Организация самостоятельной работы студентов с использованием технологий дистанционного образования
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ботузова
Ю.
В. Организация самостоятельной работы студентов с использованием технологий дистанционного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № 12 (декабрь). – С.
146–150. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13270.htm.
Аннотация. В статье осуществлен анализ проблем организации самостоятельной работы студентов с использованием технологий дистанционного обучения. Рассматриваются разные формы самостоятельной работы и возможностей их реализации в дистанционном курсе на базе Moodle.
Текст статьи
Ботузова Юлия Владимировна,аспирант Кировоградскогогосударственногопедагогическогоуниверситетаимени Владимира Винниченка, г. Кировоград, Украинаvassalatii@gmail.com
Организация самостоятельной работы студентов
с использованием технологий дистанционного образования
Аннотация. В статье осуществлен анализ проблем организации самостоятельной работы студентов с использованием технологий дистанционного обучения. Рассматриваются разные формы самостоятельной работы и возможностей их реализации в дистанционном курсе на базе Moodle.Ключевые слова: самостоятельная работа,процесс обучения, дистанционное образование, Moodle.
Использование кредитномодульной системы обучения при организации учебного процесса предполагает последовательную и основательную проработку студентами учебного материала, разбитого на отдельные модули как логически завершенные части теоретических знаний и практических умений по определенной учебной дисциплине. На каждый модуль отведено определенное количество кредитов, в которых измеряется объем учебной работы. Студенты, готовясь к различным видам занятий должны быстро ориентироваться в современном потоке учебной, научной и методической информации, уметь ее анализировать, критически осмысливать, выделять основные аспекты, логически структурировать, и тем самым демонстрировать умение самостоятельно приобретать и пополнять свои знания.Новые тенденции в образовании направлены на использование новейших технологий обучения, в частности дистанционного, начиная со школы. Дистанционное обучение целиком базируется на самостоятельной работе студентов и целенаправленном руководстве ею преподавателем.Целью статьи является исследование возможностей использования технологий дистанционного образования при организации результативной самостоятельной работы студентов при изучении учебных дисциплин и ее постоянного эффективного контроля в высших учебных заведениях.Современные исследования теории и практики развития самостоятельности студентов в процессе обучения В.Буряка, Н.Солдатенко, В.Ужика и др., организации самостоятельной работы студентов В.Андрущенко, Т.Лысянской, В.Лугового, О.Скрыпченка и др. свидетельствуют об актуальности темы.Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, определяется учебным планом и является важной составляющей процесса подготовки специалиста. В структуре учебной деятельности она занимает от трети до двух третей общего учебного времени. Организация самостоятельной работы имеет системный характер на протяжении всего времени обучения студентов. С целью оптимизации самостоятельной познавательной деятельности составляются индивидуальные планы работы студентов, выступают не только средством информирования студентов о необходимом объеме самостоятельно усвоенных знаний, но и позволяет правильно распределить учебное время и их индивидуальные усилия для достижения желаемого результата.Самостоятельная учебная деятельность рассматривается как целенаправленная специфическая деятельность субъекта, в которой без посторонней помощи усваивается социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, и способствующая его саморазвитию и самосовершенствованию. Как и любая деятельность, самостоятельная учебная деятельность имеет свою структуру, которая включает: мотивацию, учебные задачи, учебные действия, контроль, переходящий в самоконтроль, оценку, которая переходит в самооценку. Такая деятельность побуждается конкретной целью, отражает представление субъекта о результатах деятельности и приобретает форму самообразования [1]. Важным аспектом самостоятельной работы является то, что она решает не только учебные задачи, но и решает проблему саморазвития и самосовершенствования студента.