Коррекция неадекватных реакций и форм поведения детей и подростков

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вараксин В. Н., Болдырева-Вараксина А. В. Коррекция неадекватных реакций и форм поведения детей и подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S5. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13550.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются неадекватные реакции, а также отклоняющиеся формы поведения детей и подростков в современном обществе. Предлагаются некоторые методы коррекционной работы по преодолению и предупреждению эмоционального развития подростка его личностной тревожности. При коррекции поведения и эмоционального фона личности предлагается использование самопознания, которое вызывается с помощью контролируемой сенсорной депривации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
БолдыреваВараксина Анна Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», Таганрогmarkb@mail.ru

Вараксин Владимир Николаевич,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», Таганрогvnvaraksin@yandex.ru

Коррекция неадекватных реакций и форм поведения детей иподростков

Аннотация.Встатье рассматриваются неадекватные реакции, а также отклоняющиеся формы поведения детей и подростков в современном обществе. Предлагаются некоторые методы коррекционной работы по преодолению и предупреждению эмоционального развития подростка его личностной тревожности.При коррекции поведения и эмоционального фона личности предлагается использование самопознания, которое вызывается с помощью контролируемой сенсорной депривации.Ключевые слова: коррекция личности подростка, депривация, социальная депривация, сенсорная депривация, аутизм, агрессивные дети, досуговая среда.

В период взросления у подростков появляются разнообразные жизненные задачи, которые необходимо решать немедленно, опираясь на собственный подростковый жизненный опыт или, используя в качестве примера опыт взрослых. Подготовленный подросток, получивший правильное воспитание, пытается сформировать собственноеповедение, интерпретируя при этом собственный опыт, неподготовленный подросток берёт за основу опыт, который ему внушается через средства массовой информации или другими посылами внешнего мира. Поэтому если личностное отношение к себе у подростка уже сформировалось, то изменить его очень сложно. В этом случае необходима помощь специалиста, который может способствовать эффективной коррекции, как поведения, так и эмоционального фона личности, сглаживания индивидуальной личностной тревожности и др. Инициация процесса коррекции личности подростка, всегда бывает достаточно болезненной процедурой и вызывает появление физиологических защитных реакций, которые могут перейти в устойчивые формы психологической защиты. Конечно, изменить подростка полностью невозможно,поскольку родительское программирование и жизненный сценарий личности подростка сформирован родителями в раннем возрасте, следовательно, необходимо направить усилия специалиста на формирование мотивации подростка к изучению самопознания, с помощью которого можно будет свести к минимуму деструктивную форму тревожности и перевести её в более конструктивную форму.Известно, что личность, активно взаимодействуя со средой, избирательно усваивает то, что её окружает. Причины этой избирательности определяются теми предпосылками, которые у личности есть (это её природные данные, чувства и установки, воспитанные в детстве, психологическая предрасположенность к чемулибо или комулибо, определённые потребности) [1].Коррекция личности подростка нуждается в решении профилактических задач, среди которых на наш взгляд выделяются следующие.

1.Коррекция эмоционального развития подростка, которая направлена конкретно на личность подростка.2.Коррекция личностной тревожности, которая свойственна подростковому возрасту,и переводе её из деструктивной формы в конструктивную форму при помощи способов решения подростковых проблем.В подростковом возрасте у многих подростков работают схожие отклоняющие моменты личностного становления. Поэтому коррекционный эффект может возникнуть от профессионализма специалиста, который видит различия, особенности, увлечения каждого подростка и найдёт необходимые формы и методы для поддержания таких особенностей.Если специалист поможет подростку даже частично избавиться от неприятия себя, тотогда такой подросток довольно быстро и легко вступает в неформальные отношения, которые проявляются в появлении личностной эмоциональной окраске, и подросток начинает ощущать себя таким, каким он есть в настоящее время. У него уходит подозрительность к окружающему микросоциуму, который, по его мнению, подозревает его в несостоятельности и несовершенности.Наибольший коррекционный эффект образуется в условиях коллективной работы подростков, ибо сверстники как правило являются авторами многих, значимых для подростка обратных связей. В группе подросток может увидеть реакцию окружающих его людей на любые проявления, будь то эмоции или формы поведения, и он может изменить своё представление, о себе опираясь на наблюдаемую реакцию сверстников, а под руководствомспециалиста и при поддержке группы происходит углублённая социальная адаптация. Реакция группы сверстников на те, или иные действия подростка, становятся главным источником знания о самом себе, и таким образом происходит формирование мотивации у подросткак процессу самопознания.Организованная таким образом психологическая коррекция является личностноориентированной и становится эффективной, когда подросток начинает осознавать и понимать роль своих личностных особенностей на фоне возникновения межличностных конфликтов. В этом случае происходит реальная коррекция всех неадекватных реакций и форм поведения, поскольку есть реальная поддержка и сопротивление окружающей его группы. Коррекция происходит не сразу, не за одно занятие, она происходит через постепенное осознание личностных переживаний и становится конгруэнтной с опорой на личностные качества. Он начинает понимать, что все трудности межличностных отношений исходят от него, и при их изменении происходит совершенно другой эффект, который ему становитсяблизок и доступен. Он понимает, что так общаться намного лучше и продуктивнее, нет озлобленности, нет лишних испепеляющих эмоций и др. Процесс такого межличностного общения даёт подростку возможность возникновения позитивного отношения к себе и активируетего к личностному росту. Чувства, мысли и предыдущие конфликты с другими, подросток начинает объективно оценивать, превращая их именно в те формы, которые дали ему возможность почувствовать себя более успешным, более востребованным, более необходимым и интересным другим. У него появляется опыт критической оценки к своим личностным проявлениям, а также опыт отказа от необоснованных претензий к окружающим его людям, точно также он оценивает и их поступки, поведение, опираясь на приобретённый социальный опыт.

