«Шоковая терапия» - ошибка или единственный выход?
Выпуск:
ART 53008
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Власенко
Л.
В. «Шоковая терапия» - ошибка или единственный выход? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
36–40. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53008.htm.
Аннотация. Последнее десятилетие прошлого века оказалось тяжелым в истории нашей страны и в первую очередь ее экономики. Материальные потери, которые понесла она в ходе шоковой терапии, сопоставимы, пожалуй, лишь с ущербом от Первой мировой войны и распадом Российской империи или от нашествия фашистской Германии на
Советский Союз. Не случайно наследие 90-х годов остается в центре общественных дискуссий. Некоторыми авторами и сегодня используется для оправдания беспрецедентного в мирное время обвала экономики и падения уровня жизни людей в 90-е годы, мотивируется ошибочностью горбачевской политики перестройки, с тем, чтобы попытаться переложить вину «с больной головы на здоровую». Это диктует необходимость вернуться к анализу шоковой терапии - того, что ей предшествовало, как она проводилась и к чему привела. Необходимость внедрения инновационных образовательных технологий
продиктована современным состоянием системы образования и появлением в педагогической среде новых возможностей и средств повышения эффективности
учебно-воспитательного процесса.На основе методики коллективного творческого дела, когда все этапы разработки, подготовки и проведения мероприятия реализуются в совместном творческом поиске педагога и учащихся. Технология «дебатов» является эффективным
средством обучения школьников умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию. Обобщая тему урока: «Российская экономика на пути к рынку», в 11классе (профильный уровень), рекомендую тему дебатов: «Шоковая терапия» - ошибка или единственный выход?». Обсуждение происходит по следующим вопросам: экономика, политика, криминализация, социальная политика, альтернативы экономического развития. Данная разработка поможет учителям истории проводить не традиционные уроки.
Ключевые слова:
эффективность учебно-воспитательного процесса, инновационные образовательные технологии, технология
«дебаты», анализ «шоковой терапии», методика коллективного творческого дела
Текст статьи
1
Власенко Людмила Валерьевна
Учитель истории МБОУ ©Федоровская сош. №5ª г.п.Федоровскийl.vlasenko@vail.ru©Шоковая терапияª ошибка или единственный выход?ª
Аннотация.Последнее десятилетие прошлого века оказалось тяжелым в истории нашей страны и в первую очередь ее экономики. Материальные потери, которые понесла она в ходе шоковой терапии, сопоставимы, пожалуй, лишь с ущербом от Первой мировой войны и распадом Российской империи или от нашествия фашистской Германии на Советский Союз. Не случайно наследие 90х годов остается в центре общественных дискуссий. Некоторыми авторами и сегодня используется для оправдания беспрецедентного в мирное время обвала экономики и падения уровня жизни людей в 90е годы, мотивируется ошибочностью горбачевской политики перестройки, с тем, чтобы попытаться переложить вину ©с больной головы на здоровуюª. Это диктует необходимость вернуться к анализу шоковой терапии того, что ей предшествовало, как она проводилась и к чему привела. Необходимость внедрения инновационных образовательных технологий продиктована современным состоянием системы образования и появлением в педагогической среде новых возможностей и средств повышения эффективности учебновоспитательного процесса.На основе методики коллективного творческого дела, когда все этапы разработки, подготовки и проведения мероприятия реализуются в совместном творческом поиске педагога и учащихся. Технология ©дебатовªявляется эффективным средством обучения школьников умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию.Обобщая тему
урока: ©Российская экономика на пути к рынкуª, в 11классе (профильный уровень), рекомендую тему дебатов: ©Шоковая терапияª ошибка или единственный выход?ª.Обсуждение происходит по следующим вопросам: экономика, политика, криминализация, социальная политика, альтернативы экономического развития. Данная разработка поможет учителям истории проводить не традиционные уроки.
Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, технология ©дебатыª, анализ ©шоковой терапииª, методика коллективного творческого дела, эффективность учебновоспитательного процесса.
