Дидактические затруднения в контрольно-оценочной деятельности учителя при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Международная
публикация
Выпуск:
ART 13558
УДК
373.31
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Синебрюхова
В.
Л. Дидактические затруднения в контрольно-оценочной деятельности учителя при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – № S6. – С.
31–35. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/13558.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются дидактические затруднения, возникающие в контрольно-оценочной деятельности учителя начальных классов в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, указаны возможные причины их возникновения.
Ключевые слова:
контрольно-оценочная деятельность учителя начальных классов, дидактическое затруднение, виды дидактических затруднений в кон-трольно-оценочной деятельности учителя начальных классов
Текст статьи
Синебрюхова Вера Леонидовна,кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного и начального образования, ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г.Сургутsinver13@mail.ru
Дидактические затруднения в контрольнооценочной деятельности учителя при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Аннотация.В статье рассматриваются дидактические затруднения, возникающие в контрольнооценочной деятельности учителя начальных классов в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, указаны возможные причины их возникновения.Ключевые слова:контрольнооценочная деятельность учителя начальных классов, дидактическое затруднение, виды дидактических затруднений в контрольнооценочной деятельности учителя начальных классов.
Изменения, происходящие в социальноэкономической и политической сфере нашего общества, оказали существенное влияние на всю систему российского образования. Очередной этап модернизации системы образования характеризуется активным внедрением федеральных государственных образовательных стандартов на всех ее ступенях. Данные нововведения неизбежно влекут за собой существенныеизменения в профессиональной деятельности учителя начальных классов, составляющим компонентом которой является контрольнооценочный. В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования проблема организации контрольнооценочной деятельности в начальной школе становится актуальной и требует особого внимания со стороны ученых, исследователей и педагоговпрактиков.Контрольнооценочная деятельность учителя начальных классов характеризуется нами как общая, проявляющаяся в качестве обязательного элемента деятельности по управлению образовательным процессом, и как специфическая, где контроль и оценка есть цель, содержание и результат деятельности [1, с.26]. В нормативных документах, психологопедагогической и методической литературе отмечается, что ведущей задачей начального общего образования становится формирование у детей младшего школьного возраста универсальных учебныхдействий, что в свою очередь должно обеспечить обучающимся «умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [2].В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования «умение учиться» характеризуется как «умение применять, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» [3, с.7]. В Концепции развития универсальных учебных действий характеризуется новое понятие в широком смысле, отмечают, что «универсальные учебные действия» означают умение учиться, которое рассматривается как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения новогосоциального опыта. Не менее важное значение для педагогов начальной школы имеет узкое понимание смысла данного термина, характеризующееся как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Все это позволяет сделать заключение, что «умение учиться» обеспечивает полноценное освоение младшими школьниками всех компонентов учебной деятельности [4, с.27].Указанные факты свидетельствуют о необходимости построения учебного процесса в начальной школе таким образом, чтобы обучающийся становился субъектом учебнопознавательной деятельности и успешно овладевал основами учебной деятельности. Однако анализ психологопедагогической литературы и профессиональной деятельности учителей начальной школы показал, что самым распространенным затруднением в профессиональной деятельности учителя начальных классов является реализация контрольнооценочной функции с учетом требований нового стандарта. