Анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, в свете цер- ковно-педагогического опыта
Выпуск:
ART 53073
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тукиш
В.
А. Анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, в свете цер- ковно-педагогического опыта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2013. – Т. 3. – С.
356–360. – URL:
http://e-koncept.ru/2013/53073.htm.
Аннотация. Исследование жизни и деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) позволяет утверждать, что им внесён заметный вклад не только в российскую науку и культуру. Многогранная деятельность русского миссионера-просветителя оказала существенное влияние, как на российскую, так и на зарубежную, в частности американскую, культурно-просветительскую деятельность в северных территориях.
Ключевые слова:
церковно-педагогическая деятельность, реформы системы духовного образования, миссия, просвящение
Текст статьи
Анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского,в свете церковнопедагогического опытаТукиш В.А.,к.пед.н.,доцент кафедры ПиПНОиДВ СевероВосточногогосударственного университета (г.Магадан)
Исследование жизни и деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) позволяет утверждать, что им внесён заметный вклад не только в российскую науку и культуру. Многогранная деятельность русского миссионерапросветителя оказала существенное влияние, как на российскую, так и на зарубежную, в частности американскую, культурнопросветительскую деятельность в северных территориях. В современных условиях изменения российского общества, обусловившего реформирование системы образования, трансформирование социальнокультурной среды и преобразование в целом образовательнокультурного пространства России обращение к наследию просветителей окраинных земель способно помочь в решении целого ряда проблем. Опыт церковнопедагогической деятельности в истории России рассматривается в настоящее время в качестве источника информации, позволяющего судить о тенденциях развития образовательнокультурного пространства нашего Отечества. В этой связи, анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в свете церковнопедагогического опыта призван отразить уникальную специфику построения отечественной системы образования в отдалённых российских территориях и нацеленность на интеграцию её культурнообразовательного потенциала в общероссийское образовательное пространство.
Педагогические идеи святителя сформулированы им в его проповедях, научноисследовательских и просветительских трудах, дневниках, мемуарах, в обширном эпистолярном наследии, а также сохранены в исторической литературе как воспоминания детей, близких людей и учеников о собственной образовательной деятельности святителя. Проведённый в рамках данного исследования контентанализ материалов,содержащих информацию о жизнедеятельности святителя Иннокентия (Вениаминова), даёт основания для выводао том, что его педагогические идеи, отражённые в просветительской деятельности и научных трудах, образуют собой единую смысловую систему. Названная система обладает признаками функциональной полноты и непротиворечивости [131, с. 14], содержит в себе цели, задачи, способы функционирования, принципы деятельности, перечень методов и средств и может быть отнесена к разряду педагогических систем.Охарактеризуембазовые компоненты системы педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова). Рассмотрение фактов жизнедеятельностибудущего святителя, характеристика социокультурной обстановки того времени, когда он жил и работал, анализ тематики его научных исследований, содержание эпистолярного творчества показало прямую связь того, что было создано святителем с событиями, происходящими в России в исследуемый период. Многообразие мыслей, советов, идей, пожеланий святителя обусловлено христианским образом миропонимания и собственным его богослужебным опытом и молитвенной практикой, что позволяет говорить об оставленном святителем духовном наследии, пополнившем сокровищницу русского православия. Духовное наследие святителя Иннокентия (Вениаминова) адресовано в первую очередь российской культуре и народу и посвящено идее преображения России христианским учением и служением. Рассмотрение духовного наследия святителя Иннокентия (Вениаминова) в контексте социокультурной обстановки России конца XIXXXвека позволило выявить основные факторы, свидетельствующие об актуальности применения высказанных им идей в настоящее время.
Проведение реформ светского и духовного образования в начале XIX века (18031808гг.) привело к появлению образовательной системы, бессословной и обладающей преемственностью учебных программ. Реформы системы духовного образования (1867г.) способствовали реорганизации духовных академий в центральных городах России. В настоящее время процессу реформирования подвержены как светская система высшего образования, так и, после десятилетий вынужденной бездеятельности, реформируется система духовных школ Русской Православной Церкви (училища, семинарии, академии).Сложная социальноэкономическая обстановка в области внутренней и внешней политики России XIX века, обусловленная Великой отечественной войной 1812 г., русскоиранской войной 18261828 гг., русскотурецкой войной18281829 гг., Крымской войной 18531856 гг., восстанием декабристов в 1825 г., продажа Аляски в 1867 году, отразилась в письмах, статьях и проповедях святителя Иннокентия. В настоящее время представляют несомненный интерес его негативная оценка восстания на Сенатской площади, рассуждения о пользе продажи территории русской Америки для дальнейшего развития православия на американском континенте. В период активизации проблемы современного освоения северовосточных земель России, массовым присутствием китайских, вьетнамских и корейских мигрантов на российской территории, достаточно актуальны идеи русского просветителя, высказанные им относительно государственного присутствия в отдалённых российских провинциях. По мысли святителя, просвещение инородцев православием, проповедь на доступном языке, постройка храмов, перевод богослужебной и учебной литературы на местное наречие, сопряжённые с преподаванием общего начального образования, в конечном итоге способствуют укреплению российской государственности в местах проживания нерусских народов.
