Гражданское общество как фактор повышения эффективности образования и воспитания
Выпуск:
ART 53066
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Стеблецова
Н.
Н. Гражданское общество как фактор повышения эффективности образования и воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
321–325. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53066.htm.
Аннотация. В статье поставлено и раскрыто место и роль гражданского общества в повышении эффективности образования и воспитания в условиях демократизации и модернизации российского общества. Акцентируется внимание на позитивных и негативных аспектах этой проблемы, делаются выводы, вносятся определенные предложения реформирования и модернизации.
Ключевые слова:
образование, модернизация, воспитание, реформирование, институты гражданского общества, образовательная политика
Текст статьи
1Стеблецова Надежда Николаевна,кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры экономики и управления Орловского государственного института искусств и культуры Email: Steblecova.nadezhda@mail.ru
Гражданское общество как фактор повышения эффективности образования и воспитания
В статье поставлено и раскрыто место и роль гражданского общества вповышении эффективности образования и воспитания в условиях демократизации и модернизации российского общества. Акцентируется внимание на позитивных и негативных аспектах этой проблемы, делаются выводы, вносятся определенные предложения реформирования и модернизации.Ключевые слова: образование, воспитание, реформирование, модернизация, институты гражданского общества, образовательная политика.
Stebletsova N.N.
CIVIL SOCIETY AS A FACTOR OF EDUCATION AND TRAINING EFFECTIVENESS INCREASEA place and a role of civil society on the education and training effectiveness increase in democratization and modernization conditions of Russian society are described in the article. The author has focused her attention on positive and negative aspects of the problem, has concluded and offered definite suggestions for reforming and modernization.Key words:education, training, reforming, modernization, civil society institutions, educational politics
В соответствии с Конституцией РФ человек является высшей ценностью государства и общества, которые призваны проявлять необходимую заботу,в том числе об образовании и воспитании граждан. Именно государство определяет стратегию образования и его демократические, социальные, правовые основы, формирует кадровый потенциал, финансовое и материальное техническое обеспечение.Важным событием в дальнейшем совершенствовании современного этапа образования является новый закон «Об образовании в Российской Федерации», который устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные функции государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности; определяет правовое положение участников в сфере образования[1].Так по итогам всенародного обсуждения законопроекта об образовании определились новые основные принципы государственной политики правового регулирования в сфере образования, в частности: признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование; гуманистический характер образования; единство образовательного пространства на территории Российской Федерации; светский характер образования; обеспечение права на образование; автономия образовательных организаций; демократический характер управления образованием; сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.Сомнений нет, государство сложнейшее общественное образование, универсальная территориальная организация общества, решающая проблемы 2жизнедеятельности, развития экономического и оборонного потенциала, международного сотрудничества, становления и развития социальных проблем, в том числе образования и воспитания.Как известно граждане РоссийскойФедерации, объединенные в различные ассоциации, институты гражданского общества так же стремятся реализовать свое «право участвовать в управлении государственными делами, непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления»[2].Вовлечение в процесс управления индивидуумов и различных общественных объединений, институтов гражданского общества структурирует и организует взаимодействие государства и общества, позволяет людям глубже познавать проблемы бытия, слушать ипонимать друг друга, согласовывать различные точки зрения. При этом, в процессе совместного обсуждения общих вопросов и работы над ними люди начинают лучше понимать друг друга, достигать консолидации активной части населения на основе осознания общих интересов, повышения уровня понимания общих задач и проблем.Более того, становление и развитие гражданского общества является основой демократического строительства в Российской Федерации. В связи с этим В.В. Путин отмечал, что «без зрелого гражданского общества невозможно эффективное решение насущных проблем людей»[3]и «только повседневная связь государства и общества способна уберечь власть от совершения серьезных политических ошибок»[4].Вопрос о взаимоотношении власти и общества является не только центром всеобщего внимания, но и является важнейшей основой развития реформирования и демократизации в нашей стране. Здесь стоит обратить внимание, что в период радикальных общественных изменений, происходящих в российском обществе, понимание становления и развития гражданского общества открывает больше возможности трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию, формированию нового подхода к успешному функционированию и взаимодействию государства и гражданского общества в социальнополитическом процессе, в том числе и реформировании народного образования.Из этого следует, что за судьбу нашего российского образования несет ответственность не только государственные министерства и ведомства, департаменты и управления, но и оборотная сторона государства институты гражданского общества в виде индивидуумов, отдельных граждан, различных ассоциаций, общественных объединений, профессиональны союзов, некоммерческих организаций.Наш анализ показывает, что фактически российское образованиепо своей сущности является с одной стороны государственным, с другой институтом гражданского общества, где жестко переплетаются государственное управление и общественное самоуправление. В лице ректората, деканов, учебных, научных, организационных управлений, системы жизнеобеспечения это классическое государственное управление.Вместе с тем, в каждом учебном заведении присутствует мощный институт гражданского общества со своим уставом, структурой, общественным самоуправлением, попечительским и родительским комитетом, студенческим советом, классными руководителями, кураторами, старостатом, профсоюзами, молодежными общественными объединениями, творческими коллективами и т.д. В принятой резолюции на Берлинской конференции министров ответственных за образование, подчеркивается, что студенты являются полноправными партнерами в управлении образовательным процессом. Фактически в отдельных учебных заведениях в подобные общественные институты гражданского общества входит до 350% всех работающих и обучающихся. Как известно, общественные институты созданы и успешно работают на региональном и федеральном уровнях, в частности, подобные институты созданы и при Президенте РФ, при губернаторах, Министерстве образования, общероссийском союзе ректоров, ассоциации классических университетов РФ, ассоциации выпускников вузов и.