Технологии, дистанционные практики обучения, методологические принципы организации довузовской подготовки
Выпуск:
ART 53026
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гапонюк
П.
Н.,
Карпова
Н.
К.,
Мареев
В.
И. Технологии, дистанционные практики обучения, методологические принципы организации довузовской подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
121–125. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53026.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены методологические характеристики
довузовской подготовки, использующей средства информационно-коммуникационных технологий. Определена структурная модель центра довузовской
подготовки, включая дистанционное обучение. Сформулированы дидактические принципы проектирования технологий профессионально-ориентированной довузовской подготовки, позволившие определить педагогическую технологию как теоретическую модель перестройки педагогического процесса с целью достижения оптимальных результатов обучения.
Ключевые слова:
довузовская подготовка, дистанционные практики обучения, технологические модели довузовской подготовки, дидактические принципы проектирования технологий профессионально-ориентированной довузовской подготовки
Текст статьи
1
Гапонюк Петр НикитовичКандидат экономических наук, начальник Управления по обеспечению кадровой, правовой и международной деятельности, Российская академия образования, Москва
gaponjuk_petr@mail.ru
Карпова Наталия КонстантиновнаДоктор педагогических наук, профессор, Южный федеральный университет, РостовнаДонуkarpova_nk@mail.ru
Мареев Владимир ИвановичДоктор педагогических наук, советник ректората, Южный федеральный университет, РостовнаДонуmareev@pi.sfedu.ru
Технологии, дистанционные практики обучения, методологические принципы организациидовузовской подготовки
Аннотация.В статье рассмотрены методологические характеристики довузовской подготовки, использующей средства информационнокоммуникационных технологий. Определена структурная модель центра довузовской подготовки, включая дистанционное обучение. Сформулированы дидактические принципы проектирования технологий профессиональноориентированной довузовской подготовки, позволившие определить педагогическую технологию как теоретическую модель перестройки педагогического процесса с целью достижения оптимальных результатов обучения.
Ключевые слова:довузовская подготовка, дистанционные практики обучения, технологические модели довузовской подготовки, дидактические принципы проектирования технологий профессиональноориентированной довузовской подготовки.
Становление и начальное развитие обучающей технологии как педагогической категории в нашей стране связано с трудами таких ученых, как В.П. Беспалько[1], Б.С. Гершунский[2], Г.Р. Громов[3], М.В. Кларин[4], В.М. Монахов[5], Н.Н. Суртаева[6], Н.Ф. Талызина[7]и др. Ведется разработка педагогических технологий профессионального образования (С.Я. Батышев[8], А.П. Беляева[9], B.C. Збаровский[10], И.С. Якиманская [11] и др.).Определение понятия «технология обучения» впервые дала Н.Ф. Талызина, которая выделила три основных аспекта в содержании данного понятия: совокупность знаний, необходимых учителю для конструктивного решения задач учебновоспитательного процесса; сам процесс обучения; техническое его оснащение. В.М. Монахов называет следующие пять компонентов процедурного характера, которые составляют содержание технологической карты: целеполагание; диагностика; самостоятельная деятельность обучаемых; логическая структура учебного процесса; коррекция учебнопознавательной деятельности учащихся [12].Н.Е. Кузнецова делает акцент на процессуальную и инструментальнуюстороны обучения и определяет технологию обучения как совокупность знаний и процедур создания новых управляемых систем предметного обучения и организация их целенаправленной, поэтапной и операциональной реализации с помощью 2
современных средств, методови техники, обеспечивающих достижение запланированных результатов [13].Таким образом, технология обучения является отраслью общей и предметной дидактики.На наш взгляд, технологией обучения следует называть совокупность знаний и процедур, обеспечивающихсоздание систем предметного обучения и организацию их целенаправленной и поэтапной операциональной реализации с помощью современных методов и компьютерных технологий. Ее цель достичь запланированных результатов при интенсификации и рационализации этого процесса. Технология обучения функционирует с опорой на теоретические модели инновационного обучения и общие принципы педагогической технологии, она синтезирует и конкретизирует новые методические идеи и подходы, внедряет эффективные организационные наработки.Цель в учебновоспитательном процессе является системообразующим фактором, именно она оказывает ориентирующее влияние на содержание, формы и методы, определяет программы и пути достижения желаемого результата. Вот почему цель чаще всего служит основанием для выбора технологии обучения.Иерархия целей профессиональноориентированной довузовской подготовки включает:1 уровень –цели не превосходят уровня усвоения;2 уровень –цели ориентированы на уровень усвоения основных алгоритмов деятельности;3 уровень –цели ориентированы на осуществление поисковой, эвристической, творческой деятельности.Проектируемые и реализуемые технологии обучения должны учитывать цели образования, содержание будущей профессиональной деятельности и квалификационные требования к профессионально важным качествам специалистов.Реализация первого уровня целей востребует комплекс технологий помощи и поддержки, обеспечивающих опережающую адаптацию учащихся к обучению в вузе. Второму уровню целеполагания соответствует блок развивающих технологий, решающих задачи овладения учащимися алгоритмизированных процедур учебной деятельности. Третий уровень целеполагания актуализирует технологии опережающего обучения, ориентированные на проектирование идеального пространства деятельности, предваряющее переход к реальным действиям.При проектировании технологий профессиональноориентированной довузовской подготовки необходимо учитывать следующие дидактические принципы[14]:профессиональнотворческая направленность обучения, обусловленная требованиями, предъявляемыми к будущим специалистам в условиях жестких механизмов рыночной экономики. К ним можно отнести: высокий уровень умений реализовать свои интеллектуальные возможности, использовать весь свой творческий потенциал для проявления инициативы и предприимчивости; необходимость непрерывного повышения уровня научнотехнических знаний. В рамках профессиональной деятельности научное и техническое творчество становится эффективным средством сформированности конкурентоспособности и самоутверждения будущего специалиста;ориентированность обучения на личность. Согласно этому принципу технологии обучения должны быть ориентированы на развитие личности; основаны на выявлении особенностей учащихся как субъектов образовательного процесса; признании субъективного опыта как самоценности; построения педагогических воздействий и взаимодействий с максимальной опорой на этот опыт, постоянного 3
