К вопросу об устранении пробелов в законодательстве, регулрующем проблемы наркомании в современной России
Выпуск:
ART 53025
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кайгородова
Е.
Г. К вопросу об устранении пробелов в законодательстве, регулрующем проблемы наркомании в современной России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
116–120. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53025.htm.
Аннотация. В данной статье предложены поправки в законодательство Российской Федерации, введение которых, по- мнению автора, существенно снизит уровень наркомании в обществе и разрешит проблему правового регулирования реабилитации лиц, употребляющих наркотики
Ключевые слова:
предложения фскн, поправки в уголовный кодекс рф, административная ответственность лиц, употребляющих наркотики, положение о реабилитационных центрах
Текст статьи
Кайгородова Елена Геннадьевнастуденткаспециалист 4 курса факультета юриспруденцииУральский государственный педагогический университетг. Екатеринбургbrookdavis1992@rambler.ru
К ВОПРОСУ ОБ УСТРАНЕНИИ ПРОБЕЛОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ, РЕГУЛИРУЮЩЕМ ПРОБЛЕМЫ НАРКОМАНИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
В данной статьепредложены поправки в законодательство Российской Федерации, введение которых, помнению автора, существенно снизит уровень наркомании в обществе и разрешит проблему правового регулирования реабилитации лиц, употребляющих наркотики.
предложения ФСКН,поправки в уголовный кодекс РФ,административная ответственность лиц, употребляющих наркотики,положение о реабилитационных центрах.
Государство активно решает проблему, связанную с пробелами в законодательстве в области преступлений связанных с оборотом наркотиков, так, например, ФСКН в марте 2012 было предложено ввести уголовную ответственность за употребление наркотиков. Уголовный кодекс Российской Федерации, возможно, будет дополнен статьей 230.1, которая предусматривает санкцию в виде до двух лет ограничения свободы либо принудительных работ за систематическое употребление наркотических средств. Глава ФСКН Виктор Иванов предложил ограничиться одним годом лишения свободы. Следует подчеркнуть существенный изъян в данной поправке –данная статья будет применяться только в том случае, если факт употребления гражданином наркотиков будет установлен в течение года после того, как он, за этот же поступок уже привлекался к административной ответственности.1Думается, что в многомиллионном Екатеринбурге, конечно, имеются «мегарецидивные» притоны, на которых собирается несущественно меняющаяся в своем составе компания, но таких немного, остальных же проблематично найти второй раз, поэтому следует задуматься о целесообразности введения данной поправки в предложенной редакции. Наиболее эффективно будет привлечение к уголовной ответственности непосредственно при обнаружении факта употребления наркотического средства, применять такую меру наказания как лишение свободы на срок не более 1года(при рецидиве срок заключения увеличивается) либо отправлять при желании лица, привлекаемого к ответственности, в реабилитационные центры. Так, у лиц, сравнительно недавно начавших употреблять наркотические средства и лишенных возможности их употреблять, появится реальный шанс быть полноценным членом общества, отказавшись от употребления наркотических средств.Необходимо внести следующие поправки:
Уголовный кодекс:Ст. 230.1Употребление наркотических веществ и/или одурманивающих веществ.Употребление наркотических средств и/или одурманивающих веществ 1ФСКН подготовила законопроект об уголовной ответственности для наркоманов. Электронный ресурс// режим доступа: http://www.rg.ru/2012/03/28/zakon.html. Дата доступа 21.09.2012
наказывается штрафом в размере до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Ст. 233.1. Продажа лекарственных препаратов, содержащих прекурсоры наркотических средств или одурманивающих веществ без рецепта врача.Продажа лекарственных препаратов, содержащих прекурсоры наркотических средств или одурманивающих веществ без рецепта врача
наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением правазанимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.По мнению автора, независимо от количества сбытых, приобретенных, употребленных веществ, за правонарушения, связанные с оборотом наркотиков следует привлекать исключительно к уголовной ответственности, поскольку санкции предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях неэффективны при решении проблем наркомании. Исключенияправонарушения совершенные лицами, до шестнадцати лет. Их следует наказывать через «кошельки» родителей в соответствии со ст. 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Неоспорим тот факт, что особое внимание следует уделять не только законам в области привлечения ответственности, но и развитию законодательства регулирующего порядок реабилитации лиц употребляющих наркотики, поскольку успешная реабилитация дает человеку, употребляющему наркотики шанс начать новую жизнь и стать полноценным членом общества.