Интенсификация совокупного спроса на инновационные товары и услуги: роль рынка и государственного регулирования.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Михалёва Е. П., Нехамкин А. Н. Интенсификация совокупного спроса на инновационные товары и услуги: роль рынка и государственного регулирования. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 211–215. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53044.htm.
Аннотация. Как повысить спрос на инновационные товары со стороны домашних хозяйств? Оптимальная инновационная политика должна строиться с учетом развития теории К.Маркса, путем выделения двух новых подразделений : 1) производство традиционных и 2) инновационных товаров и услуг, а также теории Дж.М.Кейнса путем обоснования «предельной склонности к потреблению инновационных товаров и услуг». Это дает возможность выявить и реализовать меры государственного регулирования по увеличению совокупного спроса на инновационные товары и услуги со стороны домохозяйств.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1Интенсификация совокупного спроса на инновационные товары и услуги: роль рынка и государственного регулирования.Нехамкин А.Н., 1 МихалёваЕ.П. 2 1ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (филиал в г. Брянске)», Брянск, Россия (241007, ул. Дуки, 61), доктор экономических наук, профессор2ФГОБУ ВПО «Брянский государственный университет им. акад. И.Г.Петровского», Брянск, Россия (241007, ул. Бежицкая, 14), кандидат экономических наук, доцент, mihaleva_e@bk.ruКак повысить спрос на инновационные товары со стороны домашних хозяйств? Оптимальная инновационная политика должна строиться с учетом развития теории К.Маркса, путем выделения двух новых подразделений: 1) производствотрадиционных и 2) инновационных товаров и услуг, а также теории Дж.М.Кейнса путем обоснования«предельной склонности к потреблению инновационных товаров и услуг». Это дает возможность выявить и реализовать меры государственного регулирования по увеличению совокупногоспроса на инновационные товары и услуги со стороны домохозяйств. Ключевые слова: совокупный инновационный спрос сектора домохозяйств, предельная склонность к инновационному потреблению.

Проблема формирования эффективного инновационного рынка –одна из важнейших макроэкономических проблем современности. Она касается как развитых,так и развивающихся стран. Особое место в её решении принадлежит Дж.М.Кейнсу. Он исследовалобщую проблемураспределения дохода на потребление и накопление. Однако сейчасособую важность приобретаетболее конкретная задача:распределенияструктуры дохода, идущего конкретно на потребление.

Для ее решения используем методологию К.Маркса. Он, при анализе простого и расширенного воспроизводства, выделял два подразделения:1) производство средств производства и2) производство предметов потребления. Мы предлагаем

2дополнительно установить деление совокупного продуктана новые подразделения: 1)производство традиционных и 2) производство инновационных товаров, услуг.Исходя изэтого, возникает возможность делить спроссубъектов домохозяйств на приобретение:1) традиционных,2) инновационных товаров и услуг. Формировать еготаким образом, чтобы стимулировать приобретениепреимущественно инновационных товаров. При этом главная проблема состоит в том, чтобы увеличить спрос не только состоятельной частинаселения,а всехегодоходных групп, в том числемалоимущих.



Сумма, которую тратят субъекты домохозяйств на потребление, по мнению Дж.М.Кейнса зависит: «1) частично от величины дохода, 2) частично от других сопутствующих объективных обстоятельств и 3) частично от субъективных потребностей и психологических склонностей и привычек отдельных членов общества.[5, с.148]Следовательно, для увеличения общего спроса сектора домашниххозяйств, необходимопрежде всего решатьзадачу ростаих доходовпосредством подъема минимальной и средней заработной платы, увеличения социальных расходов и выплат, увеличения размера имущества, трансфертных платежей, пенсий, пособий. Но ожидать, что при этом будет иметь место преимущественное увеличение спроса на инновационные товарынельзя. Скорее всего, произойдет пропорциональное увеличение спроса на всеприобретаемые товары и услуги. Этоположение следует из того,что Дж. М. Кейнсне делил совокупный общественный продукт на традиционные и инновационные товары и услуги, следовательно, не мог выделять различные темпыспроса на них.Действительнов условиях развивающегося инновационного рынка, по мере роста доходаувеличивается спрос на обе части совокупногопродукта, однакоспрос на инновационные и традиционные товары и услуги развивается, в разных пропорциях,в соответствии с методологией Дж.М.Кейнса. На инновационные товары и услугион растет быстрее, чем на традиционные. Чем выше доход, тем больше потребители предпочитают покупать более качественные, обладающие лучшими потребительскими свойствами инновационные товары и услуги. Это происходит в соответствии с законом возвышения потребностейи иерархией потребностей Маслоу. На наш взгляд,в дополнениик данным полномо 3чиям,следует выделить «закономерностьпреимущественногоувеличения спроса на качественные товары и услуги». Она –фундаментальная составляющая внашем анализе.Из неё следует вывод о объективномростедоли спроса на инновационные товары и услуги. По мере увеличения доходов домохозяйств спрос на данную группу товаров будет объективно расти в более высокой пропорции, чем на традиционные.