2
ВведениеГлавная цель изучения истории в современной школе —образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. ©Дебатыª можно рассматривать как образовательную технологию, направленную на развитие критического мышления, толерантности, культуры диалога и оттачивания коммуникативных навыков. В процессе модернизации образования необходимо реализация ряда условий, базовыми из которых являются: расширение образовательного пространства учащихся, предполагающего больший уровень самостоятельной активности;расширение видов познавательной и социальнозначимой деятельности, в которых учащиеся могут принять участие как индивидуально, так и коллективно.Особую привлекательность ©дебатамªпридает возможность рассматривать одно и то же явление или факт прямо противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. При обобщении темы©Российская экономика на пути к рынкуª, в 11классе (профильный уровень), рекомендую тему дебатов: ©Шоковая терапияª ошибка или единственный выход?ª. Цель урока состоит в том, чтобызакрепить полученные знания о социальноэкономических преобразованиях в России в 1990е годы.Тип урока:урок совершенствования знаний, умений и навыков.Формы:
Сочетание практической и лабораторной работ в группах, презентации, сообщения, информационные ролики.Методы:проблемный, исследовательский, наглядный.Средства:Учебник А.А.Данилова, А.И.Уткина, А.Ф.Филиппова История России 19452008, М.ªПросвещениеª 2008, рабочий материал для работы в группах; видеозапись телепередачи; ресурсы Сети, библиотека, выставка периодических изданий.Место проведения: школьная библиотека.Оборудование:1.Презентация на электронном носителе, которая содержит базовую информацию по теме урока.2.Компьютер3.ПроекторОжидаемый результат1.Учащиеся должны знать:причины проведения социальноэкономических реформ в Россиив 1990х годах.
основное содержание данных реформ.
последствия проведения социальноэкономических реформ для дальнейшего развития России.2.Учащиеся должны уметь:
отбирать необходимый материал для подготовки к дебатам;способствует формированию умений и навыков: работы с источниками, документами, справочными материалами, периодикой и т.д.;
анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания;прогнозировать варианты развития исторических событий;
учащиеся должны уметь аргументированозащищать свою позицию, оппонировать собеседнику;3
правильно составлять аргумент, строить систему аргументации;
работать в команде;
учит критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения;находить противоречия в рассуждениях.3.Разработа кейса на основе ранее проделанной работы, а также подбора, изучения и анализа дополнительной литературы и фактических материалов. Кейс –совокупность материалов, раскрывающих позицию команды, участвующей в дебатах. Структура кейса:Тезис
основное положение, которое обосновывает команда в процессе дебатов. Обоснование его актуальности. Определение понятий, поясняющих содержание тезиса.
Критерий суждение, связывающее тезис и аргументы, задает ©коридорª, по которому команда будет вести обоснование своего тезиса. Указывает
цель, на которую команда обращает тезис.Аргументы
общие положения, приводимые для доказательства или опровержения тезиса.Доказательства совокупность логических приемов обоснования аргумента. Поддержки свидетельства, подкрепляющие аргумент (статистика, мнения специалистов, выдержки из документов и др.). Сложность дебатов как формы обучения заключается не столько в их проведении, сколько в огромной предварительной работе, которая включает в себя следующие этапы:
Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов.
Подбор, изучение и анализ основной литературы.
Распределение ролей.
Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов. Сначала учитель знакомит учащихся с сущностью и особенностями проведения дебатов.Следующим этапом предварительной работы является определение исходного тезиса дебатов. После определения темы дебатов перед учащимися ставится задача подобрать, изучить и проанализировать основную литературу по теме. Затем распределяются роли, и ход игры.Основная частьПредварительная подготовка: класс делится на 2 рабочие группы.Основные позиции в дебатах:Спикер непосредственный участник дебатов, член команды. Как правило,
в команде по4 спикера.
У 1первый спикер, У 2второй спикер, У 3третий спикер, У4четвертый спикер.Спикеры отрицающей команды:
О 1первый спикер, О 2 второй спикер, О3третий спикер, О 4четвертый спикер.Судья –лицо, оценивающее выступления спикеров в дебатах, их умение задавать и отвечать на вопросы. Оценивание строится по системе трех ©Сª.Таймкипер (©хранитель времениª) –лицо, следящее за соблюдением регламента. За 1 и 0,5 минуты до окончания выступления подает сигнал выступающим и судьям. Ведет учетвремени при таймаутах.Ведущий (учитель)
лицо, открывающее и закрывающее дебаты. Может вести игру, поочередно предоставляя слово ее участникам.
