Прогнозирование роста налогового потенциала региона за счет совершенствования налоговых отношений в сельском хозяйстве

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Катаев В. И., Катаев И. В. Прогнозирование роста налогового потенциала региона за счет совершенствования налоговых отношений в сельском хозяйстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53027.htm.
Аннотация. В работе проводится качественный анализ налогооблагаемых ре-сурсов сельского хозяйства, направленный на гармонизацию материальных интересов как сельских налогоплательщиков, так и государства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

КатаевВладимир Ивановичкандидат экономических наук, доценткафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А.Столыпина», г. Ульяновск kataew@list.ruКатаев Иван Владимировичстудент ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательскийуниверситет «Московский энергетический институт», г. Москва

Прогнозирование роста налогового потенциала регионаза счет совершенствования налоговых отношений в сельском хозяйстве

Аннотация.В работе проводится качественный анализ налогооблагаемых ресурсов сельского хозяйства, направленный на гармонизацию материальных интересов как сельских налогоплательщиков, так и государства. Ключевые слова:Налоговый потенциал,налогооблагаемыересурсы, сельские налогоплательщики, системы налогообложения

Проводимые сегодняв России экономические и политические преобразования выявили немалопроблем практического и научного характера. Их обсуждение на самыхразличных уровнях вызвано не столько политической конъюнктурой,сколько необходимостью понимания перспектив проведения социальноэкономических реформ в России и выявления потенциала резервов и ресурсов, которые следует привлечь, чтобы достичь экономического роста,выполнения социальных программ.Потребность регионов в оценке налогового потенциала связана не только с межбюджетным регулированием на территории субъектов федерации, но и с вопросами оценки финансовых ресурсов региона. Этим обусловливается необходимость решения задач по обеспечению государственного регулирования экономики на региональном уровне надежными методами оценки налогового потенциала, так как от качества выполнения этой работы зависит инвестици2

онныйклиматрегиона, восстановление и повышениеделовой и инвестиционной активности предприятий реального сектора экономики,наращивания их налогового потенциала.Данная тематика исследований относится к числу наименее разработанных в отечественной финансовой науке.Тем более сельские налогоплательщики вообще не рассматривается как объекты пополнения территориальных бюджетов в связи с их массовым переходом на специальный режим налогообложения и освобождения от уплаты одного из значимых региональных налогов –налога на имущество организаций. Современная экономическая наука при определении понятия и сущности налогового потенциала региона с целью прогнозирования его динамики на перспективу чётко разграничиваетдва аспекта: 1.Налоговый потенциал вшироком теоретическом смысле это совокупный объёмналогооблагаемых ресурсов территории. Рассмотрение налогового потенциала как категории, опирающейся на объёмналогооблагаемых ресурсов и фактическое поступление налогов в бюджетную систему, на наш взгляд, нецелесообразно, поскольку фактические поступления могут значительно не соответствовать возможностям имеющихся на территории ресурсов приносить налоговые доходы.Так, например, следует отметить, что региональные и местные органы власти Ульяновской области, решая вопросы увеличения доходной части территориальных бюджетов, основной упор в своей работе делают на увеличение налогооблагаемых ресурсов. Благоприятный инвестиционный климат региона формируется за счет предоставления значительных налоговых льгот по уплате фискальных платежей в региональный и местные бюджеты (а точнее полного освобождения от уплаты налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на прибыль организаций, в части нормы уплачиваемой в региональный бюджет, на срок от 10 до 15 лет).С экономической точки зрения –это перспективное направление формирования налогооблагаемых ресурсов Ульяновской областив настоящее время, 3

что вызовет частичноенаполнениебюджетов различного уровняза счет увеличения налогооблагаемой базы по налогу на доходы физических лицв ближайшей перспективе. Однако у этого направления есть и обратная негативная сторона: создаваемый благоприятный инвестиционный климат для отдельных крупных организаций автоматически вызовет утечку оставшихся в регионе высококвалифицированных кадров в связи с более высокой оплатой труда из уже функционирующих организаций, которые несут полную налоговую нагрузку в нынешних экономических условиях региона. Создавая налогооблагаемые ресурсы с налоговой отдачей на перспективу, мы можем потерять современные налоговые ресурсы;

предоставляемые налоговые льготы инвестиционным проектам организаций сопоставимы от 4% до 8% годового объема продаж этих организаций (по данным налогового анализа структуры налоговых платежей уже функционирующих ульяновских организаций). И эти льготы за 10 лет сопоставимы с от 50% до 100 % годовогообъемапродажналогоплательщика–это потери бюджета, которые превращаются в экономические выгоды бизнеса. Уже существующий бизнес региона окажется в более худшем экономическом положении, так как рентабельность продаж у них будет на 48% ниже.А это называется «мягко говоря» формированием нечестной конкуренции со стороны региональных властей, где будет иметь место коррупционная составляющая.

