Приарктические территории Архангельской области как объект изучения в аспекте методики преподавания иностранного языка в школе и вузе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кошкина Е. Н. Приарктические территории Архангельской области как объект изучения в аспекте методики преподавания иностранного языка в школе и вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S3. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13528.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации деятельности студентов по изучению приполярных территорий Архангельской области на основе приемов развития критического мышления. Автор предлагает также образцы возможных тем и заданий в русле спецкурса по методике преподавания регионального материала на английском языке.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кошкина Елена Николаевна,старший преподавателькафедры германской филологии гуманитарного института филиала ФГАОУВПО ©СеверныйАрктическийфедеральныйуниверситет им.М.В.Ломоносоваª,г. Северодвинскe.makarenko@narfu.ru

Приарктические территории Архангельской области как объект изучения в аспекте методики преподавания иностранного языка в школе и вузе

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации деятельности студентов по изучению приполярных территорий Архангельской области на основе приемов развития критического мышления. Автор предлагает такжеобразцы возможных тем и заданий в русле спецкурса по методике преподавания регионального материала на английском языке.Ключевые слова: региональное образование, критическое мышление, Арктика.

В течение ряда лет согласно учебному плану филологического факультета в перечень ОПД включен курс ©Учет регионального компонента в методике преподавания иностранного языкаª. Мы придаем большое значение обучению студентов данной дисциплине, поскольку в рамках областной образовательной политики созданы и успешно внедряются программы для муниципальных общеобразовательных учреждений по этому направлению. В ходе педагогической практики в школе предусмотрены зачетные уроки с краеведческим наполнением, ежегодно часть научных работ студентов, в т.ч. курсовые и дипломные проекты содержат региональные материалы.Проблема учета регионального компонента (РК) в методической подготовке будущих учителей приобрела новый импульс в связи с изменением статуса нашего филиала и головного учреждения. Как известно, Архангельская область относится к приполярным территориям. Деятельность САФУ сегодня отражена в 6 приоритетных направлениях, которые, безусловно, представляют интерес, а по сути, и ориентир нашей преподавательской деятельности. Вектор научноисследовательских изысканий нацелен на изучение Европейского Русского Севера и Арктики. Поэтому в этом году наш спецкурс фокусировал внимание на изучении особенностей обозначенной местности, но, как и прежде, в рамках предмета ©Иностранный языкª. Посылом для корректировки содержательной линии спецкурса послужил и факт провозглашения 2012 года годом Арктики. И уже в этом феврале, как заявлено, мы отмечали 29 числа День Холода.Одной из ключевых целей вузовского и школьного обучения сегодня является развитие автономии обучающихся через проблемнопоисковые формы познания. Поскольку студенты 4гокурса уже овладели теоретической базой методики и прошли первую языковую практику в школе, мы посчитали целесообразным продолжить их специальную подготовку в русле современной технологии развития критического мышления. Согласно Дэвиду Клустеру[1]критическое мышлениеобладает характеристиками, необходимыми для реализации выдвинутой стратегии.1. Критическое мышлениеесть мышление самостоятельное.2. Критическое мышление есть мышление обобщенное. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.3. Критическое мышление есть мышление проблемное, оценочное и аргументированное. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.4. Критическое мышление есть мышление социальное.Первое занятие курса было проведено в форме мозгового штурма, где студенты в группах обсудили варианты возможных проблем вокруг ядерного понятия ©Арктикаª. В итоге выделены следующие темы для изучения:Климат и географическое положение (Climateandgeography).Природа (флора, фауна, подводный мир). Вопросыэкологии. (Nature: flora, fauna, underwater world. Ecological problems).ПокорениеАрктики(Taming the high latitudes).