К формам самостоятельной работы, предлагаемой студентам в традиционном обучении относятся: рефераты; конспектирование первоисточников, составление тезисов, плана обработанного материала; рецензирование, аннотирование, отзывы, выполнение тренингов, решение задач; составление схем, таблиц, диаграмм и пр.; расчетные, графические, расчетнографические работы, разработка тестов, дидактических материалов; самостоятельныеконтрольные работы, выполнение индивидуальных творческих задач, другие формы, которые соответствуют специфике факультета. В связи с тенденциями компьютеризации всех сфер деятельности человека также сегодня еще добавляется: работа с персональным компьютером, обработка программнопедагогического обеспечения; работы с электронными версиями дидактических материалов, поиск необходимой информации в сети Интернет.В современном учебном процессе студент выступает не простым потребителем информации, а творческим соискателем знаний. При этом задача преподавателя состоит не только в передаче информации в готовом виде, но и в поощрении студента к самостоятельной познавательной деятельности, в формировании у него навыков самостоятельности при получении знаний [2].Новыеподходы к организации обучения, а именно использование дистанционных технологий требуют существенного переосмысления и корректировки традиционных форм, и перевод их в дистанционные формы.Дидактические возможности и условия использования информационнообразовательных ресурсов и служб, мультимедийных средств в системе дистанционного обучения позволяют представить необходимую учебную информацию для самостоятельного изучения в виде гипертекста, использовать наглядные свойства звуковой, графической, анимационной и видео информации, способствующие лучшему усвоению материала [3].Все вышеперечисленные формы самостоятельной работы студентов можно реализовать в дистанционном курсе, например, на основе модульной объектноориентированной динамической учебной среды Moodle, которая предоставляет широкие возможности для внедрения элементов дистанционного обучения в образовательную систему вуза. При этом следует начать с составления индивидуального учебного плана работы студента, который легко реализовать в электронном виде, разбив объем учебной материала на содержательные блоки по темам или по неделям. Наличие таких учебных планов, позволяет студентам, самостоятельно выполняя работу, выявлять способности организовывать, планировать, регулировать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль и оценку ее результатов и собственных действий. Все в комплексе позволяет осуществлять самоуправление своей деятельностью. Самостоятельно управляя своей учебной деятельностью, студент выступает как самоуправляемая система.Механизм самоуправления действует таким образом, что студент как субъект управления сам себя рассматривает в качестве объекта. Он регулирует свои учебные действия, организовывает деятельность, рефлексивно относится к собственным действиям.Но стоит заметить, что, независимо от вида самостоятельной работы, которую выполняют студенты, как в традиционной, так и в дистанционной форме обучения, определенная роль остается и за преподавателем, т. е.осуществляется при наличии учителя (тьютора). Преподаватель должен ознакомить студентов с целью выполнения самостоятельных работ, трудоемкостью, сроками выполнения, методикой выполнения работ, формами контроля, критериями оценки качества выполненной самостоятельной работы. Предварительно преподавателю необходимо осуществить мониторинг уровня подготовки студентов, их умений и навыков, желания и потребности работать самостоятельно в процессе обучения в вузе (в случае дистанционной организации такой работы, также исследовать уровень развития навыков работы с компьютером, умений пользоваться сетью Интернет для учебных целей).Изучение теоретического материала в дистанционном курсе можно представить в виде электронной книги с удобной системой навигации: гиперссылками на отдельные разделы или параграфы книги, на термины и их толкование в словаре, на биографические данные ученых, имена которых встречаются в тексте книги и т. д.Кроме того, теоретический материал возможно представить в виде яркой презентабельной Интернетстраницы или презентации с использованием звукового сопровождения, с демонстрацией учебных анимационных или видеоматериалов. Ведь современные психологопедагогические исследованиях теории восприятия и усвоения различных видов информации и сторон влияния информационных технологий на эффективность учебного процесса (Л.Выготский, А.Леонтьев, В.Безпалько, И.