Этот теоретический вывод находит выражение в категориях:

mpc’«предельная склонностьк потреблению традиционных товаров», т.е. коэффициент, показывающий, насколькоизменяется величина реального спроса на нихпри изменении текущего дохода на единицу.

mрcinn–«предельная склонностьк потреблению инновационных товаров и услуг», т.е. коэффициент, показывающий, насколько изменяется объемреального спроса наних при росте текущего дохода на единицу.



Ускоренный рост mрcinnобусловлен,вопервых, действием рыночного механизма конкуренции, который приводит к снижениюиздержек, цен, повышению качестваинновационных товаров и услуг. Это содействует увеличениюспроса на инновационные товары и услугипрежде всего со стороны средних и малоимущих слоев населения. Вовторых, ускорение роста mрcinnопределяется уровнем развития государственного регулирования.Тенденцияк росту mрcinnопределяемая рыночным механизмом должна бытьускорена путем сознательного влияния на субъективные потребности, психологические склонности, привычки, стимулы. Задача государстваориентировать потребителей –субъектовдомохозяйствна всё большее приобретение товаров и услуг инновационного спроса. Каждая новая прибавка доходав рамкахсектора домохозяйств должна обеспечиватьмаксимальный прирост той его доли, которая идет на приобретение инновационных товаров и услуг.Важнейшее направление реализации этой тенденции для средних и малоимущих слоев –разработка и осуществление целенаправленной политики сокращения затрат на производство инновационной продукции, ивследствие этого,уменьшение цены на нее.Для этого мы предлагаем составить и утвердить«государственный реестринновационных предприятий». Дляних следует установить скидки на: НДС,

4налог на прибыль и социальный налог. Общая суммаихснижениядолжна устанавливаться не выше 50% отчистого дохода. Это,в соответствии с кривой Лаффера, не уменьшит поступления в бюджет, будет способствовать сокращению затрат и ценна инновационные товары, преимущественному увеличениюспроса на нихи как следствие сокращению спроса на традиционные товары и услуги. Стимулирование роста предельной склонности к потреблению инновационных товаров и услуг,в том числе со стороны средних и малоимущихслоевдолжно формироваться так же , и на уровне сферы обращения, путем увеличенияобщего количества дешевых и более качественных инновационных товаров и услуг. Этоможет быть достигнутопутем снижения налогов на прибыль отреализацииинновационных товаров и услуг, установления гарантированных государством скидок и уменьшения ценна них. Особо следует поощрять торговые учреждения, у которых 2/3 и болееассортиментасоставляют инновационные товары. Они должны быть занесены в «базу данных инновационных торговых предприятий». Последним следует предоставлять ряддополнительныхльготза счет местных бюджетов:снижениеарендной платы, предоставление дотаций на ремонт помещений, скидки на рекламу.

В долгосрочном периоде предельная склонность к потреблению инновационных товаров и услуг будет стремиться к единице. Однако дляускорения этого процессанеобходим ряд дополнительных мер. Важноезначениеприобретает развитие социальной рекламы,направленной на увеличение продажинновационных товаров и услуг. Она должнараскрыватьлучшие потребительские свойствановых товаров, показыватьпреимущества, которыми будут обладать их покупатели по сравнению стеми, кто приобретаеттрадиционныетовары и услуги.Привлечение социальной рекламы,в совокупности с обычной коммерческойбудет способствовать снижениюиздержек и цен на инновационную продукцию и росту спроса на неесо стороны всех слоев населения.Важную роль в повышении спроса на инновационные товары и услуги может сыграть и политика их импортозамещения.Для этогоследует создать «реестр предприятий, выпускающих и готовящих к выпуску отечественныеимпортозаме 5щающие инновационные потребительские товары». Внём следует выделитьстепень готовности импортозамещающих товаров;установить к какому сроку, при какой помощи со стороны государства и региональных структур данный товар или услуга, могутпоступить на отечественный рынок. Попавшие в этот реестр предприятия должны получать льготные кредиты для ускорения выпуска новых товаров, скидки на оплату транспортных услуг и т.д. Наиболееинтенсивная поддержка должнапредоставляться предприятиям, продуктовые инновации которых находятся на высшей стадии готовности. Это будет способствоватьстимулированию спроса на отечественные инновационные товарыи услуги.Итак, выделение двух подразделений общественного производства: 1) традиционных и 2) инновационных товаров и услуг, предельнойсклонностикихпотреблению, обоснование повышенияроли государственного регулирования посредством ряда предложенных мер будут способствовать увеличениюмассового спроса на инновационную группу товаров и услуг со сторонывсех слоёв населения иглавным образом средних и малоимущих.

Список литературы:1.Алфёров Ж.И. Наука и общество / Ж.И. Алфёров; Физикотехнический инт им. А.Ф. Иоффе СПб.: Наука, 2006. 383с.2.Дж.М.Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег» перевод с анг. проф. Н.Н.Любимова под ред. проф. Л.П.Куракова, М.: «Гелиос АРВ», 1999г., 348с.3.Маркс К. «Капитал» М., Политиздат 1969, с.4454484.

А.Г. Маслоу «Мотивация и личность» /Перевод. с англ. Татлыбаевой А. М. —СПб.: Евразия, 1999, с.375