Становление субъектной позиции будущих педагогов дошкольного образования в образовательном процессе вуза

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Абашина В. В. Становление субъектной позиции будущих педагогов дошкольного образования в образовательном процессе вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S6. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13552.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования субъектной позиции будущих педагогов дошкольного образования в процессе обучения в вузе. Важнейшими средствами её формирования выступают особая форма организации учебных занятий, а также ориентация учебного процесса в вузе на самостоятельную работу обучающихся и повышение ее эффективности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Абашина Валентина Васильевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики дошкольного и начального образования ГОУ ВПО «Сургутский государственный педагогический университет», г. Сургутabashina86@mail.ru

Становление субъектной позиции будущих педагогов

дошкольного образованияв образовательном процессе вуза

Аннотация.Статья посвящена проблеме формирования субъектной позиции будущих педагогов дошкольного образования в процессе обучения в вузе. Важнейшими средствами её формирования выступают особая форма организации учебных занятий, а такжеориентация учебного процесса в вузе на самостоятельную работу обучающихся и повышение ееэффективности.Ключевые слова:субъектная позиция, будущие педагоги дошкольного образования, диалогичные формы обучения, самостоятельная работа студентов.

Новые задачи образования и воспитания в высшей школе, которые меняются в соответствии с новыми требованиями к личностным и профессиональным качествам педагога дошкольного образования, связаны с формированием у него субъектной позиции. Специфика профессиональнопедагогической деятельности заключается в том, что субъектная позиция студента педагогического вуза является не только фактором личностного, но и профессионального становления. Профессиональная деятельность педагога ориентирована на развитие личностидругого человека, что возможно только в том случае, если условия профессионального образования и подготовки педагога предусматривают возможность его собственного развития и реализации, в частности субъектной позиции. Именно такой педагог сможет реализовать в своей деятельности субъект ‬субъектную модель взаимодействия.Мы согласны с определением А.Г.Гогоберидзе, рассматривающей субъектную позицию студента педагогического вуза как особое развивающееся качество его личностной позиции, характеризующее ценностное, инициативно ‬ответственное отношение к образованию и проявляющееся в деятельности, связанной с определением личностного смысла образования, ориентацией и выбором на этой основе условий и вариантов своего образования, проектированием и реализацией задач образовательного процесса, оценкой образовательных результатов и достижений, поиском новых смыслов образования. Субъектная позиция студента педагогического вуза позволяет ему:определить личностное отношение и смысл получаемого образования;субъектноиспользовать имеющиеся образовательные условия;проектировать и реализовывать индивидуальный образовательный, а впоследствии и профессиональный маршрут [1,c. 132].Значит, субъектная позиция студента в образовательном процессе предполагает:личностную необходимость и значимость получаемого образования;определение мотивационноцелевых ориентиров и планирования, обеспечивающих субъекту достижение образовательного результата;выполнение действий, связанных с организацией собственной познавательной деятельностью;самостоятельное использование при решении задач имеющихся образовательных условий и средств;взаимодействие по поводу процесса решения познавательной задачи с другими участниками образовательного процесса.Становлению субъектной позиции студентов способствует особая форма организации учебных занятий. Оценка личностной необходимости и значимости получаемого образования формируется у студента прежде всего в той ситуации, в которой от обучающегося требуется не только знание и правильноеисполнение действий при решении методических и профессиональных задач, но и выработка личностной позиции в отношении изучаемой предметной сферы. В этой связи полезной формой работы являются: инсценировка педагогических ситуаций с последующим анализом, обобщением и обменом опытом; анализ типичных ошибок и трудностей в отношениях с детьми, обсуждение шагов разрешения конфликтных ситуаций.Будущим педагогам важно не только дать запас теоретических знаний, но также научить применять нестандартные решения. Исходя из того, чтов профессиональной деятельности воспитателя не существует жёстких алгоритмов, которые в готовом виде можно использовать в процессе воспитания и обучения детей, важное внимание следует уделить развитию у студентов рефлексии. При этом мы опирались на показатели проявления рефлексивной позиции личности по Н.Ю.Посталюк ‬критичность мышления, стремление и способность задавать вопросы, доказывать и обосновывать свою позицию, вести дискуссию [2, c. 140].Способность и стремление задавать вопросы, доказывать и обосновывать свою позицию, вести дискуссию формируются у студентов в процессе использования диалогичных форм обучения ‬дискуссий, «круглых столов», деловых и дидактических игр и др. При организации обмена суждениями большое значение имеет создание психологической атмосферы взаимного уважения. Каждый участник диалога (и преподаватель, и студент) заранее должен настроиться на «эффект взаимного обучения», возможность изменения своей точки зрения в ходе диалога, что исключает проявление раздражения при обсуждении чужих взглядов, нетерпимости к альтернативной точке зрения. Рассмотрим использование некоторых форм обучения на примере занятия по дошкольной педагогике «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников».Целью занятия является выявление студентами способов оптимизации общения педагогов дошкольного учреждения с родителями, развитие у них умений дифференцированного подхода к родителям воспитанников. В начале занятия студенческая группа делится на подгруппы, каждой из которыхсоответственно присваивается роль: «теоретики», «аналитики», «методологи», «организаторы», «контролеры». В соответствии с указанными ролями определяются задания для каждой из них.«Теоретики» готовят сообщение на тему «Особенности современных родителей и родительские приоритеты в воспитании ребенка»; «аналитики» выявляют трудности во взаимоотношениях педагогов с родителями и пути их преодоления; «методологи» определяют принципы и методы работы с родителями, способствующие повышению ее эффективности; «организаторы» планируют систему мероприятий с родителями и способы привлечения к ним последних; «контролеры» разрабатывают показатели и критерии эффективности взаимодействия воспитателей и родителей. В конце занятия «эксперты» оценивают качество выполнения задания всеми участниками игры.Налаживанию диалога способствуютследующие аспекты.1.Изменение статуса студента в учебновоспитательном процессе (студент выступает в роли «докладчика», «рецензента», «оппонента», «генератора идей» и др.).2.Организация опыта группового взаимодействия. Работа студентов в группах способствует формированию умений коллективно планировать, организовывать, осуществлять и контролировать деятельность, прогнозировать перспективы, приходить к совместному решению.3.Создание ситуации успеха, коллективного и индивидуального выбора через наличие нескольких вариантов решения учебных задач, формы представления отчетности.