставляемых услуг, потому что потребители готовы платить за качествореально представляемых услуг: чистую воду без запаха,тепло без аварий, а свет без отключений.
Ссылки на источники1.Тарифы ЖКХ. –URL:http://newtariffs.ru/otrasli/zhkkh.
2.Динамика роста тарифов на услуги ЖКХ и инфляция.–URL:http://www.rfagency.ru/tarif_ru.htm.3.Тарифы на услуги жилищнокоммунального хозяйства//Официальный Интернетпортал Администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара.–URL:http://www.krd.ru.4.Тарифы на коммунальные услуги приготовились к прыжку//Федеральный информационный портал.–URL:http://www.1sn.ru/79389.html.5.Годовой оборот ЖКХ в России составил четыре триллиона рублей. –URL:http://www.km.ru/nedvizhimost/2013/11/25/rynoknedvizhimostivrossii/726012godovoioborotzhkkhvrossiisostavilc.6.Около 53 млрд. рублей было вложено в 2011–2013 гг. в проекты в сфере ЖКХ–URL:http://www.tatarinform.ru/news/2013/10/01/377578.7.Королюк Е.В. Вектор экономической политики современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. –2011. –№ 2. –С. 27.8.Кицай Ю.А. Рольуправляющих компаний в жилищнокоммунальном хозяйстве: зарубежный и отечественный опыт // Юридические науки: проблемы иперспективы: материалы Международной научной конференции (г. Пермь, март 2012 г.).–Пермь: Меркурий, 2012. –С. 31–33.9.Президиум Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России. –URL:http://government.ru/news/6477.10.Новым законодательство ужесточается ответственность за нарушения в сфере ЖКХ. –URL:http://gkhrazvitie.ru/info.aspx?type=publ&id=1095.11.Кто проставится за коммуналку. –URL:http://expert.ru/ural/2013/45/ktoprostavitsyazakommunalku/?n=171.12.Федеральный закон от 07.05.2013 N 103ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях»и отдельные законодательные акты Российской Федерации».–URL:www.consultant.ru.13.Проект Федерального закона«О регулировании роста платы граждан за коммунальные услуги и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(подготовлен ФСТ России).–URL:www.consultant.ru.
Gracheva Irina,
Lecturer at the chair of economics and management, Kuban State University,branch in Tikhoretsk, TikhoretskProblems andprospects of the market ofhousing and communal services in modern economicconditionsAbstract.The article is devoted to the functioning of existing market housing and communal services in modern economicconditions.The author analyzes options for improving the quality of housing and communal services.Keywords:housing and communal services,tariff regulation,investment.
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В.В., кандидатом педагогических наук
Проблемы и перспективы функционирования рынка жилищнокоммунальных услуг в современных экономических условиях
Аннотация.Статья посвящена имеющимся проблемамфункционирования рынка жилищнокоммунальных услуг в современных экономических условиях. Автором анализируется варианты совершенствования качества предоставляемых жилищнокоммунальных услуг.Ключевые слова: жилищнокоммунальное хозяйство,тарифное регулирование, инвестиции.
Одним из основных социальнозначимых комплексов народного хозяйства Российской Федерации является жилищнокоммунальное хозяйство, так как его услуги являются благами первой необходимости и потребность их практически неограниченна.Жилищнокоммунальное хозяйство(ЖКХ)представлено разнообразными организациями:эксплуатационными, ремонтностроительными, транспортными, энергетическими, а также жилыми и общественными зданиями,которые в совокупности составляют сложную социальноэкономическую систему.Развитие городских объектов и состояния среды обитания жителей зависит именно от эффективности функционирования данной системыДоступность услуг жилищнокоммунального комплекса на уровне минимальных социальных стандартов для всех потребителей, наравне с такими условиями, как обеспеченность продуктами питания, жильем и др., является определяющим фактором в системе обеспечения стабильности и устойчивого развития любого региона и муниципального образования.Организации ЖКХ предоставляют свои услуги трем группам потребителей:
населению;бюджетным организациям;промышленным предприятиям и другим потребителям.Основным покупателем жилищнокоммунальных услуг являются население (домохозяйства).Основополагающим и первостепенным факторомв этой системеявляется стоимость и качество предоставляемых услуг, так как все это обеспечивает комфортное и достойное проживаниенаселения города.