РесурсыАрктикииихиспользование. Проблемыгеополитики(Arctic resources and geopolitics problems).М.В. Ломоносовиеговкладвосвоениесевера(M.V.Lomonosov‱s contribution to the Arctic research).САФУкакцентрвысшегообразованияАрхангельскойобласти(NArFU as the higher education center of the Arkhangelsk region).Северные морские конвои во время Второй Мировой войны (TheArcticalliedconvoysofW.W. II).Туристическая карта Русского Севера и Арктики (TourismintheRussianNorthandArctic).СпортивныйпортретРусскогоСевераиЗОЖ(SportandhealthywayoflifeintheRussianNorth).Как итог,мы вписались в 6 направлений развития САФУ, причем в некоторые в силу межпредметных связей неоднократно.Высокотехнологичные и наукоемкие отрасли и производства, связанные с Арктикой (1).Развитие инфраструктуры Североарктического региона (3).Комплексное использование биоресурсов (2).Окружающая среда (2).Северная полярная медицина, ЗОЖ (4).Социальногуманитарная сфера Европейского Севера и Арктики (3).Опираясь на шпаргалку по классификации вопросов (толстые, тонкие), студенты сформулировали вопросы по заявленным темам и представили их в виде ромашки Блума. Приведем пример.В чем состоит различие и сходство климата на Северном Полюсе и приполярных районах Архангельской области?Почему 2012 год назван годом Арктики?В какой области человеческого знания можно использовать сведения о достижении россиян дна Северного Ледовитого океана?Что вы знаете о происхождении слова ©Арктикаª?Какой вывод можно сделать о последних ноухау в плане экипировки и обмундирования полярных исследователей?Вероятны ли туры желающих посмотреть Арктику? Какие?По какому принципу возможно разделение прав на территорию Арктики между северными странами?Почему Архангельск называют русскими ©воротами в Арктикуª? и др.Домашней заготовкой студентов стал глоссарий (не менее 15 единиц), включающий специфическую лексику (в т.ч. имена собственные), необходимую для раскрытия проблемы исследования.Например:Glossary : Polar Circle, the North Pole, Aurora Borealis, arctic fox, husky, permafrost, lichen, moss, iceberg, glaciers, drifting station, ice breaker, NArFU, EastPrinovozemelsky field, Northern Sea Route, Fyodor Litke, the Laptev brothers, GeorgySedov, Vladimir Rusanov, Semyon Chelyuskin, FranzJoseph Land, ©Arctic Floating Universityª, ©Professor Molchanovª research vessel, theArcticgearидр.Через приемы кластери схему Сандры Капланстуденты очертили круг своих поисковых траекторий и придали вопросам линейную направленность в виде маршрутного листа. Результатом начального этапа стала защита программы элективного курса с заданными параметрами. Еще на уровне ближней перспективы студенты обозначили многоаспектность выбранных проблем и указали позиции, по которым можно провести автономное расследование.Вкалендарнотематическом плане спецкурса представлен ряд приемов для демонстрации на практических занятиях:Инсерт (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления).Метафорический ряд на чувства [2].Фишбоун (установление причинноследственных связей).Синквейн (творческий проект).6 шляп (психологический тренинг).ПМИ Эдварда де Боно (плюсы, минусы, интересно).Таблица ЗХУ Донны Огл (знаю, хочу знать, узнал).10 лучших оснований для рейтинга(TopEnWords)и др.Результатом основного этапа явился проект зачетного занятия на выбор из элективного курса в виде презентации, в т.ч. с использованием видеоматериалов. Например:РольиместоАрхангельскойобластивАЗРФ(PlaceandroleoftheArkhangelskregioninAZRF).ПриродныересурсыАрктики(Arcticnaturalresources).ОрганизационнаяструктураСАФУ(NArFUstructureandinstitutes).