В целостную систему вузовской профессиональнопедагогической подготовки будущего педагога неотъемлемой частью входит и самостоятельная работа студентов, основная цель которой ‬постановка студента перед необходимостью выполнения деятельности, формирующей профессионально значимые и личностные качества будущего педагога.Организуя самостоятельную работу студентов, мы учитывали ряд требований.1.Самостоятельная работа должна формировать убежденность в необходимости изучения данного материала, а следовательно педагог должен замотивировать студента на его выполнение, предварительно раскрыв его значение для будущей профессиональной деятельности.2.Каждой самостоятельной работе предшествовали точные и ясные указания преподавателя о том, как ее нужно выполнить (консультации, инструктаж, разъяснения, методические рекомендации и др.).3.Содержание самостоятельных заданий обеспечивало постепенное повышение их трудности.4.Система контрольнооценочных материалов помогала студенту критически оценить свои успехи и промахи в изучении предложенного материала. Самостоятельная работа студентов включала разные виды заданий с различным уровнем трудностей:репродуктивные задания(например, заполнение таблиц, составление схем, самостоятельное изучение материала и пр.), в процессе которых познавательная самостоятельная деятельность студента проявлялась в осмыслении, запоминании, закреплении знаний и формировании умений и навыков;реконструктивные (например, составление планов и конспектов, тезисы, аннотирование книг, выполнение рефератов пр.), в процессе которых требовалось применение ранее приобретенных знаний, выходящих за пределы известного образца;эвристические (например, подбор и применение диагностических методик, выявление особенностей сформированности знаний, умений, проявления какоголибо свойства или качества личности и пр.), в процессе которых требовалось овладение будущих педагогов методиками научнопедагогического исследования;творческие(например, учебноисследовательские задания, курсовое и дипломное проектирование), в процессе выполнения которых происходил перенос полученных знаний в новые условия, закреплялись навык собственного поиска знаний, самостоятельный анализ проблемных ситуаций.Деятельность преподавателя по управлению самостоятельной работы студентов включает: формирование стимулов и мотивов; формулирование целевых установок для студентов; планирование; консультации; создание пособий, рекомендаций и другихдидактических материалов, помогающих студенту в организации самостоятельной познавательной деятельности; разработку системы контроля и оценки ее результатов.Итак, согласно новой образовательной парадигме любой начинающий специалист должен обладать фундаментальными, профессиональными умениями и навыками деятельности своего профиля, опытом творческой и исследовательской деятельности по решению новых проблем, опытом социальнооценочной деятельности. Две последние составляющие формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека [3, c. 170].Ряд исследователей (Е.В.Бондаревская, В.И.Данильчук, Н.К.Сергеев, В.В.Сериков др.) для эффективного развития в процессе самообразования предлагают более полно реализовывать личностный подход, позволяющий создавать более благоприятные условиядля индивидуального проявления, развития и самореализации студента.Содержание профессиональноличностного саморазвития включает в себя самосознание, самооценку, самоорганизацию и самоуправление. Самосознание, направленное на формирование целостного представления о себе как специалисте, будущем педагоге, изучение способов профессиональной деятельности обеспечивает реализацию функции целеобразования. Самооценка означает ценностное отношение к себе, которое предполагает удовлетворенность своими положительными качествами и потребность в их закреплении, неудовлетворенность своими отрицательными или недостаточно развитыми качествами и желание измениться к лучшему. Самооценка обеспечивает реализацию рефлексивной функции. Самоорганизация проявляется в соотнесенности усвоенных знаний с действительным отношением человека к себе и окружающим, регуляции учебнопрактических действий; оценке, контроле, корректировке личности будущего педагога и субъекта деятельности. Для самоуправления наиболее яркими признаками выступают прогнозирование результатов и рефлексия собственной профессиональнопедагогической деятельности. Самоуправление обеспечивает нормативную функцию, исходя из определенных норм и требований профессии.По мнению М.Я.Виленского, П.И.Образцова, А.И.Уман и др. выход на новое качество подготовки будущих специалистов в вузе видится в переориентации учебных планов на широкое внедрение самостоятельной работы студентов, в том числе на младших курсах, в переводе наиболее «продвинутых» обучающихся на индивидуальные планы обучения, вовлечении их в научноисследовательскую работу. В целом, ориентация учебного процесса в вузе на самостоятельную работу обучающихся и повышение ее эффективности, предполагает:увеличение количества часов на самостоятельную работу студентов;организацию постоянных консультаций исоставление методических указаний по ее выполнению;создание учебнометодической и материальнотехнической базы вуза (учебники и учебные пособия, компьютерные классы), позволяющие самостоятельно осваивать дисциплину;доступность лабораторий и специальных аудиторий для самостоятельной работы обучающихся;отмену большей части сложившихся форм практических и лабораторных занятий с целью высвобождения времени на самостоятельную работу и обслуживание консультационных пунктов [4,c. 170].Одним из видов проведения учебных занятий является консультация, которая представляет собой форму руководства самостоятельной работой студентов и оказания им помощи в усвоении учебного материала. Происходит целенаправленный обмен информацией между преподавателем, проводящим консультацию, и студентами. В процессе консультационных занятий студенты получают ответы на конкретные вопросы или пояснения по соответствующим разделам теории или аспектам их практического применения.Формы проведения консультаций в вузе разнообразны. Наиболее распространена вопросноответная, когда преподаватель отвечает на задаваемые ему вопросы. Иногда консультация протекает в виде беседы преподавателя с обучающимися по затронутым ими вопросам учебного материала. Консультации проводятся регулярно в соответствии с установленными на кафедрах графиками и носят, как правило, индивидуальный характер.Наиболее ценны консультации, не связанные с учебными занятиями и относящиеся к самостоятельной работе студентов над курсовыми и дипломными работами. Такие консультации носят ярко выраженный индивидуальный характер. Выполнение учебноисследовательской работы формирует у студентов ряд исследовательских умений: наблюдать и анализировать педагогические явления, изучать и обобщать педагогический опыт, проводить эксперимент. В конечном итоге все это способствует развитию педагогического мышления студентов, проявлению ими самостоятельности и педагогического творчества как необходимых предпосылок формирования субъектной позиции в будущей профессиональной деятельности.Анализ психологопедагогической литературы, наш опыт показывают, что процесс становления субъектной позиции студентов в образовательном процессе вуза обусловлен рядом факторов. К наиболее значимым следует отнести готовность преподавателей к партнерскому взаимодействию со студентами, построение обучения на диалогичной основе, создание условий для индивидуальных проявлений, развития и самореализации студентов в самостоятельной работе, учебноисследовательской деятельности преподавателя и студента, ориентированной на совместный научный поиск.

