Образование в свете экономических проблем города Юрги

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Момот М. В. Образование в свете экономических проблем города Юрги // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 216–220. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53045.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблеме образования в свете рыночной экономики. Автор рассматривают образование города Юрги, связывают его развитие и востребованность будущих специалистов с экономическими процессами, в частности с мотивационными составляющими.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
МомотМихаил Викторович кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и автоматизированных систем управления Юргинского технологического института (филиала) Национального исследовательского Томского политехнического университета ЮТИ ТПУ г. Юрга.

email: momotmvu@ya.ru.

Образование в свете экономических проблем города Юрги

Аннотация. Статья посвящена проблеме образования в свете рыночной экономики. Автор рассматривают образование города Юрги, связывают его развитие и востребованность будущих специалистов с экономическими процессами, в частности с мотивационными составляющими.Ключевые слова: образование, Юрга, структура экономики, стратегия развития, типы мотивации.

Юрга (Кемеровская область) –небольшой сибирский город с населением порядка 80 тысяч человек. Согласно исторически достоверным источникам, город начали строить во времена Великой отечественной войны в связи с возведением крупного оборонного предприятия «Юргинский машиностроительный завод» (ЮМЗ) [1]. В 80е годы 20 века, со слов В.Н.Есаулова, в те годы директора ЮМЗ, на предприятии трудилось 18,700 человек (при населении города 80 тысяч). Это стало возможно изза привлечения рабочей силы, проживающей не только в городе, но и в близлежащих районах –Юргинском и Яшкинском.Машиностроительная направленность предприятия повлияла и на образовательную составляющую города. В 50е и до 80х годов прошлого века 80 % выпускников школ шло работать на ЮМЗ. Они, соответственно, должны были иметь техническое образование, а рост наукоемкого производства требовал высшей квалификации, что привело руководство ЮМЗ к решению заключить договор с Томским политехническим институтом об открытии в 1957 году консультационного пункта, а затем и филиала [2]. С 1958 года подразделение ТПИ полностью удовлетворяло потребностям машиностроительного производства ЮМЗ в высококвалифицированных кадрах по специальностям «Технология машиностроения», «Технология сварочного производства», остальные специалисты обучались за пределами г. Юрги.Распад СССР, окончание холодной войны привели к изменению статуса градообразующего предприятия. Прекратились военные заказы, а инфляция 90х годов добила промышленное производство, имеющее длительный производственный цикл. В настоящее время мы имеем в лице ЮМЗ низкорентабельное предприятие с искусственно поддерживаемыми жизненными функциями (сейчас на ЮМЗ трудится около 6 тыс. человек). Молодежь идет работать на ЮМЗ с неохотой, предпочитая либо уезжать в более успешные города, либо устраиваться на работу вахтовым методом в нефтедобывающие компании, некоторые находят себя в малом бизнесе.Непропорционально, но обосновано (отсутствие развитой инфраструктуры) разрослась в Юрге сфера различных услуг, например, на конец 2012 года в городе работают подразделения (только стоит вдуматься в эту цифру!) 8 банков: «АльфаБанк», «Канский банк», «МДМ банк», «Россельхозбанк», «Сбербанк», «Совкомбанк», «Уралсиб», «ВТБ 24» и 14 кредитных потребительских союзов: «Finca», «Единство», «Взаимный кредит», «Глобус», «Доверие», «Квазар», «Кредо», «Маяк», «СибФинанс», «Юргинский Машиностроитель», «Юргинский», «(В) Щит», «ООО «Алмакредит», «КПКГ «Сатурн». Огромное (более 20) количество агентств недвижимости, среди которых –«Континент», «Городок», «Гарант», «Фортуна», «Арбат», «Белый город», «Вавилон», «Монолит», «Империя+», «Квартирный вопрос», «Вариант», «Приоритет». Официально зарегистрировано 19 служб такси, 19 официальных автомастерских. Более 30 кафе и ресторанов, из них наиболее крупные –«Блюз», «Крокуспицца», «Алькор», «Старый город», «Марсель». Более 40 парикмахерских и 8 предприятий ритуальных услуг, как в романе Ильфа и Петрова: «...жители, казалось, рождались, чтобы постричься, освежить голову вежеталем и умереть...».Но, несмотря на отрицательные тенденции в экономике, промышленность Юрги развивается. В настоящее время на территории города функционируют 7 крупных предприятий, имеющих статус заводов: «Гормолзавод», «Юргинские абразивы», «Юргинский машиностроительный завод», «Механический завод», «Завод ДОРТ», «Деревообрабатывающий завод», «завод ТехноНиколь». Два производства характеризуют себя как фабрики: «Сибирская фабрика Комусупаковка», мебельная фабрика «Манэ». 25 компаний характеризуют себя как производственные, самые известные из не указанных ранее: судостроительное предприятие «Томь», «ЮСИЛ», «Юргинская мебельная компания», «Юкомм».Не стоит забывать и о возросшей роли Юргинского общевойскового полигона, который за последние 15 лет стал крупным работодателем для города и района. Юргинцы поступают на службу в Российскую армию по контракту и работают на обслуживании инфраструктуры.Таким образом, мы получаем город с типичной структурой экономики, который, строго говоря, нельзя отнести к городам с однопрофильной (чаще встречается выражение «монопрофильная») инфраструктурой, так как городское производство не ограничивается одним предприятием, а тем более производством определенного тип.