согласования в ходе обучения двух видов опыта –общественного и индивидуального; раскрытие индивидуального своеобразия получения знаний через анализ способов учебной работы;ориентированность обучения на рефлексию осуществляемой деятельности, в которой присутствуют овладение технологическими процедурами интеллектуального труда, опыт преодоления трудностей и познавательных барьеров, обозначая перспективы роста, способствуя самоутверждению, актуализируя социокультурный потенциал учащихся;ориентация обучения на инновации. В рамках инновационного обучения создаются условия развития личности, осуществляется ее право на индивидуальный творческий вклад, на личностную инициативу, право на свободу саморазвития. Позиция продуктивной личности в отличие от позиции личности потребительской формируется только в атмосфере свободы, в приобщении к культуре интеллекта, в отношениях сотрудничестваи взаимопомощи равных.В контексте сформулированных принципов, педагогическая технология может быть рассмотрена как общая теоретическая модель, определяющая тактику перестройки педагогического процесса с целью достижения оптимальных результатов обучения.Довузовская подготовка в современном вузе может быть реализована на основе использования следующих технологических моделей:●корпоративного обучения, предполагающего совмещение обучения в школе с обучением в специализированных многопрофильных и двухгодичных школах (СДШ), профориентационноподготовительных центрах (ППЦ), дистанционной профильной школе –структурных подразделениях вуза;●углубленной подготовки в конкретной предметной области, предполагающей очной и заочное обучение учащихся старших классов в специализированных школах (лицеях), работающих в вузе;●опережающей профессиональной подготовки, предполагающей интеграцию программ среднего полного, среднего и, в перспективе, высшего образования.Данные технологии определяют структурную модель центра довузовской подготовки, представленную учебными блоками профильной подготовки, углубленной специализированной подготовки, профессиональноориентированной подготовки, а также лабораториями креативной педагогики, дистанционного обучения и проектных технологий (рис. 1).В рамках лаборатории на основе сотрудничества педагоги и учащиеся осуществляют проектирование технологий развития творческих способностей личности и адаптации к реальным жизненным и профессиональным ситуациям через конкретные целенаправленные действия. В блоках профильной, углубленной, специализированной и профессиональноориентированной подготовки осуществляется реализация вариативных моделей технологий довузовской подготовки.Таким образом, моделируется самоорганизующаяся среда довузовского обучения, включающая взаимообусловленные компоненты проектирования и практики реализации на уровне интерактивной интеграции сфер научного и прикладного знания.Следует отметить, что довузовская подготовка актуализирует использование ресурса информационнокоммуникативных технологий обучения, решая задачи воспитания информационной культуры, в том числе в контексте дистанционных практик обучения.
4
Рис.1. Центр довузовской подготовки.
Учебновоспитательный процесс в любой форме обучениястроится в соответствии с логикой познавательной деятельности и научной организацией деятельности учителя и учащихся. Процесс познания начинается с ознакомления с новой проблемой, новой познавательной задачей. Ученик может это делать самостоятельно, либо с помощью преподавателя. Для этого этапа познания в зависимости от выбранного способа ознакомления с новым материалом используются разные методы и средства обучения. В первом случае учащимся можно предоставить для размышления противоречивые или неизвестныеим ранее ситуации, отражающие то или иное явление, предмет познания с разных сторон, и указать на источники информации, где они могут самостоятельно (индивидуально или в малых группах сотрудничества) найти материал, знакомящий их с данной проблемой. Если при этом предусматривается в дальнейшем использование метода проектов, то совместная деятельность учащихся организуется далее по типу "мозговой атаки", цель которой выдвижение гипотез решения проблемы.Во втором случае учащимся дистанционной практики обучения предлагается готовый материал в виде лекции, базового текста. Однако, как установлено, слушать преподавателя в классе легче, чем читать текст с экрана. Психологи выявили определенную закономерность: внимание учащихся среднего и старшего возраста ослабевает через 1012 минут объяснения учителя. В условиях дистанционного обучения объем предлагаемого материала не должен превышать 23 экранов для учащихся 811 классов и более старшего контингента. При этом средства Уровень разработки технологии обучения
Уровень реализации технологических моделей обучения
5