В настоящее время, на наш взгляд, следует руководствовать следующим.2. Налоговый потенциал впрактическом смыслепредставляет собой максимально возможную суммуналоговых поступлений, исчисленных в условиях действующегозаконодательства. Количественный анализ налогооблагаемых ресурсов Ульяновской областисравнительно прост, его главная задача определить виды налогооблагаемыхресурсов согласно налоговых баз по налогами установить потенциальные области возникновенияи финансирования. Качественное обоснование налогооблагаемых ресурсов более сложный процесс и оно связано с определением 4

потенциально максимальной суммой налоговых поступлений,и выявления их влияния на финансовое состояние предприятий. В современных условиях хозяйствования экономическое обоснование материальных интересов как налогоплательщиков, так и государства является самой актуальной проблемой.Осуществление этого процесса требует научного инновационного подхода к данной проблеме, для чего в первую очередь необходимы соответствующие методики.Так, например, мы утверждали, начиная с 2004 года, и утверждаем до сих пор, что сельское хозяйство Ульяновской области несет всебе мощный налоговый потенциал в условиях современного налогового законодательства. В современных непростых экономических условиях сельскохозяйственные организации по данным статистики продолжают демонстрировать уверенную динамику экономического роста. Сельское хозяйство –единственная отрасль в регионе, которая в период финансовогокризиса избежала спада. Конечно, это обусловленов большей степенитем, что на развитие агропромышленного комплекса региона в последние годы направлялись значительные средстваиз областной казныи федерального бюджета.В настоящее время возникла необходимость в разработке новых организационных форм, приемов и методов управленияв аграрной сфере экономикии, в первую очередь, в области налогообложения. С нашей точки зрения именно налоговый фактор должен занять главное место, поскольку оказывает существенное влияние на финансовоэкономические результаты организации. Решение даннойпроблемы имеет важное значение для стабильного развития не только аграрной сферы, но и сельских территорий.

При оценке налогового потенциала акцент,в первую очередь, необходимо делать на увеличение прибыльности деятельности, а не сокращение налоговых платежей. Снижать налоги следует до тех пор, пока это вызывает увеличениечистой прибыли.Данная налоговая стратегия была экономически целесообразна в 90е годы ХХвека, когда в налоговая система включала в себя 58 видов фискальных платежей. В современных условиях налогового законода5

тельства налоговое поле сельских товаропроизводителей составляет от 3до 6 налогов при уплате единого сельскохозяйственного налога и от 4до 7–при применении общей системы налогообложения (при чем по налогу на прибыль организаций и НДС имеются значительные льготы).Именно доходность предопределяет саму сущность налогового потенциала хозяйствующих субъектов. Например, увеличение прибыли может достигаться за счет полного использования налоговых вычетов по НДС,но не получения освобождения от обязанностей плательщика НДС, что приведет к снижению себестоимости и соответственно увеличению финансовых результатов деятельности. Увеличение положительного результата, как источника финансирования, будет создавать благоприятные условия для роста технической оснащенности, совершенствования структуры производства, что в конечном итоге вызоветувеличение объемов производства продукции и размеров налоговых платежей. И этот процесс должен быть бесконечным.Увеличение налогов в абсолютном выражении должно происходитьпри одновременном росте и причем в больших размерах объемов продаж и финансовых результатов деятельности (золотое правило экономики). В таблице 1 нами осуществлена оценка налогооблагаемых ресурсов в одном из ведущих предприятий Ульяновской области ООО ПСК «Красная звезда»для определенияпотенциально максимальной суммыналоговых платежей, уплачиваемых в региональный и местные бюджеты,при переходе на общую систему налогообложенияи выявления влияния увеличения фискальных платежей на финансовое состояние сельского налогоплательщика. И эта оценка осуществлена с применением инновационной методики, созданной на экономическом факультете ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА».Данная методика получила практическое признание еще в 2004 году в Пензенской и Ленинградской областях, на основании которой произведенные расчеты показали и доказали, что Единый сельскохозяйственный налог является Таблица 1 –Оценка налогового потенциала ООО ПСК «Красная Звезда» при применении различных систем налогообложения 6

ПоказателиСумма начисленных платежейПри уплате ЕСХНПрогноз при общей системе налогообложения