Живя в 21 веке, нельзя не осознавать предполагаемых тенденций, и если мыслить государственно и стремиться к сохранению Города, стоит обратить внимание на образование как среднее, так и высшее. Образование обязано максимально удовлетворять потребности экономики и более того работать на опережение, готовить специалистов, которые будут востребованы к своему выпуску, а возможно, в какойто степени, и диктовать эти потребности (из опыта известно, что молодые специалисты после получения образования пытаются трудоустроиться по специальности, и если они, как специалисты, не востребованы, покидают город либо перепрофилируются. Это видно на примере парикмахеров: рост количества парикмахерских салонов привёл к снижению спроса на данную специальность). Рынок также влияет на структуру образования, как бы мы этому ни противились. Влияние рынка на образование можно рассмотреть на примере ЮМЗ, руководство которого постоянно публично требует себе специалистов технических профилей и обвиняет структуры ССО и ВПО в некачественной подготовке кадров, но при этом не представляет трудоустроенным достойной оплаты труда, творческой работы, возможности самоутверждения, что приводитк снижению спроса на технические специальности и понижает мотивацию уже обучающихся, а, как известно, мотивация –залог качественного образования. Нет мотива –нет и результата. Мелкие же предприятия слабо влияют на мотивацию по получению качественного образования в Городе, хотя предлагают неплохие условия для выпускников. Примером положительной мотивации в этом отношении можно считать действия нефтедобывающих компаний, которые требуют себе специалистов сварочного профиля, что в свое время повышает престиж данной специальности и высоко мотивирует на высокий конечный результат обучающихся.Рынок диктует потребности, но образование реагирует на него с опозданием, на 3–5 лет, и нужно учитывать тенденции для ориентирования выпускников. Значит, управление городской системой образования –первостепенная задача, решая которую можно уменьшать риск неблагоприятного развития городской экономики. И решать ее должны не директора школ, которые нередко занимают популистскую позицию и пытаются любыми способами позиционировать свои школы как лучшие, а, как минимум, совет при главе города, состоящий из представителей науки, власти, производства. Данный совет должен: выработать стратегию развития экономики Города;определить приоритетные образовательные направления;разработать стратегию развития среднего образования;разработать стратегию развития высшего образования;решить проблему мотивации как школьников, так и студентов ССО и ВПО;согласовать выбранные стратегии и последовательно их придерживаться.Это даст нам шанс нарезультат. Но самое важное решить проблему мотивации на знания, ибо образовательные структуры дают знания, а ученикустуденту еще нужно эти знания взять. Естественно, что если мы будем учить технологамашиностроителя, а он будет видеть, что при обучении по специальности его ждет нищенское существование, то мотивирован он будет слабо и стремление к знаниям у него будут поверхностным (пример ЮМЗ).Рассмотрим типы мотивации, которые на практике используются в образовании: 1)«на примере (материальная в будущем)» –студент видит, как его старшие товарищи работают и развиваются, материально независимы и востребованы, это его мотивирует на обучение; 2)«учебная мотивация (материальная и нематериальная)» – студент мотивируется учебным заведением либо иными организациями (фондами) по результатам учебы и исследовательской деятельности, стремясь к наградам, студент получает качественное образование; 3)«идейная мотивация (моральное стимулирование –нематериальная)» –студенту интересно заниматься, получать знания, умения, навыки, работать и развиваться творчески, нередко это приводит к тому, что обучающийся получает знания не только посредством занятий, но и из всех доступных ему источников. Эти три вида мотивации позволяют готовить специалистов, всецело отвечающих поставленным требованиям. Но процесс мотивации нужно создать и отработать.Рассмотрим мотивацию по первому типу. Она наиболее часто становится решающей при выборе будущей профессии. Как Город может повлиять на нее? Раз крупные предприятия в процессе положительной мотивации участвуют не все, то, возможно, стоит мотивировать студентов на организацию самостоятельного дела. А это подразумевает наличие у технических специалистов не только знаний по профилю, но знаний в области управления и экономики. Эта связка технических знаний с пониманием экономических процессов делает образование полноценным, и от данного работника даже на крупном производстве будет больше пользы, т.к. он мыслит масштабно и можно говорить об его идейной подкованности. О важности малого предпринимательства писалось нами не раз [3, 4] и считаем, что именно малое производственное предпринимательство может послужить мотивацией сегодняшних студентов и школьников.Мотивация по второму типу хорошо распространена и используется. Сюда можно отнести мотивацию материальную (это получение различных стипендий и премий обучающимся) и нематериальную –награды. С точки зрения управления данный тип мотивации довольно легко создается и изменяется, с наименьшими организационными и финансовыми затратами.Мотивация по третьему типу редко встречается, иногда она возникает на фоне мотивации по 1 и 2 типу. Создать творца всегда сложно. Здесь работу надо начинать еще с детства, создавать творческие технические кружки и группы, поддерживать и развивать в детях технический потенциал, а это сопряжено с рядом финансовых затрат, на которые нужно будет пойти. Здесь важно правильно распределить эти затраты, и отсутствие средств у администрации Города не должно быть оправданием закрытия технических кружков и секций, эти расходы охотно будут нести предпринимателипроизводственники, так как им будет виден результат, и результат будет работать на них. Но нужно все правильно организовать.Вопросы, поднятые в данной статье, это еще не решение проблемы, но это попытка увидеть и обосновать их, возможно, найти единомышленников и повод для обсуждения и выработки концепций.