Чтобы коррекция поведения и эмоционального фона личности была наиболее эффективной необходимо использовать в полную мощь самопознание, которое вызывается с помощью контролируемойсенсорнойдепривации. Для этого необходимо организовать работу таким образом, чтобы подросток или вся группа оказалась в тёмной комнате и абсолютной тишине. Оказавшись в таких условиях, они на некоторое время остаются наедине с собой, тогда они начинают слышать только себя.В этот миг возможно пробуждение внутреннего потенциала,подросток и вся группа должны полностью расслабиться, что и произойдёт, поскольку в тёмной и тихой комнате ограничен поток внешних раздражителей, которые оказывают возбуждающее влияние на человека, что бывает не всегда положительным. При таких условиях, когда заблокированы основные виды чувств ориентированные на внешнее восприятие окружающего мира, организм человека ищет другие формы восприятия, что и станет основным фактором коррекции.Термин «депривация» говорит о неполном удовлетворении какихлибо человеческих потребностей. Этот термин стал применим как психологии, так и в психиатрии в середине XXстолетия, а затем на это состояние было направлено внимание ученых. В результате исследований они выделили следующие направления для изучения.

Это, прежде всего, материнская (эмоциональная) депривация, возникающая в раннем детстве (R.Spitz,1946) в связи с недостаточностью контакта с матерью. Зарубежными авторами J.Vernon, J.Hoffmanв 1956 году были описаны ряд видов психогенных отклонений у детей,как клиническое выражение депривации. Былитакжеописаны аффективные, невротические и психотические расстройства, в частности, анаклитическая депрессия (следствие нарушенного контакта с матерью); депривация сенсорная (лишение необходимой для жизнедеятельности информации) [2].По мнению ряда зарубежных и отечественных авторов J. Langmeier, Zd.Matejcek, 1984; А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, 1990; Е. А. Стребелевой, Т.А.Басиловой, 1998наиболее часто психическая депривация у детей возникает при следующихобстоятельствах:в условиях сенсорной недостаточности (сенсорная депривация у слепых, глухих, слепоглухих детей, а также у слабовидящих и слабослышащих воспитанников детских домов: вследствие недостатка разнообразной сенсорной стимуляции и т.п.);при ограничении двигательной активности (двигательная депривация у детей, страдающих нарушениями опорнодвигательного аппарата);при длительной разлуке с матерью или ее недостаточной привязанности к ребенку (материнская депривация у детейсирот, у детей матерей«отказниц», при недостаточном материнском внимании к ребенку в условиях семьи).Так, специалисты в области психической депривации детства Йозеф Лангмейер, Зденек Матейчик (1984) считают что, возникновение депривации обусловлено недостатком социальных и сенсорных стимулов, когда ребенок изначально живет в ситуации «социальной изоляции» или в случае прекращения уже создавшейся связи между ребенком и его социальной средой[3].Большой вклад в изучение сенсорной депривации был заложен Дж. Уотсоном, а ранее Декартом. Современные отечественные и зарубежные исследователи также достаточно много уделяли внимания сенсорной депривации в своих исследованиях: Д.Н. Бирюков, Э.Бёрн, Е.В. Лобусов, Н. Нарицын и др.Условия, которые были созданы в стране в 90х годах прошлого столетия (закрытие и распродажа зданий детских садов), предопределили нарушение социальных связей у целого поколения детей. Сейчас это проявляется в агрессивном поведении подростков.Если, например, практика отшельничества, являетсяпо сути, однойиз разновидностей социальной депривации, и используется, практически, всеми мировыми религиями, то мы создали такую практику для своих детей, закрывая детские дошкольные учреждения, оставляя многочисленные семьи и детей без необходимой социальной адаптации и социума, который даёт возможность избежать социальную депривацию. Многие традиции йоги, других медитативных школ, а также оздоровительная и доврачебная практика указывает на влияние некоторых видов депривации на общее состояние человека, а также использование депривации с целью позитивной коррекции таких состояний.