Названые обстоятельства актуализируют обращение к духовному наследию святителя Иннокентия (Вениаминова) в настоящее время, для решения тех проблем, подобные которым уже находили своё решение в истории отечественной культуры и образования. Значимую часть духовного наследия святителя составляют его педагогические идеи, рождённые из многолетнего опыта миссионерской и просветительской деятельности, что составляет основу его церковнопедагогического опыта. Так, в период проживания святителя на алеутских островах им создаются работы, посвящённые изучению быта, культуры, нравов и верований коренных народов, чем значительно облегчается миссионерскопросветительское служение каждого, кто ознакомится с данными исследованиями святителя. В столичный период служения в должности московского митрополита святитель Иннокентий (Вениаминов) пишет об обязанностях священствующих, монашествующих, настоятелей храмов, руководителей духовных учебных заведений относительно организации и проведения церковнообразовательной деятельности. Все педагогические идеи святителя рождены практикой его священнического служения и пронизаны деятельной любовью и стремлением улучшить жизнь, как целого народа, так и каждого человека в отдельности. При этом смысловым критерием выбора методов и средств просветительской деятельности является принцип спасения бесценной души человека. Это обстоятельство обусловливает возможность рассмотрения системы педагогических идей в качестве подсистемы всего оставленного святителем наследия, логически соединённой с нею, что позволяет использовать дедуктивные методы в исследовании. Система педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) нацелена на осуществление христианского воспитания человека в любом возрасте. Им указывается, какие задачи должны быть решены в первую очередь для достижения этой цели. Этими задачами являются следующие:установление личного контакта с человеком, будь то ребёнок или взрослый;просвещение христианским учением на родном языке и в соответствии с возрастными, индивидуальными, этнокультурными особенностями; обустройство места для проведения богослужений постройка часовни или храма; организация проведения постоянных богослужений; переводы текстов Священного Писания и богослужебных текстов, в первую очередь молитв, на язык местного населения; проповедь Евангелия на родном языке; создание церковноприходской школы для всех категорий верующих; привлечение коренных жителей к церковному служению;
учреждение поместной церкви. Основными видаминазванной деятельности являются миссияи просвещение. При кажущейся внешней однородности этих понятий, они имеют существенные различия. ©Миссияª определяется специалистами как посланничество, несение благой вести о спасении всем народам. Двефункциональные особенности отличают миссионерскую деятельность исполнение воли пославшего, т.е. человек осознаёт свою миссию он выполняет данное ему задание, и благовестие свидетельствование о Христе среди населения, не знающего о христианстве. Следует отметить, что до приезда святителя в северовосточные земли в них уже осуществлялась православная миссия валаамскими монахами, т.е. местное население крестили, наставляли в основах христианского вероучения, однако дальнейшее просвещение новообращённыхв христианскую веру было затруднено. Для осуществления постоянного просвещения требовалось возведение культовых зданий часовен или храмов, перевод богослужебных текстов на местные языки, проповедь, понятная коренному населению на родном языке, постоянное проживание священника в населённом пункте, посещение им домов прихожан, осведомлённость его об условиях их быта и хозяйствования, способствование подготовке священнослужителей из числа местного населения. Эта деятельность обладает уже более просветительскими функциями, в отличие от миссионерской. Анализ жизнедеятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) показал, что им осуществлялись обе названые функции являясь миссионером, святитель неуклонно исполнял просветительскую деятельность. Он изучал быт и нравы, верования коренных народов, среди которых призван был вести миссионерскую деятельность, им были созданы алфавит, букварь и письменность для алеутов.
Весьма специфически будущий святитель изучал особенности духовной жизни коренных народов Кайнего СевероВостока России ©местное духословиеª, так он именовал эти верования. Ведущими идеями изучения священником местного ©духословияª являлись проблемы поиска общих точек соприкосновения местных религиозных верований с христианством. Так, он исследовал, что и алеуты и колоши верят в Творца вселенной, однако поразному представляют Его участие в мироправлении. В каждом народе существовали предания, архетипически воспроизводящие основные библейские повествования о сотворении мира, о всемирном потопе, о вочеловечившемся Боге. Следующим важным открытием исследователя было обнаружение целой системы моральных запретов и предписаний в местных верованиях, напоминающих основные заповеди христианства. Так у алеутов предписывалось во всяком ответственном предприятии и делопроизводстве строго соблюдать целомудрие и телесную чистоту, ©старики говорили, что надобно почитать своих родителей, питать их собственными трудами…, дряхлых стариков почитать и слушать их наставления…, бедных не призирать, но по возможности им помогать, и не только их не обижать, но и от обиды защищать…, быть гостеприимным к пришельцам…, не быть болтливым, лучше слушать, нежели говорить, т.к. всё зло и несчастье происходит от языка…ª1(Записки отдела Уналашкинского уезда).Также православный священник выявил общие черты отношения местного населения к шаманам и родовым начальникам тоэнам. Это позволило ему использовать полученные знания в построении доверительных отношений с коренным населением, которые относились к Вениаминову с уважениеми почтением. Сам о. Иоанн писал: ©я никогда не крестил ни одного колоша, ни колошенки без того, чтобы не спросить согласия матерей и тоэнов. И всегда получал оноеª. Необходимо отметить, что, изучая языки, наречия и особенности духовной жизни народов Северовостока, он не погружался в исследование духовной практики шаманизма. Это обстоятельство позволяет судить о христианской специфике исследования иной религиозной культуры культурные особенности воспринимаются и исследуются, а духовная практика не подлежит усвоению. Расширяя потенциал этнической культуры алеутов, колошей, кадьяков и других народов святитель был твёрдо убеждён в том, что христианство является цивилизованным стержнем российской культуры. Он исходил из понимания того, что через христианизацию национальной культуры малоизвестные самобытные народности входят в культуру европейской цивилизации. Это даёт дополнительный шанс на выживание самобытным культурам. 1Иннокентий митрополит Московский и Коломенский. По его сочинениям, письмам, рассказам современников. Печ. по изд. И.П. Барсукова. 1883. М.: Православное Братство во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, 1997. С.342.
