Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания
Выпуск:
ART 53061
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Приблуда
Е.
И. Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
296–300. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53061.htm.
Аннотация. Статья посвящена тематике использования игровых технологий на уроках истории и обществознания для развития мыслительной деятельности учащихся. Предлагается разработка деловой игры для 9 класса «Права человека».
Текст статьи
Приблуда Елена ИвановнаУчитель истории и обществознания МБОУ «Федоровская СОШ № 5», г.п. Федоровскийlena.pribluda2011@mail.ru
Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания
Аннотация.
Статья посвященатематике использованияигровыхтехнологий на уроках истории и обществознания для развития мыслительной деятельности учащихся. Предлагается разработка деловой игры для 9 класса «Права человека».Ключевые слова:обществознание,игровые технологии, права человека.
Данная тематика весьма актуальна для преподавания истории и обществознания в школе. Основной задачей любого педагога является развитие познавательной и мыслительной деятельности обучаемого.Средством к развитию мыслительной деятельности на уроках истории и обществознания являются игровые технологии.
Цель методической работы: "Активизирование мыслительной деятельностиучащихся на уроках истории с применением игровых технологий в обучении".Чтобы достичь цели были поставлены такие задачи:позволить в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины, названия, имена;развивать гибкость мышления, оперативность памяти, обобщать знания учащихся;позволить осуществить связь времен прошлой и настоящей эпохи;развивать логического мышления;развивать историческое воображение, способствовать творческому применению полученных знаний и обретенных умений;Игра это вид деятельности, где ребенок может проявлять себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий,организатор, инициатор игры.Учитель должен стремиться развивать инициативу учащихся как в подготовке и организации, так и в создании новых игр. Игра в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих необходимых качеств личности. Через игру учащиеся закрепляют и углубляют знания по истории, развивают мышление, память, воображение, расширяют кругозор. Игра приучает учащихся трудиться, развивает смекалку, сообразительность. А самая главная заслугаигровых технологий учащиеся сами не замечают как включаются в работу, и процесс обучения для них становится незаметным, а самое главное приносит только положительные эмоции. А положительная мотивация необходима при обучении.Большое значение имеет игра и для проведения воспитательной работы. В игре воспитывается чувство коллективизма, честность, стремление не отстать от других. Наиболее употребительны в моей практике такие виды игр, как «составь слово», «два слова из одного», метаграмы, шарады,ребусы, кроссворды. Результатом применения игровых технологий является повышение эрудиции, выработка аналитических навыков, развитие интереса к предмету, развитие памяти.Методологические принципы организации и проведения деловых игр на уроках историии обществознания. Если представлять себе игру как такую реальность и социальное пространство, в котором не испытывается сопротивление материала при реализации замысла и в котором поэтому все возможно, то знакомство с деловыми играми должно сильно поколебать такое убеждение. В отличие от распространенной точки зрения о том, что игра представляет собой царство неограниченной свободы, представленная структура деловой игры показывает, что она воспроизводит особую ситуацию не столько все возможности сколько столкновения с жестко детерминированной жизненной ситуацией.Можно выделить следующие приемы и подходы к использованию деловой игры на уроках истории игра выступает как модель реальных исторических событий и ситуаций, исход которых известен илииспользуется как модель возможных в будущем исторических событий, прогнозируя возможный исход моделируемых событий в действительности. Поскольку в литературе нет единства по вопросам о сущности деловой игры и методики ее конструирования, то нет и общепринятого представления о структуре игры, хотя многие структурные элементы являются общими при разных подходах. Как правило, авторы исходят из своего эмпирического опыта и здравого смысла, конструируя деловую игру или заимствуя ее структурные компоненты у других авторов. Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет её структуру. Итак, деловая игра это форма активности ученика, которая протекает в ограниченном пространстве и времени, как действия с предметом, имеющим непосредственное значение в его обыденной жизни, преследующие цель изменения переживаний Я по отношению к этому предмету. Иными словами деловые игры непосредственно связаны с обеспечением обыденной жизни человека. Пример игры имеется.
ПРАВОВАЯ ИГРА «Всеобщая Декларация прав человека».
Твоя свобода размахивать кулаками
Ограничена носом твоего соседа.
Английская пословицаЦели:закрепить представление учащихся о правах человека как о социальной ценности и назначении Всеобщей декларации прав человека.Форма проведения–поэтапная игра с элементами беседы.
Ход урока.Образовано 2 группы.Задание 1.