4
Порядок выступлений спикеровКоманда Время Функции спикеров.У15Формулирует тему, при этом обозначает позицию команды утверждения ("Мы считаем, что ..."), вводит и объясняет понятия, называет аспекты, т.е. начинает представлять кейс команды "У"; завершает речь повтором позиции команды –четкой формулировкой тезисаО32Задают вопросы У1 с целью снизить значимость ключевых слов и аспектов, а зрители имеют возможность представить дополнительную информацию для поддержки У1О15Отрицает тему, формулирует тезис отрицания. Должен согласиться с определениями ключевых понятийи аспектами или, если прозвучали не все понятия и аспекты, ввести новые. Заканчивает выступление четкой формулировкой антитезиса, обозначая позицию команды отрицания ("Мы не согласны с позицией наших оппонентов и считаем что..." + антитезис)У32Задаютвопросы О1 с целью снизить значение ключевых слов, аспектов, зрители имеют возможность представить дополнительную информацию для поддержки О1У24Восстанавливает утверждающий кейс на основании заявленных У1 понятий и аспектов, приводит аргументы по каждому аспекту, подтверждая их поддержками, заканчивает четкой формулировкой тезисаО12Задают вопросы У2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, а зрители имеют возможность сообщить дополнительную информациюО24Восстанавливает отрицающую позицию, руководствуясь понятиями и аспектами, введенными спикерами О1, приводит аргументы и поддержки по каждому аспекту. Заканчивает четкой формулировкой антитезисаУ12Задают вопросы О2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, зрители имеют также возможность представить дополнительную информациюУ34Восстанавливает утверждающий кейс, выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе, т.е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой тезисаО22Задают вопросы У3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек, зрители имеют возможность сообщить дополнительные сведенияО34Восстанавливает отрицающую позицию, выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе, т.е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой антитезисаУ22Задают вопросы О3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек, кроме того, зрители имеют возможность дать дополнительную информациюУ44Восстанавливает утверждающий кейс, акцентирует 5
узловые моменты, следуя структуре утверждающего кейса. Выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам, рассмотренным первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабые места в аргументации команды оппонентов и их ошибки в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается обосновать логичность, достоверность, объективность аргументов, контраргументов и поддержек своей команды. Делает краткое резюмеО44Восстанавливает отрицающую позицию, акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса. Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам, затронутым первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабости аргументации команды оппонентов и ошибки, допущенные ими в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается доказать логичность, достоверность, объективность своих аргументов, контраргументов и поддержек. Делает краткое резюмеВремя выступлений спикеров и раундов вопросовответов может задаваться произвольно.
Спикеры обычно выступают 56 минут. Раунд вопросовответов длится 34 минуты. Неиспользованиеотведенного времени ©караетсяª судьей также строго, как и его перебор.Допустимые отклонения во времени –менее 0,5 минуты.Каждая команда имеет право на таймаутдля подготовки квыступлениям и перекрестным вопросам.Общее время таймаута –68 минут.Его можно брать частями, но неболее 2 минут сразу.Участники на протяжении дебатов имеют право задавать вопросы ипредставлять информацию. Для этого необходимо встать с места,поднять вверх руку и сказать: "Вопрос" или "Информация".Выступающий и председательствующий могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию.Раунд вопросов проводится после выступления первых, вторых и третьихспикеров. Умение отвечать на вопросы быстро, четко, по существу –ещеодна способность, которая формируется в игре. Отвечая на вопросызрителей, спикер должен помнить, что это тоже оценивается экспертамив общем протоколе игры. Ответ на вопрос должен быть точным,конкретным, достаточно обоснованным.ПротоколэкспертаЭксперт (фамилия, имя)Тема дебатов.