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу. Анализ структуры и содержания основной образовательной программы позволил заключить, что обязательным элементом данного документа является разработанная и методически обеспеченная система оценивания результатов ее освоения обучающимися начальной школы. В последние годы при организации учебновоспитательного процесса в начальной школе учителя начальных классов руководствуются методологическими и методическими положениями, изложенными в рамках целостных учебнометодических комплексов ведущих авторских коллективов (образовательные системы«Школа 2100», «Гармония», «Начальная школа 21 века» и др.). В настоящее время для методической поддержки педагогов начальной школы созданы целостные системы оценивания образовательных достижений обучающихся. К ним можно отнести авторские технологии А.Б. Воронцова в рамках образовательной системы Д.Б.Эльконина В.В.Давыдова, Д.Д.Данилова в рамках образовательной системы «Школа 2100» и др. Анализ психологопедагогической и методической литературы, наблюдения за деятельностью учителей начальных классов, анкетирование педагогов начальной школы в период проведения курсов повышения квалификации позволили констатировать ряд дидактических затруднений, имеющих место в контрольнооценочной деятельности учителя начальной школы. Эмпирическое исследование проводилось на базе школ города Сургута и Сургутского района Тюменской области в 20112013 годы в классах, где обучение младших школьников осуществляется по стандартам второго поколения. Следует отметить, что в исследовании принимали участие учителя 12 классов, в том числе и «пилотных» школ, реализующих новые стандарты с 20102011 учебного года, деятельность которых курируется ведущими учеными А.В.Воронцовым, О.Е.Лебедевым и др.Рассмотрение затруднений в деятельности педагогов с различных позиций проводили многие ученые и исследователи: Ш.А.Амонашвили, Ю.К.Бабанский, А.Б.Воронцов, И.Я.Лернер, Т.С.Полякова, В.П.Симонов, М.Н.Скаткин, Т.И.Шамова и другие. По мнению Т.С.Поляковой, дидактическое затруднение это затруднение учителя в процессе обучения, то есть психологическое состояние напряженности, тяжести, неудовлетворенности в случае отсутствия условий для его разрешения или, напротив, состояния собранности, мобилизационной готовности, эмоционального подъема, обеспечивающих совершенствование педагогического мастерства, развитие «педагогического мышления», умений и навыков в случае обеспечения условий для его преодоления [5, с.41].Остановимся на рассмотрении некоторых видов дидактических затруднений в контрольнооценочной деятельности учителя начальных классов в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.Одним из распространенных затруднений в контрольнооценочной деятельности учителя начальных классов является планирование контроля на разных этапах обучения детей младшего школьного возраста и выбор объектов оценивания. В начальной школе продолжает оставаться практика оценивания знаний, умений и навыков обучающихся в рамках конкретных образовательных областей, в товремя как, согласно требованиям нового стандарта, объектом контроля и оценки становятся учебные достижения обучающихся начальной школы. Данное затруднение является закономерным, т.к. требования нового стандарта для начальной школы кардинально отличаются от предыдущего. Подготовка педагогов к реализации нового стандарта осуществлялась в очень короткие сроки или на этапе его непосредственного внедрения. Учебновоспитательный процесс не был своевременно обеспечен необходимыми методическими и контрольноизмерительными материалами. Предметные результаты попрежнему оцениваются в основном традиционными способами, что не согласуется с общей концепцией федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, и ставит под сомнение достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми обучающимися. При этом около 70% учителей начальных классов г. Сургута и Сургутского района слабо представляют, как осуществлять оценивание метапредметных результатов обучения. Тот инструментарий, который на сегодняшний день предлагается авторамиразработчиками, пока еще недостаточно освоен учителями и нуждается в специальной проработке и компетентном сопровождении. Это связано с тем, что новая система оценивания учебных достижений сопричастна с большим числом особенностей ее реализации (уровневая дифференциация, индивидуализация и пр.). Все это тормозит процесс реализации контрольнооценочной деятельности учителя начальной школы. В практики работы учителей начальной школы приоритетным объектом контроля продолжают оставаться предметные результаты обучения, о чем свидетельствуют рабочие материалы педагогов (конспекты и технологические карты уроков, рабочие программы, контрольноизмерительные материалы и т. д.). Значимым результатом учителей в реализации контрольнооценочной деятельности в соответствии с требованиями нового стандарта является централизованное проведение итоговых комплексных работ с обучающимися 12хклассов с последующим анализом полученных результатов. Существенных достижений в данном направлении достигли «пилотные» школы г.