Ссылки на источники1.Гогоберидзе А.Г. Становление субъектной позиции студентов педагогического вуза в процессе обучения:дис. …доктора пед. наук. ‬Спб., 2002. ‬345с.2.Посталюк Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов:автореф. дисс.…докторапед. наук. ‬Казань, 1993. ‬23 с.3.Сазонов Б.А. Организационноэкономические аспекты модернизации: система зачетных единиц // Высшее образование сегодня. ‬2005. ‬№ 6/05. ‬С. 63‬79.4.Виленский В.Я.,Образцов П.И., Уман А.И. Технология профессиональноориентированного обучения в высшей школе. ‬М.: Педагогическое общество России, 2005. ‬192 с.

AbashinaValentina,candidateofPedagogicSciences, AssociateProfessoratthechairoftheoryandmethodsofpreschoolandprimary education, Surgut State Pedagogical University, Surgutabashina86@mail.ruFormation of the subject position of future preschool teachers in the course of the educational process at the higher educational institutionAbstract.The article is devoted to the problem of the formation of the subject position of future preschool teachers in the course of training at the higher educational institution. The most important means of formation areboth the special forms of studies and the commitment of the educational process in the higher educational institution on the independent work of students and the increase of its efficiency.

Keywords:subject position, future preschool teachers, interlocutory forms of education, independent work of students.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»