Перевод богослужебных текстов на местные наречия также следует назвать в качествеспецифического способа просветительской деятельности священника Иоанна Вениаминова. Классик русской литературы И.А. Гончаров пишет в своих мемуарах о Вениаминове, что под его руководством перелагается Евангельское слово на их скудное, не имеющее права гражданства между нашими языками наречиеª2. Известный литератор отказывает в праве гражданства редкому наречию, а безвестный в то время молодой священник, не покладая рук, трудится над переводами на это наречие молитв и евангельских текстов. Так же, значительную роль в просветительской деятельности святитель отводил проповеди христианства на доступном коренному населению языке. Анализ практической деятельности и творчества святителя Иннокентия (Вениаминова) позволяет утверждать, что ©миссияª и ©просвещениеª как методы церковнопедагогической деятельности, являясь родственными понятиями, имеют существенное различие. Основываясь на письмах и наставлениях святителя, можно утверждать, что миссия призвана быть начальным этапом, составной частью просветительской деятельности. Установление первых контактов с местным населением, проповедь христианского учения на понятном народу языке, которая зачастую осуществляется через переводчиков, подготовка к принятию таинства крещения и собственно крещение нехристианского населения являются составными компонентами миссионерской деятельности.
Дальнейшая деятельность Иннокентия (Вениаминова) рассматривается нами уже в большей степеникак просветительская деятельность, главная цель которой наставление и научение новому образу жизни. Просветительская деятельность предполагает исследовательский анализ того, что делает просветитель, и поэтому многими российскими просветителями оставлено значительное духовное наследие. Назвав ©миссиюª и ©просветительствоª основными видами церковнопедагогической деятельности Вениаминова, отметим,что они являются основными способами функционирования педагогических идей, высказанных святителем.Обратившись к рассмотрению принципов системы педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова), отметим,что выдвигаемые им идеи практически в равной степени касались как воспитания детей, так и воспитания, а не только образования взрослых. В разное время в своих заметках, дневниковых записях и письмах святитель указывал на то, что первым условиемэффективности воспитания является тесная связь 2Письма Иннокентия Митрополита Московского и Коломенского 18551865 г.г. Собраны Иваном Барсуковым.Кн. 2. СПб.: Синод. тип., 1898. С.406.обучения и воспитания с конкретными жизненными обстоятельствами, что должно воплощаться в ежедневном труде каждого человека.Обращение к личности человека должно быть основано на восприятии в нём того светлого образа, который дан каждому человеку при рождении Богом подчёркивал святитель Иннокентий (Вениаминов), опираясь на основы православной антропологии. В ©Записке о детском воспитанииª он обратил внимание на то, что природа ребенка чиста в своей основе, мягка и восприимчива к добру. Если взрослым требуется много усилий в борьбе со своими греховными склонностями, то в ребенке добродетели при определенных условиях могут развиваться легко и быстро. Одним из главных факторов их духовного роста будет подражание старшим и усвоение плодов Духа Божьего из окружающей среды. Объясняя, что и для взрослых, и для детей есть одна цель в жизни стяжание Святого Духа, святитель показывает разницу. Разница лишь в том, что взрослые могут сознательно стремиться к этой цели и сообразно с нею устраивать свою жизнь, а душа ребенка непроизвольно формируется в созданной для него взрослыми духовной атмосфере. По мнению святителя, искусство воспитания состоит в том, чтобы это духовное формирование совершалось постепенно, не прерываясь, и чтобы душа ребенка, обретала христианские добродетели под влиянием Божьего Духа. Он утверждал, что человек, способный любить других людей, вырастает таким лишь в атмосфере взаимной любви, радость и душевный мир ему обеспечен, если эти чувства господствуют в его семье. В выросшем ребёнке не зародится никаких сомнений, если будет сильной вера его родителей.