Сургута.Следующим затруднением в реализации контрольнооценочной деятельности учителя начальных классов является выбор способов оценивания образовательных результатов. Главными причинами возникновения данного затруднения в деятельности учителей начальной школы является «существующий психологический барьер» (А.Б.Воронцов), который не позволяет учителям перейти на новые способы оценивания учебных достижений младших школьников, недостаточная методическая грамотность в области безотметочного обучения (в основном данной технологией владеют учителя, освоившие развивающее обучения по системе Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова) и новых форм организации контроля и оценки с учетом новых требований к организации образовательного процесса в начальной школе, а также неготовность включить обучающихся в процесс оценивания результатов учебной деятельности. Важно отметить, что введение в действие стандартов второго поколения, не обеспечило педагоговпрактиков необходимыми методическими материалами для полноценного овладения новыми способами оценивания. Новый подход к организации контрольнооценочной деятельности учителя начальных классов направлен на такую ориентировку, где действия контроля и оценки обучающихся будут направлены на самостоятельный выбор средств и форм решения поставленных задач; постепенный переход от совместного к самостоятельному выбору заданий для работы над изучаемой темой; выполнение контрольных заданий по базовым умениям и знаниям в рамкахконкретной темы и т. д. Именно новые способы контроля и оценивания обеспечат постепенную передачу контрольнооценочной функции от учителя к обучающемуся. Другим, не менее важным дидактическим затруднением в контрольнооценочной деятельности учителя начальных классов, является«сворачивание» контрольнооценочной деятельности в следствии смешения основных педагогических категорий «оценка» и «отметка».Анализ результатов наблюдения и анкетирования позволил фиксировать факт данного затруднения у более 75% учителей начальных классов. Данное затруднение является следствием недостаточной теоретической грамотности учителей и влечет за собой трудности профессионального характера, что в целом влияет на всю систему оценивания учебных достижений обучающихся начальной школы. На начальном этапе обучения в школе у детей младшего школьного возраста формируются действия контроля и оценки, которые при целенаправленной и грамотно организованной работе педагога преобразуются в действия самоконтроля и самооценки.Несмотря на то, что уже более десяти лет на начальной ступени обучения в первом классе реализуется безотметочное обучение, учителя начальных классов затрудняются организовывать работу с обучающимися по формированию у них самооценки в учебной деятельности. Около 65% учителей начальной школы, «отказавшись» от отметки как цифрового обозначения оценки, затрудняются обеспечить полноценную оценочную деятельность обучающихся. Несмотря на существующие методические материалы и рекомендации, арсенал способов оценивания учебных достижений обучающихся на начальном этапе крайне ограничен. Учителя продолжают использовать такие средства фиксации оценки как звездочки, цветочки, солнышки и др., забывая о том, что их следует рассматривать в качестве символа, принимающего на себя функции оценки, что противоречит требованиям санитарноэпидемиологических норм и правил к организации учебновоспитательного процесса в ОУ, и является доказательством некомпетентного оперирования понятиями «оценка» и «отметка» на этапе формирования основ учебной деятельности обучающихся начальной школы. Подводя итог, можно заключить, что федеральный государственный образовательный стандарт очертил круг планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, где действия контроля и оценки занимают одно из ведущих мест. Результат их формирования у детей младшего школьного возраста напрямую зависит от профессиональной грамотности педагога. Следовательно, контрольнооценочная функция педагога продолжает занимать приоритетное место в профессиональной деятельности учителя начальных классов. Однако новое целеполагание в системе российского образования обострило и без того существующие дидактические затруднения в контрольнооценочной деятельности учителя и высветило причины объективного и субъективного характера, требующего немедленного разрешения.
Ссылки на источники1.Синебрюхова В.Л. Подготовка студентов педвуза к реализации контрольнооценочной деятельности учителя начальных классов: дисс. …. канд. пед. наук. М.: МПУ, 2000. 26с. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Мво образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. 33с. 3.Там же.4.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 152с. 5.
СинебрюховаВ.Л.Указ. соч.
