Анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, в свете цер- ковно-педагогического опыта

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тукиш В. А. Анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, в свете цер- ковно-педагогического опыта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 356–360. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53073.htm.
Аннотация. Исследование жизни и деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) позволяет утверждать, что им внесён заметный вклад не только в российскую науку и культуру. Многогранная деятельность русского миссионера-просветителя оказала существенное влияние, как на российскую, так и на зарубежную, в частности американскую, культурно-просветительскую деятельность в северных территориях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского,в свете церковнопедагогического опытаТукиш В.А.,к.пед.н.,доцент кафедры ПиПНОиДВ СевероВосточногогосударственного университета (г.Магадан)

Исследование жизни и деятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) позволяет утверждать, что им внесён заметный вклад не только в российскую науку и культуру. Многогранная деятельность русского миссионерапросветителя оказала существенное влияние, как на российскую, так и на зарубежную, в частности американскую, культурнопросветительскую деятельность в северных территориях. В современных условиях изменения российского общества, обусловившего реформирование системы образования, трансформирование социальнокультурной среды и преобразование в целом образовательнокультурного пространства России обращение к наследию просветителей окраинных земель способно помочь в решении целого ряда проблем. Опыт церковнопедагогической деятельности в истории России рассматривается в настоящее время в качестве источника информации, позволяющего судить о тенденциях развития образовательнокультурного пространства нашего Отечества. В этой связи, анализ педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) в свете церковнопедагогического опыта призван отразить уникальную специфику построения отечественной системы образования в отдалённых российских территориях и нацеленность на интеграцию её культурнообразовательного потенциала в общероссийское образовательное пространство.

Педагогические идеи святителя сформулированы им в его проповедях, научноисследовательских и просветительских трудах, дневниках, мемуарах, в обширном эпистолярном наследии, а также сохранены в исторической литературе как воспоминания детей, близких людей и учеников о собственной образовательной деятельности святителя. Проведённый в рамках данного исследования контентанализ материалов,содержащих информацию о жизнедеятельности святителя Иннокентия (Вениаминова), даёт основания для выводао том, что его педагогические идеи, отражённые в просветительской деятельности и научных трудах, образуют собой единую смысловую систему. Названная система обладает признаками функциональной полноты и непротиворечивости [131, с. 14], содержит в себе цели, задачи, способы функционирования, принципы деятельности, перечень методов и средств и может быть отнесена к разряду педагогических систем.Охарактеризуембазовые компоненты системы педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова). Рассмотрение фактов жизнедеятельностибудущего святителя, характеристика социокультурной обстановки того времени, когда он жил и работал, анализ тематики его научных исследований, содержание эпистолярного творчества показало прямую связь того, что было создано святителем с событиями, происходящими в России в исследуемый период. Многообразие мыслей, советов, идей, пожеланий святителя обусловлено христианским образом миропонимания и собственным его богослужебным опытом и молитвенной практикой, что позволяет говорить об оставленном святителем духовном наследии, пополнившем сокровищницу русского православия. Духовное наследие святителя Иннокентия (Вениаминова) адресовано в первую очередь российской культуре и народу и посвящено идее преображения России христианским учением и служением. Рассмотрение духовного наследия святителя Иннокентия (Вениаминова) в контексте социокультурной обстановки России конца XIX‬XXвека позволило выявить основные факторы, свидетельствующие об актуальности применения высказанных им идей в настоящее время.

Проведение реформ светского и духовного образования в начале XIX века (18031808гг.) привело к появлению образовательной системы, бессословной и обладающей преемственностью учебных программ. Реформы системы духовного образования (1867г.) способствовали реорганизации духовных академий в центральных городах России. В настоящее время процессу реформирования подвержены как светская система высшего образования, так и, после десятилетий вынужденной бездеятельности, реформируется система духовных школ Русской Православной Церкви (училища, семинарии, академии).Сложная социальноэкономическая обстановка в области внутренней и внешней политики России XIX века, обусловленная Великой отечественной войной 1812 г., русскоиранской войной 18261828 гг., русскотурецкой войной18281829 гг., Крымской войной 18531856 гг., восстанием декабристов в 1825 г., продажа Аляски в 1867 году, отразилась в письмах, статьях и проповедях святителя Иннокентия. В настоящее время представляют несомненный интерес его негативная оценка восстания на Сенатской площади, рассуждения о пользе продажи территории русской Америки для дальнейшего развития православия на американском континенте. В период активизации проблемы современного освоения северовосточных земель России, массовым присутствием китайских, вьетнамских и корейских мигрантов на российской территории, достаточно актуальны идеи русского просветителя, высказанные им относительно государственного присутствия в отдалённых российских провинциях. По мысли святителя, просвещение инородцев православием, проповедь на доступном языке, постройка храмов, перевод богослужебной и учебной литературы на местное наречие, сопряжённые с преподаванием общего начального образования, в конечном итоге способствуют укреплению российской государственности в местах проживания нерусских народов.