2009г.2010 г.2011г.2009 г.2010 г.2011г.НДСХХХ86524434733Налог на прибыльХХХ

162Налог на имуществоХХХ227922792906Земельный налог520825572520825572НДФЛ353541664567353541664567ЕСХН100

ХХХВодный налог418538418538Прочие налоги509346371509346371Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды –всего, тыс. руб.338638436035Х74627160Обязательных платежей всего, тыс. руб.805493651158367311282011043Годовой объем продаж, тыс. руб.846629189498827846629189498827Налоговая нагрузка, коп. на 1 руб. продаж9,510,211,78,014,011,2Чистая прибыль, тыс.руб.939431854532200491136220295Налоговые выгоды (+), потери () от перехода на общую систему налогообложения, тыс. руб.ХХХ10655817715763в т.ч. за счет:

изменения сумм налоговых платежейХХХ13233455540

удешевление себестоимости продукции на сумму НДС, уплаченную поставщикамХХХ757788727604

уменьшения стоимости приобретаемых основных средствХХХ175527607619

финансовой удавкой для сельскохозяйственных производителей, снижающих налоговый потенциал сельских налогоплательщиков и соответственно регио7

нов в целом. В результате произведенных расчетов на уровне областных управлений сельского хозяйства 49% сельскохозяйственных организаций Пензенской области и 76% в Ленинградской области не перешло на уплату ЕСХН. К сожалению, в Ульяновской области практически 100% сельскохозяйственных организаций в 2004 году перешло на уплату ЕСХН, что вызвало снижение эффективности деятельности аграрной сферы и необоснованно уменьшив налоговый потенциал Ульяновской области. Расчеты показывают, что в 2009году при общей системе налогообложения в ООО ПСК «Красная Звезда»начисленная налоговая нагрузка уменьшилась бы с 9,5копеек на 1 рубль выручки до 8копеек.Это, в первую очередь, обуславливалось значительными суммами НДС по приобретенным материальным ценностям и основным средствам, предъявленным к налоговому вычету.Превышение налоговых вычетов над суммой НДС, начисленной к уплате, составляет 865тыс.руб. Следовательно, произошло уменьшение общей суммы обязательных платежей с 8054тыс. руб. до 6731тыс. руб. или на 16,4%.При изменении системы налогообложения в 2009году финансовые результаты деятельности предприятия составили бы 20049тыс. руб., что в 2,1 раза больше, чем фактически полученная прибыль.Однако при изменении системы налогообложения в ООО ПСК «Красная Звезда» возникают обязанности по уплате регионального налога –налога на имущество организаций(в 2009 году –2279 тыс. руб., в 2011 году –2906 тыс. руб.).Данная парадоксальная экономическая ситуация при изменении систем налогообложения со специального режима для сельскохозяйственных товаропроизводителей на общую систему налогообложения объясняется:

уменьшением размера начисляемых налоговых платежей на 1323тыс. руб. И это происходит при количественном увеличении уплачиваемых на предприятии налоговых платежей;8

удешевлением себестоимости продукции на сумму НДС, уплаченную поставщикам на 7577тыс. руб.;

уменьшением стоимости приобретаемых основных средств на 1755тыс. руб.

Выше произведенные расчеты показывают, что «льготный» специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей не оправдывает своего общепризнанного предназначения. В условиях хозяйствующего субъекта:

спрогнозированный размер фискальных обязательных платежей при общей системе значительно меньше, чем при уплате единого сельхозналога, то есть снижается качество налогооблагаемых ресурсов региона;

специальный режим налогообложения для сельских товаропроизводителей негативно влияет на финансовые результаты деятельности, что значительно сужает собственные источники финансирования и возможности развития предприятия, то есть снижает темпы увеличения размераналогооблагаемых ресурсов Ульяновской области.Особое внимание следует обратить на финансовые потери, которые формируются в ООО ПСК «Красная Звезда» при использованииспециального режима налогообложенияи тормозят расширение налогооблагаемых ресурсов.По данным таблицы 2 размер финансовых потерьсоставляет в 2009году 10655тыс. руб., в 2010году –8177 тыс. руб., в 2011году –15763тыс. руб. Для того, чтобы понять значимость этих цифр, сопоставим их с отдельными экономическими показателями деятельности организации.Упущенные финансовые выгоды сопоставимы в 2009году с 12,9% годового объема продаж, в 2011 году –с 16,0%.Применение общей системы налогообложения позволило бы увеличить рентабельность продаж на 12,9 и 16 процентных пункта соответственно.