Подобрать словаассоциации к словосочетанию «права человека».Совместно даем определение: Права человека–это такие права, которые присущи нашей природе и без которых мы сегодня не можем жить как цивилизованные люди.
Кроме прав существуют и обязанности. Без обязанностей не может бытьи прав.Совокупность прав и обязанностей составляют –правовой статус. Можно вывести формулу: ПРАВОВОЙ СТАТУС = права, свободы + обязанности (зафиксированы в Конституции РФ, Семейном кодексе).Задание 2. Вопросы по группам: а) Кто должен регулировать отношения человека и государства?б) Кто кому служит: государство человеку или человек государству?в) Все ли помнят, что правовой статус состоит из прав и обязанностей?г) В нашем государстве какой документ регламентирует отношения человека и государства? А теперь перейдем к основному документу с которого и начались наши с вами права. Это конечно же Декларация прав человека. Предлагаю выбрать группу кто хорошо рисует и развита фантазия для выполнения:Задания7.Агитплакат «Защити себя». Нарисовать плакат,призывающий граждан к активной защите своих прав. И составьте коллаж «Мир моих прав». Предлагаются газеты и журналы. Нужно найти картинки по правам человека, статьи о нарушении прав человека, статьи о защите прав человека.И, следующее задание которое мы с вами выполним это конкурс капитанов. Задание 3.Капитаны команд отвечают на вопросы «да» или «нет».1. С возникновением права возникает новый ориентир для определения рамок дозволенного? (да)2. В эпоху просвещения была создана теория естественных прав человека? (да)3. Первым сформулировал идеи о естественных правах Дени Дидро? (нет)4. Джон Локк считал, что закон ограничит власть королей и заставит их выполнять свои обязанности по защите прав. (да)5. Джон Локк впервые сформулировал идеи о естественных правах. (да)6. Естественные права –это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек. (да)7. Джон Локк считал, что жизнь, свобода и собственность являются неотъемлемыми правами каждого человека. (да)8. Жан Жак Руссо развивал теорию божественного происхождения права. (нет)9. Руссо считал, что только король призван защищать каждого в отдельности и всех вместе. (нет)10. Жан Мелье сказал, что «человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах» (нет)11. Жан Мелье в «завещании» писал: «Все люди равны от природы. Они все в равной степени имеют право жить и ступать по земле…» (да)12. Дени Дидро утверждал, что главная цель государства –в обеспечении неотъемленных прав граждан и их счастье. (да)13. Демократия означает народовластие. (да)14. Право и закон –это одно и тоже. (нет)15. 10 декабря 1948г. Была принята Всеобщая декларация прав человека.(да)16. В статье 1 Устава ООН провозглашались цели ООН.(да)17. Декларация имеет силу, обязательную для исполнения государствами ее подписавшими. (нет)18. Пакт –это документ, возлагающий на участвующие в них государства конкретные обязанности в области прав человека. (да)19. Декларация провозглашает всеобщий образец возможностей, на который должны ориентироваться каждый человек, все народы и все государства. (да)20.В Декларации указано: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». (да)21. Право на свободу и личную неприкосновенность проявляется в том, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию и изгнанию».(да)22. Права человека означают, что каждый человек имеет право ими пользоваться. (да)23. Человеку достаточно иметь только права и не иметь обязанностей. (нет)24. Всеобщая декларация прав человека провозглашает основы права человека, охватывающие все главные области его жизнедеятельности. (да)Задание 4. «Я мыслю –следовательно, я существую».
Учащиеся должны высказать свою точку зрения. Желательно, чтобы образовалась дискуссия. Участникам предлагается фрагмент из книги А. Усачева «Всеобщая декларация для детей и взрослых».
Приключения Маленького Человека.
Большие люди удивительно безграмотны, подумал Маленький человек. –Надо это исправить.
И однажды Маленький Человек вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках:
Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковыедостоинства и права. Все наделены разумом и должны относитьсядруг к другу как братья и сестры.
Вскоре вокруг плаката собрались горожане.
Глупость какаято написана, заявил один Толстый гражданин. –Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4 кг 500г, а мой сосед всего 3 кг 100г, а вы…
Послушайте! –сказал Маленький Человек. –Рождаться равными –это не значит рождаться людьми одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными –значит рождаться людьми. Маленькими и голыми. Ведь еще никто не появился на свет министром с портфелем или генералом с погонами.
Как вы понимаете смысл плаката?