т.д.Разумеется, в институте гражданского общества сегодня масса проблем организационного, содержательного, материальнотехнического характера, но это проблемы только становления и развития. Но об одной из них следует сказать, что очень заметна разобщенность общественных институтов и отсутствие объединения усилий и координации.Дело в том, что в решающем звене образования университете, академиях, институтах, государственные институты управления образования иинституты гражданского общества существуют параллельно, а ведь две параллели могут, как известно, и не пересекаться. Дело в том, что существующая система государственных органов и общественных объединений в таком виде существовала на всем этапе прежнего общества и, несмотря на все перестройки, реформирования, модернизации, спокойно существует и сейчас, т.е. нет новых инновационных механизмов и технологий взаимодействия государственных и общественных объединений вузов, а старые потеряли эффективность и привлекательность.Что сегодня понимается под вузовскими общественными объединениями, самодеятельными организациями? Это сотни советов, комиссий, комитетов, объединений, движений, не связанных единой идеологией, стратегий реформирования и развития своего вуза. Каждый из них решает какую то частную задачу, не зная и не понимая, а что делают в это время подобные организации с лева, с права или по центру, а потому каждому из них их работа кажется малозначимой, невидной и неинтересной.А почему бы, не осмыслив существующую практику, не попробовать новые инновационные формы и методы взаимодействия государственных и общественных институтов, которые бы соответствовали масштабам демократизации, реформирования и модернизации. В частности, на общественном собрании, конференции, конгрессе институтов гражданского общества необходимо создать ассоциацию общественных институтов, и координирующим центром всех общественных организаций вуза, где будет предлагаться единая программа, стратегия, деятельности общественных объединенийна весь учебный год, а председатель этой ассоциации на правах полноправного представительства войдет в состав Ученого Совета, ректората, попечительского Совета, возможно, в городской или областной Совет народных депутатов и т.д. В этих условиях голос институтов гражданского общества приобретет более весомую значимость в повышении качества образования и воспитания, в социальном обеспечении студенчества, а так же борьбы с коррупцией, алкоголизмом, наркоманией и другими антиобщественными явлениями. На наш взгляд, это значительно повысит эффективность деятельности государственных органов вуза ректората, деканатов, различных управлений, отделов, профессорскопреподавательского состава, ученого совета и особенно института гражданского общества.Современное образование требует постоянного движения вперед, вливания новых идей и мыслей. И чтобы за всем этим успеть и позволить образованию в России стать высоко результативным и востребованным, без институтов гражданского общества, на наш взгляд, здесь никак не обойтись, поскольку именно в недрах гражданского общества зарождаются различные теории, модели развития образования, философия и нравственность воплощения в жизнь инновационных механизмов, помогая организовать дошкольное и семейное образование, 4дистанционное обучение инвалидов, добиваясь воплощения в жизнь разнообразных образовательных программ, обеспечивающих мобильность и гибкое реагирование на запросы общества и рынка. Следует отметить, что законопроект «Об образовании в Российской Федерации» прошел довольно широкое общественное обсуждение, в том числе при участии различных общественнообразовательных организаций, что создает благоприятные условия для учета мнений и конкретных предложений граждан и институтов общественного мнения. Кстати, на этапе обсуждения и в прямом обращении отмечалось, что на определенном этапе в институтах гражданского общества появилось некоторое недопонимание сущности самого процесса реформирования, т.е. многие считают, что современное образование нуждается не просто в переходе на западную систему обучения, а поэтапном формировании качественно нового отечественного образования. Непонимание вызвано тем, что в основе происходящих дискуссий акцентировалось основное внимание не на качестве процесса обучения и воспитания, а на открывающиеся возможности коммерцелизации образования, не задумываясь о духовнонравственной сфере получения образования.Попытки во что бы то ни стало осуществить реформирование российских вузов, независимо от их специфики и без учета мнения институтов гражданскогообщества, привели во многих вузах к новым вопросам и дискуссиям. В частности, в связи с этим возникают вопросы, будет ли образование нового поколения (баколавриат и магистратура) благоприятно влиять на социальноэкономическое развитие страны, формирование профессиональных и духовнонравственных качеств, национальные интересы страны. Многие ученые говорят о необходимости перехода на 2х уровневую систему образования, которой отдают предпочтение все современные страны мира, но так чтобы не ослабить и не нанести вред отечественным достижениям в этой сфере. Поэтому, разумеется, российское образование не может стоять в стороне от этой тенденции и обязано пройти этот этап развития, не утратив приоритетов и национальных особенностей своего отечественного образования. В целом, соглашаясь с концепцией реформирования образования, представители гражданского общества аргументированно убеждают органы власти и государственного управления в том, что новая система образования требует дальнейшего совершенствования, разумного и взвешенного и, главное, творческого подхода с учетом исторических, национальных и культурных особенностей нашей страны, поскольку в происходящей интеграции надо видеть источник будущих проблем страны, поскольку «российские вузы не смогут в обозримомперспективе стать полноценной заменой академической науке, сочетающей фундаментальность и прикладную направленность»[5].Институты гражданского общества в развитии образовательного процесса безусловно обрели определенный опыт и знания. Обратим внимание натакую составляющую, как стремление не только к получению достойного образования, но и определенного места и роли студенчества в социальнопроизводственной деятельности. Эта проблема значима для выпускников, их родителей, многих общественных институтов гражданского общества, действующих непосредственно в высших учебных заведениях, которым важна перспектива трудоустройства студентов после окончания вуза. Отсутствие распределительной системы порождает полную неопределенность в решении этого вопроса. И тем неменее, общественные институты гражданского общества с одной стороны ставят эти вопросы перед государственными и муниципальными органами, а с другой привлекают к этой работе Ассоциации выпускников вузов, которые в большей степени владеют информацией о востребованности своих коллег, поскольку они хорошо осведомлены о качестве образования в том или ином вузе.
