Система развития речи в школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Трутнева И. В. Система развития речи в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 3. – С. 351–355. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53072.htm.
Аннотация. Речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта. В настоящее время прослеживается рост объема информации, и отсутствие у значительной части обучающихся устойчивых речевых навыков. Комплексное и системное развитие речи является приоритетным направлением образования в школе. Школьная среда благоприятна для формирования навыка рационального использования речевого ресурса, умения связно, логично, точно и уверенно говорить. При создании определённых образовательных условий идёт становление личности, которая умеет строить отношения с людьми, грамотно и четко выражает свои мысли, отстаивает свою точку зрения, добивается решения стоящих перед ней задач, завоёвывает умы и сердца аудитории.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Трутнева Ирина ВалерьевнаКандидат психологических наук, учительлогопед, НОУ «Ломоносовская школа», Москваvvipt@mail.ru

Системаразвития речив школе.

(опыт НОУ«Ломоносовскаяшкола»).

Речь –показатель общей культуры человека, его интеллекта. В настоящее время прослеживается рост объема информации, и отсутствие у значительной части обучающихся устойчивых речевых навыков. Комплексное и системное развитие речи является приоритетным направлением образования в школе. Школьная среда благоприятна для формирования навыка рационального использования речевого ресурса, умения связно, логично, точно и уверенно говорить. При создании определённых образовательных условий идёт становление личности, которая умеет строить отношения с людьми, грамотно и четко выражает свои мысли, отстаивает свою точку зрения, добивается решения стоящих перед ней задач, завоёвывает умы и сердца аудитории.

Речь, учащиеся, система, развитие, индивидуальный, коррекция, школа.



Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,Не знаем мы, покаТы слово не сказал!

