Сквернословие, как форма вербальной агрессии в условиях военной службы по призыву: эмоциональный аспект
Выпуск:
ART 53050
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Невенчанный
С.
В. Сквернословие, как форма вербальной агрессии в условиях военной службы по призыву: эмоциональный аспект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
241–245. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53050.htm.
Аннотация. В статье проведен анализ психологических особенностей формирования эмоционального фона в условиях военной службы по призыву в настоящее время. Выдвинута и проанализирована гипотеза о том, что основным
фактором, влияющим на трудности в профилактике агрессивного поведения военнослужащих по призыву, является сквернословие.
Ключевые слова:
агрессивное поведение, самопознание, сквернословие, эмоциональная депривация, копинг-стратегии, военнослужащие по призыву
Текст статьи
Невенчанный Сергей Владимировичкандидат психологических наук, офицер по социальной работе и профилактике правонарушений войсковой части 03770 (Минобороны РФ), Московская область, Ступинский район, в/г Мещерино1email: 3_rota@list.ru
Сквернословие, какформа вербальной агрессии в условиях военной службы по призыву: эмоциональный аспект
В статье проведен анализ психологических особенностей формирования эмоционального фона в условиях военной службы по призыву в настоящее время. Выдвинута и проанализирована гипотеза о том, что основным фактором, влияющим на трудности в профилактике агрессивного поведения военнослужащих по призыву, является сквернословие.
Ключевые слова:Агрессивное поведение, самопознание, сквернословие, эмоциональная депривация, копингстратегии, военнослужащие по призыву.
Армия –один из самых консервативных институтов нашего общества, поэтому любые реформы, проводимые в ней, обречены на болезненное протекание. В ходе последней реформы Вооруженных Cил России были заложены новые принципы военной службы по призыву. Гуманистические установки, все более укрепляющиеся в нашем обществе, не могут не отражаться на процессах, протекающих в Вооруженных Силах. Поэтому процесс гуманизации в отношении военнослужащих по призыву представляется закономерным. Однако современная войсковая практика показывает, что большинство офицеров встречают резкой критикой все нововведения, связанные с «облегчением»военной службы по призыву. Часто такое мнение возникает изза противоречий между декларируемым последние годы намерением властей перевода Армии полностью на контрактную основу и реальным положением дел. Очевидно, что смешанная система комплектования (и по контракту, и по призыву) Вооруженных сил РФ в ближайшие десятилетия останется самой актуальной и востребованной. Одновременно с этим, не смотря на уменьшение сроков военной службы по призыву, по прежнему актуальной остается проблема неуставных взаимоотношений в солдатской среде. В условиях прохождения программы боевой подготовки в сроки сжатые до одногогода, неуставные взаимоотношения представляют еще большую опасность. А солдат, оказавшийся в условиях более интенсивной боевой подготовки, страдающий от неуставных взаимоотношений и не чувствующий защиту от офицерского состава, с высокой степенью вероятности будет демонстрировать девиантное поведение.В исследованиях Отечественных психологов подчеркивается, что в основе любого вида отклоняющегося поведения лежит агрессивный мотив [1]. Таким образом, проблема психологопедагогической профилактики агрессивного поведения военнослужащих по призыву, одна из наиболее актуальных в этом направлении. Очевидно, что без ориентации военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на самопознание через понимание себя и другого человека в этом мире не удастсяприйти к взаимопониманию, исключающему безразличие к человеку и побуждающему солдата принять человека как своего друга. Это обусловливает необходимость поиска психологической наукой способов и средств, обеспечивающих становление самопознания молодых людейпризывного возраста. Современная жизнь ставит перед молодыми людьми непростую проблему понимания и формирования образа мира и образа себя в этом мире (Е.А.