5Заслуживает внимания деятельность другого института объединения работодателей, которое совместно с руководством вуза, общественными объединениями ведут учет выпускников вуза по соответствующим специальностям, организует преддипломную практику, приглашает к сотрудничеству в свои организации, предлагает рекомендации по совершенствованию программ в соответствии с профилем их производства, которые, к стати, сводятся к абстрактным пожеланиям и с трудом могут быть реализованы с учетом уже сложившихся стандартов образования и учебных планов, что означает, что проводимые реформы не вполне согласованны с обществом и далеко не во всем соответствуют его долгосрочным планам.Все эти образовавшиеся проблемы и трудности свидетельствуют о том, что образовательные реформы последних десятилетий, как известно, имели целью приблизить систему образования к реальным потребности российской экономики. В этой связи образованиедолжно было развиваться темпами, опережающими потребностями в экономике и в общественной жизни, но, оказывается, трактовка образования только как услуги, которая предоставляется на рынок по запросу потребителя, на практике означает всего лишь «идти на поводу у потребителя» с его сегодняшними потребностями, зачастую несоответствующими рыночным реалиям, которые мы наблюдаем, фиксируя перепроизводство экономистов и юристов, отсутствие у абитуриентов ощущения перспектив в отношении сфер своей деятельности.Наш анализ показывает, что в современной социальноэкономической реальности образование, подготовка специалистов не может быть самоцелью, а потому неконтролируемое огромное количество многократно дублирующих образовательные учреждения только усугубляет дисбаланс между количеством и качеством, между «коммерческим набором» и реальной потребностью специалистов. Фактически это положение признает и Коллегия Министерства образования и науки Российской Федерации, заседание которого состоялось 6 декабря 2011 года, где отмечалось, что в 2012 году количество контрольных цифр приёма в вузы планируется сохранить на уровне 2011 года; сохраняется несбалансированность числа выпускников учреждений профобразования и кадровой потребности рынка труда; продолжается тенденция несоответствия уровня квалификации выпускников предъявляемым к ним требованиям, что связано, в том числе, с приёмом в вузы абитуриентов, недостаточно подготовленных и слабо мотивированных к освоению профессиональных образовательных программ[6]. В этом направлении рассуждают и представители парламентских партий, являющихся также составной частью гражданского общества.Наиболее полно данная проблема отражена в предвыборных программах политических партий. Разумеется, предвыборный период оставляет свой характер борьбы, радикальности, стремления к победе во чтобы то ни стало. И тем не менее, на их оценку следует обратить внимание, поскольку при всей категоричности они отражают определенные настроения, когда обращают внимание на то, что система образования настолько ослабла, что уже даже не слишком богатые семьи стараются отправить своих детей за границу, перекосы в рыночных отношениях способствуют деградации науки, образования и культуры. Более приемлемые замечания и рекомендации естественно имеются и в программных документах «Единой России.В Послании Президента РФ В.В. Путина впервые был изложен качественноновый подход к совершенствованию образования и воспитания, в частности, обращено внимание на отказ от идеологии образования и воспитания без должного анализа, в результате чего на улицах наших городов и поселков мы видим эти негативные последствия, «к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры, … традиционных ценностей, равнодушии к общественным 6делам часто, в готовности мириться с коррупцией, с наглым стяжательством, с проявлениями экстремизма и оскорбительного поведения». Все это, как известно, создает «угрозы обществу, безопасности, да и целостности России»[7]. Как никогда, сегодня возросла объективная необходимость возращения ценностей соединения образовательного процесса с духовнонравственным воспитанием в учебных заведениях страны. Особый акцент делается на воспитании патриотизма, нравственности, уважении славным традициям многонационального народа, отстоявшего суверенитет, честь и достоинство нашей страны. «Мы должны, подчеркивается в Послании Президента РФ В.В. Путина, укреплять прочную духовнонравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики»[8]. Разумеется, президент не излагал механизмы и технологии решения этой проблемы. Это дело педагогических коллективов, общественных объединений и организаций.Нельзя не согласиться с О.В. Кашириной[9], а что воспитательная функция сегодня возвращаетсяв школы и вузы во многом по настоянию института родительской общественности. Запрос на коммуникацию ценностей растет в обществе, что означает во многом возврат к цели воспитания гармоничных личностей, а не просто «компетентных потребителей». Это, безусловно, не означает механической репликации отживших методик и эксплуатации прежней идеологии. Инвестиции в человеческий капитал это не просто знания, а умение людей и желание людей учиться, узнавать новое, адаптироваться к миру, в котором перемены становятся повседневной нормой.Но именно воспитание частной инициативы и готовности брать на себя ответственность менять мир, преобразовывать его и не хватает российскому образованию. Именно в этом ключе следует развивать содержательное наполнение российских образовательных программ[10].