Отличной базой для проведения реабилитации лиц, употребляющих наркотические средства, могут быть реабилитационные центры фонда «Город без наркотиков». Данная организация с 1999 года активно борется за здоровье нации путем выявления лиц распространяющих, приобретающих, употребляющих наркотики, проведения с ними профилактических бесед, совместно с органами УМВД привлечения их к ответственности за совершенные правонарушения. Фонд «Город без наркотиков» несколько раз подвергался нападкам со стороны государственных органов: в 2003 году, когда реабилитационный центр фонда штурмовал отряд ОМОН и в 2012 году, когда в ночь на 22 июня фактически был осажен женский реабилитационный центр, что повлекло самовольный уход 50 женщин, находящихся на реабилитации, после чего, на фонд обрушился шквал проверок по факту смерти одной из пациенток. 10 октября вопрос об избиении реабилитантки фонда разрешился, как и следовало ожидать, в пользу фонда: на патологоанатомической конференции в городской больнице г. Березовского был подтвержден факт того, что побоев на теле девушки не было и смерть наступила от менингита.Следует отметить, что деятельность фонда пользуется общественной поддержкой, поэтому необходимо помогать развитию «Города без наркотиков» материально, организационно, а не «душить» его всеми силами. Вклад фонда в решение проблемы наркомании бесценен и равняется тысячам спасенных от наркотиков жизней.Деятельность фонда хорошо организована и ее эффективность доказана. На базе фонда функционируют детский, женский, мужской реабилитационные центры, которые за символическую цену, а иногда и бесплатно оказывают помощь наркоманам, при наличии с ихстороны желания отказаться от наркотиков.2Методы, используемые при реабилитации лиц фондом, на сегодняшний день подвергаются осуждению. Считается не гуманным ограничивать свободу передвижения наркоманов во время «ломки». Следует помнить о том, что наркоманы являются психически больными людьми, при «ломке» они могут причинить существенный вред своему здоровью и здоровью окружающих, поэтому данные «негуманные методы» просто не обходимы для успешной реабилитации. Не осуждает же общество санитаров в психиатрических больницах, следует проводить аналогию и не осуждать сотрудников реабилитационных центров фонда.Е. Ройзман, после штурма женского реабилитационного центра в июне 2012 года, верно подметил, тот факт, что в России отсутствует законодательство, регулирующее деятельность реабилитационных центров для лиц, употребляющих наркотики.3 Действительно, при учете того факта, что в России процент граждан, употребляющих наркотики остается достаточно высоким, необходимо ввести положение о реабилитационных центрахдля лиц, употребляющих наркотики. В данном положении необходимо отобразить следующие моменты: функции реабилитационной организации, основания проведения реабилитации, порядок проведения, условия содержания лиц находящихся на реабилитации, полномочия сотрудников, права и обязанности лиц, находящихся на реабилитации, меры, принимаемые сотрудниками в случае нарушения правил содержания, основания для прекращения реабилитации. Автором было разработано примерное положение о реабилитационном центре для лиц, употребляющих наркотики.
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ ЛИЦ, УПОТРЕБЛЯЮЩИХ НАРКОТИКИ
Ст.1 Основные понятияЛицо, употребляющее наркотики лицо, систематически употребляющее наркотические средства и одурманивающие вещества, находящееся в зависимости от употребления данных веществ.Реабилитационный центр для лиц употребляющих наркотики учреждение, оказывающее медицинскую, психологическую и иную помощь на безвозмездной либо возмездной основе, лицам, употребляющим наркотики, направленную преодоление зависимости от наркотических средств, одурманивающих веществ, а также на восстановление социального статуса лица, его социальную адаптацию.Профилактика употребления наркотических средств и одурманивающих веществ комплекс медицинских, психологических, социальных мероприятий, направленных на предупреждение употребления наркотических средств и/или одурманивающих веществ, а также устранение факторов риска их повторного потребления.Социальная реабилитация это восстановление социального статуса человека, потерявшего его в результате наркотической зависимости. 2Фонд « Город без наркотиков» Основная группа. Электронный ресурс//режим доступа : http://vk.com/fondgbn. Дата доступа 22.10.2012.3Видео «Как громили фонд «Город без наркотиков».Электронный ресурс// режим доступа: http://vk.com/video506639_163061343. Дата доступа. 15.10.2012
Ст.2 Функции реабилитационного центра
1.Профилактика употребления наркотических средств и одурманивающих веществ.2.Осуществление деятельности направленной на преодоление зависимости.3.Социальная реабилитация лиц, находящихся на реабилитации.
Ст.3 Основания для проведения реабилитационной работы.1.Желание лица, употребляющего наркотические средства либо одурманивающие вещества.2.Заявление родителей, законных представителей лица, употребляющего наркотические средства и одурманивающие вещества.3.Постановление суда по ходатайству органов УМВД, медицинских учреждений, общественных организаций, занимающихся проблемами, связанными с наркоманией.
Ст.4.Порядок проведения реабилитации1.Реабилитация проводится в срок, необходимый для психического и физического восстановления лица, употребляющего наркотические средства и одурманивающие вещества.2.Реабилитация проводится только с согласия лица либо по его выбору, если речь идет о таких основаниях постановлении суда (либо наказание за правонарушение, либо прохождение реабилитационной программы).