Что возразите Маленькому Человеку?Задание 5.Работа с документами. Ответить на вопросы. Если команда затрудняется отвечать говорит ответ другая. См. приложения.Задание 6. Игра «Ступеньки». Изучая международные документы по правам человека, вы познакомились с новыми словами, пополнили свой словарный запас. Подберите как можно больше существительных. Начинаться они могут с любой буквы алфавита, но в каждом следующем слове должно быть на одну букву больше, чем в предыдущем. Вторая половина группы должны записать пять самых важных слов по теме.Задание 7.Защита плакатов.Задание 8.Отвечаем на вопросы.1.Что является главной задачей ООН?2.Каково значение Всеобщей декларации прав человека?3.Какие группы прав человека составляет содержание Всеобщей декларации?4.Каково соотношение прав и обязанностей?5.Какие договоры входят в билль о правах?6.Каково основное содержание Международного пакта о гражданских и политических правах?7.В каком внутригосударственном правовом документе воплощены положения о правах и свободах человека?8.Когда отмечается день прав человека?Подводятся итоги и награждения команд участниц.Проводится рефлексия для команд по итогам игры.
Чего ожидали от игры?
Понравилось (не понравилось) и почему?
Что бы я хотел(а) изменить?
Мое личное участие.
Главная задача педагога правильно соотносить материал, который он намерен преподнести при помощи игровых технологий и уровень обученности, развития учащихся, так как игра должна быть прежде всего понятна ученику и легковоспринимаема.Использование игровыхметодовдает хорошие результаты. Ученики начинают интересоваться предметом. Потому что, игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учеников внимание восприятие,мышление, запоминание, воображение. Игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям истории и обществознания. Каждый учитель старается, чтобы ученик полюбил предмет, усвоил материал, применил знания на практике, был всесторонне развитым и грамотным человеком.Главная задача педагога правильно соотносить материал, который он берет для преподавания при помощи игровых технологий и уровень обученности учащихся, так как игра должна быть прежде всего понятна ученику и легко воспринимаема.
Литература:
Л.П.Борзова «Игрына уроке истории». Методическое пособие для учителя, М., «ВЛАДОС», 2004г.
Румянцев В.Б. Всемирная истории в Интернете.// Преподавание истории и в школе. 2002 № 8. С.7577Гукова В.В. и др. История. 511 классы: технология современного урока. –Волгоград:Учитель, 2009.Карамзин Н.М. Предания веков. М.,1988.Козиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России в таблицах и схемах. –М.: «Лист Нью», 2005.Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М. 2001.
Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания
Аннотация.
Статья посвященатематике использованияигровыхтехнологий на уроках истории и обществознания для развития мыслительной деятельности учащихся. Предлагается разработка деловой игры для 9 класса «Права человека».Ключевые слова:обществознание,игровые технологии, права человека.
Данная тематика весьма актуальна для преподавания истории и обществознания в школе. Основной задачей любого педагога является развитие познавательной и мыслительной деятельности обучаемого.Средством к развитию мыслительной деятельности на уроках истории и обществознания являются игровые технологии.
Цель методической работы: "Активизирование мыслительной деятельностиучащихся на уроках истории с применением игровых технологий в обучении".Чтобы достичь цели были поставлены такие задачи:позволить в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения термины, названия, имена;развивать гибкость мышления, оперативность памяти, обобщать знания учащихся;позволить осуществить связь времен прошлой и настоящей эпохи;развивать логического мышления;развивать историческое воображение, способствовать творческому применению полученных знаний и обретенных умений;Игра это вид деятельности, где ребенок может проявлять себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий,организатор, инициатор игры.Учитель должен стремиться развивать инициативу учащихся как в подготовке и организации, так и в создании новых игр. Игра в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих необходимых качеств личности. Через игру учащиеся закрепляют и углубляют знания по истории, развивают мышление, память, воображение, расширяют кругозор. Игра приучает учащихся трудиться, развивает смекалку, сообразительность. А самая главная заслугаигровых технологий учащиеся сами не замечают как включаются в работу, и процесс обучения для них становится незаметным, а самое главное приносит только положительные эмоции. А положительная мотивация необходима при обучении.Большое значение имеет игра и для проведения воспитательной работы. В игре воспитывается чувство коллективизма, честность, стремление не отстать от других. Наиболее употребительны в моей практике такие виды игр, как «составь слово», «два слова из одного», метаграмы, шарады,ребусы, кроссворды. Результатом применения игровых технологий является повышение эрудиции, выработка аналитических навыков, развитие интереса к предмету, развитие памяти.Методологические принципы организации и проведения деловых игр на уроках историии обществознания. Если представлять себе игру как такую реальность и социальное пространство, в котором не испытывается сопротивление материала при реализации замысла и в котором поэтому все возможно, то знакомство с деловыми играми должно сильно поколебать такое убеждение. В отличие от распространенной точки зрения о том, что игра представляет собой царство неограниченной свободы, представленная структура деловой игры показывает, что она воспроизводит особую ситуацию не столько все возможности сколько столкновения с жестко детерминированной жизненной ситуацией.