В выступлении Министра образования и науки РФ Д.В. Ливанова на заседании Президиума Правительства Российской Федерации 26 июля 2012 г. была предложена концепция дальнейшего совершенствования образования в РФ, так же было отмечено, что «российское образование является одним из прогрессивных для своего времени и во многом выполнило свою задачу, что не может в полной мере идти в ногу с развивающимися странами»[11].Один из первых указов Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» содержит поручение Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации «обеспечить до конца 2013 года реализацию мероприятий по поддержке педагогических работников, осуществления широких мер по выполнению замечаний и предложений, предложенных общественностью в ходе избирательной кампании.В числе эффективных мер по дальнейшему совершенствованию образования, безусловно, является новый закон об образовании в Российской Федерации, принятый 29 декабря 2012 г., который стал итогом всенародного обсуждения различных изменений. Особенностью нового закона является то, что в нем около 150 отсылочных норм на другие законы и нормативные акты, что позволяет в настоящее время более конкретно решать назревшие проблемы. В этой связи с учетом различных институтов гражданского общества было бы целесообразно взять под контроль решение таких проблем как: институционализация сельских школ; поддержку родителей дошкольников; распределение бюджетных мест в колледжах и вузах; реализацию права студентов на общежитие; изучение религий и т.д. Особенно заслуживают внимание такие проблемы, как финансирование образовательных учреждений, статус педагога, внедрение новейших технологий, 7трудоустройство выпускников вузов, колледжей, профессиональных учебных заведений.За последнее время в целях дальнейшего совершенствования качества образования Министерство образования проводит плановыеаттестации целого ряда вузов, в результате чего часть из них была признанна неэффективной, что предполагает кардинальную работу по устранению имеющихся недостатков и, как крайняя мера, объединение неэффективных вузов с более прогрессивными с учетом дублирования учебных программ и специальностей.Таким образом, реформирование и демократизация российского образования является важнейшим фактором развития российского гражданского общества, поскольку на современном этапе образование является составной частью формирования личности, системы социального обеспечения, гарантом общественной стабильности, а также воспроизводства социальноэкономического потенциала, развития социальной структуры общества в целях поддержания социального порядка и осуществления социального контроля.К сожалению, анализ реальных действий показывает немало проблем в реализации планов развития системы образования, которые предстоит реализовать не только усилиями государственного и муниципального управления, но и активного участия институтов гражданского общества «…через модернизацию экономики и развитие инновационных отраслей мы сможем полностью реализовать свой потенциал в области образования и науки»[12]1.На современном этапе общественного развития с учетом исторического и современного опыта развития нашей страны будет, несомненно,повышаться место и роль гражданского общества в развитии образования в России, чтобы оно активно способствовало решению социальноэкономических задач, региональному развитию, укреплению единства и стабильности Российского общества.
Ссылки на источники:1.ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=140174. Дата обращения: 14.01.2013. 2.Конституция РФ, М., 2010. Раздел.I. ст.3.3.Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. 26 мая 2004. [Электронный ресурс] Режим доступа: // URL: http://www.kremlin.ru/appears/2004/05/64879.shtml. Датаобращения: 16.01.2012.4.Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. 16 мая 2003. [Электронный ресурс] Режим доступа: // http://pravdaoputine.ru/officialputin/putinposlaniefederalnomusobraniyurossiyskoyfederatsii2003textaudio. Дата обращения. 16.01.2013.5.Егорова Ю.А. Проблема интеграции науки и образования [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=2879. Дата обращения 16.10.20126.Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: // http://xn-80abucjiibhv9a.xn-plai/ Дата обращения: 15.01.2013.7.Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г.Москва, Кремль. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/17118.Дата обращения: 22.01.2013.8.Там же. С.11. 1Выступление В.В. Путина на Заседании Совета по модернизации экономики и инновационному развитию. 24 октября 2012 года, 17:30 Московская область, НовоОгарёво[Электронный ресурс] Режим доступа: // http://www.kremlin.ru/news/16708Дата обращения. 16.01.2013.
89.Генеральный секретарь российского союза ректоров.10.Независимая газета. 16 мая 2012. [Текст] С.2.11.Выступление Министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова на заседании Президиума Правительства России 26 июля 2012 года [Электронный ресурс] Режим доступа: // http://минобрнауки.рф. Дата обращения: 15.01.2013.12.Выступление В.В. Путина на Заседании Совета по модернизации экономики и инновационному развитию. 24 октября 2012 года, 17:30 Московская область, НовоОгарёво [Электронный ресурс] Режим доступа: // http://www.kremlin.ru/news/16708Дата обращения. 16.01.2013.
Stebletsova N.N.
