Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида в процессе подготовки к обучению в школе

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кривосудова Ю. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида в процессе подготовки к обучению в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S5. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13549.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам создания психолого-педагогической программы для детей с нарушениями речи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кривосудова Юлия Викторовна,кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институтимени А. П. Чехова», Таганрогkrivosudov@rambler.ru

Психологопедагогическое сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида в процессе подготовки к обучению в школе

Аннотация. Статья посвящена вопросам создания психологопедагогической программы для детей с нарушениями речи.Ключевые слова: речевые нарушения, диагностикокоррекционная модель, индивидуальный маршрут развития.

В последние годы особое внимание в педагогической теории и практике, как у нас в стране, так и за рубежом обращено на переосмысление концептуальных подходов к обучению детей с нарушениями в развитиии совершенствование содержания этого обучения в новых социальноэкономических условиях.

Чрезвычайно актуальной является проблема образования, воспитаниядетей с нарушениями речи в условиях дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида.

По проводимому намиежегодно обследованию дошкольников,у 80% детей 5–6летнего возраста выявляются нарушения речи, из них фонетические нарушения у 27% детей, фонетикофонематические нарушения у 32%, лексикограмматические нарушения у 21% детей, 55% дошкольников 7го года жизни фактически не подготовлены к обучению в школе. В основном с трудом формируются произвольнорегулятивный, мотивационный, познавательный компоненты готовности к обучению.Речевое развитие, соответствующее возрастнойнорме выявляется лишь у 20% детей посещающих ДОУ. Дети с различными нарушениями речи нуждаются в реализации логопедического воздействия, основным направлением которого являются не только развитие всех компонентов речевой системы, но коррекция и компенсация других нарушений развития [1].Организация образовательновоспитательногопроцесса для таких детейсвязана с комплексным, интегративным подходом к осуществлению процессов обучения, воспитания, развития, оздоровления и реабилитации.Для своевременной диагностикокоррекционной работы с дошкольниками снарушениями речинами быларазработана специальная программа, направленная на преодоление имеющихся проблем, компенсацию недостатков, адаптацию в образовательной среде школы[2].Цель программы–созданиеи реализация адаптированной к дошкольному образовательному учреждению диагностикокоррекционной модели подготовки дошкольниковс нарушениями речи к обучению в школе.Задачи программы:

разработать и апробировать многоступенчатую диагностикокоррекционную модель подготовки к школе дошкольников с нарушениями речи;

подобрать и систематизировать диагностический инструментарий, позволяющий наиболее эффективно решать ряд последовательных диагностических задач по выявлению психологопедагогической квалификации нарушений в речевом и познавательном развитии, степени выраженности имеющегося нарушения и определению уровня готовности к обучению в школе;

разработать структуру индивидуальных коррекционных маршрутов для дошкольников с нарушениями речи;

создать учебнотематический план для дошкольников, посещающих подготовительные группы, и систему подгрупповых занятий для детей с нарушениями в развитии речи в процессе ихподготовки к обучению в школе.Методические основания реализации программы:

активное привлечение к участию в программе ближайшего социального окружения ребенка;

опора на различные психические процессы;

«программированное» обучение –совместное выполнение с педагогом, а в дальнейшем самостоятельное выполнение ребенком;

учёт сложности материала и создание благоприятного эмоционального фона как в процессе работы, так и по её окончании.Структура программы.1.Создание диагностикокоррекционной модели подготовки дошкольников с нарушениями речик обучению в начальной школе.2.Систематизация диагностического инструментария по выявлению степени выраженности имеющего нарушения и определения уровня готовности к обучению в школе.3.Реализация коррекционноразвивающих мероприятий.4.Основные результаты реализации модели.5.Перспективы дальнейшей работы с данной категорией детей.Основным системообразующим факторомв коррекционной работестал принцип коррекционноразвивающей направленности процесса обучения и воспитания дошкольников, а именно необходимость содействовать становлению учебной деятельности детей не только посредством коррекции речи, но и через формирование у них общеинтеллектуальных умений, улучшениямотивационной готовности к обучению,формированием благоприятных межличностных отношений в группе,адекватной положительной самооценки.

Личностноориентированный подход к ребенку с речевым нарушениемреализовывался при индивидуальной консультационной и коррекционной работе, при обязательном установлении позитивного личностного контакта между ребенком и специалистами (педагогомпсихологом, учителемлогопедом)с целью формирования желаний и стремлений ребенка адекватно использовать свой потенциал для самоактуализации.Модель подготовки детей с речевыми нарушениями представленана рис.1.

Рис. 1. Диагностикокоррекционная модель подготовки детей с нарушениями речи к обучению в школе

Таким образом, при осуществлении комплексной коррекционнопсихологопедагогической помощи и поддержки детей с речевыми нарушениями в образовательновоспитательномпроцессе ДОУ компенсирующего вида, необходимо обеспечить скоординированную деятельность всех специалистов, работающих с детьми на основе интеграции. Порознь решая свои задачи, не имея объединяющего начала, эти специалисты не имеют возможности обеспечить комплексность, преемственность помощи и поддержки ребенка.

Ссылки на источники1.Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Нарушения в психофизическом развитии детей // Альманах института коррекционной педагогики РАО. –2002. –№ 5.–URL: http://pedlib.ru/Books/4/0146/4_01461.shtml.2.Кривосудова Ю.В. Диагностикокоррекционная модель подготовки дошкольников со слабовыраженными нарушениями в развитии к обучению в школе.–Таганрог: Издво «Лукоморье» 2006. –24с.3.Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностикоконсультативная деятельность психолога образования. –М.: Айриспресс, 2004. –288 с.4.Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Кн. 1 / Под общ. ред. С.Г. Шевченко. –М.: Школьная пресса, 2003. –96 с.

Krivosudova Yulia,candidate of pedagogical Sciences, the senior teacher of faculty of pedagogics and psychology of personality, Taganrog State Pedagogical Institute named after A.P. Chehova str., Taganrogkrivosudov@rambler.ruPsychological and pedagogical support of children with speech disorders in preschool educational establishmentsof a compensating kind in the process of preparation for schoolAbstract.The article is devoted to questions of creation of the psychologicalpedagogical programs for children with speech disorders.Keywords:speech disturbance, diagnosticcorrection model, individual route of development.

Рекомендованокпубликации: Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»