наглядности целесообразно использовать для иллюстрации основных мыслей текста, а не для украшения экрана.После ознакомления с новым материалом в соответствии с логикой познания необходимо удостовериться в том, что материал воспринят адекватно. Необходимо формирование ориентировочной основы действий. В курсе дистанционного обучения или в электронном учебнике для этого предусматриваются вопросы для самопроверки. Цель таких упражнений проверить, насколько правильно учащиеся поняли материал лекции, базового текста, информационных материалов, изучаемых самостоятельно. Это индивидуальная работа, которая позволяет сосредоточить внимание учащегося на ключевых мыслях, основных идеях изучаемой проблемы, позволяет проверить себя, правильно ли они поняли, осмыслили новый материал. Собственные размышления, анализ, факты, аргументы, подтверждающие избранную позицию, контраргументы, доказывающие ошибочность позиции оппонентов можно занести на свою вебстраничку («Портфель ученика»).Следующий шаг в познании формирование соответствующих навыков и умений, включая интеллектуальные умения (умения работы с информацией). На данном этапе требуется не индивидуальная, а групповая работа, работа в сотрудничестве, которая позволяет совместными усилиями преодолевать возникающие трудности, помогать друг другу, обмениваться мыслями, рассуждать, опираясь на полученные знания, факты. В дистанционном обучении эта работа выполняется либо в режиме форума, чата, либо по электронной почте, желательно также в режиме online. Задание дается на группу одно, роли распределяются самими учащимися. Выполненное совместно задание отправляется тьютору и оценивается им одинаково для всей группы. Следует отметить, что мотивация учебной деятельности в дистанционном обучении значительно выше, поскольку к дистанционной форме человек обращается вполне осознанно, желая получить знания.Очень важный шаг в познавательной деятельности, в формировании критического мышления применение полученных знаний для решения конкретной проблемы, желательно проблемы, достаточно значимой для человека и отражающей реалии окружающего мира. Это может быть проектная деятельность, а может быть просто проблемная, поисковая, исследовательская, не заканчивающаяся созданием конкретного продукта, как в методе проектов. В любом случае для формирования критического и творческого мышления желательны самостоятельные рассуждения учащихся, а не просто воспроизведение готовых знаний. Поэтому, какой бы путь не был выбран, важно так построить задания, чтобы в процессе познавательной деятельности, учащиеся могли обмениваться своими мыслями через форум или с помощью доски объявлений, телеконференции (offline), разумеется, не забывая предварительно их продумывать на своей вебстраничке. Здесь же предусматривается защита проектов, если они были запланированы с демонстрацией выполненного продукта. Компьютерные технологии позволяют создать электронные средства учебного назначения, принципиально отличающиеся от печатных учебных изданий. Появление интерактивных педагогических программных средств, обеспечивающих диалоговый режим взаимодействия между обучаемыми и компьютерной программой, придали компьютеру обучающую функцию. В литературе они называются поразному: «компьютерные обучающие программы», «образовательные электронные издания», «электронные учебные издания», «компьютерный (электронный) учебник» и т.д.Они позволяют обеспечивать информационное сопровождение учебного процесса по той или иной дисциплине и включать компоненты различного 6
назначения теоретический материал, тренажеры, справочники, контролирующие программы и пр.Мультимедиа курс многие специалисты так называют электронный учебник в сочетании с лабораторными тренажерами, тестирующими модулями, справочной системой, печатными изданиями, методическими материалами, аудиои видеоприложениями.Комплект мультимедиа курса включает также печатные издания (книги, методические рекомендации для обучаемых по изучению дисциплины и выполнению практических заданий, руководство для пользователей и др.), аудиои видеоматериалы. Многообразие форм представления учебной информации способствует повышению интереса кобучению и позволяет выбрать наиболее удобную форму представления материала. Одни обучаемые предпочитают печатные тексты, другие легче усваивают видеоинформацию, для третьих важен звук, а для четвертых —мышечная активность.Комплексность воздействий, оказываемых разными способами отображения учебных материалов, при использовании различных каналов восприятия информации способствует повышению эффективности обучения.Проблемами содержания и структуры мультимедийной продукции занимаются многие специалисты, зачастую рассматривая ее как составляющую учебнометодических комплексов, а также в контексте дистанционного образования. Создание компьютерных программ требует от разработчиков не только больших временных затрат и глубоких знаний в предметной области, но и специальных знаний в области информационных технологий, мультимедиа средств, дизайнерского и исполнительского мастерства. При создании обучающих мультимедиа программ необходимо учитывать собственно педагогические аспекты, психологию познавательныхпроцессов, возрастную психологию, эргономические требования и пр.Обычно в разработке приложения участвует не один человек, а целый коллектив специалистов: педагогический дизайнер; автор курса; психолог; программист; видеои звукооператор; специалисты в области эргономики и дизайна; редактор.Мультимедиа представляются средством повышения эффективности обучения (например, за счет усиления мотивации), возможно, отчасти благодаря тому, что они сильнее вовлекают учащегося в процесс обучения. Однако обучаемые могут рассматривать мультимедиа лишь как средство ускорения учебного процесса и уменьшения «информационной нагрузки», т.е. как средство поверхностного обучения.Методологические характеристики довузовской подготовки, использующей средства информационнокоммуникационных технологий, соотносимы со следующими принципами:Принцип стереоскопичности, предполагающий представление учебной информации с учетом полисенсорного восприятия. При конструировании учебного процесса следует учитывать перспективную профессиональную направленность учащихся; при конструировании учебной дисциплины нужно решать теоретические, практические, творческие задачи, раскрывая логические связи между подразделами преподаваемой дисциплины и учитывая практическую направленность любого знания (задачный подход). При конструировании учебной информации необходимо учитывать различия учащихся в восприятии и переработке ими учебной информации: ведущие каналы восприятия (зрительный, слуховой, кинестический), когнитивные стили, функциональную асимметрию полушарий головного мозга.Удовлетворить интересы студентов с разными типами мышления можно при модульной подаче учебной информации (то есть на основе структурнологических 7