Якиманскаяи др.) открывают огромный дидактический потенциал мультимедийных технологий, показывают, что компьютер имеет возможности развития творческих способностей у учащихся и обеспечивает усвоение ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации. При разработке такого теоретического материала, преподаватель может поставить перед студентами задачи, как и в традиционном обучении, написать реферат, законспектировать, составить тезисы или план обработанногоматериала, написать аннотацию или отзыв. При такой постановке задачи, необходимо проконтролировать её выполнение. В традиционном обучении преподаватель в таком случае лично встречается и общается со студентами, или проверяет наличие записей, конспектов. Вдистанционном обучении также достаточно возможностей для осуществления такого контроля. Это может быть требование: принять участие в форумеобсуждении, общаться в чате, или в условиях видеоконференции; прислать электронный вариант реферата, конспекта, тезисов, отзыва или аннотации на проверку учителю и др.Контроль результатов предполагает предоставление свободы субъекта учебной деятельности, которая обусловливается необходимостью вовремя представить результаты самостоятельной работы и, таким образом, отчитаться перед преподавателем. Такой контроль осуществляется в конце деятельности, когда сделанные студентом ошибки в ее процессе не исправлялись, а сам ход самостоятельной деятельности не корректировался. Это является недостатком такого контроля, хотя с другой стороны –существует материальный результат работы: ответ, реферат, конспект и т. д. [4] Поэтому важно, чтобы во время обработки задания студент мог себя проверить и проконтролировать. В этом случае, дистанционные технологии имеют преимущество, ведь в структуру теоретического материала можно включить вопросы для самоконтроля, тесты для самоконтроля, которые работали в учебном режиме, т. е. давали бы возможность пройти тест еще раз, разобравшись и исправив свои ошибки, а также давали бы возможность учителю проследить за ходом выполнения задания студентами, проанализировать типичные ошибки, выявить пробелы в знаниях и т. п., и в конечном итоге объективно оценить результаты работы конкретного студента.После получения новых знаний, следующим шагом в обучении является формирование новых умений и навыков с использованием теоретического материала.В учебном процессе такая деятельность осуществляется на практических, семинарских, лабораторных занятиях, т.е. аудиторных занятиях. Дистанционные технологии также позволяют осуществить такие виды работы, но обычно в присущей им форме. В частности, это может быть урок, который студент должен пройти самостоятельно, с подсказками преподавателя, или даже без них. Это также может быть видеоурок в onlineрежиме, когда задействованы все участники курса и учитель, или запись урока, когда каждый участник собственноручно выбирает удобное для изучения материала время. Семинарское занятие может быть организовано в виде чата, семинара, вебинара, видеоконференции. При этом можно предоставить возможность участникам оценивать ответы и результаты работы друг друга. Также можно выбрать и асинхронную форму семинарского занятия в виде форума, где тематические сообщения и ответы не очень ограничены во времени.Для работы с использованием приобретенных знаний, умений и навыков очень часто преподаватели предлагают творческие задания, ведь они способствуют формированию умений использования знаний для решения соответствующих практических задач. К каждому творческому заданию преподавателю необходимо разработать нормативные требования, а для отдельных групп студентов, еще и учесть уровень творческой активности [5]. При необходимости преподаватель должен провести консультацию по вопросам выполнения этих задач.Такая самостоятельная работа вызывает интерес, если заданиям присуща новизна, когда предлагается исследование с использованием новых методов исследования или измерения, она предполагает активную мыслительную или практическую деятельность, связанную с поиском наиболее рациональных способов выполнения предложенных заданий, анализом результатов работы и написанием отчета.Таким образом, организация самостоятельной работы является эффективным средством активизации творческой самостоятельности студентов. Самостоятельность и активность студентов тесно связаны, поскольку самостоятельность –высшая форма активности, которая определяется характером и способом деятельности студентов. Основа самостоятельной работы студентов –сознательный подход студента к процессу обучения, то есть высшая степень мышления.