Названые обстоятельства актуализируют обращение к духовному наследию святителя Иннокентия (Вениаминова) в настоящее время, для решения тех проблем, подобные которым уже находили своё решение в истории отечественной культуры и образования. Значимую часть духовного наследия святителя составляют его педагогические идеи, рождённые из многолетнего опыта миссионерской и просветительской деятельности, что составляет основу его церковнопедагогического опыта. Так, в период проживания святителя на алеутских островах им создаются работы, посвящённые изучению быта, культуры, нравов и верований коренных народов, чем значительно облегчается миссионерскопросветительское служение каждого, кто ознакомится с данными исследованиями святителя. В столичный период служения в должности московского митрополита святитель Иннокентий (Вениаминов) пишет об обязанностях священствующих, монашествующих, настоятелей храмов, руководителей духовных учебных заведений относительно организации и проведения церковнообразовательной деятельности. Все педагогические идеи святителя рождены практикой его священнического служения и пронизаны деятельной любовью и стремлением улучшить жизнь, как целого народа, так и каждого человека в отдельности. При этом смысловым критерием выбора методов и средств просветительской деятельности является принцип спасения бесценной души человека. Это обстоятельство обусловливает возможность рассмотрения системы педагогических идей в качестве подсистемы всего оставленного святителем наследия, логически соединённой с нею, что позволяет использовать дедуктивные методы в исследовании. Система педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) нацелена на осуществление христианского воспитания человека в любом возрасте. Им указывается, какие задачи должны быть решены в первую очередь для достижения этой цели. Этими задачами являются следующие:установление личного контакта с человеком, будь то ребёнок или взрослый;просвещение христианским учением на родном языке и в соответствии с возрастными, индивидуальными, этнокультурными особенностями; обустройство места для проведения богослужений ‬постройка часовни или храма; организация проведения постоянных богослужений; переводы текстов Священного Писания и богослужебных текстов, в первую очередь молитв, на язык местного населения; проповедь Евангелия на родном языке; создание церковноприходской школы для всех категорий верующих; привлечение коренных жителей к церковному служению;

учреждение поместной церкви. Основными видаминазванной деятельности являются миссияи просвещение. При кажущейся внешней однородности этих понятий, они имеют существенные различия. ©Миссияª определяется специалистами как посланничество, несение благой вести о спасении всем народам. Двефункциональные особенности отличают миссионерскую деятельность ‬исполнение воли пославшего, т.е. человек осознаёт свою миссию ‬он выполняет данное ему задание, и благовестие ‬свидетельствование о Христе среди населения, не знающего о христианстве. Следует отметить, что до приезда святителя в северовосточные земли в них уже осуществлялась православная миссия валаамскими монахами, т.е. местное население крестили, наставляли в основах христианского вероучения, однако дальнейшее просвещение новообращённыхв христианскую веру было затруднено. Для осуществления постоянного просвещения требовалось возведение культовых зданий ‬часовен или храмов, перевод богослужебных текстов на местные языки, проповедь, понятная коренному населению на родном языке, постоянное проживание священника в населённом пункте, посещение им домов прихожан, осведомлённость его об условиях их быта и хозяйствования, способствование подготовке священнослужителей из числа местного населения. Эта деятельность обладает уже более просветительскими функциями, в отличие от миссионерской. Анализ жизнедеятельности святителя Иннокентия (Вениаминова) показал, что им осуществлялись обе названые функции ‬являясь миссионером, святитель неуклонно исполнял просветительскую деятельность. Он изучал быт и нравы, верования коренных народов, среди которых призван был вести миссионерскую деятельность, им были созданы алфавит, букварь и письменность для алеутов.