CIVIL SOCIETY AS A FACTOR OF EDUCATION AND TRAINING EFFECTIVENESS INCREASEA place and a role of civil society on the education and training effectiveness increase in democratization and modernization conditions of Russian society are described in the article. The author has focused her attention on positive and negative aspects of the problem, has concluded and offered definite suggestions for reforming and modernization.Key words:education, training, reforming, modernization, civil society institutions, educational politics
Гражданское общество как фактор повышения эффективности образования и воспитания
В статье поставлено и раскрыто место и роль гражданского общества вповышении эффективности образования и воспитания в условиях демократизации и модернизации российского общества. Акцентируется внимание на позитивных и негативных аспектах этой проблемы, делаются выводы, вносятся определенные предложения реформирования и модернизации.Ключевые слова: образование, воспитание, реформирование, модернизация, институты гражданского общества, образовательная политика.
Stebletsova N.N.
CIVIL SOCIETY AS A FACTOR OF EDUCATION AND TRAINING EFFECTIVENESS INCREASEA place and a role of civil society on the education and training effectiveness increase in democratization and modernization conditions of Russian society are described in the article. The author has focused her attention on positive and negative aspects of the problem, has concluded and offered definite suggestions for reforming and modernization.Key words:education, training, reforming, modernization, civil society institutions, educational politics
В соответствии с Конституцией РФ человек является высшей ценностью государства и общества, которые призваны проявлять необходимую заботу,в том числе об образовании и воспитании граждан. Именно государство определяет стратегию образования и его демократические, социальные, правовые основы, формирует кадровый потенциал, финансовое и материальное техническое обеспечение.Важным событием в дальнейшем совершенствовании современного этапа образования является новый закон «Об образовании в Российской Федерации», который устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные функции государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности; определяет правовое положение участников в сфере образования[1].Так по итогам всенародного обсуждения законопроекта об образовании определились новые основные принципы государственной политики правового регулирования в сфере образования, в частности: признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование; гуманистический характер образования; единство образовательного пространства на территории Российской Федерации; светский характер образования; обеспечение права на образование; автономия образовательных организаций; демократический характер управления образованием; сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.Сомнений нет, государство сложнейшее общественное образование, универсальная территориальная организация общества, решающая проблемы 2жизнедеятельности, развития экономического и оборонного потенциала, международного сотрудничества, становления и развития социальных проблем, в том числе образования и воспитания.Как известно граждане РоссийскойФедерации, объединенные в различные ассоциации, институты гражданского общества так же стремятся реализовать свое «право участвовать в управлении государственными делами, непосредственно, а так же через органы государственной власти и органы местного самоуправления»[2].Вовлечение в процесс управления индивидуумов и различных общественных объединений, институтов гражданского общества структурирует и организует взаимодействие государства и общества, позволяет людям глубже познавать проблемы бытия, слушать ипонимать друг друга, согласовывать различные точки зрения. При этом, в процессе совместного обсуждения общих вопросов и работы над ними люди начинают лучше понимать друг друга, достигать консолидации активной части населения на основе осознания общих интересов, повышения уровня понимания общих задач и проблем.Более того, становление и развитие гражданского общества является основой демократического строительства в Российской Федерации. В связи с этим В.В. Путин отмечал, что «без зрелого гражданского общества невозможно эффективное решение насущных проблем людей»[3]и «только повседневная связь государства и общества способна уберечь власть от совершения серьезных политических ошибок»[4].Вопрос о взаимоотношении власти и общества является не только центром всеобщего внимания, но и является важнейшей основой развития реформирования и демократизации в нашей стране. Здесь стоит обратить внимание, что в период радикальных общественных изменений, происходящих в российском обществе, понимание становления и развития гражданского общества открывает больше возможности трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию, формированию нового подхода к успешному функционированию и взаимодействию государства и гражданского общества в социальнополитическом процессе, в том числе и реформировании народного образования.Из этого следует, что за судьбу нашего российского образования несет ответственность не только государственные министерства и ведомства, департаменты и управления, но и оборотная сторона государства институты гражданского общества в виде индивидуумов, отдельных граждан, различных ассоциаций, общественных объединений, профессиональны союзов, некоммерческих организаций.Наш анализ показывает, что фактически российское образованиепо своей сущности является с одной стороны государственным, с другой институтом гражданского общества, где жестко переплетаются государственное управление и общественное самоуправление. В лице ректората, деканов, учебных, научных, организационных управлений, системы жизнеобеспечения это классическое государственное управление.Вместе с тем, в каждом учебном заведении присутствует мощный институт гражданского общества со своим уставом, структурой, общественным самоуправлением, попечительским и родительским комитетом, студенческим советом, классными руководителями, кураторами, старостатом, профсоюзами, молодежными общественными объединениями, творческими коллективами и т.д. В принятой резолюции на Берлинской конференции министров ответственных за образование, подчеркивается, что студенты являются полноправными партнерами в управлении образовательным процессом. Фактически в отдельных учебных заведениях в подобные общественные институты гражданского общества входит до 350% всех работающих и обучающихся. Как известно, общественные институты созданы и успешно работают на региональном и федеральном уровнях, в частности, подобные институты созданы и при Президенте РФ, при губернаторах, Министерстве образования, общероссийском союзе ректоров, ассоциации классических университетов РФ, ассоциации выпускников вузов и.т.д.