На каждом этапе самостоятельной работы студентов необходимы четкий своевременный и эффективный контроль и проверка усвоения знаний, а также уровня сформированности умений и навыков, развития способностей. Контрольные мероприятия позволяют определить, насколько студенту удались попытки самостоятельно решать определенные учебные задачи.По завершению изучения содержательного модуля преподаватель должен осуществлять итоговый контроль и оценку результатов деятельности студентов. Это обычно проводится в форме:собеседования, проверки конспектов, защиты рефератов, проверки письменных индивидуальных заданий, коллоквиума, научнопрактической конференции, защиты проектов и презентаций, комплексного тестирования, контрольной работы и т. п.Эти формы работы актуальныкак в традиционном, так и в дистанционном обучении.Но исследования показывают, что осуществление контроля преподавателем не всегда решает проблемы оптимизации самостоятельной учебной деятельности студентов. Только контроль, переходящий в самоконтроль, оценка, переходящая в самооценку, обеспечивают эффективность самостоятельной работы.Необходимо, обратить внимание на то, что контроль, осуществляемый в дистанционном курсе, является более объективным и справедливым, потому, что тьютор (преподаватель, который общается со студентами в курсе) очень часто лично не знаком с пользователями учебных ресурсов курса. Для обеспечения глубокой мотивации к самостоятельной работе, необходимо включить в итоговую оценку по дисциплине модуль самостоятельной работы, при условии, что только положительная оценка по этому модулю будет необходимым условием допуска к семестровому контролю по данной дисциплине.Итак, самостоятельная работа студентов –это особая форма учебной деятельности, направленная на формирование самостоятельности студентов и усвоения ими совокупности знаний, умений, навыков, осуществляемых по условиям введения соответствующей системы организации всех видов учебных занятий. Она дает возможность приблизить учебную деятельность к будущей профессии через системы типовых заданий по специальности и по конкретной дисциплине, то есть реализовать профессионализацию обучения.Проанализировав возможности осуществления организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений в форме дистанционного курса, можно сделать выводы, что такая форма самостоятельной работы способствует более углубленному изучению студентами теоретического материала учебной дисциплины, формирует умение поиска оптимальных вариантов ответа, решений, навыки научного исследования; развивает навыки работы с электронными учебниками, первоисточниками, формирует умение пользоваться современными средствами получения информации; позволяет студентам осуществлять самоконтроль на каждом шаге изучения материала, получать консультацию преподавателя, или услышать мнение другого участника курса. Преподавателям это позволяет осуществлять систематический контроль за ходом выполнения студентами графика самостоятельной работы, осуществлять анализ допущенных ошибок, выполненных работ и давать им предварительную и итоговую оценку, видеть и объективно оценивать активность и результативность студентов в курсе.
Ссылки на источники1.Клочек Л.В. Психологічні аспекти організації самостійної роботи студентів // Самостійна робота студентів та її інформаційнометодичне забезпечення: проблеми, досвід, методика: Методичний вісник. –Випуск 2. –Кіровоград: РВВ КДПУ ім. В. Винниченка, 2009. –С. 18–26.2.СтепкоМ.Ф., БолюбашЯ.Я., ЛевківськийК.М., Сухарніков Ю.В. Модернізація вищої освіти України і Болонський процес // Освіта України. –2004. –10 серпня. –С. 60–61. 3.ПолатЕ.С., БухаркинаМ.Ю., Моисеева М.В.Теория и практика дистанционного обучения. –М.: Академия, 2004. –416 с.4.Клочек Л.В.Указ. соч.5.Биков В.Ю., Кухаренко В.М., Сиротенко Н.Г., Рибалко О.В., Богачков Ю.М. Технологія створення дистанційного курсу. –К.: Міленіум, 2008. –324 с.
Botuzova Yulia,PhD Student, Kirovohrad Volodymyr Vynnychenko State Pedagogical University, Kirovohradvassalatii@gmail.comOrganization of independent students’ work with the use of the distance education technologiesAnnotation. The author carries out the analysis of problems, connected with the organization ofindependentstudents’ work with the use of distance education. The author views the different forms of independent work and possibility of their realization in the distance course on the base Moodle.Keywords: independent work, learning, distance education, Moodle.