схем (СЛС)), сопровождаемой электронной мультимедийной версией. Только в этом случае обеспечивается эффективность познавательной деятельности студентов за счет полисенсорного восприятия ими учебной информации. В этом случае конструирование учебной информации на основе СЛС и полисенсорный дедуктивный принцип подачи информации обеспечивает особенности индивидуальной познавательной деятельности, базируется на комбинаторных составляющих интеллектуальных способностей студентов.Иллюстративнографическое представление фрагментов знаний с использованием звука, движения, цвета позволяет задействовать все резервы мыслительной деятельности человека Принцип стереоскопичности обеспечивается соблюдением следующих правил:
вопервых, наглядное представление информации должно помимо текстовой информации, организованной специальным образом, сопровождаться графическими иллюстрациями, звуковым и голосовым сопровождением (по желанию обучаемого);
вовторых, осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок (объяснение причин ошибочных действий студента и предъявление на экране соответствующих комментариев и образцов решения);
втретьих, применение программных средств с разным методическим назначением: тренажеры, информационнопоисковые и информационносправочные подсистемы, моделирующие и имитационные, демонстрационные (визуальнослуховые), учебноигровые.Принцип вариативности.Вариативность является принципиальным требованием любой современной системы обучения. В зависимости от уровня образования (бакалавр специалист магистр), от степени подготовленности и уровня обученности реализация вариативности предполагает различное содержание, определяющее уровень вариативности. Выделяют следующие возможные уровни реализации вариативности:методов и форм организации познавательной деятельности; содержания и структуры изучаемого учебного материала; структуры организации познавательной деятельности; структуры целей и основных задач учебных дисциплин.Принцип вариативности реализуется в следующих правилах:
вопервых, для индивидуализации обучения необходимо проводить тщательную входную диагностику знаний, чтобы по ее результатам можно было построить горизонтальные модули;
вовторых, для индивидуализации обучения необходимо провести анализ "потребности" в обучении со стороны учащегося, чтобы обеспечить индивидуальную техникуучения;
втретьих, необходимо обеспечить индивидуальный контроль и самоконтроль после достижения цели обучения.Принцип вариативности построения ЭУМК состоит в том, что комплекс создан из отдельных подпрограмм, они могут быть легко заменены, переструктурированы, дополнены. Это позволяет получить мобильную, динамичную, открытую для изменений и дополнений обучающую систему. Причем в этой системе можно легко изменять как базу знаний (содержание учебной дисциплины), и осуществлять выбор необходимых средств для достижения целей, и усвоения содержания.Следует подчеркнуть, что принцип вариативности при построении УЭМК позволяет обеспечить качественную реализацию другого частного принципа.Принцип паритетности обучениятребует соблюдения следующих правил:
следует обеспечивать не только возможность самостоятельного усвоения знаний учащимися до определенного уровня, но и вооружить его необходимой стратегией усвоения учебного материала;8
в процессе обучения преподаватель делегирует целый ряд своих функций информационную, визуализацию, проведение эксперимента, контроля модульной программе, что позволяет ему осуществить оптимально функции консультанта и научного руководителя, формируя культуру учебной деятельности и информационную культуру (за счет интегрированной пользовательской среды).
Ссылки на источники:1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.2.Гершунский Б.С. Философия образования для ХХ1 века. М.: Совершенство, 1998. 608 с.3.Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.: ИнфоАрт, 1993. 331 с.4.Кларин М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Советская педагогика. 1984. № 4. С. 117122.5.Монахов, В.М. Технологии проектирования учебного процесса//Школьные технологии. 2000. № 3. С. 5065.6.Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии с современном образовательном пространстве. Омск: БОУДПО «ИРООО», 2009. 180 с.7.Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее в педагогическом процессе // Современная высшая школа. 1977. № 1. С. 2135.8.Батышев С.Я. Блочномодульное обучение. М.: Транссервис, 1997. 225 с.9.Беляева А.П. Профессиональнопедагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях. СПб., 1995. 238 с.10.Збаровский В.С. Технология профессионального обучения. СПб., 1993. 128 с.11.Якиманская И.С. Разработка технологии личностноориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 3142.12.Кузнецова Н.Е. Педагогические технологии в предметном обучении: лекции. Спб.: Образование, 1995. 50 с.13.Монахов В.М. Технологическая картапаспорт проектируемого учебного процесса. Новокузнецк: Издво НИПК, 1996. 68 с.14.Гапонюк П.Н., Карпова Н.К., Мареев В.И. Теория и практика проектирования непрерывного опережающего образования. Saarbrücken: LAPLAMBERTAcademic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. 147с.
9
GaponyukPeterN.CandidateofEconomicSciences(PhDequivalent), HeadofHuman Resources and International Relations Department, Russian Academy of Education, Moscowgaponjuk_petr@mail.ru
Karpova Natalia K.Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Southern Federal University, RostovonDonkarpova_nk@mail.ru
Mareev Vladimir I.Doctor of Pedagogical Sciences, Adviser of Rector, Southern Federal University, RostovonDonmareev@pi.sfedu.ru
Technologies, practice of distant teaching, methodological principles of preuniversity preparation
Abstract.The article touches upon methodological premises of preuniversity preparation by means of informationcommunication technologies. The authors give an outline of structural model of preuniversity preparation center, including distant learning and teaching. The article describes didactic principles for creating technologies of professionally focused preuniversity preparations enabling to define pedagogical technology as a theoretical model of pedagogical process reorganization aimed at achievement of best results in teaching.