Сорокоумова).Изучение агрессивного поведения получило достаточно широкую разработку в исследованияхзарубежных ученых: А. Bandura, R. Baron, L. Berkowitz, A. Buss, A. Campbell, J. Dollard, S. Feshbach, N. Miller, D. Richardson, D. Zillmannи др. В исследованиях отечественных психологов этой проблемой занимались С.Н. Ениколопов, В.В.Знаков, О.Н. Истратова, О.Н.Князева, П.А. Ковалев, Е.Е. Копченова, Н.Д. Левитов, М.С. Неймарк, Е.В. Ольшанская, А.К. Осницкий, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, Т.П. Смирнова, С.Л. Соловьева, И.А. Фурманов.Однако изучению проблемы снижения агрессивного поведения военнослужащих по призыву, и сегодня не уделяется достаточного внимания. В настоящее время существует противоречие между необходимостью изучения агрессивного поведения солдат и недостаточной разработанностью психологических подходов к данной проблеме в психологии. Это приводит к востребованности в военной практике разработки теоретических обоснований и практических мер по снижению межличностной агрессии военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в условиях, когда большинство научных работ направлено надошкольный и подростковый возраст. Разрешение указанных противоречий связано: в теоретическом планес выделением и изучением факторов, вызывающих агрессивное поведение солдат, проходящих военную службу по призыву и выявление психологопедагогических условий, направленных на снижение их агрессивного поведения; в практическом плане–это разработка психологопедагогической программы, содержание которой направлено на самопознание молодых призывников и ее реализация способствует снижению агрессивного поведения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. В диссертационном исследовании на тему: «Психологопедагогические условия снижения агрессивного поведения военнослужащих по призыву», после применения психологопедагогической программы, направленнойна снижение агрессивного поведения через развитие их самопознания по ряду факторов на статистически значимом уровне был достигнут положительный эффект [2]. Вместе с тем, была выявлена «неподатливость» эмоциональных копингстратегий военнослужащих. Ввидутого, что эмоциональноаксиологическая сфера личности является центральной областью общей профилактики агрессивного поведения военнослужащих по призыву, представляется актуальным изучение теоретических основ и практических мер по воздействию на эмоциональную составляющую личности солдат. С.Б. Дохолян в своем исследовании рассматривает такое явление, как эмоциональная отстраненность. Перед применением агрессивного поведения военнослужащий как бы обесценивает личность потенциальной жертвы, таким образом, эмоционально отстраняется [3].Отвечая на вопрос, почему эмоциональные копингстратегии не поддались влиянию нашей психологопедагогической программы, мы еще раз всесторонне проанализировали организацию повседневной жизнедеятельности и быта военнослужащих по призыву. Подводя итог нашего анализа, мы выделили два фактора, на наш взгляд, влияющих на «хроническую» эмоциональную отстраненность солдат:1.Эмоциональная депривация. Разлука с домом, родными и близкими. Недостаток нежных семейных отношений. 2.Эмоциональная свернутость речи. Так уж повелось, что в военной среде не принято много рассуждать, красочно и ярко описывать свои эмоции. Язык основного закона военной службы (Устава) жесток, краток и ёмок.Если преодоление трудностей, вызванных эмоциональной депривацией практически тождественно адаптации солдата к условиям военной службы, то эмоциональная свернутость речи, на наш взгляд, порождает очередную более сложную в работе проблему –сквернословие. Максимальная емкость выражения чеголибо в военной среде вызвана исторической «патологической» тягой военных начальников к беспрекословной дисциплине и тотальному контролю над подчиненными. Вместе с тем, на наш взгляд, ёмкое выражение мыслей, а впоследствии и чувств создают благодатную почву для компенсации «дефицита» эмоцийсквернословием. Недаром с давних пор упоминания служивого люда практически всегда сопряжены с легендами о «солдафонском юморе», «командирском и матерном языке» и т.д.