Рекомендовано к публикации:Рижняк Р.Я.,кандидатом педагогических наук, профессором;Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Организация самостоятельной работы студентов
с использованием технологий дистанционного образования
Аннотация. В статье осуществлен анализ проблем организации самостоятельной работы студентов с использованием технологий дистанционного обучения. Рассматриваются разные формы самостоятельной работы и возможностей их реализации в дистанционном курсе на базе Moodle.Ключевые слова: самостоятельная работа,процесс обучения, дистанционное образование, Moodle.
Использование кредитномодульной системы обучения при организации учебного процесса предполагает последовательную и основательную проработку студентами учебного материала, разбитого на отдельные модули как логически завершенные части теоретических знаний и практических умений по определенной учебной дисциплине. На каждый модуль отведено определенное количество кредитов, в которых измеряется объем учебной работы. Студенты, готовясь к различным видам занятий должны быстро ориентироваться в современном потоке учебной, научной и методической информации, уметь ее анализировать, критически осмысливать, выделять основные аспекты, логически структурировать, и тем самым демонстрировать умение самостоятельно приобретать и пополнять свои знания.Новые тенденции в образовании направлены на использование новейших технологий обучения, в частности дистанционного, начиная со школы. Дистанционное обучение целиком базируется на самостоятельной работе студентов и целенаправленном руководстве ею преподавателем.Целью статьи является исследование возможностей использования технологий дистанционного образования при организации результативной самостоятельной работы студентов при изучении учебных дисциплин и ее постоянного эффективного контроля в высших учебных заведениях.Современные исследования теории и практики развития самостоятельности студентов в процессе обучения В.Буряка, Н.Солдатенко, В.Ужика и др., организации самостоятельной работы студентов В.Андрущенко, Т.Лысянской, В.Лугового, О.Скрыпченка и др. свидетельствуют об актуальности темы.Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, определяется учебным планом и является важной составляющей процесса подготовки специалиста. В структуре учебной деятельности она занимает от трети до двух третей общего учебного времени. Организация самостоятельной работы имеет системный характер на протяжении всего времени обучения студентов. С целью оптимизации самостоятельной познавательной деятельности составляются индивидуальные планы работы студентов, выступают не только средством информирования студентов о необходимом объеме самостоятельно усвоенных знаний, но и позволяет правильно распределить учебное время и их индивидуальные усилия для достижения желаемого результата.Самостоятельная учебная деятельность рассматривается как целенаправленная специфическая деятельность субъекта, в которой без посторонней помощи усваивается социальный опыт, приобретаются знания, умения, навыки, и способствующая его саморазвитию и самосовершенствованию. Как и любая деятельность, самостоятельная учебная деятельность имеет свою структуру, которая включает: мотивацию, учебные задачи, учебные действия, контроль, переходящий в самоконтроль, оценку, которая переходит в самооценку. Такая деятельность побуждается конкретной целью, отражает представление субъекта о результатах деятельности и приобретает форму самообразования [1]. Важным аспектом самостоятельной работы является то, что она решает не только учебные задачи, но и решает проблему саморазвития и самосовершенствования студента.К формам самостоятельной работы, предлагаемой студентам в традиционном обучении относятся: рефераты; конспектирование первоисточников, составление тезисов, плана обработанного материала; рецензирование, аннотирование, отзывы, выполнение тренингов, решение задач; составление схем, таблиц, диаграмм и пр.; расчетные, графические, расчетнографические работы, разработка тестов, дидактических материалов; самостоятельныеконтрольные работы, выполнение индивидуальных творческих задач, другие формы, которые соответствуют специфике факультета. В связи с тенденциями компьютеризации всех сфер деятельности человека также сегодня еще добавляется: работа с персональным компьютером, обработка программнопедагогического обеспечения; работы с электронными версиями дидактических материалов, поиск необходимой информации в сети Интернет.