Услуги жилищнокоммунальных организаций (газ, электричество, водоснабжение, канализация, теплоснабжение) по цене имеют низкую эластичность, так как являются продуктами естественных монополий.Тарифы –расценки устанавливаются исполнительными органами государственной власти, региональнымиэнергетическими комиссиями, местными властями, в соответствии с законодательством РФ [1].Тарифы на услуги жилищнокоммунальных организаций растут ежегодно в среднем на 10–15%, что опережает официальную инфляцию и темп роста доходов населения.Запериод 2001–2010 годоврост тарифов на услуги ЖКХ составил:отопление–в 7 раз или на600%:горячее водоснабжение–в 9 раз или на 800%;холодное водоснабжение–в 6 раз или на 500%;газ–в 5 раз или на 400%;электроэнергия–в 5 раз или на 400%;ростинфляции 115%[2].За2007–2012 годы накопленный уровень инфляции в стране составил 63%, а коммунальные тарифы в среднем выросли на 117%.На протяжении последних лет Правительство пытается разработатьварианты привязки роста тарифов к официальной инфляции, которая составляют7–8%в год,однако, не исключаетсяи рост с опережением инфляции на пару процентных пунктов.Анализ данных показал, что тарифы на услуги организацийЖКХ значительно отличаются друг от друга в городах с аналогичными природноклиматическими условиями. Присутствуют неоправданные различия в стоимости услуг ЖКХ в различных субъектах РФ и муниципальных образованиях внутри отдельных городов. Например, стоимость 1 м³ холодной в Краснодаре ниже, чем в городах РостовнаДону и Ставрополясоответственно на 34,8% и 40,5%.А в сравнении с городами Волгоградом и Астраханью выше соответственно на 55,5% и 28,8%.
В Дагестане стоимость 1 м³ холодной воды составляет 46 рублей, а в Ненецком автономном округе–в среднем 232 рубля. Жители Краснодара оплачивают за водоотведение 1 м³ стоков 11,17 руб., в то время как в городах РостовнаДону –19,55 руб., Астрахани –15,35 руб., Ставрополе –11,47 руб., что соответственно выше, чем в городе Краснодаре соответственно на 75,0%, 37,4% и 2,7%[3].В Иркутске стоимость 1 киловаттчаса электроэнергии для населения составляет 70 копеек, а в ВеликомНовгороде–7 рублей(разница в 10 раз)[4].Повышения тарифа на 6% (4 копейки) не заметят даже малоимущие жители Иркутска, ана 7 рублей–это существеннодаже для обеспеченных потребителейиникаких дальнейших повышений население не выдержит.Таким образом, можно сделать вывод, что тарифы на услуги организацийЖКХ –монополистов являются экономически необоснованными и завышенными. ОрганизацииЖКХ перекладывают на плательщиков жилищнокоммунальных услуг расходы, связанные с необоснованным повышением заработной платы своим работникам, строительством жилья, приобретением транспортных средств и другие затраты, не связанные с оказанием коммунальных услуг. Существующие тарифы также не способствуют повышению эффективности производства, внедрению новых технологий, не ориентированы на снижение себестоимости коммунальных услуг.Одной из проблем в данной отрасли, также является износ инженерных коммуникаций, который составляет около 60% и отслужившие свой срок основные фонды.Поэтому на сегодняшний день ЖКХ остается убыточной и неэффективной сферой экономики нашей страны. Сложившаяся ситуация требуют безотлагательного решения. Развитие рыночных отношений поставила перед отрасльюжилищнокоммунального хозяйства задачи выработки новых подходов к управлению и функционированию, совершенствованию и внедрению системы механизмов, способствующих адаптации ЖКХ к новым условиям хозяйствования.
Сфера ЖКХ представляет собой необъятное поле для инноваций. Потребность в инвестициях в сферу жилищнокоммунального хозяйства составляет 9 трлн.руб.По оценкам экспертов, годовой оборот в жилищнокоммунальной сфере составляет около 4 триллиона рублей, что составляет 7 процентов от ВВП страны. Около 1,8 триллиона рублей составляют платежи населения за потребленные услуги (газ, свет, вода, тепло), а уровень задолженности –2 процента[5].Статистические данные показывают, что для поддержания работоспособности жилищнокоммунального комплекса было вложено в 2011–2013 годахоколо 53 млрд. руб.[6].В тоже время финансирование модернизации жилищнокоммунального комплекса проводилась по остаточному принципу.Объем частных инвестиций в сферу ЖКХ составляет около 8 процентов от годового оборота, т.е. для бизнесарынок услуг ЖКХ не представляет интереса. Среди частых причин, которые сдерживают желание работать в коммунальной сфере,выделяют коррупцию, произвол монополий,а также ежегодно меняющиеся правила работы [7].Однако Правительство надеется на частных инвесторов, так как финансировать данную отрасль ему не под силу. Следовательно, меры государственной поддержки необходимы, и при этом необходимо учитывать зарубежный опыт регулирования сферы ЖКХ.