Крепкие выражения, брань, нецензурщина возникли исторически как защитное средство против резких эмоциональных потрясений. Позже они начали выполнять роль эмоционального отношения к действительности, предельно свернутого и емкого выражения чувств. Ударил человек ногу о камень, рассек бровь в лесу или упал в лужу –крепко выругался, проклиная все вместе: и свою нерасторопность, и плохую дорогу, и обстоятельства. Ему стало легче: часть боли выплеснулась вместе с ругательствами. Крепкое слово в данном случае защитило нервную систему от перегрузки.Это подтверждается исследованиями психологов изКилского университета (Великобритания), которые доказали, что сквернословие имеет обезболивающее действие. Ученые Ричард Стивенс, Джон Аткинс и Эндрю Кингстон решили проверить, есть ли в самом деле связь между руганью и физической болью [4]. Известно, чтожелание выругаться рождается в центрах мозга, отвечающих за эмоции. Происходит это, повидимому, в правом полушарии, тогда как за язык у нас отвечает левое. 64 добровольцев попросили опустить руки в ледяную воду и держать их там как можно дольше, повторяясвое любимое ругательство. Затем эксперимент повторили, но уже с самым обычным словом. Во втором случае терпения у волонтеров явно поубавилось [4]. Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, что центральной областью профилактики агрессивного поведения военнослужащих по призыву является эмоциональная сфера личности. А основой воздействия на эмоциональную сферу должна стать профилактика сквернословия, развитие нравственных качеств, повышение моральной нормативности и т.д. В то жевремя, необходимо учитывать, что современная социокультурная ситуация в обществе выдвигает на первый план в ценностных ориентациях молодых людей призывного возраста материальные, а не нравственные ценности. Это ведет к оскудению взаимоотношений между людьми, к непониманию чувств и состояний другого, к неумению сопереживать другому человеку [5].В этом плане при разработке программнометодических материалов по коррекционному воздействию на военнослужащих по призыву необходимо опираться наконцепцию понимания как механизма становления самопознания (Е.А. Сорокоумова). Её использование показало свою эффективность в работе с солдатами, поэтому есть смысл дальнейшего применения данной концепции. Таким образом, проблема сквернословия, на наш взгляд, требует отдельного рассмотрения. Необходимо её изучение, как в теоретическом, так и в практическом плане. А решение этой проблемы, на наш взгляд, позволит добиться существенных результатов в общей профилактике агрессивного поведения военнослужащих по призыву. ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ1.Распономарева О.В. Агрессия: философские и психиатрические аспекты. –М., 2001.2.Невенчанный С.В. Психологопедагогические условия снижения агрессивного поведения военнослужащих по призыву: дис... канд. психол. наук. М., 2012.3.Дохолян С.Б. Предупреждение агрессивного поведения военнослужащих по призыву в повседневной деятельности: дис... канд. психол. наук. М., 1998.4.Киселева А.В. Внутренний ценностный конфликт как фактор агрессивного поведения в юношеском возрасте: дис... канд. психол. наук. М., 2005.5.Сорокоумова Е.А. Психология самопознания в обучении. М., 2010.
NEVENCНANNYY Sergey V.Ph.D., Social Work Officer and Crime Prevention of the military unit 03770 142856, Moscow Region, Stupino district, p. Mescherino1
email: 3_rota@list.ru
Profanity, asa form of verbal aggression in military service: the emotional aspect
The analysis of the psychological characteristics of forming emotional background in military service at this time. Proposed and analyzed the hypothesis that the main factor affecting the difficulty in preventing aggressive behavior conscripts is bad language.Keywords:aggressive behavior, selfknowledge, profanity, emotional deprivation, coping strategies, conscripts.
Сквернословие, какформа вербальной агрессии в условиях военной службы по призыву: эмоциональный аспект
В статье проведен анализ психологических особенностей формирования эмоционального фона в условиях военной службы по призыву в настоящее время. Выдвинута и проанализирована гипотеза о том, что основным фактором, влияющим на трудности в профилактике агрессивного поведения военнослужащих по призыву, является сквернословие.
Ключевые слова:Агрессивное поведение, самопознание, сквернословие, эмоциональная депривация, копингстратегии, военнослужащие по призыву.