Sinebruckhova Vera,candidate of Pedagogic Sciences,senior lecturer at the chair of theory and methods of preschool and primary education, Surgut State Pedagogical University, Surgutsinver13@mail.ruDidactic difficulties of monitoring and estimating teacher’s activity during the realization of the Federal State Educational Standard in primary general educationAbstract. The article deals with the didactic difficulties, arising in the monitoring and estimating teacher’s activity in conditions of the implementation ofthe Federal State Educational Standard in primary general education. The author picks out the possible reasons of their origin.Keywords:monitoring and estimating teacher’s activity of primary general education, didactic difficulties, types of didactic difficulties in monitoring and estimating activity of teacher of primary class at the implementation of requirements of the Federal State Educational Standard.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Дидактические затруднения в контрольнооценочной деятельности учителя при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Аннотация.В статье рассматриваются дидактические затруднения, возникающие в контрольнооценочной деятельности учителя начальных классов в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, указаны возможные причины их возникновения.Ключевые слова:контрольнооценочная деятельность учителя начальных классов, дидактическое затруднение, виды дидактических затруднений в контрольнооценочной деятельности учителя начальных классов.
Изменения, происходящие в социальноэкономической и политической сфере нашего общества, оказали существенное влияние на всю систему российского образования. Очередной этап модернизации системы образования характеризуется активным внедрением федеральных государственных образовательных стандартов на всех ее ступенях. Данные нововведения неизбежно влекут за собой существенныеизменения в профессиональной деятельности учителя начальных классов, составляющим компонентом которой является контрольнооценочный. В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования проблема организации контрольнооценочной деятельности в начальной школе становится актуальной и требует особого внимания со стороны ученых, исследователей и педагоговпрактиков.Контрольнооценочная деятельность учителя начальных классов характеризуется нами как общая, проявляющаяся в качестве обязательного элемента деятельности по управлению образовательным процессом, и как специфическая, где контроль и оценка есть цель, содержание и результат деятельности [1, с.26]. В нормативных документах, психологопедагогической и методической литературе отмечается, что ведущей задачей начального общего образования становится формирование у детей младшего школьного возраста универсальных учебныхдействий, что в свою очередь должно обеспечить обучающимся «умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию» [2].В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования «умение учиться» характеризуется как «умение применять, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе» [3, с.7]. В Концепции развития универсальных учебных действий характеризуется новое понятие в широком смысле, отмечают, что «универсальные учебные действия» означают умение учиться, которое рассматривается как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения новогосоциального опыта. Не менее важное значение для педагогов начальной школы имеет узкое понимание смысла данного термина, характеризующееся как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Все это позволяет сделать заключение, что «умение учиться» обеспечивает полноценное освоение младшими школьниками всех компонентов учебной деятельности [4, с.27].Указанные факты свидетельствуют о необходимости построения учебного процесса в начальной школе таким образом, чтобы обучающийся становился субъектом учебнопознавательной деятельности и успешно овладевал основами учебной деятельности. Однако анализ психологопедагогической литературы и профессиональной деятельности учителей начальной школы показал, что самым распространенным затруднением в профессиональной деятельности учителя начальных классов является реализация контрольнооценочной функции с учетом требований нового стандарта. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу. Анализ структуры и содержания основной образовательной программы позволил заключить, что обязательным элементом данного документа является разработанная и методически обеспеченная система оценивания результатов ее освоения обучающимися начальной школы. В последние годы при организации учебновоспитательного процесса в начальной школе учителя начальных классов руководствуются методологическими и методическими положениями, изложенными в рамках целостных учебнометодических комплексов ведущих авторских коллективов (образовательные системы«Школа 2100», «Гармония», «Начальная школа 21 века» и др.). В настоящее время для методической поддержки педагогов начальной школы созданы целостные системы оценивания образовательных достижений обучающихся. К ним можно отнести авторские технологии А.