Весьма специфически будущий святитель изучал особенности духовной жизни коренных народов Кайнего СевероВостока России ‬©местное духословиеª, так он именовал эти верования. Ведущими идеями изучения священником местного ©духословияª являлись проблемы поиска общих точек соприкосновения местных религиозных верований с христианством. Так, он исследовал, что и алеуты и колоши верят в Творца вселенной, однако поразному представляют Его участие в мироправлении. В каждом народе существовали предания, архетипически воспроизводящие основные библейские повествования ‬о сотворении мира, о всемирном потопе, о вочеловечившемся Боге. Следующим важным открытием исследователя было обнаружение целой системы моральных запретов и предписаний в местных верованиях, напоминающих основные заповеди христианства. Так у алеутов предписывалось во всяком ответственном предприятии и делопроизводстве строго соблюдать целомудрие и телесную чистоту, ©старики говорили, что надобно почитать своих родителей, питать их собственными трудами…, дряхлых стариков почитать и слушать их наставления…, бедных не призирать, но по возможности им помогать, и не только их не обижать, но и от обиды защищать…, быть гостеприимным к пришельцам…, не быть болтливым, лучше слушать, нежели говорить, т.к. всё зло и несчастье происходит от языка…ª1(Записки отдела Уналашкинского уезда).Также православный священник выявил общие черты отношения местного населения к шаманам и родовым начальникам ‬тоэнам. Это позволило ему использовать полученные знания в построении доверительных отношений с коренным населением, которые относились к Вениаминову с уважениеми почтением. Сам о. Иоанн писал: ©я никогда не крестил ни одного колоша, ни колошенки без того, чтобы не спросить согласия матерей и тоэнов. И всегда получал оноеª. Необходимо отметить, что, изучая языки, наречия и особенности духовной жизни народов Северовостока, он не погружался в исследование духовной практики шаманизма. Это обстоятельство позволяет судить о христианской специфике исследования иной религиозной культуры культурные особенности воспринимаются и исследуются, а духовная практика не подлежит усвоению. Расширяя потенциал этнической культуры алеутов, колошей, кадьяков и других народов святитель был твёрдо убеждён в том, что христианство является цивилизованным стержнем российской культуры. Он исходил из понимания того, что через христианизацию национальной культуры малоизвестные самобытные народности входят в культуру европейской цивилизации. Это даёт дополнительный шанс на выживание самобытным культурам. 1Иннокентий митрополит Московский и Коломенский. По его сочинениям, письмам, рассказам современников. Печ. по изд. И.П. Барсукова. 1883. ‬М.: Православное Братство во имя Святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, 1997. ‬С.342.

Перевод богослужебных текстов на местные наречия также следует назвать в качествеспецифического способа просветительской деятельности священника Иоанна Вениаминова. Классик русской литературы И.А. Гончаров пишет в своих мемуарах о Вениаминове, что под его руководством перелагается Евангельское слово на их скудное, не имеющее права гражданства между нашими языками наречиеª2. Известный литератор отказывает в праве гражданства редкому наречию, а безвестный в то время молодой священник, не покладая рук, трудится над переводами на это наречие молитв и евангельских текстов. Так же, значительную роль в просветительской деятельности святитель отводил проповеди христианства на доступном коренному населению языке. Анализ практической деятельности и творчества святителя Иннокентия (Вениаминова) позволяет утверждать, что ©миссияª и ©просвещениеª как методы церковнопедагогической деятельности, являясь родственными понятиями, имеют существенное различие. Основываясь на письмах и наставлениях святителя, можно утверждать, что миссия призвана быть начальным этапом, составной частью просветительской деятельности. Установление первых контактов с местным населением, проповедь христианского учения на понятном народу языке, которая зачастую осуществляется через переводчиков, подготовка к принятию таинства крещения и собственно крещение нехристианского населения являются составными компонентами миссионерской деятельности.