Персидский поэт и мыслитель XIIвека Саади

Слово, речь –показатель общей культуры человека, его интеллекта. Внимательное отношение к слову это залогразвитой речи, проявлениялингвистических, творческих, коммуникативныхспособностей личности.Уважение к слову рождает уважение к человеку как владельцу великого дара и помогает адаптироваться в обществе.Развитая речь это способность к гибкости в нахождениивариантов решения одной и той же задачи.Онаформирует мировоззрение, развивает аналитические способности,направляет детей на то, чтобы они оценивали свою и чужую речь, стремились украсить её, получая удовольствие от процесса говорения.Анализируя речевую ситуацию, подросток учится адекватному речевому поведению, т.к. учитывает, с кем он говорит, с какой целью, где, когда и как. Растет личность, совершающаяменьше ошибок в общении,а значит, и меньше подверженнаястрессам.В настоящее время прослеживается рост объема информации, и отсутствие у значительной части обучающихся устойчивых навыков монологической речи. Последовательно, логически обоснованно освещать вопрос, раскрывать тему –базовое общеучебное умение. Умение строить отношения с людьми, грамотно и четко выражать свои мысли, отстаивать своюточку зрения, добиваться решения своих задач в переговорах, завоёвывать умы и сердца аудитории –основа жизненного и профессионального успеха личности. В современном мире потребность в развитии речистоит остро. Новые образовательные стандарты определяютумение «осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации»как одно из важнейших. Успешный молодой человек социально активен, заинтересованно познаёт мир, уважаетдругих людей, умеетвести конструктивный диалог, сотрудничать для достижения общих результатов, осознаётважность образования и самообразования для жизни и деятельности, способенприменять полученные знания на практике.Руководствуясь социальным запросом и общечеловеческими тенденциямиразвития личности,комплексное и системное развитие речимы признаём приоритетным направлением образования в школе. Школьная среда благоприятнадляформированияличности,увереннойв себе, неравнодушнойк происходящему в ближайшем окружении и в обществе в целом. Такая личностьсмело включаетсяв процессы преобразования действительности и способна учитыватьриски этих преобразований.В Ломоносовской школе уделяется огромное внимание формированию речевого мастерства учащихся.Образовательнаяпрограмма«Мастер речи!» (далее –«МР!») ставит своей главной целью системное развитие речи учащихсяв образовательном процессе.Основная задача программы –сформировать навык рационального использования речевого ресурса,как в учебной, так и в повседневной деятельности, выработать умение связно, логично и чётко говорить. В процессе освоения «МР!» учащимся предоставляется возможность:овладетьриторическими понятиями для формирования соответствующих коммуникативных задач;обучитьсяэффективному общению, умению убеждать словом, объяснять свою точку зрения, опровергать ложную;развитьумениестроить своё высказывание в соответствии с речевой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением;научитьсяанализировать и оценивать общение: степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком.Для решения поставленнойзадачиреализуютсявосемь основных направлений деятельности: 1.Диагностика и коррекция речевых навыков учащихся. 2.Интеграция речевых развивающих занятий с учебными предметами.3.Развитие индивидуального стиля речиучащегося.4.Совершенствование форм развивающего досуга: выездных программ и мини тренингов.5.Осуществление преемственности между ступенями обучения.6.Осуществление взаимодействия со специалистами смежных направлений.7.Совершенствование партнерских отношений сродителями.8.Обобщение и систематизация накопленного опыта.Опыт показал, что для реализации данных направлений необходимо создание ряда условий.Условие 1. Привлечение к работе высоко профессиональногопедагогическогоколлектива, который работает не только в рамках своего предмета, аможет интегрировать программное содержание урока с задачами развития речи (например, при проведении уроков математики, физики, биологии, географии и т.д.).Ученик не просто высказываетсвои мысли и транслируетзнания по содержанию урока, но и стремится соблюстиграмматические и стилистические правила речи.Условие 2. Применение методов здоровьесбережения, к которым мы относим приёмы по речевой саморегуляции, занятия по уверенному публичному выступлению, консультации перед устными зачётами, защитами курсовых проектов, литературными конкурсами. Условие 3. Выстраивание работыисходя из возможности непосредственного применения полученных умений на практике, что позволяет ребёнку осознать значимость занятий,мотивирует к дальнейшим достижениям. Принцип практикоориентированности предполагает подготовку к конкретным конференциям, семинарам, дискуссиям, митингам, олимпиадам и другим публичным выступлениям,где стоит задача отстоять свою позицию, продемонстрировать результаты своего труда.Условие 4. Коррекция речи учащихся (звукопроизношения, логоневроза, дислексии) на индивидуальных логопедических занятиях, а также использование комнаты психологической разгрузки, театра теней с дисграфиками для развития мелкой моторики пальцев рук, рисование на песке и т.д.Условие 5. Построение перспективных динамических связей между учебными параллелями. Введение универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике. Например, в Ломоносовской школе осуществлены по параллелям:5е классы –техника речевого поведения (уместность, точность, чистота, логичность, выразительность речи);коррекция звукопроизношения;речевое дыхание;6еклассы –речевая включённость –активное слушание, отклик на вербальный посыл;интервью –умение ставить вопросы и давать развёрнутые и краткие ответы;7ые классы–речевой экспромт (умение пользоваться речевыми заготовками, шаблонами, уловками);8ые классы –активизация словаря лексика (антонимы, синонимы, жаргон, устаревшие слова, говор, диалект, нецензурная лексика);грамматика построения фраз и согласование слов;9ые классы–тактика ведения диалога; кинесика (жесты, позы, мимика);10ые классы–спор, дискуссия, полемика;паралингвистика (использование интонаций, пауз, реплик, словвставок);речевые заготовки;экспромт.Условие 6. Расширение круга речевой деятельности учащихся, создание речевых ситуаций: дискуссионные клубы с приглашёнными деятелями культуры и искусства, политиками, круглые столы,конференции,встречи общественными деятелями, в школе и вне школы, интервью, участие в литературных конкурсах, выступление в СМИ, участие в общественных и благотворительных акциях.Условие 7. Тесное взаимодействие междуструктурными подразделениями школы:психологологопедическойслужбой,лабораторией «ИнтеллекТ»,газетой«Ломоносовец»,студиями и секциями дополнительного образования(в том числе посредством интервью, вокала, конкурсов), и т.д., –ивнешкольными:органамивласти, общественными организациями,СМИ.Условие 8. Определение индивидуальнойтраекторииразвития личности.С помощью классного руководителя, психолога, специалиста по развитию речи, и родителей учениксоставляет индивидуальный образовательный план (ИОП). Для этой цели проводитсядиагностика устной и письменной речи, беседы с родителями. Кроме того,анализируется и корректируется умение организовыватьучебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; способность работатьиндивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты,на основе согласования позиций и учёта интересовформулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.Условие 9. Обеспечение возможности дляобучаемого объективно оценивать свои успехи и видеть недостатки при совместном анализе аудиовидео записей своих выступлений, домашних заданий. При этом ученик использует диктофон и другие средства записи, выполняя домашние речевые задания, например, в автомобильных пробках.Условие 10. Информирование родителей с целью активного их участия в образовательном направлении «Мастер речи!», информирование и демонстрация достижений детей в развитии речи, корректирование плана дальнейшей работы.Условие 11. Построение практикоориентированныхзанятийна реальных жизненных ситуациях. Упражнения становятся близки, доступны, легко усваиваются, свободно и немедленно могут быть использованы в практике.Условие 12. Взаимодействие и стимулирование деятельности педагогов.Для этой цели проводятсясеминары, практикумы, консультации, погружение, обсуждение в формате педагогическихсоветов и малых педсоветов. Ведется периодический (2 раза в год) мониторинг уровня речевого развития,индивидуального речевого ресурса ребёнка с последующей при необходимости корректировкой деятельности.В настоящее время в Ломоносовской школе созданы вышеперечисленные условия. В процессе реализации основных направлений деятельности по системному развитию речи можно констатировать, что поставленнаяцель достигается. Так, например, в рамках мониторинга уровня речевого развития в школе организован подборобъективных методик диагностики, разработаны и определены критерии:

1.информативная насыщенностьречи;2.логичность, последовательностьвысказываний;3.образность, эмоциональность, выразительностьречи;4.чистота речи;5.точность, ясность, простотавысказываний.Комплексный характер направления позволяет включать работу по развитию речи в учебную и во внеучебную деятельность школы:•Интегрированные уроки.•Открытые устные зачёты.•Речевые игры.•Игрыпрактикумы.•Речевые упражнения.•Литературные вечера.•Речевые конкурсы.•Уроки риторики.•Элективный курс.•Курсовые работы.•Конференции.•Семинары.•Акции.•Дискуссионный клуб.•Школа спикеров.•Анализ видеои аудиоматериалов.•Консультации.Выявлено, что впроцессе работы у учащихся формируются следующие компетенции:1)подготовка и написание текста, яркое эффектное произнесение, умение остроумно отвечать на вопросы и уходить от ответа, выступление в неблагоприятных условиях («искусство публичного выступления»);2)ведениедиалогас различными собеседниками («тактика ведения диалога»);3)способность в устной речи выражать мысли точно, чисто, логично, выразительно, уместно («техника речевого поведения»);4)ведение спора, дискуссии, полемики («неудобный собеседник»);5)умение ставить вопросы и давать развёрнутые и краткие ответы («интервью»);6)психофизиологическое сопровождение речи («речевое дыхание», «чёткая дикция», «постановка голоса, тембр, тон, высота, динамичность», «коррекция звукопроизношения»);7)умение пользоваться речевыми заготовками, шаблонами, уловками («речевой экспромт»);8)активное слушание, отклик на вербальный посыл («речевая включённость»);9)владение слоговой структуройслова («ритм, темп, чёткость»);10)владение грамматикойпостроения фраз и согласованияслов(«грамматическая основа речи»);11)владение лексикой(«антонимы, синонимы, жаргон, профессиональный жаргон, устаревшие слова, говор, диалект, нецензурная лексика»);12)способность эффективно использовать интонации, паузы, реплик, словавставки («паралингвистика»);13)владениеприемами кинесики («использованиежестов, поз, мимики»).При такой работе учащиеся имеют возможность определить личностные резервы, использовать свои сильные стороны, нивелировать слабые, что позволяет им формировать свой индивидуальный стиль речи, приводящий к успеху, стать настоящим Мастером Речи!

Ссылки на источники:1.Анисимова Г.В., Гимпельсон Е.Г.,Современная деловая риторика: Учебное пособие. М.: МОРЭК, 2002.

2.Баева О.А.,Ораторское искусство и деловое общение. –Изд. 5е. –М.: Новое знание,2005.3.Ладыженская Т.А., Уроки риторики в школе. М.: Баласс,2000.4.Стернин И.А.,Практическая риторика. –Изд. 4е. –М.: Академия,2007.5.Тимошенко Т.Е.,Риторика: практикум. М.: Флинта: Наука, 2009.

Trutneva Irina ValeryevnaCandidate of psychological sciences, teacherlogopedist, NOU «Lomonosov school», Moscowvvipt@mail.ru

System of development of speech at school. (NOU experience «Lomonosov school»).

Speech –an indicator of the general culture of the person, his intelligence. Now growth of volume of information and absence at a considerable part of being trained steady speech skills is traced. Complex and system development of speech is the priority direction of education at school. The school environment is favorable for formation of skill of rational use of a speech resource, ability coherently, logically, exact and sure to speak. At creation of certain educational conditions there is a formation of the personality which is able to build the relations with people,competently and accurately expresses the thoughts, defends the point of view, achieves the solution of tasks facing it, wins minds and audience hearts.

Speech, pupils, system, development, individual, correction, school.