Рассматривая зарубежный опыт управленияи регулирования сферы ЖКХможно выделить четыре основных подхода государственной поддержки системы коммунального хозяйства: американский, английский, немецкий и французский. Общимдля всех системявляется то, что правила взаимодействия для организаций действующих в коммунальной сфере определяют государственные регулирующие органы. При этом потребителям гарантируется выполнение установленных стандартов качества услуг. В американском подходе поддержки системы коммунальной сферыбольшую роль играют созданные федеральные комиссии, что порождает высокую степень бюрократии и медлительность принятия решений. В английском подходе регулирующие органы прозрачны в своей деятельности, они делегируют свои полномочия нижестоящим, а ответственность за деятельность каждого регулирующего органа несет один руководитель.Немецкий подход характеризуется децентрализацией управления и подразумевает создание на местахрегулирующих органов, что позволяет оперативно принимать необходимые решения.Французской опыт управления и регулирования сферы ЖКХхарактеризует централизованная система управления на уровне министерств, которая поддерживает интересы влиятельных групп, занятых в коммунальном обслуживании[8].Основным различием между вышеизложенными системамигосударственного регулирования является степень быстроты принятия решений по вопросам изменения тарифов для всех пользователей сферы ЖКХ, которые обеспечивают достаточный уровень доходов организаций коммунального хозяйства.К одному из негативных факторов зарубежного опыта управления жилищным хозяйством,следует отнести чрезмерную роль муниципалитетов.Одним из положительных опытов управления объектами ЖКХ в зарубежных странах который следует принять во внимание –привлечение инвесторов и предпринимателейс помощью механизма концессий.Не следует сбрасывать со счетов информационные технологии, которые являются важнейшей составляющей при оказании коммунальных услуг.На федеральном и региональном уровнев настоящее время предлагаются законодательноорганизационные инициативы и мероприятия по модернизациитарифной политики на услуги ЖКХ, совершенствуются и внедряются различные методы экономического управления.Предполагается, что принятие новых законов в сфере ЖКХ, помогут сделать отрасль более привлекательной для инвестиций.На заседании президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию премьерминистр РФ Дмитрий Медведев призвал повышать долю частных инвестиций в жилищнокоммунальном хозяйстве, признав, что пока отрасль не обладает инвестиционной привлекательностью, хотя и должна бы. «Коммуналка огромна, и чтобы ни происходило на мировых рынках, коммунальное хозяйство должно обладать повышенной привлекательностью. Мы обязаны завершить формирование нормативной базы для повышения доли частных инвестиций в ЖКХ. Более активно этим должны заняться и субъекты Федерации» –сказал премьер[9].Правительство рассчитывает, что квалифицированные частные операторы по предоставлению жилищнокоммунальных услуг сумеют модернизировать систему ЖКХ и вытащитьеё из болота, в котором она сейчас находится.Законодательством в сфере ЖКХ, которое заработает с 2014 года,ужесточаются санкции, как для управляющих компаний, так и для потребителей. Например, если выставляется некорректная квитанция и потребитель доказывает, что это неправильный расчет, то, управляющая компания должна будет заплатить потребителю 15% от этой суммы. Если же оказана некачественная услуга, то в пользу жильца уплачивается 30% от стоимости этой услуги. Что касается потребителей коммунальных услуг, то для них повышается процентная ставка пени за несвоевременную оплату. Планируется также ужесточить ответственность для неплательщиков–увеличение пенни за просрочку платежа до 17%как для граждан, так и для управляющих компаний; применениес 2015 года повышающих коэффициентов за отсутствие приборов учета,а также лишение недобросовестных управляющих компаний права заниматься профессиональной деятельностью.[10].Кроме того, упрощается проведение собраний собственников жилья. То есть, кто не смог присутствовать на них, будут иметь возможность высказаться в заочном режиме, заполнив бюллетени.Ключевой инновацией станет переход к долгосрочному тарифному регулированию. От регулируемых тарифов будет происходить переход к фиксированным на 3–5 лет. Никто теперь не имеет права в течение периода регулирования пересматривать установленные параметры. С 2014 года эта норма заработает в пилотном режиме, а с 2016 года –годовых тарифов не останется совсем[11].То есть, новые губернаторына основании своих политических обещаний смогут поднять или опустить тарифы только в том случае, если компенсируют убытки компаниям.