Армия –один из самых консервативных институтов нашего общества, поэтому любые реформы, проводимые в ней, обречены на болезненное протекание. В ходе последней реформы Вооруженных Cил России были заложены новые принципы военной службы по призыву. Гуманистические установки, все более укрепляющиеся в нашем обществе, не могут не отражаться на процессах, протекающих в Вооруженных Силах. Поэтому процесс гуманизации в отношении военнослужащих по призыву представляется закономерным. Однако современная войсковая практика показывает, что большинство офицеров встречают резкой критикой все нововведения, связанные с «облегчением»военной службы по призыву. Часто такое мнение возникает изза противоречий между декларируемым последние годы намерением властей перевода Армии полностью на контрактную основу и реальным положением дел. Очевидно, что смешанная система комплектования (и по контракту, и по призыву) Вооруженных сил РФ в ближайшие десятилетия останется самой актуальной и востребованной. Одновременно с этим, не смотря на уменьшение сроков военной службы по призыву, по прежнему актуальной остается проблема неуставных взаимоотношений в солдатской среде. В условиях прохождения программы боевой подготовки в сроки сжатые до одногогода, неуставные взаимоотношения представляют еще большую опасность. А солдат, оказавшийся в условиях более интенсивной боевой подготовки, страдающий от неуставных взаимоотношений и не чувствующий защиту от офицерского состава, с высокой степенью вероятности будет демонстрировать девиантное поведение.В исследованиях Отечественных психологов подчеркивается, что в основе любого вида отклоняющегося поведения лежит агрессивный мотив [1]. Таким образом, проблема психологопедагогической профилактики агрессивного поведения военнослужащих по призыву, одна из наиболее актуальных в этом направлении. Очевидно, что без ориентации военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на самопознание через понимание себя и другого человека в этом мире не удастсяприйти к взаимопониманию, исключающему безразличие к человеку и побуждающему солдата принять человека как своего друга. Это обусловливает необходимость поиска психологической наукой способов и средств, обеспечивающих становление самопознания молодых людейпризывного возраста. Современная жизнь ставит перед молодыми людьми непростую проблему понимания и формирования образа мира и образа себя в этом мире (Е.А.Сорокоумова).Изучение агрессивного поведения получило достаточно широкую разработку в исследованияхзарубежных ученых: А. Bandura, R. Baron, L. Berkowitz, A. Buss, A. Campbell, J. Dollard, S. Feshbach, N. Miller, D. Richardson, D. Zillmannи др. В исследованиях отечественных психологов этой проблемой занимались С.Н. Ениколопов, В.В.Знаков, О.Н. Истратова, О.Н.Князева, П.А. Ковалев, Е.Е. Копченова, Н.Д. Левитов, М.С. Неймарк, Е.В. Ольшанская, А.К. Осницкий, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, Т.П. Смирнова, С.Л. Соловьева, И.А. Фурманов.Однако изучению проблемы снижения агрессивного поведения военнослужащих по призыву, и сегодня не уделяется достаточного внимания. В настоящее время существует противоречие между необходимостью изучения агрессивного поведения солдат и недостаточной разработанностью психологических подходов к данной проблеме в психологии. Это приводит к востребованности в военной практике разработки теоретических обоснований и практических мер по снижению межличностной агрессии военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, в условиях, когда большинство научных работ направлено надошкольный и подростковый возраст. Разрешение указанных противоречий связано: в теоретическом планес выделением и изучением факторов, вызывающих агрессивное поведение солдат, проходящих военную службу по призыву и выявление психологопедагогических условий, направленных на снижение их агрессивного поведения; в практическом плане–это разработка психологопедагогической программы, содержание которой направлено на самопознание молодых призывников и ее реализация способствует снижению агрессивного поведения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. В диссертационном исследовании на тему: «Психологопедагогические условия снижения агрессивного поведения военнослужащих по призыву», после применения психологопедагогической программы, направленнойна снижение агрессивного поведения через развитие их самопознания по ряду факторов на статистически значимом уровне был достигнут положительный эффект [2]. Вместе с тем, была выявлена «неподатливость» эмоциональных копингстратегий военнослужащих. Ввидутого, что эмоциональноаксиологическая сфера личности является центральной областью общей профилактики агрессивного поведения военнослужащих по призыву, представляется актуальным изучение теоретических основ и практических мер по воздействию на эмоциональную составляющую личности солдат. С.Б. Дохолян в своем исследовании рассматривает такое явление, как эмоциональная отстраненность. Перед применением агрессивного поведения военнослужащий как бы обесценивает личность потенциальной жертвы, таким образом, эмоционально отстраняется [3].Отвечая на вопрос, почему эмоциональные копингстратегии не поддались влиянию нашей психологопедагогической программы, мы еще раз всесторонне проанализировали организацию повседневной жизнедеятельности и быта военнослужащих по призыву. Подводя итог нашего анализа, мы выделили два фактора, на наш взгляд, влияющих на «хроническую» эмоциональную отстраненность солдат:1.Эмоциональная депривация. Разлука с домом, родными и близкими. Недостаток нежных семейных отношений. 2.Эмоциональная свернутость речи. Так уж повелось, что в военной среде не принято много рассуждать, красочно и ярко описывать свои эмоции. Язык основного закона военной службы (Устава) жесток, краток и ёмок.Если преодоление трудностей, вызванных эмоциональной депривацией практически тождественно адаптации солдата к условиям военной службы, то эмоциональная свернутость речи, на наш взгляд, порождает очередную более сложную в работе проблему –сквернословие. Максимальная емкость выражения чеголибо в военной среде вызвана исторической «патологической» тягой военных начальников к беспрекословной дисциплине и тотальному контролю над подчиненными. Вместе с тем, на наш взгляд, ёмкое выражение мыслей, а впоследствии и чувств создают благодатную почву для компенсации «дефицита» эмоцийсквернословием. Недаром с давних пор упоминания служивого люда практически всегда сопряжены с легендами о «солдафонском юморе», «командирском и матерном языке» и т.д.