Key words:preuniversity preparation, distant teaching practice, technological models of preuniversity preparation, didactic principles for creatingtechnologies of professionally focused preuniversity preparation.
Гапонюк Петр НикитовичКандидат экономических наук, начальник Управления по обеспечению кадровой, правовой и международной деятельности, Российская академия образования, Москва
gaponjuk_petr@mail.ru
Карпова Наталия КонстантиновнаДоктор педагогических наук, профессор, Южный федеральный университет, РостовнаДонуkarpova_nk@mail.ru
Мареев Владимир ИвановичДоктор педагогических наук, советник ректората, Южный федеральный университет, РостовнаДонуmareev@pi.sfedu.ru
Технологии, дистанционные практики обучения, методологические принципы организациидовузовской подготовки
Аннотация.В статье рассмотрены методологические характеристики довузовской подготовки, использующей средства информационнокоммуникационных технологий. Определена структурная модель центра довузовской подготовки, включая дистанционное обучение. Сформулированы дидактические принципы проектирования технологий профессиональноориентированной довузовской подготовки, позволившие определить педагогическую технологию как теоретическую модель перестройки педагогического процесса с целью достижения оптимальных результатов обучения.
Ключевые слова:довузовская подготовка, дистанционные практики обучения, технологические модели довузовской подготовки, дидактические принципы проектирования технологий профессиональноориентированной довузовской подготовки.
Становление и начальное развитие обучающей технологии как педагогической категории в нашей стране связано с трудами таких ученых, как В.П. Беспалько[1], Б.С. Гершунский[2], Г.Р. Громов[3], М.В. Кларин[4], В.М. Монахов[5], Н.Н. Суртаева[6], Н.Ф. Талызина[7]и др. Ведется разработка педагогических технологий профессионального образования (С.Я. Батышев[8], А.П. Беляева[9], B.C. Збаровский[10], И.С. Якиманская [11] и др.).Определение понятия «технология обучения» впервые дала Н.Ф. Талызина, которая выделила три основных аспекта в содержании данного понятия: совокупность знаний, необходимых учителю для конструктивного решения задач учебновоспитательного процесса; сам процесс обучения; техническое его оснащение. В.М. Монахов называет следующие пять компонентов процедурного характера, которые составляют содержание технологической карты: целеполагание; диагностика; самостоятельная деятельность обучаемых; логическая структура учебного процесса; коррекция учебнопознавательной деятельности учащихся [12].Н.Е. Кузнецова делает акцент на процессуальную и инструментальнуюстороны обучения и определяет технологию обучения как совокупность знаний и процедур создания новых управляемых систем предметного обучения и организация их целенаправленной, поэтапной и операциональной реализации с помощью 2
современных средств, методови техники, обеспечивающих достижение запланированных результатов [13].Таким образом, технология обучения является отраслью общей и предметной дидактики.На наш взгляд, технологией обучения следует называть совокупность знаний и процедур, обеспечивающихсоздание систем предметного обучения и организацию их целенаправленной и поэтапной операциональной реализации с помощью современных методов и компьютерных технологий. Ее цель достичь запланированных результатов при интенсификации и рационализации этого процесса. Технология обучения функционирует с опорой на теоретические модели инновационного обучения и общие принципы педагогической технологии, она синтезирует и конкретизирует новые методические идеи и подходы, внедряет эффективные организационные наработки.Цель в учебновоспитательном процессе является системообразующим фактором, именно она оказывает ориентирующее влияние на содержание, формы и методы, определяет программы и пути достижения желаемого результата. Вот почему цель чаще всего служит основанием для выбора технологии обучения.Иерархия целей профессиональноориентированной довузовской подготовки включает:1 уровень –цели не превосходят уровня усвоения;2 уровень –цели ориентированы на уровень усвоения основных алгоритмов деятельности;3 уровень –цели ориентированы на осуществление поисковой, эвристической, творческой деятельности.Проектируемые и реализуемые технологии обучения должны учитывать цели образования, содержание будущей профессиональной деятельности и квалификационные требования к профессионально важным качествам специалистов.Реализация первого уровня целей востребует комплекс технологий помощи и поддержки, обеспечивающих опережающую адаптацию учащихся к обучению в вузе. Второму уровню целеполагания соответствует блок развивающих технологий, решающих задачи овладения учащимися алгоритмизированных процедур учебной деятельности. Третий уровень целеполагания актуализирует технологии опережающего обучения, ориентированные на проектирование идеального пространства деятельности, предваряющее переход к реальным действиям.При проектировании технологий профессиональноориентированной довузовской подготовки необходимо учитывать следующие дидактические принципы[14]:профессиональнотворческая направленность обучения, обусловленная требованиями, предъявляемыми к будущим специалистам в условиях жестких механизмов рыночной экономики. К ним можно отнести: высокий уровень умений реализовать свои интеллектуальные возможности, использовать весь свой творческий потенциал для проявления инициативы и предприимчивости; необходимость непрерывного повышения уровня научнотехнических знаний. В рамках профессиональной деятельности научное и техническое творчество становится эффективным средством сформированности конкурентоспособности и самоутверждения будущего специалиста;ориентированность обучения на личность. Согласно этому принципу технологии обучения должны быть ориентированы на развитие личности; основаны на выявлении особенностей учащихся как субъектов образовательного процесса; признании субъективного опыта как самоценности; построения педагогических воздействий и взаимодействий с максимальной опорой на этот опыт, постоянного 3