Такие качества, как отзывчивость и чуткость к чужому страданию сформируются в сердце ребенка только тогда, когда он будет постоянным свидетелем, а с возрастом и участником дел милосердия, широкой благотворительности, щедрой милостыни, деятельного служения и сострадания ко всем несчастным со стороны его родителей. Иннокентий (Вениаминов) считал, что только на примере постоянной и усердной молитвы родителей вырастает молитва детей, и что лишь на живых примерах учатся дети добродетелям смирения, кротости, терпения и воздержания (в поведении, словах, пище и т. д.). Вот те условия, при которых на основе закона подражания может созреть в ребенке ©сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духаª.Основным принципом и семейного, и религиозного воспитания святитель Иннокентий (Вениаминов), считал создание атмосферы, способствующей усвоению добродетельных навыков воспитанниками. Личный пример воспитателя и учителя является более убедительным и для ребёнка, и для взрослого человека, чем многочисленные поучения. Личный пример жизни Иннокентия (Вениаминова), вполне согласованный с преподаваемым учением своим детям и просвещаемомуим народу, способствовал наиболее эффективному усвоению ими образа добродетельной христианской жизни. Важным компонентом системы педагогических идей святителя является разделение душевной и духовной сторон в воспитании человека. Первая доступна светской и нехристианской педагогике, включающей в себя и нравственный аспект. Душевная сторона в воспитании не должна быть игнорируема. Однако подлинно духовная сторона в воспитании неотделима от религии. Святитель утверждал: ©Нам весьма много надобно изменить в системе нашего воспитания как в отношении духовном, нравственном, так и физическом, даже научном. Я не считаю нужным объяснять, почему я к понятию о нравственном воспитании добавляю еще духовное; потому что первого не отвергали и язычники, а о последнем они и понятия не имели. Но у нас, духовных, это должно быть главным предметомª3.Таким образом, основные принципы системы педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) касаются свободы человека, его общения, деятельности, что представлено нами в рисунке1.Духовное воспитание есть исправление сердца, из которого по слову Христову ©исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельство, хулениеª, что оскверняет человека (Мф. 15, 1920). Нравственный же результат есть лишьодин из плодов духовного воспитания. Отсюда следует вывод: исправлять сердце это значит не только изъяснять человеку нравственные заповеди. Усвоение заповедей само по себе хорошо, но не достаточно, нужно ещё уметь убедить человека в том, что у него есть высшая ответственность за исполнение их перед Богом. Специфическим методом христианского воспитания в рассматриваемой нами системе педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) следует назвать личный пример воспитателей, к которым святитель относил не только родителей, педагогов и священников, но и восприемников (крестных родителей), а также всех взрослых людей, оказывающих непосредственное воздействие на детей. В этой связи он рекомендовал избирать взрослое окружение для детей. Возведение храмасвятитель также относил к методам христианского воспитания и рассматривал в качестве первой ступени христианского просвещения народа. Рядом с выстроенным храмом по его преставлению, должна быть построена вскоре школа. 3Письма Иннокентия Митрополита Московского и Коломенского 18651878 г.г. Собраны Иваном Барсуковым. Кн. 3. СПб.: Синод. тип., 1901. С.198.Появление школы не завершает процесс преобразования поселения, так как вскоре в более крупных, развивающихся поселениях возникнет необходимость в учреждении духовного училища для подготовки священства из местного населения. Так многогранно раскрывается святителем метод просвещения именуемый ©возведение храмаª.
Рис. 1. Основные принципы системы педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) Проповедь как метод просветительской деятельности также специфически раскрывается в системе педагогических идей святителя Иннокентия. По его представлению, проповедь должна быть обращена одновременно к разуму, чувствам и воле человека. Обращённость проповеди к разуму призвана помочь человеку сделать выбор между истиной и заблуждением. Обращённость проповеди к чувствам призвана проявить в человеке ощущение гибельности греховной жизни и почувствовать бесконечность Божией любви. Обращённость проповеди к воле человека призвана родить в нём желание отказа от порочных наклонностей и стимулировать стремление к добродетельной жизни. Основные принципы системы педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова)Тесная связь воспитания с жизнью и трудомОпора на положительные качества личности каждого человекаИндивидуальный подход к каждому человеку, независимо от финансового состояния и грамотности Единство воспитательных воздействий семьи и педагогов(в качестве которых могут выступать и священнослужители церковноприходских школ)
Учет возрастных особенностей детейУчет влияния географических особенностей на условия проживания просвещаемого населенияОбщение педагогов с детьми не только на занятиях, но и в быту на родном языке
Непрерывность воспитания до конца жизни
Предоставление ребенку возможности самостоятельно противодействовать неблагоприятным условиям среды в сочетании с поддержкой взрослых, что оказывает положительное влияние на становление его характераРезюмируя изложенное,можно сделать вывод о том,что исследование педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) даёт основания полагать, что они связаны с педагогическими идеями многих русских святителей (Тихон Задонский4, Сергий Радонежский5, Иннокентий Херсонский6, Феофан Затворник7др.), так как основаны на православном богословии, антропологических представлениях о целях и задачах христианской жизни, значении воспитания и образования для становления личности будущего гражданина России. Однако, в отличие от других педагогических систем, система Иннокентия (Вениаминова) отражает специфику именно миссионерской деятельности среди коренных (нерусских) народов СевероВостока России, выявляет особенности национального менталитета и его влияние на христианское воспитание, а главное условия культурных преобразований России, современником которых он явился. Учет географических и природноклиматических факторов, социокультурных особенностей СевероВосточного региона в деле просвещения коренных народов с одновременным включением жизни далёкого российского региона в контекст политической и культурной жизни страны своего времени, позволили святителю Иннокентию (Вениаминову) выразить многообразие идей относительно духовного воспитания и образования не только детей и юношества, но и взрослых людей, обозначить пути достижения этой цели, выявить наиболее эффективные методы миссионерской и просветительской деятельности. Названные обстоятельства позволяют ввести в историю отечественного образования, рассмотренную в данном исследованиииерархическую систему педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова), актуальных и в ХХIвеке.