Разумеется, в институте гражданского общества сегодня масса проблем организационного, содержательного, материальнотехнического характера, но это проблемы только становления и развития. Но об одной из них следует сказать, что очень заметна разобщенность общественных институтов и отсутствие объединения усилий и координации.Дело в том, что в решающем звене образования университете, академиях, институтах, государственные институты управления образования иинституты гражданского общества существуют параллельно, а ведь две параллели могут, как известно, и не пересекаться. Дело в том, что существующая система государственных органов и общественных объединений в таком виде существовала на всем этапе прежнего общества и, несмотря на все перестройки, реформирования, модернизации, спокойно существует и сейчас, т.е. нет новых инновационных механизмов и технологий взаимодействия государственных и общественных объединений вузов, а старые потеряли эффективность и привлекательность.Что сегодня понимается под вузовскими общественными объединениями, самодеятельными организациями? Это сотни советов, комиссий, комитетов, объединений, движений, не связанных единой идеологией, стратегий реформирования и развития своего вуза. Каждый из них решает какую то частную задачу, не зная и не понимая, а что делают в это время подобные организации с лева, с права или по центру, а потому каждому из них их работа кажется малозначимой, невидной и неинтересной.А почему бы, не осмыслив существующую практику, не попробовать новые инновационные формы и методы взаимодействия государственных и общественных институтов, которые бы соответствовали масштабам демократизации, реформирования и модернизации. В частности, на общественном собрании, конференции, конгрессе институтов гражданского общества необходимо создать ассоциацию общественных институтов, и координирующим центром всех общественных организаций вуза, где будет предлагаться единая программа, стратегия, деятельности общественных объединенийна весь учебный год, а председатель этой ассоциации на правах полноправного представительства войдет в состав Ученого Совета, ректората, попечительского Совета, возможно, в городской или областной Совет народных депутатов и т.д. В этих условиях голос институтов гражданского общества приобретет более весомую значимость в повышении качества образования и воспитания, в социальном обеспечении студенчества, а так же борьбы с коррупцией, алкоголизмом, наркоманией и другими антиобщественными явлениями. На наш взгляд, это значительно повысит эффективность деятельности государственных органов вуза ректората, деканатов, различных управлений, отделов, профессорскопреподавательского состава, ученого совета и особенно института гражданского общества.Современное образование требует постоянного движения вперед, вливания новых идей и мыслей. И чтобы за всем этим успеть и позволить образованию в России стать высоко результативным и востребованным, без институтов гражданского общества, на наш взгляд, здесь никак не обойтись, поскольку именно в недрах гражданского общества зарождаются различные теории, модели развития образования, философия и нравственность воплощения в жизнь инновационных механизмов, помогая организовать дошкольное и семейное образование, 4дистанционное обучение инвалидов, добиваясь воплощения в жизнь разнообразных образовательных программ, обеспечивающих мобильность и гибкое реагирование на запросы общества и рынка. Следует отметить, что законопроект «Об образовании в Российской Федерации» прошел довольно широкое общественное обсуждение, в том числе при участии различных общественнообразовательных организаций, что создает благоприятные условия для учета мнений и конкретных предложений граждан и институтов общественного мнения. Кстати, на этапе обсуждения и в прямом обращении отмечалось, что на определенном этапе в институтах гражданского общества появилось некоторое недопонимание сущности самого процесса реформирования, т.е. многие считают, что современное образование нуждается не просто в переходе на западную систему обучения, а поэтапном формировании качественно нового отечественного образования. Непонимание вызвано тем, что в основе происходящих дискуссий акцентировалось основное внимание не на качестве процесса обучения и воспитания, а на открывающиеся возможности коммерцелизации образования, не задумываясь о духовнонравственной сфере получения образования.Попытки во что бы то ни стало осуществить реформирование российских вузов, независимо от их специфики и без учета мнения институтов гражданскогообщества, привели во многих вузах к новым вопросам и дискуссиям. В частности, в связи с этим возникают вопросы, будет ли образование нового поколения (баколавриат и магистратура) благоприятно влиять на социальноэкономическое развитие страны, формирование профессиональных и духовнонравственных качеств, национальные интересы страны. Многие ученые говорят о необходимости перехода на 2х уровневую систему образования, которой отдают предпочтение все современные страны мира, но так чтобы не ослабить и не нанести вред отечественным достижениям в этой сфере. Поэтому, разумеется, российское образование не может стоять в стороне от этой тенденции и обязано пройти этот этап развития, не утратив приоритетов и национальных особенностей своего отечественного образования. В целом, соглашаясь с концепцией реформирования образования, представители гражданского общества аргументированно убеждают органы власти и государственного управления в том, что новая система образования требует дальнейшего совершенствования, разумного и взвешенного и, главное, творческого подхода с учетом исторических, национальных и культурных особенностей нашей страны, поскольку в происходящей интеграции надо видеть источник будущих проблем страны, поскольку «российские вузы не смогут в обозримомперспективе стать полноценной заменой академической науке, сочетающей фундаментальность и прикладную направленность»[5].Институты гражданского общества в развитии образовательного процесса безусловно обрели определенный опыт и знания. Обратим внимание натакую составляющую, как стремление не только к получению достойного образования, но и определенного места и роли студенчества в социальнопроизводственной деятельности. Эта проблема значима для выпускников, их родителей, многих общественных институтов гражданского общества, действующих непосредственно в высших учебных заведениях, которым важна перспектива трудоустройства студентов после окончания вуза. Отсутствие распределительной системы порождает полную неопределенность в решении этого вопроса. И тем неменее, общественные институты гражданского общества с одной стороны ставят эти вопросы перед государственными и муниципальными органами, а с другой привлекают к этой работе Ассоциации выпускников вузов, которые в большей степени владеют информацией о востребованности своих коллег, поскольку они хорошо осведомлены о качестве образования в том или ином вузе.