согласования в ходе обучения двух видов опыта –общественного и индивидуального; раскрытие индивидуального своеобразия получения знаний через анализ способов учебной работы;ориентированность обучения на рефлексию осуществляемой деятельности, в которой присутствуют овладение технологическими процедурами интеллектуального труда, опыт преодоления трудностей и познавательных барьеров, обозначая перспективы роста, способствуя самоутверждению, актуализируя социокультурный потенциал учащихся;ориентация обучения на инновации. В рамках инновационного обучения создаются условия развития личности, осуществляется ее право на индивидуальный творческий вклад, на личностную инициативу, право на свободу саморазвития. Позиция продуктивной личности в отличие от позиции личности потребительской формируется только в атмосфере свободы, в приобщении к культуре интеллекта, в отношениях сотрудничестваи взаимопомощи равных.В контексте сформулированных принципов, педагогическая технология может быть рассмотрена как общая теоретическая модель, определяющая тактику перестройки педагогического процесса с целью достижения оптимальных результатов обучения.Довузовская подготовка в современном вузе может быть реализована на основе использования следующих технологических моделей:●корпоративного обучения, предполагающего совмещение обучения в школе с обучением в специализированных многопрофильных и двухгодичных школах (СДШ), профориентационноподготовительных центрах (ППЦ), дистанционной профильной школе –структурных подразделениях вуза;●углубленной подготовки в конкретной предметной области, предполагающей очной и заочное обучение учащихся старших классов в специализированных школах (лицеях), работающих в вузе;●опережающей профессиональной подготовки, предполагающей интеграцию программ среднего полного, среднего и, в перспективе, высшего образования.Данные технологии определяют структурную модель центра довузовской подготовки, представленную учебными блоками профильной подготовки, углубленной специализированной подготовки, профессиональноориентированной подготовки, а также лабораториями креативной педагогики, дистанционного обучения и проектных технологий (рис. 1).В рамках лаборатории на основе сотрудничества педагоги и учащиеся осуществляют проектирование технологий развития творческих способностей личности и адаптации к реальным жизненным и профессиональным ситуациям через конкретные целенаправленные действия. В блоках профильной, углубленной, специализированной и профессиональноориентированной подготовки осуществляется реализация вариативных моделей технологий довузовской подготовки.Таким образом, моделируется самоорганизующаяся среда довузовского обучения, включающая взаимообусловленные компоненты проектирования и практики реализации на уровне интерактивной интеграции сфер научного и прикладного знания.Следует отметить, что довузовская подготовка актуализирует использование ресурса информационнокоммуникативных технологий обучения, решая задачи воспитания информационной культуры, в том числе в контексте дистанционных практик обучения.
4
Рис.1. Центр довузовской подготовки.
Учебновоспитательный процесс в любой форме обучениястроится в соответствии с логикой познавательной деятельности и научной организацией деятельности учителя и учащихся. Процесс познания начинается с ознакомления с новой проблемой, новой познавательной задачей. Ученик может это делать самостоятельно, либо с помощью преподавателя. Для этого этапа познания в зависимости от выбранного способа ознакомления с новым материалом используются разные методы и средства обучения. В первом случае учащимся можно предоставить для размышления противоречивые или неизвестныеим ранее ситуации, отражающие то или иное явление, предмет познания с разных сторон, и указать на источники информации, где они могут самостоятельно (индивидуально или в малых группах сотрудничества) найти материал, знакомящий их с данной проблемой. Если при этом предусматривается в дальнейшем использование метода проектов, то совместная деятельность учащихся организуется далее по типу "мозговой атаки", цель которой выдвижение гипотез решения проблемы.Во втором случае учащимся дистанционной практики обучения предлагается готовый материал в виде лекции, базового текста. Однако, как установлено, слушать преподавателя в классе легче, чем читать текст с экрана. Психологи выявили определенную закономерность: внимание учащихся среднего и старшего возраста ослабевает через 1012 минут объяснения учителя. В условиях дистанционного обучения объем предлагаемого материала не должен превышать 23 экранов для учащихся 811 классов и более старшего контингента. При этом средства Уровень разработки технологии обучения
Уровень реализации технологических моделей обучения
5
наглядности целесообразно использовать для иллюстрации основных мыслей текста, а не для украшения экрана.После ознакомления с новым материалом в соответствии с логикой познания необходимо удостовериться в том, что материал воспринят адекватно. Необходимо формирование ориентировочной основы действий. В курсе дистанционного обучения или в электронном учебнике для этого предусматриваются вопросы для самопроверки. Цель таких упражнений проверить, насколько правильно учащиеся поняли материал лекции, базового текста, информационных материалов, изучаемых самостоятельно. Это индивидуальная работа, которая позволяет сосредоточить внимание учащегося на ключевых мыслях, основных идеях изучаемой проблемы, позволяет проверить себя, правильно ли они поняли, осмыслили новый материал. Собственные размышления, анализ, факты, аргументы, подтверждающие избранную позицию, контраргументы, доказывающие ошибочность позиции оппонентов можно занести на свою вебстраничку («Портфель ученика»).