4 Иванов А.В. Педагогическая система святителя Тихона Задонского. Автореф.на соиск.уч.ст.канд.пед.наук Елец, 2000.17с.5Карунин Е.А. Сергий Радонежский как покровитель отечественного просвещения//Мир образования образование в мире.2003.№3.С.129133. 6Зайцева А.В. Педагогические идеи в духовном наследиисвятителя Иннокентия Херсонского. Автореф.на соиск.уч.ст.канд.пед.наук. Елец, 2004.16с. 7 Игнатов А.А. Педагогические воззрения и практика духовного воспитания святителя Феофана Затворника. Автореф.на соиск.уч.ст.канд.пед.наук. Курск, 2004.17с.
Исследование жизни и деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) позволяет утверждать, что им внесён заметный вклад не только в российскую науку и культуру. Многогранная деятельность русского миссионерапросветителя оказала существенное влияние, как на российскую, так и на зарубежную, в частности американскую, культурнопросветительскую деятельность в северных территориях. В современных условиях изменения российского общества, обусловившего реформирование системы образования, трансформирование социальнокультурной среды и преобразование в целом образовательнокультурного пространства России обращение к наследию просветителей окраинных земель способно помочь в решении целого ряда проблем. Опыт церковнопедагогической деятельности в истории России рассматривается в настоящее время в качестве источника информации, позволяющего судить о тенденциях развития образовательнокультурного пространства нашего Отечества. В этой связи, анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в свете церковнопедагогического опыта призван отразить уникальную специфику построения отечественной системы образования в отдалённых российских территориях и нацеленность на интеграцию её культурнообразовательного потенциала в общероссийское образовательное пространство.
Педагогические идеи святителя сформулированы им в его проповедях, научноисследовательских и просветительских трудах, дневниках, мемуарах, в обширном эпистолярном наследии, а также сохранены в исторической литературе как воспоминания детей, близких людей и учеников о собственной образовательной деятельности святителя. Проведённый в рамках данного исследования контентанализ материалов,содержащих информацию о жизнедеятельности святителя Иннокентия (Вениаминова), даёт основания для выводао том, что его педагогические идеи, отражённые в просветительской деятельности и научных трудах, образуют собой единую смысловую систему. Названная система обладает признаками функциональной полноты и непротиворечивости [131, с. 14], содержит в себе цели, задачи, способы функционирования, принципы деятельности, перечень методов и средств и может быть отнесена к разряду педагогических систем.Охарактеризуембазовые компоненты системы педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова). Рассмотрение фактов жизнедеятельностибудущего святителя, характеристика социокультурной обстановки того времени, когда он жил и работал, анализ тематики его научных исследований, содержание эпистолярного творчества показало прямую связь того, что было создано святителем с событиями, происходящими в России в исследуемый период. Многообразие мыслей, советов, идей, пожеланий святителя обусловлено христианским образом миропонимания и собственным его богослужебным опытом и молитвенной практикой, что позволяет говорить об оставленном святителем духовном наследии, пополнившем сокровищницу русского православия. Духовное наследие святителя Иннокентия (Вениаминова) адресовано в первую очередь российской культуре и народу и посвящено идее преображения России христианским учением и служением. Рассмотрение духовного наследия святителя Иннокентия (Вениаминова) в контексте социокультурной обстановки России конца XIXXXвека позволило выявить основные факторы, свидетельствующие об актуальности применения высказанных им идей в настоящее время.
Проведение реформ светского и духовного образования в начале XIX века (18031808гг.) привело к появлению образовательной системы, бессословной и обладающей преемственностью учебных программ. Реформы системы духовного образования (1867г.) способствовали реорганизации духовных академий в центральных городах России. В настоящее время процессу реформирования подвержены как светская система высшего образования, так и, после десятилетий вынужденной бездеятельности, реформируется система духовных школ Русской Православной Церкви (училища, семинарии, академии).Сложная социальноэкономическая обстановка в области внутренней и внешней политики России XIX века, обусловленная Великой отечественной войной 1812 г., русскоиранской войной 18261828 гг., русскотурецкой войной18281829 гг., Крымской войной 18531856 гг., восстанием декабристов в 1825 г., продажа Аляски в 1867 году, отразилась в письмах, статьях и проповедях святителя Иннокентия. В настоящее время представляют несомненный интерес его негативная оценка восстания на Сенатской площади, рассуждения о пользе продажи территории русской Америки для дальнейшего развития православия на американском континенте. В период активизации проблемы современного освоения северовосточных земель России, массовым присутствием китайских, вьетнамских и корейских мигрантов на российской территории, достаточно актуальны идеи русского просветителя, высказанные им относительно государственного присутствия в отдалённых российских провинциях. По мысли святителя, просвещение инородцев православием, проповедь на доступном языке, постройка храмов, перевод богослужебной и учебной литературы на местное наречие, сопряжённые с преподаванием общего начального образования, в конечном итоге способствуют укреплению российской государственности в местах проживания нерусских народов.