Крепкие выражения, брань, нецензурщина возникли исторически как защитное средство против резких эмоциональных потрясений. Позже они начали выполнять роль эмоционального отношения к действительности, предельно свернутого и емкого выражения чувств. Ударил человек ногу о камень, рассек бровь в лесу или упал в лужу –крепко выругался, проклиная все вместе: и свою нерасторопность, и плохую дорогу, и обстоятельства. Ему стало легче: часть боли выплеснулась вместе с ругательствами. Крепкое слово в данном случае защитило нервную систему от перегрузки.Это подтверждается исследованиями психологов изКилского университета (Великобритания), которые доказали, что сквернословие имеет обезболивающее действие. Ученые Ричард Стивенс, Джон Аткинс и Эндрю Кингстон решили проверить, есть ли в самом деле связь между руганью и физической болью [4]. Известно, чтожелание выругаться рождается в центрах мозга, отвечающих за эмоции. Происходит это, повидимому, в правом полушарии, тогда как за язык у нас отвечает левое. 64 добровольцев попросили опустить руки в ледяную воду и держать их там как можно дольше, повторяясвое любимое ругательство. Затем эксперимент повторили, но уже с самым обычным словом. Во втором случае терпения у волонтеров явно поубавилось [4]. Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, что центральной областью профилактики агрессивного поведения военнослужащих по призыву является эмоциональная сфера личности. А основой воздействия на эмоциональную сферу должна стать профилактика сквернословия, развитие нравственных качеств, повышение моральной нормативности и т.д. В то жевремя, необходимо учитывать, что современная социокультурная ситуация в обществе выдвигает на первый план в ценностных ориентациях молодых людей призывного возраста материальные, а не нравственные ценности. Это ведет к оскудению взаимоотношений между людьми, к непониманию чувств и состояний другого, к неумению сопереживать другому человеку [5].В этом плане при разработке программнометодических материалов по коррекционному воздействию на военнослужащих по призыву необходимо опираться наконцепцию понимания как механизма становления самопознания (Е.А. Сорокоумова). Её использование показало свою эффективность в работе с солдатами, поэтому есть смысл дальнейшего применения данной концепции. Таким образом, проблема сквернословия, на наш взгляд, требует отдельного рассмотрения. Необходимо её изучение, как в теоретическом, так и в практическом плане. А решение этой проблемы, на наш взгляд, позволит добиться существенных результатов в общей профилактике агрессивного поведения военнослужащих по призыву. ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ1.Распономарева О.В. Агрессия: философские и психиатрические аспекты. –М., 2001.2.Невенчанный С.В. Психологопедагогические условия снижения агрессивного поведения военнослужащих по призыву: дис... канд. психол. наук. М., 2012.3.Дохолян С.Б. Предупреждение агрессивного поведения военнослужащих по призыву в повседневной деятельности: дис... канд. психол. наук. М., 1998.4.Киселева А.В. Внутренний ценностный конфликт как фактор агрессивного поведения в юношеском возрасте: дис... канд. психол. наук. М., 2005.5.Сорокоумова Е.А. Психология самопознания в обучении. М., 2010.
NEVENCНANNYY Sergey V.Ph.D., Social Work Officer and Crime Prevention of the military unit 03770 142856, Moscow Region, Stupino district, p. Mescherino1
email: 3_rota@list.ru
Profanity, asa form of verbal aggression in military service: the emotional aspect
The analysis of the psychological characteristics of forming emotional background in military service at this time. Proposed and analyzed the hypothesis that the main factor affecting the difficulty in preventing aggressive behavior conscripts is bad language.Keywords:aggressive behavior, selfknowledge, profanity, emotional deprivation, coping strategies, conscripts.