Следующий шаг в познании формирование соответствующих навыков и умений, включая интеллектуальные умения (умения работы с информацией). На данном этапе требуется не индивидуальная, а групповая работа, работа в сотрудничестве, которая позволяет совместными усилиями преодолевать возникающие трудности, помогать друг другу, обмениваться мыслями, рассуждать, опираясь на полученные знания, факты. В дистанционном обучении эта работа выполняется либо в режиме форума, чата, либо по электронной почте, желательно также в режиме online. Задание дается на группу одно, роли распределяются самими учащимися. Выполненное совместно задание отправляется тьютору и оценивается им одинаково для всей группы. Следует отметить, что мотивация учебной деятельности в дистанционном обучении значительно выше, поскольку к дистанционной форме человек обращается вполне осознанно, желая получить знания.Очень важный шаг в познавательной деятельности, в формировании критического мышления применение полученных знаний для решения конкретной проблемы, желательно проблемы, достаточно значимой для человека и отражающей реалии окружающего мира. Это может быть проектная деятельность, а может быть просто проблемная, поисковая, исследовательская, не заканчивающаяся созданием конкретного продукта, как в методе проектов. В любом случае для формирования критического и творческого мышления желательны самостоятельные рассуждения учащихся, а не просто воспроизведение готовых знаний. Поэтому, какой бы путь не был выбран, важно так построить задания, чтобы в процессе познавательной деятельности, учащиеся могли обмениваться своими мыслями через форум или с помощью доски объявлений, телеконференции (offline), разумеется, не забывая предварительно их продумывать на своей вебстраничке. Здесь же предусматривается защита проектов, если они были запланированы с демонстрацией выполненного продукта. Компьютерные технологии позволяют создать электронные средства учебного назначения, принципиально отличающиеся от печатных учебных изданий. Появление интерактивных педагогических программных средств, обеспечивающих диалоговый режим взаимодействия между обучаемыми и компьютерной программой, придали компьютеру обучающую функцию. В литературе они называются поразному: «компьютерные обучающие программы», «образовательные электронные издания», «электронные учебные издания», «компьютерный (электронный) учебник» и т.д.Они позволяют обеспечивать информационное сопровождение учебного процесса по той или иной дисциплине и включать компоненты различного 6
назначения теоретический материал, тренажеры, справочники, контролирующие программы и пр.Мультимедиа курс многие специалисты так называют электронный учебник в сочетании с лабораторными тренажерами, тестирующими модулями, справочной системой, печатными изданиями, методическими материалами, аудиои видеоприложениями.Комплект мультимедиа курса включает также печатные издания (книги, методические рекомендации для обучаемых по изучению дисциплины и выполнению практических заданий, руководство для пользователей и др.), аудиои видеоматериалы. Многообразие форм представления учебной информации способствует повышению интереса кобучению и позволяет выбрать наиболее удобную форму представления материала. Одни обучаемые предпочитают печатные тексты, другие легче усваивают видеоинформацию, для третьих важен звук, а для четвертых —мышечная активность.Комплексность воздействий, оказываемых разными способами отображения учебных материалов, при использовании различных каналов восприятия информации способствует повышению эффективности обучения.Проблемами содержания и структуры мультимедийной продукции занимаются многие специалисты, зачастую рассматривая ее как составляющую учебнометодических комплексов, а также в контексте дистанционного образования. Создание компьютерных программ требует от разработчиков не только больших временных затрат и глубоких знаний в предметной области, но и специальных знаний в области информационных технологий, мультимедиа средств, дизайнерского и исполнительского мастерства. При создании обучающих мультимедиа программ необходимо учитывать собственно педагогические аспекты, психологию познавательныхпроцессов, возрастную психологию, эргономические требования и пр.Обычно в разработке приложения участвует не один человек, а целый коллектив специалистов: педагогический дизайнер; автор курса; психолог; программист; видеои звукооператор; специалисты в области эргономики и дизайна; редактор.Мультимедиа представляются средством повышения эффективности обучения (например, за счет усиления мотивации), возможно, отчасти благодаря тому, что они сильнее вовлекают учащегося в процесс обучения. Однако обучаемые могут рассматривать мультимедиа лишь как средство ускорения учебного процесса и уменьшения «информационной нагрузки», т.е. как средство поверхностного обучения.Методологические характеристики довузовской подготовки, использующей средства информационнокоммуникационных технологий, соотносимы со следующими принципами:Принцип стереоскопичности, предполагающий представление учебной информации с учетом полисенсорного восприятия. При конструировании учебного процесса следует учитывать перспективную профессиональную направленность учащихся; при конструировании учебной дисциплины нужно решать теоретические, практические, творческие задачи, раскрывая логические связи между подразделами преподаваемой дисциплины и учитывая практическую направленность любого знания (задачный подход). При конструировании учебной информации необходимо учитывать различия учащихся в восприятии и переработке ими учебной информации: ведущие каналы восприятия (зрительный, слуховой, кинестический), когнитивные стили, функциональную асимметрию полушарий головного мозга.Удовлетворить интересы студентов с разными типами мышления можно при модульной подаче учебной информации (то есть на основе структурнологических 7
схем (СЛС)), сопровождаемой электронной мультимедийной версией. Только в этом случае обеспечивается эффективность познавательной деятельности студентов за счет полисенсорного восприятия ими учебной информации. В этом случае конструирование учебной информации на основе СЛС и полисенсорный дедуктивный принцип подачи информации обеспечивает особенности индивидуальной познавательной деятельности, базируется на комбинаторных составляющих интеллектуальных способностей студентов.Иллюстративнографическое представление фрагментов знаний с использованием звука, движения, цвета позволяет задействовать все резервы мыслительной деятельности человека Принцип стереоскопичности обеспечивается соблюдением следующих правил:
вопервых, наглядное представление информации должно помимо текстовой информации, организованной специальным образом, сопровождаться графическими иллюстрациями, звуковым и голосовым сопровождением (по желанию обучаемого);
вовторых, осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок (объяснение причин ошибочных действий студента и предъявление на экране соответствующих комментариев и образцов решения);
втретьих, применение программных средств с разным методическим назначением: тренажеры, информационнопоисковые и информационносправочные подсистемы, моделирующие и имитационные, демонстрационные (визуальнослуховые), учебноигровые.Принцип вариативности.Вариативность является принципиальным требованием любой современной системы обучения. В зависимости от уровня образования (бакалавр специалист магистр), от степени подготовленности и уровня обученности реализация вариативности предполагает различное содержание, определяющее уровень вариативности. Выделяют следующие возможные уровни реализации вариативности:методов и форм организации познавательной деятельности; содержания и структуры изучаемого учебного материала; структуры организации познавательной деятельности; структуры целей и основных задач учебных дисциплин.Принцип вариативности реализуется в следующих правилах:
вопервых, для индивидуализации обучения необходимо проводить тщательную входную диагностику знаний, чтобы по ее результатам можно было построить горизонтальные модули;
вовторых, для индивидуализации обучения необходимо провести анализ "потребности" в обучении со стороны учащегося, чтобы обеспечить индивидуальную техникуучения;
втретьих, необходимо обеспечить индивидуальный контроль и самоконтроль после достижения цели обучения.Принцип вариативности построения ЭУМК состоит в том, что комплекс создан из отдельных подпрограмм, они могут быть легко заменены, переструктурированы, дополнены. Это позволяет получить мобильную, динамичную, открытую для изменений и дополнений обучающую систему. Причем в этой системе можно легко изменять как базу знаний (содержание учебной дисциплины), и осуществлять выбор необходимых средств для достижения целей, и усвоения содержания.Следует подчеркнуть, что принцип вариативности при построении УЭМК позволяет обеспечить качественную реализацию другого частного принципа.Принцип паритетности обучениятребует соблюдения следующих правил:
следует обеспечивать не только возможность самостоятельного усвоения знаний учащимися до определенного уровня, но и вооружить его необходимой стратегией усвоения учебного материала;8
в процессе обучения преподаватель делегирует целый ряд своих функций информационную, визуализацию, проведение эксперимента, контроля модульной программе, что позволяет ему осуществить оптимально функции консультанта и научного руководителя, формируя культуру учебной деятельности и информационную культуру (за счет интегрированной пользовательской среды).
Ссылки на источники:1.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.2.Гершунский Б.С. Философия образования для ХХ1 века. М.: Совершенство, 1998. 608 с.3.Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. М.: ИнфоАрт, 1993. 331 с.4.Кларин М.В. Развитие «педагогической технологии» и проблемы теории обучения // Советская педагогика. 1984. № 4. С. 117122.5.Монахов, В.М. Технологии проектирования учебного процесса//Школьные технологии. 2000. № 3. С. 5065.6.Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии с современном образовательном пространстве. Омск: БОУДПО «ИРООО», 2009. 180 с.7.Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее в педагогическом процессе // Современная высшая школа. 1977. № 1. С. 2135.8.Батышев С.Я. Блочномодульное обучение. М.: Транссервис, 1997. 225 с.9.Беляева А.П. Профессиональнопедагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях. СПб., 1995. 238 с.10.Збаровский В.С. Технология профессионального обучения. СПб., 1993. 128 с.11.Якиманская И.С. Разработка технологии личностноориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 3142.12.Кузнецова Н.Е. Педагогические технологии в предметном обучении: лекции. Спб.: Образование, 1995. 50 с.13.Монахов В.М. Технологическая картапаспорт проектируемого учебного процесса. Новокузнецк: Издво НИПК, 1996. 68 с.14.Гапонюк П.Н., Карпова Н.К., Мареев В.И. Теория и практика проектирования непрерывного опережающего образования. Saarbrücken: LAPLAMBERTAcademic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. 147с.
9
GaponyukPeterN.CandidateofEconomicSciences(PhDequivalent), HeadofHuman Resources and International Relations Department, Russian Academy of Education, Moscowgaponjuk_petr@mail.ru
Karpova Natalia K.Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Southern Federal University, RostovonDonkarpova_nk@mail.ru
Mareev Vladimir I.Doctor of Pedagogical Sciences, Adviser of Rector, Southern Federal University, RostovonDonmareev@pi.sfedu.ru
Technologies, practice of distant teaching, methodological principles of preuniversity preparation
Abstract.The article touches upon methodological premises of preuniversity preparation by means of informationcommunication technologies. The authors give an outline of structural model of preuniversity preparation center, including distant learning and teaching. The article describes didactic principles for creating technologies of professionally focused preuniversity preparations enabling to define pedagogical technology as a theoretical model of pedagogical process reorganization aimed at achievement of best results in teaching.
Key words:preuniversity preparation, distant teaching practice, technological models of preuniversity preparation, didactic principles for creatingtechnologies of professionally focused preuniversity preparation.