Названые обстоятельства актуализируют обращение к духовному наследию святителя Иннокентия (Вениаминова) в настоящее время, для решения тех проблем, подобные которым уже находили своё решение в истории отечественной культуры и образования. Значимую часть духовного наследия святителя составляют его педагогические идеи, рождённые из многолетнего опыта миссионерской и просветительской деятельности, что составляет основу его церковнопедагогического опыта. Так, в период проживания святителя на алеутских островах им создаются работы, посвящённые изучению быта, культуры, нравов и верований коренных народов, чем значительно облегчается миссионерскопросветительское служение каждого, кто ознакомится с данными исследованиями святителя. В столичный период служения в должности московского митрополита святитель Иннокентий (Вениаминов) пишет об обязанностях священствующих, монашествующих, настоятелей храмов, руководителей духовных учебных заведений относительно организации и проведения церковнообразовательной деятельности. Все педагогические идеи святителя рождены практикой его священнического служения и пронизаны деятельной любовью и стремлением улучшить жизнь, как целого народа, так и каждого человека в отдельности. При этом смысловым критерием выбора методов и средств просветительской деятельности является принцип спасения бесценной души человека. Это обстоятельство обусловливает возможность рассмотрения системы педагогических идей в качестве подсистемы всего оставленного святителем наследия, логически соединённой с нею, что позволяет использовать дедуктивные методы в исследовании. Система педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) нацелена на осуществление христианского воспитания человека в любом возрасте. Им указывается, какие задачи должны быть решены в первую очередь для достижения этой цели. Этими задачами являются следующие:установление личного контакта с человеком, будь то ребёнок или взрослый;просвещение христианским учением на родном языке и в соответствии с возрастными, индивидуальными, этнокультурными особенностями; обустройство места для проведения богослужений постройка часовни или храма; организация проведения постоянных богослужений; переводы текстов Священного Писания и богослужебных текстов, в первую очередь молитв, на язык местного населения; проповедь Евангелия на родном языке; создание церковноприходской школы для всех категорий верующих; привлечение коренных жителей к церковному служению;
учреждение поместной церкви. Основными видаминазванной деятельности являются миссияи просвещение. При кажущейся внешней однородности этих понятий, они имеют существенные различия. ©Миссияª определяется специалистами как посланничество, несение благой вести о спасении всем народам. Двефункциональные особенности отличают миссионерскую деятельность исполнение воли пославшего, т.е. человек осознаёт свою миссию он выполняет данное ему задание, и благовестие свидетельствование о Христе среди населения, не знающего о христианстве. Следует отметить, что до приезда святителя в северовосточные земли в них уже осуществлялась православная миссия валаамскими монахами, т.е. местное население крестили, наставляли в основах христианского вероучения, однако дальнейшее просвещение новообращённыхв христианскую веру было затруднено. Для осуществления постоянного просвещения требовалось возведение культовых зданий часовен или храмов, перевод богослужебных текстов на местные языки, проповедь, понятная коренному населению на родном языке, постоянное проживание священника в населённом пункте, посещение им домов прихожан, осведомлённость его об условиях их быта и хозяйствования, способствование подготовке священнослужителей из числа местного населения. Эта деятельность обладает уже более просветительскими функциями, в отличие от миссионерской. Анализ жизнедеятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) показал, что им осуществлялись обе названые функции являясь миссионером, святитель неуклонно исполнял просветительскую деятельность. Он изучал быт и нравы, верования коренных народов, среди которых призван был вести миссионерскую деятельность, им были созданы алфавит, букварь и письменность для алеутов.
Весьма специфически будущий святитель изучал особенности духовной жизни коренных народов Кайнего СевероВостока России ©местное духословиеª, так он именовал эти верования. Ведущими идеями изучения священником местного ©духословияª являлись проблемы поиска общих точек соприкосновения местных религиозных верований с христианством. Так, он исследовал, что и алеуты и колоши верят в Творца вселенной, однако поразному представляют Его участие в мироправлении. В каждом народе существовали предания, архетипически воспроизводящие основные библейские повествования о сотворении мира, о всемирном потопе, о вочеловечившемся Боге. Следующим важным открытием исследователя было обнаружение целой системы моральных запретов и предписаний в местных верованиях, напоминающих основные заповеди христианства. Так у алеутов предписывалось во всяком ответственном предприятии и делопроизводстве строго соблюдать целомудрие и телесную чистоту, ©старики говорили, что надобно почитать своих родителей, питать их собственными трудами…, дряхлых стариков почитать и слушать их наставления…, бедных не призирать, но по возможности им помогать, и не только их не обижать, но и от обиды защищать…, быть гостеприимным к пришельцам…, не быть болтливым, лучше слушать, нежели говорить, т.к. всё зло и несчастье происходит от языка…ª1(Записки отдела Уналашкинского уезда).Также православный священник выявил общие черты отношения местного населения к шаманам и родовым начальникам тоэнам. Это позволило ему использовать полученные знания в построении доверительных отношений с коренным населением, которые относились к Вениаминову с уважениеми почтением. Сам о. Иоанн писал: ©я никогда не крестил ни одного колоша, ни колошенки без того, чтобы не спросить согласия матерей и тоэнов. И всегда получал оноеª. Необходимо отметить, что, изучая языки, наречия и особенности духовной жизни народов Северовостока, он не погружался в исследование духовной практики шаманизма. Это обстоятельство позволяет судить о христианской специфике исследования иной религиозной культуры культурные особенности воспринимаются и исследуются, а духовная практика не подлежит усвоению. Расширяя потенциал этнической культуры алеутов, колошей, кадьяков и других народов святитель был твёрдо убеждён в том, что христианство является цивилизованным стержнем российской культуры. Он исходил из понимания того, что через христианизацию национальной культуры малоизвестные самобытные народности входят в культуру европейской цивилизации. Это даёт дополнительный шанс на выживание самобытным культурам. 1Иннокентий митрополит Московский и Коломенский. По его сочинениям, письмам, рассказам современников. Печ. по изд. И.П. Барсукова. 1883. М.: Православное Братство во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, 1997. С.342.