В современном учебном процессе студент выступает не простым потребителем информации, а творческим соискателем знаний. При этом задача преподавателя состоит не только в передаче информации в готовом виде, но и в поощрении студента к самостоятельной познавательной деятельности, в формировании у него навыков самостоятельности при получении знаний [2].Новыеподходы к организации обучения, а именно использование дистанционных технологий требуют существенного переосмысления и корректировки традиционных форм, и перевод их в дистанционные формы.Дидактические возможности и условия использования информационнообразовательных ресурсов и служб, мультимедийных средств в системе дистанционного обучения позволяют представить необходимую учебную информацию для самостоятельного изучения в виде гипертекста, использовать наглядные свойства звуковой, графической, анимационной и видео информации, способствующие лучшему усвоению материала [3].Все вышеперечисленные формы самостоятельной работы студентов можно реализовать в дистанционном курсе, например, на основе модульной объектноориентированной динамической учебной среды Moodle, которая предоставляет широкие возможности для внедрения элементов дистанционного обучения в образовательную систему вуза. При этом следует начать с составления индивидуального учебного плана работы студента, который легко реализовать в электронном виде, разбив объем учебной материала на содержательные блоки по темам или по неделям. Наличие таких учебных планов, позволяет студентам, самостоятельно выполняя работу, выявлять способности организовывать, планировать, регулировать собственную учебную деятельность, осуществлять самоконтроль и оценку ее результатов и собственных действий. Все в комплексе позволяет осуществлять самоуправление своей деятельностью. Самостоятельно управляя своей учебной деятельностью, студент выступает как самоуправляемая система.Механизм самоуправления действует таким образом, что студент как субъект управления сам себя рассматривает в качестве объекта. Он регулирует свои учебные действия, организовывает деятельность, рефлексивно относится к собственным действиям.Но стоит заметить, что, независимо от вида самостоятельной работы, которую выполняют студенты, как в традиционной, так и в дистанционной форме обучения, определенная роль остается и за преподавателем, т. е.осуществляется при наличии учителя (тьютора). Преподаватель должен ознакомить студентов с целью выполнения самостоятельных работ, трудоемкостью, сроками выполнения, методикой выполнения работ, формами контроля, критериями оценки качества выполненной самостоятельной работы. Предварительно преподавателю необходимо осуществить мониторинг уровня подготовки студентов, их умений и навыков, желания и потребности работать самостоятельно в процессе обучения в вузе (в случае дистанционной организации такой работы, также исследовать уровень развития навыков работы с компьютером, умений пользоваться сетью Интернет для учебных целей).Изучение теоретического материала в дистанционном курсе можно представить в виде электронной книги с удобной системой навигации: гиперссылками на отдельные разделы или параграфы книги, на термины и их толкование в словаре, на биографические данные ученых, имена которых встречаются в тексте книги и т. д.Кроме того, теоретический материал возможно представить в виде яркой презентабельной Интернетстраницы или презентации с использованием звукового сопровождения, с демонстрацией учебных анимационных или видеоматериалов. Ведь современные психологопедагогические исследованиях теории восприятия и усвоения различных видов информации и сторон влияния информационных технологий на эффективность учебного процесса (Л.Выготский, А.Леонтьев, В.Безпалько, И.