5Заслуживает внимания деятельность другого института объединения работодателей, которое совместно с руководством вуза, общественными объединениями ведут учет выпускников вуза по соответствующим специальностям, организует преддипломную практику, приглашает к сотрудничеству в свои организации, предлагает рекомендации по совершенствованию программ в соответствии с профилем их производства, которые, к стати, сводятся к абстрактным пожеланиям и с трудом могут быть реализованы с учетом уже сложившихся стандартов образования и учебных планов, что означает, что проводимые реформы не вполне согласованны с обществом и далеко не во всем соответствуют его долгосрочным планам.Все эти образовавшиеся проблемы и трудности свидетельствуют о том, что образовательные реформы последних десятилетий, как известно, имели целью приблизить систему образования к реальным потребности российской экономики. В этой связи образованиедолжно было развиваться темпами, опережающими потребностями в экономике и в общественной жизни, но, оказывается, трактовка образования только как услуги, которая предоставляется на рынок по запросу потребителя, на практике означает всего лишь «идти на поводу у потребителя» с его сегодняшними потребностями, зачастую несоответствующими рыночным реалиям, которые мы наблюдаем, фиксируя перепроизводство экономистов и юристов, отсутствие у абитуриентов ощущения перспектив в отношении сфер своей деятельности.Наш анализ показывает, что в современной социальноэкономической реальности образование, подготовка специалистов не может быть самоцелью, а потому неконтролируемое огромное количество многократно дублирующих образовательные учреждения только усугубляет дисбаланс между количеством и качеством, между «коммерческим набором» и реальной потребностью специалистов. Фактически это положение признает и Коллегия Министерства образования и науки Российской Федерации, заседание которого состоялось 6 декабря 2011 года, где отмечалось, что в 2012 году количество контрольных цифр приёма в вузы планируется сохранить на уровне 2011 года; сохраняется несбалансированность числа выпускников учреждений профобразования и кадровой потребности рынка труда; продолжается тенденция несоответствия уровня квалификации выпускников предъявляемым к ним требованиям, что связано, в том числе, с приёмом в вузы абитуриентов, недостаточно подготовленных и слабо мотивированных к освоению профессиональных образовательных программ[6]. В этом направлении рассуждают и представители парламентских партий, являющихся также составной частью гражданского общества.Наиболее полно данная проблема отражена в предвыборных программах политических партий. Разумеется, предвыборный период оставляет свой характер борьбы, радикальности, стремления к победе во чтобы то ни стало. И тем не менее, на их оценку следует обратить внимание, поскольку при всей категоричности они отражают определенные настроения, когда обращают внимание на то, что система образования настолько ослабла, что уже даже не слишком богатые семьи стараются отправить своих детей за границу, перекосы в рыночных отношениях способствуют деградации науки, образования и культуры. Более приемлемые замечания и рекомендации естественно имеются и в программных документах «Единой России.В Послании Президента РФ В.В. Путина впервые был изложен качественноновый подход к совершенствованию образования и воспитания, в частности, обращено внимание на отказ от идеологии образования и воспитания без должного анализа, в результате чего на улицах наших городов и поселков мы видим эти негативные последствия, «к сожалению, тогда же были утрачены и многие нравственные ориентиры, … традиционных ценностей, равнодушии к общественным 6делам часто, в готовности мириться с коррупцией, с наглым стяжательством, с проявлениями экстремизма и оскорбительного поведения». Все это, как известно, создает «угрозы обществу, безопасности, да и целостности России»[7]. Как никогда, сегодня возросла объективная необходимость возращения ценностей соединения образовательного процесса с духовнонравственным воспитанием в учебных заведениях страны. Особый акцент делается на воспитании патриотизма, нравственности, уважении славным традициям многонационального народа, отстоявшего суверенитет, честь и достоинство нашей страны. «Мы должны, подчеркивается в Послании Президента РФ В.В. Путина, укреплять прочную духовнонравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики»[8]. Разумеется, президент не излагал механизмы и технологии решения этой проблемы. Это дело педагогических коллективов, общественных объединений и организаций.Нельзя не согласиться с О.В. Кашириной[9], а что воспитательная функция сегодня возвращаетсяв школы и вузы во многом по настоянию института родительской общественности. Запрос на коммуникацию ценностей растет в обществе, что означает во многом возврат к цели воспитания гармоничных личностей, а не просто «компетентных потребителей». Это, безусловно, не означает механической репликации отживших методик и эксплуатации прежней идеологии. Инвестиции в человеческий капитал это не просто знания, а умение людей и желание людей учиться, узнавать новое, адаптироваться к миру, в котором перемены становятся повседневной нормой.Но именно воспитание частной инициативы и готовности брать на себя ответственность менять мир, преобразовывать его и не хватает российскому образованию. Именно в этом ключе следует развивать содержательное наполнение российских образовательных программ[10].В выступлении Министра образования и науки РФ Д.В. Ливанова на заседании Президиума Правительства Российской Федерации 26 июля 2012 г. была предложена концепция дальнейшего совершенствования образования в РФ, так же было отмечено, что «российское образование является одним из прогрессивных для своего времени и во многом выполнило свою задачу, что не может в полной мере идти в ногу с развивающимися странами»[11].