Дальнейшая деятельность Иннокентия (Вениаминова) рассматривается нами уже в большей степеникак просветительская деятельность, главная цель которой ‬наставление и научение новому образу жизни. Просветительская деятельность предполагает исследовательский анализ того, что делает просветитель, и поэтому многими российскими просветителями оставлено значительное духовное наследие. Назвав ©миссиюª и ©просветительствоª основными видами церковнопедагогической деятельности Вениаминова, отметим,что они являются основными способами функционирования педагогических идей, высказанных святителем.Обратившись к рассмотрению принципов системы педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова), отметим,что выдвигаемые им идеи практически в равной степени касались как воспитания детей, так и воспитания, а не только образования взрослых. В разное время в своих заметках, дневниковых записях и письмах святитель указывал на то, что первым условиемэффективности воспитания является тесная связь 2Письма Иннокентия Митрополита Московского и Коломенского 18551865 г.г. Собраны Иваном Барсуковым.Кн. 2. ‬ СПб.: Синод. тип., 1898. ‬С.406.обучения и воспитания с конкретными жизненными обстоятельствами, что должно воплощаться в ежедневном труде каждого человека.Обращение к личности человека должно быть основано на восприятии в нём того светлого образа, который дан каждому человеку при рождении Богом ‬подчёркивал святитель Иннокентий (Вениаминов), опираясь на основы православной антропологии. В ©Записке о детском воспитанииª он обратил внимание на то, что природа ребенка чиста в своей основе, мягка и восприимчива к добру. Если взрослым требуется много усилий в борьбе со своими греховными склонностями, то в ребенке добродетели при определенных условиях могут развиваться легко и быстро. Одним из главных факторов их духовного роста будет подражание старшим и усвоение плодов Духа Божьего из окружающей среды. Объясняя, что и для взрослых, и для детей есть одна цель в жизни стяжание Святого Духа, святитель показывает разницу. Разница лишь в том, что взрослые могут сознательно стремиться к этой цели и сообразно с нею устраивать свою жизнь, а душа ребенка непроизвольно формируется в созданной для него взрослыми духовной атмосфере. По мнению святителя, искусство воспитания состоит в том, чтобы это духовное формирование совершалось постепенно, не прерываясь, и чтобы душа ребенка, обретала христианские добродетели под влиянием Божьего Духа. Он утверждал, что человек, способный любить других людей, вырастает таким лишь в атмосфере взаимной любви, радость и душевный мир ему обеспечен, если эти чувства господствуют в его семье. В выросшем ребёнке не зародится никаких сомнений, если будет сильной вера его родителей.

Такие качества, как отзывчивость и чуткость к чужому страданию сформируются в сердце ребенка только тогда, когда он будет постоянным свидетелем, а с возрастом и участником дел милосердия, широкой благотворительности, щедрой милостыни, деятельного служения и сострадания ко всем несчастным со стороны его родителей. Иннокентий (Вениаминов) считал, что только на примере постоянной и усердной молитвы родителей вырастает молитва детей, и что лишь на живых примерах учатся дети добродетелям смирения, кротости, терпения и воздержания (в поведении, словах, пище и т. д.). Вот те условия, при которых на основе закона подражания может созреть в ребенке ©сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духаª.Основным принципом и семейного, и религиозного воспитания святитель Иннокентий (Вениаминов), считал создание атмосферы, способствующей усвоению добродетельных навыков воспитанниками. Личный пример воспитателя и учителя является более убедительным и для ребёнка, и для взрослого человека, чем многочисленные поучения. Личный пример жизни Иннокентия (Вениаминова), вполне согласованный с преподаваемым учением своим детям и просвещаемомуим народу, способствовал наиболее эффективному усвоению ими образа добродетельной христианской жизни. Важным компонентом системы педагогических идей святителя является разделение душевной и духовной сторон в воспитании человека. Первая доступна светской и нехристианской педагогике, включающей в себя и нравственный аспект. Душевная сторона в воспитании не должна быть игнорируема. Однако подлинно духовная сторона в воспитании неотделима от религии. Святитель утверждал: ©Нам весьма много надобно изменить в системе нашего воспитания как в отношении духовном, нравственном, так и физическом, даже научном. Я не считаю нужным объяснять, почему я к понятию о нравственном воспитании добавляю еще духовное; потому что первого не отвергали и язычники, а о последнем они и понятия не имели. Но у нас, духовных, это должно быть главным предметомª3.Таким образом, основные принципы системы педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) касаются свободы человека, его общения, деятельности, что представлено нами в рисунке1.Духовное воспитание есть исправление сердца, из которого по слову Христову ©исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельство, хулениеª, что оскверняет человека (Мф. 15, 1920). Нравственный же результат есть лишьодин из плодов духовного воспитания. Отсюда следует вывод: исправлять сердце это значит не только изъяснять человеку нравственные заповеди. Усвоение заповедей само по себе хорошо, но не достаточно, нужно ещё уметь убедить человека в том, что у него есть высшая ответственность за исполнение их перед Богом. Специфическим методом христианского воспитания в рассматриваемой нами системе педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) следует назвать личный пример воспитателей, к которым святитель относил не только родителей, педагогов и священников, но и восприемников (крестных родителей), а также всех взрослых людей, оказывающих непосредственное воздействие на детей. В этой связи он рекомендовал избирать взрослое окружение для детей. Возведение храмасвятитель также относил к методам христианского воспитания и рассматривал в качестве первой ступени христианского просвещения народа. Рядом с выстроенным храмом по его преставлению, должна быть построена вскоре школа. 3Письма Иннокентия Митрополита Московского и Коломенского 18651878 г.г. Собраны Иваном Барсуковым. Кн. 3. СПб.: Синод. тип., 1901. ‬С.198.Появление школы не завершает процесс преобразования поселения, так как вскоре в более крупных, развивающихся поселениях возникнет необходимость в учреждении духовного училища для подготовки священства из местного населения. Так многогранно раскрывается святителем метод просвещения именуемый ©возведение храмаª.