Ссылки на источники1.Дорофеева Н.Н. История города Юрги /Юрга/ [Электронный ресурс]. –2009. –Режим доступа: http://www.yurga.su/articles/city/istoriya_goroda_yurga/. Загл. с экрана.2.История /Юргинский технологический институт/ [Электронный ресурс]. – 2012. –Режим доступа: http://uti.tpu.ru/base/history.php. Загл. с экрана.3.Момот М.В., Нестерук Д.Н. Поддержка и развитие малого промышленного производства в моногородах Кузбасса на примере г. Юрги (статья)/Горное машиностроение: Труды VII Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием. Отдельный выпуск Горного информационноаналитического бюллетеня (научнотехнического журнала) Mining Information and Analytical Bulletin (scientific and technical journal). –2010. –№ОВ3 –М.: издательство «Горная книга». –С.253262.4.Момот М.В. Малое предпринимательство –развитие и поддержка на примере Кемеровской области/Российское предпринимательство. № 1 (2), 2010. С.179183.

Mikhail Viktorovich MomotCandidate of Technical Sciences, assistant professor, head of the department of economy and automated control systems of Yurginsky institute of technology (branch) of the YuTI TPU National research Tomsk polytechnical university Yurga.

Education in the light of economic problems of the city of YurgaAbstract. Article is devoted to an education problem in the light of market economy. Author consider formation of the city of Yurga, connect its development and ademand of future experts with economic processes, in particular with motivational components.