Многие упражнения разнообразных школ используют различные виды депривации сцелью коррекции личности. Закрытые глаза, тихое, уединенное место, неподвижная поза, отшельничество–всё это разновидности сенсорной депривации, используемые для различных практик саморазвития [4]. Неприятные ощущения, а также дискомфорт могут возникнуть от легко переносимых большинством личностей воздействий, которые порой проявляются в сенсорной сфере человека. Эмоционально перегруженные объекты или явления, какими обычно выступают люди их лица даже их взгляд, являются труднопереносимыми для человека. Очевидно, что когда возникшая ситуация непонятна для человека или он напуган ею, то она становится для него постоянным источником возникновения дискомфорта в его эмоциональной сфере и сопровождающих неприятных сенсорных впечатлений, а возникновение при этом аутистического состояния является своеобразной границей, которая не пропускает возникающие жизненные трудности.К.С. Лебединская по этому поводу говорит, что ребёнок забирается в аутизм, как улитка в раковину, что ему там гораздо спокойней и приятней, но за аутистическим барьером он одновременно оказывается лишенным и столь необходимого для психического развития потока сенсорной, когнитивной, аффективной информации. Если ребенку вовремя и правильно не помочь, он вне зависимости от потенциала речевого и интеллектуального развития становится, как правило, тяжелым психическим инвалидом[5].Следовательно, аутизм, являясь вторичным образованием, будет не таким сложным, как первичные дефекты и легко может корректироваться вплоть до очень высокого уровня его устранения, оставшиеся же части в большей степени будут опираться на характерологические особенности личности.Проблема влияния сенсорной депривации на развитие человека и в частности подростков, несмотря на имеющийся практический опыт, попрежнему остаётся актуальной, так как не все виды депривации изучены в достаточной мере, малоизученными остаются и её последствия, а самое главное –организация профилактики и коррекции.Средства массовой информации «загружают» современное общество ударной дозой различной агрессии, особенно она, отражается на поведении современных детей и подростков, она накапливается и из скрытой становится открытой, агрессия выплёскивается на сверстников и на окружающий социум и справиться с ней педагоги обычными методами не могут. Дети, приобретая навык агрессивного общения с социумом, затем используют его всё чаще и, в конце концов, он становится доминирующим в их поведении.Агрессивные дети не нравятся ни кому они раздражают окружающих, к ним относятся с осуждением и предубеждением, общение с такими детьми ведётся тоже в агрессивной форме, что не приводит к положительному результату, а наоборот усугубляет такое общение и доводит до кризиса во взаимоотношениях.Мы пытаемся найти причину возникновения агрессии у детей, но первой причиной являемся сами же, то есть семья именно в семье дети получают первые примеры агрессивного поведения, затем испробовав его на сверстниках и увидев его преимущество, оставляют его в своём арсенале общения. Другие агрессивные формы и реакции дети и подростки приобретают за счёт средств массовой информации, где сцены насилия сменяют одну за другой и то, что телевидение обозначает цифрами в правом углу экрана о допуске того или иного возраста к просмотру той или иной телепередачи наоборот привлекает их своей видимой запрещённостью. Агрессия, являясь своеобразным способом выражения протеста, гнева, остаётся, тем не менее, вторичным чувством. Если у ребёнка появляется агрессивное поведение, то нужно немедленно бить тревогу, поскольку он, таким образом, пытается привлечь внимание окружающих к своему внутреннему миру, ибо сам он не понимает что это такое и как с этим справиться.Чтобы оказать помощь таким детям необходимо, прежде всего, расширить у них адаптационные возможности в мире человеческих отношений или попросту научить бесконфликтному общению. Для этого нужно решить первостепенные задачи:научить выражать гнев, если ребёнокагрессивный;научить приёмам аутотренинга, для регуляции своего внутреннего мира;формировать позитивные качества личности;расширить элементы позитивного поведения;научить осуществлять контроль появления агрессии.Таких детей и подростков необходимо привлечь к занятиям, на которых будут решены сформулированные задачи, и результат не замедлит проявиться в межличностных отношениях со сверстниками с ближайшим социумом, родными. У них изменятся формы общения и поведение, да и они сами с удовольствием увидят,как здорово общаться в новом формате.