Рис. 1. Основные принципы системы педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) Проповедь как метод просветительской деятельности также специфически раскрывается в системе педагогических идей святителя Иннокентия. По его представлению, проповедь должна быть обращена одновременно к разуму, чувствам и воле человека. Обращённость проповеди к разуму призвана помочь человеку сделать выбор между истиной и заблуждением. Обращённость проповеди к чувствам призвана проявить в человеке ощущение гибельности греховной жизни и почувствовать бесконечность Божией любви. Обращённость проповеди к воле человека призвана родить в нём желание отказа от порочных наклонностей и стимулировать стремление к добродетельной жизни. Основные принципы системы педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова)Тесная связь воспитания с жизнью и трудомОпора на положительные качества личности каждого человекаИндивидуальный подход к каждому человеку, независимо от финансового состояния и грамотности Единство воспитательных воздействий семьи и педагогов(в качестве которых могут выступать и священнослужители церковноприходских школ)

Учет возрастных особенностей детейУчет влияния географических особенностей на условия проживания просвещаемого населенияОбщение педагогов с детьми не только на занятиях, но и в быту на родном языке

Непрерывность воспитания до конца жизни

Предоставление ребенку возможности самостоятельно противодействовать неблагоприятным условиям среды в сочетании с поддержкой взрослых, что оказывает положительное влияние на становление его характераРезюмируя изложенное,можно сделать вывод о том,что исследование педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова) даёт основания полагать, что они связаны с педагогическими идеями многих русских святителей (Тихон Задонский4, Сергий Радонежский5, Иннокентий Херсонский6, Феофан Затворник7др.), так как основаны на православном богословии, антропологических представлениях о целях и задачах христианской жизни, значении воспитания и образования для становления личности будущего гражданина России. Однако, в отличие от других педагогических систем, система Иннокентия (Вениаминова) отражает специфику именно миссионерской деятельности среди коренных (нерусских) народов СевероВостока России, выявляет особенности национального менталитета и его влияние на христианское воспитание, а главное ‬условия культурных преобразований России, современником которых он явился. Учет географических и природноклиматических факторов, социокультурных особенностей СевероВосточного региона в деле просвещения коренных народов с одновременным включением жизни далёкого российского региона в контекст политической и культурной жизни страны своего времени, позволили святителю Иннокентию (Вениаминову) выразить многообразие идей относительно духовного воспитания и образования не только детей и юношества, но и взрослых людей, обозначить пути достижения этой цели, выявить наиболее эффективные методы миссионерской и просветительской деятельности. Названные обстоятельства позволяют ввести в историю отечественного образования, рассмотренную в данном исследованиииерархическую систему педагогических идей святителя Иннокентия (Вениаминова), актуальных и в ХХIвеке.

4 Иванов А.В. Педагогическая система святителя Тихона Задонского. Автореф.на соиск.уч.ст.канд.пед.наук Елец, 2000.17с.5Карунин Е.А. Сергий Радонежский как покровитель отечественного просвещения//Мир образования образование в мире.2003.№3.С.129133. 6Зайцева А.В. Педагогические идеи в духовном наследиисвятителя Иннокентия Херсонского. Автореф.на соиск.уч.ст.канд.пед.наук. Елец, 2004.16с. 7 Игнатов А.А. Педагогические воззрения и практика духовного воспитания святителя Феофана Затворника. Автореф.на соиск.уч.ст.канд.пед.наук. Курск, 2004.17с.