Якиманскаяи др.) открывают огромный дидактический потенциал мультимедийных технологий, показывают, что компьютер имеет возможности развития творческих способностей у учащихся и обеспечивает усвоение ими знаний на высоком уровне осмысления и интерпретации. При разработке такого теоретического материала, преподаватель может поставить перед студентами задачи, как и в традиционном обучении, написать реферат, законспектировать, составить тезисы или план обработанногоматериала, написать аннотацию или отзыв. При такой постановке задачи, необходимо проконтролировать её выполнение. В традиционном обучении преподаватель в таком случае лично встречается и общается со студентами, или проверяет наличие записей, конспектов. Вдистанционном обучении также достаточно возможностей для осуществления такого контроля. Это может быть требование: принять участие в форумеобсуждении, общаться в чате, или в условиях видеоконференции; прислать электронный вариант реферата, конспекта, тезисов, отзыва или аннотации на проверку учителю и др.Контроль результатов предполагает предоставление свободы субъекта учебной деятельности, которая обусловливается необходимостью вовремя представить результаты самостоятельной работы и, таким образом, отчитаться перед преподавателем. Такой контроль осуществляется в конце деятельности, когда сделанные студентом ошибки в ее процессе не исправлялись, а сам ход самостоятельной деятельности не корректировался. Это является недостатком такого контроля, хотя с другой стороны –существует материальный результат работы: ответ, реферат, конспект и т. д. [4] Поэтому важно, чтобы во время обработки задания студент мог себя проверить и проконтролировать. В этом случае, дистанционные технологии имеют преимущество, ведь в структуру теоретического материала можно включить вопросы для самоконтроля, тесты для самоконтроля, которые работали в учебном режиме, т. е. давали бы возможность пройти тест еще раз, разобравшись и исправив свои ошибки, а также давали бы возможность учителю проследить за ходом выполнения задания студентами, проанализировать типичные ошибки, выявить пробелы в знаниях и т. п., и в конечном итоге объективно оценить результаты работы конкретного студента.После получения новых знаний, следующим шагом в обучении является формирование новых умений и навыков с использованием теоретического материала.В учебном процессе такая деятельность осуществляется на практических, семинарских, лабораторных занятиях, т.е. аудиторных занятиях. Дистанционные технологии также позволяют осуществить такие виды работы, но обычно в присущей им форме. В частности, это может быть урок, который студент должен пройти самостоятельно, с подсказками преподавателя, или даже без них. Это также может быть видеоурок в onlineрежиме, когда задействованы все участники курса и учитель, или запись урока, когда каждый участник собственноручно выбирает удобное для изучения материала время. Семинарское занятие может быть организовано в виде чата, семинара, вебинара, видеоконференции. При этом можно предоставить возможность участникам оценивать ответы и результаты работы друг друга. Также можно выбрать и асинхронную форму семинарского занятия в виде форума, где тематические сообщения и ответы не очень ограничены во времени.Для работы с использованием приобретенных знаний, умений и навыков очень часто преподаватели предлагают творческие задания, ведь они способствуют формированию умений использования знаний для решения соответствующих практических задач. К каждому творческому заданию преподавателю необходимо разработать нормативные требования, а для отдельных групп студентов, еще и учесть уровень творческой активности [5]. При необходимости преподаватель должен провести консультацию по вопросам выполнения этих задач.Такая самостоятельная работа вызывает интерес, если заданиям присуща новизна, когда предлагается исследование с использованием новых методов исследования или измерения, она предполагает активную мыслительную или практическую деятельность, связанную с поиском наиболее рациональных способов выполнения предложенных заданий, анализом результатов работы и написанием отчета.Таким образом, организация самостоятельной работы является эффективным средством активизации творческой самостоятельности студентов. Самостоятельность и активность студентов тесно связаны, поскольку самостоятельность –высшая форма активности, которая определяется характером и способом деятельности студентов. Основа самостоятельной работы студентов –сознательный подход студента к процессу обучения, то есть высшая степень мышления.На каждом этапе самостоятельной работы студентов необходимы четкий своевременный и эффективный контроль и проверка усвоения знаний, а также уровня сформированности умений и навыков, развития способностей. Контрольные мероприятия позволяют определить, насколько студенту удались попытки самостоятельно решать определенные учебные задачи.