Перевод богослужебных текстов на местные наречия также следует назвать в качествеспецифического способа просветительской деятельности священника Иоанна Вениаминова. Классик русской литературы И.А. Гончаров пишет в своих мемуарах о Вениаминове, что под его руководством перелагается Евангельское слово на их скудное, не имеющее права гражданства между нашими языками наречиеª2. Известный литератор отказывает в праве гражданства редкому наречию, а безвестный в то время молодой священник, не покладая рук, трудится над переводами на это наречие молитв и евангельских текстов. Так же, значительную роль в просветительской деятельности святитель отводил проповеди христианства на доступном коренному населению языке. Анализ практической деятельности и творчества святителя Иннокентия (Вениаминова) позволяет утверждать, что ©миссияª и ©просвещениеª как методы церковнопедагогической деятельности, являясь родственными понятиями, имеют существенное различие. Основываясь на письмах и наставлениях святителя, можно утверждать, что миссия призвана быть начальным этапом, составной частью просветительской деятельности. Установление первых контактов с местным населением, проповедь христианского учения на понятном народу языке, которая зачастую осуществляется через переводчиков, подготовка к принятию таинства крещения и собственно крещение нехристианского населения являются составными компонентами миссионерской деятельности.
Дальнейшая деятельность Иннокентия (Вениаминова) рассматривается нами уже в большей степеникак просветительская деятельность, главная цель которой наставление и научение новому образу жизни. Просветительская деятельность предполагает исследовательский анализ того, что делает просветитель, и поэтому многими российскими просветителями оставлено значительное духовное наследие. Назвав ©миссиюª и ©просветительствоª основными видами церковнопедагогической деятельности Вениаминова, отметим,что они являются основными способами функционирования педагогических идей, высказанных святителем.Обратившись к рассмотрению принципов системы педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова), отметим,что выдвигаемые им идеи практически в равной степени касались как воспитания детей, так и воспитания, а не только образования взрослых. В разное время в своих заметках, дневниковых записях и письмах святитель указывал на то, что первым условиемэффективности воспитания является тесная связь 2Письма Иннокентия Митрополита Московского и Коломенского 18551865 г.г. Собраны Иваном Барсуковым.Кн. 2. СПб.: Синод. тип., 1898. С.406.обучения и воспитания с конкретными жизненными обстоятельствами, что должно воплощаться в ежедневном труде каждого человека.Обращение к личности человека должно быть основано на восприятии в нём того светлого образа, который дан каждому человеку при рождении Богом подчёркивал святитель Иннокентий (Вениаминов), опираясь на основы православной антропологии. В ©Записке о детском воспитанииª он обратил внимание на то, что природа ребенка чиста в своей основе, мягка и восприимчива к добру. Если взрослым требуется много усилий в борьбе со своими греховными склонностями, то в ребенке добродетели при определенных условиях могут развиваться легко и быстро. Одним из главных факторов их духовного роста будет подражание старшим и усвоение плодов Духа Божьего из окружающей среды. Объясняя, что и для взрослых, и для детей есть одна цель в жизни стяжание Святого Духа, святитель показывает разницу. Разница лишь в том, что взрослые могут сознательно стремиться к этой цели и сообразно с нею устраивать свою жизнь, а душа ребенка непроизвольно формируется в созданной для него взрослыми духовной атмосфере. По мнению святителя, искусство воспитания состоит в том, чтобы это духовное формирование совершалось постепенно, не прерываясь, и чтобы душа ребенка, обретала христианские добродетели под влиянием Божьего Духа. Он утверждал, что человек, способный любить других людей, вырастает таким лишь в атмосфере взаимной любви, радость и душевный мир ему обеспечен, если эти чувства господствуют в его семье. В выросшем ребёнке не зародится никаких сомнений, если будет сильной вера его родителей.