©Шоковая терапияª ошибка или единственный выход?ªДата
Спикер Содержательность Структурированность Общая Всего.6
культураУ 1
У2
У 3
У 4
О 1
О 2
О 3
О 4
Лучший спикер:
После выступлений экспертов проводится обсуждение дебатов, на котором подводятся их итоги, анализируется, насколько успешно осуществили свою деятельность председатель, секретарь, эксперты и зрители. Кроме того, спикеры могут поделиться впечатлениями относительно того, как они сами справились с порученной им ролью. Для обсуждения ©дебатовªпредложены следующие задания и вопросы: Оцените активность каждого из участников дебатов.Чьи выступления вам понравились? Почему? Какие выступления запомнились больше всего? Чем? Как справлялись со своими обязанностями председатель и секретарь?Оцените свое участие в дебатах (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т.д.). Достигнута ли главная цель дебатов? Как показывает мой опыт проведения дебатов, такая их организация и проблемное содержание никого не оставляют равнодушными: обсуждение проблемы продолжается за рамками учебного занятия на протяжении довольно длительного времени.
ЗаключениеСегодня одной из наиболее популярных технологий среди педагогов в современной школе является технология ©дебатовª. Как образовательная технология ©дебатыªпозволяют решить большую группу воспитательных задач, кчислу которых относятся: формирование коммуникативной и информационной культуры; воспитание толерантности, терпимости к иным точкам зрения; развитие критического мышления; развитие навыков саморегуляции и самоконтроля в напряженных социальных ситуациях. Проведение дебатов является эффективным средством обучения учащихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они так же развивают чувство уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение или изменить проводимую политику.Проведение уроков по технологии ©дебатыª, позволяет учителю и учащимся совместно решать поставленные задачи. Задумываясь о историческом прошлом, учащиеся предполагают урокина будущее.В результате таких уроков все учащиеся становятся успешными.
7
Ссылки на источники.1.Л.Н.Вахрушева, канд. педагогическихнаук, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ГОУ ВПО "Вятский государственный гуманитарный университет", г. Киров
2.С.В.Савинова,канд. педагогическихнаук, доц. кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ГОУ ВПО "Вятский государственный гуманитарный университет", г. Киров3.Логинова А.Н. Использование технологии ©Дебатыª в преподавании учебных предметов на профильном уровне и элективных учебных предметовdepedu.yar.ru›exp/predprofil/materl/disk_…4.О.Л.Петренко, О.В.Польдяева Дебаты на урокахmioo.edu.ru›kaf…20111107…tehnologiyaqdebatyqi…5.Н.Е.Петрова. Использование практических занятий со студентами образовательной технологии ©Дебатыª, учебнометодическое пособие Самара 2002г.
Власенко Людмила Валерьевна
Учитель истории МБОУ ©Федоровская сош. №5ª г.п.Федоровскийl.vlasenko@vail.ru©Шоковая терапияª ошибка или единственный выход?ª
Аннотация.Последнее десятилетие прошлого века оказалось тяжелым в истории нашей страны и в первую очередь ее экономики. Материальные потери, которые понесла она в ходе шоковой терапии, сопоставимы, пожалуй, лишь с ущербом от Первой мировой войны и распадом Российской империи или от нашествия фашистской Германии на Советский Союз. Не случайно наследие 90х годов остается в центре общественных дискуссий. Некоторыми авторами и сегодня используется для оправдания беспрецедентного в мирное время обвала экономики и падения уровня жизни людей в 90е годы, мотивируется ошибочностью горбачевской политики перестройки, с тем, чтобы попытаться переложить вину ©с больной головы на здоровуюª. Это диктует необходимость вернуться к анализу шоковой терапии того, что ей предшествовало, как она проводилась и к чему привела. Необходимость внедрения инновационных образовательных технологий продиктована современным состоянием системы образования и появлением в педагогической среде новых возможностей и средств повышения эффективности учебновоспитательного процесса.На основе методики коллективного творческого дела, когда все этапы разработки, подготовки и проведения мероприятия реализуются в совместном творческом поиске педагога и учащихся. Технология ©дебатовªявляется эффективным средством обучения школьников умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию.Обобщая тему
урока: ©Российская экономика на пути к рынкуª, в 11классе (профильный уровень), рекомендую тему дебатов: ©Шоковая терапияª ошибка или единственный выход?ª.Обсуждение происходит по следующим вопросам: экономика, политика, криминализация, социальная политика, альтернативы экономического развития. Данная разработка поможет учителям истории проводить не традиционные уроки.
Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, технология ©дебатыª, анализ ©шоковой терапииª, методика коллективного творческого дела, эффективность учебновоспитательного процесса.
2
ВведениеГлавная цель изучения истории в современной школе —образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к
самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся. ©Дебатыª можно рассматривать как образовательную технологию, направленную на развитие критического мышления, толерантности, культуры диалога и оттачивания коммуникативных навыков. В процессе модернизации образования необходимо реализация ряда условий, базовыми из которых являются: расширение образовательного пространства учащихся, предполагающего больший уровень самостоятельной активности;расширение видов познавательной и социальнозначимой деятельности, в которых учащиеся могут принять участие как индивидуально, так и коллективно.Особую привлекательность ©дебатамªпридает возможность рассматривать одно и то же явление или факт прямо противоположных позиций, анализировать бесспорные, на первый взгляд, истины и усомниться в их правильности, на основе чего самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. При обобщении темы©Российская экономика на пути к рынкуª, в 11классе (профильный уровень), рекомендую тему дебатов: ©Шоковая терапияª ошибка или единственный выход?ª. Цель урока состоит в том, чтобызакрепить полученные знания о социальноэкономических преобразованиях в России в 1990е годы.Тип урока:урок совершенствования знаний, умений и навыков.Формы:
Сочетание практической и лабораторной работ в группах, презентации, сообщения, информационные ролики.Методы:проблемный, исследовательский, наглядный.Средства:Учебник А.А.Данилова, А.И.Уткина, А.Ф.Филиппова История России 19452008, М.ªПросвещениеª 2008, рабочий материал для работы в группах; видеозапись телепередачи; ресурсы Сети, библиотека, выставка периодических изданий.Место проведения: школьная библиотека.Оборудование:1.Презентация на электронном носителе, которая содержит базовую информацию по теме урока.2.Компьютер3.ПроекторОжидаемый результат1.Учащиеся должны знать:причины проведения социальноэкономических реформ в Россиив 1990х годах.
основное содержание данных реформ.
последствия проведения социальноэкономических реформ для дальнейшего развития России.2.Учащиеся должны уметь:
отбирать необходимый материал для подготовки к дебатам;способствует формированию умений и навыков: работы с источниками, документами, справочными материалами, периодикой и т.д.;
анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания;прогнозировать варианты развития исторических событий;
учащиеся должны уметь аргументированозащищать свою позицию, оппонировать собеседнику;3
правильно составлять аргумент, строить систему аргументации;
работать в команде;
учит критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения;находить противоречия в рассуждениях.3.Разработа кейса на основе ранее проделанной работы, а также подбора, изучения и анализа дополнительной литературы и фактических материалов. Кейс –совокупность материалов, раскрывающих позицию команды, участвующей в дебатах. Структура кейса:Тезис
основное положение, которое обосновывает команда в процессе дебатов. Обоснование его актуальности. Определение понятий, поясняющих содержание тезиса.
Критерий суждение, связывающее тезис и аргументы, задает ©коридорª, по которому команда будет вести обоснование своего тезиса. Указывает
цель, на которую команда обращает тезис.Аргументы
общие положения, приводимые для доказательства или опровержения тезиса.Доказательства совокупность логических приемов обоснования аргумента. Поддержки свидетельства, подкрепляющие аргумент (статистика, мнения специалистов, выдержки из документов и др.). Сложность дебатов как формы обучения заключается не столько в их проведении, сколько в огромной предварительной работе, которая включает в себя следующие этапы:
Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов.
Подбор, изучение и анализ основной литературы.
Распределение ролей.
Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов. Сначала учитель знакомит учащихся с сущностью и особенностями проведения дебатов.Следующим этапом предварительной работы является определение исходного тезиса дебатов. После определения темы дебатов перед учащимися ставится задача подобрать, изучить и проанализировать основную литературу по теме. Затем распределяются роли, и ход игры.Основная частьПредварительная подготовка: класс делится на 2 рабочие группы.Основные позиции в дебатах:Спикер непосредственный участник дебатов, член команды. Как правило,
в команде по4 спикера.
У 1первый спикер, У 2второй спикер, У 3третий спикер, У4четвертый спикер.Спикеры отрицающей команды:
О 1первый спикер, О 2 второй спикер, О3третий спикер, О 4четвертый спикер.Судья –лицо, оценивающее выступления спикеров в дебатах, их умение задавать и отвечать на вопросы. Оценивание строится по системе трех ©Сª.Таймкипер (©хранитель времениª) –лицо, следящее за соблюдением регламента. За 1 и 0,5 минуты до окончания выступления подает сигнал выступающим и судьям. Ведет учетвремени при таймаутах.Ведущий (учитель)
лицо, открывающее и закрывающее дебаты. Может вести игру, поочередно предоставляя слово ее участникам.
4
Порядок выступлений спикеровКоманда Время Функции спикеров.У15Формулирует тему, при этом обозначает позицию команды утверждения ("Мы считаем, что ..."), вводит и объясняет понятия, называет аспекты, т.е. начинает представлять кейс команды "У"; завершает речь повтором позиции команды –четкой формулировкой тезисаО32Задают вопросы У1 с целью снизить значимость ключевых слов и аспектов, а зрители имеют возможность представить дополнительную информацию для поддержки У1О15Отрицает тему, формулирует тезис отрицания. Должен согласиться с определениями ключевых понятийи аспектами или, если прозвучали не все понятия и аспекты, ввести новые. Заканчивает выступление четкой формулировкой антитезиса, обозначая позицию команды отрицания ("Мы не согласны с позицией наших оппонентов и считаем что..." + антитезис)У32Задаютвопросы О1 с целью снизить значение ключевых слов, аспектов, зрители имеют возможность представить дополнительную информацию для поддержки О1У24Восстанавливает утверждающий кейс на основании заявленных У1 понятий и аспектов, приводит аргументы по каждому аспекту, подтверждая их поддержками, заканчивает четкой формулировкой тезисаО12Задают вопросы У2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, а зрители имеют возможность сообщить дополнительную информациюО24Восстанавливает отрицающую позицию, руководствуясь понятиями и аспектами, введенными спикерами О1, приводит аргументы и поддержки по каждому аспекту. Заканчивает четкой формулировкой антитезисаУ12Задают вопросы О2 с целью снизить обоснованность аргументов и поддержек, зрители имеют также возможность представить дополнительную информациюУ34Восстанавливает утверждающий кейс, выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе, т.е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой тезисаО22Задают вопросы У3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек, зрители имеют возможность сообщить дополнительные сведенияО34Восстанавливает отрицающую позицию, выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе, т.е. приводит контраргументы и их поддержки. Завершает четкой формулировкой антитезисаУ22Задают вопросы О3 с целью снизить доказательность контраргументов и поддержек, кроме того, зрители имеют возможность дать дополнительную информациюУ44Восстанавливает утверждающий кейс, акцентирует 5
узловые моменты, следуя структуре утверждающего кейса. Выявляет уязвимые места в отрицающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам, рассмотренным первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабые места в аргументации команды оппонентов и их ошибки в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается обосновать логичность, достоверность, объективность аргументов, контраргументов и поддержек своей команды. Делает краткое резюмеО44Восстанавливает отрицающую позицию, акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса. Выявляет уязвимые места в утверждающем кейсе. Обращает внимание на те моменты, которые стали "камнем преткновения". Возвращается к аспектам, затронутым первым спикером, и касается тех, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции команды. Отмечает слабости аргументации команды оппонентов и ошибки, допущенные ими в ходе игры. Сравнивает аргументацию команд и пытается доказать логичность, достоверность, объективность своих аргументов, контраргументов и поддержек. Делает краткое резюмеВремя выступлений спикеров и раундов вопросовответов может задаваться произвольно.