По завершению изучения содержательного модуля преподаватель должен осуществлять итоговый контроль и оценку результатов деятельности студентов. Это обычно проводится в форме:собеседования, проверки конспектов, защиты рефератов, проверки письменных индивидуальных заданий, коллоквиума, научнопрактической конференции, защиты проектов и презентаций, комплексного тестирования, контрольной работы и т. п.Эти формы работы актуальныкак в традиционном, так и в дистанционном обучении.Но исследования показывают, что осуществление контроля преподавателем не всегда решает проблемы оптимизации самостоятельной учебной деятельности студентов. Только контроль, переходящий в самоконтроль, оценка, переходящая в самооценку, обеспечивают эффективность самостоятельной работы.Необходимо, обратить внимание на то, что контроль, осуществляемый в дистанционном курсе, является более объективным и справедливым, потому, что тьютор (преподаватель, который общается со студентами в курсе) очень часто лично не знаком с пользователями учебных ресурсов курса. Для обеспечения глубокой мотивации к самостоятельной работе, необходимо включить в итоговую оценку по дисциплине модуль самостоятельной работы, при условии, что только положительная оценка по этому модулю будет необходимым условием допуска к семестровому контролю по данной дисциплине.Итак, самостоятельная работа студентов –это особая форма учебной деятельности, направленная на формирование самостоятельности студентов и усвоения ими совокупности знаний, умений, навыков, осуществляемых по условиям введения соответствующей системы организации всех видов учебных занятий. Она дает возможность приблизить учебную деятельность к будущей профессии через системы типовых заданий по специальности и по конкретной дисциплине, то есть реализовать профессионализацию обучения.Проанализировав возможности осуществления организации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений в форме дистанционного курса, можно сделать выводы, что такая форма самостоятельной работы способствует более углубленному изучению студентами теоретического материала учебной дисциплины, формирует умение поиска оптимальных вариантов ответа, решений, навыки научного исследования; развивает навыки работы с электронными учебниками, первоисточниками, формирует умение пользоваться современными средствами получения информации; позволяет студентам осуществлять самоконтроль на каждом шаге изучения материала, получать консультацию преподавателя, или услышать мнение другого участника курса. Преподавателям это позволяет осуществлять систематический контроль за ходом выполнения студентами графика самостоятельной работы, осуществлять анализ допущенных ошибок, выполненных работ и давать им предварительную и итоговую оценку, видеть и объективно оценивать активность и результативность студентов в курсе.
Ссылки на источники1.Клочек Л.В. Психологічні аспекти організації самостійної роботи студентів // Самостійна робота студентів та її інформаційнометодичне забезпечення: проблеми, досвід, методика: Методичний вісник. –Випуск 2. –Кіровоград: РВВ КДПУ ім. В. Винниченка, 2009. –С. 18–26.2.СтепкоМ.Ф., БолюбашЯ.Я., ЛевківськийК.М., Сухарніков Ю.В. Модернізація вищої освіти України і Болонський процес // Освіта України. –2004. –10 серпня. –С. 60–61. 3.ПолатЕ.С., БухаркинаМ.Ю., Моисеева М.В.Теория и практика дистанционного обучения. –М.: Академия, 2004. –416 с.4.Клочек Л.В.Указ. соч.5.Биков В.Ю., Кухаренко В.М., Сиротенко Н.Г., Рибалко О.В., Богачков Ю.М. Технологія створення дистанційного курсу. –К.: Міленіум, 2008. –324 с.
Botuzova Yulia,PhD Student, Kirovohrad Volodymyr Vynnychenko State Pedagogical University, Kirovohradvassalatii@gmail.comOrganization of independent students’ work with the use of the distance education technologiesAnnotation. The author carries out the analysis of problems, connected with the organization ofindependentstudents’ work with the use of distance education. The author views the different forms of independent work and possibility of their realization in the distance course on the base Moodle.Keywords: independent work, learning, distance education, Moodle.
Рекомендовано к публикации:Рижняк Р.Я.,кандидатом педагогических наук, профессором;Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»