Б. Воронцова в рамках образовательной системы Д.Б.Эльконина В.В.Давыдова, Д.Д.Данилова в рамках образовательной системы «Школа 2100» и др. Анализ психологопедагогической и методической литературы, наблюдения за деятельностью учителей начальных классов, анкетирование педагогов начальной школы в период проведения курсов повышения квалификации позволили констатировать ряд дидактических затруднений, имеющих место в контрольнооценочной деятельности учителя начальной школы. Эмпирическое исследование проводилось на базе школ города Сургута и Сургутского района Тюменской области в 20112013 годы в классах, где обучение младших школьников осуществляется по стандартам второго поколения. Следует отметить, что в исследовании принимали участие учителя 12 классов, в том числе и «пилотных» школ, реализующих новые стандарты с 20102011 учебного года, деятельность которых курируется ведущими учеными А.В.Воронцовым, О.Е.Лебедевым и др.Рассмотрение затруднений в деятельности педагогов с различных позиций проводили многие ученые и исследователи: Ш.А.Амонашвили, Ю.К.Бабанский, А.Б.Воронцов, И.Я.Лернер, Т.С.Полякова, В.П.Симонов, М.Н.Скаткин, Т.И.Шамова и другие. По мнению Т.С.Поляковой, дидактическое затруднение это затруднение учителя в процессе обучения, то есть психологическое состояние напряженности, тяжести, неудовлетворенности в случае отсутствия условий для его разрешения или, напротив, состояния собранности, мобилизационной готовности, эмоционального подъема, обеспечивающих совершенствование педагогического мастерства, развитие «педагогического мышления», умений и навыков в случае обеспечения условий для его преодоления [5, с.41].Остановимся на рассмотрении некоторых видов дидактических затруднений в контрольнооценочной деятельности учителя начальных классов в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.Одним из распространенных затруднений в контрольнооценочной деятельности учителя начальных классов является планирование контроля на разных этапах обучения детей младшего школьного возраста и выбор объектов оценивания. В начальной школе продолжает оставаться практика оценивания знаний, умений и навыков обучающихся в рамках конкретных образовательных областей, в товремя как, согласно требованиям нового стандарта, объектом контроля и оценки становятся учебные достижения обучающихся начальной школы. Данное затруднение является закономерным, т.к. требования нового стандарта для начальной школы кардинально отличаются от предыдущего. Подготовка педагогов к реализации нового стандарта осуществлялась в очень короткие сроки или на этапе его непосредственного внедрения. Учебновоспитательный процесс не был своевременно обеспечен необходимыми методическими и контрольноизмерительными материалами. Предметные результаты попрежнему оцениваются в основном традиционными способами, что не согласуется с общей концепцией федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, и ставит под сомнение достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми обучающимися. При этом около 70% учителей начальных классов г. Сургута и Сургутского района слабо представляют, как осуществлять оценивание метапредметных результатов обучения. Тот инструментарий, который на сегодняшний день предлагается авторамиразработчиками, пока еще недостаточно освоен учителями и нуждается в специальной проработке и компетентном сопровождении. Это связано с тем, что новая система оценивания учебных достижений сопричастна с большим числом особенностей ее реализации (уровневая дифференциация, индивидуализация и пр.). Все это тормозит процесс реализации контрольнооценочной деятельности учителя начальной школы. В практики работы учителей начальной школы приоритетным объектом контроля продолжают оставаться предметные результаты обучения, о чем свидетельствуют рабочие материалы педагогов (конспекты и технологические карты уроков, рабочие программы, контрольноизмерительные материалы и т. д.). Значимым результатом учителей в реализации контрольнооценочной деятельности в соответствии с требованиями нового стандарта является централизованное проведение итоговых комплексных работ с обучающимися 12хклассов с последующим анализом полученных результатов. Существенных достижений в данном направлении достигли «пилотные» школы г.Сургута.Следующим затруднением в реализации контрольнооценочной деятельности учителя начальных классов является выбор способов оценивания образовательных результатов. Главными причинами возникновения данного затруднения в деятельности учителей начальной школы является «существующий психологический барьер» (А.Б.