Спикеры обычно выступают 56 минут. Раунд вопросовответов длится 34 минуты. Неиспользованиеотведенного времени ©караетсяª судьей также строго, как и его перебор.Допустимые отклонения во времени –менее 0,5 минуты.Каждая команда имеет право на таймаутдля подготовки квыступлениям и перекрестным вопросам.Общее время таймаута –68 минут.Его можно брать частями, но неболее 2 минут сразу.Участники на протяжении дебатов имеют право задавать вопросы ипредставлять информацию. Для этого необходимо встать с места,поднять вверх руку и сказать: "Вопрос" или "Информация".Выступающий и председательствующий могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию.Раунд вопросов проводится после выступления первых, вторых и третьихспикеров. Умение отвечать на вопросы быстро, четко, по существу –ещеодна способность, которая формируется в игре. Отвечая на вопросызрителей, спикер должен помнить, что это тоже оценивается экспертамив общем протоколе игры. Ответ на вопрос должен быть точным,конкретным, достаточно обоснованным.ПротоколэкспертаЭксперт (фамилия, имя)Тема дебатов.
©Шоковая терапияª ошибка или единственный выход?ªДата
Спикер Содержательность Структурированность Общая Всего.6
культураУ 1
У2
У 3
У 4
О 1
О 2
О 3
О 4
Лучший спикер:
После выступлений экспертов проводится обсуждение дебатов, на котором подводятся их итоги, анализируется, насколько успешно осуществили свою деятельность председатель, секретарь, эксперты и зрители. Кроме того, спикеры могут поделиться впечатлениями относительно того, как они сами справились с порученной им ролью. Для обсуждения ©дебатовªпредложены следующие задания и вопросы: Оцените активность каждого из участников дебатов.Чьи выступления вам понравились? Почему? Какие выступления запомнились больше всего? Чем? Как справлялись со своими обязанностями председатель и секретарь?Оцените свое участие в дебатах (умение слушать, выступать, сдерживать или проявлять эмоции, сопереживать и т.д.). Достигнута ли главная цель дебатов? Как показывает мой опыт проведения дебатов, такая их организация и проблемное содержание никого не оставляют равнодушными: обсуждение проблемы продолжается за рамками учебного занятия на протяжении довольно длительного времени.
ЗаключениеСегодня одной из наиболее популярных технологий среди педагогов в современной школе является технология ©дебатовª. Как образовательная технология ©дебатыªпозволяют решить большую группу воспитательных задач, кчислу которых относятся: формирование коммуникативной и информационной культуры; воспитание толерантности, терпимости к иным точкам зрения; развитие критического мышления; развитие навыков саморегуляции и самоконтроля в напряженных социальных ситуациях. Проведение дебатов является эффективным средством обучения учащихся умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку. Они так же развивают чувство уверенности в своей способности повлиять на общественное мнение или изменить проводимую политику.Проведение уроков по технологии ©дебатыª, позволяет учителю и учащимся совместно решать поставленные задачи. Задумываясь о историческом прошлом, учащиеся предполагают урокина будущее.В результате таких уроков все учащиеся становятся успешными.
7
Ссылки на источники.1.Л.Н.Вахрушева, канд. педагогическихнаук, зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ГОУ ВПО "Вятский государственный гуманитарный университет", г. Киров
2.С.В.Савинова,канд. педагогическихнаук, доц. кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ГОУ ВПО "Вятский государственный гуманитарный университет", г. Киров3.Логинова А.Н. Использование технологии ©Дебатыª в преподавании учебных предметов на профильном уровне и элективных учебных предметовdepedu.yar.ru›exp/predprofil/materl/disk_…4.О.Л.Петренко, О.В.Польдяева Дебаты на урокахmioo.edu.ru›kaf…20111107…tehnologiyaqdebatyqi…5.Н.Е.Петрова. Использование практических занятий со студентами образовательной технологии ©Дебатыª, учебнометодическое пособие Самара 2002г.