Можно выделить следующие приемы и подходы к использованию деловой игры на уроках истории игра выступает как модель реальных исторических событий и ситуаций, исход которых известен илииспользуется как модель возможных в будущем исторических событий, прогнозируя возможный исход моделируемых событий в действительности. Поскольку в литературе нет единства по вопросам о сущности деловой игры и методики ее конструирования, то нет и общепринятого представления о структуре игры, хотя многие структурные элементы являются общими при разных подходах. Как правило, авторы исходят из своего эмпирического опыта и здравого смысла, конструируя деловую игру или заимствуя ее структурные компоненты у других авторов. Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет её структуру. Итак, деловая игра это форма активности ученика, которая протекает в ограниченном пространстве и времени, как действия с предметом, имеющим непосредственное значение в его обыденной жизни, преследующие цель изменения переживаний Я по отношению к этому предмету. Иными словами деловые игры непосредственно связаны с обеспечением обыденной жизни человека. Пример игры имеется.
ПРАВОВАЯ ИГРА «Всеобщая Декларация прав человека».
Твоя свобода размахивать кулаками
Ограничена носом твоего соседа.
Английская пословицаЦели:закрепить представление учащихся о правах человека как о социальной ценности и назначении Всеобщей декларации прав человека.Форма проведения–поэтапная игра с элементами беседы.
Ход урока.Образовано 2 группы.Задание 1.
Подобрать словаассоциации к словосочетанию «права человека».Совместно даем определение: Права человека–это такие права, которые присущи нашей природе и без которых мы сегодня не можем жить как цивилизованные люди.
Кроме прав существуют и обязанности. Без обязанностей не может бытьи прав.Совокупность прав и обязанностей составляют –правовой статус. Можно вывести формулу: ПРАВОВОЙ СТАТУС = права, свободы + обязанности (зафиксированы в Конституции РФ, Семейном кодексе).Задание 2. Вопросы по группам: а) Кто должен регулировать отношения человека и государства?б) Кто кому служит: государство человеку или человек государству?в) Все ли помнят, что правовой статус состоит из прав и обязанностей?г) В нашем государстве какой документ регламентирует отношения человека и государства? А теперь перейдем к основному документу с которого и начались наши с вами права. Это конечно же Декларация прав человека. Предлагаю выбрать группу кто хорошо рисует и развита фантазия для выполнения:Задания7.Агитплакат «Защити себя». Нарисовать плакат,призывающий граждан к активной защите своих прав. И составьте коллаж «Мир моих прав». Предлагаются газеты и журналы. Нужно найти картинки по правам человека, статьи о нарушении прав человека, статьи о защите прав человека.И, следующее задание которое мы с вами выполним это конкурс капитанов. Задание 3.Капитаны команд отвечают на вопросы «да» или «нет».1. С возникновением права возникает новый ориентир для определения рамок дозволенного? (да)2. В эпоху просвещения была создана теория естественных прав человека? (да)3. Первым сформулировал идеи о естественных правах Дени Дидро? (нет)4. Джон Локк считал, что закон ограничит власть королей и заставит их выполнять свои обязанности по защите прав. (да)5. Джон Локк впервые сформулировал идеи о естественных правах. (да)6. Естественные права –это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек. (да)7. Джон Локк считал, что жизнь, свобода и собственность являются неотъемлемыми правами каждого человека. (да)8. Жан Жак Руссо развивал теорию божественного происхождения права. (нет)9. Руссо считал, что только король призван защищать каждого в отдельности и всех вместе. (нет)10. Жан Мелье сказал, что «человек рожден свободным, а между тем везде он в оковах» (нет)11. Жан Мелье в «завещании» писал: «Все люди равны от природы. Они все в равной степени имеют право жить и ступать по земле…» (да)12. Дени Дидро утверждал, что главная цель государства –в обеспечении неотъемленных прав граждан и их счастье. (да)13. Демократия означает народовластие. (да)14. Право и закон –это одно и тоже. (нет)15. 10 декабря 1948г. Была принята Всеобщая декларация прав человека.(да)16. В статье 1 Устава ООН провозглашались цели ООН.(да)17. Декларация имеет силу, обязательную для исполнения государствами ее подписавшими. (нет)18. Пакт –это документ, возлагающий на участвующие в них государства конкретные обязанности в области прав человека. (да)19. Декларация провозглашает всеобщий образец возможностей, на который должны ориентироваться каждый человек, все народы и все государства. (да)20.В Декларации указано: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность». (да)21. Право на свободу и личную неприкосновенность проявляется в том, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию и изгнанию».(да)22. Права человека означают, что каждый человек имеет право ими пользоваться. (да)23. Человеку достаточно иметь только права и не иметь обязанностей. (нет)24. Всеобщая декларация прав человека провозглашает основы права человека, охватывающие все главные области его жизнедеятельности. (да)Задание 4. «Я мыслю –следовательно, я существую».