Воронцов), который не позволяет учителям перейти на новые способы оценивания учебных достижений младших школьников, недостаточная методическая грамотность в области безотметочного обучения (в основном данной технологией владеют учителя, освоившие развивающее обучения по системе Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова) и новых форм организации контроля и оценки с учетом новых требований к организации образовательного процесса в начальной школе, а также неготовность включить обучающихся в процесс оценивания результатов учебной деятельности. Важно отметить, что введение в действие стандартов второго поколения, не обеспечило педагоговпрактиков необходимыми методическими материалами для полноценного овладения новыми способами оценивания. Новый подход к организации контрольнооценочной деятельности учителя начальных классов направлен на такую ориентировку, где действия контроля и оценки обучающихся будут направлены на самостоятельный выбор средств и форм решения поставленных задач; постепенный переход от совместного к самостоятельному выбору заданий для работы над изучаемой темой; выполнение контрольных заданий по базовым умениям и знаниям в рамкахконкретной темы и т. д. Именно новые способы контроля и оценивания обеспечат постепенную передачу контрольнооценочной функции от учителя к обучающемуся. Другим, не менее важным дидактическим затруднением в контрольнооценочной деятельности учителя начальных классов, является«сворачивание» контрольнооценочной деятельности в следствии смешения основных педагогических категорий «оценка» и «отметка».Анализ результатов наблюдения и анкетирования позволил фиксировать факт данного затруднения у более 75% учителей начальных классов. Данное затруднение является следствием недостаточной теоретической грамотности учителей и влечет за собой трудности профессионального характера, что в целом влияет на всю систему оценивания учебных достижений обучающихся начальной школы. На начальном этапе обучения в школе у детей младшего школьного возраста формируются действия контроля и оценки, которые при целенаправленной и грамотно организованной работе педагога преобразуются в действия самоконтроля и самооценки.Несмотря на то, что уже более десяти лет на начальной ступени обучения в первом классе реализуется безотметочное обучение, учителя начальных классов затрудняются организовывать работу с обучающимися по формированию у них самооценки в учебной деятельности. Около 65% учителей начальной школы, «отказавшись» от отметки как цифрового обозначения оценки, затрудняются обеспечить полноценную оценочную деятельность обучающихся. Несмотря на существующие методические материалы и рекомендации, арсенал способов оценивания учебных достижений обучающихся на начальном этапе крайне ограничен. Учителя продолжают использовать такие средства фиксации оценки как звездочки, цветочки, солнышки и др., забывая о том, что их следует рассматривать в качестве символа, принимающего на себя функции оценки, что противоречит требованиям санитарноэпидемиологических норм и правил к организации учебновоспитательного процесса в ОУ, и является доказательством некомпетентного оперирования понятиями «оценка» и «отметка» на этапе формирования основ учебной деятельности обучающихся начальной школы. Подводя итог, можно заключить, что федеральный государственный образовательный стандарт очертил круг планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, где действия контроля и оценки занимают одно из ведущих мест. Результат их формирования у детей младшего школьного возраста напрямую зависит от профессиональной грамотности педагога. Следовательно, контрольнооценочная функция педагога продолжает занимать приоритетное место в профессиональной деятельности учителя начальных классов. Однако новое целеполагание в системе российского образования обострило и без того существующие дидактические затруднения в контрольнооценочной деятельности учителя и высветило причины объективного и субъективного характера, требующего немедленного разрешения.
Ссылки на источники1.Синебрюхова В.Л. Подготовка студентов педвуза к реализации контрольнооценочной деятельности учителя начальных классов: дисс. …. канд. пед. наук. М.: МПУ, 2000. 26с. 2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Мво образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. 33с. 3.Там же.4.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 152с. 5.
СинебрюховаВ.Л.Указ. соч.
Sinebruckhova Vera,candidate of Pedagogic Sciences,senior lecturer at the chair of theory and methods of preschool and primary education, Surgut State Pedagogical University, Surgutsinver13@mail.ruDidactic difficulties of monitoring and estimating teacher’s activity during the realization of the Federal State Educational Standard in primary general educationAbstract. The article deals with the didactic difficulties, arising in the monitoring and estimating teacher’s activity in conditions of the implementation ofthe Federal State Educational Standard in primary general education. The author picks out the possible reasons of their origin.Keywords:monitoring and estimating teacher’s activity of primary general education, didactic difficulties, types of didactic difficulties in monitoring and estimating activity of teacher of primary class at the implementation of requirements of the Federal State Educational Standard.
Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»