Ст.5. Условия содержания лиц, находящихся на реабилитации1.Лица, находящиеся на реабилитации должны содержаться в комнатах по 48 человек, в зависимости от размера комнаты. Принудительное переселение из одной комнату в другую возможно только в целях профилактики нарушения режима содержания. Все комнаты должны быть одинаковой комфортности. Обязательно наличие 1 кровати на 1 человека, тумбочек1 на человека, шкафчика1 на человека, письменного стола. 2. Мужчины, женщины и дети содержатся отдельно друг от друга.3. Для лиц, находящихся на реабилитации должнабыть организована комната отдыха, при наличии материальной возможности также центром могут быть приобретены и предоставлены настольные игры. На территории центра также возможно наличие домашних животных, за которыми могут ухаживать лица, находящиеся на реабилитации, а также огородов и приусадебных участков.4. Лицам, находящимся на реабилитации по их желанию возможно предоставление материалов для художественного творчества.5. На территории реабилитационного центра необходимо наличие круглосуточного медицинского пункта.6. Вход и выход на территорию центра закрытый по пропуску либо по разрешению лица, ответственного за проведение реабилитации. Территория круглосуточно охраняется.
Ст.6 Полномочия сотрудников1. Обеспечение режима содержания и безопасности лиц, находящихся на реабилитации, в данных целях они могут осуществлять личный досмотр лиц, осмотр вещей находящихся на реабилитации лиц, применение специальных средств.2. Организация досуга. Возможно проведение конкурсов, дискотек, экскурсий, подвижныхигр, эстафет и прочих спортивных и развлекательных мероприятий.3.Оказание психологических консультаций, психологической помощи.4. Разработка, составление и осуществление индивидуальнореабилитационной программы.5.Контроль соблюдения режима содержания.Возможность осмотра писем и бандеролей на наличие наркотических средств и одурманивающих веществ.6. Оказание помощи лицам, находящимся на реабилитации, в случае возникновения конфликтных ситуаций. Выяснение обстоятельств конфликта и оказание помощи в его разрешении.
Ст.7 Права и обязанности лиц, находящихся на реабилитации.1.Права: 1.1.Свидания с родственниками. Получение бандеролей и писем.1.2. Получение сведений о сроках реабилитации, возможность покинуть центр при желании закончить реабилитацию.1.3. Получение квалифицированной медицинской помощи.1.4. Получение образования.2.Обязанности:2.1. Выполнять действия, необходимые для успешной реабилитации (трудовые обязанности, посещение тренингов и бесед, согласие на ограничение свободына период отмены приема наркотического средства).2.2. Выполнять требования персонала связанные с реабилитацией.2.3. Не употреблять спиртосодержащие напитки, пиво и напитки на его основе, наркотические средства, одурманивающие вещества.2.4. Выполнять работы по благоустройству территории или помещений центра.2.5. Соблюдать чистоту в комнате.2.6. Воздерживаться от конфликтов другими лицами, проходящими реабилитацию. Категорически запрещено применять насилие, как физическое, так и психологическое по отношению к другим лицам, как к сотрудникам, так и к другим лицам, проходящим реабилитацию.
Ст.8. Меры, принимаемые сотрудниками в случае невыполнения обязанностей и нарушения режима содержания.В случае нарушений к лицам, находящимся на реабилитации применяются следующие меры:1)Предупреждениев случае если нарушение произошло впервые либо не представляет угрозу жизни или здоровью других людей.2)Замечание в случае существенного нарушения обязанностей, не повлекшего нарушения прав других лиц.3)Выговор, временная изоляция, лишение права на посещение развлекательных мероприятий, свидания с родственникамив случае если нарушение повлекло за собой ущемление прав других лиц, находящихся на реабилитации.Категорически запрещается применять пытки, помещение в антисанитарные условия содержания, применение иных мер унижающих честь и достоинство лиц, за исключением специальных средств.
Ст. 9. Основания для прекращения реабилитации1.Желание лица покинуть реабилитационный центр.2. Заявление родителей, законных представителей.3.Решение центра о прекращении реабилитации.
Примечания:Данное положение регулирует деятельность как государственных, так и негосударственных реабилитационных центров, а также центров осуществляющих свою деятельность, как на возмездной, так и на безвозмездной основе. Нарушение требований, предусмотренных данных положением может служить основанием для приостановления деятельности центра, либо его ликвидации в случае нарушений
требований предусмотренных ст. 68.
Ссылки на источники
1.Видео «Как громили фонд «Город без наркотиков».Электронный ресурс// режим доступа: http://vk.com/video506639_163061343. Дата доступа. 15.10.20122.Фонд « Город без наркотиков» Основная группа. Электронный ресурс//режим доступа : http://vk.com/fondgbn. Дата доступа 22.10.2012.3.ФСКН подготовила законопроект об уголовной ответственности для наркоманов. Электронный ресурс// режим доступа: http://www.rg.ru/2012/03/28/zakon.html. Датадоступа21.09.2012
Kaigorodova ElenaStudent of the faculty of jurisprudenceUral State Pedagogical University, Ekaterinburgbrookdavis1992@rambler.ru
On the addressing gaps in legislation to address problems addiction on in RussiaIn this paper Ihave proposed amendments to the legislation of the Russian Federation, the introduction of which, in my opinion, will significantly reduce the level of drug use in society and solve the problem of the legal regulation of the rehabilitation of drug users.Offers FDCS,amendments to the Criminal Code, the administrative responsibility of drug users, the provision of rehabilitation centers.