Эта определенность позволяет гарантировать доходность инвесторов 12 процентов годовых, что представляется достаточно привлекательным. Помимо этого, Правительство намерено по максимуму привлекать частников к управлению инфраструктурой. Предполагается, что будет фиксироватьсятекущее техническое состояние, например, теплосети и задавать целевые показатели по изменению ситуации. Выиграет та компания, которая будет готова достичь этих целей быстрее и дешевле. Такого рода конкуренцияпредусмотрена новым законом о концессионных соглашениях[12]. Среди беспрецедентных защитных механизмов для концессионера –возможность использовать соглашения в качестве обеспечения по кредитам, обязанность «зашивать» формулу цены в самом концессионном соглашении, а при расторжении соглашения, инвестор сможет компенсировать вложенные средства.К 2016 году на основе конфессиональных соглашений частникам планируется передать все неэффективные государственные и муниципальные предприятия в сфере ЖКХ.По поручению Правительства РФ для всех регионов и отраслей в 2013 году ограничение роста совокупного платежа услуг ЖКХ составляло 6 процентов. Согласно проекту Федерального закона «О регулировании роста платы граждан за коммунальные услуги и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»государственное регулирование тарифов ЖКХ будет заменено предельным индексов роста платы граждан за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на долгосрочный период, начиная с 2014 года. При первом применении указанных предельных индексов период их установления определить в размере 3 лет (2014–2016 года), в дальнейшем с 2017 года–не менее 5 лет[13].Таким образом, отмена политического управления тарифами позволитувеличить привлекательность сферы ЖКХ для частных инвесторов.В заключение следует сделать вывод, что все выше перечисленные меры позволят ежегодно привлекать частные инвестиции в сферу ЖКХ. Конкуренция среди частных инвесторов повысит качество предоставляемых услуг, потому что потребители готовы платить за качествореально представляемых услуг: чистую воду без запаха,тепло без аварий, а свет без отключений.
Ссылки на источники1.Тарифы ЖКХ. –URL:http://newtariffs.ru/otrasli/zhkkh.
2.Динамика роста тарифов на услуги ЖКХ и инфляция.–URL:http://www.rfagency.ru/tarif_ru.htm.3.Тарифы на услуги жилищнокоммунального хозяйства//Официальный Интернетпортал Администрации муниципального образования город Краснодар и городской Думы Краснодара.–URL:http://www.krd.ru.4.Тарифы на коммунальные услуги приготовились к прыжку//Федеральный информационный портал.–URL:http://www.1sn.ru/79389.html.5.Годовой оборот ЖКХ в России составил четыре триллиона рублей. –URL:http://www.km.ru/nedvizhimost/2013/11/25/rynoknedvizhimostivrossii/726012godovoioborotzhkkhvrossiisostavilc.6.Около 53 млрд. рублей было вложено в 2011–2013 гг. в проекты в сфере ЖКХ–URL:http://www.tatarinform.ru/news/2013/10/01/377578.7.Королюк Е.В. Вектор экономической политики современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. –2011. –№ 2. –С. 27.8.Кицай Ю.А. Рольуправляющих компаний в жилищнокоммунальном хозяйстве: зарубежный и отечественный опыт // Юридические науки: проблемы иперспективы: материалы Международной научной конференции (г. Пермь, март 2012 г.).–Пермь: Меркурий, 2012. –С. 31–33.9.Президиум Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России. –URL:http://government.ru/news/6477.10.Новым законодательство ужесточается ответственность за нарушения в сфере ЖКХ. –URL:http://gkhrazvitie.ru/info.aspx?type=publ&id=1095.11.Кто проставится за коммуналку. –URL:http://expert.ru/ural/2013/45/ktoprostavitsyazakommunalku/?n=171.12.Федеральный закон от 07.05.2013 N 103ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях»и отдельные законодательные акты Российской Федерации».–URL:www.consultant.ru.13.Проект Федерального закона«О регулировании роста платы граждан за коммунальные услуги и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(подготовлен ФСТ России).–URL:www.consultant.ru.
Gracheva Irina,
Lecturer at the chair of economics and management, Kuban State University,branch in Tikhoretsk, TikhoretskProblems andprospects of the market ofhousing and communal services in modern economicconditionsAbstract.The article is devoted to the functioning of existing market housing and communal services in modern economicconditions.The author analyzes options for improving the quality of housing and communal services.Keywords:housing and communal services,tariff regulation,investment.
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В.В., кандидатом педагогических наук