Такие качества, как отзывчивость и чуткость к чужому страданию сформируются в сердце ребенка только тогда, когда он будет постоянным свидетелем, а с возрастом и участником дел милосердия, широкой благотворительности, щедрой милостыни, деятельного служения и сострадания ко всем несчастным со стороны его родителей. Иннокентий (Вениаминов) считал, что только на примере постоянной и усердной молитвы родителей вырастает молитва детей, и что лишь на живых примерах учатся дети добродетелям смирения, кротости, терпения и воздержания (в поведении, словах, пище и т. д.). Вот те условия, при которых на основе закона подражания может созреть в ребенке ©сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духаª.Основным принципом и семейного, и религиозного воспитания святитель Иннокентий (Вениаминов), считал создание атмосферы, способствующей усвоению добродетельных навыков воспитанниками. Личный пример воспитателя и учителя является более убедительным и для ребёнка, и для взрослого человека, чем многочисленные поучения. Личный пример жизни Иннокентия (Вениаминова), вполне согласованный с преподаваемым учением своим детям и просвещаемомуим народу, способствовал наиболее эффективному усвоению ими образа добродетельной христианской жизни. Важным компонентом системы педагогических идей святителя является разделение душевной и духовной сторон в воспитании человека. Первая доступна светской и нехристианской педагогике, включающей в себя и нравственный аспект. Душевная сторона в воспитании не должна быть игнорируема. Однако подлинно духовная сторона в воспитании неотделима от религии. Святитель утверждал: ©Нам весьма много надобно изменить в системе нашего воспитания как в отношении духовном, нравственном, так и физическом, даже научном. Я не считаю нужным объяснять, почему я к понятию о нравственном воспитании добавляю еще духовное; потому что первого не отвергали и язычники, а о последнем они и понятия не имели. Но у нас, духовных, это должно быть главным предметомª3.Таким образом, основные принципы системы педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) касаются свободы человека, его общения, деятельности, что представлено нами в рисунке1.Духовное воспитание есть исправление сердца, из которого по слову Христову ©исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельство, хулениеª, что оскверняет человека (Мф. 15, 1920). Нравственный же результат есть лишьодин из плодов духовного воспитания. Отсюда следует вывод: исправлять сердце это значит не только изъяснять человеку нравственные заповеди. Усвоение заповедей само по себе хорошо, но не достаточно, нужно ещё уметь убедить человека в том, что у него есть высшая ответственность за исполнение их перед Богом. Специфическим методом христианского воспитания в рассматриваемой нами системе педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) следует назвать личный пример воспитателей, к которым святитель относил не только родителей, педагогов и священников, но и восприемников (крестных родителей), а также всех взрослых людей, оказывающих непосредственное воздействие на детей. В этой связи он рекомендовал избирать взрослое окружение для детей. Возведение храмасвятитель также относил к методам христианского воспитания и рассматривал в качестве первой ступени христианского просвещения народа. Рядом с выстроенным храмом по его преставлению, должна быть построена вскоре школа. 3Письма Иннокентия Митрополита Московского и Коломенского 18651878 г.г. Собраны Иваном Барсуковым. Кн. 3. СПб.: Синод. тип., 1901. С.198.Появление школы не завершает процесс преобразования поселения, так как вскоре в более крупных, развивающихся поселениях возникнет необходимость в учреждении духовного училища для подготовки священства из местного населения. Так многогранно раскрывается святителем метод просвещения именуемый ©возведение храмаª.
Рис. 1. Основные принципы системы педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) Проповедь как метод просветительской деятельности также специфически раскрывается в системе педагогических идей святителя Иннокентия. По его представлению, проповедь должна быть обращена одновременно к разуму, чувствам и воле человека. Обращённость проповеди к разуму призвана помочь человеку сделать выбор между истиной и заблуждением. Обращённость проповеди к чувствам призвана проявить в человеке ощущение гибельности греховной жизни и почувствовать бесконечность Божией любви. Обращённость проповеди к воле человека призвана родить в нём желание отказа от порочных наклонностей и стимулировать стремление к добродетельной жизни. Основные принципы системы педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова)Тесная связь воспитания с жизнью и трудомОпора на положительные качества личности каждого человекаИндивидуальный подход к каждому человеку, независимо от финансового состояния и грамотности Единство воспитательных воздействий семьи и педагогов(в качестве которых могут выступать и священнослужители церковноприходских школ)
Учет возрастных особенностей детейУчет влияния географических особенностей на условия проживания просвещаемого населенияОбщение педагогов с детьми не только на занятиях, но и в быту на родном языке
Непрерывность воспитания до конца жизни
Предоставление ребенку возможности самостоятельно противодействовать неблагоприятным условиям среды в сочетании с поддержкой взрослых, что оказывает положительное влияние на становление его характераРезюмируя изложенное,можно сделать вывод о том,что исследование педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) даёт основания полагать, что они связаны с педагогическими идеями многих русских святителей (Тихон Задонский4, Сергий Радонежский5, Иннокентий Херсонский6, Феофан Затворник7др.), так как основаны на православном богословии, антропологических представлениях о целях и задачах христианской жизни, значении воспитания и образования для становления личности будущего гражданина России. Однако, в отличие от других педагогических систем, система Иннокентия (Вениаминова) отражает специфику именно миссионерской деятельности среди коренных (нерусских) народов СевероВостока России, выявляет особенности национального менталитета и его влияние на христианское воспитание, а главное условия культурных преобразований России, современником которых он явился. Учет географических и природноклиматических факторов, социокультурных особенностей СевероВосточного региона в деле просвещения коренных народов с одновременным включением жизни далёкого российского региона в контекст политической и культурной жизни страны своего времени, позволили святителю Иннокентию (Вениаминову) выразить многообразие идей относительно духовного воспитания и образования не только детей и юношества, но и взрослых людей, обозначить пути достижения этой цели, выявить наиболее эффективные методы миссионерской и просветительской деятельности. Названные обстоятельства позволяют ввести в историю отечественного образования, рассмотренную в данном исследованиииерархическую систему педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова), актуальных и в ХХIвеке.
4 Иванов А.В. Педагогическая система святителя Тихона Задонского. Автореф.на соиск.уч.ст.канд.пед.наук Елец, 2000.17с.5Карунин Е.А. Сергий Радонежский как покровитель отечественного просвещения//Мир образования образование в мире.2003.№3.С.129133. 6Зайцева А.В. Педагогические идеи в духовном наследиисвятителя Иннокентия Херсонского. Автореф.на соиск.уч.ст.канд.пед.наук. Елец, 2004.16с. 7 Игнатов А.А. Педагогические воззрения и практика духовного воспитания святителя Феофана Затворника. Автореф.на соиск.уч.ст.канд.пед.наук. Курск, 2004.17с.