ДикаяжизньАрктики(Arcticwildlife).СпортивнаяжизньСАФУ(Sport life in NArFU).Юбилейсеверныхморскихконвоев(70year jubilee of the Arctic convoys PQ: ©Dervishª).Туризм в Арктику (TheArctictours) и др.Отдельно был вынесен вопрос о составлении образца итогового контроля в формате олимпиадного задания школьного уровня по проблеме исследования. Этот вопрос актуален по ряду причин, важнейшая из которых ‬отсутствие на сегодняшний день контроля по РК в рамках Олимпиады школьного уровня. На заключительном этапестуденты разработали образцы итоговогоконтроля, направленного на проверку знаний по прохождении элективного курса.В дополнение к итоговому занятию обучаемые создали коллективный образовательный проект в виде календаря Арктики на 2012 год, предварительно согласовав ключевые моменты оформления и содержания ©продуктаª, как то: адресат, формат, логотип, информативный блок и т.д.Спецкурс позволяет совершенствовать социокультурную компетенцию студентов в региональном аспекте, углубляет их профессиональнопедагогическую подготовку в русле современных требований. Проблемнопоисковый подход развивает умения отбирать, обобщать, композиционно выстраивать, адаптировать, интерпретировать на иностранный язык и методически организовывать специфический материал для межкультурного общения в контексте перспективы развития САФУ, а значит и региона. Полагаем, что помимо методической и языковой нагрузки, спецкурс содержит просветительскую и профориентационную задачу: формирует навыки лекционнопропагандистской работы, развивает природоохранительное сознание, интенсифицирует экологическое образование и воспитание.Сформированные навыки и умения являются базовыми для самостоятельной авторской разработки элективного курса с региональным наполнением в школьном образовании. На второй языковой практике в старшей школе пятикурсники имеют возможность в полной мере применить полученный на спецкурсе опыт в практической деятельности. Так, на осенней практике в старшей школе этого учебного года были, например, представлены зачетные уроки:

Красная книга животного мира Арктики (RedBookoftheArcticfauna).

Факторы, влияющие на качество жизни людей на Русском Севере(FactorsinfluencingqualityoflifeintheRussianNorth).

Герои войны с конвоя ©Дервишª (Белые береты, синие ‬кто они?)(WarheroesofthePQ©Dervishª).

Инновационные проекты: ©Приразломнаяª в освоении арктического шельфа (PrirazlomnayaprojectinexplorationoftheArcticshelf).

Знакомство с изданиями САФУ: журнал ©Арктика и Северª и газета ©Арктический векторª (ReadingNArFUpublications:©ArcticandtheNorthª and©ArcticVectorª).

Генеральная уборка арктических островов в контексте экологического проекта (ThefederalprogramforcleaningtheArcticfromwastesandleftover)и др.Мы понимаем, что помимо поисковознаниевой и методической составляющихобучения, сегодня важно: а) выводить деятельность студентов на востребованный, конструктивнозначимый и созидательный уровень исследования;б) вырабатывать у студентов, особенно у выпускников, ответственность и готовность реализовывать программные задачи САФУ.Поэтому предполагается в этом учебном году продолжить работу по изучению полярных пустынь Архангельской области (архипелаг Новая Земля, архипелаг ФранцаИосифа, остров Виктория) в контексте научнообразовательных экспедиций САФУ. Планируется оформление результатов исследования в стендовом исполнении.