Задачи:обучение агрессивного ребенка способам выражения гнева;обучить ребенка приемам саморегуляции;формирование позитивных качеств личности ребенка.К ожидаемым результатам можно отнести контроль над проявлениями агрессии, отказ от нежелательного поведения, оценка социальной ситуации, расширение продуктивных поведенческих реакций.Занятиярассчитаны на работу с детьми 10–14 лет, проводятся 1–2 раза в неделю по заявке или результатам тестирования. Продолжительность занятий составляет 40–50 минут. Программа состоит из 10 занятий.Программа работы включает в себя несколько этапов. На подготовительном этапе выявляются агрессивность ребенка. С родителями и классным руководителем проводятся предварительные консультации. На консультации с классным руководителем обсуждается необходимость оказания поддержкиребенку, посещающему занятия. Аналогичные опросы обсуждаются и с родителями. Это важно, так как очень многие родители не знают, чем занимается психолог, и «что он может сделать с их ребенком» –очень актуальный вопрос для них.Основной этап предполагает индивидуальнуюработу. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Целью его проведения является настрой на работу, создание доверия. На первом занятии ритуал приветствия предлагаетсяведущим. Работа по теме занятия состоит из нескольких упражнений.На завершающем этапе групповой работы проводится контрольная диагностика агрессивности, позволяющая оценить эффективность работы. Кроме того, на этом этапе проводятся консультации с педагогами и родителямипо результатам работы.Упражнение «Громко и тихо».Упражнение «Эмоциональные этюды».Упражнение «Нарисовать свой гнев».Упражнение «Агрессивная скульптура».Упражнение «Ассоциация».Упражнение «Проволочный человек».Упражнение «Новая жизнь разбитого зеркала».Упражнение «Самоценность».Упражнение «Злой –добрый мир».Упражнение «Самоанализ».Упражнение «Ключи».Мы живем в эпоху, полную противоречий. И у родителей, и у детей стало больше возможностей для приятного времяпрепровождения, и в то же время они чаще жалуются на скуку. Культура все больше внимания уделяет чувствам, и в то же время мы все меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим. Хотя у нас появилось немало способов экономии времени, как раз временито нам всегда и не хватает. У нас становится все больше социальных работников и психотерапевтов, но, несмотря на это, увеличивается число людей с серьезными психологическими проблемами, размышляет К.Фопель, предлагая в качестве сотрудничества сдетьми ряд упражнений и интересных занятий [6].Возникает вопрос: где и кто будет проводить занятия с такими детьми? Если ранее работали всевозможные клубы и комнаты по месту жительства, в которых организовано занимались дети разнообразной деятельностью иэто способствовало предупреждению возникновения социальной депривации, то сейчас из штатного расписания общеобразовательных школ убирают должность педагогпсихолог, который так необходим на современном этапе развития общества. Экономия на этом не решит проблемы воспитания.Органам образования и социальной защиты необходимо разработать планы привлечения детей к полезной развивающей деятельности во внеурочное время. Государство создаёт условия по ликвидации демографического кризиса, а его структуры наоборот предпринимают активные действия по выталкиванию детей и подростков на улицы в подворотни и подъезды многоэтажек. И вот уже стаи озлобленных детей бродят по улицам и пугают своим видом и обращение прохожих.Вывод очень простой в нашей истории был опыт отечественных и зарубежных педагогов, воспитателей: С.Т. Шацкого, С. Френе, А.С. Макаренко идр., базовой основой которых была коллективная, осознанная детская деятельность, всемерно поддерживаемая государством. Просто надо очень захотеть и поделиться деньгами, которые у нас есть, а не отправлять их в Грецию, Германию, США и другиестраны.

Ссылки на источники1.Молодцова Т.Д., ЕфремоваО.И., Вараксин В.Н., Черевик К.С. и др. Психологопедагогическое сопровождение дезадаптированных детей и подростков в образовательных учреждениях.–Таганрог,2008. –248с.2.Гурьева В. Психогенные расстройства у детей и подростков. –М.: 1996. –208 с.3.Лангмейер Й., Матейчик З.Психическая депривация в детском возрасте.–Прага, 1984.4.Самопознание.ru–URL: http://samopoznanie.ru.5.Лебединская К.С. Ранний детский аутизм.–М.,2012.6.ФопельК. Какнаучитьдетейсотрудничать. –М.,2001.

BoldyrevaVaraksinaAnna,Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the chair of pedagogics and psychology of personality, Taganrog state pedagogical Institute named after A.P. Chekhov, Taganrogmarkb@mail.ruVaraksin Vladimir,Candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the chair of pedagogics and psychology of personality, Taganrog state pedagogical Institute named after A.P. Chekhov, Taganrogvnvaraksin@yandex.ruCorrection of inadequate reactions and behaviours of children teenagersAbstract.In this article are considered inadequate reactions and behaviors of children and adolescents in the modern society. There are some methods of corrective work to overcome and prevent emotional development of the teenager his personal anxiety. To correction of behavior and emotional background of the individual was the most effective proposes to use the selfknowledge, which is called with the help of controlled sensory deprivation.Keywords:correction of personality of the teenager, deprivation, social deprivation, sensory deprivation, autism, aggressive children, recreational environment.

Рекомендованокпубликации: Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»