Таблица2 –Оценка качества управления налоговыми платежами в ООО ПСК «Красная Звезда»9

ПоказателиГоды2009г.2010г.2011г.Финансовые потери от применения ЕСХН–всего, тыс. руб.10655817715763в том числе:

к годовому объему продаж, %12,98,916,0

к размеру государственной поддержки предприятия, %92,528,8130,6

к сумме полученных кредитов, %15,110,550,0

к фонду оплаты труда, %34,930,744,5

к стоимости приобретенных основных средств, %95,645,228,3

Использование общей системы налогообложения позволило бы организации в 2009 году практически в 2 раза увеличить объем приобретаемых основных средств, что вызвало бы увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций. Или же направление финансовых выгод на оплатутруда обусловило рост налогооблагаемой базы по НДФЛ на 44,5% в 2011 году.А это дополнительные налоговые поступления в региональный и местный бюджеты.Таким образом,представленаякартина отражаетнизкий уровень качества управления налоговыми платежами в ООО ПСК «Красная Звезда», а точнее его отсутствие и, следовательно, потерю возможностей решения конкретных проблемных вопросов развития как хозяйствующего субъекта, так и качественно нового с налоговой точки зрения использования налогооблагаемых ресурсов.Учитываяналоговый фактор для целей повышения эффективности производства, сельскохозяйственные организации получают не только стимул для собственного развития, но и, увеличив налоговые поступления в региональные и местные бюджеты за счет налога на имущество организаций, НДФЛ, будут 10

способствовать экономическому росту сельских территорий за счет увеличения доходной части их бюджетов. Аналогичные расчеты подтверждают, что в случае перехода только 30% функционирующих сельскохозяйственных организаций на общую системуналогообложения, поступления в территориальныебюджетыувеличатся на 250300 млн. руб., что вызовет рост доходной их части на 1%.Инновационным моментом качественного определения размера налогооблагаемых ресурсов в ООО ПСК «Красная Звезда» является то, что в данном случае достигается паритет функций налогообложения: фискальной и регулирующей, то есть достигается соблюдение материальных интересов как налогоплательщиков, так и государства.Все это говорит означительныхнеиспользуемых на предприятияхи в регионе резервов повышения эффективности аграрного производстваи роста налогового потенциала:

на предприятии –не ведется экономическая работа по обоснованию эффективности применяемой системы налогообложения. Руководителиориентируются,прежде всего,на количество уплаченных налогов, а не на экономические выгоды, полученные в результате использования того или иного режима;

в регионе –основное направление работы направлено на количественное увеличение налогооблагаемых ресурсов (экстенсивный путь развития региона), качественная оценка налогового потенциалавообще не проводится (в виду отсутствия финансирования экономической науки в регионе).

На величину налогового потенциала территории оказывают влияние множество факторов как объективных, так и субъективных. Кпервым относятся действующее налоговое законодательство, уровеньразвития экономики региона, его отраслевая структура, уровень и динамикадействующих цен, объём и структура экспорта и импорта и т.д. К субъективным –в первую очередь уровень квалификации руководителей и специалистов региональных и местных органов власти, от которых зависит состояние налоговой политикирегио11

на, количество предоставляемых налоговых льгот, отсрочек, качество образовательного процесса по повышению квалификациируководителей и специалистов сельскохозяйственных организаций, финансирование экономической науки в регионе и многое другое. По мере становления законодательства и улучшения адаптации к нему плательщиков налогов определяющую роль в формировании налогового потенциаларегионаиграют субъективныефакторы. Важным этапом оценки формирования налогового потенциала региона является определение и оценка влияния налогов на ресурсную базу в аграрной сфере экономики. За анализируемый период с 2006 года по 2011 год врасчете на1 гасельскохозяйственных угодий суммы начисленных и уплаченных налоговых обязательств возросли в 4 раза и 4,4 раза соответственно. В 2011 году на 1 га с.х. угодий в регионе приходится 1135 руб. начисленных налогов, включая страховые платежи во внебюджетные фонды.В Ульяновской области на 01.01.2012года не участвует в производственном обороте 130,8 тыс. га. Это свидетельствует о значительных суммах налоговых доходов–148,5 млн. руб., не поступающих в бюджеты различных уровней.

В расчете на 1 среднегодового работника сумма начисленных налогов и отчислений на 1 работника увеличилась в 6раз и составилав 2011 году81,8тыс. руб. Данный факт подтверждает высокую эффективность повышения занятости на селе в виде увеличения налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды. Полученные выше результаты исследования имеют важное практическое назначение, направленное на повышение финансовой(прежде всего налоговой)грамотности как руководителей и специалистов организаций, так и региональных и местных органов власти.