ПриложениеArctic‬aplaceyieldingitsenormouswealthonlythroughheroiceffortsОбразцынекоторыхзаданийI. Sinquain:ARCTIC,Endless and silent,Attracts, delights and freezes,As pure and sparkling as icicle,Snow white and treeless wilderness.II. Metaphors on senses:You look like anendless white desert,You sound like ringing of a tender bell,You feel like frosty and fresh icicle,You smell like a watermelon at the harvest time.III.10 top ways to reach the Polar Circle:Ice breaker, submarine, plane, dirigible, skis, husky sledge, reindeer, snowmobile, on foot, in a dream…IV. Tentaclesof the nuclear word ARCTIC (Polar, North, ice, winter, cold, frost, wind…):V.Sixhats(Arctic in the focus):White(neutral) ‬permafrost territory in the north with much snow, sparse vegetation and animal world, polar nights and roundtheclock sunlight in summer.Red (negative) ‬terribly cold, dark, boredom, nervous breakdown, lack of comfort, loneliness, homesickness.Violet (pessimistic) ‬always running nose, coughing and sneezing, frostbite, blinding sun, scurvy.Yellow(positive) ‬ crystalclear water, exotic beauty, white virgin snow, unique animals registered in the Red Book, unforgettable sunset and sunrise, fairytale purity, solitude.Green(fantastic) ‬develop extreme travelling and build hotels for tourists, freeze people with incurable diseases, transport ice (water) to stop African drought.Blue(analytical conclusion) ‬some people like north and conquer high latitudes, other people prefer south and lie in the sun. Tastes and wishes differ!VI. Types of culturonyms and ways of their transforming in a foreign language:1. Transform culturonyms into English: ©птицасчастьяª ‬4 waysСеверноесияние‬4 ways2.Name the way of transforming: а) Sibiryakiб) pemmican3. Guess the culturonyms:? ‬the Northern wind? ‬sliced frozen meat or fish served cold? ‬a tent of skins? ‬kind of felt bootsVII. Questions from ©romashkaBlumaªscheme:What is in common between Arctic and astronomy?EtymologyThe word comes from the Greek words arktikoswhich means ©near the bearª and Arktosmeaning ©bearª. The name refers either to the constellation ©Great Bearª, which is prominent in the northern portion of the celestial sphere, or to the constellation ©Little Bearª, which contains Polaris, the Pole Star, also known as the north Star.What territories are considered to be the Arctic region?BordersThe Arctic is a polar region located at the northernmost part of the Earth. The Arctic consists of the Arctic Ocean and parts of Canada, Russia, Denmark (Greenland), the USA, Norway, Sweden, Finland and Iceland. The Arctic region consists of a vast icecovered ocean, surrounded by treeless permafrost. Socially and politically the Arctic region includes the northern territories of the eight Arctic states, although by natural science definition much of this territory is considered subarctic.Arctic Circle the line of latitude 66,5 degrees north of the equator.ОбразцынекоторыхконтрольныхзаданийFinalTestPaperI. Match the sentences:1. Arctic fox feed primarily on 2. The caribou population kept dropping because of overhunting 3. Walruses are 4. Seals can hold their breath for a long time underwater5. The Alaska natives prize the soft warm fur of wolverinea. especially using around the face because frost will not form on it b. and dive very deep by letting air out of their lungs c. small mammals, including lemmings, tundra volesd. the largest pinnipeds in the Arctic and Subarctic arease. until laws were passed to protectII. Answer the questions:Which fur is the warmest in the Arctic?What is the name for domesticated caribou? How do the native arctic people benefit from the polar bear?Why is the collared lemming so important in the Arctic?What is thedifference between seals and sea lions?III. Define the following words and word combinations:Arctic Vector, Exchange Students, CIS, AZRF, floating university, Red fox Challenge2011, the Northern UGMS, North Pole 37IV. Choose the correct answer:1.NArFU incorporates …institutes, each with longstanding traditions in many research fields.a) 17b) 12c) 9d) 52.NArFU is NorthWest Russia‱s major educational institution established by RF Presidential Edict of …a) 21 October 2009b) 10 October 2011c) 7 December 2007d) 1 February 20123. A seminal event in the Arctic exploration occurred in 1409, when ….a) the English explorer John Davis entered Cumberland Sound, Baffin Islandb) thePomors explored parts of the northeast passagec) Ptolemy‱s Geographia was translated into Latind) the Northwest Passage was discovered4. A sea route connecting the Atlantic and Pacific Oceans through the Arctic Ocean is named ….a) the Northern Wayb) the Northwest Passagec) the Great Passd) the Arctic Passage5. The first persons to reach the North Pole… were Richard Weber and MishaMalakhov.a) on foot (or skis)b)by planec) by dogsledsd) by ship6. On April 26, 2009, Russian expedition ….a) found oil in the North Poleb) was lost without a tracec) drove Russian built cars to the North Poled) reached Alaska through the North Pole7. The Arctic Region includes the territories of Norway, Greenland, Russia, … and others.a) Latviab) Icelandc) Novaya Zemlyad) VictoriaislandСсылки на источники1.ЗаирБек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. ‬М.: Просвещение, 2004. ‬361 с.2.Балакина Н.О.Развитие логического мышления на уроках английского языка в старших классах. // Иностранные языки в школе. ‬2012. ‬№ 3. ‬С. 28‬30.

Koshkina Elena,senior lecturerof German Philology chair in the Humanitarian Institute, branch of the Northern Arctic Federal University after M.V. Lomonosovin the town of Severodvinsk, Archangelsk RegionThe subarctic territories of the Arkhangelsk region as an object of study in the focus of English language teaching methodology at school and universitySummary.The article is devoted to the organization of students‱ activities based on critical thinking strategies studying the subarctic territories of the Arkhangelsk region. The author offers a list of possible topics and tasksfor regional studies in the focus of English language teaching methodology.Keywords:regional studies, critical thinking, Arctic.

Рекомендовано к публикации: Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª;Утёмовым В. В., кандидатомпедагогических наук