Учащиеся должны высказать свою точку зрения. Желательно, чтобы образовалась дискуссия. Участникам предлагается фрагмент из книги А. Усачева «Всеобщая декларация для детей и взрослых».
Приключения Маленького Человека.
Большие люди удивительно безграмотны, подумал Маленький человек. –Надо это исправить.
И однажды Маленький Человек вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках:
Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковыедостоинства и права. Все наделены разумом и должны относитьсядруг к другу как братья и сестры.
Вскоре вокруг плаката собрались горожане.
Глупость какаято написана, заявил один Толстый гражданин. –Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4 кг 500г, а мой сосед всего 3 кг 100г, а вы…
Послушайте! –сказал Маленький Человек. –Рождаться равными –это не значит рождаться людьми одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными –значит рождаться людьми. Маленькими и голыми. Ведь еще никто не появился на свет министром с портфелем или генералом с погонами.
Как вы понимаете смысл плаката?
Что возразите Маленькому Человеку?Задание 5.Работа с документами. Ответить на вопросы. Если команда затрудняется отвечать говорит ответ другая. См. приложения.Задание 6. Игра «Ступеньки». Изучая международные документы по правам человека, вы познакомились с новыми словами, пополнили свой словарный запас. Подберите как можно больше существительных. Начинаться они могут с любой буквы алфавита, но в каждом следующем слове должно быть на одну букву больше, чем в предыдущем. Вторая половина группы должны записать пять самых важных слов по теме.Задание 7.Защита плакатов.Задание 8.Отвечаем на вопросы.1.Что является главной задачей ООН?2.Каково значение Всеобщей декларации прав человека?3.Какие группы прав человека составляет содержание Всеобщей декларации?4.Каково соотношение прав и обязанностей?5.Какие договоры входят в билль о правах?6.Каково основное содержание Международного пакта о гражданских и политических правах?7.В каком внутригосударственном правовом документе воплощены положения о правах и свободах человека?8.Когда отмечается день прав человека?Подводятся итоги и награждения команд участниц.Проводится рефлексия для команд по итогам игры.
Чего ожидали от игры?
Понравилось (не понравилось) и почему?
Что бы я хотел(а) изменить?
Мое личное участие.
Главная задача педагога правильно соотносить материал, который он намерен преподнести при помощи игровых технологий и уровень обученности, развития учащихся, так как игра должна быть прежде всего понятна ученику и легковоспринимаема.Использование игровыхметодовдает хорошие результаты. Ученики начинают интересоваться предметом. Потому что, игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы учеников внимание восприятие,мышление, запоминание, воображение. Игры позволяют развивать специальные способности учащихся к занятиям истории и обществознания. Каждый учитель старается, чтобы ученик полюбил предмет, усвоил материал, применил знания на практике, был всесторонне развитым и грамотным человеком.Главная задача педагога правильно соотносить материал, который он берет для преподавания при помощи игровых технологий и уровень обученности учащихся, так как игра должна быть прежде всего понятна ученику и легко воспринимаема.
Литература:
Л.П.Борзова «Игрына уроке истории». Методическое пособие для учителя, М., «ВЛАДОС», 2004г.
Румянцев В.Б. Всемирная истории в Интернете.// Преподавание истории и в школе. 2002 № 8. С.7577Гукова В.В. и др. История. 511 классы: технология современного урока. –Волгоград:Учитель, 2009.Карамзин Н.М. Предания веков. М.,1988.Козиев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России в таблицах и схемах. –М.: «Лист Нью», 2005.Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М. 2001.