Один из первых указов Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» содержит поручение Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации «обеспечить до конца 2013 года реализацию мероприятий по поддержке педагогических работников, осуществления широких мер по выполнению замечаний и предложений, предложенных общественностью в ходе избирательной кампании.В числе эффективных мер по дальнейшему совершенствованию образования, безусловно, является новый закон об образовании в Российской Федерации, принятый 29 декабря 2012 г., который стал итогом всенародного обсуждения различных изменений. Особенностью нового закона является то, что в нем около 150 отсылочных норм на другие законы и нормативные акты, что позволяет в настоящее время более конкретно решать назревшие проблемы. В этой связи с учетом различных институтов гражданского общества было бы целесообразно взять под контроль решение таких проблем как: институционализация сельских школ; поддержку родителей дошкольников; распределение бюджетных мест в колледжах и вузах; реализацию права студентов на общежитие; изучение религий и т.д. Особенно заслуживают внимание такие проблемы, как финансирование образовательных учреждений, статус педагога, внедрение новейших технологий, 7трудоустройство выпускников вузов, колледжей, профессиональных учебных заведений.За последнее время в целях дальнейшего совершенствования качества образования Министерство образования проводит плановыеаттестации целого ряда вузов, в результате чего часть из них была признанна неэффективной, что предполагает кардинальную работу по устранению имеющихся недостатков и, как крайняя мера, объединение неэффективных вузов с более прогрессивными с учетом дублирования учебных программ и специальностей.Таким образом, реформирование и демократизация российского образования является важнейшим фактором развития российского гражданского общества, поскольку на современном этапе образование является составной частью формирования личности, системы социального обеспечения, гарантом общественной стабильности, а также воспроизводства социальноэкономического потенциала, развития социальной структуры общества в целях поддержания социального порядка и осуществления социального контроля.К сожалению, анализ реальных действий показывает немало проблем в реализации планов развития системы образования, которые предстоит реализовать не только усилиями государственного и муниципального управления, но и активного участия институтов гражданского общества «…через модернизацию экономики и развитие инновационных отраслей мы сможем полностью реализовать свой потенциал в области образования и науки»[12]1.На современном этапе общественного развития с учетом исторического и современного опыта развития нашей страны будет, несомненно,повышаться место и роль гражданского общества в развитии образования в России, чтобы оно активно способствовало решению социальноэкономических задач, региональному развитию, укреплению единства и стабильности Российского общества.
Ссылки на источники:1.ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273ФЗ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=140174. Дата обращения: 14.01.2013. 2.Конституция РФ, М., 2010. Раздел.I. ст.3.3.Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. 26 мая 2004. [Электронный ресурс] Режим доступа: // URL: http://www.kremlin.ru/appears/2004/05/64879.shtml. Датаобращения: 16.01.2012.4.Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. 16 мая 2003. [Электронный ресурс] Режим доступа: // http://pravdaoputine.ru/officialputin/putinposlaniefederalnomusobraniyurossiyskoyfederatsii2003textaudio. Дата обращения. 16.01.2013.5.Егорова Ю.А. Проблема интеграции науки и образования [Электронный ресурс] Режим доступа:http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=2879. Дата обращения 16.10.20126.Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: // http://xn-80abucjiibhv9a.xn-plai/ Дата обращения: 15.01.2013.7.Послание Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г.Москва, Кремль. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/17118.Дата обращения: 22.01.2013.8.Там же. С.11. 1Выступление В.В. Путина на Заседании Совета по модернизации экономики и инновационному развитию. 24 октября 2012 года, 17:30 Московская область, НовоОгарёво[Электронный ресурс] Режим доступа: // http://www.kremlin.ru/news/16708Дата обращения. 16.01.2013.
89.Генеральный секретарь российского союза ректоров.10.Независимая газета. 16 мая 2012. [Текст] С.2.11.Выступление Министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова на заседании Президиума Правительства России 26 июля 2012 года [Электронный ресурс] Режим доступа: // http://минобрнауки.рф. Дата обращения: 15.01.2013.12.Выступление В.В. Путина на Заседании Совета по модернизации экономики и инновационному развитию. 24 октября 2012 года, 17:30 Московская область, НовоОгарёво [Электронный ресурс] Режим доступа: // http://www.kremlin.ru/news/16708Дата обращения. 16.01.2013.
Stebletsova N.N.
CIVIL SOCIETY AS A FACTOR OF EDUCATION AND TRAINING EFFECTIVENESS INCREASEA place and a role of civil society on the education and training effectiveness increase in democratization and modernization conditions of Russian society are described in the article. The author has focused her attention on positive and negative aspects of the problem, has concluded and offered definite suggestions for reforming and modernization.Key words:education, training, reforming, modernization, civil society institutions, educational politics